когда полетел титов в космос в каком году
Второй на орбите: Малоизвестные факты о Германе Титове
Легендарный советский космонавт родился 85 лет назад.
11 сентября 1935-го родился Герман Титов. В 1961 году он отправился во второй в истории человечества космический полет. На борту корабля «Восток-2» он провел на орбите сутки! Это событие стало важным шагом на пути человечества к покорению Вселенной. Второй космонавт умер в 2000 году. 5-tv.ru вспомнил малоизвестные факты о самом космонавте и его историческом полете.
Герман Титов едва не приземлился на железнодорожные пути
Космонавт № 2 мог погибнуть во время спуска на землю. Когда «Восток-2» совершал шестнадцатый виток вокруг Земли, к «Орлу» (таким был позывной Титова) обратился Сергей Королев. Главный конструктор спросил космонавта, готов ли он к сложнейшему этапу полета — посадке. После того, как спускаемый аппарат с Титовым на борту вошел в плотные слои атмосферы, на высоте семи километров сработала парашютная система приземления. Точка посадки находилась в районе Саратова.
Последний этап полета был напряженным: космонавт увидел, что его несет прямиком в сторону железнодорожных путей. Побывать в космосе, пролететь сотни тысяч километров в небесной дали и в конце концов попасть под колеса заурядного товарняка — насмешки злее этой судьба бы не смогла придумать. К счастью, Титов успешно приземлился неподалеку от железной дороги, на вспаханное поле.
«Хорошо саратовские колхозники пашут, а то б еще тяжелее пришлось», — вспоминал об этом эпизоде космонавт с присущим ему юмором.
Президент Вьетнама Хо Ши Мин «подарил» Титову остров
Бухта Халонг в Южно-Китайском море славится своими островами, число которых переваливает за три тысячи. Многие из них носят причудливые имена — «Курильница», «Пара петухов», «Каменная собака» и так далее, а один из них назван в честь Германа Титова. В 1961 году второй в мире космонавт был избран председателем Общества советско-вьетнамской дружбы и занимал этот пост четверть века. Зимой 1962 года Титов нанес визит в дружественную республику, где его ждал легендарный Хо Ши Мин.
Герман Титов (второй справа) и Хо Ши Мин (справа) на лодочной прогулке в бухте Холонг. Фото: Павел Барашов, Риа Новости
В один из дней президент Вьетнама лично сопровождал высокого советского гостя. Несмотря на зимнее время года и температуру воды, равную примерно 16 градусам, Титов твердо решил искупаться в заливе Халонг. Его вместе с Хо Ши Мином отвезли на остров, значившийся под номером 46. Искупавшись, Титов получил от президента неожиданный подарок. Хо Ши Мин велел назвать остров в честь космонавта — с тех пор эта территория носить вьетнамизированное название Ти-Топ.
Первым спал и ел в космосе
Опыт, полученный в ходе полета «Востока-2», оказался бесценным для развития системы подготовки космонавтов. За 1 день 11 часов 11 минут космический корабль совершил 17 оборотов вокруг Земли. Титов стал первым человеком, совершившим суточный космический полет. Одним из важнейших экспериментов, им поставленных, стал сон в невесомости. Спать Титову полагалось в промежуток между 18:30 и 02:00, но в связи с отсутствием на борту «Востока-2» будильника космонавт проспал до 02:35, вызвав панику в Центре управления полетами.
Снимок Земли летчика-космонавта. Фото: Герман Титов Риа Новости
За время полета Герман Степанович дважды поел, обе трапезы вошли в историю как первые космические обед и ужин. Меню выглядело следующим образом: овощной суп-пюре, паштет печеночный и мясной, а также сок из черной смородины. Прием пищи дался ему нелегко: Титов чувствовал тошноту и головную боль до тех пор, пока его вестибулярный аппарат не стабилизировался, а произошло это перед окончанием полета. Кроме того, Герман Степанович стал первым человеком, взглянувшим на далекую Землю через объектив. С помощью репортерской камеры «Конвас» он произвел космическую киносъемку, вписав еще одну славную страницу в летопись покорения Вселенной.
Герман Титов — самый молодой космонавт в истории
Этот рекорд не побит до сих пор. На момент полета ему было 25 полных лет. Титов доказал всему миру, что человек полностью способен сохранять работоспособность во время длительного пребывания в космосе. (ред.)
Герман Титов в скафандре. Фото: РИА Новости
Неудивительно, что после первого полета Титов рьяно взялся за подготовку к следующим. Он продолжил службу в отряде космонавтов, а также участвовал в испытаниях передовых советских истребителей. Точку в космической карьере Титова поставила трагическая гибель Юрия Гагарина, его близкого друга. Рисковать народным достоянием в лице космонавта № 2 Политбюро не рискнуло. Это стало тяжким ударом для Титова, но не сломило его. Герман Степанович занялся научной деятельностью, окончил Академию Генштаба и открыл в себе литературный талант, став автором шесть книг. И, разумеется, продолжил работу в космической отрасли, которой отдал несколько десятилетий своей жизни.
Когда полетел титов в космос в каком году
Биография Германа Титова
Герман Степанович Титов
Статус — летчик-космонавт СССР, 1-й набор ВВС
Дата и место рождения:
Родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края, РСФСР.
Отец Степан Павлович Титов работал учителем в сельской школе, участник ВОВ; мать Александра Михайловна Титова (Носова) была домохозяйкой. Учился в школах с. Полковниково и с. Налобиха в том же районе.
Образование и научные звания:
Воинская служба:
С 5 ноября 1957 года Герман Титов служил летчиком 26-го гвардейского истребительного авиационного полка (ИАП) 41-й истребительной авиационной дивизии (ИАД) 76-й воздушной армии (ВА) в посёлке Сиверский Ленинградского военного округа (Гатчинский район Ленинградской области).
С 28 октября 1959 до зачисления в отряд космонавтов служил старшим летчиком в 103-м гвардейском ИАП той же дивизии.
Служба в отряде космонавтов и ЦПК:
7 марта 1960 года приказом главнокомандующего ВВС Герман Титов был зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС (ЦПК; ныне — Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина). С 16 марта 1960 по 18 января 1961 года проходил общекосмическую подготовку. 17 и 18 января 1961 года сдал выпускные экзамены и был зачислен на должность космонавта ЦПК ВВС.
11 октября 1960 года приказом Главкома ВВС № 176 был зачислен в группу для подготовки к первому пилотируемому полету на космическом корабле «Восток» вместе с Валерием Быковским, Юрием Гагариным, Григорием Нелюбовым, Андрияном Николаевым и Павлом Поповичем. С октября 1960 по апрель 1961 года проходил непосредственную подготовку к полету на корабле «Восток» в составе группы.
25 января 1961 года назначен на должность космонавта. 8 апреля 1961 года решением Госкомиссии назначен дублером пилота корабля «Восток». 10 апреля в 11:00 состоялась встреча членов Государственной комиссии, ученых и конструкторов с группой космонавтов, на которой он был официально представлен в качестве дублера командира корабля.
С мая по август 1961 года проходил непосредственную подготовку к полету на корабле «Восток-2». Спустя четыре месяца после полета Юрия Гагарина Герман Титов побывал в космосе и стал вторым космонавтом планеты. 6-7 августа 1961 года Герман Титов совершил полет на космическом корабле «Восток-2». Продолжительность полета составила одни сутки и один час. Космический корабль совершил 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. Это был первый в мире космический полет длительностью более суток.
На орбите он дважды управлял кораблем вручную, выполнял его ориентацию и стабилизацию. С помощью репортерской кинокамеры «Конвас» провел первую киносъемку Земли из космоса (за фильм, снятый в космическом полете, был удостоен Ломоносовской премии). Впервые выполнял физические упражнения, питался, спал на околоземной орбите. По сегодняшний день является самым молодым космонавтом, побывавшем в космосе: в день старта ему было 25 лет 10 месяцев 25 дней (этот факт занесен в Книгу рекордов Гиннесса).
После своего полета с сентября 1961 года работал в ЦПК заместителем командира 1-го отряда и одновременно инструктором-космонавтом, с 1964 г. — инструктором-космонавтом 2-го отряда, с 1968 года — командиром 2-го отряда и старшим инструктором-космонавтом. В 1962 году выступил инициатором установления праздника — Дня космонавтики (12 апреля).
С 1966 года входил в группу по программе «Спираль» (создание орбитального самолета). Участвовал в испытаниях самолетов МиГ-21 и Су-7, Су-9, Су-11, Як-28, Як-25РВ и др. С марта 1969 года возглавлял 4-й отдел ЦПК, занимающийся данной программой. 17 июня 1970 года Герман Титов был отчислен из отряда космонавтов ЦПК в связи с поступлением на очное отделение в ВАГШ ВС СССР.
Продолжение воинской службы:
В 1972-1973 гг. занимал должность заместителя начальника 153-го Центра по управлению космическими аппаратами военного назначения (ныне — Главный испытательный космический центр им. Г.С. Титова, имя космонавта носит с 2001 года) Командно-измерительного комплекса Главного управления космических средств (ГУКОС) Минобороны СССР. С 1973 года — заместитель, в 1979-1986 гг. — первый заместитель начальника ГУКОС Минобороны СССР по опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам.
В 1973-1991 гг. возглавлял ряд государственных комиссий по испытаниям ракетно-космических систем (станции «Алмаз», ракеты-носителя «Зенит» и др.). Курировал от ГУКОС проект 1914 по созданию морских кораблей измерительного комплекса (головное судно «Маршал Неделин» находилось в составе ВМФ в 1983-1998 гг.). Кроме того, являлся председателем нескольких государственных комиссий по испытаниям ракетно-космических систем. Был активным идеологом создания морских кораблей измерительного комплекса, принял личное участие в разработке корабля проекта 1914 «Маршал Неделин».
В 1980 году защитил диссертацию и получил степень кандидата военных наук. Позднее защитил докторскую диссертацию.
С 1986 года являлся первым заместителем руководителя Управления начальника космических средств Минобороны СССР. 27 октября 1991 года приказом МО СССР был уволен в запас с объявлением благодарности и вручением Благодарственной грамоты.
Общественно-политическая деятельность:
С 1992 года по 1993 года — президент Международного научно-технического центра по космонавтике и электронике «Космофлот». В 1993-1995 гг. — заместитель председателя совета Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса.
Был членом КПСС (с 1961 года). Избирался депутатом Верховного совета СССР 6-го и 7-го созывов (1962, 1966), а также Государственной думы РФ первого, второго и третьего созывов (1993, 1995, 1999), входил в состав фракции КПРФ.
Являлся президентом Ассоциации практиков космонавтики (с 1992 года) и Федерации космонавтики РФ (с 1999 г.). Входил в состав редколлегии научно-технического журнала «Полет (с 1998 года) и редакционный совет научно-популярного журнала «Новости космонавтики» (с 1999 года).
Скончался 20 сентября 2000 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище г. Москвы.
Опубликовал более 30 научных трудов в области применения космических средств. Автор книг «700000 километров в космосе» (1961), «Авиация и космос» (1963), «Голубая моя планета» (1972), «На звездных и земных орбитах» (1987) и др.
Был женат на Тамаре Васильевне Титовой (Черкас, род. в 1937 г.) — по образованию историк, работала в Институте военной истории. Дочери: Татьяна (род. в 1963 г.) — выпускница МГИМО, экономист; Галина (род. в 1965 г.) — окончила Военный институт иностранных языков, переводчик.
В селе Полковниково действует Алтайский государственный мемориальный музей Г.С. Титова (с 1965 г.). В Москве в штабе Космических войск открыт музей-кабинет Г.С. Титова (2002) и мемориальная доска (2007). Мемориальная доска также установлена на здании Института космических исследований Российской академии наук (2007). Памятники космонавту открыты на месте приземления космического корабля «Восток-2» вблизи г. Красный Кут (Саратовская обл.), в Краснознаменске (Московская обл.) — в мемориальном комплексе-сквере им. Г.С. Титова.
В 2001 г. Федерацией космонавтики РФ была учреждена медаль имени Г.С. Титова. Имя космонавта носят Международный аэропорт Барнаул (2010), Алтайский оптико-лазерный центр (2010), лицей в г. Краснознаменске (Московская обл.), средняя школа в Щелково-3 (Московская обл.), улицы в родном селе Верх-Жилино, городах Барнауле, Волгограде, Екатеринбурге, Красном Куте, Новосибирске, Байконуре (Казахстан) и др.
Биография космонавта Германа Титова
Летчик-космонавт СССР Герман Степанович Титов родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края.
В 1953 году окончил среднюю школу; в 1955 году — 9-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС; в 1957 году — Сталинградское военное авиационное училище летчиков им. Краснознаменного сталинградского пролетариата в городе Новосибирске, получив диплом с отличием и квалификацию «военный летчик»; в 1968 году – Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского по специальности «Пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним»; в 1972 году — Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР.
В 1957-1960 годах Герман Титов служил в истребительном авиационном полку Ленинградского военного округа.
С 1960 года по 1970 год находился в отряде космонавтов. Был дублером у первого космонавта планеты Земля Юрия Гагарина.
6-7 августа 1961 года Герман Титов совершил полет на космическом корабле «Восток-2», став космонавтом № 2. Продолжительность полета составила одни сутки и один час. Космический корабль совершил 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. Это был первый в мире космический полет длительностью более суток.
Герман Титов был первым, кто провел испытания системы ручного управления космическим кораблем, осуществлял маневрирование, выполнил ряд других экспериментов.
Он сделал первые фотоснимки Земли, впервые пообедал и поужинал в невесомости, и, главное, сумел поспать в космосе, что было одним из важнейших экспериментов.
В 1966-1970 годах Титов проходил подготовку в группе по программе «Спираль», принимал участие в испытаниях самолетов МиГ-21 и Су-7 (всех модификаций), Су-9, Су-11, Як-28, ЯК-25РВ и др.
В 1972-1973 годах Титов работал заместителем начальника Центра по управлению космическими аппаратами военного назначения Главного управления космических средств (ГУКОС) Министерства обороны СССР.
В 1973-1979 годах – заместитель, в 1979-1991 годах – первый заместитель начальника ГУКОС МО СССР по опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам. Являлся председателем нескольких государственных комиссий по испытаниям ракетно-космических систем. Был активным идеологом создания морских кораблей измерительного комплекса, принял личное участие в разработке корабля проекта 1914 «Маршал Неделин».
В 1980 году защитил диссертацию и получил степень кандидата военных наук. Позднее защитил докторскую диссертацию.
С октября 1991 года генерал-полковник авиации Герман Титов — в запасе.
В 1992-1993 годах — президент Международного научно-технического центра по космонавтике и электронике «Космофлот», в 1993-1995 годах — заместитель председателя совета Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса. С 1999 года — президент Федерации космонавтики РФ.
Титов был депутатом Верховного Совета СССР (1962-1970), Государственной Думы РФ (1995-2000).
Летчик космонавт СССР Герман Титов — Герой Советского Союза (1961), Герой труда Демократической Республики Вьетнам (1962), Герой Монгольской Народной Республики (1961), Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгарии (1962), лауреат Ленинской премии (1988).
Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, медалями, а также многими иностранными орденами.
Космонавт является автором книг «700000 километров в космосе», «Семнадцать космических зорь», «Авиация и космос», «Первый космонавт планеты», «Голубая моя планета», «На звездных и земных орбитах».
Был удостоен звания Заслуженный мастер спорта СССР за установление ряда мировых рекордов в космическом полете.
Герман Титов скончался 20 сентября 2000 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Титов был женат, супруги воспитали двух дочерей.
Именем Германа Титова назван кратер на обратной стороне Луны, подводная гора в Тихом океане, остров в Тонкинском заливе (Китай) и остров в заливе Ха Лонг (Вьетнам). Сейчас остров Титова, или Тип-топ, как называют его вьетнамцы, служит одной из туристических достопримечательностей залива. На его вершине, куда ведут три сотни ступеней, установили смотровую площадку и памятную табличку с объяснением необычного названия.
Имя второго космонавта планеты носит аэропорт города Барнаула, Главный испытательный центр испытаний и управления космических средств, расположенный в городе Краснознаменске Московской области. В этом городе открыт мемориальный комплекс, посвященный Герману Титову. Его имя присвоено лицею №1 Краснознаменска, в котором открыт музей космонавта. Именем Германа Титова названы улицы нескольких российских городов, а также городов ближнего и дальнего зарубежья.
В поселке Красный Кут Саратовской области, в районе которого совершил посадку космонавт № 2, открыта мемориальная доска, посвященная этому событию. Также установлены бюсты в Чернигове и Барнауле.
В 2007 году в честь Германа Титова в Москве на здании Института космических исследований Российской академии наук была установлена мемориальная доска.
В июне 2009 года именем Германа Титова назван пассажирский лайнер А-320 авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии».
В селе Полковниково Косихинского района Алтайского края в здании школы-семилетки, в которой в 1945-1950 годах учился Герман Титов, в 1965 году открылся Алтайский государственный мемориальный музей Г.С. Титова.
В 2010-2011 годах была проведена реконструкция старого и строительство нового здания музея. Сейчас музейный комплекс включает в себя два объекта: школу-семилетку, в которой учился космонавт (старое здание музея), и новое здание, где расположены экспозиционные залы, фондохранилище, кабинеты сотрудников.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Сутки в невесомости: полёт «серебряного космонавта» Германа Титова
6 августа 1961 года состоялся космический полёт Германа Степановича Титова на корабле «Восток-2». Покорять космос и во второй раз в истории человечества отправился советский лётчик
Самый молодой космонавт
Герман Титов родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края. Он с детства увлекался техникой, а стать лётчиком решил в школьные годы. В 1955 году Титов окончил Военную авиационную школу в городе Кустанае, а затем продолжил образование в Сталинградском военном авиационном училище Новосибирска, по окончании которого получил диплом с отличием. Будущий космонавт нёс службу в истребительном авиационном полку Ленинградского военного округа. С 1960 года и на протяжении десяти лет Герман Титов входил в состав первого отряда космонавтов. Для совершения первого космического полета, запланированного на апрель 1961 года, рассматривались две кандидатуры. Выполнение ответственной задачи было возложено, как известно, на Юрия Гагарина, а Титов стал его дублёром.
Герман Титов во время тренировки
Герману Степановичу было суждено стать вторым космонавтом планеты: в конце мая 1961 года объявили о его назначении командиром корабля «Восток-2». На момент полёта, назначенный на 6 августа, ему было всего 25 лет, а это для космонавта довольно юный возраст. Тренировки проводились с учётом опыта первого космического полёта. Герман Титов и Андриян Николаев много времени проводили в кабине корабля, ставшей, по словам Германа Степановича, их вторым домом.
Никто не знал, как организм человека поведёт себя во время суточного полета, поэтому врачи настаивали всего на трёх витках «Востока-2» вокруг Земли. Свою точку зрения они объясняли тем, что полёты собак на кораблях-спутниках показали: именно на втором-третьем витках животные становились вялыми, отказывались от еды и прекращали активно реагировать на внешние раздражители. В то же время конструкторы ОКБ-1 и лично С.П. Королев настаивали на том, что космонавту необходимо выдержать сутки. Во-первых, только так можно будет понять, способен ли человек работать в космосе и не окажется ли это вредным для его здоровья. Во-вторых, корабль, совершив всего три витка, приземлился бы на густонаселённую Европейскую часть СССР, что могло осложнить поиск космонавта и его эвакуацию. Напомним, что апрельский полёт Юрия Гагарина длился 108 минут (такова продолжительность витка вокруг Земли). Наконец, предстояло выполнить немало технических задач по испытанию систем корабля.
Н.С. Хрущев, Г.С. Титов и Ю.А. Гагарин
Чем заняться в полёте?
В 9 часов утра по московскому времени «Восток-2» поднялся на околоземную орбиту, продолжительность полёта составила 25 часов 11 минут. Первый в мире суточный космический полёт прошёл успешно, но дался Герману Титову нелегко.
Космонавт облетел Землю семнадцать раз, дважды управлял кораблём вручную (на первом и седьмом витках), выполнял его ориентацию и стабилизацию. В книге «Голубая наша планета» Герман Степанович писал, что испытывал естественное чувство страха, но был настолько увлечён полётом, что все мысли его были о том, как выполнить задание на «отлично». Во время второго витка он передал на Землю доклад ЦК КПСС и Советскому правительству о ходе полёта.
Герман Титов с киноаппаратом для съемок в космосе.
В 11 часов 38 минут «Восток-2» закончил второй оборот вокруг Земли, а на 12.30 был запланирован первый приём пищи. Космическая еда должна быть малогабаритной, но при этом высококалорийной. Меню Германа Титова выглядело так: 150 г концентрата супа-пюре, хлеб, мясной и печеночный паштет в тубах, сок из черной смородины. За весь полёт космонавт поел дважды. На Землю Титов докладывал, что чувствует себя хорошо, однако на самом деле испытывал дискомфорт, тошноту и головную боль при резких поворотах. Правду о своем самочувствии он сообщил на Госкомиссии, состоявшейся через несколько дней после возвращения домой. Герман Степанович понимал, что умалчивать о таких вещах вредно и несправедливо по отношению к следующим космонавтам.
Пытаясь вспомнить всё, чему его учили на занятиях по киноподготовке, Герман Титов осуществил десятиминутную киносъёмку через иллюминатор, затем в течение всего полёта снимал короткие сюжеты по несколько минут, а также сделал первые фотографии Земли из космоса. «Я тогда впервые подумал, что планета наша очень маленькая. И я физически ощутил необходимость братства и дружбы между людьми на всей планете, ведь представим себе, что к нам на планету когда-нибудь прилетят «гости» из других миров. Они же должны увидеть человеческую земную цивилизацию, а не следы развалин атомной трагедии…», – вспоминал он через несколько лет.
Кадр, сделанный Г.С. Титовым из космоса и автограф космонавта
В космосе с Германом Степановичем приключился анекдотичный случай, о котором любили рассказывать космонавты. С 18.30 до 02.00 часов Титову нужно было поспать. На этот период радиосвязь с ним прерывалась. Космонавт проснулся за 15 минут до официального окончания отдыха и решил подремать еще… А когда проснулся вновь, на часах было уже 2 часа 35 минут! На Земле уже с волнением ждали вестей о самочувствии Германа Титова и ходе полёта. Так выяснилось, что проспать можно даже в космосе, а значит, необходимо в срочном порядке создавать космический будильник.
Возвращение домой
На шестнадцатом витке «Востока-2» к Титову обратился Сергей Павлович Королёв. Главный спросил «Орла» (позывной Германа Титова), готов ли тот к самому сложному этапу – посадке. Так же, как и в предыдущем, в этом полёте использовалась автоматизированная система ориентации, включения тормозного двигателя, управления и спуска. Точка приземления находилась в районе Саратова. На высоте 7 километров сработала катапульта, раскрылся парашют. Снижение было нервным: Герман Титов летел прямо на железную дорогу, по которой мог проехать поезд. К счастью, космонавту повезло приземлиться в десятке метров от железнодорожных путей вблизи города Красный Кут Саратовской области.
С.П. Королев, Г.С. Титов и М.В. Келдыш в Президиуме Академии наук СССР
Через три дня после завершения полёта в честь нового достижения в космонавтике состоялся митинг на Красной площади и торжественный приём в Кремле. 11 августа в актовом зале Главного здания МГУ прошла пресс-конференция Германа Титова, которую посетили более тысячи человек. Было понятно: если полет Гагарина важен с исторической точки зрения как событие эпохальное, то суточное пребывание в космосе Титова обеспечило уверенность в том, что в невесомости можно часами работать и выполнять исследования. Этот космический опыт имел, возможно, более прикладное значение для дальнейших открытий.
Человек и остров
После завершения торжеств на Родине Герман Титов побывал с визитом в нескольких странах мира: ГДР, Румынии, Югославии, Болгарии, США, Вьетнаме.
Зимой 1962 года во время пребывания в Социалистической Республике Вьетнам Герман Степанович вместе с президентом страны Хо Ши Мином отправился в бухту Ха Лонг. Космонавт решил искупаться в заливе, хотя температура воды была всего 16 градусов. Восхищенный решительностью сибиряка Титова Хо Ши Мин подарил космонавту остров, носивший порядковый номер «46». Теперь местные жители и туристы знают этот остров как Ти-Топ.
Герман Титов во время визита во Вьетнам.
Жизнь после полёта
В 1968 году, когда Герман Титов окончил Военно-Воздушную академию имени Жуковского, случилась трагическая гибель Юрия Гагарина. Страна не могла потерять и космонавта номер два, поэтому Герману Степановичу запретили космические полёты. Он занялся научной работой, в 1972 году получил диплом Академии Генштаба, в Центре подготовки космонавтов отвечал за подготовку пилотов для авиакосмической системы «Спираль».
Герман Степанович обнаружил в себе литературный талант: он написал шесть книг о космосе, являлся главным редактором журнала «Авиация и космонавтика». Герой Советского Союза скончался 20 сентября 2000 года от сердечного приступа и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Герман Титов навсегда вошёл в историю как человек, сумевший опередить время и за сутки увидеть семнадцать космических зорь.