когда впервые был использован термин социология в каком веке

Социология

Лекция 1 Социология как наука

Лекция 1 СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1.1. Объект и предмет социологии

1.2. Структура социологического знания

1.3. Функции социологии

1.4. Социология в системе наук

1. Лекция 1

Объект и предмет социологии

1.2. Структура социологического знания Социология как наука имеет многоаспектовое и многоцелевое назначение. I. Одним из самых распространенных критериев структуры социологии является функции знания.

Исходя из этого показателя выделяют три уровня:

1.Фундаментальный – здесь происходит разработка теоретической базы социологии, осуществляется взаимосвязь с другими науками;

3. Социальная инженерия – уровень практического внедрения научных знаний. II. По уровню исследования, также еще его называют масштабным подходом, различает макро и микро-социологию. Макросоциология изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.). Микросоциология – сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности). Следует иметь в виду, что эти уровни не могут рассматриваться как находящиеся на различных плоскостях и не соприкасающихся друг с другом. Напротив, они тесно взаимосвязаны.

1.3. Функции социологии Социология выполняет в обществе множество различных функций.

Главные из них таковы:

2. прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических научных и социальных задач;

4. мировоззренческая – связана с оценочной деятельностью человека, помогает выработать его ориентацию в обществе, сформулировать отношение к окружающим;

5. социальный прогноз и контроль – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития;

6. гуманистическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научнотехнического, социально-экономического и социально-культурного развития общества;

Социология в системе наук

Источник

Социология

когда впервые был использован термин социология в каком веке. картинка когда впервые был использован термин социология в каком веке. когда впервые был использован термин социология в каком веке фото. когда впервые был использован термин социология в каком веке видео. когда впервые был использован термин социология в каком веке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда впервые был использован термин социология в каком веке.

Содержание

Классификация социологии

В структуре социологии принято выделять три уровня:

Социологию также подразделяют на макросоциологию и микросоциологию — в зависимости от того, на каком уровне изучается общество — макроуровне или микроуровне. На макроуровне изучаются большие социальные системы и процессы в рамках целого общества, на микроуровне — малые социальные системы и социальные взаимодействия. Макросоциология изучает большие социальные структуры — социальную структуру общества, социальные институты, большие социальные группы, социальные общности и слои, а также процессы, происходящие в них, микросоциология — малые социальные взаимодействия и группы, социальные сети и отношения, возникающие между отдельными людьми.

Понятие социальной реальности и социального пространства

Социальная реальность — пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени. Социальное пространство — самое широкое понятие, использующееся для описания социальной реальности. Большинство социологов определяют его как результирующую социальных связей. Например, Пьер Бурдье считает, что социальное пространство — систематизированные пересечения связей между социальными позициями, обладающими силовым воздействием на людей, занимающих данную социальную позицию. Пётр Штомпка полагает, что социальное пространство — сеть событий в определённый момент времени.
М.Фуко создал концепцию дисциплинарного пространства: способ организации социального пространства есть способ проявления социального контроля, форма власти.
Ю.Лотман рассматривал социальное пространство как разграничения на внутреннее и внешнее. Это семиотический процесс. Внутреннее пространство воспринимается как упорядоченное, организованное, значимое, а внешнее — наоборот. Граница носит символический характер и проявляется через язык, знания, ритуалы.
И.Гофман анализировал микросоциальные пространства и поделил социальное пространства на два плана — передний, соответствующий нормам, и задний, ненормативный.

Социология как полипарадигмальная наука

Парадигма — теоретико-методологическая основа и принцип социологии. Большинство парадигм делится на два направления — макросоциологию и микросоциологию, которые основаны на различном представлении о природе социальной реальности.

