когда в россии состоялись первые в ее истории всеобщие и равные выборы какой орган избирался
Публикации
Сто лет назад в России состоялся масштабный эксперимент проведения первых демократических выборов в органы местного самоуправления. Для этого было изменено избирательное законодательство: право голосовать получили почти все граждане старше 20 лет, а избираться могли даже иногородние. Об особенностях прогрессивного опыта, который позволил российской правовой системе стать ориентиром для Запада, но не получил развития в своей стране, рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
В 1917 году в ходе Февральской революции власть на местах взяли вначале различные демократические общественные организации, объединившиеся в так называемые Комитеты общественной безопасности (КОБ). Были аналогичные комитеты и под другими названиями. В связи с тем, что события развивались стремительно, из-за острой нехватки времени для проведения нормальной работы по созданию таких КОБов это происходило оперативно, явочным порядком, то есть без проведения выборов.
Обычно инициаторы-учредители довольно спонтанно собирались вместе и договаривались о формировании КОБа из представителей различных общественных организаций. Квоты при этом распределялись «на глазок», в зависимости от авторитета, веса, массовости и известности той или иной организации. Очень часто центром кристаллизации общественных сил, поддержавших революцию, выступали земские учреждения и городские думы.
После создания КОБа из первых попавшихся активистов и общественных деятелей затем обычно шло пополнение комитета за счет представителей других общественных организаций, в том числе и тех, которые массово создавались уже в дни революции. Такое расширение численного состава КОБов происходило методом кооптации, то есть сами члены комитета решали: кого и сколько включить в список КОБа.
Cтрого говоря, нормальных выборов в новые органы власти не происходило, но тем не менее их называли «демократическими», то есть представляющими народ, в отличие от прежних учреждений, в которых заседали царские чиновники-назначенцы. Недостатком такого пути формирования новых структур власти на местах являлось то, что туда в большом числе попадали и представители свежеиспеченных карликовых организаций, не представляющих сколь-нибудь значимые слои населения.
Несколько более демократично происходило формирование параллельных органов власти — Советов рабочих и солдатских депутатов. В этом случае мы видим все же акты прямых выборов рабочими и солдатами своих представителей в Советы. Правда, их механизм был далек от классических представлений о всеобщих, равных, прямых выборах при тайном голосовании. Обычно это происходило на собраниях, которые при большом числе участников превращались в митинги.
В первые дни революции выдвижение и избрание представителей в Советы протекало неорганизованно и стихийно. В дальнейшем с появлением и укреплением местных партийных организаций их лидеры стали брать на себя проведение выборных мероприятий.
Степень организованности и осмысленности подобных митингов заметно возросла. Если раньше рабочие и солдаты выдвигали из своей среды просто наиболее уважаемых ими людей, то позднее у рабочих и солдат, благодаря усилиям местных политиков, появилась альтернатива. Теперь действительно имелся выбор между представителями различных партий. Соответственно и дискуссии сместились в сторону обсуждения партийных программ, а не только личностных качеств кандидата.
О какой-либо избирательной «системе» в масштабе всей страны говорить в это время не приходится. В разных местах разные политические и общественные силы создавали свои правила проведения выборов.
Типичными были несколько признаков. Так, практически все выборы в Советы и другие организации проходили путем открытого голосования. В то время считалось, что в обстановке широкой демократии и отсутствия всякого насилия над народом со стороны власти необходимость в тайном голосовании отпадает. Никто никого не боялся, и потому предложения о проведении тайного голосования обычно с гневом отвергались массами.
Другим общим признаком выборов того времени было отсутствие определенного срока пребывания депутатов в качестве представителя пославших его в Совет рабочих или солдат. В любое время такого представителя могли заменить другим человеком. Поводом для переизбрания могло стать что угодно: и политическая позиция человека, и его моральный облик, и отдельные поступки или высказывания.
С усилением политического аспекта при проведении выборов рабочие и солдаты стали выбирать уже по политическим признакам и отзывать тех, со взглядами которых они уже не были согласны. Так, самым распространенным явлением лета и осени 1917 года стала так называемая «большевизация» Советов.
Именно большевики в наибольшей степени и с пользой для себя воспользовались этим отсутствием «срочности» и правом отзыва своего депутата в любое время. Предлагая более притягательные для рабочих и солдат политические лозунги, ленинцы добивались изменения составов Советов в сторону увеличения в его составе удельного веса своих однопартийцев.
Намного более упорядочено протекали выборы в органы городского и земского самоуправления. По крайней мере это происходило на законной основе, если, конечно, приравнивать постановления Временного правительства к законам. 15 апреля 1917 года министром-председателем князем Львовым было подписано постановление «О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях». В этом документе всем думам предписывалось, не дожидаясь завершения срока их полномочий, приступить к подготовке новых городских выборов.
