когда сложилась в нашей стране система профессионального музыкального образования в каком году ответ
История музыкального образования в России: основные этапы
До наступления XVII столетия в России существовали два принципиально различных течения в музыке – православная певческая культура и народное творчество. История музыкального образования в России началась, вместе с возникновением нового, светского направления.
Зарождение музыкальной педагогики
Ближе к концу XVIII века стала развиваться светская традиция музыкального образования. В 1830-е годы появились вокальные пособия русских музыкантов, в которых большое внимание обращалось на содержание музыки, что принципиально отличалось от господствующей до той поры итальянской школы поверхностной виртуозности. Основоположником школы русского вокала по праву считается великий композитор М.И. Глинка.
В начале XIX века зародилась и фортепианная педагогика. Любительское музицирование на фортепиано культивировалось в дворянских семьях и светских салонах, что подготовило почву для профессионального исполнительства и педагогики. В это же время возникла традиция преподавания игры на музыкальном инструменте в немузыкальных учебных заведениях. Например, «клавикордные классы» были открыты в Московском и Петербургском университетах, Смольном институте.
Братья Рубинштейны – создатели учебных заведений
История музыкального образования в России неразрывными узами соединена с именами братьев Рубинштейнов – крупнейших музыкантов и общественных деятелей своего времени. По инициативе Антона Рубинштейна в 1859 году в Петербурге было создано Русское музыкальное общество, основной целью которого стало музыкальное просветительство.
Следующим шагом в 1860 году явилось открытие в Петербурге общедоступных Музыкальных классов (опять же по инициативе А. Рубинштейна). Основной целью создания классов было привлечение любителей музыки к профессиональному образованию. Несмотря на бесплатное здесь обучение, Рубинштейну удалось собрать мощный педагогический состав, который и составил впоследствии преподавательский костяк первой консерватории, открывшейся в 1862 году в Петербурге. Занятия в консерватории велись по теории музыки и композиции, игре на фортепиано и оркестровых инструментах, вокалу.
Примеру старшего брата следовал и Николай Рубинштейн, только в Москве. По его инициативе открылось московское отделение РМО, а затем и Музыкальные классы, также явившиеся фундаментом Московской консерватории, которая открылась в 1866 году. Одним из первых профессоров консерватории стал гениальный композитор П.И. Чайковский.
В консерватории принимались подростки, имеющие начальную музыкальную подготовку. Здесь, кроме музыкальных дисциплин, они получали и общие гуманитарные знания. Курс обучения был рассчитан на 9 лет: 5 лет младшего отделения и 4 – старшего (высшего). Между ними необходимо было выдержать переходной экзамен, а в конце обучения – выпускной, при успешной сдаче которого выпускники получали звание «свободный художник».
История музыкального образования в России в советский период
Наряду с первыми консерваториями, в конце XIX века существовали другие музыкальные учебные заведения – школы и училища, созданные по линии РМО. Также открывались частные музыкальные школы. Расширялась география музыкального образования – учебные заведения были не только в столицах, но и в Одессе, Киеве, Харькове, Твери и других крупных городах.
Революция 1917 года глубоко затронула все без исключения сферы общественной жизни, и музыкальное образование в том числе. Декретом Совнаркома, Петроградская и Московская консерватории освобождались от подчинения РМО и были объявлены гуманитарными вузами. РМО в принципе перестало существовать, также как и Придворная певческая капелла и частные музыкальные школы. С уничтожением высоких сословий были утрачены распространеннее ранее традиции музицирования в домашнем семейном кругу и обязательного обучения музыке молодого поколения. Многие выдающиеся музыканты покинули страну.
Важнейшим фактором сохранения музыкальной культуры было продолжение деятельности Московской и Петроградской консерваторий, в невыносимых условиях, поддерживающих высокий уровень обучения.
Долгие поиски и эксперименты, в конце концов, привели к реорганизации структуры музыкального образования в России. Первую ступень образовали детские музыкальные школы (с 1933 года – семилетние), вторую – училища, и третью, высшую – консерватории. Были также школы 10-летки, совмещающие 1 и 2 ступени. Еще один положительный момент советского периода – власть давала реальную возможность обучения одарённым детям.
Современное музыкальное образование
К середине ХХ века в Советском союзе сформировалась система музыкального образования, и по сей день не потерявшая актуальности. Первой и общедоступной ступенью системы являются музыкальные школы (семи- и пятилетние). Поступить в музыкальную школу может каждый ребёнок при успешном прохождении предварительных испытаний – подробнее об этом читайте в посте “Как поступить в музыкальную школу“.
Профессиональное образование предполагает последовательное обучение в музыкальном училище, затем вузе. По поводу поступления в музыкальные учебные заведения среднего звена читайте – “Как поступить в музыкальное училище?“. Диплом об окончании российского музыкального вуза ценится во всем мире, он свидетельствует о достойном исполнительском уровне, музыкальной и общей гуманитарной подготовке музыканта.
История профессионального музыкального образования в России
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы становления и профессионализации музыкального искусства, а так же исторические аспекты эволюции профессионального и общего музыкального образования в России.
Просмотр содержимого документа
«История профессионального музыкального образования в России»
ИСТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы становления и профессионализации музыкального искусства, а так же исторические аспекты эволюции профессионального и общего музыкального образования в России.
Ключевые слова: музыкальное искусство, профессиональное музыкальное образование, консерватория, фортепианная педагогика, скрипичная, виолончельная школа, реформа, федеральные государственные стандарты.
Профессиональное музыкальное образование в России опирается на древнейшие формы музыкального познания, от передачи младшему поколению опыта старших наставников. Законы профессионального искусства музыкантов, требующие совершенствования профессионального исполнительского мастерства, способности получения ими знаний, умений и навыков, сформировались в глубинах музыкальной культуры языческих народов России. Это связано с тем, что определилось сообщество последователей, для которых музыкальное искусство стало объектом профессиональной деятельности. Следовательно, определилась структура и средства обучения, технология передачи знаний, умений и навыков.
С возникновением нотации усложнился порядок передачи музыкально-профессиональных знаний. Сущность музыкального образования разделилась на богослужебную устно-письменную традицию и вербальную фольклорную. Целью обучения стала подготовка специалистов, способных воздействовать на человека посредством музыки.
Постепенное проникание музыкальной культуры западной Европы в Россию разделило ориентиры профессионального музыкального образования на два направления – светское и религиозно-духовное.
Развитие музыкального образования светского направления, связанное с развитием инструментального исполнительства, требовало больше времени для освоения инструментария, имело важную значимость, преследуя цель профессионализации музыкального образования. Данное положение стало «фактором повышения музыкальной культуры общества, с одной стороны, и ограничило распространение данного вида обучения в масштабе всего общества – с другой» [8, с.9].
Проникновение из Европы клавишных музыкальных инструментов и повсеместное их распространение в светском обществе потребовало не только методических пособий, но и компетентных педагогов для усвоения сущности инструментального музицирования.
Профессиональная система музыкального образования в России начинается с момента открытия первой консерватории в Санкт-Петербурге в 1962 году. Ранее профессионалов в области музыкального искусства готовили в Придворной певческой капелле и столичных Театральных училищах.
Появление первых высших учебных заведений музыкального искусства в Москве и Санкт-Петербурге, а далее и в крупных городах, ставших впоследствии базой, на которой открылись музыкальные школы и училища, определили квинтэссенцию профессионального образования России. Уровень профессиональной подготовки педагогов был высок уже на начальном этапе работы консерваторий. А. Г. и Н. Г. Рубинштейнам организовали работу учреждений с целью преемственности в прямой прогрессии. В школах обучали начальным музыкальным навыкам, наиболее успешные ученики переходили на следующую ступень – профессиональную, которую предоставляли училища и консерватории.
Ярчайшим представителем русской педагогической фортепианной школы XIX века был Антон Григорьевич Рубинштейн. В свое время, как пианисту, ему не было равных, «фресковая» манера игры, отличалась размахом, исполинской силой, монументальной художественной концепцией» [7, с.26].
Антона Григорьевича заботила музыкальная культура простого русского народа. Уже в 1960 году его усилиями в Петербурге открываются общие доступные Музыкальные классы, цель которых – привлечение широких масс любителей музыкального искусства с последующим приобщением к профессиональному образованию, предусматривающая одновременно с исполнительством, теоретические занятия и пение. А. Г. Рубинштейн ангажировал для педагогической деятельности в Музыкальных классах таких великих музыкантов, как Т. Лешетицкий и Ф. И. Беггров (фортепиано), Г. Венявский (скрипка), К. Шуберт (виолончель), Г. Ниссен-Саломан (сольное пение), О. Дютш и Г. Я. Ломакин (хоровой класс), Н. Н. Заремба (теория). Эти же преподаватели впоследствии составили педагогический фундамент консерватории Петербурга. Главное достижение А. Г. Рубинштейна состоит в том, «магией своего имени привлек к делу российского профессионального музыкального образования великолепные силы, сразу обеспечившие высокий уровень» [7, с.32].
Нельзя не отметить, что на первый план А. Г. Рубинштейн ставил теоретическое образование своих воспитанников, наблюдая за внутренней связью уровня теоретической подготовки связанной с исполнительской практикой музыкантов. По предложению педагога в программный курс консерватории был введен предмет «История литературы фортепианной музыки», который стал «просветительской акцией гигантского масштаба» [7, с. 42].
Непосредственными заслугами А. Г. Рубинштейна перед музыкальным просвещением отечества стало открытие отдельного педагогического отделения, где воспитывались педагогические специалисты, призванные «нести» музыкальное просвещение в массы. Профессор, создавая программу для педагогического отделения, дифференцировал аспекты в обучении исполнительству и педагогике, а также уровень преподавания дисциплин.
Не менее талантливым преподавателем был и Николай Григорьевич Рубинштейн. Для него педагогическая активность являлась центральной, в отличие от старшего брата. Николай Григорьевич не имел себе подобных как педагог. Э. Зауэр считал, что именно в его классе «учили играть» [1, с. 29].
Стараниями А. Г. и Н. Г. Рубинштейна, их соратников русская музыкальная педагогика получила всемирную известность и заняла ведущее место в области профессионального музыкального образования. К концу XIX века талантливые музыканты из зарубежья стали приезжать учиться в консерватории России.
Не только зарубежная, но и русская педагогическая мысль начинает осознавать следующие проблемы в конце XIX века:
1. музыкальное образование обхватывает малую часть общества, что негативно воздействует на всеобщую образованность и воспитанность в стране;
2. отсутствует разделение интенции, способов и форм всестороннего и специального музыкального образования.
