когда упал самолет в перми в каком году
Катастрофа пассажирского самолета Боинг-737-500 в Перми в 2008 году
14 сентября 2008 года при повторном заходе на посадку в Перми разбился пассажирский самолет Боинг 737-500 авиакомпании «Аэрофлот-Норд» (в настоящее время «Нордавиа»), выполнявший рейс SU821 по маршруту Москва — Пермь.
Все находившиеся на борту 88 человек (82 пассажира и 6 членов экипажа) погибли. Среди погибших — семь граждан Азербайджана, шесть — Украины, по одному — Франции, Италии, Германии, Узбекистана, Турции, Китая и Белоруссии. На борту самолета также был бывший командующий Северо-кавказским военным округом, герой России генерал-полковник Геннадий Трошев. Также в результате авиакатастрофы погиб депутат госсовета Чувашии, президент республиканской федерации самбо Александр Трофимов, который летел вместе с генералом Геннадием Трошевым и первым вице-президентом всероссийской федерации самбо РФ Владимиром Погодиным в Пермский край для участия в турнире по самбо памяти Василия Шваи.
Самолет упал в городской черте, в нескольких десятках метров от жилых домов. Обломки разбросало в радиусе четырех километров. Для тушения пожара и ликвидации последствий катастрофы на место прибыли больше трехсот пожарных, спасателей, милиционеров. Была создана государственная комиссия, которую возглавил министр транспорта Игорь Левитин.
Авиационно-техническая судебная экспертиза выяснила, что перед вылетом «Боинг» имел две неисправности: не функционирующий автомат управления тяги двигателей, также была неисправна бортовая система предупреждения столкновений, что не являлось основанием прекращения полетов, а решение о вылете уполномочен был принимать командир экипажа воздушного судна.
Метеоусловия позволяли благополучно посадить самолет, а командир воздушного судна к моменту трагедии неоднократно проводил аналогичные рейсы и посадки без нарушений. Незначительная недостаточность квалификации, разрешенная требованиями программы подготовки летчиков, по мнению следователей, также не могла быть признана нарушением.
В марте 2010 года дело об авиакатастрофе в Перми было закрыто из-за смерти подозреваемого, однако 14 сентября 2010 года оно было возобновлено по инициативе родственников погибших пассажиров воздушного судна, после чего вновь возбуждалось и закрывалось несколько раз. Были проведены дополнительные следственные действия, в том числе допрошены члены региональной квалификационной комиссии Архангельского УГАН и летчики, ранее пилотировавшие самолет. Еще два года расследования позволили вновь установить, что виновных в трагедии, кроме самого командира судна, нет. 11 ноября 2012 года уголовное дело о крушении «Боинга» было закрыто.
14 сентября 2010 года в Перми был открыт мемориальный комплекс, возведенный на месте крушения самолета.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Новости Скандалы и происшествия
22.09.2008
Новости , Кратко , Популярное
Архив
Пермский «Боинг» был захвачен террористами и вынужденно сбит силами ПВО, – версия
Пассажирский самолет Boeing-737 авиакомпании «Аэрофлот-Норд», следовавший рейсом N821 Москва-Пермь и потерпевший крушение в 05-10 по Пермскому времени (03:10 мск) 14 сентября, взорвался именно в воздухе, а не от удара об землю.
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом пишут журналисты Общенациональной еженедельной газеты «Россия», проведя собственное расследование. В первую очередь, в этом издании обращают внимание на высказывания жителей Перми, ставших очевидцами трагедии и рассказавших об этом на форуме сайта teron.ru. Вот некоторые сообщения:
Alenochka777: Пассажирский самолёт, Москва – Пермь, погибли все. Упал на 4 деревянных дома. Осколки везде валяются, куча трупов. Взорвался до того, как упал. Летел, как комета.
Crash!: Да вообще козлы! Запели про то, что 737-й может спокойно с 1 двигателем лететь, т.е. это пилоты летать не умеют. А то, что разброс обломков свидетельствует о том, что он взорвался в воздухе, никого не волнует.
Медленно как-то падал горящий самолет. Причем упал он так, что не оставил даже приличной воронки (что обычно для колоссальной массы самолета), а осколки разбросал аж на 4 километра:
S_Volk: В окна было видно горящий самолет. Весь в огне, пролетел над нашим домом на расстоянии 50 метров! И упал за километр от нас. Пилоты самолета отвели горящий лайнер от девятиэтажки. Другой очевидец вспоминает: «Мы не слышали взрыва, он взорвался где-то в воздухе. Он летел уже горящим».
Далее, судя по свидетельствам жителей Перми, машина упала совсем не там, где должен был упасть самолет, заходящий на посадку. Здесь журналисты Общенациональной еженедельной газеты «Россия» вновь цитируют очевидцев с форума teron.ru:
Молотов: То и удивительно, что погибший борт оказался так далеко от Б.Савино, в месте, где он, в принципе, не должен был быть, хоть при заходе на посадку, хоть при решении о «2-м круге».
Chiefson: На полосу можно сесть и с другой стороны – со стороны Башкултаево. Тогда при отказе от посадки и заходе на второй круг – тем маршрутом, который Вы описали, только в обратном направлении. Но от него до места происшествия – около 3 км. Вот и загадка.
solodn: Но почему самолет оказался в Ераничах? Разве с этой стороны на посадку заходят?
FXStranger: А что делал пассажирский самолет в районе Бахаревки, причем, как говорят очевидцы, летел он со стороны аэропорта? Ведь все, кто летали, помнят, что на посадку самолет заходит откуда то со стороны Закамска, в сторону Гайвы, над Гайвой разворачивается, летит «по реке» и потом уже ложится на курс аэропорта. Как он улетел за Нагорный и Ераничи, непонятно.
Авторы расследования не сильно разбираются в топографии Перми, и названия типа Ераничи, Бахаревка и Савино им ни о чем не говорят, но люди, живущие в городе, прекрасно знают курс лайнеров, заходящих на посадку – он стандартный. Стандартный он и для повторных заходов.
Вместе с тем, упавший борт летел как-то не так и упал явно куда-то не туда – в район города, находящийся далеко от всех возможных маршрутов. В этом ключе интересны обнародованные в Интернете показания диспетчера, проводившего переговоры с самолетом:
«Я ему сказал: «По моим данным, вы набираете высоту. Подтвердите, что текущая высота – 900 метров». На что он ответил: «Да, подтверждаю, но мы снижаемся». А сам в это время продолжал набор высоты до 1200 м. На высоте 1200 немножко приостановился.
Уже была слишком большая высота, он был близко к аэродрому. Зайти на посадку с этого захода было невозможно, поэтому я дал ему указание сделать повторный запрос, дал ему курс к третьему завороту. Экипаж принял указание, а сам его не выполнял. Я дал ему курс – правый поворот, а он пошел влево. Я его спросил: «У вас все нормально?» Он сказал: «Да, подтверждаю».
Я его отдал на связь другому диспетчеру, который управляет как раз на этом круге. Он на связь с тем диспетчером не вышел, а высота начала резко падать. И когда высота была примерно 600, я услышал крик. Там закричали: «А!» и потом мат. Я крикнул ему: «Сохраняйте 600».
Он на это не отвечал, а через секунду я услышал вспышку. И там, в районе города, такая вспышка и зарево. Я понял, что он уже упал, и быстро начал объявлять тревогу. Он ничего не успел сообщить. И он вел себя неадекватно. Он не выполнял команды. Возможно, что-то происходило, но он не хотел об этом сообщать».
Вот такие выплывают странности, пишут журналисты. Оказывается, самолет перед посадкой метался туда и сюда, не выполняя команды с земли. Диспетчер говорит, что командир корабля был «неадекватный». Допускаем такую возможность. У человека мог быть нервный стресс, человек мог выпить каких-нибудь сильных лекарств и прочего. Но рядом были другие пилоты. Что, экипаж охватил приступ массового безумия? Минимум за 30 минут до падения на земле о нем уже знали!
WhiteGhost: Народ, про то, что пилот был не в адеквате, это полный бред, диспетчера знали, что происходило с самолетом, т.к. при посадке его уже на ВПП встречали МЧС и пожарка.
Это пост с того же teron.ru – сайта, ставшего главным информационным источником о катастрофе не только для пользователей Интернета, но и для журналистов новостных СМИ и телевизионщиков. Оттуда крадут видеоролики, выдавая их за свои, оттуда перепечатывают свидетельства очевидцев, но почему-то в эти свидетельства не попадают посты, где люди пишут, что самолет горел как комета.
Отсюда не удивительно, что никто и нигде «не заметил», что странный борт ждали пожарные и машины МЧС. Не попало в телевидение и следующее сообщение:
Павел: Знакомый с Крохалевки сказал, что все большие детали почти сразу эвакуировали вертолетами, видимо, еще по темноте.
Самолет упал в 5.14 по местному времени. Чтобы успеть затемно убрать какие-то детали – нужно очень поспешить. Причем настолько, что уборщики уже должны быть готовы к работе. И они были готовы: когда к месту катастрофы прибыли горожане и телевизионщики – ни хвостовой части машины, ни кабины, ни крупных элементов фюзеляжа и крыльев уже не было. Возникает вопрос – зачем их так срочно убирали?
Резюмируем уже известные факты:
1. Связь с самолетом была потеряна приблизительно за полчаса до падения.
