когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает

Эго-состояния по Эрику Берну. Введение в трансактный анализ

Трансактный анализ Берна помогает понять причины наших проблем, возникающих и проявляющихся на уровне общения. Основа трансакционного анализа – три эго-состояния (Я-состояния. Лат. ego — «я»), взаимодействие которых определяет психологию поведения, качество нашей жизни, общения и здоровья.

когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. картинка когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает фото. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает видео. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. картинка когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает фото. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает видео. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает.

когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. картинка когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает фото. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает видео. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. картинка когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает фото. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает видео. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает.

Откуда ваши «проблемы»?

Пошагово разберёте сферу жизни и определите 3 важнейших шага в этой сфере.

Пошагово разберите жизнь на молекулы

Трансактный анализ

Эрик Берн анализировал общение, разбив его на «единицы общения» или «трансакции». Отсюда и название метода – трансактный анализ.

Теория даёт ответы на вопросы, определяющие качество нашего общения [2]:

Предмет трансакционного анализа в психотерапии – изучение эго-состояний – целостных систем идей и чувств, проявляющих себя в нашем общении через соответствующие модели поведения. Используя «единицы взаимодействия» – трансакции, сложнейший язык человеческих взаимоотношений мы можем представить на языке взаимодействий трех базовых эго-состояний. Научиться понимать язык нашего эго может даже человек, далекий от психотерапевтической практики. Говорить на этом языке – значит овладеть искусством общения в совершенстве.

Эго-состояния

Для многих из нас утро – это привычная последовательность действий: ванная – завтрак – поход на работу. Каждое из них совершается без раздумий, «на автопилоте». В такие моменты мы пребываем в состоянии контролирующего самого себя «Родителя».

В пути мы раскрепощаемся, беспричинно радуемся своему настроению, солнцу и пению птиц, свежести бодрящего воздуха и отличному утру, – мы позволяем проявиться своему внутреннему «Ребёнку».

Вдруг, метро, на котором мы обычно добираемся до офиса – закрыто. Мы вынуждены решать конкретную задачу – выбрать путь: доехать автобусами, поймать такси или поработать дома. Мы переключаемся из состояния «родительского автопилота» на «ручное управление», передавая инициативу «Взрослому».

Всего за несколько минут, по дороге в офис, мы побывали в разных состояниях эго – наших «Я».

В каждый момент жизни наши чувства, мысли, слова, реакции и действия определяются одним из трех возможных эго-состояний:

Трансактный анализ Эрика Берна – это готовый набор инструментов для анализа состояний нашего Я. Каждый из нас может научиться использовать их, не погружаясь в дебри бессознательного.

Внимательно понаблюдайте за мамой/папой минут 10. Заметите, как проявятся как минимум два эго-состояния. Только что она поучала дочь с позиции «Родителя», через доли секунды отреагировала на замечание мужа с позиции «Ребёнка». А спустя несколько минут, задумавшись, заговорила с ним как «Взрослый».

Смена эго-состояний может происходить и происходит быстро и часто, а время от времени все состояния или же два из трех проявляются одновременно.

Я-Родитель

В состоянии «Я-Родитель» человек копирует родительские образы поведения или образы авторитетов. Ощущает, мыслит, ведет беседу и реагирует на происходящее точно так же, как это делали родители в его детстве.

Согласно Берну, контролирующее состояние «Родителя» исполняет функцию совести и воздействует на человека даже в те моменты, когда его внешнее поведение определяют состояния Взрослого или Ребёнка. Зачастую, состояние «Родителя» используется в качестве модели при воспитании собственных детей. Поэтому новоиспечённый родитель, как правило, ведёт себя так же как с ним вели себя его родители. Если его ругали за разбитые тарелки, вскоре и он начнёт ругать своих детей. Эта реакция у него будет автоматическая, ему нужно учиться останавливать себя и включать внутреннего Взрослого.

«Родитель» проявляет себя в нашей способности делать что-то автоматически, в общих фразах и в манерах. Он любит констатировать: «Нельзя», «Необходимо», «Должен».

Что случается, если эго «Я-Родитель» с годами доминирует?

Человек, в состоянии которого жестко доминирует эго-родитель, легко впадает в другую крайность: пытается везде и всегда контролировать ситуацию. В случае неудачи, корит и пилит себя по любой причине, во всём, что с ним происходит ищет и находит свою вину.

Если подобный сценарий преобладает годами и десятилетиями, он становится причиной психосоматических расстройств. В этом случае состояние «Я-Родитель» проявляет себя как деструктивное и протекает с тяжелыми последствиями. Пока родитель существует, сбежать от его контролирующего влияния на уровне закладываемых в детстве родительских программ-предписаний личность не сможет. Единственный способ вырваться из оков – переписать устаревшие родительские программы.

Контролирующий и Заботливый Родитель

Заботливый Родитель – «живущий» в вас или в окружающих – это одно из самых счастливых состояний, которые может проявлять и испытывать человек. Он способен помогать, прощая ваши обиды и несовершенства. Он находит в этом удовольствие, поэтому такая помощь всегда окажется вовремя и воспринимается естественно, без напряжения. Всё что требует взамен Заботливый Родитель – это чуточку внимания к своей персоне.

Контролирующий Родитель всегда и везде стремится «Вышибить клин клином». Человек в этом состоянии будет снова и снова обращать внимание на ваши ошибки и слабости, подчеркивать своё превосходство и наставлять на путь истинный по поводу и без повода.

Я-Ребёнок

В каждом из нас до седых волос продолжает жить ребёнок. Время от времени, он проявляет себя в зрелой жизни совершенно по-детски – оперируя теми же чувствами, словами и мыслями, действуя, играя и реагируя так же, как в возрасте 2-6 лет. В такие моменты мы проживаем жизнь в состоянии «Я-Ребёнок», вновь и вновь возвращаясь к своим детским переживаниям, но уже с позиции зрелой личности. По сути, «Ребёнок» – это тот кусочек детства, который нам удается сохранить до глубокой старости.

Именно эту часть человеческой личности Эрик Берн считает наиболее ценной. Пребывая в этом состоянии в любом возрасте мы позволяем себе счастье оставаться естественными – восторженными и милыми, радостными и печальными или упрямыми и покладистыми – такими же, какими были в своём детстве. Спонтанность, интуицию, искру творчества – ярче всего проявляющиеся в детском возрасте, мы переносим во взрослую жизнь и вновь проявляем в состоянии Ребёнка.

Что случается, если эго «Я-Ребёнок» с годами доминирует?

Жестко доминируя в зрелом возрасте, состояние Ребёнка может стать источником серьезных проблем. Потерпев даже мимолетную неудачу человек в состоянии «Я-Ребёнок» тут же находит козла отпущения – несовершенный мир, неискренних друзей, тупое начальство, вечно жалующуюся на жизнь семью или, за неимением более конкретных объектов, – карму и родовое проклятье. Следствие таких рассуждений – обвинительный приговор, который он выносит людям, миру и самому себе, разочарование жизнью, пренебрежение возможностью использовать полученный опыт для исключения подобных ошибок в будущем.

Как и в случае доминирования позиции «Я-Родитель», растянувшееся во времени постоянное пребывание в состоянии «Я-Ребёнок» и накапливание отрицательных эмоций в виде обид и ожесточения – фундамент для серьезных психосоматических заболеваний. Таких же последствий можно ждать, активно и систематически подавляя в себе «Ребёнка» из состояния «Я-Взрослый».

Свободный и адаптивный Ребёнок

В зависимости от той роли, которые сыграли родители в воспитании человека в его раннем детстве, его Ребёнок может сформироваться Свободным или Адаптивным.

Пока мы сохраняем в себе Свободного Ребёнка, мы способны не только воспринимать жизнь, но удивляться и искренне радоваться её проявлениям. Мы способны забыть о возрасте, до слезинок хохотать над удачной доброй шуткой, испытывать детский восторг от ощущения единства с природой и её энергиями. Мы готовы расплыться в широкой улыбке отыскав единомышленника, беспричинно любить окружающих, находить смысл во всем, что происходит с нами и вокруг нас.

Адаптивный Ребёнок – это постоянные сомнения и комплексы. Его легко определить в окружении по «маске Жертвы» – постоянно озабоченному и тревожному выражению лица. Обычно эта маска полностью соответствует его внутреннему состоянию – напряжения, боязни сделать лишний или неверный шаг, сомнения, борьбы с самим собой по любому, даже самому незначительному поводу. Жизнь для него – это движение по заранее определенной траектории, причем то, какой будет эта траектория чаще выбирает не он.

Я-Взрослый

В состоянии «Я-Взрослый» человек оценивает окружение и происходящее с ним объективно, способен просчитать вероятность и возможность тех или иных событий исходя из накопленного опыта. Находясь в этом состоянии, человек живёт по принципу «Здесь и сейчас», обмениваясь с миром чувственной и логической информацией подобно компьютеру – в режиме реального времени. В состоянии «Я-Взрослый» пребывает пешеход, переходящий улицу, хирург, проводящий операцию, или ученый, делающий доклад. Главные слова у Взрослого: «Это целесообразно», «Могу – не могу», «Давайте посчитаем», «Где польза?».

Что случается, если человек предпочитает руководствоваться эго «Я-Взрослый»?

Состояние «Я-Взрослый» предполагает адекватную оценку действительности и своих поступков, принятие ответственности за каждый из них. В позиции «Я-Взрослый» человек сохраняет возможность учиться на своих ошибках и использовать накопленный опыт для дальнейшего развития. Он не распинает себя за допущенные промахи, а принимает ответственность и идёт дальше.

Вместо того, чтобы тащить за собой тяжкий эмоциональный хвост ошибок и поражений, он использует новый шанс и находит верный путь для их исправления с минимальными энегозатратами. С другой стороны, находясь под постоянным контролем со стороны «Родителя» и «Ребёнка», «Я-Взрослый» теряет способность принимать взвешенные решения. И тогда весь свой заработок за полгода «Взрослый», попавший под влияние «Ребёнка», потратит на пышное празднование Нового Года.

Примеры, когда баланс трех начал нарушен

Педант

Бессовестный лицемер

Представим ситуацию, когда поле «Взрослого» утопает в неумеренных детских желаниях, а «Родитель» при этом блокирован, без возможности их ограничить. Поступки такого человека в социуме определены целью: полностью удовлетворить потребности своего «Ребёнка», в то время как «Родитель» пытается жестко контролировать окружение.

Мы имеем дело с лицемером – человеком, лишенным совести. Получив власть, такой человек легко преображается в садиста, пытающегося удовлетворять потребности за счёт интересов своего окружения. Со временем, конфликт на уровне социума проецируется на внутренний мир с трагическими последствиями для психического и физического здоровья.

Неуправляемый

Если поле «Взрослого» пребывает под постоянным контролем «Родителя», и при этом отягощено страхами «Ребёнка» – мы имеем дело с человеком, лишенным возможности управления. Его позиция «Я понимаю, что поступаю неверно, но поделать ничего не могу».

В зависимости от того, какая составляющая эго берёт верх в данный момент, человек, не управляющий собой может проявлять себя то святошей, то законченным развратником. Такой внутренний расклад – идеальная питательная среда для невроза и психоза.

Расставим акценты

Зрелой личностью можно назвать человека, в поведении которого доминирует позиция «Я-Взрослый». Если с годами позиции «Я-Родитель» или «Я-Ребёнок» остаются доминантными, мироощущение и поведение человека в социуме перестают быть адекватными. Личности, претендующей «на зрелость», следует сбалансировать все три исходных состояния и сознательно сместить акцент на позицию «Я-Взрослый».

Вместе с тем, как считает Эрик, даже развив в себе конструктивную доминанту «Взрослый», и достигнув искусства сдерживать свои эмоции, полностью и жестко изолировать в себе «Ребёнка» и «Родителя» не продуктивно. Время от времени они должны проявляться хотя бы для того, чтобы в нашем «жизненном супе» всегда хватало соли, перца и здоровой самокритики.

Чтобы избежать стойких неврозов в будущем, «Взрослому» не стоит слишком часто и надолго передавать инициативу «Родителю» или «Ребёнку». А чтобы навсегда забыть о таком печально известном продукте цивилизации, как неврозы, нам предстоит:

В той или иной форме мы принимаем участие в общении в роли Взрослых, Детей или Родителей, поскольку надеемся обрести желаемое. Каждая трансакция, составленная из единичного стимула и единичной вербальной/невербальной реакции – не что иное, как единица социального действия.

Зная, от имени какого из наших «Я» мы ведём беседу и на какую реакцию собеседника можем рассчитывать, мы можем влиять на конечный результат и качество общения. А психологическая гибкость, состоящая в умении адекватно оценивать ситуацию и передавать управление какой-либо одной стороне личности – залог нашего психического и физического здоровья.

Умение правильно использовать свои мысли, интонации, слова, выражения в повседневных диалогах – это величайшее искусство налаживать обратную связь с собеседником, слушать и слышать то, что он хочет донести или, напротив, скрыть. Овладеть этим редким умением, необходимым в сбалансированной и счастливой жизни поможет трансактный анализ Эрика Берна.

когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. картинка когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает фото. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает видео. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает.

«Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди» – книги американского психотерапевта Эрика Берна [1], ставшие бестселлером и практическим руководством для нескольких поколений практикующих психологов. Берн впервые сформулировал базовые принципы трансакционного или трансактного анализа, составляющие основу межличностных отношений.

Наблюдайте за собой, учитесь различать свои «Я».

Источник

Глава 5. Распознавание эго-состояний

когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. картинка когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает фото. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает видео. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. картинка когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает фото. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает видео. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. картинка когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает фото. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает видео. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. картинка когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает фото. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает видео. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает.

когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. картинка когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает фото. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает видео. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает.

когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. картинка когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает фото. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает видео. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает.

Эрик Берн приводит четыре способа распознавания эго-состояний: поведенческий диагноз, социальный диагноз, исторический диагноз, феноменологический диагноз.

Берн подчеркивал, что лучше всего использовать не один, а несколько видов диагноза в каждом отдельном случае. Для полного диагноза необходимо применять все четыре вида диагноза в порядке, указанном выше. Поведенческий диагноз — самый важный из четырех. Остальные три являются проверочными к нему.

Поведенческий диагноз.В поведенческом диагнозе, наблюдая за поведением человека, мы делаем вывод о том, в каком эго-состоянии он находится. При наблюдении можно слышать и видеть: слова, тон голоса, жесты, положение тела, выражение лица. Вы будете диагностировать функциональное эго-состояние человека, наблюдая за его поведением. Совместимы ли все эти различные факторы друг с другом?

Предположим, что вы видите меня прямо сидящим на стуле. Обе ноги твердо упираются в пол. По положению моего тела вы сделаете первый вывод о том, что это поведение Взрослого. Глядя на меня, вы видите, что мой взгляд спокоен, мышцы лица расслаблены. Когда я начинаю говорить, отмечаете тон моего голоса. Теперь вы обладаете согласующимися факторами выражения лица и тона голоса, которые помогают подтвердить ваш поведенческий диагноз Взрослого.

Каждый фактор сам по себе не является достаточным. Возможно, я сижу на стуле, обсуждая философию модели эго-состояния. Если записать мои слова, то, вероятно, это будет Взрослый. Однако, если вы посмотрите на меня, то отметите, что я положил ногу на ногу и склонил голову на бок. Пальцами левой руки я стучу по подлокотнику стула. Факторы жестов и положения тела говорят вам о том, что скорее всего я нахожусь в Адаптивном Ребенке, несмотря на то, что мои слова звучат по-взрослому.

Существуют ли стандартные факторы эго-состояний? В книгах по ТА традиционно приводятся таблицы стандартных факторов для поведенческого диагноза. Например, грозить пальцем соответствует Контролирующему Родителю. Хныкающий голос присущ Адаптивному Ребенку. Крики «Здорово! Блеск!» — Свободному Ребенку и т.д. Однако эта идея о стандартных факторах приводит к сомнениям относительно фундаментальной природы модели эго-состояний.

Таблицы стандартных факторов базируются на предположении о том, что когда я нахожусь, например, в Адаптивном Ребенке, то буду вести себя как ребенок, подчиняясь требованиям своих родителей. Аналогичным образом в Воспитывающем Родителе я буду вести себя как родитель, заботящийся о ребенке. Однако модель эго-состояний говорит не об этом.

Когда я утверждаю, что нахожусь в Ребенке, то имею в виду, что поступаю, думаю и чувствую так же, как когда-то ребенком, а не просто как любой ребенок. Когда я в Воспитывающем Родителе, то поступаю, думаю и чувствую так же, как это делал один из моих родителей, а не просто как вообще родители. Из этого следует, что для достоверного поведенческого анализа моего эго-состояния Адап­тивного Ребенка вам необходимо знать, как я выглядел и говорил в детстве, когда подчинялся своим родителям. Чтобы распознать меня в Воспитывающем Родителе, вам нужно было бы понаблюдать за моим отцом или матерью, когда они заботились обо мне много-много лет назад.

Набор поведенческих факторов, определяющих моего Адаптивного или Свободного Ребенка, будет отличаться от вашего потому, что мы были разными детьми. Из-за того, что у нас были различные паттерны, у каждого из нас будет свой уникальный набор поведений, обозна­чающих Контролирующего или Воспитывающего Родителя.

Означает ли это, что таблицы стандартных факторов являются бесполезными? К счастью, нет. Существуют некоторые виды поведения, которое типично для детей в целом, когда они подчиняются родителям или ведут себя спонтанно. Существуют поведения, которые проявляют родители в целом, когда они контролируют или воспитывают своих детей. Поэтому, если мы будем замечать эти типичные поведения, то сможем сделать первый шаг в диагностике функциональных эго-состояний.

Для подтверждения нашего диагноза необходимо поближе позна­комиться с человеком. Со временем мы сможем составить список его уникального набора поведений, указывающих на изменения эго-состояний.

когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. картинка когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает фото. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает видео. когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда какое то эго состояние диктует человеку поведение то оно обладает.

В нашей книге мы предпочли не приводить таблицу стандартных факторов. Вместо этого предлагаем составить вашу индивидуальную таблицу.

Упражнение. Возьмите большой лист бумаги и нарисуйте шесть вертикальных колонок. Обозначьте левую колонку Факторы. Остальные пять колонок — названия пяти эго-состояний, как и в эгограмме: КР, ВР, В, СД, АД. Вернитесь к колонке Факторы. Сверху вниз напишите в ней пять подзаголовков:

Проведите горизонтальные линии таким образом, чтобы в каждой колонке было бы по пять частей: Слова, Тон голоса и т.д. Задание заключается в том, чтобы вы в каждой колонке записали поведенческие факторы на самого себя.

Возьмем колонку Контролирующего Родителя. В ней вы записы­ваете поведенческие факторы, которые проявляете, когда копируете способы ваших родителей контролировать или управлять другими людьми. Продумайте ситуации, когда вы обычно «входите» в КР. Возможно, это происходит тогда, когда вы на работе начальник. Если вы родитель, рассмотрите поведения, которые показываете при объяснении ребенку, что надо делать.

Приведем несколько примеров того, что я могу написать в колонку КР, — слова: «Не делай этого! Прекрати! Делай это! Вот так-то! Хорошо! Плохо! Тебе следует! Ты должен!»; тон голоса: глубокий, резонирующий, сердитый; жесты: разрубаю рукой воздух, держу вместе пальцы, соединяю руки за головой; положение тела: опрокидываюсь глубоко назад на стуле, запрокидываю голову, смотрю свысока; выражение лица: кончики рта слегка опущены вниз, брови подняты вверх.

Возможно, вы обнаружите, что некоторые из этих факторов подходят также и для вас. Главное — составить ваш собственный уникальный список. А теперь приступайте к работе.

Отмечайте лишь то, что можно видеть и слышать. Не интер­претируйте. Например, в колонке «выражение лица» отметьте только то, что, по наблюдениям людей, вы делаете со своим лицом. Не пишите слова типа: «снисходительный, деловой, высокомерный. ». Это будут интерпретации. Когда вы смотрите на меня и слышите мой голос, возможно, видите, что я веду себя как деловой человек. Однако деловитость это не совсем то, что вы видите. Это интерпретация, т. е. нечто иное, нежели то, что вы наблюдаете.

Когда вы закончите колонку Контролирующего Родителя, присту­пайте к аналогичному заполнению других колонок. Для Воспитывающего Родителя составьте список поведений, которые вы переняли у своих заботливых родителей.

Для Адаптивного Ребенка запишите поведенческие факторы, оставшиеся с детства, которые вы проявляете при подчинении приказам других людей. Возможно, вы поступаете так, когда соглашаетесь с кем-то в компании, говорите с начальником на работе и т. д.

Для Свободного Ребенка вспомните, когда в последний раз вы вели себя как когда-то в детстве, ни подчиняясь приказам других, ни восставая против них. Возможно, катаясь на американских горках, вы прятали лицо и пронзительно кричали, когда неслись вниз по склону. Возможно, во время очередной прививки вы замечали, что дрожите от страха при виде шприца в руках медсестры.

Помните, что функциональные подразделения Родителя и Ребенка могут проявляться как в негативном, так и в позитивном плане. Были ли случаи, когда вы своим поведением побуждали людей сменить позицию негативного Контролирующего Родителя? Если у вас есть дети, подавляете ли вы их? Если да, то как они видят и слышат, что вы в негативном Воспитывающем Родителе? Говоря с начальником, подстраиваетесь ли вы иногда под него, в то же время ненавидя его? Если да, то как бы вы видели и слышали себя на видеопленке в негативном Адаптивном Ребенке?

В колонке Взрослого отметьте поведения, которые вы проявляете, когда ведете себя как взрослый в ситуации «здесь и теперь». Это может быть случай на работе, когда вы обменялись информацией с коллегой. Возможно, это будет ситуация в универсаме, в котором вы делаете покупки. Может быть, это будет чтение нашей книги и изучение эго-состояний. Помните, что эго-состояние Взрослого связано с чувствами «здесь и теперь», так же, как и с мыслями. Следовательно, поведение Взрослого может включать в себя выражение эмоций, где чувства адекватны текущей ситуации.

Заполните колонку Свободного Ребенка примерами вашего поведения, когда вы ведете себя как спонтанный ребенок, а не спонтанный взрослый.

Иногда, когда вы наблюдаете за моими поведенческими факторами, вам, возможно, будет необходимо задать ряд вопросов, чтобы судить о том, какому эго-состоянию соответствует мое конкретное поведение. Предположим, вы видите меня сидящим согнувшись. Я наклонился вперед, обхватил голову руками, уголки рта опущены вниз, я глубоко вздыхаю, глаза полны слез. По всем этим факторам вы видите, что я выражаю свое горе. Однако в каком эго-состоянии я нахожусь? Может быть, я получил известие о смерти близкого родственника? Тогда мое горе будет соответствовать реагированию на «здесь и теперь», значит, я во Взрослом. А может быть, я воскресил в памяти какую-то потерю в детском возрасте, о которой не позволял себе думать с грустью вплоть до текущего момента? В этом случае выражение моих чувств исходит из Свободного Ребенка. Существует еще одна возможность — я проигрываю паттерн негативного Адаптивного Ребенка.

Для того, чтобы подкрепить ваши оценки моим поведенческим фактором, вы, возможно, спросите меня о том, как другие относятся ко мне. Вы можете попросить меня рассказать о моей жизни, о том, какими были мои родители. И тогда вы узнаете, что я могу переживать из своего детства.

Упражнение. При дальнейшем рассмотрении трех других способов диагноза Берна используйте для повторной проверки список поведений, который вы для себя составили. Изменяйте и дополняйте список в соответствии с полученным материалом.

Социальный диагноз.В основе идеи социального диагноза лежит положение о том, что другие люди обращаются ко мне из эго-состояния, которое дополняет мое эго-состояние. Следовательно, выяснив эго-состояние, из которого они обращаются, я могу узнать об эго-состоянии, в котором нахожусь сам.

Например, если я обращаюсь к вам из эго-состояния Родителя, есть вероятность того, что вы ответите мне из вашего Ребенка. Если я начинаю обращаться к вам из Взрослого, то, скорее всего, вы также ответите из Взрослого, а если я обращаюсь к вам из Адаптивного Ребенка, то вы, вероятно, ответите из Родителя.

Таким образом, если я осознаю, что люди часто реагируют на меня из Ребенка, то имею основание полагать, что, по-видимому, часто обращаюсь к ним из Родителя. Возможно, я начальник и считаю своих подчиненных или подобострастными или пытающимися саботировать мои указания. Оба этих поведения похожи на реагирование Адаптивного Ребенка. Тогда я являюсь для них больше Контролирующим Родителем, чем ранее предполагал. Если я хочу изменить эту ситуацию, то могу «выйти» из поведения Контролирующего Родителя, которое использую на работе. Тогда вместо КР я могу использовать, скажем, поведение Взрослого. Реагирующие эго-состояния моих подчиненных позволяют мне провести социальный диагноз того, насколько далеко я ушел от Родительского подхода.

Упражнение. Вспомните последний случай, когда кто-либо отвечал вам из своего Ребенка. Какие поведенческие факторы другого человека вы интерпретируете как исходящие из Ребенка? Было ли это реагиро­вание на вашего Контролирующего или Воспитывающего Родителя? Если это так, то просмотрите ваш список поведенческих факторов и объясните, как другой человек видел и слышал в вас Родителя. Как вы бы изменили свое поведение для того, чтобы окружающие отвечали из другого эго-состояния? Проделайте то же упражнение для последних случаев, когда кто-либо отвечал вам из Взрослого, Родителя.

Исторический диагноз.В историческом диагнозе мы задаем вопросы о том, каким был человек в детском возрасте. Мы спрашиваем о его родителях и парентальных фигурах. Эго позволяет сделать двойную проверку наших впечатлений о функциональных эго-состояниях человека, а также узнать структуру эго-состояния. Исторический диагноз имеет дело как с процессом, так и содержанием.

Возможно, я вижу, что вы сгорбились и нахмурились, рукой закрываете глаза. Я слышу, что вы говорите: «Я смущен. Я не могу думать». Поведенчески я делаю вывод о том, что вы в Адаптивном Ребенке. Для выяснения исторического диагноза я спрашиваю вас: «Как вы чувствовали себя ребенком, когда кто-либо просил вас подумать?» Или, возможно, спросил бы вас: «Сейчас вы похожи на шестилетнего ребенка. Вы что-то вспомнили из своего детства?» Вы можете ответить: «Да, отец заставлял меня читать книжки, а потом смеялся, потому что я неправильно произносил некоторые слова. Поэтому, чтобы досадить ему, я дурачился». В другом случае вы, возможно, откинулись назад на стуле. Запрокинув голову, вы свысока смотрите на своего соседа, говоря ему: «То, что вы только что сказали, — неправильно. Дело обстоит следующим образом. ». При этом он, возможно, сникает, опускает плечи и поднимает брови в манере Адаптивного Ребенка. Сейчас я обладаю как поведенческими, так и социальными факторами, говорящими о том, что вы находитесь в Контролирующем Родителе. Для исторического диагноза я могу спросить вас: «Вы не могли бы остаться в этом положении на секунду? Сидел ли так один из ваших родителей, когда они говорили с вами?» Возможно, вы рассмеетесь и ответите: «Да, это опять отец!»

Таким образом, ваши ответы позволяют мне осуществить двойную проверку поведенческого диагноза. Видя, что вы проявляете набор поведений, который, с моей точки зрения, подходит для вашего эго-состояния Адаптивного Ребенка, я подтверждаю свой вывод о том, что внутренне вы проигрываете ваш способ реагирования на родительское давление в детском возрасте. Проявляя родительские факторы в поведении, вы сообщаете мне, что копируете поведения ваших родителей.

Упражнение. Вернитесь вновь к списку поведенческих факторов, которые вы для себя отметили. Используйте исторический диагноз для проверки факторов каждого эго-состояния.

При анализе факторов Контролирующего и Воспитывающего Родителя отметьте, если помните, какого родителя или парентальную фигуру вы копируете в каждом поведении. Какие мысли и чувства сопровождают это поведение? Для факторов Адаптивного и Свободного Ребенка вспомните ситуации в детстве, когда вы вели себя таким же образом. Сколько вам было лет? Что вы думали и чувствовали в этих случаях? Для Взрослого отметьте, что ваше поведение не является проигрыванием вашего детства. Возможно, вы захотите перенести часть поведенческих факторов в другую колонку. Например, некоторые факторы, которые первоначально вы отнесли ко Взрослому, больше подходят к Адаптивному Ребенку.

Феноменологический диагноз.Иногда вместо того чтобы вспоминать прошлое, я могу его прожить. Берн писал, что «. феноме­нологическая достоверность достигается лишь тогда, когда индивид может прожить все эго-состояние с полной интенсивностью и незначительным отклонением».

Предположим, вы только что вспомнили время, когда отец заставлял вас читать и затем смеялся из-за неправильно прочитанных слов. Если бы мы с вами работали в терапии, я бы попросил вас вернуться к этой детской оценке. В своем воображении вы можете сказать отцу то, что не могли ему сказать, когда вам было шесть лет. Возможно, сначала вы обнаружите, что жалуетесь отцу. Затем можете испытать гнев и начнете кричать: «Это нечестно!», колотя при этом по подушке, как будто бы вы хотите побить отца. Мы получили феноменологический диагноз части содержания эго-состояния вашего Ребенка.

Берн использовал слово «феноменологический» в значении, отличном от обычного словарного определения. Он не объяснил, почему так поступил, поэтому просто имейте в виду смысл, который Берн вкладывал в свое определение.

Диагноз эго-состояний на практике.В идеале нужно использовать все четыре вида диагноза. Однако на практике это часто невозможно и мы диагностируем то, что можем.

Когда мы применяем ТА в образовании, коммуникационном тренинге или просто для того, чтобы улучшить наши повседневные взаимоотношения с другими людьми, нам, в основном, надо полагаться на поведенческий диагноз. В этом может помочь социальный диагноз. В терапии ТА поведенческий диагноз является первым и самым главным способом определения эго-состояний.

Упражнение. Для того чтобы развить ваше умение использовать ТА, постоянно практикуйтесь в совершенствовании своего поведен­ческого диагноза. Постоянно обращайтесь к таблице факторов эго-состояний, которые вы для себя отметили, улучшая ее по мере того, как все больше и больше начинаете осознавать происходящие в вас переходы из одного эго-состояния в другое. Если у вас есть возмож­ность, запишите себя на магнитофон или видео. Проанализируйте минуту за минутой факторы вашего эго-состояния. Свяжите изменения в словах, тоне голоса и положении тела, если у вас есть видео, с тем, что испытываете внутренне.

Возьмите за правило проводить поведенческий диагноз при общении с другими людьми. Проводите его при встречах или во время занятий, при общении с супругой, начальником, подчиненными. Следите за изменениями эго-состояний других людей и собственного. Сначала, возможно, будет трудно. Проявляйте настойчивость, пока это не станет вашей второй натурой. Не говорите никому о своем анализе, пока вы не будете уверены, что другой человек хочет узнать о нем!

Используйте любую имеющуюся возможность для проверки вашего поведенческого диагноза историческими и феноменологическими данными. Однако проводите его на других людях лишь в том случае, если заранее получили от них согласие. Чем чаще вы будете поступать подобным образом, тем более правильным будет ваш поведенческий диагноз.

Исполнительное и реальное Я.Для простоты анализа эго-состояний мы до настоящего момента считали, что в одно и то же время человек может находиться лишь в одном эго-состоянии. В действительности это не совсем так. Можно вести себя, исходя из одного эго-состояния, а ощущать себя в другом.

Например, представьте, что я на работе обсуждаю предстоящее задание с моим коллегой. В течение первых нескольких минут мое внимание полностью направлено на задание. Если бы вы наблюдали за моими поведенческими сигналами, то сказали бы, что я во Взрослом. Мои внутренние ощущения также говорят о том, что я во Взрослом: реагирую «здесь и теперь», обмениваюсь информацией, оценивая ее. Однако по мере продолжения разговора я начинаю испытывать скуку и мысленно говорю себе: «Хотел бы я быть где-нибудь в другом месте. Погода прекрасная, хорошо пройтись на свежем воздухе. Но это невозможно». Сейчас я ощущаю себя в Ребенке и проигрываю свои школьные годы, когда сидел в классе, скучал на уроке и хотел уйти из школы, чтобы поиграть. Хотя я и испытываю скуку, но продолжаю работать. Таким образом, внешне я во Взрослом, хотя внутренне ощущаю себя в Ребенке.

Для описания подобной ситуации Эрик Берн предложил проводить различие между исполнительным и реальным Я. Когда какое-то эго-состояние диктует человеку поведение, то оно обладает исполнительной властью. Когда человек ощущает, что он находится в каком-то определенном эго-состоянии, мы говорим, что он ощущает это эго-состояние как свое реальное Я.

Чаще эго-состояние, имеющее исполнительную власть, будет ощущаться и как реальное Я. В приведенном выше примере, когда я начинал обсуждать рабочие вопросы, исполнительная власть находилась во Взрослом и одновременно я ощущал Взрослого как свое реальное Я. Затем, когда я начал испытывать скуку, то сместил свое ощущение реального Я в эго-состояние Ребенка. Тем не менее, внешне я продолжал вести себя как Взрослый, сохраняя исполнительную власть в последнем эго-состоянии.

Предположим, мой коллега продолжил обсуждение рабочих вопро­сов еще какое-то время. Тогда я зевнул и потерял нить разговора. Пока он ждал моего ответа на заданный вопрос, я покраснел и сказал: «Извини. Я отвлекся». В этом случае исполнительная власть была в Ребенке, и я ощущал Ребенка как свое реальное Я.

Упражнение. Приведите еще три примера, которые иллюстрируют кого-либо, имеющего исполнительную власть в одном эго-состоянии и ощущающего другое эго-состояние в качестве своего реального Я. Можете ли вы вспомнить подобные примеры из вашей жизни за последнюю неделю?

Несоответствие. Деление исполнительного и реального Я несомненно ставит ряд дополнительных вопросов в диагнозе эго-состоянии. Поскольку поведение определяет эго-состояние, имеющее исполнительную власть, можно предположить, что поведенческие факторы человека укажут на это эго-состояние. До тех пор, пока это эго-состояние ощущается также и как реальное Я, ваш поведенческий диагноз даст вам правильную картину того, что человек испытывает внутренне.

Однако, что произойдет, если человек затем перейдет в другое эго-состояние реального Я, при этом сохраняя исполнительную власть в первоначальном эго-состоянии? Как вы определите это с помощью поведенческого диагноза? Дело в том, что иногда обнаружить это невозможно. Это бывает в тех случаях, когда поведение человека относительно неактивное. Например, вы видите меня сидящим на лекции. Я сижу прямо, двигаюсь мало и ничего не говорю. Первым вашим предположением будет то, что поведенчески я во Взрослом. Однако внутренне я могу находиться в мечтаниях Ребенка. Без продолжения исследований у вас нет другого способа узнать об этом. Однако чаще бывает так, что человек, тем не менее, проявляет поведенческие факторы, указывающие на то, что происходит. Вы увидите, что когда у какого-то человека исполнительная власть находится в эго-состоянии, отличном от того, которое ощущается как реальное Я, наблюдается несоответствие между его поведением и внутренними ощущениями. Внешне он обычно показывает это следующим образом: его наиболее явные поведенческие сигналы укажут на эго-состояние, имеющее исполнительную власть. Однако в то же самое время он будет показывать и другие более тонкие сигналы, которые не согласуются с сигналами дополнительного эго-состояния. Напротив, они подходят для состояния, которое он ощущает как реальное Я.

В терминах ТА такое поведение указывает на несоответствие. Когда я обсуждал рабочие вопросы с коллегами, мое очевидное поведение совпадало с эго-состоянием, постоянно имеющим испол­нительную власть, т.е. Взрослым. Однако, если бы вы смотрели и слушали меня более внимательно, вы бы отметили некоторые изменения в тот момент, когда мне стало скучно и я перешел в Ребенка как мое реальное Я. До этого момента тон моего голоса изменялся. А сейчас он стал монотонным. Мой взгляд, который до этого постоянно переключался с рабочего документа на лицо моего коллеги, теперь устремлен в одну точку. Эти несоответствия помогли бы вам сделать вывод о том, что я сместил мое ощущение реального Я с Взрослого на Ребенка.

Выявление несоответствий является одним из важных навыков при овладении ТА. Мы еще раз возвратимся к этому вопросу, когда будем анализировать трансакции в главе 7.

Теория энергии Берна. Эрик Берн разработал теоретическое объяснение того, что происходит при перемещении нашей испол­нительной власти и чувств реального Я между двумя эго-состояниями. Подробное изложение этой теории выходит за рамки нашей книги. Мы лишь кратко расскажем о ней в этом разделе.

Берн вслед за Фрейдом выдвинул гипотезу о существовании психической энергии или катексиса. Он считал, что эта энергия существует в трех видах: связанная, несвязанная и свободная. Допол­нительный термин — активный катексис — используется для обозна­чения суммы несвязанного и свободного катексиса.

Для иллюстрации различия между этими тремя формами катексиса Берн использовал сравнение с сидящей на дереве обезьяной. Когда обезьяна сидит высоко на ветке, она обладает потенциальной энергией, которая может быть высвобождена, если обезьяна упадет на землю. Эта потенциальная энергия соответствует связанному катексису. Если затем обезьяна на самом деле падает с ветки, то потенциальная энергия высвобождается в виде кинетической энергии. Этот процесс иллюс­трирует природу несвязанного катексиса. Однако обезьяна — живое существо. Она не просто падает с ветки, а прыгает вниз, чтобы попасть на землю. Берн считает, что такое произвольное использование энергии соответствует свободному катексису.

Каждое эго-состояние имеет свои границы. Свободный катексис может легко перемещаться между двумя эго-состояния ми через эти границы. К тому же каждое эго-состояние содержит определенное количество присущей ему энергии, которая находится в его пределах. Если эта энергия не используется в данный момент, она соответствует связанному катексису. Если она используется, то связанный катексис превращается в несвязанный. Например, когда я начал говорить на работе, то стал активно использовать энергию, присущую моему эго-состоянию Взрослого. Катексис в этом эго-состоянии был несвязанным. Концентрируя свое внимание на работе, я одновременно переместил свободный катексис во Взрослого. В данном примере в какой-то момент времени я мог бы использовать некоторое количество энергии, находящееся в пределах эго-состояния моего Родителя. Например, я мог бы проигрывать в уме Родительские оценки о том, достаточно ли хорошо я работаю. Однако я этого не сделал. Катексис в рамках моего эго-состояния Родителя оставался связанным.

Берн выдвинул гипотезу о том, что эго-состояние возьмет на себя исполнительную власть в том случае, если сумма несвязанного и свободного катексиса (т.е. активного катексиса) наибольшая в данный момент времени. Эго-состояние, ощущаемое как реальное Я, будет таковым, если в какой-то момент оно будет обладать наибольшим количеством свободного катексиса.

В начале разговора на работе исполнительная власть у меня была во Взрослом и я ощущал Взрослого как мое реальное Я. Мы можем, следовательно, сделать вывод, что в это время у меня во Взрослом был самый высокий активный и свободный катексис. Когда я стал испытывать скуку, то переместил часть свободного катексиса в Ребенка. Я продолжал это делать, пока в эго-состоянии Ребенка стало больше катексиса, чем в моем Взрослом или Родителе. В этот момент я стал ощущать Ребенка как мое реальное Я. Однако исполнительная власть сохранилась во Взрослом, показывая тем самым, что в моем эго-состоянии Взрослого продолжает оставаться большое количество активного катексиса. Если бы обсуждение продолжалось еще какое-то время, я высвободил бы еще большее количество связанного катексиса, находящегося в Ребенке, пока, в конце концов, это эго-состояние не получило бы больше активного катексиса, чем Взрослый, и взяло бы на себя исполнительную власть.

Вы убедитесь в том, что иногда человек может иметь некоторое количество активного катексиса во всех трех эго-состояниях одновре­менно. Например, я мог бы продолжать иметь исполнительную власть во Взрослом, обмениваясь технической информацией со своим коллегой. При этом я мог бы «развязать» некоторое количество катексиса в Родителе и начать критиковать себя внутренне за то, что недостаточно хорошо понимаю задание. В то же самое время я мог бы «развязать» некоторое количество катексиса Ребенка и стал бы испытывать чувство стыда за то, что не подчиняюсь требованиям Родителя.

Если вы найдете теоретические положения этого раздела слишком сложными для понимания с первого взгляда, не беспокойтесь. Если вам понравилась теория, то вы захотите изучить ее более подробно в работах Берна и других теоретиков. Если теория пришлась вам не по вкусу, то просто пропустите этот раздел. Он не существенен для понимания последующих разделов книги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *