когда придумали страх в каком году
Пространство доверия
∽ Мы найдем решение вместе ∽
Страх — кто его придумал?
Твоя сила заканчивается там, где начинается страх.
Как неприятно испытывать «плохие» эмоции! Всё время хочется избавиться от них, загасить. Раздражает, что не выходит с ними справится, они всегда приходят в самый неподходящий момент.
А ведь страх это наша основная эмоция, которая позволяет человеку много веков выживать как виду. И мы должны быть благодарны Создателю, за то, что у нас есть такая спасательная реакция. Иначе мы бы давно вымерли.
Страх мобилизует организм, появляется доступ к энергетическим резервам, у нас появляется возможность спастись. Либо он парализует, мы перестаем дышать и превращаемся в «неживое существо». Типа прикидываемся шлангом. Это тоже своего рода адаптация к ситуации.
Страх это защита. Страховка. Иногда это перестраховка. Но организм пытается нас предупредить, что он учуял опасность. Нужно быстро принять решение, чтобы спастись, избежать угрозы.
Когда мы это понимаем и принимаем, то мы легко можем входить в состояние страха и выходить из него.
Но чаще мы пытаемся сдерживать страх, пытаемся от него избавляться, ругаем себя за «слабость». В итоге загоняем страх «в клетку». Заключаем его внутрь себя и уже не отпускаем. Кажется, будто страха нет. На самом деле мы отвлекаемся и на время забываем о нем, в это время мы с ним не в контакте. Но он никуда не девается. Он всегда внутри.
Как любая недопрожитая эмоция, страх зависает внутри нас и мы носим его с собой. Тратим жизненную энергию на его содержание, испытываем дискомфорт и это не позволяет расслабиться.
Со временем появляется страх страха. Эмоция, которая возникает как предожидание, и это часто еще больше ухудшает состояние.
Надуманные страхи
Нужно понять и принять, что страх встроен в нас и, он срабатывает, как только появляется опасность. А всегда ли мы отличаем — реальную опасность от надуманной?
Когда мы убегаем от собаки, мы боимся, что она нас укусит или совсем загрызет. Это реальная угроза жизни. Мы еще не в ее зубах, но знание, чем это может закончиться вызывает чувство страха. Когда мы сталкиваемся с хищником, это оправдано. Но очень часто в жизни мы придумываем себе совершенно безосновательные страхи.
Страх, когда вам врач говорит «страшный» диагноз — это воображаемый страх. Возможно, еще ничего не болит, нет реальной видимой угрозы, но новость создает нерадостные картинки и мысли в голове, и именно это вызывает чувство страха. Но это оправданный страх.
А сколько бывает, что мы себе придумываем то, что возможно никогда не произойдет. Раздуваем из мухи слона. Вдруг меня уволят с работы, вдруг я ослепну, вдруг от меня уйдет муж, вдруг война, вдруг с ребенком что-то случится. Все эти беспокойства никак не улучшают ситуацию, а чаще намного ухудшают.
Скажите себе в этот момент — «если вдруг это случится, у меня еще будет возможность попереживать».
Как часто мы переживаем о том, что в итоге так и не произошло. Здесь важно не успокаивать себя, признать, что нет причины для стресса.
Маргарет Митчелл в фильме «Унесенные ветром» сказала:
«Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра».
Нужно помнить, что биология не делает разницу между воображаемым и реальным. А это значит, что подсознании запишет, как если это всё происходит на самом деле.
Например, страх опозориться, потерять лицо, выбиться из стаи. Если раньше за это могли реально пострадать, быть убиты и наказаны, то сейчас мы головой знаем, что этого не произойдет, но страх всё равно включается. Опыт предков слишком богатый, поэтому мы реагируем ровно так же, будто нас сожгут на костре.
А еще есть страх боли. Кто не переживал боль в теле и боль в душе? Порой это кажется невыносимым. Это оставляет свой след и в последующем остается страх снова попасть в это состояние. Интуитивно человек начинает избегать всего, что когда-то привело его к этим переживаниям.
Так можно начать без причины избегать новых отношений, удовольствий, занятий интересными и нужными делами. Например, водить автомобиль, оперировать, ходить купаться, заниматься сексом. Причина, конечно, это неудачный опыт. Но миллионы людей делают это и не боятся. Возможно до попадания в неприятную ситуацию всё было отлично и, скорее всего, дальше всё снова будет хорошо, но теперь есть страх.
Заметьте, что кто-то попадает в аварию и снова садиться за руль, кто-то тонет и снова лезет в воду. А у кого-то поселяется страх. Возможно «семечка упала в плодородную почву». Возможно уже был опыт еще более ранний.
Почему нужно разбираться со страхами?
«Ну подумаешь, боюсь воды, не буду заходить в воду, боюсь водить машину, буду ездить пассажиром». На самом деле это говорит о том, что есть глубинный конфликт + недопрожитая до конца эмоция. В этом состоянии биология реагирует либо изменениями в теле, либо это программируется и передается по поколениям как опыт. Такие изменения в будущем мы определяем как болезни. Если мы не решаем проблему, её решает наше тело.
Другими словами — есть программа, которая может привести к очень неприятному для нас результату, возможно даже к смерти. Страх защищает нас и не позволяет этой программе реализоваться.
К каким болезням может привести страх?
На самом деле все зависит от окраски переживания. В рамках ощущения страх может затронуть множество разных органов. Например, тот же страх опозорится может привести к конфликту обесценивания, это отразится на костях. Страх расставания, страх быть запятнанным на коже. Страх голода это болезни печени.
То есть ничего еще не происходит, есть только образ того, что может произойти, но процесс в организме уже запускается.
Так ощущение, что не могу убежать может отразиться на мышцах. Страх смерти на легких, гортани. Состояние беспомощности на щитовидной железе. Ощущение опасности отразится на зрении. Страх исключения из стаи, страх оказаться в стороне на прямой кишке.
Сразу замечу, что не обязательно, испытывая страх, человек заболеет. Это может остаться на уровне психики, а биологически это только запишется как опыт. Но часто бывает, что именно чего боишься, с тем и постоянно сталкиваешься. Подсознательно мы хотим решить конфликт, убрать напряжение, которое забирает энергию, поэтому снова и снова начинаем попадать в неприятные ситуации. Кто не боится собак, они как будто редко встречаются, а для кого это «красная тряпка» — собаки везде.
То, что мы называем законом подлости, это закон мироздания — мы внутренне стремимся высвободить энергию, которая блокируется старой травмой. В то же время удерживаем травму, потому что воспринимаем её как защиту.
Посмотрите своему страху в глаза. Нарисуйте его. Признайте, что это иллюзия, воображаемый страх.
Ведь прямо сейчас ничего опасного не происходит.
Никто не застрахован от несчастного случая и смерти. Но потратить всю жизнь на ожидании этого момента — стоит ли?
Чтобы полноценно жить нужно освободить свою память от тех травм прошлого, которые сигналят нам страхами и заставляют реагировать не по собственному выбору, а исходя из той боли, которая удерживает травму. Это тоже страшно. Ведь тогда твои действия непредсказуемы. Тогда ты можешь доверять своей интуиции, руководствоваться собственным выбор, а не когда-то приобретенными рефлексами и привычками.
Страх это антивирус установленный подсознанием. Но он ограничивает нас и не дает свободы. И только вы сами можете решить. Готовы ли вы разобраться с тем, что лежит под этим страхом.
Когда появился страх у людей?
Похоже, что страх появился вместе с человеком и не покидал его никогда. У первобытных людей он выполнял важнейшую функцию самосохранения. Страх голода гнал человека на охоту, страх перед смертью давал силы выжить, страх перед природными явлениями (грозой, сильным ветром, извержением вулкана) развивал интеллектуальные способности. Люди старались объяснить всё неизвестное и страшное, понять, как противостоять природным катаклизмам.
Обратимся к истории.
Эпоха раннего палеолита началась около 2,5 – 2 миллионов лет назад. В это время страх на планете Земля испытывали человекообразные обезьяны (предлюди). Скорее всего, это был исключительно биологический (животный) страх, поскольку вряд ли можно говорить о формировании социального общества в те далёкие времена в современном понимании. Зоологическое объединение животных – индивидуалистов, это ещё далеко не подлинный социальный организм. Поэтому и социальные страхи отсутствовали.
Энеолит – с 4 тысячелетия до нашей эры, появились медные и бронзовые орудия труда, которые стали вытеснять каменные, что говорит о новых возможностях, которые появились у людей в добыче пропитания, защиты от врагов. Наверное, именно у этих жителей позднего каменного века начали формироваться первые социальные страхи.
Что помогло первобытным людям выжить?
Думаю, это был страх, который помогал действовать, переносить огромные физические нагрузки. Поэтому и у первобытных людей и у современных чувство страха тесно связано с физиологией. Выброс в кровь адреналина и других гормонов быстро активизирует деятельность, например, неожиданное нападение на противника или защиту от него.
Бывает, страх активизирует, вызывая реакцию избегания или агрессии, а бывает и наоборот, затормаживает физическую активность, вплоть до того, что человек может впасть в ступор.
Испугавшись, первобытный человек мог быстро убежать от дикого животного, или напасть на него, вступить в схватку. Наверное, когда-то было необходимо, замереть, сделать так, чтобы враг не заметил.
Страх, проявляя себя в теле, помогал меньше думать, а больше действовать. Когда нападал дикий зверь, размышлять было некогда. Только молниеносное принятие решения спасало от смерти.
Можно сформулировать так: страх появился вместе с человеком, как защитная функция психики, которая позволяла активизировать физические силы на отражение многочисленных угроз жизни и здоровью, обеспечивая продолжение рода и развитие людей.
Продолжая аналогию проявления страха у людей и животных, можно найти много общего в реакции на громкий звук. Люди приседают, падают на землю, пытаются убежать от источника звука, если знают, где он находится. Для человека страшен не любой звук, а только неожиданный, чрезмерно громкий, неизвестного происхождения. Реакция животных на резкий шум похожа, они прячутся, мечутся, дрожат, могут непроизвольно описаться, как, впрочем, и человек.
Такое сходство в поведении, у людей и животных, говорит о необходимости страха, его основной функции – сохранения жизни и здоровья живых существ. Такая задача была и остаётся у всех животных, актуальна она была и для первобытных людей.
Как эволюция создавала ваш страх
Основные, всеобщие, генетически закреплённые страхи – это страх внезапных громких звуков и надвигающихся объектов. Именно их мы пытаемся вызвать, прячась за дверью с целью напугать ничего не подозревающего приятеля, с криком выпрыгнув на него. Внезапные громкие звуки и надвигающиеся объекты вызывают непроизвольную реакцию вздрагивания у людей и у многих других видов. Можно подкрасться сзади к крысе, и крикнуть на неё — и её реакция будет похожей на вашу в тот момент, когда кто-нибудь подкрался к вам и крикнул на вас. Этот эксперимент гарантированно сработает с собаками, белками и человеческими младенцами. Рефлекс вздрагивания примитивен и работает быстро, эффективно подготавливая организм к встрече с опасностью. Видеоигры и фильмы-ужастики эксплуатируют этот врождённый страх, когда опускаются до пугалок при помощи выпрыгивающих страшил – например, чудовище выпрыгивает из шкафа без всякого предупреждения, пугая зрителя или игрока.
Другие страхи универсальны, но непостоянны. Специалисты в возрасте возрастной психологии показывали, как дети вырабатывают определённые страхи, двигаясь по предсказуемой траектории развития. Предсказуемые страхи вырабатываются, когда дети оказываются наиболее уязвимыми к опасностям, на которые эти страхи нацеливаются – точнее, кода дети были бы уязвимы к подобным опасностям в окружении, в котором жили наши предки, и в котором проходила наша эволюция. Сегодняшнее окружение довольно сильно отличается от тех условий, но страхи остаются. Для младенцев, неспособных к самостоятельному передвижению и самозащите, самые опасные ситуации – как в прежние времена, так и сегодня – связаны с отсутствием ухаживающих за ними людьми и присутствие потенциально враждебно настроенных незнакомцев. В связи с этим у младенцев гарантированно развивается беспокойство, связанное с разлукой, и боязнь незнакомцев, сохраняющиеся до того возраста, когда они начинают ходить [Boyer, P. & Bergstrom, B. Threat-detection in child development: An evolutionary perspective. Neuroscience & Biobehavioral Reviews 35, 1034–1041 (2011)]. Когда дети начинают передвигаться самостоятельно, они гарантированно приобретают страх высоты. В возрасте от 4 до 6 лет, начиная изучать своё окружение более активно, и подвергаясь в связи с этим большей опасности пострадать от хищников, они обычно начинают интересоваться смертью, бояться чудовищ, прячущихся в темноте, и увлекаются опасными животными вроде львов и тигров. С середины детства появляются страхи получения травмы, несчастных случаев и заражения, а к концу детства и началу подросткового возраста начинают играть роль социальные страхи – дети начинают пугаться потери статуса, друзей, изгнания, и т.п. Это происходит именно на таком этапе развития, когда их сверстники становятся для них более важными, чем родители, и когда основной задачей становится поиск определённой социальной ниши и построение стабильной сети обоюдного сотрудничества.
Эволюционная логика такого графика развития ясна: в результате эволюции у детей определённые страхи появляются на тех фазах развития, на которых они обычно встречали бы соответствующие опасности или были бы особенно уязвимы к ним. Некоторые люди чувствуют, как вырастают из этих страхов – им уже не нужно заглядывать перед сном под кровать, чтобы убедиться в отсутствии прячущихся там чудовищ – но большая часть страхов начинается в детстве и остаётся в некоем изменённом виде на всю жизнь. Стивен Кинг, в предисловии к сборнику рассказов, сообщает читателям, что когда он идёт спать, то „очень стараюсь, чтобы мои ноги оказались под одеялом после выключения света. Я уже не ребёнок, но мне не нравится спать с одной ногой, высунутой из-под одеяла. Таящееся под моей кроватью нечто, готовое схватить меня за лодыжку, не существует. Я это знаю, но ещё я знаю, что если я приложу усилия к тому, чтобы держать ноги накрытыми, оно не сможет схватить меня за лодыжку“. Кинг, конечно, шутит, но тем не менее – кто из нас не поддавался пугающему иррациональному импульсу, поступающему от лимбической системы, древнему тревожному голосу из глубин мозга, требующему, чтобы мы избегали идти напрямик через кладбище в темноте или не высовывать ногу из-под одеяла? Мы, конечно, не верим в привидений, чудовищ, зомби… Но лучше перестраховаться, чем потом убиваться, верно? Рационально мы можем отмести очевидно детские страхи – чудовищ, странных незнакомцев, опасных животных – но они живут в страшных историях, даже в страшных историях для взрослых, в виде гигантских чудовищ, маньяков в хоккейных масках и страшных опасностях, таящихся в темноте.
Почти универсальные страхи известны, как „подготовленные страхи“ [Seligman, M.E.P. Phobias and preparedness. Behavior Therapy 2, 307–320 (1971)]. Они не прописаны так глубоко, как страхи внезапных громких звуков и приближающихся объектов. Никто не учится щуриться при виде быстро летящего в его сторону баскетбольного мяча. Но подготовленные страхи всё же являются врождёнными в том смысле, что передаются генетически, но для их активации требуется воздействие окружение. Система страхов человека в этом смысле достаточно пластична и может подвергаться калибровке со стороны окружения. Эволюционная логика таких страхов следующая: люди в результате эволюции научились адаптироваться. Наш вид процветает во всех климатических зонах, от тропических до арктических. Однако если некоторые опасности не меняются во времени и пространстве – скажем, опасность подавиться или утонуть – в распределении угроз существуют вариации. Инуитам нет смысла бояться тигров или скорпионов, а ребёнку из деревенской части Индии не нужно беспокоиться о полярных медведях. Но поскольку нашим генам „неизвестно“, в каком климате и экологии мы будем расти, эти гены дают нам возможность узнать о существующих в местном окружении угрозах. Люди быстро впитывают местную культуру – нормы, язык, знания об опасностях, то, что в этой культуре считается съедобным и несъедобным, и так далее. Обучение – это „эволюционно приобретённая адаптация к изменениям окружающей среды, происходящим в течение жизни индивида, позволяющая организмам подстраивать своё поведение к определённой занимаемой ими нише“.
Поскольку в разных условиях могут встречаться разные опасности, не все людские страхи инстинктивны и жёстко прописаны в генах. Нам нужно учиться, чего нужно бояться, но такое обучение проходит в биологически ограниченном пространстве возможностей. В различных средах появляются различные угрозы, но некоторые из них оставались там достаточно долго и были достаточно серьёзными для того, чтобы оставить на нашем геноме след в виде подготовленных страхов, потенциальных возможностей, которые при необходимости можно активировать в какой-то момент жизни индивида в ответ на его личный опыт или культурно переданную информацию. Это объясняет поверхностные вариации людских страхов, при стабильной основе структуры распределения страха. В отчёте 2012 года ChildFund Alliance „Тихие голоса, большие сны“, оценивавшем детские страхи и сны на основе опроса 5100 респондентов из 44 стран, описано, что самым распространённым страхом у детей в развивающихся и развитых странах является страх „опасных животных и насекомых“ [ChildFund Alliance. Wiseman, H. (Ed.) 2012. Small Voices, Big Dreams 2012: A Global Survey of Children’s Hopes, Aspirations, and Fears Richmond, VA (2012)]. Даже дети, растущие в городских, индустриальных условиях, где не встречаются хищники (кроме людей), легко могут начать бояться опасных животных, поскольку такой страх подготовлен человеческой природой. В одном исследовании учёные опрашивали американских детей об их страхах и нашли, что они „не боятся тех вещей, с которыми им советовали быть осторожными“, например, „уличного движения“, но при этом „заявляют, что они боятся млекопитающих и рептилий, чаще всего змей, львов и тигров“.
Среди подготовленных страхов встречаются страх змей, пауков, высот, крови, закрытых пространств, темноты, грома, общественных мест и открытых пространств, социальных расследований и глубокой воды. Это типичные объекты фобий, которые легко заполучить и с которыми трудно расстаться. Фобию можно определить, как „страх ситуации, непропорционально большой по сравнению с возможной опасностью“, из чего следует странное свойство фобий. Они чрезвычайно реальны, иногда полностью обезоруживают страдающего от них человека, хотя при этом не соответствуют реальным опасностям или же чрезвычайно преувеличивают их. Очень малое количество людей погибает от укусов змей или пауков – самых распространённых объектов фобий – в индустриальном мире.
По недавней статистике Национального совета безопасности США, шансы умереть в ДТП для человека, родившегося в 2007 году, равны 1 к 88. При этом шансы умереть от укуса ядовитого паука составляют 1 к 483 457, а шансы умереть от укуса ядовитой змеи или ящерицы – 1 к 552 522. Нам нужно бояться автомобилей, и гораздо меньше беспокоиться по поводу змей и пауков. Но поскольку опасности, к которым обращаются фобии, угрожали нам и нашим предкам миллионы лет, мы до сих пор рождаемся с эволюционно приобретённой предрасположенностью к появлению страха перед такими объектами.
В 1973 году Стивен Кинг опубликовал список личных страхов. Он удивительным образом гораздо лучше отражает типичное распределение эволюционно приобретённых объектов страха у людей, чем список объектов, которых должны бояться люди, родившиеся в XX-м веке в штате Мэн.
1. Боязнь темноты.
2. Страх перед мягкими вещами.
3. Боязнь обезображивания.
4. Боязнь змей.
5. Боязнь крыс.
6. Боязнь закрытых пространств.
7. Боязнь насекомых (особенно пауков, мух и жуков).
8. Страх смерти.
9. Боязнь других людей (паранойя).
10. Страх за другого человека.
Возможно, это и его личные страхи, но этот список может подойти почти любому человеку – это может быть американский список, азиатский, африканский или европейский. Это может быть список человека, жившего 1000 или 50000 лет назад. Представители вида Homo sapiens склонны к тому, чтобы бояться одних и тех же вещей. Люди в индустриальном мире могут уже не сталкиваться с угрозой быть съеденным хищником, и нам уже могут не угрожать ядовитые пауки и змеи, но эти животные живут, словно призраки, в центральной нервной системе человека.
Матиас Класен – адъюнкт-профессор литературы и СМИ в отделе английского языка Орхусского университета.
«Популярное Изложение»: Темнота, высота и пауки. Как эволюция сформировала страхи человека
Багаж необозримого прошлого
Самые устрашающие монстры из художественных произведений апеллируют к человеческим страхам, которые восходят к унаследованному от предков чувству опасности. Какие-то страхи универсальны, какие-то – околоуниверсальны, а какие-то – локальны. Локальные страхи – скажем, такие фобии, как боязнь молей – обычно избегаются писателями, кинорежиссерами и создателями видеоигр, творящими в жанре ужасов.
В процессе эволюции люди и их предки сталкивались с потенциально смертельными угрозами, живя в условиях хищничества, внутривидовой жестокости, загрязнения и заражения, потери общественного статуса, а также опасных явлений неживой природы. 2-5
Другими словами, люди испытывали угрозу со стороны хищных животных (от плотоядных млекопитающих и до таких ядовитых существ, как пауки и змеи); со стороны враждебно настроенных представителей своего же вида; со стороны невидимых патогенных микроорганизмов, бактерий и вирусов; со стороны общины, которая могла лишить человека его социального статуса, а также подвергнуть его остракизму и в конечном счете изгнанию, что в родоплеменном сообществе могло означать смерть; наконец, люди рисковали получить смертельные травмы по причине опасных природных явлений (например, сильных гроз), падения с обрыва или других небезопасных топографических особенностей.
Давление отбора, исходившее от такого рода опасностей, вылилось в то, что реакции системы страхов человека оказались ориентированы на своеобразие окружающей среды. Иначе говоря, в системе страхов и распознавания опасностей выработалась особая восприимчивость к угрозам такого характера. Иногда такая чувствительность способствует тому, что система страхов без должных на то оснований расширяет категорию опасного, распространяясь и на безвредные объекты – например, в категорию «опасные животные» таким образом могут попасть моли. Золотое правило в области выживания – «береженого бог бережет».
Базовые страхи
Наиболее базовые, универсальные, генетически встроенные страхи включают боязнь неожиданных и громких звуков, а также боязнь предметов с неясными очертаниями. Именно эти страхи мы рассчитываем активировать, когда мы прячемся за дверью с намерением напугать ни о чем не подозревающего друга/подругу, с грозным воплем вдруг выскочив из своего укрытия.
Неожиданные и громкие звуки вкупе с неясной фигурой вызовут у человека непроизвольный испуг. Такой же будет реакция и многих животных. Например, вы можете неслышно подкрасться к крысе и закричать – реакция грызуна будет похожа на вашу, если кому-то вдруг вздумается подкрасться сзади к вам и закричать. Вы также можете провести такой эксперимент с собакой, белкой или же грудным ребенком – это непременно сработает.
Рефлекс испуга первичен и стремителен, он очень эффективен в том, чтобы сориентировать и мобилизовать организм перед лицом опасности. Этот врожденный страх эксплуатируется, в частности, во многих видеоиграх и фильмах в жанре ужасов, когда их создатели прибегают к так называемым «jump scares», то есть эпизодам, в который некий монстр без какого-либо предупреждения вдруг выскакивает из темного угла, тем самым пугая зрителя или игрока.
Другие страхи универсальны, но в то же время сравнительно преходящи. Как продемонстрировали возрастные психологи, у детей в высшей степени индивидуальные страхи почти всегда развиваются наряду с боязнями, продиктованными эволюцией. И, как продемонстрировали эволюционные психологи, эти предсказуемые страхи дают о себе знать в те моменты, когда дети наиболее уязвимы для опасностей, к которым эти страхи восходят – или, точнее, когда дети были бы наиболее подвержены таким опасностям, доведись им жить в таких же условиях, как и наши давние предки, то есть в условиях, которые побудили наш вид к эволюции.
Эти условия в значительной мере отличались от современных, но приобретенные с незапамятных времен страхи никуда не ушли. Для младенцев, неспособных к самостоятельному передвижению и самозащите, самые опасные ситуации – как в доисторические времена, так и сейчас – это отсутствие опекуна и присутствие потенциально враждебных чужаков. Исходя из этого, у детей непременно развивается боязнь оторванности от родителя, а также боязнь незнакомцев – эти страхи сохраняются вплоть до времен, когда ребенок начинает ходить. 3
Когда дети начинают передвигаться самостоятельно, у них неизбежно развивается страх высоты. В возрасте 4-6 лет, когда дети начинают более активно познавать окружающую среду и вместе с тем становятся более уязвимыми для хищничества, ими завладевают мысли о смерти, боязнь таящихся во мраке монстров, а также страх перед такими опасными животными, как львы и тигры.
В середине позднего детства пробуждаются боязни травм, несчастных случаев и заражения, тогда как в позднем детстве и особенно в раннем подростковом возрасте дети весьма остро реагируют на социальные угрозы – дети склонны всё больше бояться потери статуса, друзей, а также остракизма со стороны окружающих. Это именно тот момент в развитии, когда для детей сверстники становятся всё более важными, чем родители, и когда главным испытанием для них становится «нахождение особой социальной ниши и выстраивание стабильных сетей взаимодействия». 3
Эволюционная логика, стоящая за этим предопределенным планом в развитии, предельно ясна: в процессе эволюции у детей выработались страхи, ориентированные на особенности окружающей среды. Эти страхи проявляются в той фазе, когда дети обычно сталкивались с такими повторяющимися опасностями, либо когда они были особо уязвимы для таких угроз. Некоторых людей может посещать чувство, что они переросли эти страхи – что перед сном им больше нет необходимости проверять, не прячется ли у них под кроватью какой-нибудь монстр – но большинство страхов впервые заявляют о себе в детстве и в несколько модифицированных формах остаются на всю жизнь. 3
В предисловии к собранию своих рассказов Стивен Кинг признается, что, ложась ночью спать, он по-прежнему «крайне обеспокоен тем, чтобы полностью прикрыть ноги одеялом до того, как будет выключен свет. Я уже давно не ребенок, но Мне не нравится спать, высунув из-под одеяла одну ногу Существо под моей кроватью, выжидающее возможности схватить меня за ногу, существует лишь в моем воображении. Я знаю это, но я знаю также, что если я постараюсь не высовывать ступни из-под одеяла, у этого страшного существа не будет ни единого шанса схватить меня за ногу». 6
Очевидно, Кинг шутит, но всё равно – кому из нас не доводилось поддаться этому устрашающему, иррациональному импульсу, исходящему из лимбической системы, этому древнему, исполненному тревоги голосу из далеких глубин мозга, который говорит нам не срезать путь через кладбище, когда солнце уже село, или же держать ступни под одеялом, когда мы одни? И не то чтобы мы верили в призраков, монстров или зомби – разумеется, нет, однако… береженого бог бережет, не так ли?
С помощью умственных усилий мы можем прогонять от себя якобы детские страхи – монстров, зловещих чужаков, опасных животных – но они будут продолжать жить по крайней мере в фильмах ужасов и даже в страшных историях для взрослых, где фигурируют гигантские чудовища, психопаты в хоккейных масках и внушающие отвращение ползучие твари, таящиеся во мраке.
Подготовленные страхи
Околоуниверсальные страхи также называют «подготовленными страхами». 7 Они встроены в человека иначе, нежели боязнь неожиданных, громких звуков или страх перед фигурами с неясными очертаниями. Нам не приходится учиться тому, чтобы в испуге уклоняться от баскетбольного мяча, который с большой скоростью летит в нашу сторону. Подготовленные страхи имеют врожденный характер – хотя лишь в том смысле, что они передаются генетически – но при этом активируются они только при наличии раздражителя извне. Система страхов человека оказывается в этом отношении довольно открытой к изменениям – то есть она предрасположена к перенастройке под влиянием окружающей среды.
Эволюционная логика, лежащая в основе этого явления, выстраивается следующим образом: в процессе эволюции человек научился приспосабливаться. 8 Нашему биологическому виду удалось добиться благоденствия во всех климатических зонах – от тропической до арктической. Однако, тогда как некоторые опасности неизменны во времени и пространстве – скажем, опасность удушья или утопления – в распространении угроз существуют также некоторые вариации, зависящие от окружающей среды. Например, ребенку-инуиту нет смысла бояться тигров или скорпионов, в то время у ребенка из сельской местности Индии нет оснований опасаться полярных медведей.
И поскольку наши гены не могут «знать», в каком именно климате и экологии мы вырастем, эти гены наделяют нас способностью и желанием разузнать о разных опасностях, которые имеются в нашем окружении. Люди быстро впитывают местную культуру, включая нормы поведения, язык, знания об опасностях, представление о том, что в данной культуре считается съедобным или несъедобным и так далее. В сущности, обучение – это «приобретенная в ходе эволюции способность к адаптации, необходимая для выживания в условиях перемен в окружающей среде, которые происходят в течение жизни индивида. Обучение позволяет организмам менять свое поведение в соответствии с особенностями той природной ниши, которую они занимают». 9
Поскольку для разных сред обитания характерны разные опасности, не все человеческие страхи инстинктивны и восходят к бессознательному. Человеку требуется обучиться тому, чего бояться, но такое обучение имеет место в рамках биологически ограниченного пространства возможностей. Тогда как разным средам обитания свойственны разные угрозы, в ходе эволюции некоторые из этих угроз оказались достаточно устойчивыми и мощными, чтобы оставить на нашем геноме отпечаток в виде подготовленного страха, то есть потенциальных возможностей, которые могут быть активированы по ходу жизни индивида в ответ либо на личный или посторонний опыт, либо на информацию, переданную через культуру.
Это объясняет, почему в поверхностных боязнях человека возможны вариации, в то время как глубинная структура распространения страхов стабильна. В отчете 2012 года «Слабые голоса, большие мечты», составленном гуманитарной организацией «ChildFund Alliance», была проведена классификация детских страхов и мечтаний на основе сведений от 5,100 респондентов из 44 стран. Согласно результатам этого опроса, среди детей из развивающихся и развитых стран наиболее распространенным страхом оказалась боязнь «опасных животных и насекомых». 10 Даже те дети, которые выросли в индустриализированной, городской среде, лишенной хищников, с легкостью приобретают боязнь опасных животных, поскольку подготовленное обучение – неотъемлемая часть человеческой природы.
В рамках другого исследования у детей из американских пригородов спросили об их страхах. Выяснилось, что дети «не боятся того, с чем их научили обращаться осторожно» – например, «уличного движения». Вместе с тем дети утверждают, что «страх им внушают млекопитающие и рептилии (наиболее часто): змеи, львы и тигры». 11
Подготовленные страхи включают боязнь змей, пауков, высоты, крови, замкнутых пространств, темноты, грома, общественных или открытых пространств, пристального к себе внимания со стороны социума, а также глубоких водоемов. 5, 7, 12 Это типичные объекты фобий, которые легко приобрести и от которых очень трудно избавиться. Фобию можно определить как «страх, который диспропорционально велик по сравнению с той опасностью, которую в действительности несет в себе объект боязни». 13
Из этого проистекает и странная природа фобий: они необычайно реальны и травматичны для того, кто от них страдает, притом что на деле фобии либо вовсе не коррелируют с опасностями из реального мира, либо непомерно преувеличивают имеющиеся риски. В индустриализированном мире почти никто не умирает от укусов змей или пауков – наиболее распространенных объектов фобий. Согласно статистике, предоставленной Национальным советом безопасности США, для человека, родившегося в 2007 году, вероятность смерти в ДТП в течение всей жизни составила 1 к 88.
Для сравнения, вероятность смерти от контакта с ядовитыми пауками составила 1 к 483,457, а от контакта с ядовитыми змеями или ящерицами – 1 к 552,522. 14 Нам бы следовало испытывать ужас перед автомобилями и гораздо меньше тревожиться о змеях и пауках. Но поскольку лежащие в основе фобий опасности на протяжении миллионов лет несли смертельную угрозу как для людей, так и для наших человекообразных (и млекопитающих) предков, мы по-прежнему рождаемся с эволюционно приобретенной предрасположенностью к выработке страха перед такими объектами.
Список Кинга
В 1973 году был опубликован список «личных страхов» Стивена Кинга. 15 Удивительно, но этот список в куда большей мере отражает типичное распределение эволюционно приобретенных объектов страха у человека, чем набор предметов, существ и ситуаций, которые предположительно должны вселять страх в жителя штата Мэн ХХ века:
1. Боязнь темноты
2. Боязнь скользких и мягких предметов/существ
3. Боязнь уродства
4. Боязнь змей
5. Боязнь крыс
6. Боязнь замкнутых пространств
7. Боязнь насекомых (особенно пауков, мух и жуков)
8. Боязнь смерти
9. Боязнь других (паранойя)
10. Боязнь за жизнь ближнего
Пусть это и личные страхи, но список Кинга мог бы быть списком любого другого человека – американца, азиата, африканца или европейца. Таким же мог бы быть список человека, жившего тысячу или же пятьдесят тысяч лет назад. Представители вида Homo sapiens склонны бояться одно и того же. Люди, живущие в индустриализированном мире, могут больше не подвергаться угрозе хищничества со стороны плотоядных, равно как не несут нам теперь особой угрозы ядовитые пауки и змеи, однако эти животные в виде неких призраков продолжают жить в центральной нервной системе человека.
В оформлении использованы иллюстрации Jana Heidersdorf.
Об авторе: Матиас Класен (Mathias Clasen) адъюнкт-профессор литературы и медиа на Кафедре английского языка и литературы Орхусского университета, Дания. Автор книги «Почему ужас пленяет» (англ. «Why Horror Seduces», 2017).
Список цитируемой литературы:
1. Wiater, S., Ed. Dark Thoughts on Writing: Advice and Commentary from Fifty Masters of Fear and Suspense Underwood, New York, NY (1997).
2. Barrett, H.C. Adaptations to predators and prey. In Buss, D.M. (Ed.) The Handbook of Evolutionary Psychology, Vol. 1, John Wiley & Sons, Hoboken, NJ (2005).
3. Boyer, P. & Bergstrom, B. Threat-detection in child development: An evolutionary perspective. Neuroscience & Biobehavioral Reviews 35, 1034–1041 (2011).
4. Buss, D.M. Evolutionary Psychology: The New Science of the Mind Pearson Allyn & Bacon, Boston (2012).
5. Marks, I.M. & Nesse, R.M. Fear and fitness: An evolutionary analysis of anxiety disorders. Ethology and Sociobiology 15, 247–261 (1994).
6. King, S. “Foreword” In Night Shift Hodder and Stoughton, London (1978).
7. Seligman, M.E.P. Phobias and preparedness. Behavior Therapy 2, 307–320 (1971).
8. Wade, N. Before the Dawn: Recovering the Lost History of Our Ancestors Penguin, New York, NY (2006).
9. Öhman, A. & Mineka, S. Fears, phobias, and preparedness: Toward an evolved module of fear and fear learning. Psychological Review 108, 483–522 (2001).
10. ChildFund Alliance. Wiseman, H. (Ed.) 2012. Small Voices, Big Dreams 2012: A Global Survey of Children’s Hopes, Aspirations, and Fears Richmond, VA (2012).
11. Maurer, A. What children fear. The Journal of Genetic Psychology 106, 265–277 (1965).
12. Dozier, R.W. Fear Itself: The Origin and Nature of the Powerful Emotion that Shapes Our Lives and Our World St. Martin’s Press, New York, NY (1998).
13. Marks, I.M. Fears, Phobias, and Rituals: Panic, Anxiety, and Their Disorders Oxford University Press, New York, NY (1987).
14. National Safety Council. Injury Facts 2011 Edition National Safety Council, Itasca, IL (2011).