2. Начиная с этого момента (если не раньше), в аэропорт прибывают машины спасателей – пожарных и МЧС.
3. При подлете к городу на высоте около 1 800 метров борт снова вышел на связь, после чего стал выполнять странные маневры, не реагируя на команды диспетчера.
Из всех возможных объяснений этих фактов есть только одно объяснение, не только удовлетворяющее всем этим четырем пунктам, но и отвечающее на много других доселе непонятных вопросов. Объяснение это – захват самолета террористами, после чего он был сбит ракетой ПВО. Попробуем насколько возможно подробно реконструировать эти события.
Итак: «Боинг» был захвачен террористами, севшими на борт под видом пассажиров. Сколько их было – мы не знаем, но полагаем, никак не менее четырех. Они никак не проявляли себя во время полета, но приблизительно за полчаса до посадки часть из них, улучив момент, ворвалась в кабину пилотов, часть – осталась в салоне, отбирая документы и телефоны у пассажиров. Обратимся опять к свидетельствам пермяков:
MoX: Как быть с тем, что в обломках все паспорта пассажиров были найдены одним пакетом?
Скорее всего, одним из вариантов рассматривался захват в заложники бывшего командующего 58-й армией генерала Трошева, летевшего этим рейсом, однако вскоре стало понятным, что Трошев был не более чем прикрытием и элементом торговли – с целью тянуть время. Настоящая цель террористов была другая, которую непроизвольно увидели даже жители Перми:
Gessa: Я думаю, что стоит молиться, что самолет не «дотянул» до ПНОСа. Иначе полгорода бы снесло.
ПНОС – это аббревиатура завода «Пермьнефтеоргсинтез». Что там производят и хранят, мы себе представляем и не сомневаемся, что действительно, попади самолет туда – жертв было бы 88, и даже не 888. Погибли бы тысячи человек, может десятки тысяч.
yapl: В соседнем топике упомянул информацию о том, что той ночью в районе Кукуштана (с. Бабка – где-то 7 км по осинской дороге) был слышен необычно сильный шум двигателей самолета. Самолеты там не летают.
Это сообщение с teron.ru, где так же проскальзывало, но было удалено упоминание о самолетах «Миг», которые кто-то видел. Далее в аэропорт были стянуты спасатели и подняты вертолеты с эвакуационными бригадами, на разные случаи: им затем предстояло зачистить место катастрофы от неминуемых улик – крупных деталей самолета, похожих на решето.
После того как сбили самолёт авиакомпании «Сибирь», народ разбирается в обломках. Там как раз и были показаны всем кадры изрешечённых деталей фюзеляжа, что для специалистов даёт однозначный ответ. В Перми именно поэтому крупные обломки сразу были увезены, пишут журналисты.
Мы не знаем, насколько в курсе о ситуации были диспетчеры и другой персонал аэропорта, мы не знаем, была ли на тот момент связь с террористами, но, судя по месту падения самолета, люди на земле тянули ситуацию насколько было возможно. Приказ сбить самолет, видимо, был отдан в самый последний момент – борт упал опасно близко от территории «Пермьнефтеоргсинтеза», всего в четырёх километрах – 20 секунд лёту. Упади он чуть позже – жертвы были бы огромны.
Вот, собственно, и вся конечная версия произошедшей над Пермью драмы. Возможно, мы не увидели и упустили те или иные детали, но в общих чертах всё было именно так ибо только с изложенных позиций можно объяснить и состыковать необъяснимые и нестыкуемые факты.
Авторы расследования полагают, что решение сбить самолет было не решением «кровавого режима», а решение одного человека, не побоявшегося взять на себя чудовищную ответственность (на самый верх, ночью, не успели бы доложить).
Может, сами организаторы теракта, и организовали его приглашение на турнир по самбо, куда летел бывший командующий. Вполне вероятно, и лётчика, командира «Боинга» Медведева, сумели назначить на рейс. Очень, вряд ли, что за столь тщательно и профессионально сработанной операцией стоит пара пастухов с гор. Тут видна не просто рука чьих-то спецслужб, но и вторая, моющая её рука внутри России, причем – рука на очень многих уровнях.
Разного рода «россияне» зарубежной национальности – основной рабочий материал для любых иностранных спецслужб. Мы ничего не имеем против простых мирных людей любой национальности и любого цвета кожи, временно живущих в России и делающих полезную русским работу, однако факт: среди этих людей можно спрятать кого угодно.
Да и завербовать любого из них много легче, чем завербовать русского, ибо чужаку с паспортом Российской Федерации нет никакого смысла любить ни эту федерацию, ни живущих в ней людей. Наверняка некоторые из таких граждан Российской Федерации с радостью бы работали на враждебные спецслужбы.
Эти люди предоставлены сами себе, некоторые неприкрыто демонстрируют враждебность к русским – народу-хозяину этой земли, тем не менее, нет никакой системы, позволяющей не допускать таких ненавистников в Россию. В США или в Германии, попробуйте что-то скажите или продемонстрируйте своё негативное отношение к стране и её народу – больше никогда такой чужеземец не сможет въехать в страну, тем более получить гражданство.
Второе важное звено опутавшей страну террористической сети – связи террористов во власти, о которых замечено выше. Не простые пастухи планировали угон самолета и не передовые чабаны готовили операцию – это лишь расходный материал.
Наконец, третья составляющая – это разного рода сволочь, вещающая в СМИ, квинтэссенцией которых являются «либералы» – русофобы на «Эхе Москвы» (так по тексту оригинала – Прим. РИА «НР»). Вся эта мразь является не более чем прикрытием для борьбы с русским народом, с обычными русскими людьми.
Это они при попытках обратить внимание на ущемление прав русских, заселение страны людьми враждебными, некомплементарными, поднимают визг о чужих правах. В результате на русских продолжают падать самолёты, заключают журналисты Общенациональной еженедельной газеты «Россия».
Пермь, Наум Захаров
Пермь. Другие новости 22.09.08
Транспортная прокуратура выявила нарушения у двух авиакомпаний. / Верховный суд разрешил спор двух граждан по поводу автомобиля. / В Красноармейске задержан 50-летний вандал. Читать дальше
Почему рухнул «Боинг-737»
Ночью 14 сентября самолет «Боинг-737» авиакомпании «Аэрофлот-Норд», выполнявший рейс 821 Москва — Пермь, рухнул на железнодорожные пути в Индустриальном районе Перми. На борту самолета находились 82 пассажира (в том числе 6 детей до 12 лет и один — грудной), а также 6 членов экипажа. Все они погибли. Кого винить в этой трагедии? И можно ли уменьшить риск новых катастроф на российских авиалиниях?
«Один сын у него был. Страшно»
В краевом Доме народного творчества — все по привычке называют его ДК «Гознак» — подозрительно тихо. Людей много, но никто не рыдает, все какие-то сосредоточенные, деловые, серьезные. Если бы не наспех распечатанные на принтере указатели — «Выплата страховки», «Следственный комитет», — не сразу и сообразишь, что это краевой штаб расследования катастрофы аэрофлотовского «Боинга» и помощи родственникам погибших.
Под вывеской «Юридическая помощь» у симпатичной девушки в компьютере открыт стандартный бланк с заголовком «Исковое заявление о выплате компенсации морального вреда». Рядом пьют чай с бесплатными бутербродами милиционеры и спасатели. Священники о чем-то перешептываются перед иконой с зажженными свечами. А у надписи «Психотерапевты» толпятся азербайджанцы в своих знаменитых кепках. Они тут всей диаспорой. Одни мужчины. И все плачут.
— Я не знаю, что вам рассказывать. Ильзам меня зовут, — говорит мне один из них. Он родственник кого-то из погибших, даже, возможно, сразу всех. — Наших тринадцать человек погибло.
— А вроде всего восемь азербайджанцев в списке? — уточняю я.
— Это те, у кого гражданство было азербайджанское. И еще пятеро с российским. Вот Шабанов Агил — наш родственник. У него фирма — «Азлес», лесом занимается. Летел в командировку, по делам. 42 года ему. В Азербайджане дети у него остались, двое. А сюда брат прилетел — вон он стоит.
В углу стоит угрюмый азербайджанец в кожаной куртке. Он плачет. Еще десяток очень похожих на него мужчин с огромными носами, как могут, утешают. И курят. И тоже плачут.
Говорить может только Ильзам.
— Эх! Османов Таги погиб. 14 лет. Такой умный парень был! Английский изучал! — чуть слышно рассказывает он. — Был у родственников в Баку. Не с кем отправить было. Наконец нашли знакомых — а то в школу опаздывал уже сильно. Его родители ждали: мать, Наила, дома осталась, а отец, Жумшит, в аэропорт поехал. Записал имя? Почти как в «Наша Раша».
— Поганый передача! — плюется сосед. Ему просто надо на ком-то выместить бессильную злость.
Но рассказчик не отвлекается:
— Да, такое горе! Страшное горе! — кивает диаспора и, как по команде, затягивается. — Один сын у него был. Страшно.
— Жумшит даже туда не ездил. Это очень тяжело: ты знаешь, что твой человек здесь — и его нету.
— А похоронят его где? — спрашивают журналисты.
— А там есть что хоронить? — зло спрашивает азербайджанец, тот, который не любит «Нашу Рашу». Но Ильзам его прерывает:
— В Баку, на родине. По нашим обычаям надо в первый день хоронить, но сейчас такая ситуация… Люди кровь сдают на ДНК, чтобы родственников найти. Мы не совсем родственники, но тоже сдали.
— И еще одна семья летела из Азербайджана, из Кубинского района. Они вообще-то евреи, но тоже азербайджанцы, — зачем-то уточняет рассказчик.
Из дверей ДК выходит русский дедушка. Он на редкость спокоен. Даже не верится, что он только что потерял всю свою семью. Его зовут Вениамин Кузнецов. В катастрофе погибла его внучка, девятилетняя Яна Кузнецова. А с ней и ее мать, Галина Симонова, сноха Вениамина Кузнецова, ее второй муж, Сергей Юдин, и их общая девочка, трехлетняя Валерия Юдина.
— Из Испании они возвращались. Ездили туда на отдых по путевке. Сергей-то бизнесменом был, деньги водились, — дедушка рассказывает это как-то странно спокойно, но ведь шок редко бывает картинным. — Знаю только, что отдых им очень понравился.
У списков, вывешенных на входе в ДК, стоит Дмитрий Югас — прилично одетый молодой парень. Он до сих пор не хочет верить, что его мать, Людмила Михайловна Югас, погибла. Она летела с Украины, звонила ему перед взлетом, прямо из самолета. Но он все равно не верит. Смотрит в одну точку и повторяет: — У Украины ее в списках нет.
Но Людмила Михайловна ему больше не звонит…
Самолет упал на границе Индустриального и Свердловского районов Перми. Хотя это и недалеко от центра города, места здесь пустынные — овраг, промзона, железнодорожная ветка, гаражи, облюбованные бомжами и наркоманами. Бывают же такие случайности: еще недавно здесь были жилые бараки, но год назад их снесли.
Версий вообще много, одних только официальных десять. Но верят все только в неофициальные, которых десятка два. Гадают и о том, почему самолет упал именно тут — пилоты-то были не местные, из Архангельска, откуда же они знали, что именно тут находится пустырь? Хотя не исключено, что это просто случайность.
Уже в воскресенье утром место падения самолета — осколки от взрыва разлетелись очень широко, поэтому «место» занимает около двух квадратных километров — серьезно охраняется. Его оцепили несколько колец милиционеров и солдат-срочников. Настроение у солдат отличное: весь день на свежем воздухе, с народом. Они просят журналистов их фотографировать, смеются и слушают музыку по мобильникам. Внутрь кольца не пускают ни журналистов, ни родственников, ни простых горожан с цветами, пришедших почтить память погибших.
— Там у знакомого мальчика вся семья погибла, — объясняют милиционерам две обесцвеченные блондинки с букетиком гвоздик. Они приехали к месту трагедии на красивом красном «Пежо-307» и долго меняли шпильки на кроссовки.
— Понимаете, в принципе на самолетах люди одного круга летают. Город-то маленький, все друг друга или знаем, или просто лица примелькались. Конечно, мы переживаем.
— В автобусах, наверное, только об этом и говорят… — предполагаю я.
— Мы в автобусах не ездим. Вчера в кафе сидели — конечно, только об этом… И гвоздики во всем городе кончились.
Постепенно вокруг девушек образуется толпа. Подходят два священника из Богоявленского монастыря, что где-то в глубине Пермского края.
— У нас у благотворителя двое друзей погибли. Он пришел в воскресенье утром на службу, свечу поставил за упокой, так и узнали, — говорит батюшка.
Хорошо видно, что самолет упал всего в паре сотен метров от многоэтажек. Еще чуть-чуть — и ставшая неуправляемой махина врезалась бы в жилой дом. Как пилот разглядел это безлюдное место — загадка.
— Ночью проснулась от страшного взрыва, — делится со мной Галина Сажина, жительница той самой жилой 12-этажки.
— Ой, а я-то и не слышала ничего, — переживает ее соседка, ее окна выходят на другую сторону.
А Галина продолжает:
По свидетельству местных, первыми у самолета появились мародеры — невесть откуда взявшиеся молодые люди, принявшиеся обшаривать осколки в надежде найти какой-нибудь кошелек. Потом из окрестных гаражей появились бомжи — их интересовал цветмет. Чуть позже их разогнали спасатели и милиция.
— А у нас траур сегодня, даже «Чикен» не работает! — добавляет ее подружка. Пока для них все произошедшее — не более чем приключение.
На выезде из аэропорта Большое Савино я поймал «жигуленок». За рулем оказался возвращающийся с дежурства спасатель гражданской авиации.
— Мы же первые туда приехали, уже через 15 минут, — говорит он (я верю: место падения не очень далеко от аэропорта, да и узнали там, конечно, первыми). — Ну, там… полный фарш был. Самый большой фрагмент — метров шесть квадратных, не больше. От людей ничего не осталось. Видел я там и кусок черепа, и кусок тела младенца…
Официальная версия
Место катастрофы оказалось так близко к жилым домам, что первыми туда прибежали местные жители. Люди наспех одевались и неслись к месту падения самолета, надеясь помочь. Но, добежав, видели, что помогать уже некому. Обломки самолета были разбросаны на территории в десять тысяч квадратных метров. Останки пассажиров можно идентифицировать только по ДНК.
«Судя по осмотру места происшествия, падение самолета, по-видимому, было связано с техническими неисправностями и возгоранием правого двигателя. Многое на это указывает», — заявил председатель Следственного комитета при Прокуратуре РФ Александр Бастрыкин.
«Аэрофлот» и «Норд»
Рейс 821 Москва — Пермь выполняла дочерняя компания «Аэрофлота» — «Аэрофлот-Норд». Большой «Аэрофлот» уже через несколько часов после трагедии кинулся спасать репутацию, заявив о «полном прекращении сотрудничества» с дочерней авиакомпанией. «Все дальнейшие рейсы будут выполняться нашими авиакомпаниями раздельно. Компания “Аэрофлот” за свою репутацию в связи с авиакатастрофой заплатила очень дорого», — заявил гендиректор «Аэрофлота» Валерий
Окулов, не дожидаясь результатов расследования.
— То, как они отмазываются, подло, — отреагировал на эту новость в разговоре с корреспондентом «РР» летчик одной крупной авиакомпании. — Лицемерят. Платят очень низкие зарплаты в дочерних компаниях, и при этом чуть что — «а это не “Аэрофлот”, это “Аэрофлот-Норд”». Хотя эти самолеты вместе с экипажами «Аэрофлот» забрал к себе, выполнять свои рейсы. Этот рейс был именно рейсом «Аэрофлота». СУ-821.
«Аэрофлот» приобрел 51% акций «Архангельских воздушных линий» в 2004-м. Тогда же АВЛ сменили бренд на «Аэрофлот-Норд».
«Люди ждали перемен к лучшему, — вспоминает пользователь cvv на сайте aviaforum.ru. — Вместо этого “Норд” использовали как рабочую лошадку, из которой выжимали все соки. Люди не успевали отдохнуть между рейсами. Экипажи могли неделями летать только по ночам, работая при этом “за тарелку супа”. Не буду удивлен, если и на этот раз экипаж не отдохнул нормально. На всем этом АФЛ заработал неплохие деньги. И что в итоге? Деньги в кассу, а расхлебывать “Норду”. Прошло всего два месяца, как на собрании с профсоюзом гендиректор “Норда” умолял летчиков не уходить и немного потерпеть. Потому как если уйдет хоть десять человек, то авиакомпания встанет и не сможет выполнить обязательства перед “мамой”».
Теперь «Аэрофлот» и «Аэрофлот-Норд» будут летать самостоятельно. Каждый под своими кодами.
Что произошло
Рейс 821 Москва — Пермь вылетел из Москвы в 01.10. Через два часа на высоте полторы тысячи метров он исчез с экрана радара. Связь пропала.
Летчик-испытатель Александр Акименков с утра после катастрофы сделал три десятка звонков.
— В летном сообществе коллективное мнение, — говорит он. — Самолет снизился до высоты круга 600 метров, находился на посадочной прямой 215 градусов — это курс взлета-посадки аэродрома в Перми — и вдруг начал уклоняться влево, на курс 170 градусов. Видя, что он уже не попадает на полосу, диспетчер дал команду ухода на второй круг и курс 360 градусов. Летчик выводил самолет в район третьего разворота, затем он должен был снова выходить на посадочный курс. Но самолет вдруг начал набирать высоту, и когда набрал 900 метров, диспетчер спросил у командира: «У вас на борту все в порядке?» Командир раздраженно ответил: «Все в порядке». Но это не означает, что у него не было проблем. Судя по всему, они со вторым пилотом разбирались в ситуации и сами не могли понять, что происходит. Похоже, у них загорелся левый двигатель, и они боролись с этим пожаром: выключили левый и добавили обороты правому.
У двигателя три очереди пожаротушения. Летчик выключает двигатель РУДом (рычаг управления двигателем. — «РР»), затем перекрывает пожарный кран — это такая ярко-красная кнопка, — он перекрывает подачу топлива в район двигателя. Следующее действие — включение трех очередей пожаротушения. На современных американских самолетах везде загораются лампочки очередности. Там есть небольшая ручка: одно движение — и первая очередь пожарных баллонов разряжается на двигатель, еще одно — вторая очередь, еще движение — третья. Этого обычно хватает, чтобы залить весь двигатель гасящей смесью.
— Но в этот раз не хватило?
— Мое личное мнение: во время пожара двигатель начал разрушаться, и часть лопаток турбины ударила по кессону топливного бака — начало течь топливо и загорелось крыло. Перегорела тяга управления левым элероном, и самолет в поперечном управлении стал неуправляемым. Продольное управление работало нормально, поэтому летчики удерживали высоту. Но потеряли скорость. Левый двигатель выключен, самолет разворачивает влево. Надо уклониться вправо на 10–15 градусов. Диспетчер дает команду еще уклониться вправо. Конечно, влево нельзя разворачиваться, но это удобнее. И летчик адекватно действовал, в соответствии со своим инстинктом самосохранения. А затем этот крен влево — он боялся земли, уходил от нее в высоту. И здесь две точки зрения: крен он сделал слишком большой, тянул штурвал на себя, создавая условия для глубокой спирали. Это страшная штука, которая погубила много самолетов. Вот почему нельзя разворачиваться влево. Вторая версия — сваливание в результате потери скорости. И самолет упал с опусканием носа до 20–30 градусов в пикирование. Мне кажется, все-таки была глубокая спираль. Так или иначе, он потерял подъемную силу…
Но первопричиной был пожар двигателя. Считаю, он не был ликвидирован, и начало гореть крыло. Между прочим, двигатель «Боинга-737» находится на пилоне, и он должен очень хорошо гореть, чтобы загорелись крыло и топливный бак. Вот почему он был как комета. Пожар двигателя, который нельзя эффективно погасить, называется КПН — конструктивно-производственный недостаток. КПН должен обнаруживаться при создании самолета, при отработке двигателя. КПН — это всегда следствие недоиспытанности. Следовательно, «Боинг-737», самый массовый самолет в мире, некачественно испытан. Важнейший вопрос при расследовании — доказать, что это был КПН, который должен был быть вскрыт при испытаниях и последующей эксплуатации самолетов. Если будет доказано, что это технический дефект «Боинга», он заплатит огромные деньги. Но, похоже, виноватыми сделают кого угодно: летчиков, техников, диспетчеров…
Впрочем, эксперты уже привыкли к тому, что из комплекса факторов — технических и человеческих — выделяют что-то одно, что не позволяет выйти на системные проблемы, например, управления авиационной отраслью в стране.
«Боинги»
Боинг-737» — самый массовый самолет в мире. Всего их выпустили 5352. Но в этой серии много модификаций. По сути, разные самолеты. В Перми разбился «737-500».
— Если брать серию «737», то это самый аварийный из «Боингов», — говорит президент Профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук. — 140 самолетов погибли. Диапазон факторов, которые привели к столь тяжелым последствиям, обширный: есть технические, есть человеческий фактор. Предпоследняя катастрофа «Боинга-737-200» была в Бишкеке. Но «200» уже почти нигде не используется, потому что не отвечает требованиям ИКАО (Международная организация гражданской авиации. — «РР») по шумам. В Перми разбился относительно новый самолет, «Боинг 737-500» 1992 года, для самолета это не возраст.
У «Боингов» в России есть противники и сторонники. Молодые летчики, которые на них летают, стоят за них грудью. Немолодые летчики, ставшие экспертами, стоят грудью за родную технику. «Здесь просто вмешиваются политика и торговля, — говорит после долгого спора эксперт “РР”. — А самолеты примерно одинаковые».
— Это один из самых лучших самолетов за всю историю авиации, — уверяет российский летчик, работающий на «Боинге-737-500». — Большинство катастроф было связано с более ранними модификациями. «Боинг 737-500» — достаточно современная машина. И катастроф с ним было не так уж и много в процентном соотношении, с «Ту-154», например, их гораздо больше. А пожар двигателя не является самым страшным отказом: в случае пожара он просто отваливается и не наносит никакого вреда самолету. Недоиспытанность двигателя? Такого быть не может.
— Но ведь наши авиакомпании берут в лизинг старые самолеты.
— Есть состояние летной годности либо летной негодности. Другого нет, и возраст тут ни при чем. Самолет может годами стоять в пустыне, там идеальные условия для хранения: очень сухой воздух. Естественно, стояние не проходит даром, но это некритично. Самолет — это совершенный агрегат, у него очень большой этап подготовки, очень много дублирующих систем, даже если что-то откажет, это не ведет к катастрофе.
На сайте авиакомпании «Аэрофлот-Норд» рядом со списком погибшего экипажа вывесили техническую характеристику погибшего самолета. VP-BKO MSN25792. Выпуск — сентябрь 1992 года. Предыдущий эксплуатант — Xiamen Airlines, Китай. Принят компанией «Аэрофлот-Норд» 14 марта 2008 года. Лизингодатель — PINEWATCH LIMITED.
Кто проверял самолет после 15 лет эксплуатации китайской компанией?
— Эксплуатант несет полную ответственность за безопасность полетов, а проверяет самолет техническая служба авиапредприятия, — говорит Мирослав Бойчук. — Авиакомпания должна предоставить в Росавиацию данные о состоянии самолета.
Такая система технического контроля, конечно, не очень надежна.
«Вел себя неадекватно»
В МЧС считают, что летчики уводили самолет от жилых кварталов. Руководитель полетов аэродрома Большое Савино Ирек Бикбов в день катастрофы рассказал журналистам «Первого канала», что пилот «вел себя неадекватно»:
— Экипаж принял указание, а сам его не выполнял. И потом, я дал ему курс правый разворот, а он пошел влево. И сам спросил: «А нельзя нам зайти с этого захода?» — как будто спешил почему-то. Я спросил: «У вас все в порядке?» Он ответил утвердительно. Тогда я ответил ему: «Нет, выполняйте повторный заход», — и повел его снова по схеме, как положено. Последнее, что услышали диспетчеры, было: «Ребята, нам п…ц».
— Если выяснится, что, как говорит диспетчер, экипаж был неадекватен ситуации, то у меня вопрос: исследовалась ли, предполагалась ли такая неадекватность при испытаниях? — говорит Александр Акименков. — Он что, хотел убиться? Очевидно, нет. Значит, есть какая-то причина, которая поставила экипаж в такую ситуацию, что он оказался неадекватен. Меня возмущает, что все опять возвращается к человеческому фактору. Не бывает человеческого фактора просто так, он всегда провоцируется неполадками техники.
Это, конечно, так, но ключевой вопрос в том, насколько готовы экипажи к нештатным ситуациям. В начале 80-х годов под городом Нагоя (Япония) разбился «Боинг», погибли более 300 человек. Был гигантский скандал, фирма доказала, что самолет был исправен. Сошлись на том, что виноват национальный менталитет таиландского экипажа. Этот вывод был настолько скандален, что конгресс США специальным решением учредил рабочую комиссию по человеческому фактору при президенте США.
В СССР и России уникальные исследования поведения летчика в воздухе проводил авиационный психолог Владимир Пономаренко. Его институт ведет исследования и сейчас. Только… они невостребованы.
Хорошо видно, что самолет упал всего в паре сотен метров от много-этажек. Еще чуть-чуть — и ставшая неуправляе-мой махина врезалась бы в жилой дом. Как пилот разглядел это безлюдное место — загадка
— Несчастье в том, что мы приняли эти самолеты, не сертифицировав их с учетом нашей культуры, нашей подготовки и переподготовки. И поэтому мы сейчас нарываемся на целый ряд неприятностей из-за грубых эргономических недостатков этих самолетов, — говорит академик Пономаренко.
Уже через несколько часов после трагедии «Аэрофлот» кинулся спасать репутацию, заявив о «полном прекращении сотрудни-чества» с дочерней авиакомпа-нией. «Компания “Аэрофлот” за свою репутацию в связи с авиа-катастрофой заплатила очень дорого», — заявил Валерий Окулов
Проблемы в гражданской авиации России возникли не вчера. Их копили годами. Авиационные эксперты предрекали новые катастрофы: недостаточная подготовка основной массы пилотов, слабые инвестиции в безопасность авиакомпаний, в большинстве случаев никому не известное техническое состояние авиапарка — это не причины, а лишь симптомы кризиса.
«В МАКе не осталось ни одного летающего летчика, там только кабинетные расследова-тели. Он будет недели две тянуть — расшифро-вывать самописцы. А потом приедут представи-тели “Боинга” и будут валить все на летчиков»
— У нас появилось столько болезненных точек, что если они между собой соединятся, будет одна большая рана. Нас ждут вспышки аварийности, предпосылки накапливаются системно: в медицинском контроле, в системе подготовки, в системе абсолютно нового отношения к самолету, в области оплаты, — объяснил «РР» академик Пономаренко.— Вопросы безопасности находятся в состоянии потенциальной ненадежности.
Но президент летного профсоюза Мирослав Бойчук почему-то уверен, что на этот раз все пойдет по-другому.
— Стрелочников не назначат. Будут вскрыты истинные причины. Даже если виноват экипаж, надо разбираться, почему он оказался в такой ситуации. Разбор полетов будет детальный и глубокий. Потому что сейчас всем ясно — ситуация созрела.
Фото: Дмитрий Виноградов для «РР»; из личного архива; РИА НОВОСТИ; AP; ИТАР-ТАСС; Алексей Матосов