когда основался ссср в каком году
Кто создал СССР: исторические факты
Предыстория
Падение имперской власти в России привело к затяжному периоду нестабильности, смуты и экономической разрухи. Период между буржуазной Февральской и Октябрьской социалистической революциями был трудным и для государственных органов власти, и для населения, однако события, последовавшие за Октябрем, оказались еще более печальными.
СССР, созданный в 1922 году, стал продуктом договора нескольких измученных долгой Гражданской войной республик, образовавшихся на руинах Российской империи. Согласно современному российскому законодательству, Гражданская война велась в период с 23 февраля 1918 года по октябрь 1922 года.
Ни одно международное событие такого масштаба не может пройти без подписания соответствующих исторических документов. Какие страны создали СССР? В Договоре об образовании СССР, подписанном 29 декабря 1922 года, упоминаются Украина, Белоруссия, Закавказская федерация и Россия. На следующий день после этого, 30 декабря 1922 года, была опубликована Декларация об образовании СССР. В 1924 году оба эти документа вошли в Конституцию страны и стали ее основной частью.
Устранение хаоса
Во время Гражданской войны на территории бывшей империи правительства осуществляли самые жесткие варианты внутренней политики. Особенно заметными были последствия так называемого военного коммунизма и продразверстки. Некоторые регионы Украины и Малороссии сильно пострадали от голода.
Кто разрабатывал план
В 1919 году появились первые намеки на скорое объединение республик. Локомотивом движения стал комиссар по национальным вопросам Иосиф Сталин. Именно он настаивал на объединении бывших имперских провинций в новое государственное образование. В конце 1922 года Сталин созвал Съезд советов в Москве, на котором представители Украины, Белоруссии и Закавказской федерации договорились о гармонизации правовых систем. В свете этих событий вопрос о том, кто основал СССР, может быть решен очень неоднозначно.
Кто подписывал договор
В результате Гражданской войны погибли более десяти миллионов человек, а на подконтрольной большевикам территории были созданы Украинская ССР, Белорусская ССР, РСФСР и Закавказская СФР. За Финляндией, Польшей, Эстонией, Латвией и Литвой новые советские власти признали независимость. Незадолго до подписания Договора в состав РСФСР была включена Дальневосточная Республика. Относительная политическая стабильность установилась к зиме 1922 года в будущих республиках СССР. Создавшие страну лидеры хотели избежать в дальнейшем межнациональной розни и уделяли профилактике большое внимание.
В то же время в Центральной Азии, несмотря на то что в Бухаре советская власть была установлена еще в 1920 году, период нестабильности затянулся, и в декабре было решено обойтись без их участия.
Почему создали СССР
В Договоре об организации СССР и в декларации, выпущенной по случаю его создания, дается исчерпывающее объяснение целей и намерений руководства республик.
Так, в декларации говорится о том, что в социалистических республиках побежден национальный гнет и они двинутся навстречу интернационализму. Важно также и то, что все республики вступают в новое государство совершенно свободно и могут в случае необходимости расторгнуть договор.
Конечной целью создания СССР, как указывается в декларации, должно стать создание Мировой Социалистической Республики. А двигаться к этой цели должны были все трудящиеся на основе взаимного доверия и братского сотрудничества.
Украинская ССР. История
Для людей, создавших СССР, республики были лишь переходным этапом. Впоследствии государства вовсе предполагалось ликвидировать, однако до этого так и не дошло. В условиях активной политической борьбы Украина занимала стратегически бесценное положение. Ведь без этого ключевого игрока новое государство теряло общую границу с Польшей, которая была очень важным плацдармом для дальнейшей политической экспансии в Европу.
Процесс формирования УССР занял несколько лет. Постепенно территории, освобождавшиеся от власти белогвардейцев, организовывали советы. К 1918 году на территории современной Украины существовали Украинская Народная Республика Советов рабочих, Донецко-Криворожская и Одесская Республики, которые были объединены в Украинскую ССР 17-19 апреля 1918 года. Таким образом, ответ на вопрос о том, в каком году был создан СССР, должен также включать и период первоначального формирования субъектов нового государства.
В 1921 году украинские власти, согласно Рижскому договору, прекратили оккупацию Бессарабской ССР и Галицкой ССР, которые в результате не попали в СССР.
О принципах объединения
Задавая вопрос о том, кто создал СССР, часто имеют в виду ведущую роль какой-то политической фигуры. К моменту создания Союза ССР в партийном руководстве преобладали две точки зрения на процесс.
