когда не работают евреи в какой день

Когда не работают евреи в какой день

когда не работают евреи в какой день. картинка когда не работают евреи в какой день. когда не работают евреи в какой день фото. когда не работают евреи в какой день видео. когда не работают евреи в какой день смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда не работают евреи в какой день.

Сразу скажу, что этот текст не обсуждался с равинами (а только с преподавателем Гиюра) и он не предназначен для ультраортодоксов. Мы его публикуем для расширения кругозора светских читателей, без сложных терминов и строгих рамок.

Итак, шабат является главным еврейским праздником, в Торе описывается 39 запрещенных работ в субботу. Эти заповеди были написаны около 3000 лет назад и до сих пор остались на том уровне. Но как говорят мудрецы, это только названия, а понимать их следует в соответствии с той эпохой в которую мы живем.

Как известно, суббота провозглашается Торой как день абсолютного покоя, день, в который еврею запрещено не только торговать и заниматься любыми будничными делами, но даже обсуждать их. Нельзя работать физически и заниматься творческой деятельностью. Нельзя ничего создавать и разрушать. Другими словами: нельзя менять мир.

Итак, что нельзя делать в шабат? Давайте по порядку и с пояснениями и без фанатизма.

Основные законы

8-11. Размалывать, просеивать, месить тесто, варить. Нельзя готовить пищу ни себе ни другим. Есть можно только то, что приготовлено заранее.

12-15. Стричь овец, отбеливать шерсть, чесать шерсть, окрашивать. Здесь, как и в пунктах 1-6 запрещается снимать урожай, создавать и подготавливать любые полуфабрикаты.

16-21. Прясть, делать две петли, расправлять нити, ткать, завязывать узлы, шить. Запрещается любая созидательная работа не только связанная с одеждой, а с любыми создаваемыми объектами.

22-24. Разъединять нити, развязывать узлы, рвать. Работа связанная с разрушением и с сохранением материалов тоже запрещена. Здесь стоит уточнить, что разрушение в чистом виде не запрещено, т.е. разрушение без материальной выгоды себе и другим, но если это не цель, а лишь следствие разрешенного действия. Например, гуляя, человек стаптывает каблуки.

25-29. Охотиться, убивать животное, сдирать шкуру, засаливать кожу, разглаживать кожу. Суда следует отнести любую добычу, ловля рыбы, установка ловушек и капканов или собирание ягод тоже запрещено.

30-33. Намечать линии, разрезать по размеру, писать, стирать написанное. Писать письма, делать заметки, рисовать, мастерить, чертить, а также готовиться к деловой неделе, читать деловые тексты и делать пометки и даже размышлять о бизнесе и учиться.

34-35. Строить, разрушать. Со строить все понятно, а с разрушать стоит пояснить, что здесь разрушение, как цель запрещена. См пункты 22-24.

36-37. Зажигать огонь, гасить огонь. С появлением электричества, еврейские мудрецы решили, что это тоже огонь, с тех пор замыкать и размыкать эклектическую цепь тоже нельзя. Любые электроприборы, включая мобильные телефоны в шабат запрещены. Но то что включено, зажжено до шабата, остается включенным, зажженным до самого выхода шабата. Например, можно включить плиту на 38 градусов и поставить на нее суп, который будет теплый на протяжении всей субботы. Или автоматический запуск робота-пылесоса по времени, но при этом нужно выйти из дома, чтобы избежать возможного взаимодействия с этим прибором.

39. Переносить вещи из одного владения в другое. Тут тоже стоит остановиться. Теоретически, даже удостоверение личности, ключи от дома женская сумочка и т.д. нельзя выносить из дома. Но мудрецы предложили поставить забор вокруг поселения и объявили это общим владением, тем самым получилось, что в пределах одного поселения вещи переносить можно. Возможно, так появились первые кибуцы.

Дополнительные законы

Кроме этих 39 вещей, написанных в Торе, есть еще десятки вещей по решению мудрецов. Разберем наиболее популярные общие принципы:

Купля и продажа. Любая коммерческая деятельность, вплоть до запрета на касание к деньгам и даже думать о них и материальной выгоде нельзя.

Езда на животных, плаванье на лодке. Езда на велосипеде, самокате и других средствах передвижения, даже если они не эклектические.

