когда появился омс в каком году
История полиса ОМС
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила обязать неработающих трудоспособных граждан делать взносы в систему ОМС за свой счет. Максим Васильчук попытался проанализировать, какие реформы уже проводили в сфере медицинского страхования.
Полис обязательного медицинского страхования появился в нашей стране 25 лет назад. Но это было далеко не первое изменение системы здравоохранения. До революции получить бесплатную медицинскую помощь можно было только у земского врача или в богоугодных заведениях. В Советском Союзе лечились за счет государства. Каждый гражданин – в строго определенном месте.
Игорь Акулин, заведующий кафедрой организации здравоохранения СПбГУ: «Мы все были прикреплены к участковой поликлинике, открепиться от этой поликлиники было практически невозможно. Это был участковый принцип, у каждого был участковый врач, он обслуживал около 2000 человек. Система не требовала полиса, потому что не было оплаты услуг. То есть там была помощь».
В 91 году приняли закон о медицинском страховании граждан. Появился новый документ — медицинский полис. Но по сути ничего не поменялось – перечень бесплатных услуг остался прежним, выбрать страховую компанию и лечебное учреждение было невозможно. Если требовалась серьезная помощь, ее нужно было оплачивать за собственные деньги. В отличие от советского периода система здравоохранения приобрела лишь иную форму финансирования. За работающих граждан платил работодатель, за безработных — государство.
Игорь Акулин, заведующий кафедрой организации здравоохранения СПбГУ: «Есть такой принцип: «богатый платит за бедного, здоровый за больного». Он выражается в том, что есть специальный такой социальный налог на ОМС, 5,1 процента в фонд оплаты труда, плюс бюджетные средства на неработающих граждан, из этих денег формируется денежный поток».
В начале 2000-х полис выдавали на работе. Страховую компанию выбирал работодатель и ей платил отчисления. Поэтому при смене работы приходилось менять и полис. Такие ограничения не устраивали ни застрахованных, ни сами компании. В 2010 году медицинское страхование стало обязательным. Появилась возможность самому выбирать страховую компанию и место лечения.
Тогда же полис принял и единую форму. Если раньше на нем был логотип компании, то теперь — все строго по образцу. Кроме бумажного варианта в некоторых регионах появилась и пластиковая карта. На ней — вся необходимая информация о пациенте. Распространить такую карту по всей стране — задача специалистам на будущее.
Игорь Акулин, заведующий кафедрой организации здравоохранения СПбГУ: «Для того, чтобы это сделать, нужна очень серьезная информационная база по всей стране, чтобы могли обмениваться информацией с каждым регионом, с каждой поликлиникой, куда может попасть наш пациент.
Медицинский полис остается важным документом для тех, у кого нет возможности заплатить за лечение. Для безработных граждан — это вовсе единственный шанс получить медицинскую помощь.
Необходимо идти дальше
Неудивительно, что закон об ОМС появился раньше, чем нормативно-правовые акты, регламентирующие другие отрасли страхования. Одной из главных причин появления этого закона стала необходимость минимизировать бюджетные расходы и перенести основную тяжесть финансирования здравоохранения на независимый источник средств, который формировался бы из прямых отчислений работодателей с одной стороны, а с другой стороны, платежей за неработающее население из бюджетов субъектов Федерации.
Почему в России смешанная модель ОМС?
Кроме того, размеры взносов со стороны работодателей зависят от размеров зарплат, в то время как размер взносов за неработающее население определяется подушевыми нормативами, которые утверждаются на региональном уровне. Поэтому в итоге и была принята промежуточная схема, в рамках которой между страховщиком и страхователем было сформировано среднее звено в лице федерального и территориальных фондов ОМС. Территориальные фонды могли получать дотации из федерального фонда ОМС и напрямую из бюджета, что компенсировало бы дефицит платежей со стороны регионов.
Другой важнейшей проблемой, которую необходимо было решать в срочном порядке, стало обеспечение физического присутствия страховых медицинских организаций во всех регионах страны. Это было обязательное условие, залог устойчивости всей конструкции, ведь нужно было обеспечить контроль за расходованием средств в ОМС. А это было бы возможно только в том случае, если бы страховщики активно включились в этот процесс.
Между тем страховая система в стране только начала формироваться, и страховые медицинские организации работали еще не во всех регионах. Поэтому на тот момент в качестве компромиссного решения территориальные фонды ОМС наделялись функциями страховщика.
Это была точка перехода, и ожидалось, что по мере того, как будут отработаны инструменты взаиморасчетов, появится базовая и территориальные программы ОМС, содержащие в себе не декларации, а конкретные списки видов медпомощи, включенных в базовую программу ОМС и более широкие программы регионов. Предполагалось, что страховые медицинские организации приступят к своему обычному функционированию, имея на руках всю статистику по застрахованным. Однако в итоге смешанная модель закрепилась и стала основой современной системы ОМС, которая сохраняется и сегодня.
В период формирования ОМС оно не рассматривалось в отрыве от других видов страхования. Несмотря на определенные особенности, связанные с его исключительной социальной ролью, ОМС включалось в общую стратегию развития страхового рынка и, соответственно, в отчетность по всем видам страхования. Упразднение Федеральной службы страхового надзора и передача его функций в Минфин РФ, возможно, повлияли на то, что в российской модели ОМС не были до конца реализованы классические страховые принципы, а роль страховых медорганизаций ограничена.
Цифровая революция
Структура взаимодействия в рамках ОМС построена на большом числе гражданско-правовых договоров между всеми участниками системы. Поэтому в период становления системы решалась сложная задача по выработке типовых договоров. Несмотря на смешанный характер системы, функционал страховых медицинских организаций по взаимодействию с застрахованными огромен. В его основу заложены гражданско-правовые обязательства перед застрахованными, которые должны реализовываться на уровне каждого региона и каждого работодателя.
У застрахованного лица в системе ОМС есть множество прав, которые он реализует через контакт со своей страховой компанией. Это означает необходимость ведения соответствующего документооборота. Поэтому, когда уже в ХХI веке появились первые электронные подтверждения взаимодействия и учета застрахованных лиц в системе ОМС, это стало революцией. Создание электронных баз данных упростило не только документооборот, но и жизнь пациентов. Сегодня в ряде случаев, чтобы получить медицинскую помощь, не нужно предъявлять даже полис ОМС, хотя его и рекомендуют всегда иметь при себе.
Появился персонифицированный учет всех застрахованных. Это позволило создать базы данных всех пациентов, обеспечив при этом надежную сохранность персональных данных. В отличие от многих других сфер, которые регулярно сотрясают скандалы, связанные с утечкой персональных данных, система ОМС в серьезных нарушениях замечена не была.
Безальтернативность ОМС
Переход от бюджетной к страховой модели стал значительным шагом вперед: эта система более транспарентная, более эффективная, более управляемая. Сейчас можно определить, сколько реально стоит система здравоохранения, что исключает финансирование лишних услуг.
Поэтому я лично отметаю идею возвращения к бюджетной модели. Это было бы колоссальным шагом назад.
Векторы развития
Сейчас нужно не обсуждать отмену ОМС, а думать, как развивать ее дальше, какие действия предпринять для ее совершенствования. Я полагаю, что нужно идти по пути укрепления и развития страховых принципов. Как и в случае с другими видами страхования, нужно двигаться в сторону более гибкой тарифной политики, учитывая индивидуальные факторы риска для каждого застрахованного, в том числе и факторы риска, связанные с профессией человека. Страховые медицинские организации должны получить возможность влиять на тарифную политику.
В этой связи важно рассмотреть связку между ОМС и ДМС. В настоящий момент это две автономные системы, но по факту они решают одни и те же задачи. При этом ДМС становится все популярнее, потому что качество медицинской помощи по программам ДМС, как правило, значительно выше.
Но важно повышать качество медицинской помощи, делать более доступными медицинские услуги. На этом пути важно стимулировать работодателей участвовать в ДМС. По нашим данным, до 40 процентов работодателей оформляют договоры ДМС. И при этом фактически платит полный тариф и за ОМС. Разумно было бы делать более гибкие тарифы по взносам в фонд ОМС для работодателей, которые оформляют своим сотрудникам ДМС.
И идти дальше: ДМС обычно не покрывает дорогостоящие виды терапии, типа лечения рака. Разумный работодатель покупает полис на случай критических заболеваний (онкология, инфаркт, инсульт и т.д.). Такая система ДМС дает возможность лечения даже за границей. И это государство должно поощрять и стимулировать.
Сегодня нелегко представить, насколько сложна была работа по созданию ОМС. Фактически мы создавали сложнейшую систему из ничего: не было ни развитого страхового рынка, ни квалифицированных специалистов, ни практики уплаты страховых взносов как со стороны предпринимателей, так и администрациями регионов. Многое в конечном счете решили энтузиазм и вера в необходимость рыночных преобразований. Благодаря этому реформа не была свернута, и в результате мы получили гибкую, устойчивую систему, которая позволила пережить тяжелые времена и дать толчок развитию всего здравоохранения в последующие годы.
История развития медицинского страхования в России
Страхование здоровья является одной из важнейших форм социальной защиты населения, задачей которой выступает финансовое обеспечение высококачественной медицинской помощи для нуждающихся в ней граждан. Для того чтобы лучше понять особенности современной ситуации в этой сфере, необходимо проанализировать историю развития данного явления. Каковы основные этапы становления и формирования медицинского страхования в Российской Империи, Советской России, в Советском Союзе? Какие факторы оказали основное влияние на развитие системы медицины в России? Каковы самые важные события и законы, повлиявшие на систему медицинского страхования в России? Ответим на эти вопросы в настоящей статье.
Развитие медицинского страхования в России до 1991 года
Первые упоминания о законодательных актах, связанных с внедрением элементов медицинского страхования, датируются серединой 19 века. В 1861 году был издан закон, по которому при горных предприятиях создавались так называемые вспомогательные кассы, чей бюджет базировался на основе взносов рабочих. При наступлении определенных обстоятельств, к которым относились и болезни, участник своеобразного фонда получал фиксированное пособие, которое должно было облегчить период его нетрудоспособности. Впоследствии кассы взаимопомощи стали создаваться повсеместно на большинстве крупных производств и заводов, зачастую даже без посредничества работодателей, однако в общем и целом уровень доступности медицинской помощи в этот период был неудовлетворительным.
Новый этап развития в рассматриваемой сфере начался в 1912 году, когда в государстве был создан специальный Совет по делам страхования. Благодаря его активной деятельности по всей территории России стали открываться страховые товарищества, обеспечивавшие оплату лечения работника при особо тяжелых заболеваниях и несчастных случаях. Действовали данные организации вплоть до революции, однако с узакониванием монополии государства во всех отраслях, в том числе и в здравоохранении, они лишились своей легитимности.
С приходом к власти советское правительство преобразовало институт страхования в институт социального обеспечения. Он распространялся на всех граждан и любые случаи временной потери трудоспособности. Для финансирования создавались специальные фонды, денежные средства в которые поступали от уплаты обязательных взносов предприятий и дотаций из государственного бюджета. Система здравоохранения была полностью бесплатной, а потому надобность в каких-либо дополнительных механизмах страхования отсутствовала.
Постсоветский период
После распада Советского Союза система медицинского страхования вновь была восстановлена. В 1991 году правительство приняло закон № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ», однако действовать он начал только в 1993, поскольку на тот момент практически полностью отсутствовала соответствующая структурно-организационная база для ввода обновленной страховой системы. Также было объявлено о создании федерального и территориальных фондов ОМС, которые должны были взять на себя часть функций, касающихся контроля за работой медицинских учреждений.
Из-за тяжелой экономической и политической ситуации внедрение медицинского страхования осуществлялось неравномерно и с большим количеством трудностей. Не было введено четкого разграничения полномочий между органами, управляющими системой здравоохранения, и фондами ОМС, из-за чего возникало множество разногласий между упомянутыми организациями, а проводимые ими мероприятия нередко дублировали друг друга.
Обязанности по финансированию программ ОМС были возложены на предприятия и работодателей, которые должны были в обязательном порядке отчислять 3,6% от всего фонда заработной платы на медицинское страхование своих сотрудников. За неработающее население отчисления производили местные органы исполнительной власти.
Современное положение ОМС
С течением времени в ходе своего становления и развития система ОМС была внедрена во все регионы РФ. Кроме того, с накоплением опыта окончательно оформилась законодательная база в данной сфере, согласно которой субъектами ОМС в стране выступают: граждане, страхователи, страховые организации и медицинские учреждения. Договорами об ОМС охвачено более 131 миллиона граждан (90% от общего населения) и 10 тысяч медицинских учреждений. Можно говорить о том, что становление системы страхования, основы которой были задуманы еще в 90-ых, вступило в свою завершающую стадию, однако далеко не все поставленные тогда задачи удалось выполнить. Одной из главных проблем сложившегося механизма стала экономическая несбалансированность ОМС на фоне постоянно сокращающегося государственного финансирования. Выявились и другие проблемы, связанные с неэффективностью государственного контроля над институтом страхования.
В 2011 году вступила в силу новая редакция закона «Об ОМС в РФ», которая подразумевает ряд постепенных структурных преобразований и повышение экономической заинтересованности всех субъектов ОМС, что в конечном итоге должно отразиться на качестве оказываемой медицинской помощи.
Развитие добровольного страхования
В отличие от ОМС, которое по своей сути одна из составляющих государственной программы, направленной на социальную защиту граждан, добровольное медицинское страхование (ДМС) можно отнести к сугубо коммерческой деятельности. ДМС оформлялось по личному усмотрению гражданина и было востребовано в 90-ые, поскольку предоставляло куда более надежные гарантии оказания высококачественной помощи в случае болезни.
В период с 1991 по 1998 года ДМС практически никак не регулировалось законодательством и было представлено в форме обычного заключения договора между страхователем и страховщиком. По этому соглашению страховой компании уплачивался фиксированный взнос, а она в свою очередь устанавливала лимит ответственности, в пределах которого оплачивались медицинские услуги в заранее оговоренном учреждении здравоохранения.
После 1998 года ДМС постепенно интегрировалось в общую систему медицинского страхования и использовалось по большей части как дополнение к ОМС. Его основной задачей стало возмещение расходов на дорогое лечение и дополнительный сервис, которые не покрывает стандартный полис ОМС.
Заключение
Развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в России проходило в несколько этапов. Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще в XVIII — начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. История медицинского страхования в современной России насчитывает уже почти 30 лет. С 1993 года медицинское страхование существует в двух формах: обязательное и добровольное.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
История развития медицинского страхования в России
Страхование здоровья является одной из важнейших форм социальной защиты населения, задачей которой выступает финансовое обеспечение высококачественной медицинской помощи для нуждающихся в ней граждан. Для того чтобы лучше понять особенности современной ситуации в этой сфере, необходимо проанализировать историю развития данного явления. Каковы основные этапы становления и формирования медицинского страхования в Российской Империи, Советской России, в Советском Союзе? Какие факторы оказали основное влияние на развитие системы медицины в России? Каковы самые важные события и законы, повлиявшие на систему медицинского страхования в России? Ответим на эти вопросы в настоящей статье.
Развитие медицинского страхования в России до 1991 года
Первые упоминания о законодательных актах, связанных с внедрением элементов медицинского страхования, датируются серединой 19 века. В 1861 году был издан закон, по которому при горных предприятиях создавались так называемые вспомогательные кассы, чей бюджет базировался на основе взносов рабочих. При наступлении определенных обстоятельств, к которым относились и болезни, участник своеобразного фонда получал фиксированное пособие, которое должно было облегчить период его нетрудоспособности. Впоследствии кассы взаимопомощи стали создаваться повсеместно на большинстве крупных производств и заводов, зачастую даже без посредничества работодателей, однако в общем и целом уровень доступности медицинской помощи в этот период был неудовлетворительным.
Новый этап развития в рассматриваемой сфере начался в 1912 году, когда в государстве был создан специальный Совет по делам страхования. Благодаря его активной деятельности по всей территории России стали открываться страховые товарищества, обеспечивавшие оплату лечения работника при особо тяжелых заболеваниях и несчастных случаях. Действовали данные организации вплоть до революции, однако с узакониванием монополии государства во всех отраслях, в том числе и в здравоохранении, они лишились своей легитимности.
С приходом к власти советское правительство преобразовало институт страхования в институт социального обеспечения. Он распространялся на всех граждан и любые случаи временной потери трудоспособности. Для финансирования создавались специальные фонды, денежные средства в которые поступали от уплаты обязательных взносов предприятий и дотаций из государственного бюджета. Система здравоохранения была полностью бесплатной, а потому надобность в каких-либо дополнительных механизмах страхования отсутствовала.
Постсоветский период
После распада Советского Союза система медицинского страхования вновь была восстановлена. В 1991 году правительство приняло закон № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ», однако действовать он начал только в 1993, поскольку на тот момент практически полностью отсутствовала соответствующая структурно-организационная база для ввода обновленной страховой системы. Также было объявлено о создании федерального и территориальных фондов ОМС, которые должны были взять на себя часть функций, касающихся контроля за работой медицинских учреждений.
Из-за тяжелой экономической и политической ситуации внедрение медицинского страхования осуществлялось неравномерно и с большим количеством трудностей. Не было введено четкого разграничения полномочий между органами, управляющими системой здравоохранения, и фондами ОМС, из-за чего возникало множество разногласий между упомянутыми организациями, а проводимые ими мероприятия нередко дублировали друг друга.
Обязанности по финансированию программ ОМС были возложены на предприятия и работодателей, которые должны были в обязательном порядке отчислять 3,6% от всего фонда заработной платы на медицинское страхование своих сотрудников. За неработающее население отчисления производили местные органы исполнительной власти.
Современное положение ОМС
С течением времени в ходе своего становления и развития система ОМС была внедрена во все регионы РФ. Кроме того, с накоплением опыта окончательно оформилась законодательная база в данной сфере, согласно которой субъектами ОМС в стране выступают: граждане, страхователи, страховые организации и медицинские учреждения. Договорами об ОМС охвачено более 131 миллиона граждан (90% от общего населения) и 10 тысяч медицинских учреждений. Можно говорить о том, что становление системы страхования, основы которой были задуманы еще в 90-ых, вступило в свою завершающую стадию, однако далеко не все поставленные тогда задачи удалось выполнить. Одной из главных проблем сложившегося механизма стала экономическая несбалансированность ОМС на фоне постоянно сокращающегося государственного финансирования. Выявились и другие проблемы, связанные с неэффективностью государственного контроля над институтом страхования.
В 2011 году вступила в силу новая редакция закона «Об ОМС в РФ», которая подразумевает ряд постепенных структурных преобразований и повышение экономической заинтересованности всех субъектов ОМС, что в конечном итоге должно отразиться на качестве оказываемой медицинской помощи.
Развитие добровольного страхования
В отличие от ОМС, которое по своей сути одна из составляющих государственной программы, направленной на социальную защиту граждан, добровольное медицинское страхование (ДМС) можно отнести к сугубо коммерческой деятельности. ДМС оформлялось по личному усмотрению гражданина и было востребовано в 90-ые, поскольку предоставляло куда более надежные гарантии оказания высококачественной помощи в случае болезни.
В период с 1991 по 1998 года ДМС практически никак не регулировалось законодательством и было представлено в форме обычного заключения договора между страхователем и страховщиком. По этому соглашению страховой компании уплачивался фиксированный взнос, а она в свою очередь устанавливала лимит ответственности, в пределах которого оплачивались медицинские услуги в заранее оговоренном учреждении здравоохранения.
После 1998 года ДМС постепенно интегрировалось в общую систему медицинского страхования и использовалось по большей части как дополнение к ОМС. Его основной задачей стало возмещение расходов на дорогое лечение и дополнительный сервис, которые не покрывает стандартный полис ОМС.
Заключение
Развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в России проходило в несколько этапов. Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще в XVIII — начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. История медицинского страхования в современной России насчитывает уже почти 30 лет. С 1993 года медицинское страхование существует в двух формах: обязательное и добровольное.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
Когда появился омс в каком году
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ – это глобальная кампания, которая направлена на привлечение внимания каждого жителя нашей планеты к проблемам здоровья и здравоохранения с целью проведения совместных действий для защиты здоровья и благополучия людей.
Ежегодно Всемирный День здоровья проходит под определенным девизом, определяемым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В 2019 году он посвящен проблемам медицинского страхования и звучит следующим образом: «МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ И КАЖДОГО» , тем самым подчеркивая важность медицинского страхования для обеспечения всеобщей доступности медицинской помощи населению.
Медицинское страхование сегодня – одно из основных направлений системы охраны здоровья населения Российской Федерации и служит юридическим гарантом реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и оказание медицинской помощи. Чтобы понять своеобразие и особенности, представить целостную картину формирования медицинского страхования от истоков до конца ХХ века, необходимо изучить некоторые исторические особенности, определить её этапы, проанализировать роль государственной политики в сфере организации и развития отечественной страховой медицины, оценить наличие соответствующей нормативно-правовой базы на разных этапах становления государства.
ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ
Появление первых элементов страхования на Руси связывают с памятником древнерусского права «РУССКОЙ ПРАВДОЙ» (Х-Х1 вв.). В нем, в частности были приведены нормы материального возмещения вреда общиной в случае убийства. Так, за убийство члена княжеской семьи и при том, что убийца не будет пойман, община, на территории которой было совершено преступление, должна была выплатить 80 гривен, а в случае убийства простолюдина – 40 гривен.
Наряду с городской и земской медициной в России уже во второй половине ХIХ века сформировалась система фабрично-заводской медицины. В 1866 году был принят закон, предусматривающий создание при фабриках и заводах больниц для рабочих из расчета: одна койка на 100 работающих. Этот принцип лег в основу первых БОЛЬНИЧНЫХ КАСС, которые появились лишь во второй половине ХIХ века. ПЕРВАЯ БОЛЬНИЧНАЯ КАССА на территории России была организована в Риге в 1859 году при фабрике «П.Х. Розенкранц и Ко». В целом фабрично-заводскую помощь рабочим можно признать крайне неудовлетворительной, так как открывшиеся больницы были малочисленны и не удовлетворяли потребности в медицинской помощи.
П.А. Столыпин
Здание Правления Страхового общества «Россия» в Москве
Здание Правления Страхового общества «Россия» в Санкт-Петербурге
Вокруг страховых законов 1912 года развернулась экономическая и политическая борьба. Важнейшие требования рабочих в области социального страхования и охраны здоровья были сформулированы в докладе Н.А. Семашко на Пражской конференции РСДРП.
Н.А. Семашко
С приходом советской власти Народный комиссариат здравоохранения объявил о программе с полным социальным страхованием на началах массовой централизации. Был принять ряд декретов, которые положили начало рабочей страховой медицине : «О ПЕРЕДАЧЕ БОЛЬНИЧНЫМ КАССАМ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» (14ноября 1917 года), «О СТРАХОВЫХ ПРИСУТСТВИЯХ И СТРАХОВОМ СОВЕТЕ» (29 ноября 1917 года), «О СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ БЕЗРАБОТИЦЫ» (11 декабря 1917 года), «О СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ БОЛЕЗНИ» (22 декабря 1917 года). 18 февраля 1919 года согласно постановлению Народного комиссариата вся лечебная часть бывших больничных касс перешла в ведомство Народного комиссариата здравоохранения.
Д. Кардовский «Страхование жизни». 1917 год.
На месте «рабочей страховой медицины» создана единая общегосударственная «советская медицина». Одновременно с этим вся система социального страхования заменена государственной системой социального обеспечения.
С момента провозглашения новой экономической политики (НЭП) правительство возвратилось к элементам страховой медицины, о чем свидетельствуют постановления Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за 1921-1929 годы. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ стало реальным дополнительным источником финансирования здравоохранения при сохранении государственного финансирования (как основного), и использования иных форм оплаты медицинских услуг. После ликвидации НЭПа медицинское страхование было упразднено, хотя существовало только в форме санаторно-курортного лечения и отдельных видов профилактической и оздоровительной работы на промышленных предприятиях.
Литература:
1. Алексеев В.А., Борисов К.. Проблемы реорганизации здравоохранения в России//Мир. 2011.№2.с. 66-72.
2. Антонова Н.Л. Становление практики обязательного медицинского страхования в России: проблемы и противоречия//Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. Вып. 2. С. 230-235.
3. Таранов А.М. Основные результаты деятельности системы ОМС за 10 лет и неотложные задачи её совершенствования//Экономика и практика обязательного медицинского страхования. 2003.№4. с.4-10.
4 . Экономические методы управления в здравоохранении/Уйба В.В., Чернышев В.М., Пушкарев О.В.. Новосибирск. Альфа-ресурс. 2012. 312 с.