Соответствующие положения при тесном взаимодействии все же четко разграничили музыкальное образование на общее и профессиональное.
В последующие периоды русская фортепианная педагогика продолжает активно развиваться. Из стен консерваторий вышло немало ярких педагогов: пианисты – А. Н. Есипова, В. И. Сафонов, Ф. М. Блуменфельд.
Одним из выдающихся скрипачей, работающих в России в те годы, Генрик Венявский, польский музыкант, заложивший базу русской скрипичной школы. Его ученики – Э. Изаи, Ф. Крейслер – великие исполнители с мировой известностью.
Ассистент Г. Венявского по педагогической деятельности, Леопольд Ауэр – в будущем педагог, имя которого связывают с необычайным взлетом русского, а в последствие и зарубежного скрипичного искусства и педагогики. Большая часть деятельности преподавателя Л. Ауэра прошла в консерватории Петербурга, куда он был ангажирован А. Г. Рубинштейном. Среди его трехсот воспитанников – блестящие известные исполнители: А. И, Ямпольский, Я. Хейфец, Е. Цимбалист, Н. Мильштейн, Д. Ойстрах, Л. Коган и многие другие.
Ведущим педагогом Московской консерватории и ярким исполнителем являлся того времени был Иван Войтехович Гржимали. Его разнообразная исполнительская деятельность непосредственно отражалась на педагогической. Воспитывая учеников, он воспитывал в комплексе их профессиональные потребности – как солистов, ансамблистов, оркестрантов, педагогов. Из класса Я. Гржимали вышло немало известных музыкантов, среди которых – С. Барцевич, Д. Крейн, Г. Дулов, Ю. Конюс, Р. Глиэр.
К началу XX века сложилась Одесская скрипичная школа, в которой опыт раннего развития творческих способностей детей применили впервые. Родоначальником школы стал Э. Млынарский, продолжил его дело П. С. Столярский, один из талантливейших педагогов в истории скрипичного музыкального образования.
Виолончельная школа развивалась довольно медленно, так как инструмент в то время была не слишком популярным, как у музыкантов, так и у слушателей.
Но все же «королем» виолончелистов нужно считать Карла Юльевича Давыдова. Он был не только блестящим исполнителем, но и автором большого количества сочинений, ставших хрестоматийными для виолончельной школы. К. Ю. Давыдов заложил основы преподавания игры на виолончели. Его ученик А. Вержбилович стал выдающимся педагогом, который продолжил совершенствование отечественной виолончельной педагогики.
Довольно долгое время А. Вержбилович трудился в консерватории Петербурга, где обучал исполнителей-виолончелистов и вел камерный ансамбль. Воспитанники мастера – Л. Растропович (отец М. Растроповича), С. Козолупов, А. Борисяк и другие.
Все вышеописанное подтверждает факты о том, что в России уже в начале XX столетия государство имело прочную конструкцию образования профессионального, которая включала музыкальные школы, училище, консерваторию, а также сложившиеся исполнительские школы ведущих педагогов по ведущим направлениям музыкального исполнительства.
К началу XX столетия помимо главных в России столичных консерваторий уже функционировали учреждения культуры в харькове, Одессе, Тефлисе и Твери.
В комплекс профессионального музыкального обучения входили образовательные учреждения и частного типа, которое не были объединены единым планом, структурой и методикой работы, но, фактически, заключали в себе цель – подготовка высококвалифицированных исполнителей.
Даже лучшие консерватории испытывали затруднения, порожденные недостатком четкой организации разделения на первоначальный, средний и высший этапы, различающий альтернативу каждой стадии музыкального образования. Поэтому на рубеже веков назрела проблема реформации музыкального образования. Выдвигалось множество вариантов, связанных как с разделением шагов профессионального обучения, так и с ростом задач всеобщего музыкального образования, сущности, характера и способов музыкального воспитания широких масс. Полностью реформа завершилась после октябрьской революции 1917 года.
Однако, в первые годы власти Советов, государство все-таки старалось сохранить выдающееся музыкальное наследие и провести реорганизацию профессионального музыкального образования. Первостепенными задачами, вставшими на пути реформаторов, стали:
1. организация доктрины общего музыкального образования;
2. регламентация концепции профессионального музыкального образования.
В сложной обстановке продолжали действовать консерватории в Петрограде и Москве. Невзирая на огромные утраты в связи с эмиграцией многих ведущих педагогов, образование в них продолжалось осуществляться на высочайшем уровне. В консерватории Петрограда преподавали именитые музыкальные педагоги, такие как: А. К. Глазунов (до 1928 г. руководил консерваторией), С. М. Ляпунов, Б. В. Асафьев, В. В. Щербачев, Н. Н. Черепнин, Л. В. Николаев и многие другие. В Москве преподавали К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, А. Ф. Гедике, С. Е. Фейнберг, Л. М. Цейтлин, К. Г. Мострас, И. В. Способин, Ф. М. Блуменфельд, Г. Г. Нейгауз, А. Д. Чесноков, ряд прославленных именитых педагогов.
В данный промежуток времени активно совершенствовалось профессиональное образование в Одессе, особенно в обучении пианистов и скрипачей. Воспитанниками одесской школы в разные годы были Д. Ойстрах, Э. Гилельс, С. Рихтер, Я. Зак и другие.
Реформация музыкального образования состоялась в 1919 году по прошествии Московской педагогической конференции. В результате долгих обсуждений и согласований принята резолюция о разделении всех специальных музыкально-учебных заведений на три субъекта: школа – первая ступень, школа-училище – две ступени, школа-училище-вуз, высшая категория – три ступени.
Последующим этапом реформы в 1921 году стало решение проблем о модификации организационного строения консерватории и реализации разделения трехступенчатого профессионального музыкального образования, озвученные Б. Л. Яворским. Обсуждение данной проблемы длилось до 1925 года, после чего консерватории превратились в высшие учебные заведения с пятилетним обучением, в среднем звене обучались четыре года. В музыкальной школе обучение продлилось до семи лет. В результате, сформировалась концепция трехступенчатого музыкального образования «школа-училище-вуз», которая существует более 70 лет.
Со временем сформировался профессиональная совокупность, ставшая фундаментом специализации учителей музыки: историческо-стилевая, вокально-хоровая, инструментальная и методическая. На базе бывшего Синодального училища в Московской консерватории был открыт инструкторско-педагогический факультет, который разделился на отделы профессионального образования (на базе которого в 1932 года создана кафедра хорового дирижирования) и общего музыкального воспитания (для обучения педагогического аппарата для общеобразовательных школ). Уникальные выпускники – О. А. Апраксина, Н. Л. Гродзенская, В. А. Румер и другие.
Эффективностью реформы стало решение координационных профессиональных задач музыкального образования обучающихся и создана теория профессиональной подготовки музыкально-педагогических кадров для школ общего среднего образования.
С начала XXI века в нашей стране проблема качественной специализации музыкально-педагогических кадров актуализировалась. Новые требования к специалистам, связанные с присоединением Российского государства к Болонской декларации, потребовали реформирования образования третьей высшей ступени. Вследствие была введена система высшего профессионального образования двух уровней и квалифицированного аспекта в комментариях качества итога образования, который лег в основу разработки образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС).
«Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в качестве обязательных требований к основным образовательным программам (ООП) нового поколения определили:
1. Ориентацию на результаты обучения, выраженные в форме компетенций.
2. Возможность модульного построения образовательного процесса.
3. Учет трудоемкости ООП и ее компонентов в зачетных единицах.
Общие европейские подходы к выработке единой структуры понимания квалификаций и результатов обучения базируются на «компетентностном подходе и попытках по возможности четко установить в контексте компетенций соответствия в триаде «требования к подготовке – содержание образовательной программы – результаты обучения» [5, с. 45].
Согласно новым положениям о подготовке высокопрофессиональных кадров, введено положение дифферринцированногго обучения, сущность которого в том, что изучение предмета происходит «более или менее самостоятельно в соответствии с учебным планом, в который входят целевой блок направленных действий на освоение материала, банк информации, а также методические указания по достижению дидактических целей» [2, с. 437]. Куратор консультирует и координирует учебную деятельность.
Подводя итоги, следует отметить, что современное высшее музыкальное образование базируется на традициях профессионального российского образования, определившихся в XIX веке. Отечественное музыкальное образование отличается высоким уровнем знаний выпускников, основанным на историческом опыте музыкальной педагогики, сохраняющем преемственность и являющимся достоянием мировой культуры. Зародившиеся в первых консерваториях музыкально-педагогические тенденции, пройдя испытание временем, реконструкцию и реформы, сложились в современную систему высшего образования, имеющую национальные особенности, а также тесно связанные с мировой системой высшего образования.
Баренбойм, Л. А. Н. Г. Рубинштейн / Л. А. Баренбойм. – М.: Музыка, 1982. – 278 с.
Голованова Ю. В. Модульность в образовании: методики, сущность, технологии // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 437-442.
Григорьев, В. Ю. Скрипачи, альтисты и виолончелисты // Русская музыка и XX век. – М., 1997. – С. 47-59.
Максимов Н. И. Федеральный государственный образовательный стандарт и проблемы разработки рабочего учебного плана бакалавриата / Н. И. Максимов. – Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.
Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц (ECTS) при разработке и реализации программ высшего профессионального образования в условиях введения федеральных государственных стандартов / Б.А. Сазонов, Е.В. Караваева, Н.И. Максимов. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 104 с.
Федорович, Е. Н. История профессионального музыкального образования в России (XIX-XX века). 2-е изд. / Е. Н. Федорович. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 197 с.
Федорович, Е. Н. Педагогическая деятельность выдающихся российских пианистов / Е. Н. Федорович. – Екатеринбург, 1998. – 80 с.
Федорович, Е. Н. История профессионального музыкального образования в России (XIX-XX века). 2-е изд. / Е. Н. Федорович. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 197 с.
Пермский государственный архив социально-политической истории
Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)
А. С. Прохоров
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ СОВЕТСКОГО
МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1917–1930 гг.
(на примере Ярославской губернии)
Аннотация. В статье дается общая краткая характеристика формирования советской модели российского музыкального образования в период его становления (1917–1930 годы), затем она же применительно к Ярославлю. В конце статьи приводятся конкретные примеры истории музыкальных учебных заведений губернии – Тутаевской музыкальной школы (акцентируется внимание на том, что Тутаев был первым городом в губернии, где стала формироваться новая модель образования) и музыкальной школы при Ярославской Большой Мануфактуре.
Ключевые слова: Советская модель музыкального образования, РСФСР, Ярославль, ЯБМ, Ярославская губерния, Тутаев.
Безусловно, Октябрьская революция 1917 года коренным образом изменила всей страны в различных областях. Не прошла она и мимо искусства и образования. Рассмотрим данный тезис на примере музыкального воспитания.
Для начала дадим краткую характеристику общей картины развития музыкального образования в РСФСР в период 1917 – начала 1930-х годов.
Октябрьская революция повлекла за собой радикальные перемены в организации и постановке музыкального образования. Руководство и материальную заботу о музыкальных учебных заведениях взяло на себя государство (Декрет Совета Народных Комиссаров о передаче всех учебных заведений в ведение Народного комиссариата просвещения от 5 июля 1918 года), открыв путь широкому распространению общего музыкального образования, предоставив учащимся профессиональных учебных заведений бесплатное обучение и стипендии. Благодаря этому открылся доступ к образованию трудящейся молодежи, в том числе и представителям отсталых в культурном отношении национальностей. Также подчеркнем, что именно в смене ключевого направления во всей культурной политике правительства РСФСР в сфере музыки заключается главное отличие советской системы от предыдущей, которая, при финансировании Русским музыкальным обществом (далее – РМО) двух уровней музыкального образования – профессионального (от музыкальных школ до консерваторий) и любительского (домашнее воспитание и Бесплатная музыкальная школа), все же акцентировала внимание именно на первом из них.
Среди правительственных мероприятий, способствовавших привлечению в высшую музыкальную школу рабочих и крестьян, были организация так называемого Единого художественного рабфака, передача его музыкального отдела (учрежден в 1923 году) в ведение Московской консерватории (1927 год) и открытие затем рабфаков в Московской (1929 год) и Ленинградской (1931 год) консерваториях.
В первые же послереволюционные годы определились общие принципы, которые легли в основу перестройки музыкального образования. Наиболее существенные из них:
1) провозглашение обязательности всеобщего музыкального обучения (постановление Музыкального отдела Наркомпроса о преподавании пения и музыки в единой трудовой школе, не позже 19 октября 1918 года) и признание огромного значения общего музыкального образования, как для поднятия культуры народа, так и для выявления музыкально способных людей, пригодных к профессиональному занятию музыкой;
2) понимание необходимости подготовить музыкантов, которые обладали бы точно очерченной специализацией (исполнительской, композиторской, педагогической, просветительской музыковедческой) и в то же время владели широким кругом знаний по своей специальности, по смежным предметам и общественным дисциплинам;
3) осознание огромной роли производственной практики в самом учебном заведении и за его пределами (это привело к организации оперных студий при консерваториях; первая из них открыта в 1923 году при Петроградской консерватории);
4) установление требования, чтобы музыкант любой профессии мог сочетать свою профессиональную деятельность с просветительской. Для становления системы советского музыкального образования особо важную роль сыграли организационные и методические поиски в период 1917–27 годов.
Решающее значение для дальнейшего развития профессионального музыкального образования имели подписанный В. И. Лениным Декрет Совета Народных Комиссаров от 12 июля 1918 г. о переходе Петроградской и Московской консерваторий «в ведение Народного Комиссариата по просвещению на равных со всеми высшими учебными заведениями правах с уничтожением зависимости от Русского музыкального общества», а также последующие постановления того же года, которые объявляли губернские и городские учебные заведения Русского музыкального общества государственными.
В конце первого и в самом начале второго десятилетия XX века в центре внимания музыкальной общественности – вопросы общего музыкального образования и в связи с этим работа массово-просветительских школ, открывавшихся в Петрограде, Москве и других городах. Школы носили разные наименования: народные музыкальные школы, школы музыкального просвещения, народные консерватории, народные курсы общего музыкального образования и др. В работе этих учебных заведений, заложивших методические основы советского общего музыкального образования, принимали участие видные музыканты: в Петрограде – Б. В. Асафьев, M. H. Баринова, С. Л. Гинзбург, Н. Л. Гродзенская, В. Г. Каратыгин, Л. В. Николаев, В. В. Софроницкий и др.; в Москве – А. В. Александров, Н. Я. Брюсова, А. Ф. Гедике, А. Д. Кастальский, В. Н. Шацкая и др. На начальном этапе развития советского музыкального образования его организаторы столкнулись с рядом трудностей. Корни одних уходили в дореволюционную практику музыкального обучения, когда не была дифференцирована подготовка будущих профессионалов и любителей, музыкальное образование не было разделено на ступени в зависимости от возраста учащихся.
Другие трудности были вызваны возникновением, нередко стихийным, (особенно в 1918–20 годах), множества разноликих музыкальных учебных заведений специального и общего типа. Они именовались школами, курсами, студиями, кружками, техникумами и даже консерваториями и институтами, не имели четкого профиля и не могли быть с достаточной определенностью отнесены к начальным, средним или высшим учебным заведениям. Параллелизм в работе этих учебных учреждений стал тормозить развитие музыкального образования.
Первая и еще весьма несовершенная попытка создать стройную систему музыкального образования была предпринята в 1919 году в «Основных положениях о Государственном музыкальном университете» (под этим названием подразумевалась вся сеть школ специального и общего музыкального образования – от начальных до высших). Следуя мысли А. В. Луначарского о том, что вся система общего образования, от детского сада до университета, должна представлять собой «одну школу, одну непрерывную лестницу», составители «Основных положений…» подразделили специальные музыкальные учебные заведения на три ступени в соответствии с уровнем музыкальных знаний и умений учащихся. Однако они не смогли ни расчленить задачи образования, воспитания и просвещения, ни установить возрастные рамки обучения на трех ступенях «музыкального университета».
Дальнейшая работа по типизации музыкальных учебных заведений и обновлению их программ, в которой принимали участие виднейшие советские музыканты, связана с деятельностью Б. Л. Яворского, с 1921 года возглавившего Музыкальный отдел Главного управления профессионального образования. На последующую перестройку музыкального образования серьезное воздействие оказал его доклад «О принципах построения учебных планов и программ в профессиональной музыкальной школе» (прочитан 2 мая 1921 года), в котором, в частности, впервые в музыкальной педагогике XX века был с такой настойчивостью выдвинут тезис: «элемент творчества должен войти в программы всех курсов», проходимых в учебных заведениях разных ступеней.
Примерно в 1922 году наметилась характерная тенденция, продолжавшая сказываться и в последующие годы, – все большее внимание уделяется вопросам профессионального музыкального образования и специальным дисциплинам (игре на инструментах, пению). К этому же времени относится и организация первых специализированных средних музыкальных школ – музыкальных техникумов, в 30-е годы переименованных в училища.
Ко 2-й половине 20-х годов сложилась определенная структура музыкального образования, сохранявшаяся несколько лет:
1) начальное музыкальное образование в виде двух типов школ – 4-летние 1-й ступени (для детей), работавшие параллельно с трудовой школой и являвшиеся либо самостоятельными учебными заведениями, либо первыми звеньями музыкальных техникумов, и курсы общего музыкального образования для взрослых, имевшие только музыкально-просветительские задачи;
2) среднее профессиональное музыкальное образование – техникумы (исполнительские и инструкторско-педагогические);
3) высшее образование – консерватории.
В связи с реформой музыкального образования в 1926 году в Ленинграде был организован Центральный музыкальный техникум, в работе которого отразились новые творческие веяния и поиски в музыкальной педагогике, оказавшие серьезное воздействие на дальнейшее развитие советского музыкального образования. Среди педагогов техникума были выдающиеся ленинградские музыканты. В истории высшего музыкального образования важной вехой явился документ Народного комиссариата просвещения, подготовленный на основе докладов виднейших деятелей советской музыкальной культуры А. Б. Гольденвейзера, М. Ф. Гнесина, М. В. Иванова-Борецкого, Л. В. Николаева, А. В. Оссовского и др., – «Положения о Московской и Ленинградской консерваториях» (1925). В этом документе окончательно узаконивалась принадлежность консерваторий к высшей ступени музыкального образования, устанавливалась их структура (научно-композиторский, исполнительский и инструкторско-педагогический факультеты), определялся профиль выпускаемых специалистов и сроки обучения, учреждался институт аспирантов. С середины 20-х годов в консерваториях стали обучать и музыковедов (ранее, до революции, не было учреждения, которое готовило бы таких специалистов). Однако начало высшего музыковедческого образования в Советской стране – 1920 год, когда в Петрограде при Институте истории искусств открылся факультет истории музыки (просуществовал до 1929 года в виде Курсов для подготовки специалистов по истории искусств). К 1927 году упорядочение общей структуры советского музыкального образования было в основном завершено, хотя в дальнейшем она подвергалась изменениям. Так, 4-летние музыкальные школы были преобразованы в 7-летние (в 1933 году), при ряде консерваторий учреждены музыкальные школы-десятилетки, расширена факультетская система консерваторий (с середины 30-х годов), организованы музыкально-педагогические институты (первым был открыт в 1944 году Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных) и заочное обучение.
Если говорить об этом применительно к Ярославлю и губернии, то, безусловно, отправной точкой слома старой системы стал мятеж 1918 года, после которого сложившуюся систему музыкального образования сохранить не удалось. [1. С. 60] В общем, с этим утверждением можно согласиться, однако все-таки стоит добавить, что некоторые элементы старой системы плавно перешли в новую. Прежде всего, речь идет о педагогах, музыкальных школах и консерваториях.
Организованная в Ярославле до 1918 года «Частная школа Кучеренко» в новых политических условиях не могла существовать в таком статусе. Коллегия музыкального отдела (МУЗО) поручила Д. М. Кучеренко «реорганизовать школу на новых началах и выделила для этого денежные средства».
Помимо подготовки квалифицированных профессиональных кадров (для концертных организаций, оперных театров), перед учебными заведениями была поставлена задача: развернуть музыкально-просветительскую деятельность в самых различных аудиториях: в рабочих клубах и на заводах, в военных госпиталях и санаториях, в детских домах и школах, в колхозах, а также в концертных залах [2. С. 232]. В Ярославле большую роль в популяризации классики в 1923–1926 годах играет общество любителей камерной музыки, организованное И. И. Хворостухиным. В его состав входили многие преподаватели, включая А. Д. Львову – выпускницу Петербургской консерватории, ученицу профессора Л. В. Николаева, которая в советском Ярославле вела класс фортепиано. В заводских клубах не только впервые звучала музыка Бетховена, Грига, Чайковского, но и усилиями преподавателей велась просветительская работа. Объясняя слушателям «секреты классической музыки», они постепенно их воспитывали, усиливая интерес к серьезной музыке. Музыкальная жизнь в Ярославле переживала невиданный взлет. Концерты проводились на предприятиях города, клубы заводских районов были переполнены.
Теперь перейдем от общих вещей к истории отдельных музыкальных учебных заведений в Ярославской губернии в указанный период. В Государственном Архиве Ярославской области сохранились документы фондов Ярославского губернского и Тутаевского уездного отделов народного образования [3, 4].
Рассмотрим историю учебных заведений Ярославской губернии на примере музыкальной школы 1-й ступени Ярославской Большой Мануфактуры. Школа была открыта при ЯБМ 1 июля 1919 года. При ней была своя небольшая музыкальная библиотека, которая насчитывала около 60 вокальных пособий.
Заведующим школой стал 41-летний Николай Николаевич Тверицкий, который, как и некоторые другие преподаватели (например, Владимир Яковлев), приехал в Тутаев из Московской консерватории. Петроградская консерватория была представлена окончившей ее Валентиной Сергеевной Березиной. Помимо профессоров из центральных городов, преподавательский состав школы при ЯБМ был представлен Казанским музыкальным училищем, которое закончил Аристарх Павлов, преподаватель духовых инструментов [5. Л. 14], и рядом других провинциальных учебных заведений.
Несколько слов скажем о том, как учились рабочие и какие успехи имели они на поприще изучения музыки. Заметим, что «отличников» ни в одном классе не было, однако, большинство из рабочих показали хорошие результаты. Так, из 11 учеников класса В. С. Березиной было 5 «хорошистов», 5 учеников получали по итогам года оценку «удовлетворительно». Это и неудивительно, так как музыка была, на наш взгляд, фактором, отвлекающим рабочих от их основной деятельности, несмотря на установку партии о внедрении музыкального образования практически на каждой фабрике и каждом заводе. Отличников не было не только в классе фортепиано, но и ни в одном другом [6. Лл. 5–13]. Однако, несмотря на это, все классы переходили на следующую ступень обучения и проходили итоговые испытания, даже несмотря на то, что некоторые из учеников-рабочих показывали откровенно плохие результаты, что отражено в итоговых табелях об успеваемости.
Первым городом в Ярославской губернии, где был предпринят шаг к становлению советской системы музыкального образования, стал Тутаев, где впервые был поставлен вопрос об организации музыкально-певческой школы.
В городе для строительства школы был выделен первый этаж дома Жеребцовой [7. Л. 1].
9 ноября 1918 года Ярославский губернский отдел народного образования дал указание в культурно-просветительный отдел Тутаевского уездного исполкома, в котором просил прислать сведения об имеющихся «театральных помещениях, концертных залах (с указанием их вместимости), певцах, певицах, музыкальных критиках и т. д.» [8. Л. 2]. Как следует из ответа, театрально-концертных залов в подчинении Тутаево-Луначарского (бывшего Романово-Борисоглебского) уездного отдела народного образования было два: зал бывшей земской управы вместимостью до 300 человек и зал местного «кинематографа» (вероятно – кинотеатра) Аквиля на ул. Троцкого (бывшая Даниловская) и площади Депутатов (бывшей Сенной) соответственно.
Из музыкальных организаций в городе существовал Тутаево-Луначарский кружок любителей музыкально-драматических искусств, председателем которого был А. Н. Грязнов [9. Л. 3 об.]. Также существовали два оркестра увечных воинов – духовой и струнный.
Хор при кружке состоял из 20 мужских голосов и 37 женских. Среди певцов были Дмитрий Евгеньевич Соколов (баритон, оперный певец, исполнявший также «цыганский жанр» Владимир Ал. (так в документе) Тихомиров (тенор), Т. П. Судомойкина – начинающая певица, меццо-сопрано. Перечислялись адреса участников хора [9].
А. Н. Грязнов, исходя из обстановки, сложившейся в кружке, поставил перед властями вопрос об устройстве школы пения и музыки для всех желающих в честь Октябрьской революции (10. Л. 6). По этому поводу в 1919 году в Тутаевском отделе народного образования состоялось совещание об устройстве классов хорового пения и музыки, а также игры на фортепиано и других музыкальных инструментах [10].
Отметим, что один педагог, С. А. Янчукевич, вел несколько классов одновременно: 1) скрипки и хорового пения (совместно с другими преподавателями) и 2) теории музыки (самостоятельно). Совещанием было принято его предложение о приглашении для класса фортепиано одного специалиста-профессионала.
По вопросу об использовании инструментов было признано желательным использовать сначала все имеющиеся в городе и уезде свободные инструменты. Информацию о них было поручено выяснить через земельный отдел, отдел управления и «через посредство» местного комитета Коммунистической партии. Кроме того, по предложению председателя исполкома Ярославского городского Совета рабочих и солдатских депутатов Николая Доброхотова было решено навести справку через губотдел народного образования об имеющихся инструментах. Педагог школы Дрепин изъявил желание достать некоторые струнные инструменты из Ярославского союза «потребительных обществ».
Недостающую часть инструментов было решено купить, для чего совещание потребовало составить смету и в срочном порядке представить ее на утверждение властей. Не вдаваясь в обсуждение дальнейших вопросов об организации школы и о программах обучения в ней, отметим лишь то, что касается обсуждения вопроса о здании, где должны были проходить занятия [10; 11. Лл. 10–11об.]. Как уже было сказано первоначально (еще в 1918 году), было принято решение отдать под школу нижний этаж дома Жеребцовой, однако, как показали последующие события, на совещании этот вопрос вызвал разногласия между его участниками. Было выдвинуто два предложения: Доброхотова – об устройстве школы в закрытых церквях, его оппоненты – Тихомиров и Архангельский предложили использовать для этого школьные здания. Против второго предложения выступил Дрепин, так как это противоречило «школьной гигиене» [10. Лл. 7об.-8]. В результате совещание большинством голосов при двух воздержавшихся приняло предложение Доброхотова, что было не лишено смысла, так как, с одной стороны, общество (особенно молодежь) находилось в тот период (конец 10-х – начало 20-х годов) в состоянии революционной эйфории и не особенно заботилось о своих религиозных чувствах, а с другой – профиль школы (где преподавали хоровое пение, помимо прочих предметов) соответствовал месторасположению школы с учетом Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви.
Таким образом, подводя итог, отметим, что советская модель, по крайней мере, на начальном этапе своего становления (и отчасти, потом), не ставила себе целью полностью сломать прежнюю модель. Более того, несмотря на смену идеологической основы, установки на приближение искусства к жизни (с 1930-х годов), советская модель музыкального образования органично вобрала в себя элементы предыдущей. Хотя, если говорить обобщенно, окончательное становление советского музыкального образования произошло далеко не сразу после революции 1917 года, а лишь в начале 1930-х годов, когда был создан Союз советских композиторов с региональными отделениями в качестве управляющего органа, изучение предшествовавшего периода истории образования необходимо для понимания специфики переходного этапа между дореволюционной российской и новой системой.
Список источников и литературы
1. Бродова И. А. Новый взгляд на историю музыкального образования в Ярославле до 1918 года// Третьи Алмазовские чтения. Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города. – Ярославль: Ремдер, 2005. – С. 60–74.
2. Лукьянова О. В. Музыкальное искусство в ярославском культурно-образовательном пространстве/О. В.Лукьянова//Ярославский педагогический вестник. 2011. № 4. Том I (Гуманитарные науки). – С. 231–234.
3. ГАЯО. Ф. Р-234. Тутаевский отдел народного образования. Оп. 1. Д. 37. Материалы об организации в городе Тутаеве музыкальной школы 1-й ступени;.
4. ГАЯО. Ф. Р-178. Ярославский губернский отдел народного образования. Оп. 1. Д. 928. Протоколы собраний художественного совета музыкальной школы 1-й ступени Ярославской Большой Мануфактуры.
5. Анкета для руководителей школы//ГАЯО. Ф. Р-178. Оп. 1. Д. 928. Протоколы собраний художественного совета музыкальной школы 1-й ступени Ярославской Большой Мануфактуры.
6. Табели об успеваемости//ГАЯО. Ф. Р-178. Оп. 1. Д. 928. Лл. 5–13.
7. ГАЯО. Ф. Р-234. Оп. 1 Д. 37. Л. 1.
8. Указание Яргуботдела народного образования культурно-просветительному отделу Тутаевского уездного исполкома//ГАЯО. Ф. Р-234. Оп. 1. Д. 37. Л. 3.
9. Ответ Тутаевско-Луначарского отдела народного образования от 16 ноября 1919 года//ГАЯО. Ф. Р-234. Оп. 1. Д. 37. Л. 5.
10. Протокол совещания при Тутаевском отделе народного образования по вопросу об устройстве классов хорового пения и музыки от 18–20 февраля 1919 года//ГАЯО. Ф. Р-234. Оп. 1. Д. 37. Лл. 6–8.
11. Протокол собрания по выработке программы занятий в школе с классами фортепианной игры и скрипки от 22 февраля 1919 года/ГАЯО. Ф. Р-234. Оп. 1. Д. 37. Лл. 10–11об.
12. Правила о приеме в школу//ГАЯО. Ф. Р-234. Оп. 1. Д. 37. Лл. 12–13.
THE FORMATION OF THE SYSTEM OF SOVIET MUSIC
EDUCATION IN 1917–1930
(ON THE EXAMPLE OF YAROSLAVL REGION)
Prokhorov A. S., student of the historical faculty of Yaroslavl State University
named after P. G. Demidov; employee of the State Archive of the Yaroslavl Region
Abstract. The article gives a general brief description of the formation of the Soviet model of a Russian music education in the period of its formation (1917–1930), then it is applied to Yaroslavl. At the end of the article, specific examples are given of the history of musical educational institutions in the province – the Tutaev Music School (emphasis is placed on the fact that Tutayev was the first city in the province where a new model of education began to form) and the music school under the Yaroslavl Great Manufactory.
Keywords: Soviet model of music education, The RSFSR, Yaroslavl, YGM (Yaroslavl Great Manufactory), Yaroslavl Province, Tutayev.
Использование материалов сайта без согласования с архивом запрещено. © ПермГАСПИ, 2009–2020
Разработка сайта: Компания «Архивные Информационные Технологии»