когда можно начинать читать сказки ребенку в каком возрасте
Когда можно начинать читать сказки ребенку в каком возрасте
Начинать читать сказки можно практически с пеленок, только хорошо воспринимать их ребенок научится не раньше 4 лет. Малышу, которому нет еще полтора годика, необходимо читать сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и сказочки в стихах. В этих сказках присутствуют животные и незначительные переживания за судьбу персонажей сказок, переносимые для малыша. Главная задача родителей при чтении сказок малышам ясельного возраста учит их слушать. Пусть ребенок садиться к маме или папе на колени и слушает пока непонятные ему фразы и слова.
Если родители читают сказку с мягкой интонацией и спокойным голосом, то малыш ощущает как из книги, которую они держат на руках, идет тепло и радость. Негативные впечатления от услышанной печальной сказки могут вызвать у ребенка чувство страха. А если переживания сказки стрессовые, то малыш инстинктивно защищается от них и стремиться добраться поскорее до счастливого конца. Поэтому не следует читать малышам до 4 летнего возраста сказки Корнея Чуковского «Тараканище» и «Муху-Цокотуху», хоть у этих сказок и хорошая рифма.
Смысловые выражения, такие как «проглотили», «порвали», «растоптали», «испугались», могут произвести травму психики ребенка. Аналогичные сказки других авторов, где есть подобные фразы, не надо читать малышам, пусть он немного подрастет и когда ему будет понятен сюжет сказки, можно ознакомить с этими всемирно известными детскими произведениями. Для самых маленьких детей лучше читать сказки В.Г.Сутеева, стихи и сказки В.М.Степанова, стихи Маршака, Агния Барто, Михалкова, Благиной и другие. Родителям необходимо тщательно фильтровать сказки, прежде чем читать их маленькому ребенку. Покупая книжку для своего малыша, обратите внимание на то, с какого возраста рекомендуется их читать детям. Если такой информации на книжке нет, то перелистайте ее сами.
Иллюстраций и картинок на книге должно быть каждый раз, как только вы открыли новую страничку. Они помогают лучше воспринимать сюжет сказки. Страшных изображений на обложке и внутри книжки не должно быть, многие дети боятся их. Маленьким детям лучше купить картонные книжки, чтобы они не могли рвать их листочки. Внимательно прочитайте сюжет сказки или стихотворения. Детская сказка малышам должна быть короткой и простой, со счастливым концом и нести ту идею, которую родители хотят донести до своего малыша. Если вы считаете, что там присутствуют негативные элементы, то пока откажитесь от покупки этой книжки.
Чтобы малыш запомнил сказку лучше, психологи советуют не читать, а рассказывать их. Дело в том, что когда человек рассказывает сказку у него голос более доверительный и теплый. При рассказе малыш больше чувствует отношение самого родителя к герою сказок и легче понимает, осуждает он героя или восхищается им. Однако не стоит перестараться и слишком увлекаться, рассказывая сказку страшным голосом и рыдая, жестикулируя руками и показывая сцены из сказки. Задача родителей не испугать, а передать состояние героя тихим и спокойным голосом. Показывайте малышу иллюстрации, дети надолго запоминают то, что увидели. Задавайте малышу вопросы, хотя он еще не умеет на них отвечать. Вопросы заставляют его задуматься и побуждают в нем желание самому спрашивать вас об интересующих его моментах сказки.
Читать сказки необходимо в соответствии с возрастом ребенка. Начиная с двухлетнего возраста можно прочесть ребенку сказки с более сложным сюжетом. Например, Заяц и лиса», «Теремок», Зайка-зазнайка» и тому подобные. Детям старше 3-х лет рассказывайте сказки, где наряду с животными присутствуют люди. Это сказки «Маша и медведь», «Кот в сапогах», «Гуси-лебеди», «Раковая шейка» и другие. Сказки, где присутствуют персонажи волшебники и колдуны, лучше начинать читать после 5-летнего возраста.
У детей до пяти лет преобладает логическое мышление, они действительно верят в чудеса. Для детей старше пяти лет полезны сказки «Снежная королева», «Русалочка», «Дюймовочка», «Двенадцать месяцев», «Щелкунчик» и другие.
Маленьким детям лучше читать русские народные сказки, так как они учат ребенка доброте и сочувствию. Если даже сказка не русская, надо учесть, чтобы она заканчивалась хорошо. Какие бы приключения не происходили с героями сказки на протяжении всего сюжета в конце добро обязательно должно победить.
С какого возраста нужно читать ребенку книжки
Чтение сказок для детей – привычная процедура для каждого родителя. Чтобы ребенок успокоился, многие мамы и папы прибегают к данному методу, выбирая увлекательные детские книжки с различными картинками и интересными историями. Но далеко не все знают, с какого возраста читать ребенку сказки не только можно, но и нужно.
Кроме того, важно грамотно подбирать специальные книги, которые должны полностью соответствовать развитию малыша. Это поможет ему понимать прочитанное и извлекать из него основной смысл.
Как понять, что уже можно читать ребенку?
Читать ребенку книжки можно с раннего возраста. Психологи утверждаются, что в будущем таким детям будет намного проще общаться со своими сверстниками, они легко будут заводить новые знакомства и быстрее заговорят по сравнению с другими детьми.
Начинать читать книжки можно с того момента, как малыш научился фокусировать свое внимание на определенных предметах. В результате родители уже могут постепенно начинать демонстрировать малышу яркие и несложные картинки. Это, так называемый, подготовительный процесс перед началом чтения сказок и других книг. Прежде всего, важно установить эмоциональный контакт между мамой и малышом. Демонстрируя картинки, обязательно проговаривайте, что на них изображено. Таким образом, ребенок будет постоянно слышать голос мамы, и стараться повторить услышанное.
Читать книги нужно с раннего возраста, усаживая малыша на колени. Это психологический контакт, в процессе которого ребенок учится доверять родителям, слышит их голос, старается контактировать с мамой и папой.
В этом случае работает правило: чем чаще читать ребенку книжки, тем быстрее он сможет заговорить. Ведь постоянное чтение – один из важных элементов развития детской речи. Следующий этап регулярного чтения – пополнение пассивного словарного запаса малыша, расширение его кругозора. Малыш старается визуализировать то, что он услышал, начинает работать его воображение, фантазия, отмечают активное развитие памяти. Рекомендуется читать сказки не только перед сном, но и на протяжении дня – по несколько раз за день.
Причем не стоит заставлять ребенка вас слушать. Нужно выбрать время, когда малыш ничем не занят и отдыхает после игры. Процесс чтения не должен вызывать у детей негативные эмоции.
Выбираем книжку по возрасту
Отвечая на вопрос, с какого возраста можно читать ребенку, психологи утверждают: чем раньше, тем лучше. В процессе чтения малышам до 1 года, нужно помнить о некоторых важных нюансах:
Однако не стоит переусердствовать и не путать обычный игровой процесс с основным заданием – научить малыша слушать. Одна из самых важных задач, которая стоит перед родителями – сделать все возможное, чтобы ребенку была интересна человеческая речь, а не только картинки. По мере взросления дети начинают понимать то, что они слышат. Со временем малыш разберется и поймет смысл новой информации.
Потому стоит выбирать книги с небольшим количеством спецэффектов, чтобы это не переросло в банальную игру. Потребуется дать малышу некоторое время, чтобы он успел рассмотреть картинку и сосредоточиться на ее элементах.
Для детей до года можно приобрести сенсорные книги – это мягкие и развивающие книжки, не лишенные сюжетной линии. Очень хорошо «работают» сказки, где минимум текстовых блоков и много иллюстраций, по которым можно рассказать историю. Родители имеют возможность знакомить свое чадо с небольшими стихами – как правило, это легкие четверостишья.
Для более взрослых детей – от 1,5 года, можно осваивать специальные детские энциклопедии, где автор поднимает различные интересные темы. В первую очередь малыш начинает распознавать существительные, с течением времени он узнает глаголы. Потому ближе к двум годам можно смело составлять короткие предложения, в которых всего 2-3 слова.
Но пока малыш еще не научился разговаривать – за него говорят родители. Они могут с легкостью интерпретировать любую историю на собственный лад.
От 1,5 года до 3-х лет – можно смело переходить к чтению коротких историй про разных животных, читать более длинные стишки и не отказываться от увлекательных сказочных историй. В этот список нужно добавлять книги с картинками, по которым малыш может самостоятельно «прочитать» или придумать историю.
Читаем сказки вместе с детьми
Читаем сказки детям, как минимум, два раза в день – перед дневным и вечерним сном. Во время прочтения важно вести диалог со своим чадом – переспрашивайте его о прочитанном, обсуждайте определенные ситуации, которые случились в рассказе. Вместе проговаривайте поступки героев (хорошо или плохо поступил тот или иной персонаж).
Если малыш отказывается вместе читать определенную книгу, необходимо прибегать к альтернативе – пускай, он или она самостоятельно выберет книгу, которую можно прочесть в данный момент. Когда ребенок самостоятельно берет книгу и просит маму или папу вместе с ним почитать – ни в коем случае не нужно ему отказывать.
Совместное чтение с ребенком помогает наладить связь между дочкой/сыном мамой и папой. Это необходимо для дальнейшего взаимопонимания сторон. Ребенок будет чувствовать тепло, семейный уют и доверие.
Как правильно читать сказки ребенку
Существует несколько рекомендаций, которые помогут родителям понять, как нужно читать сказки собственному чаду:
Важно всегда прислушиваться к своему чаду и учитывать его настроение: если малыш наотрез отказывается сегодня слушать какую-либо книгу, нужно учесть его пожелание. Пройдет немного времени, и он сам предложит почитать вместе с мамой и папой.
Как читать ребенку?
Знакомство с книгами от 0 до 5-6 месяцев
Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируются жизненно важные эмоции.
Книжки-игрушки от 6 месяцев до года
Книги от 1 до 2 лет
Ребенок в возрасте от года до двух лет может рассматривать книгу 10-20 минут, но не заставляйте его это делать насильно, иначе вызовете отвращение к книгам.
Чтение от 2-х до 3-х лет
Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки «читать» самостоятельно.
Детские книги с 3-х до 6 лет
В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. Для его лучшего восприятия читать малышу следует. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:
Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты.
Во-первых, следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы.
Во-вторых, старайтесь всегда читать малышу выразительно.
Список литературы для детей от 0 до 2 лет:
Список литературы для детей от 2-х до 4-х лет
Список литературы для детей от 3-х до 6 лет
К вышеперечисленным произведениям прибавляются:
В каком возрасте начинать читать ребенку сказки?
Сказки можно начинать читать уже тогда, когда вы только забеременели, ведь малыш чувствует эмоции будущих родителей и вскоре начинает слышать их голоса. Чтение сказок успокаивает и маму и ребенка и создает их крепкую связь. В такое время подойдут стихотворения, добрые неэмоциональные сказки, желательно русские народные произведения. Не забывайте также об успокаивающей музыке и колыбельных. Поверьте, ребенок всё чувствует и понимает!
Главным правилом при определении сказки после рождения послужит правило “сказки по возрасту”. В раннем детстве отлично подойдут сказки коротенькие с достаточным количеством звуков, подражающих животным. Мяу-мяу, кар-кар и тому подобные короткие фразы помогут ребенку быстрее начать говорить самому. Ведь ему так интересно повторять всё за вами!
Когда ребенку исполнилось 4 годика, станут важны сказки с сюжетами, яркими событиями, эмоциональными переживаниями за героев. В таком возрасте самое время подбирать сказки, в которых решаются общие проблемы добра и зла, их уже можно обсуждать совместно и учиться решать. Лет до шести основу вашей сказочной библиотеки должны будут составить сказки про животных. После 6 лет сказка должна содержать уже конкретный сюжет и идеальными станут авторские сказки, проверенные временем. Братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен – отличный выбор.
С 7 и до 11 лет пора начинать читать сказки Линдгрен, Милна, Родари… Превосходно будет, если ребенок будет читать их уже сам, но, конечно, с вашей помощью. Помните: первая книга, прочитанная ребенком, запомнится ему навсегда! Не забудьте также начать читать сказки Пушкина в стихах.
Ваш ребенок уже в подростковом возрасте? Не думайте, что сказки ему больше не нужны. На смену детским сказкам приходят вполне взрослые, с приключениями и фантастикой. Хороший пример: Приключения Электроника.
И напоследок: если даже вы не выбираете сказки онлайн, а предпочитаете покупать книги, внимательно следите за тем, чтобы изложены сказки были в оригинале, а не в современном варианте. В любом случае перед началом чтения, перечитайте текст сами. Это связано с проблемой появления огромного количества книг, которые красивы на вид, но текст их порой искажен до безобразия.
Когда начинать читать книги ребенку
Как можно раньше. Если верить психологам из разных стран, чем скорее вы начнете приучать своего малыша к литературе, тем легче ему впоследствии будет не только освоить речь, но и контактировать с окружающим миром. Так что не бойтесь, что ваши старания окажутся тщетными, если вы познакомите своего ребенка с парочкой сказок еще до того, как он научится правильно воспринимать их.
Когда читать
Не зря наши предки проводили бессонные ночи возле младенцев, рассказывая им народные сказки. Не руководствуясь указаниями именитых психологов (ввиду их отсутствия), прапрабабушки знали наверняка: человек, даже если он совсем маленький, способен воспринимать увлекательные истории.
Приучая ребенка к книгам с малых лет, вы выполняете сразу несколько важных функций. Во-первых, чтение расширяет пассивный словарный запас: маленький слушатель не сразу начнет понимать, о чем именно идет речь, однако услышанные слова будут откладываться в его памяти, чтобы в недалеком будущем трансформироваться в полноценную речь. Во-вторых, как и любые другие занятия, чтение научит малыша концентрации и поможет развить воображение еще в самом юном возрасте.
С последним, к слову, помочь могут исключительно книги: мультфильмы, вопреки чаяниям занятых родителей, напротив, сужают восприятие, а быстрая смена кадров буквально не дает ни секунды на то, чтобы осмыслить увиденное. Поэтому, несмотря на то что качественный видеоконтент может существенно облегчить жизнь мамам и папам, малышу он скорее навредит, чем принесет пользу.
И наконец, пожалуй, самое весомое достоинство семейного чтения — возможность юного члена семьи пообщаться с самыми близкими родственниками. Ни для кого не секрет, что контакт ребенка с родителями идет ему на пользу, но не стоит ограничиваться одними разговорами. Сказки, стихи, а также совместное изучение картинок еще больше обогатят внутренний мир вашего чада, а у вас появится возможность продемонстрировать свою любовь не только на словах, но и на деле.
Что читать
Если вы решили начать погружение в мир литературы до того, как возраст вашего малыша достиг одного года, обратите особое внимание на книги с картинками. Иллюстрации должны быть яркими и понятными, без замысловатых сюжетов и, конечно, дарить ребенку только положительные эмоции. Не стремитесь злоупотреблять книжками-игрушками со множеством спецэффектов, ведь ваша задача состоит не только в том, чтобы развлечь своего слушателя, но и научить его самым полезным вещам. Прекрасно для первых шагов в мире литературы подойдут и детские энциклопедии.
Позже, а именно с трех лет, можно переходить на небольшие сказки, стихи и рассказы. Прекрасно развивают и виммельбухи — эти красочные издания специально созданы для того, чтобы в игровой манере научить ребенка концентрировать свое внимание и даже самостоятельно придумывать истории.
Как читать
Чтобы чтение не носило исключительно увеселительный характер, заведите несколько полезных привычек. Так, например, не стоит сосредотачивать свое внимание только на тексте — показывайте ребенку все картинки, комментируйте изображения, а если ваше чадо уже умеет говорить, попросите и его рассказать об увиденном как можно подробнее. Постарайтесь превратить чтение в интерактивную игру: позвольте малышу самостоятельно переворачивать страницы (это тренирует мелкую моторику), не забывайте задавать ему уточняющие вопросы, а кроме того, не бойтесь высказывать собственное мнение.
Не лишним будет вспомнить и школьные уроки литературы: произносите текст с выражением, имитируйте голоса персонажей. Иными словами, делайте все, чтобы знакомство с книгой превратилось для ребенка в маленький спектакль, захватывающее приключение.
К слову, нередко мальчики и девочки заставляют родителей по нескольку раз перечитывать одно и то же произведение. Не пугайтесь такой привязанности: дети любят многочисленные повторения, и касается это не только чтения, но и других занятий. Оказывается, именно таким образом происходит процесс обучения на самых ранних этапах. Поэтому лучше еще раз закрепить пройденный материал, чем отказаться от него вовсе.