когда в 2021 году чистый четверг какого числа будет
Чистый четверг 2021: какого числа и что нужно делать
17:50, 01 февраля 2021г, Общество 2505
Фото Андрей КАСПРИШИН
Чистый четверг в 2021 году будет отмечаться 29 апреля. Его еще также Великий четверг. Это народно-христианский праздник, который всегда выпадает на четверг перед Пасхой. Существует определенные приметы и традиции на Чистый четверг.
Накануне Великого четверга читаются молитвы. Потом идет хозяйка дома за водой. В нее надо положить серебряную ложку или любое изделие из этого металла. В четверг до утренней зари этой водой надо обязательно умыться всей семьей. Считается, что вода очищает не только от грязи, но и от негатива, дурных наклонностей, грехов.
Убирались в доме на Страстной неделе с понедельника, а в чистый Четверг наводили лоск. Также существовала традиция наводить порядок в счетах, домашнем бюджете. Надо было пересчитать имеющиеся деньги. Эта процедура проводится трижды в четверг: считают деньги. На утренней заре, в полдень и на закате, с последним лучом солнца.
Затем надо ее остудить, высыпать в плотный мешочек. Хранить подальше от чужих глаз. Эта соль добавляется по щепотке для здоровья и выздоровления, присаливается ею пища хворающего родственника. За его здоровье и молятся. Читают «Отче наш».
Также в этот четверг красили яйца, активно готовились к Пасхе. Топили баню. После парной обливались холодной водой для бодрости и здоровья.
Чистый четверг-2021 – какого числа
Чистый четверг, или Великий четверг это четвертый день Страстной седмицы. Он зависит от даты праздника Пасхи и каждый год выпадает на разные числа. В 2021 году Чистый четверг будут праздновать 29 апреля. В этот день вспоминают Тайную Вечерю Иисуса Христа с 12 апостолами, которым Спаситель омыл ноги в знак любви и смирения, а после предложил им хлеб и вино.
Пасха-2021: когда нужно и каким цветом красить яйца
В день празднования Чистого четверга верующие исповедуются в грехах и причащаются, в храмах проводят службы. Также в Чистый четверг принято вставать до восхода солнца и купаться. Считается, что водные процедуры избавляют не только от телесной грязи, но и греховных поступков и дурных мыслей.
В домах наводят генеральную уборку: хозяйки выбрасывают все ненужное, стирают ковры, моют иконы. Полагается помочь с наведением порядка и пожилым близким. После уборки полагается зажечь свечу или лампадку. Также в этот день нужно успеть испечь куличи и покрасить яйца, готовка в этот день должна сопровождаться молитвами и светлыми мыслями. Девушки в этот день могут посетить парикмахерскую. Считается, что вместе со срезанными волосами уходят неудачи.
Православная Пасха-2021 – какого числа
Кроме того, существует приметы, что в этот день нужно три раза пересчитать все деньги в доме. Согласно поверью, это принесет нескончаемый их запас на протяжении всего года. А вот злиться, веселиться, гадать, петь и употреблять алкоголь в этот день не рекомендуется.
Чистый четверг — какого числа в 2021 году, традиции и обычаи, что нужно делать в этот день
Чистый (Великий четверг) – день, когда христиане вспоминают значимые евангельские события. Речь идет о Тайной вечере, Молении о чаше и поцелуе Иуды. В храмах совершаются особые Богослужения, а все верующие готовятся к Пасхе.
Событие каждый год приходится на разное число. Оно почитается в четверг Страстной недели Великого поста перед празднеством Светлого Христова Воскресения. В 2021 году – это 29 апреля.
Купание, и умывание, традиционные ритуал праздника, перед этим нужно произнести молитву, а омовение сделать до восхода солнца.
История праздника Чистого четверга
Крайняя неделя самого строгого церковного поста посвящена воспоминаниям о последних мгновениях жизни Спасителя на земле, среди обычных людей.
К Великому четвергу приурочена Тайная вечеря, когда Мессия в знак смирения омыл ноги своих учеников и предложил им вино и хлеб. Так было установлено священное действо причащение, которое дает шанс соединиться с Богом.
В Чистый четверг на Литургии Епископ омывает ноги 12 служителям церкви, которые символизируют Апостолов Христа. Появилась традиция делать уборку. Хотя изначально суть события состоит в очищении души и приготовлениях к Пасхе.
Это интересно! В эту ночь совершил предательство Иуда. Иисус был приговорен к смерти.
Традиции и обычаи в Чистый четверг
Известно много обычаев и обрядов, приуроченных к этому событию. Однако, большинство из них относятся к языческим традициям. Вот самые популярные:
Церковные служители говорят, что православный человек должен обязательно участвовать в Богослужении и соединиться с Господом через причащение.
Это день еще именую «Великим четвергом», это особый праздник в христианстве. Одной из главных традиций считается купание и уборка в этот день.
Когда нужно купаться (мыться) в Чистый четверг: во сколько и для чего?
Важно проснуться до появления солнца. Нужен правильный настрой перед купанием – отречься от всех мыслей, пожелать всем близким благодати, простить врагам все обиды.
Это интересно! В народе говорят, что водные процедуры избавляют не только от телесной грязи, но и греховных поступков, дурных помыслов и мыслей.
Эти убеждения не принадлежат церковным канонам. Священнослужители называют обычай купаться в Чистый четверг народным преданием. В действительности неважно, когда вы искупаетесь. Основная цель этого события – духовное очищение.
Что делают в день Чистого четверга?
Обычно, в дни почитания евангельских событий запрещается делать что-то по дому. Но это правило не относится к Великому четвергу. Вот основные дела:
У священников есть поправка на этот счет. Неверно предполагать, что главная задача – помыться и убраться в доме. Конечно, Великую Пасху нужно праздновать в чистоте. Однако, превыше всего участие в Литургии, осознание святости Страстной недели, спокойствие и лад в душе.
В этот день разрешено подавать к столу сырые овощи и фрукты, несдобный хлеб, воду, соль, мед, орехи. Нельзя веселиться, желать зла друг другу, держать в доме грузную посуду и нестираное белье.
Умывание из серебряной посуды
Если использовать серебряную воду в Великий четверг, можно не бояться нечисти и врагов. В ночь перед событием в чашу с водой клали предмет из чистого серебра, а утром обмывали лицо.
Старики в деревнях говорили, что такая традиция полезна для младенцев, которые особенно нуждаются в защите.Умываясь, люди произносили фразу: «Смываю то, что на меня напустили, то, чем душа и тело мается, все Чистым четвергом снимается».
Это интересно! Многие народы считают серебряную воду не обычной – она долго не тухнет, а еда, приготовленная на ней, кажется вкуснее.
Уборка в доме
Создавать чистоту перед Пасхой нужно обязательно. Согласно традициям, заняться этим нужно сразу после пробуждения. Самое важное – успеть помыть окна и пол до наступления темноты. Можно почистить всю посуду, выстирать белье.
Говорят, что, начиная с пятого дня Страстной седмицы, нельзя убираться. Поэтому избавиться от бардака дома и выкинуть весь хлам нужно как раз в четверг. Заведено помогать с уборкой своим родителям.
Совет! Чистота должна быть не только дома, но и в душе. Не давайте пустых обещаний, не обманывайте родных, делайте только добрые дела.
Еще наши бабушки очень тщательно убирали в доме и во дворе, так как почитали эти традиции чистого четверга, и очень верили в них.
Выпекание куличей
Считается, что нести куличи в церковь на освещение нужно полностью остывшими. Поэтому нужно заранее подумать, когда их печь.
Некоторые нюансы, которые помогут в выпекании куличей:
Чтобы сохранить выпечку свежей до воскресенья, можно поставить куличи в хлебницу. Подойдет кастрюля с крышкой. Главное, чтобы посуда была чистой, без крошек и влаги. Можно завернуть куличи в хлопковую или льняную ткань и поставить в прохладное место.
Заговоры и ритуалы на деньги и богатство в Чистый четверг
Великий четверг считают значимым даже нерелигиозные люди. Есть мнение, что проделанные в этот день тайные церемонии помогут избежать денежных трудностей. Вот несколько заклинаний, которые можно произнести:
Есть еще несколько советов, соблюдение которых поможет вернуть материальное благополучие в семью. Есть мнение, что нельзя одалживать крупные суммы денег в этот день. Перестановка в доме обещает финансовую устойчивость на целый год.
Совет! Не поднимайте деньги на улице или в подъезде на Чистый четверг. Они могут быть заговорены, и принесут только неприятности.
Ритуалы на любовь и замужество
Четверг Страстной седмицы ворожеи считают особенно сильным для произнесения заклинаний на любовь.
Вот несколько обрядов:
Важное замечание! Нельзя проводить ритуалы, если идут месячные.
Когда и во сколько нужно считать деньги на приумножение?
Если в последний четверг Великого поста правильно посчитать деньги, весь год проведете в достатке. Лучше всего, если это будет делать член семьи, который отвечает за финансы.
Еще одно правило – никто не должен знать об обряде, а считать нужно все бумажные банкноты и мелочь в доме.
Встаньте до петухов, соберите все деньги и сядьте в уединении. Подсчитайте их один раз. Такую же процедуру повторите, когда солнце в зените и на закате.
Чистый четверг – исключительный день в году, когда можно считать свои финансы на заходе солнца. В иное время этого делать нельзя, иначе деньги будут уходить, как уходит солнце за горизонт.
Что нужно запомнить:
Есть и немного другой ритуал. Некоторые народы собирают все деньги в доме и считают их всей семьей.
Великий четверг связан с приближением Великой Пасхи. Держите мысли и намерения в чистоте, а вечером попросите Бога об отпущении грехов и духовном очищении. Поздравьте близких с великим событием и начинайте подготовку к Светлому Христову Воскресению.
Elena
Друзья, понравилась статья! Поделитесь ею с друзьями! Всего один клик по кнопке соц. сетей, и готово! Это поможет мне сделать сайт еще более полезным и интересным для Вас!
Комментариев к статье: 2
Спасибо, Елена! Узнали много нового и интересного. Обязательно воспользуемся советами, изложенными в вашей статье. С наступающим праздником.
Моя бабушка, и прабабушка убирали в доме и во дворе, купались с восходом солнца, и очень чтили и ценили традиции этого дня. Но сегодня не все о них знают, да и смысл они утрачивают.
Чистый (Великий, Страстный) Четверг 2021 года: дата, обычаи, приметы
Именно в этот день Христос собрал своих учеников на Тайную Вечерю, во время которой апостол Пётр дал своё красивое обещание никогда не отрекаться от своего Учителя (которое он, как известно, в тот же вечер нарушил), а Иуда Искариот услышал о своём будущем предательстве.
С этого вечера начались страсти Христовы — Его схватили солдаты, после чего Сын Божий был осуждён и казнён. Неудивительно, что этот день важен для нас как память — но как память грустная…
Даты празднования
Православные западного обряда (пользующиеся Юлианским календарём), католики, а также протестанты в 2021 году празднуют Чистый Четверг 1 апреля.
Православные восточного обряда, а также старообрядцы отмечают этот праздник 29 апреля.
Что христианам нужно делать в Чистый Четверг
Священник прочтёт проповедь, детально объясняя православным суть этого праздника. После проповеди всем верующим нужно причаститься.
Домой из храма в этот день можно принести страстную свечу. Её жгут при болезнях домочадцев.
Конечно, это не церковный обычай, а скорее мирской, но большинство христиан в нашей стране верит — в Чистый день и дом должен быть чистым!
Сегодня, конечно, вместо бани может быть ванная.
Это должна сделать незамужняя девушка — после этого её посватают.
Люди верят, что именно на Чистый Четверг хорошо стричь малышей — чтобы головка не болела. У взрослых же в этот день вместе с состриженными прядями с души убираются грехи.
Килограмм крупной соли смешивают с травами (душицей, полынью, папоротником — в сумме 200 г трав) и 2 горбушками ржаного хлеба или ржаной мукой.
Отправляют на чугунную (толстую) сковородку и в печи на углях прокаливают несколько часов.
Сейчас соль готовят в духовке, пока не почернеет. Весь год по щепотке такой соли добавляют в еду.
Её же сыплют в купель младенцам, в маленьком мешочке вешают на шею перед дальней дорогой, или же просто на дверь в качестве амулета. Хранят её за иконами.
Суеверные люди верили — если укрепить такие ветки по углам в Чистый Четверг, они не пустят в дом нечисть.
В семьях с детьми имеет смысл провести беседу о значении последней земной трапезы Иисуса Христа с Его учениками.
Важно: хоть Чистый Четверг — праздник и немного грустный, священники советуют оставить все тревоги и проблемы, входя в этот день со светлой душой. Ведь скоро — Пасха, день, в который Сын Божий отдал за нас жизнь, а после воскрес!
Приметы этого праздника
Но всё же более важным для христиан праздником является Пасха. Много интересной информации о ней расскажет видео:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Чистый Четверг (Великий Четверг) в 2022 году — 21 апреля
В четверг Страстной седмицы (Чистый Четверг (Великий четверг): дата в 2022 году — 21 апреля) Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии).
Это была последняя пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни: вместо этой ветхозаветной Пасхи, совершаемой в память чудесного избавления еврейских младенцев от гибели во дни египетский казней, Он вознамеривался установить теперь истинную Пасху – таинство Евхаристии (Евхаристия – означает Благодарение).
Чистый четверг в 2022 году — чин омовения ног
Чистый четверг в 2022 году, как и в любой другой год ознаменуется чином омовения ног. Что означает этот обычай?
«Был обычай перед вечерею умывать ноги, что делал обыкновенно слуга. Но обычай этот не всегда соблюдался (ср. Лук. 7:44); видно, не был соблюден и в малом обществе Господа, очевидно, потому, что Господь Сам имел в виду показать ученикам пример смирения и самоотверженной любви. Св. Лука сообщает, что на вечери произошел между учениками спор, кто из них старше. Вероятно, этот спор и явился поводом к тому, чтобы показать ученикам наглядный пример смирения и взаимной любви путем омовения ног им.
Великий (Чистый) Четверг. Тайная Вечеря. |
Об этом омовении ног рассказывает, и притом весьма обстоятельно, только один Евангелист Иоанн, как обычно восполняющий повествования других Евангелистов. «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога изошел, и к Богу отходит», — смысл этих слов таков: Богом Отцом было предоставлено Богочеловеку употреблять для спасения людей все средства, какие Он найдет полезными — в этом причина того, почему Он сейчас совершает дело столь необычное, несходное с человеческими понятиями. Он встает, при общем недоумении учеников снимает с себя верхнюю одежду, чтобы она не мешала, и остается в одной тунике, затем берет полотенце, подобно рабу им препоясывается, наливает воду в умывальницу и начинает, исполняя обязанности слуги, умывать ноги Своим ученикам, отирая их полотенцем, которым был препоясан. Это — был безмолвный, но наглядный завет уходящего Учителя Своим ученикам — завет смирения и взаимного служения, без всякого превозношения одного перед другим. Какое сильное здесь опровержение ложного римско-католического учения о главенстве св. Апостола Петра над прочими Апостолами и основанного на этом, ложного догмата о папском примате в Церкви.
«Подходит к Симону Петру…» — из этого видно, что Симон был не первый, к кому Он подошел, и, по-видимому, он возлежал не близко от Христа (ср. ст. 24). Петр был поражен действиями Господа и нашел их несообразными с Его высоким достоинством, почему во второй раз в жизни дерзнул прекословить Христу (ср. Матф. 16:22): «Не умоешь ног моих вовек!» За это он услышал страшную угрозу, что если будет до конца упорствовать в непослушании и будет свой разум ставить на место ума Христова, то не будет иметь «части» со Христом, то есть, иными словами, будет отлучен от общения со Христом. Испугавшись этой угрозы и горя любовью к своему Божественному Учителю, Петр предлагает умыть «Не только ноги, но и руки и голову», то есть выражает как бы готовность повиноваться Своему Господу даже больше, чем другие, которым умываются только ноги.
«Как в этой частной черте характеризуется Симон Петр», говорит Еп. Михаил, «который решается идти ко Господу по волнам и вопиет — погибаю, который ударяет раба архиереева ножом и потом убегает, который проникает во двор, где судили Господа, там отрекается от Него и уходит с горькими слезами». В своем ответе Петру Господь указывает на высший смысл Своих действий и, вместе с тем, как бы утешает Петра после сделанной ему угрозы. «И вы чисты, но не все» — ясный намек на предателя Иуду. Закончив омовение ног, Господь объяснил Своим ученикам намерение, с каким Он сделал это, научая их, чтобы и они с любовью служили друг другу, никакого труда не считая для себя унизительным и не гордясь друг перед другом» Архиеп. Аверкий (Таушев)
В воспоминание этого события на литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается чин умовения ног, который воскрешает в памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).
Чистый четверг в 2022 году. Евхаристия
Чистый четверг в 2022 году — это воспоминание об установлении таинства Евхаристии.
Перед установлением Евхаристии Христос изобличил Иуду, сказав, «Аминь, аминь говорю вам, что один из вас предаст Меня.» Эти слова вызвали смятение у учеников и они стали поочередно спрашивать: «Не я ли, Господи?». Когда Иуда спросил: «Не я ли, Равви?», Христос тихо ответил ему: «ты сказал,» в последний раз побуждая его к покаянию.
Не напрасно прибавлено все. Вино нельзя было разделить, как разделен был хлеб, который Сам Господь разломил и разделил между учениками. Чаша была одна и должна была передаваться из рук в руки. Чтобы кто-нибудь не был обнесен или сам не пропустил чаши мимо себя, Христос настоятельно говорит: «Пейте от нее все». Здесь нельзя не видеть обличения для римо-католиков, которые лишили мирян чаши Христовой. «Поскольку твердую пищу можно принимать не всем», поясняет бл. Феофилакт: «а только тем, которые имеют совершенный возраст, пить же можно всем, то по этой причине и сказал здесь Христос: пейте все». Опять сказано: «Сия есть Кровь Моя» — не образ только, не символ крови, но истинная и действительная кровь.
