когда при каких обстоятельствах состоялись первые театральные представления в россии
17 октября / 30 октября 1672 г. Первое в России театральное представление
В подмосковном селе Преображенском, летней резиденции царя Алексея Михайловича, состоялось первое в России театральное представление — «Эсфирь» («Артаксерксово действо»). Устроить театр царь задумал еще в 1660 году, когда поручил англичанину Гебдену выслать в Москву инженеров, специалистов по военному делу, строителей, а также «мастеров комедию делать».
С рождением царевича Петра царь вернулся к своей идее. Еще до рождения младенца он приказал отделывать помещение, «где быть комедии». В поисках сведущих людей обратились в Немецкую слободу, и пастор Иоганн Готфрид Грегори предложил пригласить из-за границы помощников, опытных режиссеров. Пастору было приказано, не дожидаясь приезда иностранных актеров, готовить комедию самому. Он собрал труппу в 60 человек из детей служилых и торговых иноземцев и приступил 1 октября к их обучению. Тем временем в Преображенском сооружалась театральная «хоромина», которая представляла собой просторное деревянное здание площадью в 60 кв. сажень. Внутри здание было обито зеленым и красным сукном, царское место, убранное красным сукном, находилось у самой сцены, а для царицы и царевен были сооружены особые клети в виде лож, закрытые частой решеткой. Для остальных зрителей были поставлены деревянные лавки.
Первое представление прошло успешно: Царь в продолжение десяти часов внимательно следил за ходом спектакля. Сюжет для первого представления был выбран не случайно: история Эсфири отчасти напоминала историю избрания царицы Натальи Кирилловны в невесты царю. После первого успеха театр стал существовать на правах постоянного придворного учреждения. Преображенский театр считался летним, а в начале 1673 года в Кремлевских палатах над дворцовой аптекой был открыт и зимний театр.
Со смертью Алексея Михайловича придворный театр прекратил свое существование.
«Переполняет чувство гордости»: как в России зарождалось театральное искусство и появился первый театр
Иван Судаков, актер, режиссер, эссеист, продюсер. Работал куратором в Международном фонде Станиславского, на театральном фестивале «Сезон Станиславского». Окончил ГИТИС. Автор двух сборников прозы и стихов, основатель собственного театра KTO studio
Слово «театр» не сразу пришло в словарь русского языка. Сначала было слово «позорище». Нет, ничего смешного в этом нет: если вспомнить общеславянский корень «зор» — зоркий, взор. То есть позорище — это то, на что смотрят. На сербском это так до сих пор и называется.
Как и во всем мире, в России театр «низов» и «верхов» развивался параллельно. Народ смеялся над ярмарочными представлениями зачастую пошловатого Петрушки, в то время как аристократия смотрела мистерии о святых и грешниках. В общем, так было по сути по всей Европе.
При Алексее Михайловиче в 1672 году был основан первый придворный театр (не общедоступный, но только придворный) европейского типа. До этого времени были одни только скоморохи, выступавшие своего рода стендап-комиками на злобу дня. Как таковой театр не разрешали закостеневшая традиция и мораль. Но царь Алексей Михайлович понимал, что России уже нельзя быть сильно в стороне от всей остальной Европы. Поэтому он стал настраивать культурную жизнь двора сразу и резко на зарубежный манер.
В 1672 году Алексей Михайлович приказал полковнику фон Стадену «приговаривать» в Курляндии (то есть в Прибалтике) в русскую службу среди прочих мастеров «двух человек трубачей да двух человек, которые б умели комедии всякие строить». Пока Стаден ездил по этому поручению, родился Петр Алексеевич — будущий царь Петр I.
Играли немцы из Немецкой слободы. Играли для царя, и поэтому только когда царь хотел и мог — организовывался спектакль. Со смертью Алексея Михайловича этот придворный театр был закрыт.
Петр Первый построил через полвека на Красной площади в Москве «Комедиальную храмину», где антрепренер Яган Куншт (опять-таки немец) организовал первую в России антрепризу — на сцене «храмины» играли итальянские, французские и немецкие труппы. Кунштом была организована русская драматическая труппа, которая в 1704 году сыграла первый спектакль на русском языке, но по-прежнему это представление носило больше ярмарочный характер, а спектаклем считались показы иностранных трупп. Однако все это были только придворные спектакли, не общедоступные.
Общедоступному театру только предстояло появиться в нашей стране, и человека, который должен был посвятить ему свою жизнь, звали Федор Волков. Он был купцом. Точнее, сыном купца. Жил в городе Ярославле, и там его поразили и затянули в драматическое искусство народные игрища, показы школьных драм и любительских кружков.
Он поехал в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию (другими словами, получил лучшее образование), отдал брату все купеческое дело и организовал в родном Ярославле в амбаре своего отчима первый публичный театральный показ спектакля. Да, это был тоже любительский показ. В ролях — цирюльник, писчики, мещане, дьякон. Но это был уже общедоступный театр. Для всех. И при этом созданный русскими людьми и на русском языке.
Елизавета Петровна, императрица культурная и образованная, узнав про эти показы, «указать соизволили: ярославских купцов Федора Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург Для скорейшего оных людей и принадлежащего им сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги».
Актеры приезжают. Их определяют в Шляхетский корпус «для необходимого театральным артистам обучения словесности, иностранным языкам и гимнастике». Только после четырех лет подобного образования уже ставшие профессиональными актеры стали первым составом Русского для представления трагедий и комедий театра. Теперь он называется Александринский. Будете в Петербурге — обязательно сходите. Здание, разумеется, не то. Но это тот самый Императорский русский театр.
Когда я думаю об этой истории, вообще, об истории того, как возник русский театр, как русский провинциальный театр своим тщанием и трудом стал поводом гордости, — меня самого переполняют чувства гордости. Вообще, в истории русской культуры таких поводов предостаточно. И это не позорно — говорить о себе и своей культуре. И вспоминать бы о ней почаще.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
К 330-летию первого театрального представления в России
Новый политический, культурный и бытовой уклад начинался во дворце Алексея Михайловича, построенном на востоке Москвы, в селе Преображенском. Именно здесь, в Преображенском дворце, состоялось первое на Руси театральное представление. Царь Алексей Михайлович давно был наслышан о театральной забаве европейских государей. Посоветовавшись с духовником, он отдал наказ «ехать за границу приговаривать в государеву службу таких музыкантов трубачей, кои бы умели комедии устраивать».
Большую роль в этом процессе сыграл боярин Артамон Матвеев, который после женитьбы царя на его племяннице Наталье Кирилловне Нарышкиной был назначен начальником Посольского приказа. До возвращения гонцов Артамон Матвеев нашел в Немецкой слободе пастора Грегори, бывшего военного, знавшего русский язык, и поручил ему постановку комедии.
Приглашения на премьеру спектакля, разосланные Тайным приказом московской знати, напоминали собой воинские повестки: «Быть с Москвы нарошно к великому государю к походу, в село Преображенское».
Представление было долгим и состояло из семи действий. Государь 11 часов просидел на троне, безотрывно наблюдая новое зрелище. Он остался доволен представлением и щедро наградил Грегори и актеров. Единственное, что ему не понравилось, это то, что пьеса шла на немецком языке. Рукопись «Артаксерксова действа», поднесенную царю, приказано было переплести в сафьян с золотом.
Грегори набрал молодых людей для обучения их театральному искусству. 26 первых русских актеров из подъячих и жителей мещанской слободы прошли школу Грегори. Так родилась первая русская театральная школа. Она постоянно обучала до 30 мальчиков из мещанских семей.
После смерти Грегори его преемником стал переводчик Юрий Гивнер. Ему было поручено поставить пьесу под названием «Темираксаково действо» на исторический сюжет. За ним последовали спектакли «Навуходоносор», «Блудный сын», » Грехопадение Адама», «Давид и Соломон». В дальнейшем появляются спектакли на мирские сюжеты. В 1675 году на масленицу на сцене «Преображенского театра» был поставлен балетный спектакль.
Для спектаклей в зимнее время, а также по желанию государя, декорации и реквизит перевозились из Преображенского в помещение Кремлевского дворца. После смерти Алексея Михайловича закончилась и жизнь «Комедийной хоромины». Труппа была распущена, театральный инвентарь сдан на хранение одному из подъячих.
В 1707 году младшая сестра Петра царевна Наталья возрождает в Преображенском театральные представления. Это были спектакли, ставившиеся силами приближенных и слуг, которые иногда повторяли уже избитые сюжеты, потешавшие еще царя Алексея Михайловича, и инсценировки переводных романов.
Первый русский театр в Преображенском открыл дорогу общедоступному театру петровской эпохи и вошел в историю отечественной культуры.
/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА «Новости», 17 октября/.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
27 октября в 1672 году-первое в России театральное представление — «Эсфирь»
27 октября в 1672 году в подмосковном селе Преображенском, летней резиденции царя АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА, состоялось первое в России театральное представление — «Эсфирь» («Артаксерксово действо»).
Устроить театр царь задумал еще в 1660 году, когда поручил англичанину Гебдену выслать в Москву инженеров, специалистов по военному делу, строителей, а также «мастеров комедию делать». Последнее поручение, видимо, выполнено не было. С рождением царевича ПЕТРА царь вернулся к своей идее. Еще до рождения младенца он приказал отделывать помещение, «где быть комедии». В поисках сведущих людей обратились в Немецкую слободу, и пастор Иоганн Готфрид ГРЕГОРИ предложил пригласить из-за границы помощников, опытных режиссеров. В Курляндию был послан приятель боярина А. С. МАТВЕЕВА полковник Николай фон Стаден, который вел в Риге переговоры с антрепренерами нескольких немецких странствующих групп, но по разным причинам артисты в Москву не поехали. Не возлагая особых надежд на миссию полковника, пастору было приказано, не дожидаясь приезда иностранных актеров, готовить комедию самому. Он собрал труппу в 60 человек из детей служилых и торговых иноземцев и приступил 1 октября к их обучению. Тем временем в Преображенском сооружалась театральная «хоромина», которая представляла собой просторное деревянное здание площадью в 60 кв. сажень. Внутри здание было обито зеленым и красным сукном, царское место, убранное красным сукном, находилось у самой сцены, а для царицы и царевен были сооружены особые клети в виде лож, закрытые частой решеткой. Для остальных зрителей были поставлены деревянные лавки.
Первое представление прошло успешно: царь в продолжение десяти часов внимательно следил за ходом спектакля. Сюжет для первого представления был выбран не случайно: история Эсфири отчасти напоминала историю избрания царицы Натальи Кирилловны в невесты царю. После первого успеха театр стал существовать на правах постоянного придворного учреждения. Преображенский театр считался летним, а в начале 1673 года в Кремлевских палатах над дворцовой аптекой был открыт и зимний театр.
Первое время спектакли шли на немецком языке, но вскоре была организована русская труппа из детей мещан и подъячих. Женщин в труппе не было, и все женские роли исполнялись мужчинами. До 1675 года во главе театра и театральной школы при нем стоял Грегори, после его смерти его ближайший сотрудник Юрий Гивнер, а с конца 1675 года учитель латинского языка в Киевской коллегии Степан ЧИЖИНСКИЙ. В 1674 году при театре была организована и балетная труппа. Репертуар театра в основном состоял из пьес на сюжеты, заимствованные из библейских книг. Позже появились и пьесы на светские темы: «Комедия о Тамерлане и Бязете», «Комедия о Бахусе с Венусом». В последней, сыгранной за несколько дней до смерти царя, выступали следующие действующие лица: Бахус, его жена Венус, их сын Купидон, тринадцать пьяниц, из которых три — «лежащие», десять девиц, отец пьяниц, вестник, шут — всего 40 лиц. Со смертью Алексея Михайловича придворный театр прекратил свое существование.
Когда, при каких обстоятельствах состоялись первые театральные представления в России? Какие произведения ставились в этом театре? Что от.
В 16:50 поступил вопрос в раздел ЕГЭ (школьный), который вызвал затруднения у обучающегося.
Вопрос вызвавший трудности
Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru
Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «ЕГЭ (школьный)». Ваш вопрос звучал следующим образом: Когда, при каких обстоятельствах состоялись первые театральные представления в России? Какие произведения ставились в этом театре? Что отличало его от театров западноевропейских стран?
После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:
Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.
ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!
Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.
Деятельность компании в цифрах:
Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.
Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.