когда метро появилось в москве каком году
Как строилось метро в Москве, или История подземного города
Идея о запуске в Москве подземной железной дороги появилась на полвека раньше, чем проект стали воплощать в жизнь. С 1875 по 1930 год было представлено как минимум пять проектов строительства метрополитена. Но к работам приступили лишь в начале 1930-х годов, когда стало совершенно очевидно, что общественный транспорт (представленный в основном трамваями) не справлялся с пассажирскими перевозками. После пробки 6 января 1931 года, когда в городе на день встал весь транспорт — от трамваев до извозчиков, в Москве началось строительство метро.
1931–1940 годы: дворец для народа
10 декабря 1931 года во двор дома 13 по улице Русаковской (на месте будущего перегона «Сокольники» — «Красносельская») пришли семь рабочих и вонзили лопаты в мерзлую землю. Через месяц работа кипела уже на всех участках первой линии от «Сокольников» до «Дворца Советов» (сегодня — «Кропоткинская»). Сначала метро не собирались прятать глубоко под землю, но для этого пришлось бы перекопать весь город. Молодой инженер Вениамин Маковский предложил прогрессивное решение: строить на глубине. Неожиданная идея вызвала море протестов, но пришлась по душе градоначальнику Лазарю Кагановичу. Точку в споре поставил Иосиф Сталин, который утвердил проект глубокого заложения.
Строительство шло трудно и медленно: не хватало ни опыта, ни людей. Пришлось обратиться за помощью к зарубежным коллегам. В 1934 году появился английский проходческий щит. Еще один собрали в СССР по его образцу. Работа сразу пошла быстрее. 15 октября 1934 года из электродепо «Северное», расположенного возле станции «Комсомольская», на линию выехал первый в истории метро поезд.
15 мая 1935 года открылись первые 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (сегодня — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сегодня — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (до ноября 1990 года — «Калининская», сегодня — «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская». Символ Московского метрополитена — красную букву М — придумал архитектор Иван Таранов.
Строительство второй очереди метро было завершено в 1937–1938 годах. Открылась станция «Киевская» (будущая Филёвская линия) и расположенный на этом участке первый в СССР метромост — Смоленский. Заработали станции «Площадь Революции» и «Курская» Арбатско-Покровской линии. Еще через полгода было запущено шесть станций Горьковского радиуса: «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Площадь Свердлова» (сегодня — «Театральная»).
Строительство проходило под девизом «Создадим дворец для народа!», поэтому архитектура подземки отличалась монументальностью и торжественностью. Станции «Площадь Революции», «Маяковская», «Театральная» можно назвать шедеврами архитектурной мысли. Это оценили и зарубежные специалисты: в 1939-м проект «Маяковской» (архитектор А.Н. Душкин, художник А.А. Дейнека) получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Всего за первое десятилетие было проложено 24,25 километра линий и построено 22 станции.
1941–1950 годы: спасение в военное время
В годы Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. Во время авианалетов там собирались до полумиллиона человек, которые размещались как на платформах, так и в тоннелях. Вскоре подземная жизнь стала обыденностью: на станциях были открыты магазины, парикмахерская и даже библиотека. Во время воздушных тревог в метро родилось 217 детей. А на «Кировской» (ныне «Чистые пруды») располагались отделы Генерального штаба. Пути были отгорожены, поезда на станции не останавливались.
Но однажды метро чуть было не уничтожили. Такой приказ поступил от Кагановича 15 октября 1941 года, когда враг подступал к Москве. Метро планировалось частично затопить, частично — заминировать. Утром 16 октября метрополитен первый раз за всю историю не работал. К вечеру приказ об уничтожении был отменен.
Несмотря на военное положение, продолжалось строительство третьей очереди подземки. В 1943–1944 годах были открыты станции «Завод имени Сталина» (с 1956 года — «Автозаводская»), «Павелецкая», «Новокузнецкая», «Сталинская» (с 1961 года — «Семёновская»), «Измайловский парк культуры и отдыха» (эта станция неоднократно переименовывалась, с 2005 года она называется «Партизанской»), «Бауманская», «Электрозаводская». Тоннель между «Площадью Свердлова» и «Заводом имени Сталина» прошел под Москвой-рекой. На всех станциях, возведенных в эти годы, установлены памятные таблички «Сооружено в дни Отечественной войны».
За годы военного лихолетья было проложено более 13 километров линий и открыто семь станций. А всего с 1941 по 1950 год московское метро увеличилось на 19,66 километра и 13 станций.
1951–1960 годы: от роскоши к простоте
После войны началось строительство четвертой очереди метрополитена — Кольцевой и Арбатской линий. Работы завершились уже в 1950-х годах.
Первоначально Кольцевая должна была пройти под Садовым кольцом, но затем проектировщики решили пустить ветку по вокзальным площадям. 1 января 1950 года открылся первый участок — от «Парка культуры» до «Курской». Он прошел как раз под Садовым кольцом. 30 января 1952 года был запущен второй отрезок — от «Курской» до «Белорусской». Кольцо замкнулось 14 марта 1954 года, когда поезда поехали от «Белорусской» до «Парка культуры». Кольцевая линия стала апофеозом сталинского ампира. Все 12 станций украшены скульптурами, монументальной живописью, оригинальными светильниками. При этом каждая из них индивидуальна и неповторима.
Прокладка Арбатской линии совпала с началом холодной войны. До 1952 года о новой ветке не упоминалось в прессе, так как в случае ядерной угрозы эти станции должны были стать бомбоубежищами.
В 1955 году правительство приняло решение «устранить излишества в проектировании и строительстве». Станции стали строиться не по индивидуальным, а типовым проектам. В итоге «ВСХВ» (сегодня — «ВДНХ»), «Спортивная» и другие выглядели более просто по сравнению со своими предшественницами. Появились первые наземные станции («Студенческая», «Кутузовская» и «Фили»), строительство которых было более экономичным. Погоня за дешевизной привела к тому, что при возведении Лужнецкого метромоста со станцией «Ленинские горы» (сегодня — «Воробьевы горы») были допущены ошибки, и он довольно быстро пришел в негодность.
Всего в 1951–1960 годах было построено 33,5 километра линий и 21 станция.
1961–1970 годы: «стекляшки» и «сороконожки»
Курс на упрощение, взятый в середине 1950-х, продолжался до 1970 года. Появились «стекляшки» (станции со стеклянными вестибюлями) и «сороконожки» (платформы с 40 колоннами в два ряда). Новые станции отличались друг от друга только цветом облицовочного кафеля. Первой станцией, положившей начало архитектурному направлению «сороконожек», была «Первомайская». А наиболее дешево в это десятилетие обошелся участок Филёвской линии от станции «Фили» до «Молодежной»: он почти весь проложен по поверхности.
Также в 1960-е продолжалось удлинение радиусов. Накануне 1967-го открылся участок фиолетовой линии со станциями «Таганская», «Пролетарская», «Волгоградский проспект», «Текстильщики», «Кузьминки», «Рязанский проспект», «Ждановская» (сегодня — «Выхино»). В 1969-м на юг продлевается зеленая ветка: открываются «Коломенская», «Каширская», «Варшавская» и «Каховская».
Любопытно, что одна станция была в это десятилетие закрыта навсегда. Первоначально «Первомайскую» открыли в 1954 году на территории электродепо «Измайлово». Но с продлением Арбатско-Покровской линии на восток она стала не нужна. Саму станцию превратили в цех, а из вестибюля сделали актовый зал для сотрудников депо.
Похожая история произошла и в следующем десятилетии с временной станцией «Калужская». Она просуществовала на территории электродепо «Калужское» с 1964 по 1974 год. Таким образом, в Московском метрополитене есть и выведенные из эксплуатации для пассажиров участки — примерно четыре километра линий и две станции.
За это десятилетие проложено 58 километров подземки и открыта 31 станция.
1971–1980 годы: связывая ветки
Метрополитен не только продолжил удлиняться в сторону окраин, но и связывать между собой радиусы, заполняя внутрикольцевое пространство. В начале 1972 года открылись станции «Площадь Ногина» (сегодня — «Китай-город»), «Колхозная» (ныне «Сухаревская»).
Получает развитие концепция эстетического оформления. Теперь она сочетает индивидуальность сталинского метро и индустриальность хрущевского. В центре строятся станции глубокого заложения. «Кузнецкий Мост», «Пушкинская», «Горьковская» (теперь «Тверская») возводятся в стиле 30-х годов прошлого века. Типовые станции модернизируются, практикуется оригинальный подход. Так, станция «Свиблово» украшена смальтовыми панно и миниатюрами, в оформлении «Марксистской» применялась флорентийская мозаика, на «Шаболовской» использовался витраж из цветного стекла.
В 1970-х годах было проложено 52,8 километра пути и введено в строй 30 станций.
1981–1990 годы: обмен метроподарками
Конец 1970-х — начало 1980-х годов — этот период стал наиболее продуктивным в строительстве метрополитена. В 1983-м была введена в эксплуатацию Серпуховская линия с восемью станциями — от «Серпуховской» до «Южной».
В 1985-м столичная подземка пополнилась станцией чехословацких метростроевцев. В то время как архитекторы и инженеры дружественной страны возводили «Пражскую», советские оформители занимались строительством станции «Московская» в Праге.
Грянула перестройка, и темп прокладки метро замедлился. С 1985 по 1988 год строители ежегодно сдавали по три станции. В 1989-м была открыта только одна — «Крылатское» Филёвской линии. В 1990-м — четыре: «Ясенево» и «Битцевский парк» (сегодня — «Новоясеневская») Калужско-Рижской линии, а также «Черкизовская» и «Улица Подбельского» (сегодня — «Бульвар Рокоссовского») Кировско-Фрунзенской (сейчас — Сокольнической) линии.
Всего за 1980-е годы проложено 46,5 километра пути и открыто 28 станций.
1991–2000 годы: первые станции новой страны
В лихие 1990-е строительство метро резко сократились. Тем не менее были завершены проекты, запущенные еще до распада СССР. С 1991 по 1994 год открывается северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии от «Савеловской» до «Алтуфьева». В 1995–1999 годах после долгого строительства запускается Люблинская линия от «Чкаловской» до «Марьино». В августе 2000-го на Серпуховско-Тимирязевской линии открывается «Улица Академика Янгеля».
В это сложное десятилетие в государственной казне почти не было средств, поэтому многие станции метрополитену пришлось прокладывать за свой счет. Но несмотря на тяжелое финансовое положение, их оформление выглядит вполне достойно.
Во время последнего десятилетия прошлого века подземка увеличилась 32,8 километра и 19 станций.
2001–2010 годы: за пределы Москвы
В новом столетии ветки метро продлеваются не только в спальные районы, но и за МКАД. Первой станцией за пределами Московской кольцевой автодороги становится «Бульвар Дмитрия Донского», открытый в конце 2002-го. В том же году после двух десятков лет реконструкции начинает работу станция «Воробьевы горы» на вновь отстроенном Лужнецком метромосту. В мае 2003-го открывается самая глубокая станция подземки — «Парк Победы», а через полгода — Бутовская линия легкого метро. В 2004-м на севере запускается монорельсовая дорога, связавшая районы Останкинский и Тимирязевский. В 2009-м Арбатско-Покровская линия продлевается на запад, причем не только за МКАД, но и — впервые в истории столичного метро — в область: первой станцией метро в Подмосковье стала станция «Мякинино». Появляются новые станции на Филёвской и Люблинско-Дмитровской линиях.
Меняется архитектура: проектирование ведется в новой стилистике. Из наиболее удачных можно отметить «Славянский бульвар», «Парк Победы», «Аннино», «Волоколамскую».
За первое десятилетие нового века построено 37,5 километра пути и 21 станция. А с учетом монорельса москвичи получили за 10 лет 42 километра линий и 27 станций.
С 2011 года: «братство» колец
В наши дни подземка приходит в самые отдаленные районы, значительно упрощая жизнь москвичам. За последние шесть лет метро появилось в Братееве, Орехово-Борисове, Тропарёве, а также в расположенных за МКАД районах Новокосино, Выхино-Жулебино, на присоединенных к Москве территориях. Не остаются без внимания и старые районы. В сентябре 2016 года на севере и северо-востоке открыты сразу три станции: «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». В марте 2017-го три станции — «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки» — облегчили передвижение по городу жителям запада Москвы. Кроме того, появилось много пересадок за пределами Кольцевой линии: «Зябликово», «Деловой центр», «Парк Победы», «Битцевский парк», «Петровско-Разумовская». Они помогают оптимизировать транспортные потоки и дают возможность москвичам совершать поездки, минуя центр.
Ярким событием в жизни города стал запуск в 2016 году Московского центрального кольца — городской железной дороги, интегрированной в структуру метрополитена. 31 станция, расположенная на линии, позволяет горожанам быстро пересаживаться, минуя центр.
Сегодня метро продолжает распространяться по столице. Менее чем за последние семь лет в Москве открыто для пассажирского движения, считая МЦК, 55 станций и 101 километр линий — намного больше, чем в любой другой период строительства метрополитена. С вводом пяти первых станций Третьего пересадочного контура это уже будет 111,5 километра и 60 станций.
Также близится к завершению строительство участков «Речной вокзал» — «Ховрино», «Раменки» — «Рассказовка» и «Петровско-Разумовская» — «Селигерская». В 2018 году будет открыта новая Кожуховская линия протяженностью 17,5 километра, в 2019-м красную линию дотянут до Столбова, а в 2020–2021 годах будет пущено движение по всему Третьему пересадочному контуру, длина которого составит около 65 километров.
Всего за 10 лет, с 2011 по 2020 год, в Москве будет проложено около 200 километров линий и открыто свыше 100 станций метро, считая МЦК. Примерно столько же было построено с 1965 по 2010 год, то есть за 45 лет.
Фотографии предоставлены Главархивом Москвы
Когда метро появилось в москве каком году
15 июня 1931 года. Июньский пленум ЦК ВКП(б) принял решение о сооружении метрополитена в Москве.
15 октября 1934 года. По участку «Комсомольская» – «Сокольники» проследовал первый пробный поезд.
Ноябрь 1934 года. Создание при Моссовете Управления метрополитена.
15 мая 1935 года. Открытие первой очереди Московского метрополитена на участках от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до станции «Смоленская» общей протяженностью 11,2 км.
20 марта 1937 года. Введен в действие участок второй очереди от станции «Смоленская» до станции «Киевская» протяженностью 1,4 км.
13 марта 1938 года. Вошел в строй действующих участок от станции «Улица Коминтерна» («Александровский сад») до станции «Курская» протяженностью 2,3 км. Организовано раздельное движение поездов по двум линиям — Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) и Арбатско-Покровской.
11 сентября 1938 года. Открыто движение по Горьковскому радиусу от станции «Площадь Свердлова» («Театральная») до станции «Сокол» длиной 8,5 км. Завершено сооружение линий второй очереди строительства метрополитена.
6 ноября 1941 года. На станции «Маяковская» состоялось на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями, посвященное 24-ой годовщине Октябрьской Социалистической Революции.
1 января 1943 года. Горьковский радиус продлен на 6,2 км от станции «Площадь Свердлова» («Театральная») до станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская»).
20 ноября 1943 года. На действующем участке «Площадь Свердлова» («Театральная») – «Завод имени Сталина» («Автозаводская») для обслуживания пассажиров открыты новые станции: «Новокузнецкая» и «Павелецкая».
18 января 1944 года. Вступил в эксплуатацию участок Арбатско-Покровской линии от станции «Курская» до станции «Измайловская» («Партизанская») протяженностью 7,1 км.
15 мая 1944 года. На действующем участке Арбатско-Покровской линии открыта для обслуживания пассажиров станция «Электрозаводская». Завершено сооружение линий третьей очереди строительства метрополитена.
1 января 1950 года. Принят в эксплуатацию первый участок Кольцевой линии от станции «Курская» до станции «Парк культуры» протяженностью 6,4 км с промежуточными станциями: «Таганская», «Павелецкая (переход на Горьковско-Замоскварецкую линию), «Серпуховская» («Добрынинская»), «Калужская» («Октябрьская») и «Парк Культуры» (переход на Кировско-Фрунзенскую линию).
30 января 1952 года. Открыт участок Кольцевой линии от станции «Курская» до станции «Белорусская» протяженностью 7,0 км с новыми станциями: «Комсомольская» (переход на Кировско-Фрунзенскую линию), «Ботанический сад» («Проспект Мира»), «Новослободская» и «Белорусская» (переход на Горьковско-Замоскворецкую линию).
5 апреля 1953 года. Началось движение по новому участку Арбатско-Покровской линии от станции «Площадь Революции» до станции «Киевская» глубокого заложения протяженностью 3,9 км с новыми станциями: «Арбатская», «Смоленская», «Киевская».
14 марта 1954 года. Введен в эксплуатацию участок Кольцевой линии от станции «Белорусская» до станции «Парк культуры», с промежуточной станцией «Краснопресненская». Длина участка — 5,9 км. Началась перевозка пассажиров по замкнутой Кольцевой линии, протяженность подземной трассы — 19,5 км.
5 ноября 1954 года. Арбатско-Покровская линия продлена от станции «Измайловская» («Партизанская») до временной станции «Первомайская», построенной на территории электродепо «Измайлово».
1 мая 1957 года. Открыт для перевозки пассажиров участок Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) линии от станции «Парк культуры» до станции «Спортивная», протяженностью 2,4 км.
1 мая 1958 года. Открыто движение поездов по Рижской линии от станции «Ботанический сад» («Проспект Мира») до станции «ВСХВ» («ВДНХ») протяженностью 4,5 км с промежуточными станциями: «Рижская» и «Мир» («Алексеевская»).
7 ноября 1958 года. С завершением строительства участка от станции «Киевская» мелкого заложения до станции «Кутузовская» протяженностью 2,3 км, открыто движение поездов по Филевской линии от станции «Калининская» («Александровский сад») до станции «Кутузовская».
7 ноября 1958 года. Начато внедрение автоматических контрольных пунктов (АКП) на станциях метрополитена.
12 января 1959 года. Кировско-Фрунзенская (Сокольническая) линия продлена на 4,5 км от станции «Спортивная» до станции «Университет» с промежуточной станцией «Ленинские горы», размещенной в нижнем ярусе уникального метромоста в Лужниках.
7 ноября 1959 года. Открыто движение по участку Филевской линии от станции «Кутузовская» до станции «Фили» протяженностью 1,7 км.
1961 год — все станции оборудованы автоматическими контрольными пунктами (АКП), на входах оставлено по одному контролеру.
13 октября 1961 года. Принят в эксплуатацию участок Филевской линии от станции «Фили» до станции «Пионерская» протяженностью 3,5 км.
21 октября 1961 года. Принят в эксплуатацию участок Арбатско-Покровской линии протяженностью 3,8 км от станции «Измайловский парк» («Партизанская») до станции «Первомайская», протяженностью 3,8 км. На трассе сооружена эстакада и промежуточная наземная станция «Измайловская». С этого момента временная станция «Первомайская», расположенная в электродепо «Измайлово», закрыта.
13 октября 1962 года. Вступила в строй новая Калужская линия протяженностью 8,1 км от станции «Новые Черемушки» до станции «Октябрьская» с пересадкой на одноименную станцию Кольцевой линии.
22 июля 1963 года. Введен в строй участок Арбатско-Покровской линии: «Первомайская» – «Щелковская» протяженностью 1,6 км.
30 декабря 1963 года. Кировско-Фрунзенская (Сокольническая) линия продлена на 4,5 км от станции «Университет» до станции «Юго-Западная».
15 апреля 1964 года. Калужская линия продлена на 1,5 км от станции «Новые Черемушки» до временной станции «Калужская», построенной на территории электродепо «Калужское».
31 декабря 1964 года. Горьковская линия продлена от станции «Сокол» до станции «Речной вокзал» на 6,2 км.
5 июля 1965 года. Филевская линия продлена от станции «Пионерская» до станции «Молодежная». Длина нового участка — 3,8 км.
31 августа 1965 года. На действующем участке между станциями «Пионерская» и «Молодежная» для обслуживания пассажиров открыта станция «Кунцевская» Филевской линии.
31 декабря 1965 года. Введен в эксплуатацию участок Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) линии от станции «Сокольники» до станции «Преображенская площадь» протяженностью 2,5 км.
31 декабря 1966 года. Открыта Ждановская (Таганская) линия от станции «Ждановская» («Выхино») до станции «Таганская» протяженностью 12,9 км.
6 ноября 1967 года. В вестибюле станции «Спортивная» открыт Народный музей Московского метрополитена.
11 августа 1969 года. Вступил в строй участок Горьковско-Замоскворецкой (Замоскворецкой) линии от станции «Автозаводская» до станции «Каховская». Длина участка — 9,5 км.
3 января 1971 года. Открыты участки: Калужской линии от станции «Октябрьская» до станции «Площадь Ногина» («Китай-город») длиной 3,8 км и Ждановской (Таганской-Краснопресненской) линии от станции «Таганская» до станции «Площадь Ногина» («Китай-город») — 2,1 км.
31 декабря 1971 года. Вступил в строй участок «Площадь Ногина» («Китай-город») — «Проспект Мира» (2,9 км), соединивший Калужскую и Рижскую линии. Образована Калужско-Рижская линия.
30 декабря 1972 года. Вступила в строй Краснопресненская линия протяженностью 7,2 км от станции «Баррикадная» до станции «Октябрьское Поле».
12 августа 1974 года. Вступил в строй участок Калужско-Рижской линии от станции «Новые Черемушки» до станции «Беляево» длиной 3,6 км. С этого момента временная станция «Калужская», расположенная на территории одноименного электродепо, закрыта.
17 декабря 1975 года. Вступил в строй участок «Площадь Ногина» («Китай-город») — «Баррикадная», соединивший Ждановскую и Краснопресненскую линии. Образована Ждановско-Краснопресненская (Таганско-Краснопресненская) линия.
30 декабря 1975 года. Открыт для перевозки пассажиров участок от станции «Октябрьское поле» до станции «Планерная» протяженностью км. На перегоне между станциями «Щукинская» и «Тушинская» в основных конструкциях сооружена платформа перспективной станции «Волоколамская» («Спартак»).
29 сентября 1978 года. Калужско-Рижская линия продлена на 8,1 км от станции «ВДНХ» до станции «Медведково».
15 июля 1979 года. На действующем перегоне между станциями «Площадь Свердлова» и «Маяковская» открыта станция «Горьковская» («Тверская»). Организован переход пассажиров на станцию «Пушкинская» (Ждановско-Краснопресненской линии).
30 декабря 1979 года. Открыто движение по Калининской линии протяженностью 11,4 км от станции «Марксистская» до станции «Новогиреево».
5 ноября 1980 года. На действующем перегоне между станциями «Октябрьская» и «Ленинский проспект» для обслуживания пассажиров открыта станция «Шаболовская».
8 ноября 1983 года. Вступила в эксплуатацию Серпуховская линия от станции «Серпуховская» до станции «Южная» протяженностью 13,0 км.
30 декабря 1984 года. Вступил в строй участок Горьковско-Замоскворецкой линии от станции «Каширская» до станции «Орехово» протяженностью 6,4 км. На линии организовано вилочное движение поездов по маршрутам: «Речной вокзал» – «Каховская» и «Речной вокзал» – «Орехово».
7 сентября 1985 года. От станции «Орехово» Горьковско-Замоскворецкая линия продлена на 3,4 км до станции «Красногвардейская».
6 ноября 1985 года. Принят в эксплуатацию участок Серпуховской линии протяженностью 1,1 км от станции «Южная» до станции «Пражская».
Январь 1986 года. Введен в эксплуатацию участок Серпуховской линии от станции «Серпуховская» до станции «Боровицкая» протяженностью 2,8 км. Завершено сооружение центрального участка Калининской линии от станции «Марксистская» до станции «Третьяковская» длиной 1,7 км. На станции «Боровицкая» открыты пересадки на станции «Библиотека имени Ленина» (Кировско-Фрунзенской линии) и «Арбатская» (Арбатско-Покровской линии).
25 января 1986 года. Завершено сооружение перегона Калининской линии от станции «Марксистская» до станции «Третьяковская» длиной 1,7 км. Рядом с существующими открыт новый зал станции «Третьяковская», организована удобная пересадка между Калининской и Калужско-Рижской линиями, а также станцией «Новокузнецкая» Горьковско-Замоскворецкой линии.
6 ноября 1987 года. Калужско-Рижская линия продлена на 3,0 км от станции «Беляево» до станции «Теплый Стан».
21 декабря 1987 года. На Серпуховско-Тимирязевской линии открыта станция «Чеховская». Длина нового участка — 1,6 км.
21 декабря 1987 года. На Серпуховско-Тимирязевской линии открыт участок длинной 1,6 км, от станции «Боровицкая» до станция «Чеховская». Завершено формирование пересадочного узла между «Замоскворецкой, Ждановско-Краснопресненской и Серпуховско-Тимирязевской линями.
31 декабря 1989 года. Открыта станция «Крылатское» Филевской линии. Длина нового участка — 1,9 км.
17 января 1990 года. Введен в эксплуатацию участок Калужско-Рижской линии от станции «Теплый Стан» до станции «Битцевский парк» протяженностью 3,6 км.
3 августа 1990 года. Вступил в строй участок Сокольнической линии от станции «Преображенская Площадь» до станции «Улица Подбельского» длиной 3,8 км.
5 ноября 1990 года — переименованы следующие станции и линии:
1 марта 1991 года. Введен в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Савеловская» до станции «Отрадное» длиной 8,5 км.
31 декабря 1992 года. Вступил в строй участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Отрадное» до станции «Бибирево» протяженностью 2,6 км.
15 июля 1994 года. Введен в строй участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Бибирево» до станции «Алтуфьево» протяженностью 2,0 км.
20 ноября 1995 года. Принят в эксплуатацию оборотный тупик станции «Каширская». С этого момента прекращено вилочное движение поездов по Замоскворецкой линии. Поезда следуют от станции «Речной Вокзал» до станции «Красногвардейская», а участок линии протяженностью 3,3 км от станции «Каширская» до станции «Каховская» выделен в самостоятельную Каховскую линию.
29 декабря 1995 года. Введен в строй первый участок Люблинской линии от станции «Чкаловская» до станции «Волжская» протяженностью 12,1 км.
25 декабря 1996 года. Люблинская линия продлена на 5,4 км от станции «Волжская» до «Марьино».
25 августа 1997 года. Открыты вторые выходы на станциях «Белорусская»-кольцевая и «ВДНХ».
11 декабря 1999 года. На действующем участке между станциями «Крестьянская застава» и «Кожуховская» для обслуживания пассажиров открыта станция «Дубровка» Люблинской линии.
31 августа 2000 года. Вступила в строй первая очередь Бутовского участка Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Пражская» до станции «Улица Академика Янгеля» длиной 2,0 км.
12 декабря 2001 года. Бутовский участок Серпуховско-Тимирязевской линии продлен еще на один перегон длиной 1,4 км до станции «Аннино».
14 декабря 2002 года. Вновь открыта для обслуживания пассажиров станция «Воробьевы Горы» (прежде именуемая «Ленинские горы») Сокольнической линии. В ходе продолжительной реконструкции реализован новый инженерно-архитектурный проект.
26 декабря 2002 года. С пуском станции «Бульвар Дмитрия Донского» завершено сооружение Бутовского участка Серпуховско-Тимирязевской линии. Длина перегона — 2,0 км.
6 мая 2003 года. Открыта станция «Парк Победы». Длина перегона «Киевская» – «Парк Победы» — 3,2 км.
27 декабря 2003 года. Вступила в строй первая очередь Бутовской линии легкого метро, пассажиров приняли пять новых станций: «Улица Старокачаловская», «Улица Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова», «Бунинская Аллея»). Длина пускового участка — 5,5 км.
20 ноября 2004 года. Начата перевозка пассажиров по Монорельсовой транспортной системе в экскурсионном режиме. Вход осуществлялся только на конечных станциях — «Улица Сергея Эйзенштейна» и «Тимирязевская», выход — на любой станции. Цена поездки — 50 рублей (25 рублей — для студентов и школьников). Дети до 6 лет — бесплатно при условии сопровождения взрослым пассажиром.
15 августа 2005 года. Монорельсовая транспортная система работает с 8:00 до 20:00. Вход дополнительно открыт на станциях «Выставочный центр» и «Телецентр». Выход в город возможен на любой из шести станций. Интервал движения сокращен до 20 минут. Число составов на линии увеличено.
2 сентября 2005 года. Открылся второй выход станции «Маяковская».
10 сентября 2005 года. Открылась 171-я станция Московского метрополитена — «Деловой центр». Движение поездов осуществляется от станции «Александровский сад» с интервалом в 15 минут. Поезда до новой станции следуют по существующему участку Филевской линии до станции «Киевская», после — по новому участку в сторону строящегося Московского международного делового центра «Москва-СИТИ». Длина нового участка Филевской линии — 2,2 км.
30 августа 2006 года. На новом участке Филевской линии (0,5 км) открылась 172-я станция Московского метрополитена — «Международная».
15 мая 2007 года. После реконструкции открыт южный вестибюль станции «Маяковская». Продолжается реставрационные работы на платформе станции без прекращения перевозки пассажиров.
30 августа 2007 года. Открыт новый участок Люблинской линии от станции «Чкаловская» до станции «Трубная» (3,2 км).
29 декабря 2007 года. На действующем участке Люблинско-Дмитровской линии от станции «Чкаловская» до станции «Трубная» для обслуживания пассажиров открыта станция «Сретенский бульвар» и пересадка на станцию «Тургеневская». Позднее (13 января 2008 г.) открылся переход на станцию «Чистые пруды». На сети метро был образован новый пересадочный узел между Сокольнической, Калужско-Рижской и Люблинско-Дмитровской линиями.
7 января 2008 года. Открылся новый участок Арбатско-Покровской линии от станции «Парк Победы» до станции «Строгино». Открыты: 175 станция — «Строгино» и 176 станция — «Кунцевская» Арбатско-Покровской линии. Ранее действующий в составе Филевской линии участок «Кунцевская» — «Молодежная» — «Крылатское» теперь эксплуатируется в составе нового участка Арбатско-Покровской трассы. На станции «Кунцевская» организована пересадка на поезда Филевской линии, для которых теперь она стала конечной.
7 сентября 2008 года. На действующем участке между станциями «Парк Победы» и «Кунцевская» Арбатско-Покровской линии для обслуживания пассажиров открылась станция — «Славянский бульвар».
26 декабря 2009 года. Завершено строительство митинского участка Арбатско-Покровской линии, открыты станции «Мякинино», «Волоколамская» и «Митино».
23 апреля 2010 года. Полностью заершена реконструкция станции «Маяковская».
19 июня 2010 года. Для перевозки пассажиров открылись новые станции центрального участка Люблинско-Дмитровской линии — «Достоевская» и «Марьина роща». В эксплуатацию введен участок от станции «Трубная».
31 мая 2011 года. Открылся вестибюль станции «Сретенский бульвар». Этот вестибюль совмещен с переходом на станцию «Тургеневская» (Калужско-Рижской линии).
2 декабря 2011 года. Пассажиров приняли три новые станции южного участка Люблинско-Дмитровской линии: «Борисово», «Шипиловская» и «Зябликово», с пересадкой на станцию «Красногвардейская» Замоскворецкой линии.
30 августа 2012 года. На Калининской линии открылась станция «Новокосино».
24 декабря 2012 года. первых пассажиров приняла новая станция «Алма-Атинская» Замоскворецкой линии, расположенная в районе Братеево.
28 декабря 2012 года. Для пассажиров открыта станция «Пятницкое шоссе». С этого момента Арбатско-Покровской линия – самая протяженная в московском метро.
9 ноября 2013 года. Открылись новые станции Таганско-Краснопресненской линии – «Лермонтовский проспект» и «Жулебино».
30 января 2014 года. Открыт участок Калининской линии от станции «Деловой центр» до станции «Парк Победы».
27 февраля 2014 года. Открыт для перевозки пассажиров новый участок Бутовской линии от станции «Улица Старокачаловская» до станций «Лесопарковая» и «Битцевский парк», с пересадкой на станцию «Новоясеневская» Калужско-Рижской линии.
27 августа 2014 года. На действующем перегоне между станциями «Щукинская» и «Тушинская» для обслуживания пассажиров открыта станция «Спартак».
8 декабря 2014 года. На Сокольнической линии открылась новая станция «Тропарёво».
15 мая 2015 года. На станции «Выставочная» открыт «Центр профориентации Московского метрополитена».
21 сентября 2015 года. На Таганско-Краснопресненской линии открылась новая станция «Котельники».
26 декабря 2015 года. На станции «Выставочная» (выход №5) открыта Научно-техническая библиотека Московского метрополитена. Новый читальный зал расширил возможности Центра профориентации метрополитена.
28 декабря 2015 года. На действующем перегоне Замоскворецкой линии открылась станция «Технопарк». Ее строительство осуществлялось без перерыва регулярной эксплуатации линии метрополитена.
18 января 2016 года. На Сокольнической линии открылась станция «Румянцево».
15 февраля 2016 года. На Сокольнической линии для пассажиров открыто продление трассы до новой станции «Саларьево», которая стала 200-ой станцией Московского метрополитена.
16 сентября 2016 года. На Люблинско-Дмитровской линии введен в эксплуатацию новый участок от станции «Марьина роща». Пассажиров приняли новые станции «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». На этой станции принял пассажиров новый посадочный зал. Закончено формирование удобного пересадочного комплекса между поездами Серпуховско-Тимирязевской и Люблинско-Дмитровской линий.
16 марта 2017 года. На Солнцевской линии открылись станции «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки».
31 декабря 2017 года. На Замоскворецкой линии открылась станция «Ховрино».
26 февраля 2018 года. Открыт для пассажиров первый участок Большой кольцевой линии со станциями: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Электропоезда Калининско-Солнцевской линии, при движении от станции «Раменки», после станции «Парк Победы» теперь следуют к станции «Шелепиха» и далее по новому участку. Станция «Деловой центр» (Калининско-Солнцевской линии) закрыта для обслуживания пассажиров. Ее функции выполняет одноименная станция, расположенная рядом.
22 марта 2018 года. На Люблинско-Дмитровской линии открылись станции «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская».
30 августа 2018 года. На Солнцевской линии для перевозки пассажиров открыт новый участок от станции «Раменки» до станции «Рассказовка». На участке действует 7 новых станций: «Мичуринский проспект», «Озёрная», «Говорово», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино» и «Рассказовка».
20 декабря 2018 года. На действующем перегоне Замоскворецкой линии открылась станция «Беломорская».
30 декабря 2018 года. На Большой кольцевой линии открылась станция «Савёловская».
3 июня 2019 года. Открылся первый участок Некрасовской линии — станции «Косино», «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка».
20 июня 2019 года. На Сокольнической линии открылись станции «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка».
27 марта 2020 года Открылся второй участок Некрасовской линии — станции «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская», «Нижегородская», а также станции «Авиамоторная» и «Лефортово».
31 декабря 2020 года. Открыта станция «Электрозаводская» Большой кольцевой линии (временно работает в составе Некрасовской линии).
1 апреля 2021 года. Открыты станции «Народное Ополчение» и «Мнёвники» Большой кольцевой линии.
мобильное Приложение
«Метро Москвы»
ГУП «Московский метрополитен» 1935 – 2021 ©