Микро- (субъект)Макро- (объект)
1. Понимание социальной реальности
Индивидуальная (номинализм)Надиндивидуальная(холизм)
2. Значение объективных и символических аспектов жизни
Субъективизм (феноменологическое понимание)Объективизм (позитивистское понимание)
3. Значение внешних и внутренних факторов
Внутренние факторы (действие)Внешние факторы (структура)
4. Преобладающие подходы к социальным механизмам
Деятельностно-активистскийСтруктуралистский
5. Степень свободы индивида
Индетерминизм (случайность, абсолютная свобода)Детерминизм (причинная обусловленность)

Социология в рамках позитивизма

С точки зрения методологии позитивизма социология является естественной наукой. Упор на эмпиризм и научные методы даёт основание социологическим исследованиям, предполагая, что единственное аутентичное знание — это научное знание, которое может быть получено путём положительного подтверждения.

«Наша главная цель — расширить научный рационализм, применив его к человеческому поведению… То, что называют нашим позитивизмом, есть не более чем следствие этого рационализма.»

— Эмиль Дюркгейм, «Правила социологического метода» (1895).

В оригинальной контовской трактовке, «позитивизм» означает применение научных методов к раскрытию законов физической и человеческой реальности, тогда как «социология» является более всеобъемлющей наукой, синтезирующей знания о путях улучшения общества.

— Лестер Уорд, Очерки социологии (1898). [8]

С тех пор понятие позитивизма утратило своё первоначальное значение: существует не менее дюжины различных эпистемологических подходов, относящих себя к позитивизму. Тем не менее, в современной социологии позитивизм (понимаемый как научный подход к изучению общества) остаётся доминирующей парадигмой, особенно в США.

Французский социолог Луис Вокант выделяет три главные разновидности позитивизма: Дюркгеймовский, логический и инструментальный. Хотя Дюркгейм отвергает большую часть философии Конта, он оставляет и совершенствует её метод. Дюркгейм поддерживает утверждение о том, что науки об обществе являются логическим продолжением естественных наук в сферу человеческой активности, и настаивает на том, что они должны сохранить свои объективность, рационализм и взгляд на причинность. Он разработал понятие объективного «социального факта» sui generis, для того, чтобы выделить уникальный эмпирический объект, подлежащий изучению в рамках социологии.

Разновидностью позитивизма, которая остаётся преобладающей в наши дни, является инструментальный позитивизм. Этот подход сторонится эпистемологических и метафизических рассуждений о природе социальных фактов в пользу методологических дебатов, касающихся ясности, воспроизводимости, надёжности и достоверности. Такой позитивизм в некоторой степени является синонимом количественных исследований. Институционализация этой ветви социологии часто ставится в заслугу Полу Лазерсфельду, проводившему широкомасштабные социологические исследования и разработавшему статистический инструментарий анализа их результатов. Результатом этого подхода является создание мезотеорий, если пользоваться терминологией Роберта Мертона: абстрактных утверждений, следующих из отдельных гипотез и эмпирических закономерностей, нежели абстрактных идей об устройстве общества в целом.

Макросоциология

Главной проблемой макросоциологии можно считать вопрос, каким образом в полностью детерминированной социальной реальности может существовать индивидуальная свобода?
Основные концепции: Эмиль Дюркгейм (Структурный функционализм), Т. Парсонс (Структурный функционализм), К. Маркс (Теория социального конфликта), Н. Луман (Теория социальных систем), К. Леви-Стросс, М. Фуко (Структурализм), Р. Дарендорф (системный конфликт).

При макросоциологическом подходе применяются различные концепции социальных изменений — теория прогресса и циклические теории; теории линейной и нелинейной социальной динамики (теории катастроф, экстремальных ситуаций,хаоса, социальной синергетики и др.).
На макросоциологическом уровне анализируется социальная структура общества и её основные элементы:

В макросоциологии рассматриваются проблемы социального неравенства в связи с неравенством социальных позиций:

Микросоциология

Главной проблемой микросоциологии можно считать вопрос — если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами?
Теории разрабатывали: Макс Вебер (Понимающая социология), Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д. Г. Мид (Интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).
Подход базируется на идеях М. Вебера. Социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков.

В рамках этой парадигмы сформулирована теорема Томаса: Если ситуация определяется человеком как реальная, то она реальна по своим последствиям.

Во всех макросоциологических моделях не принимаются во внимание индивидуальные черты личности. В свою очередь, все микросоциологические модели определяют человека и личность, исходя только из индивидуальных компонентов. Сохраняется дилемма человек-общество, адекватных синтетических попыток пока нет.

Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:

В рамках микросоциологии рассматриваются также социализация, социальное действие, социальное взаимодействие, изучаются малые группы.

Методы социологии

Теоретические концепции — основа для эмпирических исследований. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы.

Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.

Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления. Существует множество отраслей социологии, их число продолжает расти. С социологией также тесно связаны такие науки, как психология, политология, культурология, антропология и другие гуманитарные дисциплины.

Социология как наука использует ряд методов:

Источник информацииМетоды
ДокументальныйАнализ документов, контент-анализ.
Внешние проявления социальных явленийНаблюдение
ЧеловекОпрос (анкета, интервью)
Малая группаСоциометрический опрос
Социальный опытЭкспертный опрос
Организованная группаЭксперимент

1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включённым и не включённым. Научное наблюдение доказывается на практике. Включённое наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри». Также наблюдение может быть скрытым или открытым, в зависимости от того, знает ли объект наблюдения об этом.

2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.

Социологические труды

Переводные

Отечественные

Социологические организации

Организации в России

Научно-исследовательские институты

Исследовательские центры

Ассоциации и общества

Профессиональные журналы

Социологическое образование

Организации в других странах

Научно-исследовательские центры

когда впервые был использован термин социология в каком веке. картинка когда впервые был использован термин социология в каком веке. когда впервые был использован термин социология в каком веке фото. когда впервые был использован термин социология в каком веке видео. когда впервые был использован термин социология в каком веке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда впервые был использован термин социология в каком веке.

Ассоциации и общества

Профессиональные журналы

Направления социологии

См. также

Связанные дисциплины

Центральные понятия

Примечания

Ссылки

ОбществознаниеИзучаемые наукиФилософия • Социология • Политология • Право • Экономика • Культурология • История • Социальная психологияИстория дисциплиныОбществоведение (1960-е — 1991) • Обществознание (2000 — н. в.)МетодистыА. И. Кравченко • Е. А. Певцова • Л. Н. Боголюбов • А. Ю. Лазебникова • Т. Е. Лискова • Е. Л. Рутковская • Н. И. Городецкая • Л. В. Иванова • А. И. Матвеев • Ю. И. АверьяновКонкурсыВсероссийская олимпиада школьников по обществознанию • Всероссийская олимпиада школьников по истории • Всероссийская олимпиада школьников по праву • Всероссийская олимпиада школьников по экономике • Всероссийская олимпиада школьников по мировой художественной культуре • Международная философская олимпиада

Полезное

Смотреть что такое «Социология» в других словарях:

социология — социология … Орфографический словарь-справочник

СОЦИОЛОГИЯ — (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым … Философская энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка

Социология 4М — «Социология: 4М» Специализация: научный социологический журнал Периодичность: 2 номера в год Язык: русский Страна … Википедия

социология — и, ж. sociologie f. Наука об обществе и законах его развития. БАС 1. В прекрасной статье Исторические идеи Огюста Конта он на самом Конте показывает, как и для этого предполагаемого основателя социологии история служит арсеналом, из которого он… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Социология — Социология ♦ Sociologie Наука об обществе или об обществах. Термин предложил Огюст Конт, однако подлинным основателем социологии как научной дисциплины считается Дюркгейм. Именно он предложил рассматривать факты социальной жизни как вещи, то … Философский словарь Спонвиля

СОЦИОЛОГИЯ — (от латинского societas общество и. логия), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей.… … Современная энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ — СОЦИОЛОГИЯ, социологии, мн. нет, жен. (от лат. socius состоящий в обществе, в сообществе и греч. logos Учение). Наука об обществе и его развитии. Буржуазная социология, как и сам термин, получила начало в работах О.Конта. Учение об общественно… … Толковый словарь Ушакова

социология — обществоведение Словарь русских синонимов. социология сущ., кол во синонимов: 8 • макросоциология (1) • … Словарь синонимов

СОЦИОЛОГИЯ — наука об обществе, общественных отношениях, закономерностях общественного развития, социальных группах и их взаимодействии. Создателем социологии считают греческого философа Аристотеля. Социология тесно граничит с экономической наукой. Райзберг Б … Экономический словарь

Источник

Социология

когда впервые был использован термин социология в каком веке. картинка когда впервые был использован термин социология в каком веке. когда впервые был использован термин социология в каком веке фото. когда впервые был использован термин социология в каком веке видео. когда впервые был использован термин социология в каком веке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда впервые был использован термин социология в каком веке.

Учебное пособие написано в соответствии с программой курса «Социология», разработанного на кафедре. К каждой теме предлагаются контрольные вопросы, усвоение ответов на которые позволяет успешно пройти аттестацию. Усвоение материала по конкретно-социологическим исследованиям позволит студентам успешно работать над дипломной. Вопросы плана каждой темы являются также вопросами для зачета. Пособие адресовано студентам очной и заочной формы обучения

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Объект и предмет социологии.

2. Социология и философия, социология в системе социальных наук.

3. Уровни социологического знания.

4. Функции социологии.

5. Краткая история развития социологической мысли.

Термин «социология» впервые был употреблен О.Контом в 40 гг. ХIХ века. В буквальном смысле «социология» (от фр. Sociologie) означает «наука об обществе, о социальной жизни».

Люди давно пытались понять механизмы социальных процессов, роль и место человека в жизни социума. Но только к ХIХ веку сложились условия для формирования науки об обществе, новому типу социального знания. Именно О. Конт и Г. Спенсер заложили основы социологии.

Как известно, в ХVIII-ХIХ вв. происходит разрушение феодального общества, для которого была характерна тотальная регламентация экономической, политической и духовной жизни общества. Старые механизмы регулирования, основанные на традициях и обычаях, разрушаются. Новое общество провозглашает свободы и права человека, его духовную и экономическую независимость, политическую автономность.

Для того, чтобы реализовать эти идеи, надо было знание социальных процессов жизнедеятельности социальных групп, общностей и организаций. И эти знания должны быть реальными, должны помочь сформировать новые механизмы социального управления.

Особо обострилась потребность в научных знаниях в связи с бурным развитием новых политических (классовая борьба и т.д.) и экономических процессов. Свободная конкуренция поставила в зависимость результаты деятельности от знания настроений и ожиданий людей. В результате появляется социология — наука, помогающая понять обществу основы социального взаимодействия людей.

Таким образом, с самого начала объектом социологии как науки является общество. Напоминаем, что под объектом познания имеются в виду те явления действительности, на которые направлена познавательная деятельность. Но, как известно, общество изучается многими науками (философией, историей, этнографией и т.п.), а это значит, что объект исследования у них один и тот же. Следовательно, чтобы отличить социологию от других социальных наук, надо вычленить ее предмет исследования. Именно он позволяет отделить одну науку от другой. Под предметом познания имеют в виду специфический фрагмент, срез, сторону объекта, который вызывает познавательный интерес со стороны той или иной науки.

Предмет социологии, в этом смысле, определяется социологами по — разному. Здесь нет единого мнения, поскольку изучаются многообразные социальные процессы. У нас длительное время определение социологии сводилось к следующему: социология — это наука о законах функционирования и развития общества как социальной системы.

Что касается зарубежных социологов, то они, как правило, не ставят целью строго и однозначно определить предмет социологии, что, вероятно, сделать и невозможно. Так, известный социолог П. Сорокин в своей работе «Человек, цивилизация, общество» (М., 1992. С.534) предмет социологии характеризует как «поведение людей, живущих в среде себе подобных». Многие социологи-эмпирики склоняются в последнее время к тому, что главное не определить предмет (он может меняться от одного этапа развития социологии к другому), а усвоить методологические и методические методы и техники социальных процессов. Однако, мы с вами выберем одно из двух предложенных определений.

Как наука социологическое знание формируется на основе философского, точнее, социально-философского знания. Известно, что основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт людей, на достижения культуры и науки. При этом философия стремится выявить сущность и конечные причины и духовные основания взаимодействия людей в социуме. То есть философию интересуют смысложизненные вопросы, всеобщность и целостность постижения социальной жизни.

Естественно, что социология не может не опираться на достижения философской мысли, поскольку социологу необходимо целостное видение проблемы, умение в единичном увидеть общее, существенное. Вместе с тем, социологу требуется знание реальных социальных процессов, а их невозможно постичь умозрительно, не опираясь на чувственный опыт и не используя эмпирические методы (например, наблюдение, эксперимент и т.д.). Социология должна уметь, в отличие от философии, давать ответы на конкретные вопросы. Для этого она вырабатывает свой понятийный аппарат, с помощью которого возможно изучать не общество «вообще», а реальное общество с реальными процессами. Для этого понятия социологии должны подчиняться однозначной интерпретации.

Таким образом, социология изучает реальное общество, общество как целостность, как систему, опираясь при этом на эмпирические методы.

Социология отличается и от других социальных наук (истории, этнографии, политэкономии и др.).

1. Во-первых, социология изучает общество, что мы уже отмечали, как единую целостную систему, как особый и единый организм. В то время как другие социальные науки обращаются к частным социальным явлениям (экономическим, политическим, демографическим и т.д.).

Социология тоже может познавать частные социальные явления, но в этом случае ее интересуют связи их с функционированием общества как целого.

2. Исследуя конкретные сферы жизни общества, социолог пытается постичь, какие конкретные механизмы позволяют общесоциальным свойствам реализоваться в разных сферах.

3. Социолог все анализирует с точки зрения интересов людей, их потребностей и ожиданий.

Анализируя социологию как систему научного знания, мы должны отметить, что она включает в себя теоретический и эмпирический элементы, теорию и эмпирию.

До начала ХХ в. теоретические и эмпирические исследования протекали как бы параллельно, практически не пересекаясь друг с другом. И лишь французский социолог Э. Дюркгейм попытался их соединить. Но до сих пор не утихают споры между эмпириками и теоретиками со взаимными обвинениями в абсолютизации роли одного из этих элементов социологического знания.

Как представляется роль теории и эмпирии в общей системе социологического знания.

1. Теория дает смысловое объяснение фактам. Факты — только статистика, их еще надо интерпретировать.

Эмпирия дает знание частностей (факты), а как частности связаны друг с другом — на это может ответить только теория.

2. Теория дает ориентиры для эмпирических исследований. Эмпирические знания (факты) для социологии не цель, а лишь средство.

3. Без фактов ни одно теоретическое построение не может считаться обоснованным, и не может быть построено научное понимание.

Итак, социология органично включает в себя теорию и эмпирию, теоретические и эмпирические методы. Но в зависимости от конкретных задач исследования пропорции теории и эмпирии могут быть различны.

Это является основанием для выделения различных уровней социологического знания. Принято выделять следующие уровни:

1. Уровень общесоциологических теорий. Здесь рассматривается общество как целостная система, состоящая из подсистем. Подобного рода теоретические конструкции определяют общий подход социолога к осмыслению социальных явлений, задают направленность научных поисков и интерпретацию эмпирических фактов. Общесоциологические теории позволяют создать теоретическую модель общественной жизни как некоторой целостности.

2. Теории среднего уровня. В социологический обиход этот уровень введен Р. Мертоном.

Социологические теории этого уровня изучают подсистемы общества, их внутренние связи и взаимодействия. Для всех их характерно: опора на эмпирическую базу, описание фактов и их обобщение на основе той или иной теории. Словом, здесь эффективно взаимодействуют теория и эмпирия.

Поскольку можно выделять многообразные подсистемы общества, то в соответствии с этим говорят о социологии труда, образования, семьи, права, физической культуры и спорта и т.д.

3. Уровень конкретно-социологических исследований (эмпирическая социология), или КСИ. Научная цель — получение конкретных знаний, которые называют социальными фактами.

Особенность социальных фактов — констатация тех или иных процессов. Социолог, получив факты, может их описывать, систематизировать и классифицировать. Теоретические идеи здесь появляются в постановке цели эмпирических исследований, их гипотез.

Чтобы объяснить факты, интерпретировать их, социолог-эмпирик вынужден обращаться к теоретическим уровням. Именно здесь он выбирает теорию, которая, по его мнению, может объяснить факты. А это свидетельствует о том, что эмпирия не может обойтись без теории, ценность их в единстве, и она наиболее очевидно проявляется в функциях.

По поводу того, сколько функций можно выделить, нет единого мнения. Каждый социолог проявляет здесь со всей смелостью свой уровень знаний и понимания.

Мы предлагаем выделять следующие функции:

1. Познавательная. Социология дает нам знание законов функционирования общества как системы и ее подсистем, знание методов и техники социального познания.

2. Прикладная, или практическая. Она свидетельствует о том, что социальное знание получает свой смысл только тогда, когда используется в социальной практике.

3. Методологическая. Понятие, категории и методы социологии используются частными социальными науками в качестве методов познания тех социальных явлений, на познание которых они нацелены.

4. Прогностическая функция. Она направлена на построение моделей общества, ее подсистем и выявления логики и направления их развития в будущем. Прогнозирование возможного будущего обеспечивает целевое развитие социальных систем.

Как мы уже отмечали, история социологической мысли насчитывает в своем развитом виде менее двух веков. Однако, даже эта короткая история показывает путь общества от незнания к знанию своей собственной природы. Причем этот путь вбирает в себя плюрализм развития социологической мысли.

Историю развития социологической науки в ее кратком изложении можно представить в виде двух этапов: 1 — социология ХIХ в. и 2 — социология ХХ в.

Не касаясь предистории, можно отметить, что в ХIХ веке социология развивается в трех направлениях: классическом, неклассическом и смешанном.

Классическая социология развивалась в работах ее классиков: О. Конта (1798-1857), Г. Спенсера (1820-1903) и Э. Дюркгейма (1858-1917).

Не вдаваясь в подробный анализ их работ, отметим основные идеи классической социологии.

О. Конт и его последователи считали, что общество подчиняется тем же законам, что и природа, никаких особых закономерностей в обществе не существует.

Более того, общество развивается эволюционно и прогрессивно. Всякая революция есть аномалия. Задача социологии — установить солидарность и согласие в обществе.

Обобщая высказанные Контом и Спенсером идеи, Э. Дюркгейм сформулировал основные принципы социологии.

1. Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности.

2. Социология должна строиться по образу позитивных (естественных) наук.

3. Методы социального исследования должны быть такими же точными и строгими.

4. Важнейшим критерием научности является объективность знаний без каких-либо элементов субъективности, что достигается за счет опоры на факты. Всякое социальное явление, социальное действие может рассматриваться как объективное, а, следовательно, может быть исследовано с помощью объективных методов естественных наук.

Другой тип социологии — неклассический разрабатывался Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864-1920). В основе их методологии лежит представление о противоположности законов природы и общества. На этой основе выделяется два типа научного знания: науки о природе (естествознание) и науки о культуре (гуманитарные). Каждому типу знания соответствуют свои методы. Для гуманитарных наук характерен метод понимания и отношения к ценностям.

Наблюдая за поведением людей, социолог должен объяснить его на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Из этого делается вывод, что есть различие между социальной теорией и самой действительностью. Поэтому научная теория не может претендовать на большее, чем выяснение причин совершившихся событий. И здесь большое значение имеет знание общечеловеческих ценностей, поскольку они задают направленность человеческому мышлению. Человеческие ценности, считает М. Вебер, объективны, поэтому социолог на их базе может создать некоторые социальные схемы объяснения бытия, с которыми можно сравнивать историческую реальность.

Кроме классической и неклассической социологии в истории социологии встречается их синтез. Он был реализован в социальной теории К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. Они сформулировали принципы материалистического учения об обществе. Они, как и позитивисты, рассматривали социальные явления как факты и стремились объяснить социальные процессы по образцу естественных наук. Предметом социологии они считали изучение основных закономерностей развития общества.

Их принципы сводятся к следующему:

1. Признание закономерности общественного развития.

2. Развитие общества связывается с принципом детерминизма.

3. Признание поступательного и прогрессивного развития общества.

4. Признание своеобразия законов развития общества, которые определяются диалектикой объективных законов и сознательной деятельности людей.

Стремление соединить объективность законов с сознательной деятельностью людей и делает эту социологию своеобразной. Поэтому некоторые социологи называют этот тип социологии смешанным.

Развитие социологии ХХ века во многом опирается на принципы, разработанные Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Здесь присутствует множество школ и направлений, причем многие теории рассматриваются как равноценные, имеющие право на существование.

Большинство социологических теорий можно разделить на два типа: макросоциологические и микросоциологические.

Макросоциологические теории исходят из того, что только поняв общество в целом, механизмы и факторы его функционирования, можно понять и личность. Среди ведущих макросоциологических доктрин можно отметить функционализм (Р. Мертон, Т. Парсонс и др.) и теорию конфликтов (Р. Дарендорф, Р. Миллс, Л. Козер).

Микросоциологические теории исходят из анализа межличностных взаимодействий и от них идут к объяснению жизни общества. Широкое распространение получили здесь теории обмена, символического интеракционизма и др. Они отстаивают положение о том, что основой социальной жизни является повседневная интеракция (взаимодействие) (Г. Мид и др.).

Основные идеи этих теорий мы будем рассматривать в последующих лекциях.

Пытаясь дать целостное описание социальной жизни, эти теории стремятся осмыслить роль различных факторов и получить эмпирические данные для обоснования своих идей. Так возникают теории малых групп, социальных ролей, социальной стратификации и социальной мобильности. И особенно широкое развитие получила индустриальная социология.

1. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. — Ростов-на-Дону. 1996.

2. Комаров М.С. Введение в социологию. — М., 1994.

3. Радугин А.А. Социология. — М., 1966.

4. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. — Екатеринбург. 1998.

5. Волков Ю.Г. и др. Социология. — Ростов-на-Дону. 1999.

1. Объект и предмет социологии.

2. Социально-экономические предпосылки возникновения социологии.

3. Научно-теоретические предпосылки появления социологии как науки.

4. Что общего между социологией и философией.

5. Отличие социологии от философии.

6. Отличие социологии от других социальных наук.

7. Назовите уровни социологического знания.

8. Какую роль играет теория в системе социологического знания.

9. Роль эмпирии в социологическом знании.

10. Какие функции выполняет уровень общесоциологических теорий.

11. Что познают теории среднего уровня.

12. Что собой представляет уровень конкретно-социологических исследований.

13. Можно ли утверждать, что социологические теории формируются на основе социальных фактов.

14. Что такое социальный факт. Кто ввел в социологию это понятие и с какой целью.

15. Назовите основные функции социологии.

16. Суть классической социологии.

17. Отличие классической социологии от неклассической.

18. Основные черты «смешанной» социологии.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также

когда впервые был использован термин социология в каком веке. картинка когда впервые был использован термин социология в каком веке. когда впервые был использован термин социология в каком веке фото. когда впервые был использован термин социология в каком веке видео. когда впервые был использован термин социология в каком веке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда впервые был использован термин социология в каком веке.

Как собрать данные в полевом качественном исследовании. Учебное пособие

когда впервые был использован термин социология в каком веке. картинка когда впервые был использован термин социология в каком веке. когда впервые был использован термин социология в каком веке фото. когда впервые был использован термин социология в каком веке видео. когда впервые был использован термин социология в каком веке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда впервые был использован термин социология в каком веке.

Социология международных отношений

Немирова Наталья, 2017

когда впервые был использован термин социология в каком веке. картинка когда впервые был использован термин социология в каком веке. когда впервые был использован термин социология в каком веке фото. когда впервые был использован термин социология в каком веке видео. когда впервые был использован термин социология в каком веке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда впервые был использован термин социология в каком веке.

Основы социологии и политологии

Николай Демидов, 2015

когда впервые был использован термин социология в каком веке. картинка когда впервые был использован термин социология в каком веке. когда впервые был использован термин социология в каком веке фото. когда впервые был использован термин социология в каком веке видео. когда впервые был использован термин социология в каком веке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда впервые был использован термин социология в каком веке.

Социология труда: Методические указания к курсовым работам

Андрей Алексеевич Булков, 2018

когда впервые был использован термин социология в каком веке. картинка когда впервые был использован термин социология в каком веке. когда впервые был использован термин социология в каком веке фото. когда впервые был использован термин социология в каком веке видео. когда впервые был использован термин социология в каком веке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда впервые был использован термин социология в каком веке.

Трехсекторальное социальное партнерство

Н. Г. Хорошкевич, 2018

когда впервые был использован термин социология в каком веке. картинка когда впервые был использован термин социология в каком веке. когда впервые был использован термин социология в каком веке фото. когда впервые был использован термин социология в каком веке видео. когда впервые был использован термин социология в каком веке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда впервые был использован термин социология в каком веке.

Социология. Краткий курc

Коллектив авторов, 2014

когда впервые был использован термин социология в каком веке. картинка когда впервые был использован термин социология в каком веке. когда впервые был использован термин социология в каком веке фото. когда впервые был использован термин социология в каком веке видео. когда впервые был использован термин социология в каком веке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда впервые был использован термин социология в каком веке.

Корпоративная социальная ответственность и социальное развитие предприятий

когда впервые был использован термин социология в каком веке. картинка когда впервые был использован термин социология в каком веке. когда впервые был использован термин социология в каком веке фото. когда впервые был использован термин социология в каком веке видео. когда впервые был использован термин социология в каком веке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда впервые был использован термин социология в каком веке.

Переговоры в социальной работе

Ольга Аллахвердова, 2017

когда впервые был использован термин социология в каком веке. картинка когда впервые был использован термин социология в каком веке. когда впервые был использован термин социология в каком веке фото. когда впервые был использован термин социология в каком веке видео. когда впервые был использован термин социология в каком веке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда впервые был использован термин социология в каком веке.

Общество как объект социологического анализа

Николай Вахнин, 2019

когда впервые был использован термин социология в каком веке. картинка когда впервые был использован термин социология в каком веке. когда впервые был использован термин социология в каком веке фото. когда впервые был использован термин социология в каком веке видео. когда впервые был использован термин социология в каком веке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда впервые был использован термин социология в каком веке.

Группа авторов, 2013

когда впервые был использован термин социология в каком веке. картинка когда впервые был использован термин социология в каком веке. когда впервые был использован термин социология в каком веке фото. когда впервые был использован термин социология в каком веке видео. когда впервые был использован термин социология в каком веке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда впервые был использован термин социология в каком веке.

Социальная имитация: опыт анализа символической социальной реальности

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *