когда появился квн в каком году
КВН 16+
Какие рекорды поставил КВН
КВН — одна из старейших передач на российском телевидении. С момента первого выпуска 8 ноября 1961 года прошло 55 лет, в общей сложности в эфире КВН уже 41 год. Если бы не вынужденный перерыв (в 1972 году программу закрыли, и возобновился показ только в 1986 году), КВН опередил бы программу «Клуб путешественников», внесенную в «Книгу рекордов Гиннеса» как самая старая передача на отечественном ТВ.
Фрагменты финала одного из первых сезонов 1964/65:
Первые семь лет существования КВН выходил в прямом эфире и предполагал непосредственное общение с публикой, что было редкостью на Центральном телевидении.
КВН-1962, конкурс «Очумелые ручки». На сцене появляется ведущий (1961-1964) Альберт Аксельрод:
КВН очень быстро вырос из простой молодежной передачи в настоящий «клуб по интересам». Сегодня существует более 80 официальных лиг, объединенных в Международный союз КВН, в них соревнуются более 200 команд, а игры ежегодно посещают более пяти миллионов человек. Всего в России и за рубежом существуют тысячи студенческих и школьных команд.
Один из символов КВН — ведущий Александр Масляков. Между тем, попал он в программу по воле случая. После того, как один из основателей и первый ведущий КВН Альберт Аксельрод покинул проект, на вакантное место проводился конкурс — каждая команда выдвигала своего кандидата.
Белла Сергеева режиссер Центрального телевидения На место Аксельрода хотели взять Сашу Зацеляпина. Это был капитан Физтеха. Но неудобно было его просто так взять, и мы решили устроить конкурс: пусть каждая из 12 команд выдвинет своего кандидата. А еще был Паша Кантор, капитан МИИТа. И вот приходит Паша и с ним какой-то мальчонка. Паша: “Белла Исидоровна, вы знаете, я не могу. Ну какой я ведущий, вот возьмите — Саша Масляков, он такой хороший, он талантливый”. Я посмотрела, господи, волосенки торчат, глазенки бегают, невзрачный такой, унылый, озирается. И начинается передача, каждый ведет свой конкурс. Ну, сначала, Зацеляпин. Потом второй какой-то ведущий. Жуть! “Ну, все, — говорю. — Мы погибли”. Потом Сашка. “Ну, это и смотреть не надо. Лучше я пойду куда-нибудь погуляю”. И вдруг, он так приосанился, волосенки причесал и такой бойкий. Светка (Светлана Жильцова. — прим. ред.) моя стушевалась. Он ей еще чего-то помог. То есть это действительно дар божий (из книги Михаила Щедринского «Мы начинаем КВН»).
1963 год, Александр Масляков и Светлана Жильцова начинают КВН:
Кем становятся КВНщики
Творческие кадры большинства каналов отечественного, и не только, телевидения составлены во многом из бывших КВНщиков. Они становятся успешными сценаристами (Виталий Коломиец, Леонид Купридо, Андрей Рожков), продюсерами (Семен Слепаков, Сангаджи Тарбаев), телеведущими (Леонид Якубович, Михаил Марфин, Татьяна Лазарева, Гарик Мартиросян, Дмитрий Хрусталев) и актерами (Дмитрий Брекоткин, Наталья Громушкина, Владимир Зеленский, Наталия Медведева). В основном они так или иначе продолжают работать в юмористическом жанре. Однако, есть известные люди, в которых не всегда можно узнать бывших КВНщиков.
Александр Филиппенко, актер театра и кино, народный артист России
Команда КВН МФТИ, чемпионы сезона 1962/63 года
«С удовольствием участвовал в КВНе. Там как раз меня и увидел Алик Аксельрод, первый ведущий и создатель КВНа, и пригласил в студию «Наш Дом» — это была знаменитая театральная студия при МГУ. Там начинали Хазанов, Фарада, Филиппов, Славкин и многие теперь известные люди. Я продолжал учиться в МФТИ, но каждый вечер ездил на репетиции и спектакли. Это определило мою дальнейшую жизнь. После закрытия студии меня пригласил к себе в театр Юрий Петрович Любимов. Я стал актером той «великой» Таганки и одновременно поступил на заочное отделение Щукинского училища» (из интервью городскому порталу Лос Анджелеса).
Борис Бурда, знаток «Что? Где? Когда?», участник шоу «Своя игра», журналист, писатель
Команда КВН Одесского института народного хозяйства, чемпионы 1972 года
«Наш КВН был самой смелой передачей эпохи несвободы, а возрожденный — самой трусливой передачей эпохи гласности. Когда шли КВНы конца 60-х, пустели улицы, а после каждого выступления одесситов в наш обком звонил Демичев (министр культуры СССР в 1974-86 годах. — прим. ред.) и выговаривал за что-то, по его мнению, неподобающее. Нам никогда не говорили, за что именно. А в КВНах 80-х вырезали даже то, что уже печатала «Правда». Самое забавное, что это делали его редакторы, мои коллеги по КВНу 60-х, так же страдающие от цензуры и проклинающие ее, как я. Когда на первом же КВНе вырезали вопрос: «Что получится, если надстройка рухнет на базис?» и ответ: «Больше всего пострадает прослойка», я понял, что правильно решил не возвращаться в КВН» (из интервью «Чисто одесскому сайту»).
Тимур Вайнштейн, продюсер (продюсировал, в частности, телесериалы «Солдаты», «Счастливы вместе»), генеральный продюсер и учредитель группы компаний WeiTMedia (сериалы «Пепел», «Родина», шоу «Один в один»), заместитель генерального директора — генеральный продюсер телекомпании НТВ
Команда КВН «Парни из Баку», чемпионы 1992 года
«КВН сбил меня с пути истинного. Я закончил медицинский университет, по профессии психиатр. Но затем ушел в творчество, что оказало влияние на весь мой дальнейший путь. Сейчас КВН помогает мне иметь постоянный жизненный тонус и, наверное, с иронией реагировать на все происходящее вокруг» (в интервью газете «Взгляд»).
Пелагея, певица, Наставница в телепроекте «Голос»
Команда КВН НГУ (принимала участие в играх сезона-1997, став на тот момент самой юной КВНщицей), чемпион 1988, 1991 и 1993 годов
«Я тогда жила в Новосибирске. КВНщики увидели поющую девочку по телевизору, позвонили и пригласили. Это был как раз первый сезон их игры. Я поучаствовала в музыкальном конкурсе, в Юрмалу съездила. Мне было тогда девять лет, и начиналась новая жизнь — нам предложили переезжать в Москву, писать альбом и так далее. В общем, беззаботное детство, когда можно было заниматься, чем хочешь, заканчивалось, и следующий сезон команда играла уже без меня. Конечно, интересно все это было! Они же взрослые, такие все талантливые, энергии — через край! И меня там очень любили, я была как дочь полка. Оттуда куча интересных людей вышла: Таня Лазарева, Александр Пушной, Гарик Мартиросян… Сейчас, спустя 10–11 лет, когда общаюсь с ними, прямо как в детство окунаюсь» (в интервью «Новым известиям»).
Вячеслав Муругов, генеральный директор медиахолдинга «СТС Медиа»
Команда КВН БГУ, чемпионы 1999 и 2001 годов
«Служил в Бресте в Белорусской армии в звании лейтенанта, потом познакомился с Валентином Карпушевичем (в тот момент капитан команды БГУ. — прим. ред.), который жил и по сей день живет в Бресте. Собственно познакомились мы на какой-то дикой пьянке, очнулся я в команде КВН, куда он меня привел и порекомендовал. Я на глазах команды тогда придумал шутку про то, что «когда Беларусь кланяется России, Польша обижается…». Они спросили, можно ли эту шутку взять в команду? Я спросил: в какую? Вот в этот момент я и узнал о существовании команды БГУ. О КВНе я узнал на день раньше… Собственно, с этой шутки началась моя карьера, как автора. Я не ставил себе цель достичь высот именно на телевидении, но так сложилось. КВН просто стал катализатором, который раскрыл мои творческие способности» (из анкеты на сайте Международного союза КВН).
Как отмечали день рождения КВН на Первом
Несколько лет подряд свой главный праздник КВНщики отмечали в рамках Кубка мэра Москвы, победители которого автоматически попадали в финал Высшей лиги. В 2013 году в праздничной игре участвовали шесть команд:
КВН: история возникновения проекта и названия. Справка
Идея создания телевизионного проекта, напоминающего чешскую телепрограмму «Гадай, гадай, гадальщик» (ГГГ), родилась в 1957 году. Ее авторами были работник Центрального телевидения Сергей Муратов, ныне профессор МГУ, врач Альберт Аксельрод и инженер Михаил Яковлев. Вместе они придумали схожую по жанру и названию игру ‑ ВВВ ‑ «Вечер веселых вопросов».
Первый сценарий «ВВВ» написали Михаил Яковлев с Андреем Донатовым весной 1957 года. Редактором был Сергей Муратов, а ведущими ‑ популярный композитор и замечательный острослов Никита Богословский и молодая актриса Маргарита Лифанова. Игра шла не с командами, как позднее в КВНе, а со зрителями. Передача имела большой успех, но вышла всего три раза. После накладки в прямом эфире она была снята. И только через четыре года после этого появилась идея игры КВН ‑ «Клуба веселых и находчивых». Авторам идеи хотелось, чтобы проект был сугубо телевизионным, поэтому такое название очень подходило: КВНом в те времена называлась марка телевизоров. Так на телевидении появилась развлекательная программа, в которой ежегодно определяется лучшая команда в состязании остроумия и находчивости.
Первая передача вышла в эфир 8 ноября 1961 года. Среди первых ведущих были студенты ВГИКа Элем Климов, Александр Белявский, начинающие киноактрисы Наталья Защипина и Наталья Фатеева. Со временем сложился постоянный дуэт ведущих ‑ Альберт Аксельрод и Светлана Жильцова. С 1964 года бессменным ведущим КВН является Александр Масляков.
В КВН играли студенты институтов. В первой игре участники были из Института иностранных языков и Московского инженерно‑строительного института (МИСИ). Сценария передачи изначально не было, все конкурсы рождались спонтанно и правила игры совершенствовались постепенно. С 1968 года передачи КВН стали записывать, до этого они шли в прямом эфире.
В 1971 году программа была закрыта руководством Гостелерадио СССР. По словам старожилов Клуба, это произошло потому, что программа не нравилась тогдашнему председателю Гостелерадио СССР Сергею Лапину. Фактической причиной закрытия стало чрезмерное острые шутки участников передачи.
25 мая 1986 года вышла в эфир первая игра первого сезона возрожденного КВН. Его основателями стали бывшие КВНщики. В новом КВНе все было по‑новому: новые конкурсы, система оценок, структура передачи и приемы телевизионного показа. Ведущим, как и до закрытия, был Александр Масляков. Но на него еще легли новые функции ‑ редакционные.
Первым чемпионом стала команда Одесского государственного университета. Тогда же появился на свет всем известный ныне талисман Клуба Веселых и Находчивых. Придумал его тоже КВНщик, художник из команды МИСИ Дмитрий Скворцов. Имени у талисмана еще не было и Александр Масляков предложил зрителям присылать в редакцию варианты. Из восьми предварительно отобранных вариантов было определено имя веселой птички и талисмана КВН ‑ Кивин. Вначале талисман был переходящим ‑ его вручали на хранение каждой вновь выигравшей команде, но потом стали вручать чемпионам.
В КВН играют по разным правилам, порой они могут меняться прямо во время игры, но есть правила, которых придерживаются в любом случае. В КВН играют командами, которые должны содержать не менее двух членов. У каждой команды должен быть капитан. Капитан КВН также должен представлять свою команду на конкурсе капитанов, если его включили в программу игры. Игра должна быть поделена на отдельные конкурсы. Каждый конкурс должно оценивать жюри во главе со своим председателем.
Кроме самих игр ежегодно проводятся фестиваль команд КВН (проходит в г.Сочи), музыкальный фестиваль КВН, летний кубок КВН, международные товарищеские игры в КВН (сборная КВН играет со сборными других стран).
Популярные КВНовские команды ‑ это «Клуб Одесских Джентельменов», команды ХАИ, МАГМА, «Парни из Баку», «Эскадрон гусаров» (чемпион 1995 года), «Запорожье‑Кривой рог‑Транзит» (чемпион 1997 года), «Новые армяне» (Ереван, чемпион 1997 года), «Четыре татарина» (Казань), «Служебный вход» (Курск), «Дети лейтенанта Шмидта» (Томск, чемпион 1998 года), «Уральские пельмени» (Екатеринбург, чемпион 2000 года), «Утомленные солнцем» (Сочи, чемпион 2003 года), «Нарты из Абхазии» (Сухуми, чемпион 2005 года), «Обычные люди» (Москва, чемпион 2007 года) и другие.
В КВНе продолжаются традиции первых игр, хотя конкурсы «Визитная карточка», «Разминка», «Конкурс капитанов», «Музыкальный конкурс», «Домашнее задание» и стали обязательными. Иногда проводятся такие конкурсы, как «Выездной», конкурсСТЭМов (студенческих театров эстрадных миниатюр) и др. Игру команд оценивает профессиональное жюри. Среди членов жюри были: Константин Эрнст, Леонид Парфенов, Юлий Гусман, Леонид Ярмольник, Валдис Пельш, Сергей Шолохов, Геннадий Хазанов и др.
Основанный Александром Масляковым Международный Союз КВН разбит на межрегиональные лиги, от Дальнего Востока до Краснодара. Сегодня организованное движение КВН существует в 110 городах России, не считая стран Балтии, Беларуси, Украины, дальнего зарубежья. Постоянно соревнуются около 1 тыс. студенческих и 2 тыс. школьных команд. Каждый год игры КВН посещают свыше 5 млн зрителей.
КВН ныне охватывает не только страны бывшего СССР, но и весь мир. С 1986 года ‑ года возрождения легендарной игры ‑ только в высшей лиге КВН сыграло больше сотни команд. Сейчас каждый вуз считает почетным иметь свою команду КВН, в КВН играют в школах и на заводах. В эту игру приходят академики и рабочие, бизнесмены и учителя. В одной команде и на одной сцене могут играть и первоклассники, и 60‑летние.
Игра в КВН для многих становится профессией, а многие благодаря игре связывают жизнь с искусством. Из КВН «вышли» Геннадий Хазанов, Леонид Якубович, Аркадий Хайт, Александр Курляндский, Юлий Гусман, Татьяна Лазарева, Михаил Шац, Олег Филимонов, Алексей Кортнев, Тимур Батрутдинов, Михаил Галустян, Гарик Мартиросян и многие другие.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Когда появился квн в каком году
Сегодня на дворе 2001 год. Сегодняшний КВН так же не похож на КВН почти 40-летней давности, как непохожи первые телеприемники с линзой на современные «SONY» и «РANASONIC» с плоским экраном, квадрозвуком и прочими прибамбасами. И все же. С чего все началось?
1956 год. Как гром среди ясного неба XX Съезд КПСС. Разоблачен культ личности Сталина. Еще нет «Таганки» и «Современника», еще не звучат из всех окон песни Окуджавы и Высоцкого, но в стране уже повеяло свободой. Москва становится столицей Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Юные головы уже полны счастливыми надеждами, творческими прожектами, гениальными идеями.
1957г.
Сергей Муратов: На комсомольском собрании я встал и сказал: «Приближается фестиваль молодежи и студентов в Москве, а у нас на телевидении даже нет редакции, которая бы занималась программами для молодых!» Все дружно согласились, что такая редакция нужна: «Вот ты этим и займешься». Я и занялся. Так возникла редакция «Фестивальная». Именно в это время я услышал о Мише Яковлеве, инженере электролампового завода. Мне сказали, что он сочиняет фразы. Что значит «фразы»? Ну, например: «У меня перестал болеть зуб, и я спокойно слез со стены». Меня поразил этот жанр. Я решил: такой человек обязательно должен участвовать в телевизионных затеях.
Альберт Аксельрод: Вообще все это затеял Сергей Муратов.
Альберт Аксельрод: Можно сказать, что в истории телевидения произошел знаменательный факт: впервые микрофон оказался в руках не только не профессионалов, но людей, официально ни за что не отвечающих. Передача произвела фурор. Родилась первая советская викторина.
Сергей Муратов: Не черепаху, а керосинку. Приготовили три приза, а приехало человек двадцать. Пришлось как-то выходить из положения. На этих конкурсах с приездами мы и подорвались в третьей передаче. Конкурс, из-за которого все произошло, был придуман Богословским еще во время подготовки второй программы: наградить того, кто руководствуется народной мудростью «готовь сани летом». Но приехать в тулупе, валенках и ушанке даже летом несложно. Найти самовар тоже не проблема. А мой приятель из Чехословакии предупреждал, что у них был печальный опыт с легким заданием для зрителей. И я, предвидя будущие неприятности, тут же отмел идею Никиты Владимировича. Передача прошла без этого конкурса. А дальше я, как назло, уехал из Москвы в командировку.
Михаил Яковлев: Вдруг накануне эфира выясняется, что по какой-то причине сорвался центральный конкурс с приездом. И тут кто-то вспомнил о несостоявшемся замысле с шубами. Чтобы усложнить задание, мы ввели дополнительное ограничение: привезти с собой номер газеты от 31 декабря прошлого года. Но, объявляя условия конкурса, Богословский об этом ограничении забыл.
Марк Розовский: И тут выходит Никита Владимирович Богословский и выдает конкурс, которого, как потом говорили, в сценарии не было. Надо было приехать в шубе и валенках. А уж валенки в нашей державе. Может, один Никита Владимирович их и не носил.
Михаил Яковлев: И началось. Больше всего были изумлены работники ГАИ: непонятно, почему в сентябре при теплой погоде, часов в восемь вечера в сторону Университета на Ленинских горах вдруг устремились толпы людей на велосипедах, на мотоциклах, в частных машинах, в такси, и все одеты по-зимнему!
Альберт Аксельрод: А вход в высотное здание МГУ только по удостоверениям. Об этом тоже как-то не подумали, когда предлагали конкурс. И вот началось столпотворение: приехавших не пропускают, всем жарко, каждый хочет быть первым.
Марк Розовский: Сначала мы очень веселились. Помню, одним из первых вбежал летчик из Норильска в унтах. Зал ему аплодировал, кричали, что надо дать премию. Но потом началось что-то несусветное. Толпа заполнила зал, ворвалась на сцену. Милиционеров у входа просто смели. Кто-то ухватился за заднюю кулису, и она сорвалась.
Михаил Яковлев: Прорвались с выкриком: «Нас пригласил Богословский. » Когда на сцене стали появляться эти энтузиасты в шубах и валенках, со своего места вдруг встал секретарь комсомольской организации МГУ, красивый крепкий парень, и зычно провозгласил: «Комсомольцы, ко мне!» В ответ поднялась добрая половина зала, ребята ринулись на сцену восстанавливать порядок.
Никита Богословский: Нам с Севой Ларионовым пришлось уходить через какие-то двери с другой стороны, чтобы не быть растерзанными.
Из архивов ЦК КПСС: «Работники телестудии стали на путь подражания худшим приемам и нравам буржуазного телевидения. Подобный случай мог произойти только в условиях политической беспечности руководства телевидением. Партийно-политическая работа поставлена слабо, до сих пор среди работников студии не обсуждена статья Н.С.Хрущева «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа. «
Никита Богословский: Некоторое время после скандала было тревожно: посадят, не посадят. Снять то меня было неоткуда, разве что пожаловаться в Союз композиторов. Но радости, конечно, было мало. Но в общем-то я ко всему отнесся с юмором.
Сергей Муратов: Ксения Маринина, которой ничего другого не оставалось, воспользовалась на той передаче единственной заставкой, бывшей у нее под рукой: «Перерыв по техническим причинам». Зрители решили, что это очередной розыгрыш: «Знаем мы ваши технические причины!» Долго хихикали. Но надпись все стояла. Последняя невольная шутка ВВВ. Перерыв «по техническим причинам» длился четыре года.
Михаил Яковлев: За это время образовалась новая молодежная редакция с новым составом. И вот однажды Елена Гальперина, энтузиастка этой новой редакции, нам сказала: «Ребята, не сделать ли нам что-то в духе ВВВ?»
На фото: Отцы КВНа: М. Яковлев, А. Аксельрод, С. Муратов. Вместе с ними в студии редактор Е. Гальперина
Вышел в эфир первый выпуск программы КВН («Клуб Веселых и Находчивых»)
У истоков КВН
Прообразом КВН была передача «Вечер веселых вопросов», сделанная по образцу чешской передачи «Гадай, гадай, гадальщик» в 1957 году. В ней телезрители отвечали на вопросы ведущих, причём особенно приветствовался юмор. Идея была совершенно новой для того времени. Впервые в советской телепередаче участвовали не только ведущие, но и зрители. К тому же «Вечер» шел в прямой трансляции. Производила передачу «Фестивальная редакция ЦТ», первая на советском телевидении молодёжная редакция, основанная Сергеем Муратовым в 1956 году.
«Вечер веселых вопросов» пользовался большой популярностью, но вышел в эфир всего три раза. На третьей передаче был обещан приз всем, кто приедет в студию в шубе, шапке и валенках (дело было летом) и с газетой за 31 декабря прошлого года. Объявляя об этом, ведущий – композитор Никита Богословский, забыл упомянуть о газете. В результате в студию хлынули толпы людей в шубах и валенках, смели милиционеров, начался полный хаос. Трансляцию прекратили, но передачу ничем не заменили. До конца вечера телевизоры показывали заставку «Перерыв по техническим причинам». Передачу и редакцию закрыли.
Но потребность в подобной программе осталась. Через четыре года, 8 ноября 1961 года ряд бывших создателей передачи «Вечер Веселых Вопросов» выпустили новую телепередачу – КВН. Первым ведущим ее был Альберт Аксельрод, а в 1964 году его сменил студент МИИТ Александр Масляков (с тех пор он постоянный ведущий этой передачи), вместе с ним передачу вела диктор Светлана Жильцова. Аббревиатура КВН расшифровывалась как Клуб Веселых и Находчивых, а еще это была марка тогдашнего телевизора – КВН-49.
КВН, как и «Вечер веселых вопросов», пользовался огромной популярностью. Вскоре и по всей стране возникло КВН-движение. В подражание передаче, игры КВН устраивались в школах, пионерских лагерях и т.д. Отборочные турниры КВН проходили в вузах по всей стране, на телевидение попадали лучшие команды.
Поскольку команды часто иронизировали над советской действительностью и идеологией, вскоре к программе было привлечено внимание КГБ. Цензура со временем становилась всё более жесткой. В конце 1971 года передачу закрыли.
Возродили КВН в 1986 году, в начале перестройки. Инициатором был капитан КВН МИСИ в 1960-х годах Андрей Меньшиков. Ведущим, как и до закрытия, стал снова Александр Масляков. После возрождения основателей КВН пригласили сначала в жюри, а затем в качестве почётных гостей.
КВН сегодня – одна из самых любимых и популярных российских телепередач. А 8 ноября ежегодно празднуется Международный день КВН.
Когда появился квн в каком году
Так что идея возрождения телевизионной передачи под названием «КВН» была далеко не столь очевидной, как кажется с высоты сегодняшнего дня. Тем не менее идея эта просто, что называется, стала «витать в воздухе». Поэтому давайте будем говорить не столько о тех, кому она пришла в голову, сколько о людях, воплотивших ее в жизнь.
Вести передачу доверили все-таки людям. Но в остальном новшеств было хоть отбавляй. Первую игру, к примеру, жюри судило. по телевизору, сидя в отдельной комнате. Новыми были конкурсы и система оценок, структура передачи и приемы телевизионного показа. Старый КВН прекрасно помнило большинство телезрителей. Причем за время его отсутствия на телеэкране все плохое и неудачное забылось, и КВН превратился в легенду. Любая возможность прямого сравнения неизменно была бы не в пользу новой. Поэтому-то идея нового КВН формулировалась не столько как возрождение, сколько как создание новой передачи со старым названием.
«Крутые» эксперименты в КВНе продолжались вплоть до третьего сезона, к концу которого почти все стало на свои места. Из всех многочисленных нововведений первого сезона сохранилась только новая песня Клуба «Снова в нашем зале. «, написанная В.Я.Шаинским на стихи Б.А.Салибова. А старая добрая «В урочный день. » позже стала музыкальным символом «КВН-архива».
В первом сезоне руководителем и режиссером КВН был А.Меньшиков. Вдвоем с Б.Салибовым они разрабатывали и первые сценарии. А на А.Маслякова кроме ведения легли еще и редакторские функции, в которые тогда кроме работы с командами и монтажа передачи входило постоянное хождение к начальству, строго следившему за допустимой степенью «гласности».
Но главной проблемой стали команды. А.Меньшиков и Б.Салибов, начав поиск команд, оказались в очень непростой ситуации. Прошлая империя КВН была разрушена. Поколение, игравшее в «большой КВН», давно покинуло сцену, и традиции жанра были прерваны. В результате в середине 80-х годов почти никто просто не умел по-настоящему играть в КВН!
И все же когда было сделано объявление о наборе команд в первый сезон, в Молодежную редакцию пришло около 200 заявок. Меньшиков и Салибов проделали поистине титаническую работу. В бесконечных командировках они отсмотрели 70 команд. Пусть это были пока не команды, в конце концов играть в КВН можно было научить, были бы у ребят талант и желание.
Вторая игра между командами Уральского политехнического института и Севастопольского приборостроительного института состоялась уже осенью. В ней победили свердловчане. Правда, севастопольцы показали очень удачный литературный конкурс «Добро пожаловаться», основанный на приеме дубляжа зарубежной версии «Каникул в Простоквашино». (Особенно он понравился, очевидно, Э.Успенскому, бывшему членом жюри.) Выиграл свое единоборство и крымский капитан В.Трегубов.
Но в тот день когда состоялась вторая игра сезона, неизвестно было, кто будет играть третью. Точнее, не было соперников одесситам.
Говорят, менделеевцы страшно обиделись, почувствовав себя на игре не соперниками одесситов, а скорее спарринг-партнерами. Говорят, что на следующий день А.Меньшиков два часа уговаривал их капитана по телефону, чтобы команда участвовала в «утешительной» игре трех проигравших команд, которая определяла четвертого полуфиналиста. А еще на следующий день команда МХТИ почему-то, как всегда, собралась в Клубе, и ребята увлеченно начали рассказывать друг другу, как они «никогда в жизни больше не будут играть в КВН». А потом Марфин достал задание на следующую игру.
Эту самую следующую игру менделеевцы выиграли, получив, в том числе за домашнее задание «День открытой двери», все высшие оценки. Первая встреча с сильнейшим соперником, видимо, оказала им добрую услугу. В этой игре появился у команды МХТИ и «маленький Жванецкий», монолог которого по быстро распространившейся легенде был написан якобы самим Михаилом Михайловичем. (Эта легенда дорого обошлась команде в финале, когда член жюри Э.Рязанов поставил тройку, заявив, что монолог «под Жванецкого» явно написан профессионалом.)
Надо сказать, что цензура в КВНе в том самом первом сезоне была умопомрачительная. Система контроля была многоступенчатой. Первой ступенью были, конечно, Меньшиков и Масляков. И, надо отдать им должное, они умудрились превратить систему запрета в систему сотрудничества, совместной с командами борьбы за то, чтобы показанное на сцене дошло до телевизионного экрана.
Разговоры о цензуре в КВНе уже тогда носили гипертрофированный характер. (Впрочем, это относится почти ко всему, что о КВНе говорилось и говорится до сих пор. Ведь и сегодня в любом интервью у А.Маслякова обязательно спрашивают, есть ли в КВНе цензура.) Вырезали тогда действительно много. Но если сейчас игра, идущая в эфире 1час 45-50 минут, проходит в зале за два с небольшим часа, то в первом сезоне при том же (а иногда и меньшем) эфирном времени запись шла 4-5 часов! То есть на экран априори могла попасть только третья часть игры, и, поверьте, попадало, как правило, самое лучшее и, кстати говоря, почти все самое острое.
Вопреки распространенному мнению финал почти никогда не бывает лучшей игрой сезона. Слишком устают команды, и слишком велика становится ставка в последней игре. Не стал исключением и первый финал новго КВН. Одесситы, к примеру, проиграли домашнее задание, в котором, судя по сезону, им, безусловно, не было равных. И капитанский конкурс, который на этот раз выиграл С.Пелишенко, получился гораздо слабее, чем можно было ожидать от этих капитанов.
По материалам статей к книге «Мы начинаем КВН».