По этому закону избирательные права получали все жители в возрасте от 20 лет без различия пола и национальности, независимо от имущественного положения и времени пребывания в городе, включая и лиц, состоявших на военной службе.
Избирательного права были лишены лишь сумасшедшие, глухонемые, лица монашествующие и содержатели домов терпимости. Временно лишались избирательных прав осужденные, отбывшие срок наказания (на 1-3 года в зависимости от тяжести преступления).
В гласные могли избираться как жители города, так и лица, не связанные с ним. В результате такой демократизации избирательного законодательства в Петрограде, например, число избирателей увеличилось в 115 раз, в Москве — в 130 раз и составило около 1,4 и 1,2 миллиона человек.
Вводился и новый порядок подготовки и проведения выборов. Выдвигать кандидатов в гласные могли уже не отдельные избиратели, а только группы, насчитываюшие не менее половины от числа избираемых гласных, при этом число кандидатов в каждом списке не должно было превышать числа гласных.
В Москве точкой отсчета стало число 200: именно столько гласных следовало избрать в новую Думу. Каждый избиратель имел на выборах только один голос, который он мог отдать за какой-либо один список кандидатов, указав его номер в своей избирательной записке (бюллетене).
Таким образом, новая избирательная система имела кардинальные отличия от ранее существовавшей. Вместо многочисленных цензов (имущественного, возрастного, оседлости и др.) вводилось всеобщее избирательное право с очень низким по тем временам возрастным ограничением. Упразднялась система получения второго голоса по доверенности, и вводился принцип: один избиратель — один голос. Избирались не конкретные кандидаты в гласные, а списки кандидатов, составленные по партийному принципу, то есть решающим фактором были уже не личные качества, а партийная принадлежность. Баллотировка шарами заменялась подачей избирательных записок.
В итоге Россия совершила резкий скачок и опередила многие развитые страны Западной Европы. К тому времени всеобщее избирательное право было введено в Англии, Франции, Швейцарии, Бельгии, Норвегии, Испании, Португалии, Болгарии, США и Австрии. Однако далеко не во всех этих странах женщины имели право непосредственного участия в выборах. Возрастной ценз для европейского избирателя колебался от 20 (в Швейцарии) до 30 лет (в Дании); в большинстве стран избирателями становились в возрасте 23-25 лет.
В июне 1917 года в московских городских выборах, проходивших по семи партийным спискам, участвовало 646,6 тысячи человек или 60% из 1200 тысяч избирателей. Наибольшее число голосов получила партия социалистов-революционеров (около 58%).
Новая Дума состояла из 200 гласных, в том числе: 117 эсеров, 33 кадета, 24 меньшевика, 23 большевика и 3 гласных из Народно-социалистической партии. В Думе были широко представлены инородческие группы населения и впервые избраны 12 женщин (И.Ф. Арманд, Е.П. Пешкова, первая жена М. Горького, и др.).
В дальнейшем, однако, опыт проведения первых демократических выборов в органы местного самоуправления больше не применялся, не получив своего развития. Процессы демократизации общества и избирательного права были прерваны октябрьским государственным переворотом. К власти пришли политические силы, которые делали ставку не на демократию, не на формирование выборной власти большинства, а на диктатуру меньшинства, на диктатуру пролетариата.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 27 июля
когда в Российской Империи состоялись первый Выборы?
За голоса избирателей боролись многие партии. Активность избирателей была очень высока: в Москве и Петербурге к урнам пришли до 80 процентов от числа имеющих право голоса. В селах и деревнях многие избиратели, чтобы исполнить свой гражданский долг, шли за десятки верст. По партийному составу первая Дума была левоцентристской, либеральной и оппозиционной по отношению к самодержавию. Она начала свою работу 27 апреля, и с первых же дней между ней и царским правительством обнаружились резкие противоречия. Манифестом от 9 июля Николай II распустил Думу, предварительно обвинив ее в «разжигании смуты». http://www.mk.by/archiv/25.03.2006/rub6.php
Первые демократические выборы в России состоялись ровно 390 лет назад. Было все: и черный пиар, и «политтехнологи». Принято считать, что выборы первого лица государства со всеми атрибутами шумной и затратной избирательной кампании — дело для России новое, в чем-то даже необычное.
Между тем был в русской истории такой период, когда одному поколению наших соотечественников довелось трижды избирать главу государства. Бытовал даже термин: «период избирательной монархии». Хронологически его определяли рамками от 1598 года, когда после смерти последнего Рюриковича, бездетного сына Ивана Грозного Федора Иоанновича, народ «упросил» на царство Бориса Годунова, и до 1613-го, когда выборщики «от всей земли» избрали на царство первого Романова — Михаила Федоровича. Между этими датами был еще 1606 год, когда из толпы собравшихся на Красной площади «выкликнули» на царство князя Василия Шуйского.
