когда создали роблокс в каком году
Как ветеран ИT-индустрии Дэвид Базуки придумал «второй Minecraft»
Разработка заняла полтора года, первую версию геймеры смогли опробовать в 2006 году. На выходе получилась мультиплеерная платформа — настоящая игровая вселенная, внутри которой пользователи могут создавать собственные игры — отдельные миры — и приглашать в них друзей. Жанр, формат и интерфейс игр разнятся, но их объединяет угловатый, нарочито недетализированный дизайн, который лучше всего воспринимают самые юные игроки и который больше всего роднит Roblox с Minecraft.
За 12 лет разработка выросла в мультиплатформенный продукт: ее можно бесплатно скачать на ПК, консоли и мобильные устройства, причем смартфоны и планшеты — самый быстрорастущий сегмент, рассказал журналу РБК президент подразделения Roblox International Крис Миснер. Как и Базуки, он не устает говорить о миссии Roblox — служить платформой для сообщества единомышленников, которые все делают вместе: общаются, играют, создают контент.
Roblox давно выбрался за пределы США: последний раунд инвестиций необходим для локализации и запуска в Европе, Центральной и Южной Америке, перечисляет Миснер. У компании уже есть успешный опыт экспансии испаноязычной версии — меньше чем за год на нее перебрались 5 млн пользователей. Локализуются и расчеты за внутриигровые покупки: Roblox стремится проводить транзакции в местных валютах.
Основные пользователи — возрастная категория 6–12 лет. По данным comScore, дети посещают Roblox чаще, чем любую другую платформу в Сети, и проводят на ней больше всего времени — 51,5 млн часов в 2017-м против 19,4 млн у ближайшего преследователя YouTube. Пользователи растут вместе с игрой, говорит Миснер: следующая категория, которую хочет покорить Roblox, — подростки. Этому способствуют лидеры мнений: в недавнем клипе I Love It рэперы Канье Уэст и Lil Pump снялись в костюмах, стилизованных под дизайн Roblox.
ВСЯ история Роблокса 1963-2017
Родился Давид Басзуки, основатель игры
Родился Эрик Кассел, со-основатель игры
Давид Басзуки пытался создать интерактивную физику (Interactive Physics)
Многие считают это началом ROBLOX’а
К Давиду Базуски присоединился Эрик Кассел
Давид Базуски продаёт свою компанию за 20 миллионов долларов
В 2003 году началась разработка роблокса. Его делали Давид Базуски и Эрик Кассел. 2 декабря сайт зарегистрировал Джим Стивенс под URL GoBlocks.com, а 13 декабря 2003 года роблокс переименован С GoBlocks на Dynablocks
В 2004 году был создан ROBLOX, Его сделал Давид Базуски и Эрик Кассел
В 2004 году он назывался Dynablocks
Переименован в ROBLOX
Релиз игры, изменение графики, геймплея и многого другого. Также появился первый официальный трейлер. (Физика в Роблоксе получше чем много в каких современных играх. А это 2006!)
Добавлена валюта и анимация, первый Tycoon. Игроки создали искуcственный интеллект с помощью новых технологий.
Добавлены гости и небольшое улучшение анимации, Dued1 создал популярный плейс: Work at a pizza place.
Добавлены тени, к Roblox’у начали присоединятся игроки из стран СНГ
Давид Басзуки создал альтернативный аккаунт
Разнообразие в аватарах игроков: добавлены новые тела, руки, ноги
Хакерская атака на Roblox
Добавлена первая версия R30
Удалена возможность купить 6 месячный и пожизненный клуб строителей
Количество плейсов приближается к отметке 1 млрд + новые анимации
Roblox — виртуальная вселенная, корпорация и образовательный проект. В чём секрет успеха?
Станет ли Roblox популярнее Minecraft? Разбираемся, как устроена метавселенная, в которой игроки становятся разработчиками.
Roblox — многопользовательская онлайн-платформа, предоставляющая пользователям инструменты для создания игр. Своеобразная метавселенная невероятно популярна — сейчас у платформы более 199 млн игроков в месяц. Одноимённую студию-разработчика оценивают в 45 млрд долларов, что делает её самой дорогой игровой компанией, вышедшей на биржу.
В этой статье мы попытались понять, какие решения приносят прибыль игрокам и корпорации, дают простор для реализации идей и меняют наши представления об устройстве виртуальных миров. Разобраться, как устроена платформа, нам помог Ярослав Кравцов — медиахудожник и сооснователь студии «Мастерская 15», разрабатывающей игры в Roblox.
Сценарист и копирайтер. Утверждает, что видел все фильмы и прошёл все игры, но редакция отказывается ему верить.
Основание компании
Один из основателей и CEO Roblox Corporation — Дэвид Базуки. В онлайн-мире его зовут Builderman, любой новый пользователь Roblox получает приветственное сообщение от него. После выхода компании на биржу состояние 58-летнего предпринимателя составляет 4,2 млрд долларов.
Дэвид Базуки изучал инженерию и компьютерные науки в Стэнфордском университете. Первым его стартапом была основанная в 1989 году Knowledge Revolution — образовательная программа, симулирующая двумерную лабораторию, где учителя и студенты моделировали физические задачи с помощью различных инструментов. Программное обеспечение помогало создавать виртуальные блоки, снаряды, рычаги — и проводить с ними эксперименты. Физические инструменты позволяли моделировать автокатастрофы или падение зданий — применение ПО могло выходить за рамки университетских лабораторий.
Дэвид Базуки продал Knowledge Revolution за двадцать миллионов долларов в 1998 году. В 2004 году вместе с Эриком Касселом он основал Roblox, название которой объединяет слова robot и blocks. В 2006 году они представили Roblox Studio — инструментарий для создания собственных игр на платформе.
Доступность и простота
Метавселенная бесплатна, нетребовательна к железу, работает на всех платформах, в том числе телефонах. В Roblox очень просто начать играть.
«В Roblox большая доступная аудитория, лояльная к экспериментальным играм и непривередливая к уровню графики. У платформы мощный инструментарий для разработки своих игр, готовые решения для создания мультиплеера — вся техническая часть и инфраструктура предоставляются бесплатно. Сотрудники компании Roblox открыты для общения и готовы помогать в сложных ситуациях».
Ярослав Кравцов,
независимый разработчик игр, медиахудожник, сооснователь «Мастерской 15»
Мощный инструментарий
Roblox Corporation не занимается разработкой игр, весь контент создаёт сообщество. Восемь миллионов игроков создавали проекты на платформе. Построенная наподобие «виртуального Lego» онлайн-вселенная подталкивает к творчеству. В Roblox можно найти игры любого жанра — например, симуляторы жизни в духе Sims, гонки, RPG или симуляцию полёта птицы. Инструментарий поддерживает VR — в апреле 2016 года компания запустила Roblox VR для Oculus Rift.
«Я видел, что детям нравится создавать объекты с помощью нашего программного обеспечения. Это идеальная платформа для реализации того, что рождает воображение. Мне нравятся игры-конструкторы, и я решил перенести этот опыт в трёхмерное пространство. Я увидел возможность создать „облачную“ трёхмерную многопользовательскую платформу, где люди могли бы воображать, творить вместе и делиться своим опытом».
Дэвид Базуки,
основатель и CEO Roblox Corporation
В Roblox любой игрок может стать разработчиком. Вся техническая часть и инфраструктура бесплатно предоставляются платформой. Сама она становится, по сути, проектом в сфере образования, ведь, чтобы стать топовым разработчиком, нужно писать код. Специально для Roblox был создан язык Luau на базе популярного языка Lua. Исходники Luau закрыты и используются только внутри Roblox.
На этом обучение не заканчивается. У компании есть программа оплачиваемой стажировки, работающая как инкубатор для молодых разработчиков. В рамках этой программы в штаб-квартире компании в Кремниевой долине можно обучиться навыкам управления проектами.
«Инструментарий даёт возможность быстро проверять гипотезы и пробовать нестандартные решения. Например, недавно созданная мною Impossible Stairs — локация с невозможными фигурами в стиле „Дома лестниц“ М. К. Эшера. Другой пример — игры, которые представляют собой приключение на 20–30 минут для команды в 5–10 игроков. То есть игра должна привлекать много игроков, которые уйдут через короткий промежуток времени. Ни на каких других платформах такая бизнес-модель невозможна, только в Roblox».
Ярослав Кравцов,
независимый разработчик игр, медиахудожник, сооснователь «Мастерской 15»
Любимая игра Дэвида Базуки — Natural Disaster Survival. Пользователи запускали её более сорока миллионов раз. Игроки оказываются на острове посреди океана, каждые три минуты остров подвергается бедствиям: тайфун, метеоритный дождь, гроза, торнадо. Необходимо за короткий срок понять, куда бежать и где прятаться.
«Roblox не столько игра, сколько трёхмерная социальная платформа, где вы и ваши друзья оказываетесь в разных местах и ситуациях. Вы можете участвовать в показе мод, пойти работать в пиццерию или пытаться выжить во время торнадо, а можете обернуться птицей и ловить насекомых. Это как в детстве, когда я выходил на улицу и играл в пиратов. В Roblox люди играют в трёхмерной среде, созданной сообществом, — она может принимать любые формы».
Дэвид Базуки,
основатель и CEO Roblox Corporation
Возможность зарабатывать
Условно-бесплатная модель бизнеса позволяет платформе и разработчикам зарабатывать. Robux — местная виртуальная валюта, курс — сто единиц за один доллар. Пользователи тратят деньги на возможности внутри игр и цифровые объекты вроде предметов и аватаров.
1 октября 2013 года платформа запустила систему Developer Exchange — разработчики получили возможность обменивать Robux на реальные деньги. Создатели игр получают процент с Robux, потраченных в их игровых мирах: 35% с каждых 100 Robux.
Roblox мотивирует игроков не только возможностью творить, но и зарабатывать. Появляются целые студии, специализирующиеся на разработке на этой платформе. Например, Redmanta, где 20-летние разработчики развивают два своих проекта: социальную Robloxian High School и World // Zero, ролёвку на манер The Legend of Zelda. Redmanta нанимает сотрудников с зарплатой пять тысяч долларов.
Ежемесячно 500 тысяч человек создают проекты на Roblox. В 2020 году 1,25 млн пользователей заработали 216 млн долларов. Некоторые из них зарабатывают более 30 тысяч долларов в месяц. Студент Гас Дубец с помощью Roblox заплатил за обучение и купил дом за 120 тысяч долларов.
«Я создал Roblox из чистой страсти. Но десять лет спустя люди в отрасли начали видеть потенциал для бизнеса в этой сфере. Я считаю, что такие компании, как наша, будут такими же крупными, как медиакомпании и IT-компании, которые занимаются социальными сетями и оцениваются в десятки миллиардов долларов. Я не знаю, сколько времени это потребует, но знаю, что возможности огромны».
Дэвид Базуки,
основатель и CEO Roblox Corporation
Что касается заработка на рекламе, на старте проекта в Roblox была баннерная реклама, но компания быстро от этого отказалась в пользу иммерсивной рекламы и партнёрства с крупными брендами — такими как Disney.
Важность мультиплеера для Roblox
С самого старта в метавселенной игроки взаимодействуют друг с другом. По статистике, половина активных участников играет со своими друзьями. Возможности Roblox не ограничиваются играми, онлайн-встречи пользователей принимают самые разные формы — Roblox становится площадкой для виртуального празднования дня рождения, для собеседования, концерта или премьеры фильма. Например, выступление рэпера Lil Nas X собрало тридцать три миллиона зрителей.
«Концерты на онлайн-платформах набирают популярность, привлекают аудиторию в таком количестве, что ни один стадион столько не вместит. При этом сами шоу впечатляют не только эффектами, невозможными в обычной реальности, но и возможностью каждого участника стать частью действия. Даже если просто бегать и прыгать, это всё равно даёт эффект присутствия и соучастия. Это новый опыт, который при этом не отменяет концерты в реальности, всё-таки никакие технологии не заменят энергетики живых выступлений».
Ярослав Кравцов,
независимый разработчик игр, медиахудожник, сооснователь «Мастерской 15»
Метавселенная может быть полезна в сфере образования или в ведении бизнеса. Совместное виртуальное творчество может изменить наше представление о сферах, традиционно существовавших только офлайн.
«С помощью нашей платформы образование перейдёт от обучения программированию онлайн к изучению основных наук с помощью симуляций физики или биологии. Образование изменится и в конечном итоге станет иммерсивной средой, в которой организованы классы. Пользователи могут воссоздать знакомые физические места — например, кампус университета или штаб-квартиру своей компании, где они могут встретиться с коллегами, работающими удалённо. Метавселенная также позволит работать удалённо, устраивать виртуальные 3D-встречи и отраслевые мероприятия, где можно смотреть презентации или общаться по сети на коктейльной вечеринке. Совместное творчество также значительно расширится: от цифровых технологий, таких как игровой дизайн, до моды и архитектуры».
Насколько взрослая аудитория у Roblox?
По статистике, 44% еженедельных активных пользователей Roblox старше тринадцати лет. В 2020 году количество игроков в возрасте от шестнадцати до двадцати четырёх лет показало более интенсивный рост, чем основная группа.
Детские шалости: как Roblox стала одной из самых дорогих игровых компаний современности
Убыточная детская платформа для создания компьютерных игр Roblox с третьей попытки вышла на биржу, и её рыночная оценка тут же побила все самые смелые прогнозы. Сейчас она стоит больше, чем Take-Two (издатель Grand Theft Auto) и Ubisoft (разработчик серии Assaisin’s Creed) вместе взятые. Под катом — о том, как стартап, который часто называют «новым Minecraft», смог добиться такого результата.
Добро пожаловать в метавселенную
Roblox — развлекательная платформа, которую придумал американский предприниматель Девид Базуки. Часть её геймплея построена на создании новых игр и миров, которыми пользователи делятся с друзьями и незнакомцами. Название продукта составное: это словослияние «robot» и «blocks».
Чтобы разобраться в том, что это за продукт, нужно отмотать до 1989 года. Именно тогда Девид Базуки вместе со своим братом Грегом основал компанию Knowledge Revolution. Она разработала двухмерный симулятор физических экспериментов, который стали использовать в американских школах.
В интервью Forbes Базуки говорил, что после сделки с MSC мог уйти на покой и больше никогда не работать, но решил применить накопленные знания и запустить новый продукт, в котором люди могли бы придумывать свои интерактивные миры, создавать их и делиться ими с другими. Разработка первой версии проекта заняла всего полтора года. Уже в 2006 году состоялся релиз.
Девид Базуки
Новый продукт совместил в себе черты видеоигры и соцсети. Сам Базуки характеризует его, как «иммерсивную развлекательную платформу». Среди её конкурентов часто называют Minecraft, однако делают это зачастую по незнанию. Главное отличие Roblox от других игроков рынка в том, что это не песочница с открытым миром, а полноценный, поддерживающий программирование на Lua конструктор для создания и продажи собственных видеоигр.
В 2017 году Roblox стал самой популярной в США площадкой для аудитории до 18 лет. Согласно данным comScore, ежемесячно дети проводили в Roblox 51,5 млн часов. Это больше, чем в YouTube (19,4 млн), Netflix (3,4 млн), Steam (0,52) и Reddit (0,07) вместе взятых.
Roblox построен так, что учит детей не только весело проводить время с друзьями, но и зарабатывать деньги своим интеллектуальным трудом. В 2020 году компания планировала выплатить авторам самых интересных игр 250 миллионов долларов.
Аудитория разработчиков делает на Roblox игры разных жанров — от шутеров до гоночных симуляторов. Благодаря такому разнообразию площадка уже сейчас стала крупнейшим маркетплейсом игр, созданных сообществом.
Есть у Roblox и образовательный потенциал. В Китае корпорация Tencent выпустила Roblox Education Edition — это версия платформы, которая должна помочь учителям и их студентам в обучении программированию, гейм-дизайну и другим областям знаний, связанным с наукой, технологиями, проектированием и математикой.
Убытки при растущем спросе
Выручка компании стабильно росла все последние годы:
Эволюция роблокса и его история
Мне кажется, это неправильно. Игроки должны знать историю любимой игры. Поэтому я решил сделать пост, в котором расскажу кратко о том, как развивался роблокс.
Создание. Альфа и бета версия
Итак, всё началось в 1989. Давид Базуски открывает компанию Knowledge Revolution, которая создана для обучения студентов. Давид написал программу Interactive Physics. Там можно создавать физические объекты, менять их вес, гравитацию. Там можно было симулировать, например, столкновение автомобилей, взлёт самолёта, подвеску автомобиля, законы физики.
В 1997 к Давиду присоединился Эрик Кассел. В 1999 году компания MCS Software покупает Knowledge Revolution за 20 млн долларов. В 2002 году Эрик с Давидом принимаются за разработку чего-то большего, чем программы для студентов. Они хотят создать игровую онлайн платформу. Уже в декабре 2003 регистрируется домен goblocks.com, а через неделю уже dynablocks.com.
Релиз. 2006-2013 годы
Февраль 2006 года. Игра выходит в релиз. Игроки теперь могут дружить, общаться. В 2006 добавили Роблокс Поинты, которые игроки ни на что не могли тратить. Теперь можно менять своего персонажа и писать скрипты. Прыгать игроки не могли ещё до осени 2006 года. Перед новым годом разработчики добавили достижения (Badge). Игра набирает первые 5 тысяч игроков.
Новый год, новые обновления. Теперь в роблоксе есть анимации ходьбы, прыжка и карабканья по лестнице, игроки это восприняли очень хорошо. Добавили робуксы, а позже и тикеты. Теперь есть т ширты и шапки, у игроков больше возможностей для кастомизации. Эффект взрыва теперь реалистичный. Роблокс теперь имеет фильтр чата. Добавили вещи. Логотип меняется снова, новый логотип будет официальным аж 10 лет!
В 2010 году начинается разработка мобильной версии. Добавили пэкейджи (Robloxian 2.0, Roblox Girl). А в 2011 добавили Terrain, что добавило кучу возможностей для игр. Вместе с этим добавили реалистичную воду и анимацию плавания. Изменили эффект взрыва, добавили материалы и Wedge (треугольники)
1 апреля 2012 года роблокс пережил первую хакерскую атаку. Хакеры взломали сайт роблокса, меняли цены на вещи, меняли картинки. Некоторые предполагают, что в этот день гость 666 и Джон доу взломали вместе роблокс (бред какой-то). Ещё в роблоксе стало больше скаммеров, одеров.
В 2013 произошла трагедия. Лучший друг Давида, с которым он вместе уже 15 лет, Эрик Кассел, один из создателей роблокса, погибает от рака.
Вместе с этим происходят новые обновления. Роблокс добавляет динамическое освещение, что делает роблокс похожим на нынешний. А ещё выходит мобильная версия. Роблокс студио обновляется и теперь похож на то студио, что мы видим сейчас.
Новое время. 2014-2020
Поменялись иконки робуксов и тикетов. Из-за небольших обновлений графики роблокс теперь не отличить от нынешнего. Дизайн сайта очень сильно меняется. Роблокс сделал новый логотип, но от него отказались и он стал неофициальным.
В 2015 добавили гладкий Terrain. Игры стали реалистичные. Обновилась физика.
В самом начале 2017 роблокс меняет логотип и выпускает новый трейлер, что стало причиной насмешек игроков и появления новых мемов. В 2019 году логотип меняет цвет на черный. В 2018 дизайн сайта опять немного меняется. Удалили Roblox Поинты, которые были в роблоксе почти 13 лет.
2019 год. Официально добавили Rthro. 99% коммьюнити олдфагов недовольны. (Серьезно, оно выглядит уродливо). В 2020 поменялся дизайн (опять) и иконка робуксов. Игроки теперь могут создавать свои шапки и аксессуары. В октябре 2017 удаляют гостей.