когда изобрели школу в каком году
Как появились школы
Привычное явление для большинства стран мира – система школьного образования. Сами системы могут разниться, но, так или иначе, базовое образование перестало быть диковинным, как это можно было наблюдать в некоторых европейских странах еще в начале прошлого столетия.
Первые школы
Существует теория, согласно которой первые школы в истории человечества появились не ради обучения, а для того, чтобы занять стариков и детей – две категории населения, которые были обузой для трудоспособного населения. Одним из подтверждений этого может служить значение греческого слова «схоле», от которого произошло слово «школа», имеющееся в несколько измененной форме во многих языках. «Схоле» значило «заниматься чем-то во время досуга, проводить свободное время, быть праздным».
Также считается, что появление школ является атрибутом возникновения цивилизации. Уже в Древнем Египте появились первые школы, поскольку грамотность людей облегчала функционирование государственного аппарата. Правда, обучаться в школах имели возможность только дети представителей высших сословий: фараона, жрецов, чиновников и лишь изредка, за большую плату дети людей попроще. Школы в Древнем Египте располагались при храмах.
В Древней Греции образованность и всестороннее развитие ценились сами по себе. Мальчика, достигшего семилетнего возраста, забирал от матери отец на свое и педагога-раба попечение (др. греч. «педагог» – «ведущий/сопровождающий ребенка»). Кстати, в древнегреческих школах уже было первое подобие школьной формы. Продолжить обучение юноши 16–18 лет могли в свободных гимнасиях, а также в школах риторов и философов. Девочек мама учила ведению домашнего хозяйства, но на этом обучение женского пола не заканчивалось. Образованная древнегреческая девушка должна была быть знакома с литературой, уметь петь и танцевать (для участия в ритуальных праздниках).
Допетровская эпоха
В Древней Руси поначалу были училища, постепенно превращавшиеся в школы. Например, известно о существовании школы, основанной Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. В древнерусских школах XI–XV веков изучали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку, астрономию (то есть семь свободных искусств, восходящих к самой античности). Школы не только выполняли функции учебных заведений, но были настоящими центрами культуры. В них переводили труды иностранных авторов, переписывали рукописи. Монголо-татарское нашествие привело к упадку уровня образования, а центрами образования стали монастыри, то есть образование из преимущественно светского превратилось в основном в духовное.
Определенный подъем уровня образования стал наблюдаться со становлением и укреплением Московского государства. Для элементарного функционирования государственного аппарата требовались грамотные люди. А после Смуты образование было необходимым инструментом в политической и идеологической борьбе. Тогда, в XVII веке, были открыты Киево-Могилянская коллегия и по ее образцу – московская Славяно-греко-латинская академия. С середины того же столетия в Москве начали открываться школы, работавшие по образцу европейских грамматических школ и позволявшие получить светское и богословское образование. Кстати, в допетровскую эпоху образование не носило сословного характера.
Б.М. Кустодиев. Земская школа в Московской Руси
Стандартизация
Петр I создал систему профессионального образования в России, а с 1714 года обязал детей всех сословий, кроме крестьян, получать образование. Правда, при Петре внимание образованию уделялось в связи с развитием армии и флота, да и сами цифирные школы, подчинявшиеся Адмиралтейств-коллегии, популярностью у населения не пользовались, так что их отменили в 1744 году. В целом школьная система образования в России XVIII века была разрозненной. Образовательные учреждения отличались по типам, программам, качеству подготовки учеников.
При Екатерине II, активно изучавшей опыт стран Западной Европы, впервые в России стала внедряться классно-урочная система, началась стандартизация образовательного процесса. Первый четкий образовательный план и единый список учебников появились в XIX веке. В начале XIX века были также введены три типа школ: приходские и уездные училища, а также гимназии (или губернские училища). В школах первых двух типов могли учиться дети из любых сословий, образование для них было бесплатным. В приходских школах давалось начальное образование: чтение, письмо, счет, Закон Божий. В уездных училищах изучение этих дисциплин проходило углубленно, добавлялись грамматика с географией, арифметика с геометрией, история с физикой и технологией.
В.Е. Маковский. В сельской школе
При Александре II были попытки борьбы с распространявшимся революционным духом среди интеллигенции путем реформирования образовательной системы. Целью ставилось создание глубоко разбирающихся в точных науках дисциплинированных людей. Для этого упор делался не на гуманитарные дисциплины, развивающие в человеке широту мысли и заставляющие увидеть проблемы общества.
Отдельного внимания заслуживают земские школы, появившиеся в России в результате земской реформы 1864 года. В них обучались дети от 8 до 12 лет в течение трех лет. Обязательно изучались чтение и письмо, основы арифметики, Закон Божий (в меньшей степени). Со временем программа расширилась.
Н. П. Богданов-Бельский. Устный счёт.
В народной школе С. А. Рачинского
Несмотря на все это, уровень грамотности населения России к началу XX века оставался крайне низким: примерно пятая часть подданных российской короны владела грамотой (существенно меньше, чем в большинстве стран Европы). Это было связано с тем, что преимущественное большинство населения составляли крестьяне, для которых ребенок, как только он становился способен оказывать маломальскую помощь семье, был нужнее для домашних дел. Кроме того, земские школы не могли охватить достаточное количество населения страны.
Большевики после революции пытались решить проблему образования. К 1933 году после различных экспериментов образовательные программы были унифицированы и под них созданы учебники. Тогда-то и закрепился тип урока, существующий по сей день (если не принимать во внимание отдельные изменения и нововведения последних лет).
Кто придумал школу
Содержание статьи
Общие сведения
Возникновение школ в древнем мире было обусловлено потребностью общества в грамотных людях. Необходимо было передавать накопленный опыт и знания, к тому же образованное население способствовало развитию государства. Первые школы в таких государствах, как Месопотамия и Древний Египет, обучали письменности. В Древней Греции дети получали интеллектуальное и физическое воспитание. Та же тенденция наблюдалась и в Древнем Риме.
Неизвестно, кто первым придумал школу в Египте или других странах востока, но основателями школьного учебного учреждения в Греции являются Платон и Аристотель. До Платона обучение было либо домашним, либо нанимался учитель для каждого ребенка.
Древний Египет и Междуречье
Предположительно, первые школы в Древнем Египте возникли в период V династии эпохи Древнего царства. Именно в V династии произошли серьезные социальные изменения. Большое развитие получил заупокойный культ. Хотя нельзя утверждать, что ранее школ не было. Возникновение учебных заведений связанно с появлением письменности, которая зародилась еще в Раннем царстве. Первые школы организовывались при дворцах и храмах.
В Месопотамии первые школы уже существовали в 3-ем тысячелетии до н. э. Кто именно придумал учебное заведение, неизвестно. Но в Месопотамии школы возникли по тем же причинам, что и в Древнем Египте. То есть появилась нужда в людях, которые знают грамоту и умеют писать. А также старшее поколение нуждалось в передаче профессиональных навыков своим детям.
Древняя Греция
Несмотря на то, что школы появились в странах Древнего Востока раньше, чем в Древней Греции, именно в этой стране закладываются основные принципы школьного обучения. Греческий философ Платон видел необходимость создания такого учреждения, в котором могли бы получать всестороннее образование дети свободных граждан.
Само слово «школа» с древнегреческого переводится как «развлечение». Ходить в школу могли только состоятельные люди. И изначально целью посещения занятий было отдохнуть, развлечься, в то время, как бедные люди работали. В Древнем Риме появление первых школ датируется примерно V веком до н. э.
Современная школа
Ту школу, которая существует в современном мире, придумал Ян Амос Коменский в XVII веке. Именно он ввел классно-урочную систему, которая сегодня преобладает во всем мире. В Древних и средневековых государствах было нечто похожее на то, что предложил Ян Коменский, но именно этот педагог привел школу к тому облику, который она имеет до сих пор.
История создания школы
В этой статье мы расскажем о трудоёмком процессе создания храма науки – школе и об основных этапах развития этого образовательного учреждения. Существует теория, что первые так называемые «школы», были созданы не ради обучения, а ради развлечения стариков и детей. Понятие «школа» происходит от древнегреческого слова «схоле», что в переводе значит заниматься чем-либо, проводить свободное время, быть занятым. Принято считать, что первое упоминание о развитии образования и создания школ в России относится ко временам Петра I: именно он создал систему профессионального образования, и с 1714 года дети всех сословий (кроме крестьян) были обязаны получать образование. Но история создания школы не ограничивается этими фактами. О ней известно еще много всего интересного!
Первые попытки
В России
988 год – это не только год Крещения Руси, но и дата зарождения российского образования. Уже тогда были предприняты первые действия по созданию школ. Князь Владимир Святославович издал указ, согласно которому дети бояр должны были обучаться грамоте и письму, так появились первые школы под названием «Книжное учение». Впоследствии открывали школы при монастырях в таких городах, как Киев, Новгород, Смоленск, Курск, Суздаль. В роли учителей выступали монахи, а учебную программу утверждал сам князь. Надо сказать, что тогда науку защищали и оберегали толстые стены монастырей. Под эгидой священников создавались первые библиотеки. Это объясняется тем, что алфавит был импортирован на Русь, как и сама церковь. Азы новой науки постигали те, кто занимался изучением религиозных основ, столь же инновационных и чуждых большинству людей. Кроме того, только у монахов и священников было время на книжные премудрости. При средней продолжительности жизни около 30 лет многие не успевали проникнуться высокими идеями и культурными достижениями. Наши предки были заняты более прозаическими делами: собирательством, охотой, примитивными формами сельского хозяйства и, конечно, войной. Постоянные набеги и стычки не оставляли времени для интеллектуальных и духовных запросов. Поэтому школа была привилегией и баловством элиты.
Известно о существовании школы в 1030 году в Новгороде, основанной Ярославом Мудрым. Школа носила не только обучающий характер, но и являлась настоящим центром культуры. Здесь осуществлялись иностранные переводы, переписывались рукописи. Ярослава Мудрого назвали таковым не ради красного словца: он был одним из первых князей, осознавшим необходимость династических браков и политических связей с западными странами. Высоко он ставил и культурный обмен, поэтому стремился окружить себя людьми, способными обогатить русскую культуру и открыть зарубежные клады интеллектуального содержания.
Не стоит думать, что обучаться должны были только мужчины. В 1086 году Анной Всеволодовной, сестрой Владимира Мономаха, было открыто первое женское училище, где девочек из привилегированных семей обучали чтению, письму и грамоте. Позже училища превращались в школы.
В начале XV века внедряются частные школы, в которых могли обучаться только мальчики богатых родителей. Их обучали письму, чтению, придворному этикету и зарубежной литературе. В учебных заведениях XV века изучались семь свободных направлений: грамматика, диалектика, риторика, церковное пение, землемерие, география и звёздознание. Конечно, качество обучения было таким же, как и состояние наук мрачные средневековые времена. Главным педагогическим средством были телесные наказания.
Ощутимый подъём уровня образования был замечен после образования и укрепления Московского государства. Для структурирования государственного аппарата управления и работы с челобитными требовались грамотные люди, способные понять первые законы, которые были изданы еще при Ярославе Мудром и дополнялись другими царями.
После Смутного времени образование стало одним из главных инструментов в борьбе за высокий статус в обществе. Грамотных и способных людей было мало, и их ценили. Для образования знати в XVII веке были открыты Киевско-Могилянская коллегия и Славяно-Греколатинская академия. К тому времени начали открываться школы, работавшие по образцу европейских грамматических школ. Они позволяли получить светское и богословское образование. Оно не носило сословного характера, и все же поступить в эти заведения холоп, например, не мог, как и свободный бедняк.
В мире
Первые упоминания о школах связаны с Древним Востоком, а именно с загадочными шумерами. Об их существовании стало известно только в XIX веке, но к этому времени сам народ давно исчез. Этот высокоразвитый народ жил в низовьях Тигра и Ефрат. Судя по находкам археологов, шумеры владели множеством навыков, пряли, занимались творчеством, создавали орудия труда, владели гончарным ремеслом. Оказывается, что ещё за 3 тысячи лет до нашей эры шумеры освоили собственную письменность и владели основами алгебры. Шумерские школы, которые носили название «Дома табличек», можно назвать самыми первыми школами в истории всего человечества.
Существует мнение, что история создания первых школ также связана и с Древним Египтом. Традиция образования на территории Египта формировалась в течение нескольких лет. Право на обучение имели лишь только благородные юноши, а именно дети представителей высших сословий: фараонов, жрецов и чиновников. Свои информационные заметки дети делали на папирусе. При поступлении и окончании школы ученики сдавали экзамены, как и в наше время. Дети проходили посвящение в школьники и обучались при храмах. Поэтому до нас дошло множество свидетельств, позволяющих оценить изобильную культуру Древнего Египта.
От Древнего Египта и Междуречья идея образования переходит и в Древнюю Грецию. Учёные считают, что в V веке до нашей эры среди свободных греков не было неграмотных людей. Обучение детей переходило из домашних условий в школы и университеты. Самая первая школа в Древней Греции была создана величайшим и всемирно известным философом Пифагором. В честь него школа была названа Пифагорской. Он много путешествовал и на протяжении всей своей жизни тянулся к знаниям. Пифагор обучался в одном из Египетских храмов и был очень прилежным учеником. Все полученные знания в Древнем Египте он вложил в реализацию Греческого образования.
В Древней Греции занятия в школах проходили не так, как это принято у нас. Ученики во время уроков свободно гуляли по саду или же стояли, окружив своего учителя. На природе было проще объяснить то, что можно сразу и показать, на прибегая к занудным лекциям.
Первые школы
В Российской империи
В России образование претерпело масштабные изменения и породило школу, как храм знаний, с приходом Петра I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов жизни населения. Известно, что сам царь много учился за границей, притворяясь простым человеком, чтобы его статус не мешал учителям. Он был очен любознательным и интеллектуально развитым человеком, который хотел догнать и перегнать Европу по уровню образования и научных достижений. Вот что он сделал:
Четвёртым периодом в Петровской реформе была школьная реформа 1782-1786 гг. – первая попытка создания государственной системы образования. Внутренняя жизнь первой светской государственной школы очень интересна. Изначально такая школа была встречена с большим недовольством и сомнениями, люди считали, что Сухарева башня, где располагалась школа, была пропитана нечистой силой. В школе господствовала беспощадная строгость. Несмотря на жестокие правила, ученики могли всё равно позволить себе не явиться в школу. Самые суровые меры принимались против таких «недорослей», их отправляли даже на галерные работы, выписывали денежные штрафы, отбирали их имения в казну.
Особенностью обучения был тот факт, что учение шло на русском языке и по русских учебникам, хотя они были далеко не идеальны. Сначала изучали азбуку, затем часослов, псалтырь, чтение гражданской печати. Такое обучение не было интересным и не имело разнообразия, главное целью было заучивание учебников наизусть. Телесные наказания играли главную роль в обеспечении успеваемости ученика.
В 1802 году Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России. Однако по-настоящему повсеместным, общеобязательным и доступным образование стало лишь в Советском Союзе, а не в Российской империи.
В СССР
История советской школы начинается после десятилетия революции. Первые решения советской власти связано с отделением церкви от государства и школы от церкви. Прежняя идеология становится отвергнутой. Всё меняется: от приёма учеников до снабжения учебников. Были отменены все прежние законы, и проведена собственная образовательная политика. Появилось понятие единой трудовой школы. Единой она называлась, потому что заменила прежние сословные учебные заведения. Социальные барьеры между учебными заведениями были разрушены. Каждая школа соответствовала определённой ступени образования, ученики могли неограниченно двигаться вперёд и развиваться. Вместо классов учеников делили на небольшие группы. Все учебники заменялись на новые, и там история, литература и другие гуманитарные науки были переиначены и вывернуты на идеологический лад. Представители власти с помощью единой системы образования пытались создать новый тип «советского человека» — идеального механизма в работе централизованного государства, идущего к социализму. Главенствующая идеология пронизывала каждый предмет. Все, что выходило за рамки партийного курса, попросту игнорировалось. Например, при Сталине было запрещено исследование кибернетики, благодаря чему СССР отстал от других стран в этом важнейшем на сегодняшний день направлении.
Структура советской школы сталинского времени напоминала дореволюционную гимназию: сохранились такие обязательные атрибуты школы, как деление на классы, обязательное ношение формы, экзамены в конце года. Только вот деления на женские и мужские школы больше не существовало. Это было совсем не практично, так как во многих отдаленных уголках страны детишек едва набиралось на целый класс, а учителей было всего двое-трое.
Интересно, что День знаний 1 сентября был выбран не случайно: именно эта дата связана с окончанием уборки полей и сбора урожая. Летом дети должны были помогать взрослым на огороде, а осень, зима и весна были относительно свободными. Этот день был окончательно установлен в 1930 году в СССР. А в других странах сезонность иная:
В Индии, Японии и почему-то Норвегии школьники садятся за парты в апреле, в Сингапуре – в январе, в Таиланде и на Филиппинах – плавающие даты в апреле-мае.
Одним из главных нововведений в 1940 году было «индивидуальный подход к каждому ребёнку». Стандартные программы не работали на классы, в которых был большой возрастной разброс. В педагогику вошли идеи уважения детского внутреннего мира и его познания, как творческого процесса.
В мире
Первые школы в мире были созданы значительно раньше. Например, в Древнем Египте занятия проходили в храме бога Амона Ра. Учитель в набедренной повязке и с внушительной плетью сидел и диктовал урок под запись. Сначала ученики писали на глиняных табличках, а уж потом на папирусе. Дети начинали учиться с 12 лет. Получали образование только мальчики. Каждое занятие начиналось с красноречивого поучения:
«Вы подобны кривому рулю, вы как дом без хлеба, обезьяна и та понимает, обучают даже львов, только не вас. Смотрите, будете биты — уши мальчика на спине его, и он слушает, когда его бьют».
Древние греки делали акцент на зубрежке. Занятия начинались с того, что дети изучали отрывок из поэтического текста. Педагог следил не только за их успехами (с помощью порки, разумеется, он увеличивал успеваемость), но за поведением на улице. Он же провожал их домой и втолковывал основы жизни. На уроках запрещалось говорить без разрешения и сидеть, закинув ногу на ногу. При виде старшего нужно было вставать. Помимо письма и чтения, в обязательной программе фигурировали грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. С 12 лет дети много занимались гимнастикой. Видимо, поэтому все мужские статуи той поры такие симпатичные.
Первая общеобязательная школа была введена в Риме. Даже ребенок из бедной семьи должен был в 7 лет отправиться в класс и провести 5 лет за изучением письма, чтения и счета. Учитель был таким же бедняком, а занимались люди под навесом в саду. Знатные господа обучали детей дома, а потом отдавали сразу в старшую школу. Там ребенок проходил основательное обучение, состоящее из серьезных наук и нацеленное на его дальнейшую карьеру.
В Средневековье дела со школой обстояли куда хуже. Бедняки не имели права на образование, да и нужды в нем не было. Они были обречены на низкий социальный статус, потому что высокие навыки и знания у них отсутствовали. Дети богачей учились дома, а потом отправлялись в монастырские школы, впоследствии старшие университетами, известными на весь мир (например, Сорбонна). Полный курс образования длился 12-13 лет.
На первой ступени (тривиум) изучали грамматику, риторику и логику, и если учащийся обучался успешно, то переходил на следующий уровень (квадривиум), где изучал арифметику, геометрию, астрономию и музыку.
Сейчас у каждой страны есть своя система образования, которая отличается от того, что знаем мы. Например, в Финляндии почти нет экзаменов, а в Америке школа не требует от ребенка знания и половины тех сведений, которыми нас одаривают отечественные педагоги. В некоторых странах дети могут выбирать предметы и формировать свою программу. Поэтому весь мир в рамках одной статьи охватить сложно: в каждой стране сформировалась своя уникальная история возникновения школы.
Развитие школ
Чтобы не писать книгу в статье и не утомлять читателя всем мировым опытом развития школ, мы ограничимся историей отечественного среднего образования. Итак, новая советская система образования выделяет несколько этапов:
А что дальше? В 90-е годы учителя и школы существовали на чистом энтузиазме. Зарплаты были чудовищно маленькими, школы — обедневшими и разваливающимися, программа — устаревшей и потерявшей связь с реальностью. Постепенно у власть имущих появилось понимание того, что необходимо реформировать систему образования. И в нулевых годах из бюджета стали, наконец, выделяться средства на поддержание системы образования и на ее улучшение. Стали издаваться новые учебники, лишенные советской идеологии, а ученики уже не учили историю КПСС, как «Отче наш».
В 2012 году приняли закон «Об образовании». «Временно» ввели ЕГЭ, а затем ОГЭ, а потом еще и ИС, и ВПР, и прочие пугающие аббревиатуры. Акцент сместился не на качество реальных знаний, а на строгость их контроля. Но даже при этом данный закон можно назвать практически одним из самых демократичных в мире. Он позволяет детям проходить семейное обучение. В наше время любой ребёнок может абсолютно обоснованно не посещать обычную школу с её классно-урочной системой. Он может осваивать программу в самостоятельном режиме или онлайн формате. Конечно, для этого родителям придется побегать и настоять на своем. Но это, как говорится, уже совсем другая история.