История выборов России
На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг. выборы царей сменились процедурой утверждения законного наследника на престоле, что означало перерастание сословно-представительной монархии в абсолютистскую.
Во второй половине XIX в. вслед за крестьянской, земской, городской, судебной и другими реформами начинается формирование системы избирательного права в России и наделение избирательными правами широких слоев населения. Земская реформа 1864 г. и городская 1870 г. повлекли за собой значительные изменения в Российском избирательном праве. Земства, как органы местного самоуправления, формировались при участии всех сословий тогдашнего российского общества. В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям. Избиратели делились на три курии: местные землевладельцы, крестьянские общества и горожане-владельцы недвижимости. Выборы были косвенными. Съезды представителей каждой из курий избирали установленное количество гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания. К участию в выборахдопускались лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы и лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом.
Вслед за Манифестом были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности государственной Думы: Указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу» (11 октября 1905 г.), Манифест «Об изменении Учреждения Государственного Совета» и пересмотре «Учреждения Государственного Совета» и пересмотре «Учреждения Государственной Думы» (20 февраля 1906 г.), а также новое «Учреждение Государственной Думы» (Указ от 20 февраля 1906 г.).
«Положение о выборах в Государственную Думу» от 3 июля 1907 г. изменило избирательное законодательство. Оно лишало избирательных прав жителей окраин страны, сокращалось представительство от городов. Существенно сужался электорат низших сословий. Так в крестьянской курии один выборщик избирался теперь от 60 тысяч, в рабочей от 125 тысяч (ранее от 90 тысяч). В результате процент избирателей снизился с 25 до 15 %.
Февральская революция 1917 г. положила начало новому этапу в истории российского избирательного права и, хотя они действовали недолго, были для России масштабным явлением. На основе принятых правовых актов, регулировавших избирательную практику, были демократическим путем избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное Собрание.
27 мая 1917 г. были изданы «Временные правила о производстве выборов губернских и уездных земских гласных», постановление «О волостном земском управлении». Сословные и имущественные ограничения, отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане «обоего пола всех национальностей и вероисповеданий», достигшие 20 лет.
Для проведения выборов Россия делилась на территориальные округа, создавались избирательные участки. «Положение» определяло компетенцию и порядок работы избирательных комиссий всех уровней. Устанавливалась единая форма избирательного бюллетеня, каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлению которого он допускался к голосованию.
Таким образом, избирательное законодательство периода демократической республики в России представляло собой самый современный по тем временам государственно-правовой документ. На его основе 12 ноября 1917 г. было избрано Учредительное Собрание, просуществовавшее, правда, недолгое время.
С утверждением у власти большевиков и роспуском Учредительного Собрания перспектива демократического развития России была утрачена. Установившаяся в стране жесткая однопартийная политическая система не допускала проведения свободных выборов. И хотя избирательное законодательство советской России включало демократические принципы проведения выборов, фактически выборы находились под жестким контролем властей и только в постсоветский период избирательное законодательство стало развиваться на демократических принципах.
Воробьев Н.И., Никулин В.В.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации:
Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,2005. 104 с., 2005
ed_glezin
ed_glezin
100 лет назад завершились выборы во Всероссийское Учредительное собрание. Голосование проходило три дня: с 25 по 27 ноября 1917 года (по новому стилю).
Это были первые в российской истории свободные выборы. Всеобщие, равные, прямые и при тайном голосовании.
Наших дедов мечта невозможная,
Наших героев жертва острожная,
Наша молитва устами несмелыми,
Наша надежда и воздыхание, —
Учредительное Собрание.
Принятый в августе 1917 года избирательный закон значительно опережал социальное развитие выборного законодательства в других странах и был революционен для России:
•Избирательные права были предоставлены женщинам.
•Был установлен низкий для того времени возрастной ценз в 20 лет (в Великобритании, Италии, США, Франции возрастной ценз составлял 21 год, в Бельгии, Германии, Нидерландах, Испании — 25 лет).
•Россия стала единственной страной в мире, предоставившей избирательные права военнослужащим, но только если они достигли 18 лет.
•Положение о выборах в Учредительное собрание не признавало имущественного ценза, ценза оседлости и грамотности, ограничений по вероисповедному или национальному признакам.
Порядок выборов в Учредительное собрание не предусматривал барьера для прохождения партий. Группа избирателей всего в 100 человек могла выдвинуть свой список. Поэтому в Учредительное собрание баллотировались 13 общероссийских, 31 национальная и местная партии.
Выборы проходили по пропорциональной системе партийных списков, но не по единому общенациональном округу, как сейчас, а по множеству многомандатных округов. Такого понятия как избирательный бюллетень не было. Придя на избирательный участок, избиратель должен был только один из этих списков – тот, за который он голосует, – вложить в конверт, заклеить его и передать этот конверт председателю избирательной комиссии, который опускал его в ящик. Это называлось избирательной запиской.
На выборах в Учредительное собрание надлежало избрать 850 членов (в т.ч. 30 мандатов было зарезервировано для жителей пяти оккупированных немцами губерний).
Был образован 81 избирательный округ: 72 гражданских округа на территории России, один округ для российских граждан на Китайско-Восточной железной дороге и 8 воинских округов (5 фронтов, 2 флота и экспедиционные войска за границей).
Выборы во Всероссийское Учредительное собрание начались 12 (25) ноября 1917 г. и проводились 3 дня — 12 (25), 13 (26), 14 (27) ноября.
По итогам выборов убедительную победу одержали левые партии. В целом за них проголосовало более 80% избирателей:
39,5% получили эсеры;
22,4% – большевики;
4,5% – кадеты;
3,2% – меньшевики;
0,9% – энесы;
14,5% – национальные социалистические партии и группы;
9,6% – национальные несоциалистические партии и группы;
1,4% – правые партии и группы;
3,9% – прочие.
Интервью: Вспоминая будущее. Среда Льва Гольдштейна: Русские революции 1917 – спустя 100 лет (Выборы в Учредительное собрание в ноябре 1917).
Сводная таблица по округам и партийным спискам:
История выборов России
На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг. выборы царей сменились процедурой утверждения законного наследника на престоле, что означало перерастание сословно-представительной монархии в абсолютистскую.
Во второй половине XIX в. вслед за крестьянской, земской, городской, судебной и другими реформами начинается формирование системы избирательного права в России и наделение избирательными правами широких слоев населения. Земская реформа 1864 г. и городская 1870 г. повлекли за собой значительные изменения в Российском избирательном праве. Земства, как органы местного самоуправления, формировались при участии всех сословий тогдашнего российского общества. В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям. Избиратели делились на три курии: местные землевладельцы, крестьянские общества и горожане-владельцы недвижимости. Выборы были косвенными. Съезды представителей каждой из курий избирали установленное количество гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания. К участию в выборахдопускались лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы и лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом.
Вслед за Манифестом были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности государственной Думы: Указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу» (11 октября 1905 г.), Манифест «Об изменении Учреждения Государственного Совета» и пересмотре «Учреждения Государственного Совета» и пересмотре «Учреждения Государственной Думы» (20 февраля 1906 г.), а также новое «Учреждение Государственной Думы» (Указ от 20 февраля 1906 г.).
«Положение о выборах в Государственную Думу» от 3 июля 1907 г. изменило избирательное законодательство. Оно лишало избирательных прав жителей окраин страны, сокращалось представительство от городов. Существенно сужался электорат низших сословий. Так в крестьянской курии один выборщик избирался теперь от 60 тысяч, в рабочей от 125 тысяч (ранее от 90 тысяч). В результате процент избирателей снизился с 25 до 15 %.
Февральская революция 1917 г. положила начало новому этапу в истории российского избирательного права и, хотя они действовали недолго, были для России масштабным явлением. На основе принятых правовых актов, регулировавших избирательную практику, были демократическим путем избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное Собрание.
27 мая 1917 г. были изданы «Временные правила о производстве выборов губернских и уездных земских гласных», постановление «О волостном земском управлении». Сословные и имущественные ограничения, отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане «обоего пола всех национальностей и вероисповеданий», достигшие 20 лет.
Для проведения выборов Россия делилась на территориальные округа, создавались избирательные участки. «Положение» определяло компетенцию и порядок работы избирательных комиссий всех уровней. Устанавливалась единая форма избирательного бюллетеня, каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлению которого он допускался к голосованию.
Таким образом, избирательное законодательство периода демократической республики в России представляло собой самый современный по тем временам государственно-правовой документ. На его основе 12 ноября 1917 г. было избрано Учредительное Собрание, просуществовавшее, правда, недолгое время.
С утверждением у власти большевиков и роспуском Учредительного Собрания перспектива демократического развития России была утрачена. Установившаяся в стране жесткая однопартийная политическая система не допускала проведения свободных выборов. И хотя избирательное законодательство советской России включало демократические принципы проведения выборов, фактически выборы находились под жестким контролем властей и только в постсоветский период избирательное законодательство стало развиваться на демократических принципах.
Воробьев Н.И., Никулин В.В.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации:
Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,2005. 104 с., 2005
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter