когда люди научились писать в каком году
Когда люди научились писать в каком году
Однозначного ответа на вопрос о том, где и когда возник человеческий язык, у лингвистов нет, но где впервые научились писать, ученые знают точно. Письменность придумали шумеры, жившие в Междуречье (Месопотамии), а шумерский язык стал первым языком с настоящим письмом.
Письменность возникла примерно пять с половиной тысяч лет назад. Шумеры писали заостренными палочками, выдавливая на глиняных табличках штрихи в форме клиньев. Отсюда возникло название такого письма — клинопись.
Письменность шумеров восходит к рисуночному письму: в древности люди просто рисовали предметы, о которых шла речь. Такие предписьменности существовали у разных народов: египтян, ацтеков, китайцев и других, — а затем тоже превратились в настоящие письменности, но позже, чем у шумеров.
Языки без письма существуют и в наши дни. Из всех 7000 языков нашей планеты письменности нет почти у половины. Кроме того, существуют жестовые языки, которыми пользуются неслышащие люди. В них слова передаются жестами рук, и такие языки обычно не записываются: на письме их носители пользуются теми же словами, что и слышащие люди.
А вот письмо без языка встречается гораздо реже. Такие письменности иногда придумывают изобретатели, мечтающие о создании универсального языка, который был бы понятен всем людям в мире. Например, эстонский ученый Якоб Линцбах в 1921 году выпустил книгу, в которой предложил универсальную письменность под названием «Трансцендентная алгебра». Например, фраза «Она не торопится», записанная трансцендентной алгеброй, выглядит так:
40 тысяч лет назад люди уже умели писать
До последнего времени считалось, что письменность появилась в Древней Месопотамии примерно за 3 тысячи лет до нашей эры. Однако недавние исследования, проведенные канадским палеонтологом Женевьевой фон Петцингер из Университета Виктории, показали, что первая примитивная система письма могла возникнуть гораздо раньше — 30-40 тысяч лет назад.
Дар богов?
Разумеется, изначально никакой письменности у людей не было. Поэтому они пытались передавать информацию с помощью различных предметов. Историческими примерами предметного письма являются вампум (ирокезское письмо, элементами которого являлись нанизанные на веревку разноцветные ракушки) и кипу (перуанское письмо, в котором послания передавались при помощи цвета и количества узелков, завязанных на веревке).
Позднее появилось так называемое пиктографическое письмо, в котором информация передавалась посредством различных изображений (пиктограмм). Рисунками обозначались те или иные понятия. К примеру, если рисовали человечка, то имелся в виду человек… Многие пиктограммы использовались и в переносном смысле, для обозначения более абстрактных понятий. Скажем, изображение глаза означало и сам зрительный орган, и такое качество, как зоркость.
Иероглифическое письмо, как мы знаем, сохранилось в восточных языках вплоть до наших дней. Для него характерно использование одних и тех же конструктивных элементов в различных символах. Основной недостаток иероглифов состоит в том, что они не имеют связи с устной речью, с произношением слов, они лишь передают их суть. Также сложно передавать с помощью иероглифов измененные формы слова…
В большинстве традиций возникновение письменности связывали с вмешательством богов или мифических героев. Верования гласили, что именно они научили людей читать и писать.
От клинописи до алфавита
Переворот в истории письменности произошел с возникновением слогового письма. К этой категории относятся шумерская, древнеперсидская и аккадская клинопись, арабское и финикийское письмо, японские системы катакана и хирагана… Значительную роль в истории человечества сыграла именно финикийская письменность, так как она легла в основу греческого языка, от которого, в свою очередь, произошли латиница, кириллица и многие другие виды современной письменности.
Алфавитное же письмо было придумано греками. Когда те начали пользоваться финикийской системой письма, то обнаружили, что она не совсем удобна, так как в ней отсутствовали элементы для обозначения гласных звуков. Греки ввели в язык специальные символы, соответствующие гласным. Получилось около 30 знаков, с помощью которых можно было передавать практически любые слова. Так родился алфавит — универсальная система передачи информации, быстро распространившаяся по всему миру, во всяком случае, среди европейских цивилизаций.
Универсальная система
Петцингер и ее коллеги составили базу наскальных рисунков, обнаруженных на стенах европейских пещер. Ученые проанализировали 367 образцов наскальной росписи эпохи верхнего палеолита от Испании до Урала, а также узоры на статуэтках и украшениях, относящихся к тому же доисторическому периоду.
Выяснилось, что на территории Европы в эру палеолита насчитывалось всего 32 типа символов, которые встречаются как на стенах пещер, так и на артефактах. Исследователи полагают, что эти знаки использовались для коммуникации, причем, по всей вероятности, письменный «язык» был единым для всей древней Европы и существовал еще до того как на континенте поселились первые люди.
Конечно, нельзя сравнивать эти символы древней письменности с буквами традиционных современных европейских языков. Петцингер считает, что они не могли служить аналогами фонетических элементов (когда одному знаку соответствует один звук). В то же время они не могли применяться и для пиктографического письма. Скорее всего, они использовались для хранения и передачи информации, например, при составлении древнейших географических карт или же для записи содержания важных мифов и ритуалов.
Первоначально специалисты полагали, что в ледниковую эпоху люди пользовались в коммуникационных целях лишь небольшим количеством символов, со временем же набор коммуникационных письменных элементов стал расширяться. Но впоследствии оказалось, что три четверти всех обнаруженных знаков применялись еще представителями ориньякской культуры, существовавшей 28-40 тысяч лет назад.
Свои выводы эксперты изложили в книге The First Signs. Также об открытии кратко сообщил журнал National Geographic.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Когда человек впервые научился писать?
Никто не знает точно, где и когда возникла письменность.
Мы можем только предполагать, как она развивалась с древнейших времен.
Человек начал рисовать картинки, повествующие об охоте и войне, о жизни племен.
Картинки использовались также для передачи сообщений.
Изображение Солнца означало день.
Две отметки рядом с Солнцем обозначали два дня.
Такие значки называются пиктограммами.
Древние египтяне пользовались системой, которую мы называем иероглифами.
Сначала это была полностью идеографическая система.
Но в ходе веков египтяне создали и фонетическую систему, то есть такие знаки, которые означали звуки речи, а не только изображали предметы или явления.
С развитием цивилизации возникла потребность в большом количестве знаков.
Так возник метод написания слов в соответствии с их звучанием.
Знаки, передающие звуки, называются фонемами.
Слова при этом могут делиться на слоги.
Следующей стадией развития письменности стало создание алфавита.
Древние египтяне и жители Вавилона знали, как писать алфавитным способом.
По их методу были созданы греческий и латинский алфавиты, которыми широко пользуются в мире, за исключением азиатских стран.
В древние времена не существовало единой для всех стран системы счета. Некоторые системы исчисления брали за основу 12, другие — 60, третьи — 20, 2, 5, 8. Система исчисления, которую ввели римляне, была распространена по всей Европе вплоть до XVI века. До сих пор римские цифры используют в часах и для оглавления книг, но такая система цифр была слишком сложной.
Система счета, которую мы используем сегодня, была изобретена в Индии тысячу лет назад. Арабские купцы распространили ее по всей Европе к 900 году. В этой системе использовались цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 0. Это десятичная система, построенная на основе десятки.
Исследовательский проект «История письменности»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Мы знаем, кто придумал электродвигатель и антибиотики, конституцию и компьютер. Но эти изобретения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имен мы никогда не узнаем, не изобрел земледелие, обработку металлов и письменность. Мы, современные дети, выводящие свои первые буквы-каракули, не думаем в это время о своих далеких предках. Мы пришли в мир, который невозможно представить без средств массовой информации, а они не развились бы без письменности. Чтобы жить в этом мире, нужно уметь читать и писать, иначе окажешься на его обочине.
В настоящее время мы не можем представить себе человека, который не умел бы писать. Умение писать для нас как умение дышать, умение ходить, умение говорить. Думаю, что так было не всегда. Предполагаю, что люди не всегда умели писать, и, что если письмо и существовало, то не в таком виде, как его знаем мы. Задаю себе вопрос: « А с чего все это началось?». В своей исследовательской работе я попытаюсь найти ответ на него.
Цель исследования: разгадать тайну возникновения письменности.
узнать, когда человек впервые написал слово;
как человек научился писать;
кто придумал ручки и карандаш;
на чем писали в старину.
Предмет исследования: уникальная способность человека воспроизводить свою речь на письме.
время, когда люди начали писать,
предметы, на которых писали люди,
виды письма, существовавшие на Руси.
Исследовательскую работу проводила в несколько этапов:
работа с художественной литературой
поиск информации в Интернете
оформление исследовательской работы
подготовка к защите исследовательской работы
1. Как и когда человек научился писать?
Никто не знает точно, где и когда возникла письменность. Мы можем только предполагать, как она развивалась с древнейших времен.
Человек начал рисовать картинки, повествующие об охоте и войне, о жизни племен. Картинки использовались также для передачи сообщений. Изображение Солнца означало день. Две отметки рядом с Солнцем обозначали два дня. Такие значки называются пиктограммами.
С развитием цивилизации этот метод письма был ускорен путем упрощения картинок. Египтяне прибегали к волнистой линии для обозначения воды. Китайцы рисовали ухо между двумя дверьми, что имело значение «слушать». Такие знаки назывались идеографами или идеограммами.
Древние египтяне пользовались системой, которую мы называем иероглифами. Сначала это была полностью идеографическая система. Но в ходе веков египтяне создали и фонетическую систему, то есть такие знаки, которые означали звуки речи, а не только изображали предметы или явления.
С развитием цивилизации возникла потребность в большом количестве знаков. Так возник метод написания слов в соответствии с их звучанием. Знаки, передающие звуки, называются фонемами. Слова при этом могут делиться на слоги.
Следующей стадией развития письменности стало создание алфавита. Древние египтяне и жители Вавилона знали, как писать алфавитным способом. По их методу были созданы греческий и латинский алфавиты, которыми широко пользуются в мире, за исключением азиатских стран.
Люди научились рисовать и раскрашивать значительно раньше, чем писать. Рисунок вызвал к жизни письмо: действительно, с его помощью было проще передать информацию — стоило просто нарисовать вещь, о которой хотелось сообщить.
По легенде Бог Тот научил египтян письменности. И сегодня можно на многочисленных рисунках в египетских храмах увидеть человека с головой ибиса и «ручкой» в руке. Это кстати тоже очень важная деталь: еще за несколько тысячелетий до нашей эры у египтян было некое подобие ручки, пером, которым пользовались в Европе, они никогда не писали.
2. На чем писали в старину?
Вначале человек писал на том, что попадалось ему в руки: на камне, листьях, кусках коры, костях, глиняных черепках. Острой костью или куском камня на них процарапывалось нужное изображение.
Поэтому в разных концах земли стали искать более удобный материал для письма. И вот что придумали в Древнем Египте.
По берегам Нила в болотистых местах росло странного вида растение с длинным голым стеблем и кистью цветков наверху. Называется это растение папирус. Именно из него древние египтяне научились делать свой материал для письма.
Стебель папируса разделяли иглой на тонкие, но возможно более широкие полоски. Эти полоски приклеивали одну к другой так, чтобы получилась целая страничка. Работа велась на столах, смоченных илистой нильской водой: ил заменял в этом случае клей. Стол ставили наклонно, чтобы стекала лишняя вода.
Но папирус не отличался прочностью: сделанный из него лист нельзя было складывать или перегибать. Поэтому из него стали делать длинные ленты, которые наматывали на палочку с ручкой. Получались свитки, на которых переписывали книги и документы. Читали свиток таким образом: левой рукой держали палочку за фигурный конец, а правой разворачивали перед глазами текст.
Кроме папируса стали использовать стебли некоторых пальм. Из них также делали свитки и небольшие листки. На них писали в древней Индии и Тибете. Свитки складывали в специальные корзины. Любопытно, что древнейшая версия буддийских священных книг так и называется «Трипитака», что дословно означает «пять корзин».
Около двух тысяч лет назад, когда в Европе греки и римляне еще писали на египетском папирусе, китайцы уже умели делать бумагу. Материалом для нее служили волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпье.
Поместив материал в каменную ступку, его растирали с водой в кашицу. Из этой кашицы и отливали бумагу. Формой служила рамка с сетчатым дном, сделанным из тоненьких бамбуковых палочек и шелковых нитей.
Из Китая секрет изготовления бумаги перешел к арабам, а от них распространился и в Европе.
3. Когда придумали ручку и карандаш?
С изобретением мягких материалов для письма, восковой дощечки и папируса, возникла необходимость в изготовлении и специальных пишущих приспособлений.
Первыми их создали древние египтяне.
Если нужно было использовать пергамент вторично, старые надписи можно было только соскоблить. Это обычно делали с помощью специального ножа с широким лезвием.
Средневековые переписчики придумали и предка современного карандаша. Это была свинцовая палочка в кожаной оправе. Ее использовали для разлиновывания строчек перед переписыванием рукописей. Любопытно, что по-немецки «карандаш» так и называется «Bleistift» («свинцовая палочка»).
Гусиные или вороньи перья много веков скрипели по пергаменту манускриптов, брызгали кляксами на рецептах алхимиков, подписывали указы королей. Но их нужно было часто макать в чернила, да и свинцовая палочка была совсем не безвредна для организма. И люди придумали более подходящие средства письма.
Начали с того, что в деревянную ручку стали вставлять маленькие перышки. Затем догадались устроить внутри ручки трубку с маленькой дырочкой снизу. Чернила просачивались на гусиное перо, и его не надо было ежеминутно макать в чернильницу.
Но подлинный переворот совершило изобретение металлического пера. Оно уже не нуждалось в заточке. Так постепенно люди усовершенствовали ручку, и, наконец, она приобрела свой современный вид.
Карандаш менялся гораздо меньше. Вначале свинец заменили более мягким графитом, а затем догадались вставить его в деревянную оправу. Так карандаш обрел свой привычный облик, который долго оставался неизменным.
Но техника развивается непрерывно, и ее достижения не могли не затронуть пишущие принадлежности. Стремясь избавиться от жидких чернил, люди изобрели шариковую ручку, пишущую густой и невысыхающей пастой. Но вскоре и она уступила место цинкографу — ручке с фарфоровым шариком и губкой, пропитанной чернилами.
И кто знает, какая ручка ждет нас завтра?
4. Какие виды письма существовали на Руси?
Азбука насчитывала сорок три буквы и включала в себя ещё и цифры.
Переписка книжного текста была делом долгим и трудным. На пергаменте писали медленно, тщательно вырисовывая каждую букву. Если переписчик делал ошибку, то подчищал рукопись специальным ножичком с широким закругленным лезвием.
Текст выглядел красиво и даже несколько торжественно. Вот почему уставом переписывались, как правило, богослужебные книги.
Буквы постепенно потеряли свою прямоту, начали отстоять друг от друга довольно далеко. Строка получилась более свободной, размашистой. Появилось больше сокращений, буквы не такие крупные, нередко над словом ставится знак ударения или придыхания для чтеца. Постепенно у некоторых букв появляются даже украшения: длинные ножки, завитушки, мачты.
По мере распространения грамотности на смену полууставу приходит скоропись.
Буквы стали еще меньше по размеру, завитки стали еще больше и затейливее. Летя по бумаге, перо переписчика лихо закручивало хвостики у буквы Р или завитушки у С. А некоторые буквы и целые слова оказывались даже над строкой.
Начертание букв упрощается и становится более многообразным. Поэтому современный человек вряд ли разберет текст, написанный скорописью. Только специалист легко читает тексты, написанные в XVI или XVII веке.
В наше время буквы произносятся и пишутся очень похоже на те, что были предложены Кириллом ещё в 9 веке.
Кириллицей мы пользуемся и сегодня. Так что сегодня пишем мы в своих тетрадях именно кириллицей. На кириллице мы читаем школьные учебники и книги.
В центре Москвы есть площадь, которая называется Славянской. В небольшом сквере посреди этой площади установлен величественный памятник первоучителям славянским Кириллу и Мефодию. Спокойно, уверенно стоят на высоком постаменте отлитые из бронзы фигуры братьев Кирилла и Мефодия. В руках у них – священные книги на славянском языке. Над ними возвышается крест – символ христианства. Оба великих просветителя словно во что-то всматриваются. Куда же устремлены их взгляды? Может быть, в будущее, может, в вечность – кто знает. А впереди у славянской азбуки ещё долгая-предолгая жизнь.
Как люди научились писать
В древности человек для того, чтобы написать какое-либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление, показывая, например, воду в виде зигзагообразных или волнистых линий, а горы — в виде двух гор, между которыми пролегала долина или ущелье. Такие упрощенные рисунки называются идеограммами.
Из простейших рисунков и узоров возникли египетская, древнеиндийская, шумерская, древнекитайская системы письма, где каждый знак (иероглиф) обозначал целое слово.
Финикийцы создали алфавит, в котором каждый знак обозначал лишь один определенный слог. Начиная с IX в. до н. э. финикийский алфавит стал быстро распространяться во многих странах.
Историк Геродот писал, что древние греки научились письму от финикийцев. И действительно, даже сами названия греческих букв — это финикийские слова. Например, название буквы «альфа» происходит от финикийского слова «алеф» — бык (первоначальная форма этой буквы напоминала голову быка). Название греческой буквы «бета» произошло от финикийского слова «бет» — дом (первоначально эта буква была упрощенным рисунком плана дома). Само слово «алфавит», по существу сочетание финикийских слов «алеф» и «бет». Буквы в финикийском алфавите располагались в определенном порядке. Этот порядок был заимствован и греками.
Финикийский алфавит был родоначальником не только греческого, но и арабского, древнееврейского и других алфавитов. Он удобнее любых иероглифов. Но греческий алфавит еще совершеннее. В нем знаками были обозначены уже не слоги, а буквы. Он лег в основу латинского алфавита, а тот, в свою очередь, — всех западноевропейских.
От греческого алфавита произошел и церковнославянский, составленный братьями Кириллом и Мефодием, — кириллица. При Петре I церковнославянский алфавит был упрощен, появился более легкий для чтения его гражданский вариант, которым с небольшими изменениями пользуются в России и сейчас.
Почему славянская азбука называется кириллицей
В 1992 г. в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. Чем же Кирилл и Мефодий заслужили такую честь? Почему уже второе тысячелетие помнят о них народы?
Братья Кирилл и Мефодий были родом из македонского города Салуни (сейчас Салоники). Кирилл (его еще называют Константином) изучал богословие (религиозное учение) и преподавал философию. Он владел несколькими языками. Мефодий был правителем одной из славянских областей Восточной Римской империи. Он поддерживал все добрые начинания брата.
После принятия христианства славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это былоне очень удобно, так как эти буквы не могли передать всех особенностей славянской речи. Вот Кирилл и решил составить славянскую азбуку. В ней было 38 букв. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность — азбуку, которая называется кириллицей в память о ее создателе.
На чем и как писали
Острой палочкой на белой бересте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском, и даже на медных листах писали люди в древности.
Сердцевину тростника-папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга под пресс, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. А потом листы папируса склеивали в длинный-предлинный свиток. Так и появились книги — свитки.
Там, где не было зарослей папируса, научились писать на пергамене. Пергамен делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась желтой или белой. На пергамене писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать никто бы не решился. Несколько пергаменных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы, а иногда и не один год.
Книга
Еще в древности у человека появилась потребность передать свои опыт, знания последующим поколения. Устно можно поведать о своих деяниях только детям и внукам. А как сделать слово вечным?
Несколько тысячелетий назад появилась письменность. Графическими значками изображали звуки, слоги и даже целые слова. На чем их записать и как сохранить? Возникло несколько решений.
В Средние века книги писали от руки на листах пергамена, соединенных в тетради. Чтобы листы не коробились, тетради сшивали вместе и заключали в деревянные крышки, обтянутые кожей или материей. Так возникла та форма книги, к которой мы привыкли. С XIII в. основным писчим материалом в Европе становится бумага.
Рукописная книга, украшенная рисунками, стоила очень дорого. Наконец в XV в. было изобретено книгопечатание.
В одной из самых больших библиотек мира — Российской государственной библиотеке в Москве — хранятся миллионы книг. В отделе редких книг собраны самые ценные. Особенно бережно хранятся первые печатные книги — инкунабулы — книги «колыбельного периода» книгопечатания.
Некоторые редкие книги — это громадные тома, высотой более полутора метров, их в одиночку, пожалуй, и не поднимешь. Есть книги-малютки: некоторые не больше спичечной коробки, а есть и с почтовую марку. Хранятся там и книги, напечатанные на коже, на тонких листах пробки, вытканные на шелке, книги-игрушки в виде консервной банки, собачки.
В наше время есть и другие источники информации: кино, телевидение. Но только книга способна развить воображение. Читаете вы, например, волшебную сказку, далеко не к каждой странице есть иллюстрация. Это и не нужно. Остальные картины вам дорисует ваше собственное воображение. В наш технический век книга остается верным другом и помощником.
В XIII в. на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монгольское войско. Монголы — это кочевые (переезжающие с места на место) племена. Они занимались разведением скота — лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ.
Жили в юртах — легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях.
Поздней осенью 1237 г. внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой пала. Все жители погибли.
Вслед за Рязанью монголы заняли Коломну, Москву, Тверь, Владимир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. Маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. 4000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. В 1240 г. был разграблен и разрушен Киев.
Почему же Русь покорилась? Потому что не было мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех. И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности, его военная сила не шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов. Двести лет хозяйничали монголы на Русской земле. Двести лет понадобилось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага.
Батый в 40-х гг. XIII в. основал огромное и пестрое’по составу государство — Золотую Орду. Центром Золотой Орды стал город Сарай (около современной Астрахани). Хотя исконные русские земли территориально не входили в Золотую Орду, они находились в полной зависимости от нее: подчинялись приказам ханов, платили огромную дань,подвергались опустошающим набегам. Ханы назначали князей по своему усмотрению.
Однако с течением времени Золотую Орду стали раздирать внутренние противоречия. Многочисленные потомки Чингисхана боролись за власть. Это привело к тому, что в XV в. Орда распалась на несколько отдельных княжеств. Наиболее крупными были Казанское, Астраханское и Крымское царства. Зависимость Руси от ханов постепенно слабела, и в 1480 г. русский народ окончательно освободился от чужеземного ига.
(Проследить по карте нашествие Батыя на Русь.)
Но не только монголы нападали на Русскую землю. В то время когда Батый разорял Русь, в Новгороде княжил Александр, сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Новгородцы должны были отстаивать свою независимость от шведов и ливонских немцев. В 1240 г., король Швеции отправил большое войско против новгородцев.
Шведский военачальник Биргер привел войско в устье реки Невы и отправил послов в Новгород к молодому князю Александру Ярославичу. «Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле», — передали послы слова Биргера. Александр сказал своей дружине: «Нас немного, а враг силен. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем». С рассвета до темноты длился бой. Сам Александр бился с Биргером и ранил его в лицо. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера, шатер упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых приплыли. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей.
Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александру после этой битвы дали прозвание Невского. А было князю Александру Ярославичу всего 20 лет. Вскоре после невской победы в русских землях вновь появились крестоносцы. Враг овладел Псковом И стал продвигаться к Новгороду. Решающее сражение, как мы знаем из летописи, произошло на Чудском озере. Здесь 5 апреля 1242 г. разыгралась знаменитая битва, вошедшая в историю под названием Ледового побоища.
Обычно немецкие воины строились перед боем клином. Его острие составляли с ног до головы закованные в железо рыцари на конях. Конные рыцари находились и по бокам клина. А внутри его стояли пешие воины. Мощным ударом клин рассекал строй противника, дробил и обращал в бегство его войско. Затем пешие воины преследовали и по частям уничтожали бегущих.
Зная повадки врага, Александр Невский решил построить свои полки следующим образом: в центре поставил срединный полк. Он состоял из горожан, крестьян, вооруженных копьями, луками, боевыми топорами, а то и просто ножами. Справа и слева от срединного полка сосредоточились основные силы — пехота и конница.
И вот битва началась. Прикрывшись щитами, крестоносцы двигались как таран. Они пробили срединный полк, но вдруг русские отступили за специально сделанную преграду из саней. За ними устремились и крестоносцы. За санями начинался берег, усыпанный большими камнями. Путь вражеской коннице отрезан. Крестоносцы оказались в западне. Местами подтаявший весенний лед, не выдержав тяжести сражающихся, начал трещать и ломаться. Рыцари в железных доспехах камнем шли ко дну. Оставшиеся в живых спасались бегством.
Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»
Александр Невский — великий человек. Он был причислен к лику святых. Во многих городах ему были поставлены памятники. Роль Александра в истории нашей страны трудно переоценить. Не зря после его смерти митрополит Кирилл сказал: «Зашло солнце земли Русской».
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
· Когда Батый напал на Русь? (В 1237г.)
· Когда состоялась битва на Неве? (15 июля 1240г.)
· А Ледовое побоище? (5 апреля 1242 г.)
· Кто напал на Русь в XIII в.? (Монголы.)
· Кто возглавил поход на Русь? (Хан Батый.)
· Какой первый русский город оказался на пути завоевателей? (Рязань.)
· Сколько дней оборонялись рязанцы? (Пять дней, но на шестой день силы защитников иссякли. Монголы, ворвавшись в город, разгромили и сожгли его, все жители погибли.)
· Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление? (Семь недель войско Батыя провело под городом Козельском.)
· Что случилось с Киевом? (В 1240 г. он был захвачен и разрушен.)
· Как стало называться государство монголов? (Золотая Орда.)
· Какая появилась новая угроза? (Опасность исходила от шведов и немцев.)
· Кто выступил против них? (Молодой новгородский князь Александр.)
· Какое прозвание он получил после победы? (Невский.)
· Под каким названием в историю вошла битва на льду Чудского озера? (Ледовое побоище.)
· Как строились крестоносцы? С какой целью? (Клином. Он пробивал самую крепкую оборону.)
· Чем закончилась битва 5 апреля 1242 г.? (Крестоносцы оказались в западне, многие из них провалились под лед и утонули.)