Первая позиция состояла в объединении равноправных государственных субъектов в новое государство. Сталин же настаивал на вливании союзных республик в РСФСР на правах субъектов федерации. В результате победил первый подход. Однако со временем тенденции к чрезмерной централизации в результате восторжествовали и вылились в создание сверхцентрализованного государства с авторитарной формой правления и культом личности, за который в итоге Хрущеву пришлось оправдываться.
Главными действующими лицами на политической сцене в самый острый момент были Ленин, Сталин, Орджоникидзе и Дзержинский. Стоит отметить, что единого взгляда на то, какой должна быть национальная политика нового государства, не было и вопросы решались в активных спорах. Вряд ли можно назвать определенное лицо, отвечая на вопрос о том, кто создал СССР, так как на раннем этапе роль совещательных и представительных органов была очень велика.
Советское Закавказье
Весной 1922 года, следуя прямому указанию Ленина, закавказские Советские республики объединились в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. Это решение было продиктовано исключительно экономическими соображениями, так как регион сильно пострадал в результате Гражданской войны и нуждался в эффективном руководстве на период восстановления.
Говоря о том, какие страны создали СССР, следует учитывать, что Закавказская СФСР просуществовала с 12 марта 1922 года по 5 декабря 1936-го, после чего была упразднена, а на ее месте образовались новые республики. В 1922 году в республику входили Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР.
В ходе образования СССР и вхождения в его состав ЗСФСР, не обошлось без инцидентов. Руководство Грузинской ССР заявило, что хочет присоединиться к новому государству самостоятельно, а не в составе Закавказской СФСР. Однако это решение вызвало гнев Орджоникидзе, который в тот момент возглавлял Закавказский крайком. В результате в составе учредителей значится не Грузинская ССР, а Закавказская федерация. То есть в определенной степени Серго Орджоникидзе можно считать одним из тех, кто создал СССР.
Трудный путь Белорусской ССР
Основатели СССР большое внимание уделяли преодолению национальных различий на пути формирования советского народа. Однако в первую очередь нужно было избавиться от имперского наследия, создавая суверенные национальные образования.
В 1919 году Советская Республика Белоруссия объединилась с Литовской СР. Новое образование получило название Литовско-Белорусская ССР, однако в историографии распространено также короткое написание Литбел. Фактическое существование этого государственного образования было прекращено польской оккупацией, которая была снята лишь в 1920 году. В том же году между Россией и Литвой был подписан договор, который восстанавливал Белорусскую ССР.
Белорусская ССР стала одной из учредительниц СССР, однако ее собственные границы неоднократно изменялись. В 1924 и 1926 годах несколько приграничных районов РСФСР были включены в ее состав. В годы Великой Отечественной войны территория республики была полностью оккупирована, из-за чего численность ее населения сильно снизилась, а инфраструктура была практически полностью уничтожена.
27 июля 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете, а написание с «Белоруссии» было заменено на Беларусь, так на карте Европы появилась Республика Беларусь (РБ). Сегодня между Россией и Беларусью существуют весьма тесные отношения, как экономические, так и политические. Однако вопрос о создании союзного государства так и не решен окончательно в ту или иную сторону.
Союз был создан как объединение равных государств, но отрицать ведущую историческую роль РСФСР в процессе его формирования не стоит. Именно РСФСР стала первым в мире социалистическим государством, вокруг которого и сформировался СССР.
3 января 1918 года была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», утвержденная лично Лениным. С этого момента государственное устройство России было изменено с унитарного на федеративное, а у власти оказались Советы народных депутатов из числа рабочих и крестьян. В июле того же года была принята первая российская Конституция, послужившая образцом для последующих конституций СССР и союзных республик.
Накануне объединения
Первая мировая война, из которой Россия вышла не сразу после революции, вынудила правительство перевести столицу страны из Петрограда в Москву, так как была велика вероятность немецкой оккупации столичного города.
Именно в Москве ковался новый стальной план объединения постимперских территорий в новое единое государство. На этом пути было множество препятствий в виде национального сепаратизма закавказских республик, иностранных интервентов и политических противников внутри государства.
В разговорах о том, зачем создали СССР, часто забывают, что главной целью Октябрьской революции для социалистов было создание справедливого государственного, а позже и мирового устройства. Такие значительные преобразования не могли проходить просто и безболезненно для ключевых участников процесса.
В то же время, когда говорят о том, кто создал СССР, часто забывают о том, что в декларации это прямо указывается: «. согласно воле народов» и т. д. Спорить с этим историческим фактом странно. Год, в каком был создан СССР, навсегда войдет в историю как один из ключевых в двадцатом веке.
Вхождение Центральной Азии
Определение республиканских границ в Советском Союзе было не самым простым делом. Наиболее трудно этот процесс проходил на Кавказе и в Средней Азии. Если с Кавказом и Закавказьем в общих чертах удалось определиться к 1922 году, то в Центральной Азии решение проблемы затянулось. Именно поэтому в составе учредителей не было ни одной среднеазиатской республики.
Процесс, получивший название национально-территориального размежевания, вошел в активную фазу в 1924-1925 годах. Пытаясь свести на нет межнациональные конфликты, руководство СССР настояло на том, чтобы все народы Центральной Азии определились с государственными границами. Так на свет появились Казахская, Туркменская, Узбекская, Таджикская и Киргизская Советские Социалистические Республики.
С формальной точки зрения, огромные территории Центральной Азии были частью РСФСР под названием Туркестанская ССР. Именно на ее территории и завершалось государственное строительство в 1925 году.
Образование СССР (7 фото)
В январе 1924 года вместе с декларацией об образовании СССР вошёл в состав первой союзной Конституции, став её основным разделом.
Структура
Договор состоял из преамбулы и 26 пунктов:
Преамбула договора констатировала объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в единое союзное государство — Союз Советских Социалистических Республик, управляемое в соответствии с положениями Договора.
Пункт 1 устанавливал компетенцию Союза ССР, в которую, в частности, входило: представительство СССР в международных отношениях, изменение внешних границ и приём новых республик в состав СССР, объявление войны и заключение мира, заключение договоров о займах и ратификация международных договоров, а также отмена нарушающих Договор актов Съездов Советов, Центрисполкомов и Совнаркомов республик.
Пункты 2 — 10 определяли структуру высших органов власти СССР. Верховной властью провозглашался Съезд Советов СССР, делегаты которого избирались городскими и губернскими (а не республиканскими) съездами Советов. Съезд Советов СССР избирал однопалатный Центральный исполнительный комитет СССР (371 человек), являвшийся высшим органом между Съездами и избиравший из своего состава Президиум ЦИКа из 19 членов.
Пункт 11 объявлял исполнительным органом Союза избираемый ЦИК СССР Совет народных комиссаров СССР и определял его структуру.
Пункт 12 регулировал деятельность Верховного Суда СССР и Объединённого государственного политического управления при СНК СССР.
Пункты 13 — 17 определяли основы правового регулирования СССР (декретами и постановлениями ЦИК и СНК СССР).
Пункт 18 определял состав республиканских Совнаркомов.
Пункт 19 определял основы деятельности Высшего совета народного хозяйства, наркоматов по продовольствию, финансам, труду, а также Рабоче-крестьянской инспекции.
Пункт 20 регулировал вопросы бюджетов республик.
Пункты 21 — 23 устанавливали единое гражданство (21), символику (22) и столицу (23) СССР. Столицей был объявлен город Москва.
Пункт 24 предусматривал приведение республиканских Конституций в соответствие с Договором.
Пункт 25 устанавливал, что утверждение и изменение Договора является исключительной компетенцией Съезда.
Пункт 26 закреплял право республик на свободный выход из СССР.
Договор в составе Конституции СССР
Впоследствии изменённый и дополненный союзный договор и декларация об образовании СССР были объединены в первую Конституцию СССР. Новая редакция Договора состояла из преамбулы и 11 глав:
Глава I определяла предметы ведения верховных органов власти СССР. Пункт 1 содержал перечень этих предметов, несколько расширенный и уточнённый по сравнению с начальным вариантом договора. Пункт 2 относил утверждение и изменение Конституции к исключительному ведению Съезда Советов СССР.
Глава II (пункты 3—7) устанавливала суверенные права союзных республик (в том числе п. 4 — право свободного выхода из Союза) и единое союзное гражданство для граждан союзных республик.
Глава III (пункты 8—12) объявляла верховным органом власти СССР Съезд Советов; в период между Съездами таким органом был двухпалатный ЦИК СССР, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей. Устанавливались нормы представительства, порядок выбора делегатов и созыва Съездов.
Глава IV (пункты 13—28) регламентировала порядок выборов ЦИК СССР, устанавливала порядок его деятельности и ответственность перед Съездом Советов СССР.
Глава V (пункты 29—36) определяла функции и права Президиума ЦИК СССР, порядок взаимодействия с Совнаркомом СССР, а также ответственность перед ЦИКом СССР.
Глава VI (пункты 37—42) устанавливала структуру Совета Народных Комиссаров СССР, его функции и ответственность перед ЦИКом ССР и Президиумом ЦИК СССР. В состав СНК СССР входили председатель СНК, его заместители и 10 народных комиссаров.
Глава VII (пункты 43—48) учреждала Верховный Суд, очерчивала круг его компетенции и определяла состав пленарного заседания.
Глава VIII (пункты 49—60) устанавливала разделение народных комиссариатов СССР на общесоюзные (единые для всего Союза ССР) и объединённые (руководящие одноимёнными наркоматами союзных республик). Определялась ответственность наркомов (руководителей наркоматов) перед СНК, ЦИКом и его президиумом.
Глава IX (пункты 61—63) посвящена деятельности объединённого государственного политического управления (ОГПУ).
Глава X (пункты 64—69) регламентировала структуру государственного управления союзных республик: Съезды Советов, ЦИК и СНК республик.
Глава XI (пункты 70—72) посвящена гербу, флагу и столице Союза Советских Социалистических Республик.
С небольшими изменениями Договор входил во все редакции Конституции СССР до момента принятия в 1936 году новой «сталинской» Конституции, в которой о нём не упоминалось.
Изменения договора
20 мая 1925 года III съезд Советов СССР постановил указать в союзном договоре Туркменскую ССР и Узбекскую ССР. В связи с этим было увеличено число членов Президиума ЦИК с 21 до 27, а также увеличено количество председателей ЦИК.
5 декабря 1929 года ЦИК СССР постановил указать в договоре Таджикскую ССР.
5 февраля 1935 года VII Съезд Советов внёс поправку о создании прокуратуры СССР
Расторжение договора
9 марта 1990 года Верховный Совет Грузинской ССР принял постановление «О гарантиях защиты государственного суверенитета Грузии», которым объявил, что «Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик от 30 декабря 1922 является в отношении Грузии незаконным», однако о восстановлении независимости Грузии было объявлено лишь 9 апреля 1991 года.
18 октября 1991 года Верховный Совет Азербайджанской ССР принял конституционный акт «О государственной независимости Азербайджанской Республики», которым объявил, что «Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. является недействительным с момента подписания в части, относящейся к Азербайджану».
5 декабря 1991 года Верховный Совет Украины принял обращение «К парламентам и народам мира», которым объявил, что «Договор 1922 года о создании Союза ССР Украина считает относительно себя недействительным и недействующим». Спустя 5 дней Верховный Совет Республики Беларусь постановил денонсировать Договор 1922 года об образовании СССР и считать его недействующим по отношению к Республике Беларусь.
В России договор был денонсирован 12 декабря 1991 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 2015-I, ссылавшимся на пункт 15 статьи 109 Конституции РСФСР («Верховный Совет РСФСР ратифицирует и денонсирует международные договоры РСФСР»). Инициатор денонсации договора, член Верховного Совета РСФСР Сергей Шахрай перед принятием постановления заявил:
Договор 1922 года как договор, как соглашение сторон, подписанное главами государств и потом ратифицированное их парламентами, никогда не был подписан, не был заключён. На I съезде Советов в 1922 году было зафиксировано, что Договор одобрить в основном и направить на доработку в республики. На II съезде уже принимался под таким же названием совсем другой текст, и опять не республиками, а голосованием на съезде, причём от Российской Федерации было более 50 депутатов, а от Беларуси — 33. Это никак договором в чистом смысле слова назвать нельзя. И даже если предположить, что договор всё-таки был, то в 1936 году с принятием Конституции он утратил силу. Но так сложилось исторически, что было это понятие — «Договор 1922 года», и поэтому парламенты Украины и Республики Беларусь приняли решение о денонсировании этого документа. Для юридической чистоты, как говорится. Нам, Российской Федерации, я полагаю, следовало бы пойти таким же путём.
Реакция на расторжение договора
В 1992 году группа из 86 народных депутатов РСФСР обратилась в Конституционный суд с ходатайством о проверке законности постановлений Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» и «О денонсации Договора об образовании СССР». Конституционный суд Российской Федерации принял ходатайство к рассмотрению, но так и не рассмотрел его.
Позиция Р. И. Хасбулатова
Р. И. Хасбулатов, подписавший постановление о денонсации Союзного договора как председатель Верховного Совета России, впоследствии заявлял, что договор перестал существовать как государственно-правовой документ с принятием первой Конституции СССР в 1924 году.
Позиция Госдумы России
15 марта 1996 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, опираясь «на волю большинства населения страны, выраженную на референдуме СССР 17 марта 1991 года», своим постановлением «Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года „О денонсации Договора об образовании СССР“» признала утратившим силу постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О денонсации Договора об образовании СССР».
В постановлении «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации „К членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации“»[19] от 10 апреля 1996 года депутаты Госдумы выразили свою позицию по отношению к постановлению Верховного Совета РСФСР «О денонсации Договора об образовании СССР» как к противоправному, антиконституционному акту, принятому с грубым нарушением Конституции РСФСР, норм международного права и действовавшего в то время законодательства, так как
«Договор об образовании СССР 1922 года, который Верховный Совет РСФСР „денонсировал“ 12 декабря 1991 года, не существовал в качестве самостоятельного юридического документа. Первоначальный вариант этого Договора был подвергнут коренной переработке и уже в переработанном виде вошёл в Конституцию СССР 1924 года. В 1936 году была принята новая Конституция СССР, с вступлением в силу которой прекратила действовать Конституция СССР 1924 года, включая и Договор об образовании СССР 1922 года».
При этом депутаты добавили, что постановления о денонсации Беловежского соглашения в части прекращения существования СССР и об отмене денонсации Союзного договора 1922 года не отражаются ни на суверенитете РФ и других государств—участников СНГ (поскольку «в соответствии с Конституцией СССР 1977 года Российская Федерация, как и другие союзные республики, являлась суверенным государством»), ни на существовании Содружества Независимых Государств.
Правовая природа договора об образовании СССР 1922 г
В юридической науке высказываются противоположные точки зрения на правовую природу Договора об образовании СССР 1922 года.
П. П. Кремнев считает, что договор имел международно-правовой характер и действовал с момента его принятия и до распада СССР, следовательно, денонсацией Договора об образовании СССР правомерно был ликвидирован СССР[20].
Как и кем создавался Советский Союз
Как и кем создавался Советский Союз
Случилось это 91 год назад. 30 декабря 1922 года в Москве был созван Первый съезд Советов, который провозгласил создание нового государства — Союза Советских Социалистических Республик. Так было положено начало стране, которая на протяжении всего своего существования являлась одной из ведущих держав мира.
СССР «прожил» на картах мира около 70 лет. Почему так мало? Одной из причин столь быстрого по историческим меркам существования стали многочисленные юридические ошибки создателей державы, которые были заложены в основу построения государства.
Советский Союз был образован на месте бывшей Российской империи, рухнувшей в смутные дни 1917 года. Власть в стране тогда взяла партия коммунистов-большевиков. Чтобы удержаться у власти, большевики шли на различные ухищрения — от провозглашения миролюбивой политики до откровенного заигрывания с целыми социальными слоями населения бывшей империи.
К примеру, для привлечения на свою сторону российского крестьянства коммунисты буквально сразу после прихода к власти раздали мужикам землю. То же самое они проделали и по отношению к национальным меньшинствам, обещая им и различные виды культурно-национальных автономий, и даже государственную независимость.
Таким образом большевикам удалось создать для себя чрезвычайно широкую социальную базу. Это и предопределило их победу в жестокой Гражданской войне.
А после войны пришло время выполнять ранее взятые на себя обязательства. И если обещания, данные крестьянам, коммунисты вплоть до начала 30-х годов старались более-менее выполнять, то с национальным вопросом дела обстояли гораздо сложнее.
Игры в красную незалежность
Ситуация оказалась чрезвычайно запутанной. Основную территорию бывшей империи занимала Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). Внутри неё образовалось великое множество автономий — Якутия, Татарстан, Чувашия и т.д. А ещё были другие советские национальные образования, как бы связанные с РСФСР союзными отношениями — Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация, объединявшая грузинский, армянский и азербайджанский народы.
Союзные договоры были очень разными по своему содержанию. Так, если Белоруссия фактически была низведена до уровня одной из российских автономий, то Украина обладала равными международными правами с Россией, ну и т.д.
В общем, требовались единые нормы совместного существования советских республик. Но главная проблема заключалась в том, что среди националов-коммунистов стали расти антироссийские настроения. Особенно это было заметно на Украине и в Грузии.
Украинские коммунисты были не прочь существовать в союзе с Россией. Однако при этом хотели иметь своё самостоятельное Министерство иностранных дел, обладать исключительными правами на свою экономику и природные ресурсы, на систему образования и на прочие важнейшие вопросы внутренней политики. Москве же отводилась роль исключительно военной защиты общего союзного пространства.
В Грузии местные националы пошли ещё дальше. Им было мало независимой внешней политики. Они ещё выступали за создание собственных вооружённых сил, а также желали иметь свою денежную валюту. Мало того, к началу 1922 года грузины открыли на своей территории представительства нескольких западных и турецких банков и пустили в свободный оборот зарубежные деньги.
К концу года российский рубль в Грузии был практически вытеснен из обращения.
Два взгляда — две перспективы
Большевики всегда выступали против любой национальной исключительности. Вождь коммунистов Владимир Ильич Ленин на протяжении всей своей жизни яростно боролся с различными «уклонениями» в национальном вопросе. По его мнению, коммунистическое движение должно быть как монолит едино, без дележа на русских, евреев, грузин, армян и т.д. Без этого, учил вождь, победа мировой социалистической революции и построения коммунистических Соединённых Штатов мира никогда не будет возможной.
Признанным специалистом в национальном вопросе у большевиков считался секретарь ЦК Коммунистической партии Иосиф Сталин. Он всецело поддерживал ленинские идеи и даже творчески развил их в ряде своих печатных работ.
В 1922 году именно ему партия поручила подготовить проект единого союзного договора, создав под его началом специальную комиссию. Параллельно ЦК РКП(б) обратился к своим коллегам из других союзных республик внести свои предложения в эту комиссию.
К каким же выводам пришёл Сталин?
Об этом можно судить по письму, которое он направил Ленину. В письме Сталин указывал, что следует немедленно покончить с игрой в национальную независимость, на которую большевики были вынуждены пойти в годы Гражданской войны. Национальные республики следует жёстко подчинить Москве, свести их до уровня российских автономий, а затем вообще ликвидировать, по возможности создав единое унитарное советское государство.
В противном случае, предупреждал Сталин, социалистическое государство ждёт беда:
То есть Сталин не без основания полагал, что игры коммунистов Украины и Грузии могут привести к распаду единого социалистического пространства, что само по себе несло серьёзную угрозу перед лицом любой внешней опасности. А врагов у первого в мире социалистического государства было великое множество.
Казалось бы Ленин, всегда выступавший против национальной исключительности, должен был поддержать Сталина, что называется, обеими руками.
Однако он раскритиковал сталинский план. Причём в очень резкой форме.
В сентябре 1922 года Ленин направил в ЦК партии письмо, в котором призывал создать единое государство на основе равноправия и взаимоуважения союзных республик. По его мнению, республики должны войти в состав Советского Союза добровольно, с сохранением собственных органов власти и права выхода из Союза. Кроме того, возглавлять единую страну должны по очереди представители разных национальностей.
Что же касается сталинского плана, то Ленин обозвал его никуда негодным, за версту отдающим «великодержавным русским шовинизмом», с коим он, Ленин, «будет бороться не на жизнь, а на смерть». Свои слова Ильич подкрепил тем, что обещал всяческое содействие «грузинским и украинским товарищам».
Что же это такое нашло на Ленина, взявшего столь резкий тон? Думается, что решающее влияние на его мировоззрение сказали следующие обстоятельства.
Во-первых, он продолжал свято верить в мировую социалистическую революцию. По его мнению, Советский Союз будет как раз той формой мирового коммунизма, о которой он всегда мечтал. И строиться эта форма будет по принципу постепенного присоединения к Союзу разных стран мира. А чтобы начать этот процесс, нужна реклама. То есть показать человечеству, что процесс уже начался, что социализм строит не одна только Россия, но и другие страны Европы и Азии, которые при этом ещё и обладают всеми признаками независимости. А если понадобится, то новоявленные социалистические государства создадут искусственно, несмотря на то, что все эти Украины и Казахстаны в действительности никогда не имели собственных государственных традиций.
Вот почему сталинский план унитарного построения страны в глазах Ленина выглядел как антиреклама его ленинских планов по переустройству мира.
Во-вторых, Ленин очень опасался, что верх в новом государстве возьмут представители народа, который и создал эту державу. То есть русские. А ведь их он, по большому счёту, всегда считал самой антикоммунистической нацией, которая во время Гражданской войны оказали большевикам наиболее ожесточённое сопротивление — последнее белое правительство пало на Дальнем Востоке только в октябре того же 1922 года.
Не исключено, чтобы ослабить волю и единство русских, Ленин хотел раздробить народ территориально, отдав часть его исконных земель новым нацреспубликам. Не зря именно по ленинскому предложению многие чисто российские земли со всем их населением в начале 20-х годов отошли Украине, Казахстану, Северо-Кавказским автономиям.
Вполне очевидно, что все эти ленинские умопостроения были абсолютно нереальны и ничем не обоснованы. Ведь ни одно государство в мире не строится без национального стержня! И кроме русского народа, да ещё самых прозорливых видных коммунистов, вроде Сталина, Дзержинского или Орджоникиндзе, в сохранении общего пространства бывшей империи тогда мало кто ещё был заинтересован — особенно национальные республиканские элиты. Так что ленинский план прямо вёл Советскую республику к быстрому и гарантированному распаду.
Ох, не зря некоторые историки полагают, что эти планы стали прямым следствием тяжёлой болезни головы, которая в 1924 году унесла Ильича в могилу.
Ошибка Сталина
Создание Советского Союза стало компромиссом между Сталиным и Лениным. После длительных дискуссий, которые нередко перерастали в настоящие драки и потасовки (однажды сталинист товарищ Орджоникидзе набил физиономию лидеру грузинских коммунистов товарищу Мдивани), был выработан законопроект союзного договора.
За союзным центром сохранялись функции общей внешней политики, общего экономического пространства, строительства единых вооружённых сил. Также вводилось единое для всех союзное гражданство.
За республиканскими властями оставался приоритет в решении ряда вопросов внутренней политики. Ленину также удалось протащить положение о праве республик на самоопределение и выход из состава Союза.
30 декабря союзный договор был наконец заключён.
Очень жаль, что Сталин, когда пришёл к власти, не выбросил прочь из союзного договора все ленинские постулаты. Видимо, он считал, что ему удалось построить в стране то самое унитарное государство, о котором он писал в 1922 году. А внутрисоюзные границы, национальные органы власти и положение о возможном выходе были для Сталина пустой юридической нормой, не имеющей реального значения.
Так Иосиф Виссарионович попал в ту самую ловушку, о которой когда-то писал сам. Пока государство, построенное Сталиным, было сильно, националы сидели поджав хвосты. Но как только центральная власть в конце 80-х годов дала слабину, эти коммунистические сепаратисты, воспользовавшись конституционным правом выхода из единой страны, тут же принялись разваливать государство.
Трагический финал для Советского Союза наступил зимой 1991 года, в Беловежской Пуще.
Что же Советский Союз дал своим республикам
И всё же советская империя сыграла огромную, положительную роль для населявших её народов. Небывало развилась Прибалтики, которая стала своеобразной парадной витриной Советского Союза, где уровень жизни был ненамного меньше, чем в ведущих государствах Запада.
В одну только Латвию советское правительство вбухивало по 1,3 миллиарда долларов в год – в строительство новых предприятий, школ, больниц и прочей социальной инфраструктуры! Но Советский Союз обустраивал не только одну Прибалтику.
Возьмём республики Средней Азии. Чем они были до советской власти? По существу – дикими землями, где царили средневековые нравы с соответствующим уровнем развития культуры и хозяйства (зачастую на уровне первобытно-общинного строя). Забитое, безграмотное, нищее население, над которым царил даже не государственный закон, а исключительно прихоть местных феодалов.
Советская власть, можно сказать, принесла в эти края цивилизацию.
Вот, например, Таджикистан. Советский Союз здесь создал более 90 отраслей промышленности, 3070 промышленных предприятий, из них 434 крупных (состоящих на самостоятельном балансе). Среди них горно-химический комбинат, производивший ядерную продукцию для оборонных предприятий всей страны, горно-рудные предприятия, Ходжентский (тогда Ленинабадский) шёлкокомбинат – высокомеханизированное предприятие, продукция которого пользовалась большим спросом во всём мире; завод «Таджиктекстильмаш», выпускавший современные автоматические станки; мощные кабельный, трансформаторный, цементный и шиферный заводы; десятки предприятий лёгкой, пищевой и мясной промышленности; крупные гидроэлектростанции, обеспечивающие потребности народного хозяйства и быта населения электроэнергией и т.д.
Примерно то же самое можно сказать и про республики Закавказья, где местная промышленность также создавалась с нуля. Так, экономика Грузинской Советской Социалистической Республики широко поддерживалась мощными денежными дотациями из Москвы (зачастую за счёт российских регионов). Средняя заработная плата здесь была гораздо выше, чем по стране в целом. Москва же целиком финансировала и строительство грузинской промышленности (например, автомобильный завод, выпускавший знаменитые грузовики «Колхида»).
Но самой процветающей в промышленном отношении, несомненно, стала Украина. Здесь я приведу справку, взятую из современных исторических данных:
«Только за годы первых советских пятилеток УССР превратилась в мощную индустриальную державу. Были построены крупнейшие заводы, оборудованные современной техникой („Запорожсталь“ в Запорожье, „Азовсталь“ в Жданове, Криворожский металлургический в Кривом Роге, Харьковский тракторный), много шахт и других предприятий. Был введён в строй один из самых крупных в мире Ново-Краматорский машиностроительный завод, а также другие машиностроительные заводы в Донбассе, Харькове, Одессе и других городах. Заново на новой технической базе создались химическая, машиностроительная и металлообрабатывающая отрасли промышленности.
В 1940 г. вся промышленная продукция республики составляла около 18% общесоюзной и увеличилась по сравнению с 1913 г. в 7,3 раза, а производство тяжелой промышленности более чем в 10 раз, причём 92% всей продукции Украины было получено на предприятиях, построенных и реконструированных за годы советской власти.
В 1958 г. по выплавке чугуна Украина опередила все страны Европы, а по производству его на душу населения еще в 1957 г. превзошла все капиталистические страны мира, в том числе и США. Стали Украина давала столько, сколько Франция и Италия, вместе взятые. Таким образом, Украина к концу 80-х годов стала индустриальной державой с многоотраслевой промышленностью и крупнейшей союзной базой не только угольной, металлургической и пищевой промышленности, но и машиностроения, химии, электроэнергии. ».
Кто был никем, тот стал всем
Особо стоит остановиться на культурных и образовательных преобразованиях в советских республиках (кстати, у многих советских народов сама культура, включая и алфавит, вообще появилась только усилиями коммунистов). В той же Грузии за счёт дотаций из Москвы высшее образование развилось настолько, что грузины имели наибольший процент выпускников вузов на сто человек населения по сравнению со всеми прочими советскими республиками. В этом плане грузинам лишь немного уступали жители Прибалтики, украинцы и белорусы.
Кроме того, правившая в стране КПСС всячески поощряла развитие национальной литературы, театра и кинематографа.
Именно благодаря советской власти миллионы людей – сначала по всей нашей необъятной стране, а потом и во всём мире – узнали книги киргиза Чингиза Айтматова, украинца Павло Загребельного, белоруса Алеся Адамовича, узбека Явдата Ильясова, молдованина Иона Друцэ. Именно благодаря советской власти получило заслуженную известность грузинское и прибалтийское кино. И вообще, у нас тогда была целая киноиндустрия, которую по своим масштабам и популярности в мире можно сравнить разве что с Голливудом. Практически с каждого известного кинофестиваля наши кинематографисты – включая режиссёров из союзных республик, – привозили самые престижные награды, да ещё и не одну!
Мне кажется, что лучше всего об уровне культурной революции в Советском Союзе сказал один идейный враг коммунистов, бывший офицер власовской Русской освободительной армии Леонид Самутин, который в своих мемуарах был вынужден признать:
«Большевики отняли у народов право на национальную независимость, развитие и самобытность», – говорилось в нашем Манифесте. Но у нас в батальонах РОА были и татары, и узбеки, и таджики, и белорусы, и представители кавказских народов. И они все прекрасно знали, что именно при советской власти они получили и свою письменность, и свои газеты, литературу, возможность развивать своё собственное, национальное искусство. Единственное, что у них было «отнято» – это засилие местных религий, байств, ханов и кулаков. Эти «национальные формы развития» действительно были прикрыты советской властью. «.
Вот какой была «жестокость» советской власти.
Отцвели уж давно
Сегодня бывшие союзные республики, получившие «независимость», представляют собой по-настоящему жалкое зрелище. Былой уровень культуры и образования здесь фактически ликвидирован. Не менее печальное зрелище представляет собой экономика.
Так, объёмы промышленности Украины сокращаются из года в год. По подсчётам специалистов, через 10 – 15 лет республика окончательно «доест» свои былые советские запасы и превратится в отсталую сельскохозяйственную страну. Это, кстати, уже произошло с Грузией, чей промышленный потенциал сегодня составляет лишь 16% от былого советского уровня, а население главным образом живёт за счёт продукции, выращенной на личных земельных участках.
А вот в Таджикистане не осталось вообще ничего! Заводы фактически лежат в руинах или перепрофилированы под гостиницы и рынки, а основной доход населения составляют заработки гастарбайтеров, присланных из России, да бизнес с перепродажи афганского героина.
Что же касается процветавшей когда-то Прибалтики, то её положение на примере Эстонии в своём письме ярко обрисовала одна её жительница:
«У республики всё чаще стали возникать проблемы с экономикой. Здесь нет больше никакой промышленности. Распродан весь когда-то мощный рыболовецкий флот. Заводы точного приборостроения, электротехники приватизированы и перестали существовать. Фактически угроблено сельское хозяйство. Страна, когда-то производившая отличнейшую мясомолочную продукцию, теперь завозит продовольствие из-за границы!
В первые годы независимости Эстония ещё сохраняла какой-то лоск за счёт распродажи государственного имущества, перепродажи нефти, леса, цветных металлов, шедших главным образом из России, но теперь и этот финансовый ручей высыхает. Страна начинает жить исключительно за счёт дотаций Евросоюза и США, но и там начинают проявлять недовольство и всё чаще задают нашим правителям вопрос – а когда вы сами научитесь зарабатывать деньги?»
Думаю, что никогда не научатся. Все эти осколки бывшей советской империи, увы, могут существовать только за счёт подачек с богатого барского стола великой державы. Однако сменивший Москву на этой роли Западный мир оказался куда как менее щедр. И потому эти осколки явно ждёт не очень завидное будущее.
Игорь Невский, специально для «Посольского приказа»
http://www.posprikaz.ru/2013/12/kak-i-kem-sozdavalsya-sovets.