Игра на музыкальных инструментах. Ну тут все понятно и нечего добавить.

Свадебные церемонии, похороны. Они запрещены только потому что в этих церемониях придется нарушить несколько других заповедей субботы.

Перемещение тяжестей. Если требуется перенести что-то тяжелое, подвинуть мебель, например, то придется ждать выхода шабата.

Еще, что стоит отметить, все эти принципы иногда понимаются разными общинами и даже равинами немного по-разному.

Когда можно нарушать законы субботы

Если есть угроза жизни или здоровью человека, то нужно сделать всё для его спасения. Шабат превращается в обычный день и для этого человека и для его спасателей. Как сказал один мудрец: «Нарушь одну субботу, дабы он жил и смог соблюдать много суббот».

Источник

Шаббат — Еврейская Суббота

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Шабат, или Шаббат (иврит: ‏שַׁבָּת) — седьмой день творения, он же — седьмой день недели, еврейская Суббота. В иудаизме Шаббат — святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что семь дней Б-г творил этот мир, а в седьмой — отдыхал. Само слово «шабат»/«шаббат» происходит от ивритского корневого глагола «лишбот» и означает «отдыхал», «прекратил деятельность», что имеет общий корень с «шева» — «семь» (отсюда, например, «швиит» — заповедь соблюдения седьмого, «субботнего» года). Традиционно Шаббат — это день отдыха, день субботнего покоя: в Шаббат запрещено совершать 39 видов деятельности (т.н. 39 видов работ). Евреи отмечают Шаббат как праздник: встречают Субботу зажиганием свечей, устраивают трапезы с шаббатними песнями, посвящают Шаббат духовному росту, изучению Торы, проводят время с семьей и близкими друзьями, непременно желая друг другу «Шабат шалом!» (традиционное субботнее приветствие, пожелание мира в Шаббат) или «гут Шабес!» (на идиш — «хорошей субботы!»). Соблюдение Субботы считается одной из базовых заповедей иудаизма: соблюдая Шаббат и отстраняясь от работы в этот день, еврей провозглашает веру в то, что Б-г — Творец мира, который управляет всеми процессами в нем.

когда не работают евреи в какой день. картинка когда не работают евреи в какой день. когда не работают евреи в какой день фото. когда не работают евреи в какой день видео. когда не работают евреи в какой день смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда не работают евреи в какой день.

СУББОТА — Шаббат, седьмой день недели

Суббота, седьмой день недели, день отдыха… На иврите все дни называются по числу их отстранения от Субботы — первый, второй и т. д., но имя собственное есть только у одного дня — Субботы.

Согласно Торе, заповедь соблюдать субботу установлена Всевышним, Который, закончив за шесть дней Творение мира, благословил и освятил седьмой день. Читаем в книге Шмот, в главе о получении евреями на горе Синае Десяти заповедей: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай любое свое дело. Но седьмой день — суббота Всевышнему: не делай никакого дела, — ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней создавал Всевышний небо, землю, море и все, что в них, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его».

Тора называет субботу праздником, в который запрещено делать работу — даже в разгар полевой страды; кроме того, в субботу запрещено зажигать огонь. Всякий, нарушивший эти запреты, строго наказывается судом. В тех местах Торы, где перечисляются праздники, суббота упоминается первой. Пророк Йешаяу предвидел, что еврейский народ будет возвеличен, если будет считать субботу своей отрадой, святым Б-жьим днем (см. 58:13).

Лишенный будничных забот, субботний день предназначен для духовных занятий. Субботняя молитва провозглашает: «Да возрадуются в Твоем царстве все, кто хранят субботу, народ, освящающий седьмой день… Ты назвал этот день украшением дней».

когда не работают евреи в какой день. картинка когда не работают евреи в какой день. когда не работают евреи в какой день фото. когда не работают евреи в какой день видео. когда не работают евреи в какой день смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда не работают евреи в какой день.

Евреи во все времена столь ревностно относились к выполнению субботней заповеди, что в глазах инородцев соблюдение субботы стало самым характерным признаком еврейства. Римляне называли евреев «сабаториями», субботниками. Сенека, Тацит, Овидий в открытую издевались над евреями за их привязанность к этому дню. Интересно, что ненависть чужеземных властителей к иудеям всегда сопровождалась запретами на субботу. Впрочем, все эти гонения в античные времена кончились тем, что семидневную неделю с заключительным днем отдыха приняли все народы Средиземноморья. Неделю, но не субботу. Соблюдение шаббата осталось чисто еврейской заповедью.

Предлагаем вашему вниманию подборку статей и аудиоуроков по теме «Шаббат», представленных на сайте Толдот Йешурун.

Источник

Рабочая неделя в Израиле

Все слышали, что есть шаббат. Но не все знают, как устроена израильская рабочая неделя. А она сдвинута на один день относительно всего остального мира.

Шаббат (суббота) — это главный выходной, как воскресенье в остальном мире. А воскресенье — это первый рабочий день очередной недели. Когда тебе говорят «приходите в воскресенье» — это значит, что неделя уже близится к концу, и давай на следующей будем твой вопрос решать.

У обычных людей в нормальных компаниях выходные — это пятница и суббота. Но где-то в пятницу могут и работать полдня. В ночных клубах все тусовки — ночами с четверга на пятницу и с пятницы на субботу. Вечером субботы — тишина: завтра же на работу.

«Шаббат шалом» (буквально: «суббота мир») — это не столько приветствие субботы, сколько пожелание хороших выходных. В четверг, уходя с работы, люди говорят друг другу «Шаббат шалом». Ни разу не слышал, чтобы «шаббат шалом» кто-нибудь кому-нибудь сказал в сам шаббат.

Большинство магазинов и кафе в шаббат не работают. Это бы ещё полбеды, но не работает и общественный транспорт (кроме Хайфы).

При этом с шаббатом есть нюанс: согласно торе или чему-то такому он начинается, когда заканчивается пятница, на улице темнеет и на небе становится видно три звезды. Поэтому в пятницу много мест закрываются довольно рано — в два-три часа дня. Автобусы перестают ходить часам к пяти. А когда темнеет следующим вечером, в субботу, многие магазины и кафе вдруг обратно открываются, а на улицах появляются автобусы.

Именно вечер пятницы в понимании людей, по крайней мере тут, в Тель-Авиве — это главный момент для отдыха и веселья. В субботу можно отсыпаться после бурной ночи, а можно и поработать, если, конечно, ты не слишком религиозен (я обычно по-быстрому отсыпаюсь и иду работать).

Ближайший супермаркет закрывается в пятницу в 18:30 и открывается обратно в 18:30 в субботу. Одна из хороших кофеен, «Нахат», работает каждый день с утра и до 22, но в пятницу — до 18. То есть их нисколько не смущает работа в субботу, но вечер пятницы — это святое. Подобное же расписание у соседней аптеки. А другая кофейня, «Кафеликс», в субботу закрыта весь день, а в пятницу официально работает до 15:30. Но вчера меня оттуда выгнали около трёх, объяснив, что щас зима и шаббат наступает раньше.

При этом тут полно иммигрантов, которые открывают свои бизнесы и работают как им вздумается. Ещё одна кофейня, «Ориджем», которую держат бразильцы, работает каждый день до 19, но в субботу — до 14. Не работать в воскресенье — это экзотика, но вот хорошая бургерная неподалёку в воскресенье закрыта.

В результате пятница, суббота и воскресенье — это такая зона неопределённости. Перед тем, как куда-то пойти, нужно посмотреть расписание, и оно ещё может оказаться неверным, «потому что зима».

Когда живёшь в России, вся эта хрень с неработающими в субботу местами кажется дикостью. Но если честно, с воскресеньями в большинстве городов Европы дела куда хуже, чем с субботой в Тель-Авиве. Тут полно заведений, которые в гробу видали израильские странности, и работают всегда.

Только с транспортом засада. Так что если вы планируете съездить в Израиль, постарайтесь прилететь и улететь не в шаббат, а то из аэропорта и в аэропорт вы сможете доехать только на такси (где-то по 2,5 тысячи рублей в одну сторону) — поезда не ходят с середины пятницы до вечера субботы.

Источник

Шаббат — Что это такое?

Каждый седьмой день недели у евреев не похож на остальные дни. Каждый Шаббат возносит нас над всей рутиной будней, возвращая – к нашему истоку, к Источнику жизни, дает возможность припасть к нему и насладиться его живительной влагой.

Что же это такое – Шаббат? Чтобы понять его смысл, обратимся к первоисточнику – Торе: «И завершены были небеса и земля, и все их воинство. И завершил Б-г на седьмой день Свой труд (мелаху), который Он делал, и почил Он в седьмой день от всего Своего труда, что делал. И благословил Б-г седьмой день и освятил его, ибо в сей день Он почил от всего Своего труда…» (Берешит, 2:1-3)

Первое упоминание Шаббата в Торе характеризует его, как завершающий аккорд Творения, Б-жественный отдых – не потому, что Вс-вышний, не дай Б-г, «устал», но потому что Он перестал воздействовать, изменяя творение, и завершил его – в сам седьмой день – созданием отдыха. В седьмой день – Шаббат – Творец подарил миру спокойствие и гармонию, открыл окошко – в Свое измерение, измерение вечности.

Шаббат – менуха
Субботний отдых – больше привычного для нас понятия «отдых». Это менуха, благодать и спокойствие. Это – особое духовное состояние, умонастроение, создаваемое Шаббатом. Бесконечные настоятельные требования нашей цивилизации – телефон, интернет, автомобиль… телевидение, новости, почта, курс валют… Мы даже не осознаем, до какой степени мы порабощены. Кто в состоянии не ответить на настойчивый звонок телефона, не заглянуть – в присланные ему сообщения? Мы должны узнать, в чем же там дело! В Шаббат это «должны» не существует. На 25 часов мы освобождаемся от всех своих зависимостей – компьютер и телефон отключаются, телевидение прекращает вещание, машина замирает на обочине, офис закрывается, корреспонденция и счета остаются неприкосновенными. Дух менухи входит в наш дом вместе со светом шаббатних свечей. Шаббат приносит облегчение нашей уставшей душе, успокоение духа, гармонию с миром и с собой. Теперь мы наконец можем позволить себе расслабиться – и вернуться к настоящим себе. Шаббат – время, когда, отключившись от повседневной суеты и беспрерывной погони, мы концентрируемся на том, что в действительности важно, чему мы всегда хотели уделить свое внимание и время – но никогда так и не нашли бы его, если бы не Шаббат. Провести время в кругу семьи, пообщаться с друзьями, услышать (и выслушать) своих близких, узнать, чем живут наши дети… Подарить друг другу тепло, которого нам так не хватает. А еще – заглянуть внутрь себя, сконцентрироваться на нашей внутренней сущности, почувствовать близость Б-га, и посмотреть на жизнь новым взглядом – без тревоги и сожалений, с уверенностью, что мы находимся под Б-жественной опекой…

Царица Шаббат
зажигание шаббатних свечейСуббота начинается с приготовления к ее приходу. Еще на неделе мы помним о Шаббате и готовимся к нему. Все самое лучшее, еда ли, одежда, другие приносящие удовольствие вещи – все откладывается на Шаббат. В пятницу можно почувствовать царящее в воздухе напряжение – дом приводится в полный порядок; хозяйка занята приготовлением вкуснейшей трапезы; все, что делается – делается только для Субботы. Стол накрывается белоснежной скатертью, полы натерты, приборы сверкают, все члены семьи достают особую, «парадную» одежду… Вы чувствуете, как весь дом готовится принять высокопоставленного гостя – Субботу. Не зря же мудрецы назвали ее царицей Шаббат! Предпраздничное настроение наполняет дом.

Шаббат вступает в права с зажигания свечей хозяйкой дома. Их огоньки колеблются, освещая прикрытое ладонями лицо еврейской женщины, пока ее губы шепчут личные просьбы ко Вс-вышнему – за нее, ее семью, за близких и родных, за весь еврейский народ. С этого момента она принимает на себя Шаббат, даже если «официальное» начало субботы еще не наступило. Шаббатние свечи – это не просто освещение. Они приносят мир и гармонию в семью, и неповторимую атмосферу в еврейский дом. При свете шаббатних свечей невозможно ссориться. Их мягкий свет окутывает всех домашних покоем и любовью.

Для остальных членов семьи Шаббат начинается за 18 минут до захода солнца в пятницу (есть и другие обычаи, подробнее – в законах зажигания свечей в субботу и праздники). В синагоге проводится Кабалат Шаббат – особая молитва, которой мы встречаем царицу Субботу. Все присутствующие приветствуют ее приход гимном Леха доди – «Иди, друг мой, навстречу невесте, приветствуй Лик Шаббата». Шаббат – невеста еврейского народа, его неразлучная пара. Об этом говорят наши мудрецы языком мидраша – все дни недели получили свою пару, кроме субботы. Тогда обратилась Суббота ко Вс-вышнему с жалобой, и Он ответил ей, что ее парой будет еврейский народ. С тех пор Шаббат – царица, а каждый еврей в этот день – царь, наслаждающийся ее неповторимым духовным светом во главе своего шаббатнего стола.

Шаббат – вкус Будущего мира
На протяжении всей истории еврейского народа мы ждем наступления эры Машиаха, окончательного Избавления. Приход Машиаха явится торжеством добра над злом. «В то время не будет ни голода, ни войн, ни зависти. ни соперничества … Все устремление мира будет лишь к тому, чтобы познать Б-га». Все, что должно быть исправлено, будет исправлено. Власть Вс-вышнего станет очевидна для всех обитателей земли, и в мире установятся покой и гармония. Это время, когда «Все будут сидеть под своим виноградником и под своей смоковницей, и никто не будет наводить на них страх» (Миха, 4:4). Это время названо в Талмуде «Йом, ше-куло Шаббат» — День, в котором всё – Суббота.

Каждый Шаббат – подготовка к этому Будущему миру. Он поднимает нас на другой духовный уровень. Он указывает нам истинные жизненные ориентиры, не дает забыть о своем предназначении и о цели существования – раствориться в ежедневной суете. Шаббат называется таам олам а-ба – вкус Будущего мира. Тот, кто вкусил наслаждение Шаббатнего покоя, знает, чего ожидать и к чему стремиться.

Шаббат учит нас планировать все заранее. То, что мы будем есть в этот день, должно быть подготовлено загодя. Говоря о вознаграждении Будущего мира, мудрецы проводят параллель с Шаббатом: «ми-ше-торах бе-эрев шаббат – тохаль бе-шаббат» — тот, кто готовит в пятницу – ест в Субботу (Авода Зара, 3а). Каждую пятницу, подготавливаясь к Субботе, мы вспоминаем, что наше пребывание в этом мире – подготовка к чему-то более высокому. Мы должны подготовиться к дню, который весь – Суббота.

Шаббат – четвертая заповедь из Десяти речений
Соблюдение Шаббата – единственный «ритуал», включенный в число Десяти речений. Любители ограничить иудаизм соблюдением «Десяти заповедей» (обычно имея ввиду «понятные» и «общечеловеческие» заповеди морального характера) никуда не денутся от того, что одной из этих десяти является Шаббат. И садясь в машину в субботу, даже с целью поехать в синагогу, они оставляют из этих десяти заповедей – только девять!

Десять речений дважды записаны в Торе – первый раз в книге Шмот, в главе Итро, и второй раз – в книге Дварим, в главе Ваэтханан. При этом мы получаем повеление о двух аспектах соблюдения Шаббата – в первый раз Тора говорит: «Помни день Субботний» (Захор эт йом а-шаббат), а во второй раз – «Храни» (Шамор эт йом а-шаббат).

Помни – повелительный аспект, мы должны каждый Шаббат произносить слова, напоминающие нам о его святости (что выполняется заповедью Кидуша), сюда относятся и все действия, выделяющие Шаббат из череды дней: зажигание свечей, трапезы. Храни – охраняй от порчи, не делай 39 видов мелахи и их производные.

Шаббат – свидетельство
«Помни день Шаббат, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякое ремесло твое, а седьмой день – Шаббат Г-споду, Б-гу твоему, не делай никакого ремесла – ты, и твой сын, и твоя дочь, и твой раб, и твоя рабыня, и твой скот, и твой жилец, кто во вратах твоих. Ибо шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой; потому благословил Г-сподь день Шаббат и освятил его» (Шмот, 20:8-11).

Наши мудрецы называют Шаббат Йесод а-Эмуна – основа нашей веры. Еврей, соблюдающий Шаббат, показывает этим, что он верит в Создателя, речением Которого был создан мир, в то, что Он сотворил мир в шесть дней, а в седьмой день – отдыхал. Прекращая с наступлением Субботы свою творческую деятельность по преобразованию окружающего мира, еврей свидетельствует также и о своей верности заповедям-повелениям Царя царей, о готовности выполнять свое предназначение в мире.

Того, кто сознательно и добровольно нарушает Субботу, сравнивают с отрекшимся от своего еврейства – как сказано в Талмуде: «Нарушивший Субботу подобен идолопоклоннику». В действительности, существует лишь два типа евреев – соблюдающие Субботу (шомер Шаббат) и нарушающие ее (мехалель Шаббат).

Соблюдение Шаббата – свидетельство еврейской сути в человеке, более всех других заповедей. Поэтому сказали наши учителя: «Всякий, соблюдающий Шаббат, как будто соблюдает все заповеди Торы, а нарушающий Шаббат, нарушает все ее заповеди».

Шаббат – свобода
Второй отрывок, повествующий о Шаббате, связывает его с другим основополагающим событием еврейской истории: «Храни день Шаббат, чтобы святить его, как тебе повелел Г-сподь, Б-г твой; шесть дней работай и делай всякое ремесло твое, а седьмой день – Шаббат Г-споду, Б-гу твоему: не делай никакого ремесла – ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой раб, ни твоя рабыня, ни твой бык, ни твой осел, и никакой твой скот, ни твой пришелец, что во вратах твоих, чтобы покоился твой раб и твоя рабыня, как ты (сам). И помни, что рабом был ты на земле Мицраима и вывел тебя Г-сподь, Б-г твой, оттуда рукою крепкой и мышцею простертой, потому велел тебе Г-сподь, Б-г твой, делать день Шаббат» (Дварим, 5:12-15).

Каждый седьмой день мы «вспоминаем», что мир принадлежит не нам, и «возвращаем» власть Тому, Кому она на самом деле принадлежит, как сказано: «Б-гу принадлежит земля и все, что на ней» (Теилим 24, 1). Кроме того, каждый Шаббат мы вспоминаем, что Вс-вышнему не безразлично, что мы делаем со своей жизнью, с инструментами, данными нам – Он вывел нас из Египетского рабства и дал нам Тору жизни, чтобы мы смогли выполнить свое предназначение и достичь счастья и гармонии в нашей жизни на земле.

Мы свидетельствуем, что еврей не должен становиться рабом чего-бы-то ни-было. Прекращая работу в Шаббат, мы выходим из замкнутого круга будничных проблем, борьбы за место под солнцем, тревог и забот о пропитании. Мы больше не рабы собственной созидательной деятельности. Ведь даруя нам Тору на горе Синай, Творец предупредил нас – не будьте рабами земных хозяев – ни своей работы, ни своего достатка, ни своих желаний – но только рабами Вс-вышнего, ибо в этом заключается истинная свобода.

И именно в Субботу есть у нас возможность быть евреями так, как это задумано изначально, отбросить все ограничения и ярлыки – связанные с профессией, доходами, общественным положением, и остаться наедине со Вс-вышним, отвлечься от мира и развернуться – к его Творцу.

Что такое мелаха?
В Шаббат мы отказываемся от 39 видов работ, называемых общим термином мелаха. законы ШаббатаЧтобы понять, почему не все виды деятельности попадают в категорию мелахи, обратимся к определению, которое дает ей Талмуд: «Тора запрещает мелаху, как воплощение разумной цели на практике» (Санедрин, 62б). Таким образом, мелаха включает в себя любую конструктивную деятельность, производящую какую-то значимую перемену в материальном – в связи с ее соответствием целям человека. Любое, даже самое малое действие, демонстрирующее власть человека над материальным миром (природой), является мелахой – неважно, стирка белья или высекание огня, строительство здания или завязывание узла. Мелаха – это акт, отражающий осуществление человеческой власти над миром посредством созидательного применения его разума и сил. Почему же в Шаббат мелаха запрещена? Своим отказом от такого рода деятельности один день в неделю – в соответствии с Б-жественным повелением – еврей как-бы торжественно декларирует, что человек имеет превосходство над остальным миром исключительно по воле Б-га, и что только Б-г – действительный Источник всего, всех сил и всех дел, в том числе и любого творчества.

Мелахот разделяются на тридцать девять категорий. Причиной такого разделения является повеление Б-га, что все виды деятельности, связанные с постройкой переносного Храма – Мишкана – в пустыне, должны прекращаться на время Шаббата. Мишна в трактате Шаббат (7,2) перечисляет все эти категории мелахот. О том, как соблюдать законы прекращения мелахи на практике, вы можете узнать из нашей серии уроков Законы Шаббата.

Следует осознавать, что отказ от мелахи – определенный духовный процесс. В течение недели, работа человека и создаваемые ею иллюзии, подобно вуали, скрывают от него истинную природу его предназначения. Отказ от мелахи – приподнимает эту «вуаль». Но, поскольку в духовной сфере наименьшее действие может вызвать такой же значительный эффект, как и наибольшее – пока присутствуют малейшие следы мелахи во время Шаббата, «вуаль» остается на месте.

Шаббат – особая приправа
Для соблюдающего еврея, Шаббат – не набор ограничений. Это время, наполненное самыми светлыми и радостными переживаниями. Шаббат нужно «строить». Нужно работать, чтобы «войти» в его особенную атмосферу. Воздействие Шаббата во всей полноте чувствуется тогда, когда и тело и ум отданы идеалу Шаббата. Когда приходит Суббота, мы должны чувствовать себя так, как будто вся наша работа завершена, оставляя наши ум и тело совершенно свободными. При переходе из мира будней в мир Шаббата мы должны закрыть за собой двери, забыть о всех заботах, как будто их больше не существует.

В подготовке к Шаббату участвует вся семья. В еврейском доме Шаббат находится в центре всей жизни. Три праздничные трапезы, заповеданные в Шаббат, становятся центральным переживанием этого дня. Они сопровождаются змирот – застольными гимнами во славу Шаббата. Во время трапезы также произносятся диврей Тора – слова Торы. Дом, в котором слышны слова Торы, голос Б-га живого – обрел в Шаббат особое духовное переживание. Шаббат, во время которого слова Торы не слышны – напрасно потерян. Шаббат влияет на воспитание, становление и освящение еврейской души: с раннего детства еврейский ребенок впитывает его особую атмосферу. Все «лучшие вещи» сохраняются для Шаббата. Лучшая одежда и еда, сладости и пирожные, кидуш, халот и авдала, внимание и любовь родителей – все те вещи, которыми наслаждается ребенок, сконцентрированы в этих 25 часах. Шаббат становится центром жизни ребенка. Ограничения, которые накладывает истинное соблюдение Шаббата, не ощущаются, как ограничения, а становятся частью того блаженства, которое приносит Шаббат. Он в полной мере понимает слова мидраша: «Бесценный подарок есть у меня в сокровищнице», — сказал Вс-вышний Моше, «Шаббат» — имя ему; пойди и скажи Израилю – Я хочу подарить его им». (Шаббат, 106)

Шаббат – хранитель евреев
На протяжении всей нашей тысячелетней истории, евреи оставались верны Шаббату – и в горе, и в радости, и перед лицом смерти, и даже вопреки ей. Шаббат – величайшее мерило битахона, уверенности в провидении Вс-вышнего. Как сказано, «Г-сподь дал тебе Шаббат; поэтому Он дает тебе на шестой день хлеб на 2 дня». Шаббат был благословлен и освящен самим Б-гом: благословлен – двойной порцией мана накануне субботы, и освящен – тем, что в субботу ман прекращал выпадать. Ни один еврей не умер от голода из-за соблюдения Шаббата. Но многие евреи, и даже целые общины исчезли из истории своего народа из-за того, что нарушали Шаббат. Наша верность Шаббату – основа нашей самоидентификации, и основа сохранения существования нашего народа, как сказано «больше, чем евреи хранили Субботу – Суббота хранила евреев». Еврейский народ – носитель идеи Шаббата. Давайте же не будем отбрасывать это невероятное сокровище, дадим возможность голосу Шаббата – быть услышанным.

«Если бы весь Израиль смог соблюсти хотя бы два Шаббата в соответствии с алахой, он был бы сразу спасен».

Начните соблюдать Шаббат, попробуйте почувствовать этот особый, чистый и глубокий мир Субботы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *