когда изобрели пластик в каком году
Пластик: из истории открытий
История изобретения различных полимерных материалов богата и разнообразна. Расскажем о самых ранних открытиях, а также о тех из термопластов, которые широко используются для производства тары и упаковки как для пищевой, так и для непищевой продукции.
Паркезин
«Родина» первого искусственного пластика — Великобритания. В 1856 году он был изготовлен и запатентован английским изобретателем и металлургом Александром Парксом (1813-1890). Основу полимера составляла органика — обработанная растворителем (этанолом) и азотной кислотой древесная целлюлоза. После нагревания, формовки и последующего охлаждения материал приобретал фиксированную форму.
Полученный полимер Паркс скромно назвал в свою честь — паркезином. В 1866 году он основал компанию по выпуску продукции из этого материала. Из паркезина изготавливались небольшие предметы быта и декоративные изделия. Но дело не пошло — на исходных материалах значительно экономили, стремясь покрыть издержки. В результате качество готового продукта оставляло желать лучшего. Спустя два года компания разорилась.
Справедливости ради нужно сказать, что Паркс был выдающимся ученым и изобретателем. На его счету множество открытий, он сыграл огромную роль в совершенствовании технологии гальванизации, изобрел технику холодного отверждения при вулканизации каучука и первым создал фтористую бронзу. Только с первым в мире пластиком, как сейчас говорят, что-то пошло не так.
Целлулоид
Тем не менее, спустя несколько лет патент на изобретение был выкуплен у Паркса американцем Джоном Хайатом. Изначальная цель Хайата была достаточно скромна — создать дешевый аналог бильярдных шаров, которые в 19 веке изготавливались исключительно из очень дорогой слоновой кости. А бильярд был крайне популярной игрой как в Старом Свете, так и в Америке.
Экспериментируя с нитратом целлюлозы и добавляя в него различные пластификаторы и наполнители (камфору и другие), Хайат создал и запатентовал в 1870 году целлулоид, который производится и поныне. Со временем из него стали изготавливаться не только шары для бильярда, но и огромное количество другой продукции — кино- и фотопленка, игрушки, шары для настольного тенниса, линейки, планшеты и многое другое.
Особенно хорошо знают, что это за материал, наши бабушки и дедушки, а также коллекционеры ретро-игрушек: из целлулоида изготавливалось огромное количество кукол. Сюда же относится и знаменитая советская игрушка «неваляшка», которая была едва ли не в каждом доме. Из него же делали предметы интерьерного декора, корпуса настольных часов, корпуса для перьевых и современных шариковых ручек и даже весьма красивую бижутерию. Но материал обладает одним, при этом огромным, недостатком — он очень горюч, а при горении — еще и дымит и издает сильный неприятный запах. В силу этих минусов выпуск продукции из целлулоида сегодня практически сошел на нет. А куклы и декоративные изделия из него в наши дни — настоящий дорогостоящий раритет.
ПВХ (винил, поливинилхлорид)
Впервые был получен в 1872 г. Евгением Бауманом — химиком из Германии. Но изобретение не было запатентовано. Лишь спустя 41 год, также немец — Фридрих Клатте — получил и запатентовал такой же материал, но получил он его уже другим методом, с использованием ультрафиолетовых лучей. Однако и самый первый, и полученный позднее ПВХ был слишком твердым и ломким. Выпуск и использование этого термопласта в промышленных масштабах начались только после 1926 года, когда состав ПВХ усовершенствовал американский ученый Вальдо Семон (1898-1999), нашедший новый способ его пластификации.
Впервые винил был использован в производстве обуви (каблуки) и шаров для гольфа. Уже в 50-е годы в США из него стали делать сегодня всем известные пластиковые окна. В настоящее время это второй в мире полимер по объемам выпуска, востребованный во многих отраслях.
В качестве пищевой упаковки и тары ПВХ и раньше использовался крайне редко. Сегодня он полностью запрещен для пищевого применения, поскольку в определенных условиях может выделять бисфенол, фталаты и другие токсичные вещества. В ряду минусов и неспособность материала к переработке — в силу той же токсичности.
Полиэтилен (РЕ)
Открытие и усовершенствование этого материала было многоэтапным. Собственно открыли его в 1935 году британцы Эрик Фоссет и Реджинальд Гибсон. Под огромным давлением в 1900 атмосфер и при температуре 170 градусов произошла реакция этилена и бензальдегида. Так был получен первый полиэтилен низкой плотности (он же полиэтилен высокого давления, ПЭВД/LPDE). В дальнейшем их опыты не сопровождались удачей, они были весьма небезопасны и их пришлось свернуть.
Эксперимент с положительным результатом повторил 2 года спустя их коллега по корпорации ICI Майкл Перрин, но и его последующие опыты не были безоговорочно успешны. Загадку наконец разгадал химик из Оксфордского университета Пол Хиншелвуд — именно он понял, что для полимеризации РЕ необходимо строго определенное количество кислорода. Почти сразу после успешных испытаний выпуск изделий из полиэтилена низкой плотности был налажен в промышленном масштабе.
Сфер использования ПЭНД — множество. Среди них огромную долю занимает как пищевая, так и непищевая тара и упаковка. В ряду термопластов это один из наиболее химически стойких материалов, что напрямую сказывается на сохранности и безопасности содержимого такой упаковки. В ряду подобной продукции — пищевые контейнеры, одноразовая посуда, всевозможные флаконы для жидкой пищевой продукции, бытовой и профессиональной химии, косметики, медицинских препаратов, а также многочисленные канистры разного объема. В маркировке пластиков материал имеет индекс 2.
С этой аббревиатурой в первую очередь ассоциируются бутылки из прозрачного пластика — с минеральной водой, соками, газированными напитками. Сегодня ПЭТ, или полиэтилентерефталат — один из самых распространенных полиэфиров в мире.
Работы над его синтезом параллельно велись в разных странах еще с первой половины XX века. Отсюда — множество разных коммерческих названий, которые материал получил в той или иной стране. В их числе — полиэстер, терилен, тергал и другие. В России это был лавсан (от: лаборатории Института высокомолекулярных соединений Академии наук СССР, где полиэфир был открыт в 1949 году). Со временем общепринятой аббревиатурой стало ПЭТ (также ПЭТФ — в СССР и России). К слову, у нас он стал выпускаться в промышленных масштабах с 1960 года — после открытия завода в Курске.
История появления пластмассы
Пластмасса впервые появилась только в 1855 году.
Ключевое качество и свойство этого материала – практичность. Расплавленная пластмасса способна принимать самые разные формы, а при застывании приобретает очень прочную монолитную основу. Это и позволило ей стать одним из самых используемых материалов бытового использования. Она очень легкая, прочная, практичная. Единственным существенным недостатком пластмассы считается предрасположенность к деформации, особенно под воздействием высоких температур. Производство этого продукта считается сложным, невзирая на пластичность.
История появления пластмассы
С целью изобрести аналог ценным породам древесины Чарльз Гудиер, будучи высококлассным химиком смог вывести формулу и создать эбонит. Произошло это событие в 1839 г. Пластмасса впервые появилась только в 1855 году. Ее называли тогда «паркезином». В его основе использовались измененные, на молекулярном уровне, полимеры. Первооткрывателем этого продукта считают английского ученого Александра Пайрксома.
Это стало стартом массового производства пластмассы. Химики стали усовершенствовать формулу пластмассы, модернизировать производство и это им удалость. Основными материалами для изготовления пластмассы считались фенол и формальдегид. Их синтез был осуществлен в 1909 году. Продукт, который в результате этого появился был назван «бакелитовой мастикой». Первооткрывателем ее был Лео Эндрик Бакеланд.
Коммерческое развитие пластмасса получила только в период Второй мировой. Тогда быт людей, разрушенный войной, был слишком тяжелым. Восстановить его стандартными, традиционными методами было не то что сложно, а невозможно. Именно в те годы на помощь и пришел пластмасс. Это было выгодно и по цене, искусственный материал в разы дешевле, чем природный. Этот факт и стал основополагающим в становлении и представлении о домашнем уюте.
В современности этот материал прилучил настолько широкое применение, что используется даже в производстве автомобилей. В нашем понимании они должны быть изготовлены из железа. Но благодаря современным методикам производства пластмассы и разработкам, пластмасса стала прочной, надежной, легкой и самое главное – недорогой. Последний факт в большинстве случаев считается доминирующим.
Как пластик стал жертвой собственного успеха
Автор фото, Getty Images
«Если я не ошибаюсь, это изобретение в будущем сыграет важную роль». Лео Бакеланд написал эти слова в дневнике 11 июля 1907 года. Он был в прекрасном настроении. К 43 годам дела у него шли отлично.
Бакеланд родился в Бельгии в семье сапожника. Его отец не имел образования и не очень понимал, почему его сын так хочет учиться. В 13 лет отец отправил Лео работать помощником в лавку. К счастью, мать Лео имела другую точку зрения.
Благодаря ей он не только начал посещать вечернюю школу, но и позднее получил стипендию в Университете Гента. В 20 лет ему была присвоена докторская степень по химии.
Женившись на дочери своего научного руководителя, он переехал в Нью-Йорк. Там он изобрел фотобумагу и заработал столько денег, что мог не работать всю оставшуюся жизнь.
Благодаря своему изобретению Бакеланд прославился и попал на обложку журнала Time
Эти домашние эксперименты привели ученого ко второй большой удаче.
Он стал настолько известным, что когда журнал Time поместил его фото на обложку, оно даже не нуждалось в подписи.
Вместо нее стояла всего пара слов: «Не горит. Не тает».
Славу Лео Бакеланду принесло изобретение пластмассы. Он назвал ее бакелитом.
По поводу судьбы нового материала он оказался абсолютно прав. Пластик вскоре стали использовать повсюду.
Неограниченные возможности
Во время работы над книгой «Пластик: токсичная история любви» Сьюзан Фрейнкель записывала каждый пластмассовый предмет, которого касалась в течение дня: выключатель, сидение туалета, зубная щетка, тюбик зубной пасты.
Она также вела учет тех вещей, которые были сделаны из других материалов: туалетная бумага, деревянный пол, фаянсовый кран.
К концу дня в списке Фрейнкель было 196 предметов из пластика и 102, сделанных из других материалов.
Реклама Bakelite Corporation смело заявляла, что человечество вышло за рамки привычной системы, в которой существовали только растения, животные и минералы. Теперь появилось «четвертое царство, чьи возможности не ограничены», говорилось в рекламе.
Автор фото, Getty Images
Бакелит постепено заменил целлулоид, который появился еще в конце 19 века
Это звучало как преувеличение, но было недалеко от истины.
Работая над бакелитом, Бакеланд искал материал, способный заменить шеллак, пока не понял, что возможности его изобретения гораздо шире.
Bakelite Corporation продвигала свой продукт как «материал с тысячью применений». И вновь это почти не противоречило действительности.
Его использовали в производстве телефонов, радиоприемников, ружей, кофейников, бильярдных шаров и украшений. Его же использовали при создании первой атомной бомбы.
Успех бакелита заставил общество задуматься о том, что искусственные материалы могут не просто копировать натуральные, но и обладать совершенно новыми свойствами.
Товары из пластика быстро набрали популярность после Второй мировой войны из-за нехватки натуральных материалов
Во время Второй мировой войны природных материалов не хватало, и растущее производство полимеров должно было компенсировать этот недостаток. После окончания войны новые товары, вроде пластиковой посуды Tupperware, быстро завоевали потребительский рынок.
Но очарование продлилось недолго: репутация пластика постепенно менялась.
Как изменилось отношение к пластику?
В знаменитой начальной сцене фильма «Выпускник» 1967 года главный герой Бенджамин Брэддок получает неожиданный совет от соседа.
Эта фраза стала крылатой, объяснив, как изменилось восприятие материала в обществе. Для старшего поколения само слово «пластик» было синонимом новых возможностей и прогресса. Для молодых людей вроде Бенджамина оно означало все фальшивое, поверхностное и суррогатное.
И все же совет соседа был полезным. Полвека спустя, несмотря на сомнительную репутацию, производство пластика выросло в 20 раз. В ближайшие 20 лет оно удвоится снова.
Даже экологические проблемы, о которых все чаще говорят ученые, не мешают этому росту. Между тем считается, что некоторые вещества в составе пластика напрямую влияют на развитие и размножение животных.
Автор фото, Getty Images
Среди популярных видов пластиков нет ни одного биоразлагаемого, а некоторые из них вообще не предназначены для переработки
Из-за свалок вредные химикаты могут проникать в грунтовые воды. В океане пластиковый мусор становится кормом для рыб и морских животных.
Однако это палка о двух концах. У пластика есть не только экономические плюсы, но и некоторая польза для окружающей среды.
Машины, в которых больше пластмассовых элементов, легче, а значит, им требуется меньше топлива. Продукты в полимерной упаковке дольше хранятся.
И если бы бутылки не производили из пластика, их бы массово делали из стекла. В этом случае не хотелось, чтобы они валялись, например, на детских площадках.
Как мир перерабатывает пластик?
Тем не менее, рано или поздно о массовой переработке пластика задуматься придется, хотя бы потому, что нефть когда-нибудь закончится.
Некоторые виды пластика переработать невозможно. К ним относится и бакелит. Многие другие виды переработать можно, но пока этим никто всерьез не занимается.
Автор фото, Getty Images
В Тайване культура вторсырья развита настолько, что там перерабатывается до 55% всех пластиковых отходов
Объемы переработки пластика в зависимости от страны отличаются очень сильно. Компаниям, как и правительствам в разных странах, пора действовать активнее.
Новая революция
Но существует ли какое-нибудь современное технологическое решение?
Автор фото, Redetec
Устройство ProtoCycler делает из пластикового мусора расходный материал для 3D-принтера
Компания предложила простой и дешевый синтетический материал, прочный настолько, чтобы заменить керамическую посуду или ножи для писем.
При этом материал был достаточно красивым, чтобы делать украшения из него, а не из дорогой слоновой кости.
Пусть сейчас предметы из пластика кажутся чем-то обычным, но тогда бакелит считался чудом.
Современные производители не отказываются от идеи о том, нечто практичное и красивое может быть произведено из чего-то ненужного и дешевого.
Современные технологии позволяют повысить ценность пластиковых отходов. Их смешивают с сельскохозяйственными отходами и наночастицами, чтобы в итоге получить совершенно новый материал с новыми свойствами.
История пластика
История пластмассы очень захватывающая. Ниже приведены даты самых важных событий в истории пластика за последние 150 лет.
Обратите внимание на то, как много видов пластика имеют знакомые торговые названия, как например тефлон (Teflon) и пенопласт (Styrofoam).
Что более интересно, так это то, сколько известных видов пластика на самом деле были обнаружены случайно!
Ранние годы пластика
Какие марки экструдированного пенополистирола наиболее популярны и востребованы?
Самоклеющаяся плитка ПВХ для пола может имитировать самые разнообразные напольные покрытия, такие как мрамор, дерево, паркет. Читайте подробнее в этой статье.
Период перед Второй мировой войной
Фасадные панели из вспененного полиуретана обладают устойчивостью к температурным перепадам и низкой теплопроводностью, которая обеспечивает защиту здания от потери тепла.
На что необходимо обратить внимание при выборе панелей из поливинилхлорида для ванной комнаты? Ответ на этот и другие вопросы вы найдете в этой статье.
Фторопласт обладает довольно низким коэффициентом трения, хорошей износостойкостью, стойкостью к воздействиям повышенных температур, благодаря чему успешно используется в различных отраслях. Подробнее
Важные открытия после Второй мировой войны
Оглянитесь вокруг комнаты, где Вы находитесь прямо сейчас, и подсчитайте, сколько предметов полностью или частично состоят из пластика. Вы сразу увидите, насколько пластик вездесущ. Он действительно везде!
Эра пластицена: как пластик захватил нашу планету
Пластмассовый мир победил: современный человек живет в мире, состоящем из полимерных материалов. В середине ХХ столетия пластик был символом технического прогресса и доступности современных товаров большинству населения — теперь же он кажется причиной одной из наиболее сложных экологических проблем современности. Журналистка и авторка тг-канала «дайджест антропоцена» Ольга Дерюгина рассказывает о многоликом пластике, его влиянии на современную культуру, дизайн и моду, а также о том, как эпоха одноразовых товаров привела нас в мир вечного мусора.
Полимеры
Пластик, который известен нам сегодня, воспринимается как нечто чужеродное природе и угрожающее стабильности экосистем. Однако вплоть до конца XIX века этот термин еще не был связан с лабораторными экспериментами и промышленным производством: раньше под пластиком понимали материалы природного происхождения, обладавшие пластичностью.
И синтетические, и натуральные пластики относятся к полимерам — классу веществ, состоящих из длинных атомных цепочек. Такая структура и придает материалу эластичность. У искусственных полимеров атомные цепочки зачастую длиннее, чем у натуральных, что наделяет их суперсвойствами.
В природе существуют тысячи различных полимеров. Пожалуй, наиболее известный и распространенный из них — целлюлоза, содержащаяся в деревьях и растениях. Благодаря ей появился и первый в истории пластик, созданный в лаборатории: в 1855 году английский изобретатель Александр Паркс добавил к целлюлозе азотную кислоту и растворитель и получил твердый, прозрачный и гибкий материал — целлулоид . Правда, Парксу так и не удалось найти подходящий растворитель, который позволил бы при нагревании придавать материалу любую форму. Несколько лет спустя эту задачу решил американец Джон Уэсли Хайятт, использовав камфору. Целлулоиду мы обязаны расцветом кинематографа и фотографического искусства. В настоящее время этот материал почти не используется — он легко воспламеняется, а его производство — дорогостоящее и сложное.
Бильярдные шары из бакелита, 1920-е. Источник
С позиции сегодняшнего дня такой факт может прозвучать странно, однако производители первого пластика считали, что этот материал спасет природу от разрушительных действий человека. Хайятт и его брат основали лабораторию, вдохновившись рекламным объявлением в The New York Times: создателю нового материала для бильярдных шаров обещали в награду 10 000 долларов. В то время в США игра в бильярд была на пике популярности, что привело к колоссальному спросу на слоновую кость, из которой тогда делали шары. Слоновая кость дорогая и редкая, поэтому производители бильярда отчаянно искали ей адекватную замену. Когда на промышленной сцене наконец появился целлулоид, его стали рекламировать как материал, спасший от смерти тысячи слонов и черепах.
Читайте также
Панцирь черепахи, рога животных и ракушки принадлежали к числу пластичных природных материалов, которыми человек пользовался с древнейших времен. Ученые считают, что еще доколумбовы цивилизации умели изготавливать вещи из натуральных полимеров. Первое же документальное свидетельство о создании пластика из черепашьего панциря относится к 1284 году.
Материалы, которые мы в XX–XXI веках привыкли называть пластиком, в основном принадлежат к синтетическим термопластикам. Они пригодны для многократной переплавки и способны принять практически любую форму.
Принято выделять шесть типов пластика, которые встречаются чаще всего, хотя в действительности их существует гораздо больше — около 30–40 видов. Почти половина существующего пластика была произведена после 2000 года. При этом порядка 40% произведенного материала используется для упаковки товаров, а крупнейшим производителем пластиков на данный момент является Китай (30% от всего мирового производства).
Бакелит
История пластика, который считается праотцом современных синтетических полимеров, — бакелита — также началась с поиска замены для природного компонента. Если сейчас шеллак ассоциируется преимущественно с накладными ногтями и маникюром, то в начале XX века его ценили за изоляционные свойства, поэтому он был востребован в сфере энергетики. Электрификация шла полным ходом, а значит, смола, выделяемая тропическими насекомыми, требовалась в большом количестве. Как раз в этот момент бельгиец Лео Бэкланд заинтересовался пластичностью шеллака и решил попробовать создать его искусственный аналог. Благо в 1899 году химик заработал солидную сумму, продав американской компании технологию придуманной им фотобумаги. На эти деньги Бэкланд обустроил лабораторию в собственном доме, где принялся за эксперименты с полимерами. Удачу ему принесла реакция между фенолом, полученным из каменноугольной смолы, и формальдегидом в присутствии катализатора. После нескольких опытов с разными добавками в 1909 году Бэкланд наконец сумел получить первый синтетический реактопласт — пластик, который не размягчался при высокой температуре. Материал назвали в честь изобретателя — бакелитом.
Может быть интересно
Синтетический пластик ожидал громкий коммерческий успех. Благодаря своему малому весу и высокой прочности материал мгновенно полюбился владельцам промышленных предприятий. Рекламный слоган гласил, что бакелит пригоден для тысячи целей. И это не было преувеличением: к 1944 году из него изготавливали около 15 тысяч различных товаров. В какой-то момент его даже применяли для производства гробов и тренировочного медицинского оборудования. Пластик пригодился и для замены древесины при изготовлении радиоприемников, что значительно упростило процесс сборки и помогло снизить цену на товар — за счет чего радио появилось практически в каждом американском доме.
Популярность многогранный материал быстро получил и среди дизайнеров: в 1920-е годы витрины магазинов заполнила бижутерия из бакелита, а вскоре модный пластик появился и на подиумах, в том числе на показах знаменитых Коко Шанель и Эльзы Скиапарелли. Желтоватый и полупрозрачный бакелит напоминал янтарь, а при добавлении красителей мог сыграть роль и какого-нибудь драгоценного камня. Вот только цветовая палитра оказалась ограниченной: материал был довольно хрупким, и для прочности в него добавляли целлюлозу или древесные опилки. Из-за наполнителей цвет выходил тусклый и мутный. Поэтому на модном пьедестале бакелит продержался недолго, уступив место более современным пластикам.
Способность пластика притворяться другим материалом сделала его незаменимым участником как малотиражного, так и массового производства. В каком-то смысле именно бакелит стал предвестником эпохи постмодернизма, внеся свой вклад в размытие границ между «высокой» и «низкой» культурой, «хорошим» и «дурным» вкусом.
Винил
PVC, или винил, входит в тройку самых востребованных пластиков. В современной культуре винил чаще всего ассоциируется с музыкальными пластинками, а в начале XX века из него делали мячи для гольфа и каблуки. Как и бакелит, PVC оставил след в истории моды — например, его охотно использовали в своих коллекциях дизайнеры-провокаторы Пако Рабан и Пьер Карден. Блестящий, прочный и водонепроницаемый материал идеально подходил для нарядов по мотивам космических и киберутопий.
Джейн Фонда в роли Барбареллы, 1968. Костюм выполнен из PVC по эскизам Пако Рабана. Автор фото: Дэвид Херн. Источник
PVC — один из старейших пластиков, ценность которого изобретатели поняли далеко не сразу. Винил как минимум дважды открывали в XIX веке: первый раз — французский физик и химик Анри Виктор Реньо в 1838 году, второй — немецкий ученый Герман Бауман в 1872-м. В обоих случаях полимер получился в результате воздействия солнечного света на газ винил хлорид. Однако с полученным твердым материалом было сложно работать, и его первооткрыватели махнули на винил рукой. Наконец, в 1913 году немецкий изобретатель Фридрих Август Клатте запатентовал новое вещество. Тем не менее впервые промышленное применение материал нашел только в 1920-е в США, когда по заказу компании BFGoodrich ученый Валдо Семон занялся разработкой искусственной резины. Из-за рецессии эксперимент едва не провалился, но Семону пришла в голову идея использовать PVC в качестве водоотталкивающего покрытия для тканей, благодаря чему было налажено промышленное производство винила. С началом Второй мировой войны востребованность материала возросла: он пригодился в качестве изоляционной прокладки на военных судах.
В отличие от большинства других пластиков, PVC лишь частично основан на углеводороде (этилене, полученном из природного газа или нефти), в его состав также входит хлор. Дихлорид этилена под воздействием высокой температуры превращается в газ винил хлорид, затем в ходе полимеризации из него получается поливинилхлорид.
В теории винил относится к перерабатываемым материалам. Его можно до 8 раз повторно использовать на производстве без потери свойств, поскольку при нагревании длина молекулярной цепочки не меняется. Рекорд-лейблы еще в 1980-х пытались применить это знание на практике, но оказалось, что с пластинками всё не так просто: от качества исходного материала зависит качество звука. Поэтому для переработки пригодны только пластинки, находящиеся в идеальном состоянии. В противном случае запись будет звучать довольно скверно. Переработка не решает и другую важнейшую проблему: побочные продукты, которые получаются при производстве PVC, являются токсичными и имеют свойство накапливаться в природе.
Обложка альбома Abbey Road The Beatles — самой популярной пластинки среди коллекционеров винила
Если бакелит помог стереть различия между элитарной и массовой культурой, то винил совершил обратную революцию и стал проводником в мир субкультур. Винилу удалось пережить множество других аудионосителей, которые буквально за несколько лет успели позабыться, — кассеты, CD, мини-диски и т. д. С 1950-х до середины 1980-х грампластинки занимали важную, но относительно скромную позицию на музыкальном рынке, пик потребления виниловых LP пришелся на 2008–2012 годы. Внезапно пластинки превратились в предмет, достойный коллекционирования. Социологи связывают этот факт не только с качеством звука, которым дорожат меломаны, но и с самой историей и материальностью объекта. По сути, виниловая пластинка была главным союзником музыки, под аккомпанемент которой прошел XX век. Винил с самого начала сопровождал ценителей джаза и поп-рока, а позже способствовал зарождению таких жанров, как хип-хоп, техно и хаус.
Грампластинка повлияла и на сам формат прослушивания: с ее появлением в 1948 году музыку впервые стали записывать в виде альбомов — отдельные треки складывались в цельное линейное повествование, подобно книге. Позже, в 1990-е, винил обрел вторую жизнь и снова поменял отношение к музыке: теперь его использовали как источник вдохновения для танцевальных сетов. Диджей, соединив аналоговые записи и возможности электронного оборудования, в одночасье превратился из отшельника в ключевую фигуру для нового поколения слушателей. В конце нулевых винил пришелся кстати из-за накопившейся усталости от быстрого потребления музыки, которая стала еще более доступной благодаря интернету, и низкого качества цифровых записей. Грампластинка выигрывала и в эстетическом плане: ее обложка была на 500% больше, чем обложка CD, что практически приближало ее к плакату. Винил оказался соблазнительным объектом, которым хотелось дорожить.
Одноразовая культура
С восстановлением мирной жизни пластик сперва оказался не у дел, поскольку он ассоциировался с дешевыми товарами не самого лучшего качества. Чтобы исправить такое положение вещей, за дело взялись рекламщики, сделав ставку на домохозяек. Женские журналы начали пестрить рекламными объявлениями, иллюстрировавшими беззаботный и комфортный образ жизни. В статьях писали, что с пластиком уборка по дому станет проще, ведь он отмывается в два счета. С появлением замороженных продуктов и полуфабрикатов преобразился и семейный ужин: вместо того чтобы провести полдня за приготовлением пищи и мытьем посуды, можно было просто разогреть готовую еду, а одноразовую упаковку от нее — выкинуть.
Реклама Handi-Wrap, США, 1961. Источник
К 1950-м американские домохозяйки всё-таки поддались чарам фантастического пластикового мира. Никогда в мире не потребляли так много синтетических тканей, как в 1950–1960-е годы: вещи из синтетики составляли 63% от всей производимой одежды. Широкое распространение пластика ознаменовало наступление эпохи одноразовой материальной культуры (throwaway culture). Люди постепенно разучились дорожить вещами и чинить их, а рынок всё активнее поощрял потребителей избавляться от всего старого и без колебаний покупать новое. Впрочем, восторженное отношение к пластику длилось около десятилетия, к 1960-м ученые и активисты уже осознали экологические угрозы, связанные с его производством, а к 1970-м количество синтетического текстиля на рынке упало до 45%. Хотя битва с токсичными веществами всё еще далека от завершения, сегодня кажется, что синтетическим полимерам свою репутацию уже не восстановить.
Пластик в искусстве и дизайне
Если на первых порах пластик ценили за его сущность хамелеона — способность принимать облик дерева, каучука, слоновой кости или драгоценного камня, то в послевоенные годы дизайнеры мебели и архитекторы с охотой взялись за создание вещей, вдохновленных свойствами нового материала. Пластик позволял создавать обтекаемые трехмерные формы и закругленные углы, а с помощью синтетических красителей нового поколения можно было получить неоновые цвета, не существовавшие в природе.
Может быть интересно
Пожалуй, любимым предметом для экспериментов среди промышленных дизайнеров стал стул. В 1950-е и 1960-е было создано несколько необычных моделей, которые впоследствии приобрели статус культовых. В 1964 году американская фирма Kartell продемонстрировала первый в мире стул, сделанный целиком из пластика, — K1340, придуманный для детей. Три года спустя та же фирма представила модель Universale — стулья были доступны в нескольких цветах, и их можно было легко поставить один на другой, чтобы они не занимали много места в помещении. Карен Кнорр и братья Имз ввели моду на плавные формы, повторяющие изгибы тела. Вернер Пантон довел эту идею до логического завершения, создав в 1967 году свой знаменитый стул Panton — легкий и водонепроницаемый, пригодный для использования как на улице, так и в интерьере. Вдоволь наигравшись с минималистичными силуэтами, дизайнеры перешли к более экстравагантным решениям. Например, Гаэтано Пеше в конце 1960-х разработал линейку мягкой мебели UP, выполненную из полиуретановой пены. Кресла и пуфики выглядели вздутыми и громко заявляли о своей причастности к поп-арту. Примерно в то же время Ээро Аарнио выпустил сферообразные модели Ball, Bubble и Pastil, а Квазар Кхан представил коллекцию надувной мебели.
Стул K1340 фирмы Kartell. Источник
Синтетические материалы еще в начале XX века привлекли внимание художников, находившихся под влиянием модернистских идей, в особенности сторонников футуризма. С большой охотой с пластиком экспериментировал русский скульптор Наум Габо. Его первое произведение из целлулоида было создано в 1916 году. Габо ценил новый материал не только за легкий вес и пластичность, но и за оптические эффекты, которых можно было добиться при наложении или трансформации пластика. Правда, целлулоид был довольно хрупким, поэтому ранние абстрактные скульптуры автора до наших дней не дошли. Исследуя свойства материала, Габо создавал многочисленные копии и вариации своих работ. Так, художник сделал 26 вариантов «Линейной конструкции в космосе № 2» и 17 вариантов «Линейной конструкции в космосе № 1». В середине 1930-х Наум Габо перешел на работу с плексигласом, сумев раздобыть новый вид полимера еще до его официального появления на рынке. В 1942 году скульптор открыл для себя нейлон, который с тех пор стал постоянно использовать в своих произведениях.
«Конструкция в космосе», Наум Габо, 1938. Пластик и хрусталь. Источник
Если для Габо синтетические полимеры ассоциировались с будущим и технологическим прогрессом, то в случае итальянца Альберто Бурри пластик превратился в напоминание о травматичном опыте. Во время Второй мировой войны Бурри служил военным медиком, попал в плен и был отправлен в Техас. Оказавшись в лагере, он впервые заинтересовался художественной практикой. Для своих первых экспериментов начинающий художник мог использовать только подручные материалы — мешковину, каменноугольную смолу и машинное топливо. После войны Бурри решил не возвращаться к медицине и посвятил свою жизнь искусству. Использование индустриальных материалов стало визитной карточкой мастера. Наибольшую известность художнику принесла серия The Plastiche (1960-е), для создания которой он поджигал и плавил различные виды пластика.
В руках Альберто Бурри пластик превратился из материала, безупречно служившего милитаристской машине, в истерзанную поверхность, напоминавшую о шрамах и разрушениях, принесенных войной.
Начиная с 1960-х годов пластик стал частым гостем художественных выставок — многогранный материал привлек внимание мастеров различных жанров и стилей. Кристо и Жан-Клод использовали PVC для своих масштабных перформативных инсталляций, в ходе которых они «упаковывали» целые здания. Рейчел Уайтред в своей знаковой инсталляции Embankment для Турбинного зала Tate Modern создала лабиринт из полиэтиленовых коробок. Виллем де Кунинг, Джексон Поллок и многие другие американские абстракционисты часто использовали синтетическую промышленную краску, щедро расплескивая ее по поверхности огромных холстов.
Эра пластицена
За свою столетнюю историю пластик проделал путь от супергероя до главного злодея современности: если в начале XX века в нем видели способ защитить от насильственной смерти слонов и черепах, то сегодня мы знаем, что он является одним из основных виновников экологического кризиса.
Податливый материал, способный принять любую форму, в конечном итоге стал причиной природной трансформации. Каждый год всё больше рыб и птиц погибают, по ошибке проглотив пластиковый мусор. В воде и почве эксперты всё чаще находят частицы микропластика, которые могут оказаться переносчиками опасных микроорганизмов и токсичных веществ, а также вывести из строя пищеварительную систему и печень у животных. Некоторые химикаты, используемые при производстве синтетических полимеров, способны вмешиваться в работу эндокринной и репродуктивной систем, порой приводя к серьезным гормональным перестройкам в организме. В частности, бисфенол А печально известен тем, что может привести к бесплодию. Хуже всего, что мы даже не способны оценить все последствия влияния пластиков на здоровье. На нашей планете нет ни одного человека, не подвергшегося воздействию пластиков, поэтому невозможно сформировать контрольную группу для полноценного исследования. Указывая на повсеместность и опасность материала, географ Макс Либойрон сравнивает его с миазмами или вирусом.
Иногда обломки пластика мимикрируют под элементы природного ландшафта, образуя причудливые гибриды с натуральными материалами — деревом, песком, лавой, металлом или кораллами. Для подобных странных окаменелостей геологи придумали термин пластигломерат. Ряд ученых даже предлагает дать нашей геологической эпохе новое имя и назвать ее пластиценом, чтобы обратить внимание на масштаб экологической проблемы как в пространственном, так и во временном отношении. Пластиковая посуда, которую мы называем одноразовой, способна «прожить» на планете сотни лет, или пять человеческих жизней. Некоторые синтетические полимеры разлагаются еще дольше.
Ученые предполагают, что в какой-то момент пластик вынудит живые организмы адаптироваться и мутировать, чтобы благополучно существовать в пластицене. Уже сейчас исследователи насчитывают порядка 50 видов червей, бактерий и грибов, научившихся питаться пластиком.
Несмотря на обилие просветительских статей (подобно этой), договоренностей по сокращению углеродного следа между странами и корпорациями на международном уровне и усилия экоактивистов, к сожалению, пока миссия по замене и сокращению пластика продвигается слишком медленно. В том числе по экономическим причинам. По оценкам экспертов, отказ от синтетических полимеров обойдется мировой экономике в 850 млрд долларов. Препятствием служат и падающие цены на нефть: на сегодняшний день производство нового пластика выйдет гораздо дешевле, чем переработка использованного.
Свои коррективы внесла и пандемия коронавируса. Антрополог Шеннон Мэттерн в эссе для онлайн-журнала Places отмечает, что из-за COVID-19 повсюду начали вырастать невидимые перегородки — барьеры из плексигласа, которые призваны защитить граждан от вируса. В действительности плексигласовые панели скорее помогают властям продемонстрировать, будто они держат ситуацию под контролем. Такая оборонительная архитектура едва ли способна остановить коронавирус: перегородки могут защитить от больших капель, однако бессильны против мелких частиц, распыленных в воздухе. Увы, плексиглас — не единственный пластик, используемый для борьбы с пандемией. Медицинские маски и защитная одежда врачей также выполнены из синтетического полотна (спанбонда).
Читайте также
По мнению журналистки и исследовательницы Хизер Дэвис, пластик — материал, отрицающий историю (он способен к многократному перерождению) и связь с определенным местом (как дитя лаборатории, он может быть произведен где угодно). Неудивительно, что он был материальным символом эпохи, плененной футуристическими фантазиями и мечтой о покорении космоса. В XXI веке пластик превратился в зловещее напоминание об обратном: экологическая угроза не оставляет нам другого выбора, кроме как вновь вспомнить о своей принадлежности к Земле, природе и конкретной местности.