когда крестишься какие слова нужно говорить
Когда креститься, когда кланяться… 2
Выберите раздел серии
Когда креститься, когда кланяться…
Или: Внешнее благочестие. Часть 2
Мы продолжаем наш интересный и полезный разговор о том, какие молитвенные жесты предписано совершать во время богослужения.
Поведение во время богослужения
Во время богослужения мы должны стоять благоговейно на одном месте и молиться. Ходить по храму, разговаривать, тем более говорить на посторонние темы, смеяться – не принято. Мобильные телефоны нужно отключать или ставить на вибросигнал. Разговаривать по мобильному телефону в храме не принято, кроме крайних случаев.
Великий вход. Во время процессии священнослужителей не принято становиться на колени. Мы можем лишь благоговейно склонить голову.
Как правильно прикладываться к святыне
Самая верная практика – перед тем, как приложиться к святыне, дважды перекреститься и сделать поясной поклон. Затем поцеловать (благоговейно) святыню и еще раз перекреститься и сделать поясной поклон.
Так прикладываться к святыне предписывает Устав. Так всегда, например, делают священнослужители.
Прикладываясь к святыне, если за нами стоит очередь, никогда не следует застывать перед ней. Приложившись, отходим и уступаем место другим. Молимся мы о своих нуждах, пока стоим в очереди.
Особые случаи
В Великом посту читается молитва св. Ефрема Сирина. Сегодня положено совершать 3 земных поклона на протяжении молитвы, потом 12 поясных поклонов, произнося: «Боже очисти мя, грешнаго», потом, после того, как молитву прочтут еще раз, уже целиком, – еще один земной поклон. До 17-го века все поклоны были земные.
Самые распространенные ошибки
Одна из самых распространенных ошибок – это когда люди крестятся и кланяются во время ектении об Оглашенных (во время Литургии). Эти прошения созданы для людей, готовящихся к Таинству Крещения. Поскольку крещеные люди не являются оглашенными, то эти слова адресованы не им, и потому креститься и кланяться во время этой ектении не положено. Также не нужно преклонять голову при словах: Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните.
Благословение священника
По древней традиции, мы получаем благословение епископа или священника, складывая ладони крестообразно (правая сверху левой). После этого мы целуем благословляющую десницу. Перед принятием благословения мы не крестимся.
Если мы почитаем какого-то монаха, диакона или даже старца-мирянина, мы можем воздать ему уважение, поцеловав его руку.
Принимая частицу антидора, икону, какую-то святыню от священника (или епископа), мы также складываем ладони крестообразно и целуем руку, которая дает нам святыню.
Земные поклоны перед Плащаницей. Прихожане всегда могут иметь представление о том, когда следует креститься, когда и как кланяться, если будут наблюдать за священнослужителями.
Проверьте свои знания
А теперь ввиду того, что мы с вами узнали, рассмотрим типичные вопросы. Попробуйте сначала ответить на них самостоятельно, а потом сверьте свой ответ с моим:
В нашем храме благочестивые прихожане встают на колени во время пения Херувимской Песни. Нужно ли так делать?
Я говорил, что мы встаем на колени, когда выносят святыню. На Литургии Преждеосвященных Даров это Святые Тело и Кровь Христовы, в другие моменты это могут быть икона или мощи. На обычной Литургии во время Великого входа, совершающегося уже под конец пения Херувимской, переносятся обычные хлеб и вино, которые лишь только потом станут святыней. Значит, становиться на колени не положено.
У нас в храме во время Великого входа священник осеняет Чашей молящихся. Вы сказали, что в Чаше в это время простое вино. Нужно ли наклонять голову?
Мы говорили, что всякий раз, когда нас осеняют Чашей, мы должны совершать крестное знамение и поясной поклон. Так – правильно.
На практике в этот момент верующие не осеняют себя крестным знамением, а просто поклоняются. Это очень распространенная традиция, которая стала практически нормой. Так можно делать. Но все-таки правильнее поклониться перед Чашей, сначала осенив себя крестным знамением.
Нужно ли вставать на колени во время пения «Честнейшую Херувим. » на всенощном бдении?
Мы встаем на колени во время чтения или пения молитв, когда к этому нас призвал возглас диакона: «Преклоньше колена, помолимся». В случае с песнопением «Честнейшую Херувим»такого возгласа не было. Значит, вставать на колени не положено.
Я как-то видел, что, когда священник произносил «Мир всем!», некоторые прихожане складывали ладони лодочкой, как бы принимая в них благословение. Так можно делать?
Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем еще и целуют их. Мы говорили, что при благословении священника (или епископа) нужно просто поклониться.
…Когда я написал этот очерк, я подумал: чем не новая тема к нашему проекту «Откровенный разговор»? Чем не тема, которая тоже может вызвать ваши вопросы, мнения, комментарии?
Итак, мы уже говорили на тему «Почему священник так поступил?», мы обсудили Таинство Исповеди. А сейчас давайте откроем третью тему и назовем ее так: Когда креститься, когда кланяться.
Мы будем говорить о внешнем благочестии, то есть о внешней стороне поведения человека во время богослужения.
Присылайте интересующие вас вопросы на мою почту, и, собрав их, я сделаю материал на эту тему.
И еще: если я что-то упустил в своем очерке, дополните меня или поделитесь своими мнениями. Если где-то я был не совсем точен, укажите мне.
А напоследок, чтобы чуть-чуть поднять всем настроение, размещу предпасхальную фотографию. Предчувствие праздника разлито в воздухе, в храме пахнет куличами, настроение приподнятое.
Как правильно креститься православным христианам?
Как правильно креститься — история
Василий Великий называл крестное знамение одним из тех апостольских Преданий, которые пришли к нам не через Писание, но через обычай. Везде, где апостолы проповедовали Слово Божие, люди, принявшие христианство, начинали изображать на себе знак креста. Крестились во всех странах по разному. На Западе — всей ладонью, в Африке было принято креститься одним пальцем, указательным или большим, в знак веры в одного Бога. Креститься также могли необычно — не крестом полностью, а только чело, уста и сердце. Согласно православной традиции, крестным знамением благословляются меньшие от больших: миряне от священника и дети от родителей.
Ответа на вопрос, почему католики крестятся слева направо, а православные справа-налево не существует. Из-за дальности расстояний, культурных особенностей и различий, крестное знамение отличается в разных странах и конфессиях. Можно сказать, что начало расхождениям положил церковный раскол, который произошел в XI веке. Различаются не только особенности осенения себя крестным знамением, но и облачения священников, храмы, некоторые обычаи. При этом у всех христианских традиций один общий корень — вера во Христа. Так при различии в богослужениях, евхаристический канон в православии и католичестве остается практически идентичным.
Как правильно креститься — перстосложение
Перст — это палец. Православные для осенения себя крестным знамением складывают воедино три перста в знак триединства Господа. Собираются большой, указательный и средний палец. Остальные остаются зажатыми в кулаке. Эти два пальца означают, что Иисус Христос одновременно оставался Богом и человеком.
Слева направо или наоборот? Как правильно креститься православным
Таким образом мы словно рисуем на себе крест, соглашаясь принять на себя волю Бога и следовать за Христом. Чтобы закрепить свою преданность Богу во время богослужений люди также совершают поясные и земные поклоны. Совершая поясной поклон люди кланяются в пояс, а во время земного становятся на колени и челом касаются пола.
Старообрядцы напротив складывают указательный и средний палец, а остальные прижимают к ладони. При этом суть перстосложения остается той же.
Католики осеняют себя крестным знамением, используя всю ладонь и делают это слева-направо, а не справа-налево. Вся ладонь используется в знак язв на теле Иисуса, их было пять — две на ногах, две на руках и одна от копия. В православии считается, что это не догматический, а обрядовый образ креста.
Как правильно креститься перед храмом и в обществе?
Перед православными христианами часто встает вопрос о том, правильно ли креститься в общественных местах. Нет единого ответа на вопрос о том, стоит ли это делать, но важно задать себе вопрос — зачем мы крестимся? Если у человека возникла в этом внутренняя потребность или он читает молитву про себя и хочет перекреститься, то, конечно, в этом не будет ничего плохого. Господь призвал нас к исповедничеству, и православные христиане не должны стесняться и скрывать свою веру в Богу. Если человек делает это напоказ, чтобы показать, что он ведет благочестивую и праведную жизнь, стоит спросить себя, не навредит ли его душе то, что призвано помочь людям? Видимые свидетельства нашей веры не осуждаются, если они направлены во благо. Совершая доброе дело или, осеняя себя крестным знамением, мы являем веру во Христа. Но и намерения у нас должны быть добрыми и благими. Думая о том, что рядом кто-то не умеет креститься или крестится неправильно, мы можем совершить нечто в осуждение, а не в оправдание.
Значение крестного знамения
Православным христианам не стоит осуждать тех, кто не знает, как правильно креститься, ведь благодать и любовь Господа зависят не от того, как мы осеняем себя крестным знамением (хотя делать это стоит согласно основам вероучения). Если человек случайно перекрестился слева-направо, но при этом душой он принял на себя крестный путь Христа и согласился идти за Ним, это не вменяется во грех. Ведь суть крестного знамения в том, чтобы видимым способом явить то, что находится в душе человека — веру и любовь ко Христу.
Читайте также:
Как правильно креститься
Традиция совершать крестное знамение издавна присутствует в христианстве. Такой жест является святым символом для каждого верующего человека и имеет определенные отличия у представителей разных религиозных конфессий. Православному христианину необходимо знать, как правильно креститься и какой смысл вкладывается в такое действие.
Крестное знамение: как возникло и что означает
Правило, требующее от христиан осенять себя крестом, появилось еще в эпоху пребывания Иисуса на Земле. Крестились рукой люди, безраздельно принимавшие веру Христову, осознающие огромное значение мук Божьего Сына.
Раньше крестное знамение выглядело по-другому. Христиане, проживающие в Африке, делали его с помощью всей ладони. Другие народы изображали крест одним пальцем. В Египте принято было наносить на разные области тела крестообразные татуировки, стремясь таким образом всегда иметь с собой символ веры.
Вариант сотворения крестного знамения, максимально приближенный к его современному виду, сформировался во времена апостольских проповедей. Именно в этот период установилась традиция креститься, складывая пальцы руки определенным образом.
Знамение по-христиански означает веру в единого Бога. Сотворенный крест символически изображает распятие Божьего Сына, великую жертву, принесенную Мессией во имя всего человечества. Поначалу эта фигура выполнялась двумя перстами, чем обозначалась двойственная природа Спасителя (Божественная и человеческая). В 1657 году по инициативе патриарха Никона она стала троеперстной, несущей в себе смысл Святой Троицы.
Как нужно креститься: подробная инструкция
Осеняя себя крестом, человек получает защиту от злых сил, от дьявольских искушений. Служители церкви крестят мирян, чтобы благословить их на благие деяния и жизнь, угодную Господу.
Православные христиане крестятся соответственно следующей схеме:
Сначала осеняют крестом лоб, освящая мысли человека, затем живот, что символизирует очищение внутренних желаний.
В православии полагается креститься справа налево. При этом правую сторону рассматривают как символ спасения души, а левая обозначает переход в ад. Прикладываясь тремя пальцами ко лбу, проговаривают «во имя Отца», к животу – «и Сына». Касаясь по очереди правого и левого плеч, произносят «и Святого Духа».
Как совершать крестное знамение в разных ситуациях
При входе в церковь нужно трижды перекреститься, стоя лицом к ней. После каждого крестного знамения кланяются в пояс.
Находясь перед святой иконой в храме, крестятся однократно. После этого нужно поставить церковную свечу, произнести молитву вслух или мысленно.
Пребывая в православной церкви во время литургии или чтения акафиста, одновременно с сотворением креста также необходимо выполнять поклоны. Делается это тогда, когда священником произносятся слова «Господи, помилуй!» и «Аминь».
Сотворить крест нужно, проходя или проезжая мимо церкви. Таким жестом мирянин показывает свою принадлежность к православию и выражает соблюдение религиозных правил.
Если человек самостоятельно читает молитвенный текст дома, следует креститься в начале и в конце беседы с Богом. При этом надо быть у иконы с горящей свечой. Во время домашней молитвы выполняется неглубокий поясной поклон, говорящий о почтении к Господу и смирении перед Его Волей.
Христианин, желающий перекрестить другого человека или предмет, делает это по зеркальному принципу. В подобном случае крест делается в правую сторону, затем налево.
Перед входом на кладбище и уходя с него, крестятся трижды. Прежде чем начинать уборку в месте погребения усопшего, крестное знамение выполняют один раз, читают молитву и просят прощения у покойного.
Крестное знамение ни в коем случае нельзя выполнять небрежно или поспешно. Нужно всегда помнить, что это исцеляющее, говорящее о вечной жизни знамение, данное нам самим Спасителем.
Можно ли креститься некрещенному человеку или делать знамение левой рукой
Православная церковь не возбраняет делать крестное знамение человеку без крестика на теле и не прошедшему обряд крещения. Считается, что, выполняя такой жест, мирянин показывает свое стремление креститься в церкви и стать в будущем частью христианского общества.
В определенных ситуациях разрешается выполнять крест левой рукой. Это касается тех случаев, когда правая конечность обездвижена, повреждена или полностью отсутствует. Прежде чем делать крестное знамение левой рукой, надо обязательно согласовать такую возможность с батюшкой.
Отличия в сотворении креста
Старообрядцы, существующие в России в наше время и считавшиеся в прошлом раскольниками, крестятся иначе. Представители этого религиозного направления складывают в щепотку указательный, безымянный пальцы и мизинец, затем выполняют двоеперстный крест (средним и указательным пальцами).
Григорианцы, представляющие Армянскую апостольскую церковь, имеют собственный принцип крестного знамения. Чтобы сотворить его, они тоже складывают три пальца, однако крестятся, в отличие от православных, наоборот, сопровождая священный жест произнесением молитвенных слов.
Как и армяне, католики осеняют себя крестом слева направо. Для этого они поочередно подносят пять пальцев (открытую ладонь) к области лба, к животу, к левому и правому плечу. У мусульман традиция креститься полностью отсутствует, поскольку они не принадлежат к христианскому течению.
Что говорят во время крещения согласно Библии?
Что говорят во время крещения? В церкви, в которую я хожу, человек, собирающийся креститься, должен сказать перед крещением: «Иисус есть Господь». Эта практика появилась на основе отрывка из послания Римлянам:
Если ты произнесёшь своими устами: «Иисус — Господь» и уверуешь в сердце своём, что Бог воскресил Его из мёртвых, то будешь спасён. (К Римлянам 10:9)
Как мы можем быть уверены, что поступаем так же, как и ранние христиане? Крестились ли три тысячи человек из Деяний 2 главы по той же процедуре, какую мы проводим в моей церкви в наше время? Просим ли мы кандидатов на крещение ответить на такие вопросы, как: «Веришь ли ты, что Иисус есть Сын Божий, Который умер на кресте и на третий день воскрес из мертвых для прощения твоих грехов?» и «Какова твоя добрая исповедь?». Существуют ли исторические свидетельства такой практики?
Еще одна вещь: задав эти вопросы кандидату на крещение, тот, кто будет крестить, говорит: «Из-за твоей доброй исповеди я крещу тебя во имя Отца и Сына, и Святого Духа, и твое имя будет добавлено в Книгу Жизни». Мой вопрос вот в чём: есть ли у нас право или полномочия заявить, что имя того, кто собирается креститься, будет добавлено в Книгу Жизни?
Что говорят во время крещения
Отвечу, что мы не можем быть точно уверены, что именно говорить во время крещения или какая именно «формула» использовалась во время крещения в первом веке. У нас есть некоторая информация о церемониях, проводимых во втором веке. Ранняя христианская запись сделана Дидахом примерно в конце первого века или в самом начале второго века. В ней, как считают ученые, описано приготовление новичков к крещению. Им было сказано поститься в течение трех дней. Там нет упоминания о ритуальном заявлении, что «Иисус есть Господь» перед крещением, но это не доказывает, что оно не было произнесено.
Ко второму веку, из трудов Тертуллиана и Ипполита мы знаем, что крестившегося погружали три раза во имя Отца, Сына и Святого Духа, а также мазали маслом, чтобы получить Святого Духа. У нас также есть то, что известно как «древнеримский стандарт», по которому крестящийся перед крещением подтверждал доктрины об Иисусе как о Сыне Божьем и о воскресении Иисуса Христа. Это не было единой практикой в церкви во втором столетии, но формула была использована во многих церквях.
Как вывод: нет библейской формулы, какую именно церемонию следует соблюдать перед крещением и что говорить во время самого крещения. Я смотрю на это с точки зрения веры. Моя вера говорит мне, что если бы перед крещением необходимо было пройти через конкретный порядок, тогда Бог предусмотрел бы, чтобы эта формула была четко установлена в Новом Завете. Я заключаю, что полезно иметь установленный ритуал крещения, но ритуал не является вопросом доктрины и, следовательно, не должен быть предметом спора.
Мы должны быть осторожны, чтобы не сделать что-то не библейское, но нет библейского шаблона, что говорить перед крещением. По-видимому, вы уже сталкивались с традицией давать «доброе исповедание», которое, возможно, взято из 1 Послания Тимофею 6:12-13. Это кажется хорошей идеей, но это не является необходимым для спасения. Отсюда даже не ясно, что Тимофей сделал во время крещения. Я считаю, что отрывок из Римлянам 10:9 «Иисус есть Господь» является хорошим основанием просить людей произнести это при крещении. Тем не менее я не считаю, что крещение является недействительным, если человек перед крещением сделал Иисуса Господом, но не произнес эти слова во время крещения. Я действительно понятия не имею, говорили ли люди, которые были крещены в Иерусалиме в день Пятидесятницы (как описано в книге Деяний 2 главе), устное признание, что «Иисус есть Господь». Я не был бы удивлен, если они произнесли это, но я не могу доказать, что они это сделали. Опять же, я считаю, что если это было необходимо, это было бы упомянуто.
Вопросы перед крещением, такие как: «Вы верите, что Иисус есть Сын Божий, что Он умер на кресте и на третий день воскрес из мертвых для прощения грехов?» — кажутся отличной идеей, но это традиция, и мы не должны делать это необходимым условием для спасения. Опять же, в Новом Завете и в самых ранних свидетельствах, которые мы имеем от ранней церкви, не указано, что мы должны делать это. Хотя они и имели церемонии, именно эти вопросы не были частью их традиции.
По вопросу о крещении, мы должны помнить, что этот ритуал подробно не описан в Библии. Если кто-то крещен по Библии, то он добавляется к Книге Жизни (Откровение 20:12), но это делает не человек, который проводит крещение. Я думаю, что это абсолютно нормально призвать авторитет Писания при крещении человека и сказать: «Ваше имя будет записано в Книге Жизни», но, как я уже сказал выше, это всего лишь церемония, и вся сила у Иисуса, а не у того, кто крестит. Все мы знаем, что когда мы крестим людей, кто-то может притворяться и у него вообще нет никакой веры в Иисуса Христа. Слова, как сказано, не имеют никакой силы сами по себе. В крещении есть сила и власть, и они находятся в Писаниях и в Иисусе, а не в человеке, проводящем церемонию.
Интересно, что мы имеем два различных описания, во имя Кого мы крещены. В Евангелии от Матфея 28:18-20 спасенный крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, в то время как Деяния 2:38 говорит, что их крестили в имя Иисуса Христа. Некоторые пытались доказать, что крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа является единственным действительным крещением, но мы ведь имеем другую формулу в книге Деяний 2:38!
Тот факт, что мы имеем две различные формулы, доказывает, что в ранней церкви были две разные традиции, или, возможно, вообще не было хорошо сформированной традиции. Оставим в стороне беспокойства о точной формуле того, что говорить во время крещения, используемой при выполнении крещения!
Давайте придерживаться простых библейских истин, которые говорят о крещении для прощения грехов (Деяния 2:38), и те, кто крестятся, должны иметь сокрушенное сердце, верить в Иисуса как воскресшего Спасителя и должны покаяться в грехах перед крещением (Деяния 2:36-38). Давайте не будем беспокоиться о точной формуле, используемой, когда человек крестится во Христа.
О чем спросить перед крещением?
Во многих христианских церквях распространена практика «Подсчета стоимости» каждого человека, желающего принять крещение. Это хорошая практика, которая помогает увидеть серьезное отношение человека к предстоящим изменениям в жизни, а также помогает самому человеку лучше разобраться в своих мотивах и слабостях. Как вы думаете, о чем лучше спросить человека перед крещением? (комментарий редактора: данный вопрос актуален лишь для тех, кто уже изучил Основы христианства, покаялся в своих грехах и принял осознанное решение креститься.)
Хотелось сразу сказать, что «Подсчет стоимости» перед крещением — это наша церковная традиция, а не заповедь из Библии. Тем не менее это, по моему мнению, очень хорошая традиция. Я верю, что через это изучение люди получают защиту и в будущем не будут в сюрпризе от вещей, которые начнут с ними происходить. Это изучение помогает им иметь более сильные убеждения, помогает принять более взвешенное решение быть учеником Христа. Так что ничего негативного об этой практике я сказать не могу. Вопросы, которые следует задать перед крещением, во время этого изучения, будут зависеть от человека. Позвольте мне дать вам несколько примеров, я верю, что ваш список будет очень похож на мой:
Возможно, что, если человек готов к крещению, вам и не придется задавать все эти вопросы. Надеюсь, что это помогло. Это мой взгляд. Уверен, что ваш список вопросов будет очень похож на мой.
Крещение в христианстве: мифы и библейское учение
Мы предлагаем вам посмотреть библейский семинар о крещении, из которого вы узнаете: о ложных учениях крещения Святым Духом, крещении огнем, крещении младенцев, крещении для мертвых и т.д. Вы узнаете о важности водного крещения — полного погружения под воду и раскаяния в своих грехах перед крещением. Автор семинара — Даглас Джакоби, известный христианский учитель, ученый и автор десятков книг.
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».