Договор всегда чем-то удостоверяется и скрепляется. Господь и хочет сказать, что этот Новый договор между Богом и людьми, взамен Ветхого, скрепляется Его Кровью. «За многие изливаемая, во оставление грехов» — означает, что страдания Единородного Сына Божья послужили жертвой умилостивления за грехи всего человеческого рода (многие сказано вместо всех), которые поэтому и прощаются всем верующим во Христа и причащающимся Пречистого Тела и Крови Его. Св. Лука, а также и св. Ап. Павел в 11 главе 1-го послания к Коринфянам говорят, что при этом Господь еще добавил: «Сие творите в Мое воспоминание». Отсюда никак нельзя, однако, сделать вывод, как это делают сектанты, что Евхаристия это простое «воспоминание» Тайной Вечери. Это сказано потому, что Господа уже не будет видимым образом с учениками и последователями, и они будут вступать с Ним в таинственное общение через вкушение Тела и Крови Его, и будут вспоминать Его прежнее телесное соприсутствие с ними. В книге Деяний св. Апостолов, в Посланиях ап. Павла и во многих древних памятниках христианской письменности мы находим множество свидетельств того, что всякое молитвенное собрание христиан того времени сопровождалось принятием Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. В первые века все христиане (кроме запрещенных и отлученных), приходившие в церковь в воскресные и праздничные дни, непременно причащались Св. Таин
Затем, после прощальной беседы Христа с учениками, наступает время страданий Христа, которое начинается с Его первосвященнической молитвы: «Отче! Пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» Эта замечательно умилительная беседа Господа с учениками приводится полностью только одним Евангелистом Иоанном, небольшой отрывок из нее приводит св. Лука, а первые два Евангелиста говорят только о предсказании Господом отречения Петра и о встрече с учениками по воскресении в Галилее. Вся эта речь чрезвычайно пространна и занимает несколько глав. Вместе со следующей за ней, так наз., «Первосвященнической молитвой» Господа, она вся читается у нас за богослужением вечером в Великий Четверг в качестве первого Евангелия святых страстей.
По св. Иоанну, Господь Иисус Христос начал Свою беседу тотчас по уходе Иуды словами: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем…» Надо полагать, однако, что эта беседа начата Господом не только после ухода Иуды, но и после установления Господом таинства Причащения, о чем св. Иоанн не говорит (как восполняющий повествования первых трех Евангелистов)
Чистый четверг в 2022 году. Новая заповедь
Преподав ученикам Свое Тело и Кровь и видя тайну искупления уже как бы совершившейся, так как если бы Он уже был принесен в жертву и была совершена победа над всеми враждебными силами, Господь и воскликнул эти победные слова: «Ныне прославился Сын Человеческий»… «Ныне» то есть в эту таинственную и страшную ночь наступило прославление Сына Человеческого, которое в то же время есть и прославление Бога Отца, благоволившего дать Сына Своего Единородного в жертву за спасение людей, и это земное прославление Сына Его есть начало Его будущего небесного прославления, как победителя смерти и ада. Желая вывести учеников Своих из того угнетенного настроения духа, в котором они находились под влиянием мысли о предательстве одного из них, Господь обращает их мысли к Своей Божественной славе, которая откроется и в Его предстоящих страданиях, и в воскресении и вознесении на небо. «Вскоре прославит», то есть недолго будет продолжаться Его унижение, а скоро начнется Его видимое прославление. «Дети! еще не долго Мне быть с вами» — «чадца» или «деточки» — это чрезвычайно нежное обращение Господа к ученикам нигде больше не встречается в Евангелии: вылилось оно из глубокого чувства предстоящей разлуки при столь тяжких и искусительных для их веры обстоятельствах. Как я говорил прежде Иудеям, так теперь и вам говорю, что отхожу от вас путем, которым вы не можете идти теперь за Мной.
Оставляю вас в мире для продолжения Моего дела, Я «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас…» Из любви к людям я полагаю жизнь Свою за них, и вы должны подражать Мне в этом. Заповедь о любви к ближним дана была и в законе Моисееве, но Христос дал этой заповеди новый характер, неведомый прежде — о любви даже к своим врагам вплоть до самопожертвования во Имя Христово. Такая чистая, бескорыстная и самоотверженная любовь есть признак истинного христианства. Св. Петр задает тогда полный печали и страха вопрос: «Господи, куда Ты идешь?» Господь подтверждает ему, что теперь он не может за Ним идти, но тут же предрекает ему, что в будущем он пойдет за Ним тем же путем мученичества. Дальше следует предречение Петру троекратного отречения, о чем повествуют все четыре Евангелиста. Предостерегая Петра от самонадеянности, когда тот стал уверять, что душу свою положит за Господа, Господь, по св. Луке, сказал ему: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу»…
Эта большая точность св. Марка объясняется тем, что он писал свое Евангелие под руководством самого Ап. Петра. Первое пение петухов бывает около полуночи, второе — перед утром; следовательно, смысл этого в том, что еще до наступления утра Петр трижды отречется от своего Учителя и Господа. Видимо, отречение Петру Господь предрек два раза: в первый раз еще за вечерей, о чем рассказывают св. Лука и св. Иоанн, а во второй раз — уже по выходе с вечери, по дороге в Гефсиманию, о чем говорят св. Матфей и св. Марк.
К предсказанию об отречении (по св. Луке), Господь присоединил предсказание о том, какая нужда и борьба ожидают впредь Его учеников. «Когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели вы в чем недостаток?» — как прежде апостолам не было нужно ни о чем заботиться, ибо они всюду находили себе пропитание и все необходимое, пока ходили и проповедовали при жизни Господа по Иудее и Самарии, так теперь наступают другие времена, когда злоба людей против их Учителя распространится и на них. Всю дальнейшую речь Господа о взятии мешка и сумы и покупке ножа (или меча), конечно, нужно понимать не в буквальном смысле, а в символическом. Господь просто предупреждает их о том, что наступает для них крайне тяжелый период жизни, и они должны к нему приготовиться сами, что их ожидает голод, жажда, бедствия и вражда со стороны людей; если и Сам их Учитель будет в глазах этих людей причтен к злодеям, то чего же хорошего могут ожидать они? Апостолы, по наивности, поняли все сказанное Господом буквально, и говорят: «Вот, здесь два меча». Видя, что Его не понимают, Господь прекратил этот разговор словами: «довольно».
Чистый четверг в 2022 году. Грядущая жертва
«Да не смущаются сердца ваши» — мысль о скором отшествии от них Господа не должна смущать учеников, потому что это отшествие есть только средство привести их в постоянное, уже вечное общение с Ним: Господь обещает им, когда придет для того время, взять их к Себе в вечные обители Отца Своего Небесного. Отуманенные все еще по-прежнему ложными представлениями о земном царстве Мессии, ученики не понимают этих слов Господа, и потому Фома говорит: «Господи, не знаем, куда идешь»… В ответ Господь объясняет, что Он и есть Сам тот путь, которым они должны идти к Отцу, чтобы водвориться в ожидающих их вечных обителях. «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» — так как Христос есть Искупитель, и только верою в совершенное Им дело искупления человечества возможно спасение. «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего», ибо во Христе — полное откровение Бога, как и раньше он говорил Иудеям: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30). И ученики Господа, зная Христа, должны знать и Отца. Правда они плохо знали Христа, но постепенно приближались к этому знанию, какое Господь дал им особенно на Тайной Вечери через омовение ног, причащение Тела и Крови Его и через Свои наставительные беседы. Сходный по характеру с Фомой и так же, как и тот, отличавшийся рассудительностью, Филипп сказал тогда Господу: «Покажи нам Отца, и довольно для нас», разумея под этим чувственное видение, какого удостаивались, например, пророки.
Господь выражает как бы сожаление о непонятливости Филиппа и внушает ему ненужность его просьбы, поскольку в Нем — через дела Его, через учение и самую Богочеловеческую личность Его — они давно должны были познать Отца. Продолжая дальше утешать учеников, Господь обещает им наделить их силой чудотворения, исполняя все, что они в молитве будут просить у Него: молитва во имя Господа-Искупителя будет творить чудеса. При условии, что ученики, любя Господа, будут соблюдать Его заповеди, Господь обещает послать им Утешителя, Который пребудет с ними во веки, Духа Истины, Который как бы заменит им Христа и благодаря Которому они будут иметь постоянное таинственное общение со Христом. «Мир», как совокупность неверующих в Господа и враждебных Ему людей, во всем чуждый и противоположный Духу-Утешителю, не может принять Его, а с Апостолами Он пребывал, благодаря общению их с Господом во время Его земной жизни, и в них будет, чтобы пребывать с ними во веки, когда сойдет на них в день Пятидесятницы. «Не оставлю вас сиротами: приду к вам», и видимым образом, после воскресения, и таинственным, через духовное общение в таинстве причащения, при посредстве Духа Святого. «И вы живы будете» в единении со Мной, как источником жизни вечной, в то время, как мир, духовно мертвый, не будет видеть Господа. «В тот день», то есть в день Пятидесятницы, «Узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас», поймите сущность духовного общения с Богом во Христе. Условие этого Богообщения — любовь к Господу и соблюдение Его заповедей. Иуда, не Искариотский, называемый Левием или Фаддеем, который, видимо, не расстался с любимой мыслью иудеев о чувственном царстве Мессии, поняв слова Господа в буквальном смысле, что Он явится в чувственно-телесном виде любящим Его и соблюдающим Его заповеди, выразил недоумение, почему Господь хочет явиться только им, а не всему миру, как основатель славного всемирного царства Мессии. Господь объясняет, что Он говорит о Своем таинственном духовном явлении Своим последователям, повторяя прежнюю мысль о необходимости для этого любить Его и исполнять Его заповеди. Мир же, не любящий Его и не исполняющий Его заповедей, неспособен к такому духовному общению с Господом. Заповеди же Христовы являются вместе с тем и заповедями Отца. Все это теперь может быть ученикам не ясно, но когда придет Утешитель, Дух Святой, Его же пошлет Отец во имя Христово, Он наставит Апостолов — научит их всему и напомнит им все, чему учил их Христос: откроет им тайну жизни духовной, жизни во Христе.
Кончая пасхальную вечерю, глава семейства говорил присутствующим: «Мир вам», а затем вечеря заканчивалась пением псалмов. Господь, намереваясь оставить пасхальную горницу и, имея в виду, что скоро отходит от учеников Своих, следуя обычаю, также преподает им мир, но высший мир, по сравнению с тем, какой обыкновенно дает мир, во зле лежащий: «Мир Мой даю вам» — это мир, который совершенно уравновешивает все силы человеческого духа, вносит полную гармонию во внутреннее настроение человека, успокаивает всякое смятение и возмущение, это тот именно мир, о котором пели Ангелы в Рождественскую ночь. Поэтому Апостолы и не должны ничем смущаться или устрашаться.
Вечеря окончилась. Наступало время оставить сионскую горницу, где она происходила. Снаружи был мрак неизвестности, страх разлуки со Христом и беспомощности во враждебном мире. Поэтому Христос снова утешает учеников обещанием придти к ним и говорит, что они должны радоваться тому, что Он идет ко Отцу, «Ибо Отец Мой более Меня есть» — более, конечно, как Первопричина (Сын рождается от Отца, заимствует у Него Свое бытие), более как Бог, по сравнению со Христом-Богочеловеком. Все должно произойти по написанному, так, как Господь предупреждал учеников прежде. Через исполнение предреченного ученики убедятся в истине слов Христовых «Уже немного Мне говорить с вами» — оставалось лишь несколько часов до того момента, когда Иуда с воинами должны были взять Господа. Господь духовным взором Своим видит приближение к Себе Своего врага,»князя мира сего» — сатаны в лице Иуды со спирой (отрядом воинов) в Гефсиманском саду, когда дьявол совершил нападение на Господа, искушая Его страхом мучений и смертного часа — последняя попытка отклонить Спасителя от совершения Им искупительного подвига для спасения человечества. Господь говорит при этом, что дьявол в Нем «не имеет ничего», то есть, по безгрешности Христовой, не может в Нем найти ничего, над чем бы он мог господствовать.
Это доказательство полной нравственной свободы Господа, с какой Он, единственно по Своей любви, отдает жизнь Свою за спасение мира, во исполнение воли Отца. «Восстаньте, идем отсюда» — пойдем навстречу приближающемуся врагу, князю мира в лице Иуды-предателя.
Многие толкователи склоняются к тому, что после этих слов надлежит читать слова Ев. Матфея, совпадающие с таким же словами Ев. Марка: «И воспевши, пошли на гору Елеонскую». То есть Господь с учениками пропели, по иудейскому обычаю, псалмы второй части «Аллилуйи» — 115-118 и пошли по направлению к Елеонской горе, причем дальнейшая беседа продолжалась уже на ходу. Однако, Епископ Феофан Затворник считает, что беседа продолжалась все же в горнице, и горница была покинута лишь по окончании всей беседы и первосвященнической молитвы Христовой. За первое предположение говорит, по-видимому, то, что дальше Господь ведет беседу о себе, как виноградной лозе. По дороге же к Елеонской горе и на ее склонах как раз было много виноградников, глядя на которые Господь и употребил этот наглядный и живой образ». Архиеп. Аверкий Таушев
Окончив Свою первосвященническую молитву, Христос с учениками отправился в Гефиманский сад, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, отошел на некоторое расстояние и «начал ужасаться и тосковать.» «Душа Моя скорбит смертельно» сказал Он этим Своим ближайшим довереннейшим ученикам: «Побудьте здесь, и бодрствуйте со Мною. Он пал на лице Свое, преклонив колена, и молился: «Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, а как Ты.» Молитва эта была столь напряженной, что по словам св. Луки, «Был пот Его, как капли крови, падающие на землю.»
Трижды становился Христос на молитву. В первый раз он молился об отвращении от Него чаши страданий, во второй раз Он изъявил уже прямую покорность воле Божией, и Ему был послан Ангел, чтобы окончательно укрепить Его в этой воле, после чего Он в полной решимости воскликнул: «Да будет воля Твоя.» Помолившись в третий раз, Он пришел к ученикам предупредить их о приближении предателя: «Вы все еще спите и почиваете? Вот приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников».
«Перед нами проходит картина того, что произошло со Спасителем по любви к нам; Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела, ради которого Он пришел! Христос проводит одну страшную ночь лицом к лицу с приходящей смертью; и Он борется с этой смертью, которая идет на Него неумолимо, как борется человек перед смертью. Но обыкновенно человек просто беззащитно умирает; здесь происходило нечто более трагичное. Мы должны в это вдуматься: нам всегда – или часто – кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом… И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им – они не знают, что творят… Вот чему мы должны научиться: перед лицом гонения, перед лицом унижения, перед лицом обид – перед тысячей вещей, которые далеко-далеко отстоят от самой мысли о смерти, мы должны посмотреть на человека, который нас обижает, унижает, хочет уничтожить, и повернуться душой к Богу и сказать: Отче, прости им: они не знают, что делают, они не понимают смысла вещей…» – напоминает в проповеди митрополит Сурожский Антоний
Чистый четверг в 2022 году. Предание Христа
О предании Христа рассказывают все четыре евангелиста. Первосвященники, боясь народного возмущения, дали приказ Иуде взять Иисуса осторожно. Отряду, который привел Иуда, было приказано взять Того, на Кого укажет Иуда. А Иуда, храня в тайне данное ему поручение, ограничился одним лишь указанием: «Кого я поцелую, Тот и есть, за Кем мы идем: Возьмите Его и ведите осторожно» (Мк. 14:44). Когда он подошел к Иисусу и растерянно сказал: «Равви, равви…», то Иисус кротко спросил его: «Друг, для чего ты пришел?» Не зная, что сказать на этот вопрос, Иуда в смущении произнес: «Радуйся, Равви» и поцеловал Его. Чтобы показать Иуде, что он не может скрыть своего предательства, Христос сказал: «Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Когда стража приблизилась Христос спросил: «Кого ищете?» и на ответ «Иисуса Назарея» «Это Я» ответил Он. Апостолы хотели вступиться за Него, Петр извлек меч и, ударив первосвященнического раба Малха, отсек ему правое ухо, но, по свидетельству евангелиста Луки, Христос одним прикосновением исцелил его и велел Петру убрать меч: «ибо все взявшие меч, мечем погибнут»
Взявши Иисуса, враги повели Его связанным в дом, где жили первосвященники.
Каиафа спросил Христа: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» И только на этот вопрос Иисус Христос ответил: «Да, Я, и даже говорю вам: отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную силы Божией и грядущего на облаках небесных». Тогда Каиафа разодрал одежды свои (в знак негодования и ужаса) и сказал: «на что еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали Его богохульство (т. е. что Он, будучи человеком, назовет Себя Сыном Божиим)? Как вам кажется?» Они же все в один голос сказали в ответ: «повинен смерти». После этого Иисуса Христа отдали до рассвета под стражу. Некоторые начали плевать Ему в лицо. Люди, державшие Его ругались над Ним и били Его. Другие же, закрывая Ему лицо, ударяли по щекам и с насмешкой спрашивали: «прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» Все эти оскорбления Господь претерпел безропотно в молчании.
Когда Иисуса Христа увели на суд к первосвященникам, Петр остался за воротами. Слуги три раза спрашивали его, не был ли и он со Христом. И каждый раз Петр отрицал, что знает Христа. На третий раз он начал клясться и божиться: «не знаю этого Человека, о Котором говорите». В это время запел петух, и вспомнил Петр слова спасителя: «прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня». Стыд и раскаяние овладели им и, вышедши вон со двора, он горько заплакал о своем тяжком грехе.
В Чистый Четверг в 2022 году начинаются приготовления к Пасхе. В народе существует немало поверий и суеверий, связанных с днем Великого Четверга. Кандидат богословия диакон Андрей Кураев комментирует: Чистый Четверг не потому Чистый Четверг, что в этот день делают баню или промывают мебель от пыли, а потому что люди приходят, исповедуются и причащаются. Великая Суббота — это отнюдь не просто время предпраздничной суеты, а это время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас. И, конечно, Великая Пятница — это опять же не время поездок на кладбище или закупок водки, а это время, когда христианин, по возможности, весь день должен провести в храме, в созерцании Христа, Его страданий, памятуя, что, вообще-то, это не римляне и не древние евреи забили гвозди в руки Христа, а грехи каждого из нас».
Утром, на Божественной Литургии Чистого Четверга, храмы переполнены: в этот день все православные причащаются Святых Христовых Таин. В конце 19 в., когда были утрачены традиции церковной литургической жизни и причащались только раз в год, великий Четверг был единственным днем в году, когда к Чаше приступала практически вся Русь.
В Чистый четверг начинаю красить пасхальные яйца. Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в 1 веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.
Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.
В апостольском чтении изображены как установление таинства, так и цель его и достойный образ приготовления к нему и принятия его. Евангелие повествует об обстоятельствах, предшествовавших, сопровождавших и последовавших за Тайной вечерею, и выбрано из повествований святых евангелистов Матфея, Луки и Иоанна.
С особенной силой желая выразить негодование к козням иудейским и вероломству Иудину, с одной стороны, и благоговейное преклонение пред долготерпением Спасителя — с другой, Святая Церковь восклицает: «Стекается прочее соборище иудейское, да Содетеля и Зиждителя всяческих Пилату предаст; о беззаконных! о неверных! яко Грядущаго судити живым и мертвым, на суд готовят: исцеляющаго страсти, ко отрастем уготовляют: Господи долготерпеливо! велея Твоя милость, слава Тебе!»
Евангельское чтение Чистого четверга в 2022 году — особое, составленное из описаний Тайной Вечери всеми четырьмя евангелистами.
«Херувимская песнь» и причастные стихи заменяются пением следующей молитвы: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
Чистый четверг в 2022 году — 21 апреля