когда используется соревновательный метод в физическом воспитании в каком периоде
Соревновательный метод в процессе занятий физической культурой и спортом
Применение соревновательного метода в процессе физического воспитания. Особенности соревновательного метода. Дозировка нагрузки при выполнении упражнений. Конспект занятия по легкой атлетике, построенного с применением соревновательного метода.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 01.07.2013 |
Размер файла | 47,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное агентство образования и науки
Тамбовский государственный университет
Имени Г.Р. Державина
Институт физической культуры и спорта
Кафедра теории и методики спортивных дисциплин
На тему: «Соревновательный метод в процессе занятий физической культурой и спортом»
Выполнил: студент 3 курса
Заочной формы обучения
ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Всесторонне воспитание личности при использовании соревновательного метода
1.2 Особенности соревновательного метода
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ МЕТОДОМ
2.1 Дозировка нагрузки при применении соревновательного метода..
2.2 Конспект занятия по лёгкой, построенного с применением соревновательного метода
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность курсовой работы состоит в том, что исследования по данной проблеме в физическом воспитании спортсменов заключается в применении соревновательного метода во всестороннем воспитании личности и выявлении как данный метод влияет на работоспособность и уровень физической и психологической подготовленности.
Методы физического воспитания делятся на 3 большие группы:
1 Методы формирования сознания или, по-другому, методы убеждения.
2 Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.
3 Методы стимулирования поведения и деятельности
В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования);
2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку
Объектом работы является соревновательный метод в физическом воспитании.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1 Обосновать теоретические и методические основы использования соревновательного метода в спортивной тренировке детей.
2 Выявить пути наиболее эффективного использования возможностей соревновательного метода в физическом воспитании.
ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Всесторонне воспитание личности при использовании соревновательного метода
В физической культуре общая цель воспитания конкретизируется применительно к особенностям спортивной деятельности, приобретая непосредственную связь с установкой на спортивные достижения. Но, как ни важны спортивные результаты в качестве конкретной цели, с общих социально-педагогических позиций они не могут, в конечном счете, становиться самоцелью. На пути к ним всегда должна преследоваться и более существенная цель, состоящая в том, чтобы через достижение высоких спортивных результатов сформировать всесторонне развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство, нравственную чистоту, физическое совершенство, чтобы использовать спортивную деятельность как фактор гармонического формирования личности и воспитания в интересах общества
1 Нравственное воспитание. Основные задачи нравственного воспитания при использовании соревновательного метода:
1) формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов деятельности, согласующихся с идеалами высокой морали;
Общие нравственные принципы конкретизируются в сфере физкультурной и спортивной деятельности в виде специфических этических норм, регулирующих поведение и взаимоотношения в этой сфере. Ряд таких норм составляет, в частности, так называемую спортивную этику. В соревнованиях спортивная этика выражается в требованиях, обязывающих каждого, кто имеет отношение к спорту, вести себя так, как это достойно человека: честно соблюдать установленные правила состязаний, быть благородным в спортивном соперничестве, не прибегать к запрещенным или сомнительным способам достижения победы, уважать соперника и т. д. Усвоение и неотступное соблюдение таких этических норм является при определенных условиях одним из немаловажных конкретных путей нравственного воспитания
При формировании рациональных основ поведения в процессе физического воспитания важную роль играют беседы на этические темы, разъяснения и другие пути нравственного просвещения, убеждения. Непосредственно во время занятий физическими упражнениями специфика этого процесса обязывает искать особенно емкие и лаконичные формы воспитательного воздействия словом. Развернутые беседы и диспуты на этические темы, обстоятельный разбор прошедших учебных или спортивно-тренировочных занятий и соревнований с четкой оценкой возникших в них этических ситуаций, другие специальные формы нравственного просвещения и убеждения должны составлять неотъемлемые звенья системы воспитательной работы специалиста физического воспитания.
Очень велико воспитательное значение яркого нравственного примера, в том числе примера высокого проявления моральных и волевых качеств лучшими нашими спортсменами как в соревнованиях, так и в созидательном труде. Такие примеры особенно сильно влияют на нравственные представления и чувства, вызывают потребность этически направленного подражания. Когда речь идет о воспитании через пример, то подразумевается и личный пример самого воспитателя
Исключительно велики возможности, имеющиеся в физическом воспитании для формирования твердых этических норм и навыков поведения через упражнение, приучение. Специфика физкультурной и спортивной деятельности такова, что она неизбежно ставит занимающихся перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать практические поведенческие нормы и вырабатывать соответствующие черты поведения. В напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных состязаний выявляются и испытываются на прочность навыки поведения и связанные с ними черты личности.
С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию положительных черт морального облика человека. С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию
2 Умственное воспитание. В аспекте задач умственного воспитания при использовании соревновательного метода предусматривается:
Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и прочее. Педагог намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач.
Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. В результате оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.
Наряду с этим необходимо всемерно оптимизировать познавательные процессы непосредственно по ходу занятий физическими упражнениями. Этому способствуют специальные методы и приемы активизации мыслительных операций: методы наглядного и логического выделения «опорных точек», моделирование параметров движений на макетах и с помощью других технических средств, приемы взаимообучения, игровой и соревновательный методы. Объединяющую же основу частных путей активизации мыслительных операций должна составить система постепенно усложняющихся заданий эвристического характера, т. е. заданий, связанных хотя бы с элементами поиска нового и самостоятельными творческими проявлениями.
3 Эстетическое воспитание. Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.
Основные задачи эстетического воспитания при использовании соревновательного метода:
1) воспитывать способность чутко воспринимать, глубоко чувствовать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры, спорта и в других областях ее проявления; формировать эстетически зрелое стремление к физическому совершенству;
2) формировать эстетику поведения и межчеловеческих отношений в соревновательной деятельности; вырабатывать активную позицию в утверждении прекрасного, непримиримость к безобразному в любых его проявлениях.
Все сказанное характеризует большие возможности для решения задач эстетического воспитания в процессе физического воспитания. Для реализации их требуется соответствующая эстетическая направленность в применении средств и методов педагогического воздействия. Это достигается умелым использованием эстетических свойств, объективно присущих явлениям физической культуры, направленным подчеркиванием этих свойств, концентрацией на них внимания воспитываемых.
4 Волевое воспитание. Основные задачи, относящиеся к воспитанию воли в соревновательных условиях, состоят в том, чтобы обеспечить:
1) формирование мотивационных, интеллектуальных и нравственных основ волевых проявлений применительно к требованиям соревновательной деятельности;
Отдельное состязание, даже чрезвычайно ответственное, понятно, еще ничего не решает в долгом и сложном процессе воспитания характера. Только регулярное участие в календарных соревнованиях и систематическое использование соревновательных начал при организации тренировочных занятий могут быть постояннодействующими факторами формирования характера спортсмена.
По мере адаптации спортсмена к соревновательным нагрузкам и ситуациям роль соревновательного метода в волевой подготовке не уменьшается при условии, что степень требований, предъявляемых к волевым качествам, возрастает. Это достигается в основном введением дополнительных трудностей в тренировочные формы состязаний, увеличением числа и частоты соревнований, повышением степени ответственности соревнований и варьированием их условий. Самым серьезным испытанием волевых качеств спортсмена являются официальные соревнования высшего ранга, особенно значимые как в личном, так и в общественном отношении. Но степень отдельных трудностей в подготовительных состязаниях может и должна быть выше, чем в целевых, поскольку это позволяет создать необходимый «запас прочности».
При воспитании качеств спортивного характера важно использовать и такие соревновательные факторы, как отношения неявного соперничества, всегда возникающие в малом спортивном коллективе, и отношения, связанные со стремлением к лидерству. Подчиняя эти отношения принципам коллективизма и товарищества, тренер должен не подавлять здоровую конкуренцию, а направлять ее по педагогически оправданному руслу, с тем, чтобы использовать ее как фактор мобилизации на решение трудных тренировочных и соревновательных задач.
В занятиях соревновательного характера решаются задачи нравственного, умственного, эстетического и волевого воспитания за счет использования тренером определенных методов воспитания.
В применении метода убеждения используются два основных, неразрывно связанных средства: убеждение словом и убеждение делом.
Наиболее распространенными приемами и средствами убеждения словом являются: разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и другие. Убеждение словом должно органически сочетаться с убеждением делом, практикой.
Метод упражнения позволяет каждому преподавателю и самому занимающемуся быстрее достичь желанной цели: слить воедино слово и дело, сформировать устойчивые качества и черты характера. Его сущность состоит в такой организации повседневной жизни и деятельности, которая укрепляет их сознание, закаляет волю, способствует формированию привычек правильного поведения. В основе приучения лежит упражнение в определенных морально-волевых проявлениях.
Надо не только разъяснять, но и постоянно упражнять занимающихся в дисциплинированном, культурном поведении, в точном выполнении спортивных правил, традиций, пока эти нормы не станут привычными.
Воспитательная сила примера основывается на естественном стремлении людей к подражанию, особенно молодых. Пример легче воспринимается и усваивается тогда, когда он взят из знакомой всем сферы деятельности. В качестве воспитательных примеров педагог использует случаи из жизни своего коллектива, примеры проявления высоких нравственных качеств выдающимися спортсменами на ответственных международных соревнованиях.
Метод поощрения представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования. Моральное и материальное поощрение активно помогает человеку осознать степень труда в достижении общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.
В соревновательной деятельности к числу поощрений относятся: одобрение, похвала педагога, награждение грамотой, медалью за высокие спортивно-технические результаты, присвоение звания мастера спорта и другое.
Под методом наказания понимается система средств и приемов воздействия на занимающихся, нарушающих нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности.
Наказание за совершенный поступок налагается для того, чтобы провинившийся понял свою ошибку. В физической культуре при использовании соревновательного метода оно может быть в форме осуждения проступка, вынесения выговора, временного исключения из состава спортивной команды, наложения дисциплинарного взыскания и многое другое.
1.2 Особенности соревновательного метода
соревновательный нагрузка упражнение атлетике
Особенности соревновательного метода:
1) установка на победу;
2) максимальное проявление физических и психических сил;
3) частичная ограниченность в регулировании нагрузки;
Соревновательный метод позволяет:
1) стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
2) выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
3) обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
Достоинства соревновательного метода:
1 Спортсмен может соревноваться не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях.
2 Данный метод позволяет воссоздать всю совокупность специфических требований, предъявляемых избранным видом спорта к спортсмену и стимулировать развитие специальной тренированности.
4 Формирование черт спортивного характера (необходимость предельного выявления своих возможностей и в то же время способность владеть собой в самых сложных ситуациях).
Недостатки соревновательного метода:
1 Ограниченные возможности дозирования нагрузки и управления соревнующимися.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ МЕТОДОМ
2.1 Дозировка нагрузки при применении соревновательного метода
Использование соревновательного метода в тренировочном процессе оказывает значительное влияние на развитие определенных двигательных умений и навыков, тактическую и техническую подготовленность. Данный метод на тренировке может использоваться как в тренировочной игре, так и в отдельных упражнениях, характерных и нехарактерных для лёгкой атлетики.
Дозирование нагрузки при использовании соревновательного метода в учебно-тренировочном занятии по лёгкой атлетике будет рассмотрено на примере некоторых упражнений.
1 Использование соревновательного метода в тренировке низкому старту. Учащиеся под руководством преподавателя занимают стартовые места и по команде делают стартовый разгон на дистанции от 10 до 40 метров.
1. Эстафета с эстафетной палочкой
2. Ведение баскетбольного мяча змейкой
3. С теннисным мячом пролезть в 3 обруча, у отметки попасть в цель, обратно оббежать обручи змейкой
4. Проползти по мату на животе, добежать до обруча, перепрыгнуть из одного обруча в другой, дойти до скамейка, пройти по ней, оббежать стойку, вернуться.
5. Эстафета в кругу. Ведение мяча змейкой стоящих игроков в кругу.
6. Ведение мяча змейкой стоящих игроков в кругу, ведение мяча до отметки и обратно, передать мяч следующему игроку.
7. С наружной стороны оббежать игроков и по часовой стрелке переместиться на одного игрока.
9. Встречные эстафеты. Оббежать стойку, проползти по мату в седе, передать эстафету следующему игроку.
10. Два игрока держат мяч спинами. Оббежать (боком, приставными шагами) отметку и вернуться.
11. Эстафеты с индивидуальными упражнениями для каждого игрока (отжимание, приседание, прыжки и т.д.)
12. Коллективные. Пролезть в обруч, пройти по скамейке, пролезть в обруч, оббежать отметку за руку (по очереди по парам)
13. Один бежит со скакалкой в руках, оббегает отметку, даёт один конец скакалки второму, проводят под ногами, вся группа прыгает.
14. Первый оббегает стойку, возвращается за вторым, за руку оббегают стойку, возвращаются за третьим и т.д.
3 Можно предложить занимающимся подвижные игры. Деление на команды придаст игре соревновательный характер. Для для лёгкой атлетики характерны такие игры как «салки», «гонки», «у медведя во бору» и многие другие. Каждая игра должна длиться не более 10 минут.
Провести соревнования в беге на 100 метров; прыжки в длину с разбега.
Развивать быстроту, прыгучесть, выносливость.
Воспитывать дисциплинированность, коллективизм.
Тип урока: совершенствование.
Метод проведения: соревновательный, с элементами круговой тренировки.
Место проведения: школьный стадион.
Инвентарь: секундомеры, рулетки, гандбольные мячи.
Соревновательный метод в физическом воспитании
Соревнование (или состязание), как и игра, относится к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет очень большое значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни: в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т.д. Естественно, что конкретный смысл соревнований в них различен[13].
Соревновательный метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала в качестве подчиненного элемента общей организации занятия (как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений), во втором — в качестве относительно самостоятельной формы организации занятий, подчиненной логике соревновательной деятельности (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания).
Основная, определяющая черта соревновательного метода – конкурентное сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.
Факторы соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официально определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально их уровню, признание общественной значимости достижений, отсев менее сильных при многоступенчатых соревнованиях, первенствах и т.д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма, как правило более значительному, чем при внешне аналогичных несоревновательных нагрузках (в настоящее время это показано многими исследованиями)[12].
Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношении, еще в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности, поскольку постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные состязания характеризуются наряду с этим отношением взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели[13].
Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы участников соревнования, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления. В отдельных случаях унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива соревнующихся (группы, класса и т. п.). В спорте же она закрепляется едиными правилами, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм состязания. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует деятельность соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется во многом логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение. Поэтому соревновательный метод предоставляет относительно ограниченные возможности для точного нормирования нагрузки, регулирования воздействий и непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Можно сказать, что в данном отношении он занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения (если соревнуются в играх, то соревновательный и игровой методы, естественно, совпадают.)[19].
Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач: воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков, формировании способности рационально использовать их в усложненных условиях. По сравнению с другими методами физического воспитания он позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наивысшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании моральных и волевых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладания, самоотверженности и др. Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.) Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства. [13].
Соревновательному методу присущи многие признаки соревнований, но он имеет более широкую среду применения. Предметом соревнования при использовании соревновательного метода могут быть любые физические упражнения на занятиях от построения до выхода из зала.
Наиболее характерными признаками соревновательного метода являются следующие:
1. Сопоставление сил занимающихся с целью определения победителя. Победе подчинена вся деятельность участников в соответствии с установленными правилами.
2. Соревновательный метод дает возможность полностью раскрывать функциональные и психические возможности учеников и выводить их на новый уровень подготовленности.
3. Ограниченные возможности регулировать нагрузку учеников. Применяется при совершенствовании упражнений и воспитании физических качеств, когда необходимы и допустимы предельные усилия.
При правильном использовании игрового и соревновательного методов раскрываются широкие возможности для воспитания чувства коллективизма, инициативы, настойчивости, выдержки, сознательной дисциплины.
Если педагог в процессе управления играми и соревнованиями будет допускать ошибки, недооценивая отрицательных проявлений в поведении учеников, то их воспитанию может быть нанесен непоправимый вред[13].
Практическое применение методов физического воспитания требует учета этапа обучения, а, следовательно, и фазы усвоения учебного материала. Так, на этапе предварительного разучивания упражнений (I этап), когда идет ознакомление с техникой двигательного действия, в работе с младшими школьниками мы используем игровые упражнения подражательного характера. Подражая действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовлетворением выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают детей к многократному выполнению действий, способствующему их закреплению, воспитанию физических качеств. Дети могут подражать движениям, повадкам животных, птиц, насекомых, растениям, различным видам транспорта, трудовым операциям. Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создавать правильное зрительное представление о нем, сравнивать собственное выполнение с заданным образом. Это способствует повышению сознательности детей в процессе обучения[13].
Созданию правильного представления об изучаемом двигательном действии способствует также использование движений, близких изучаемому по технике выполнения и встречавшихся ранее в двигательном опыте детей. Например, игры в снежки помогают освоить метание мяча на дальность и в цель.
При углубленном разучивании двигательных действий (II этап) большое значение имеет формирование у детей представления о месте данного упражнения в практической деятельности человека. При обучении того же метания следует предложить учащимся роль солдат в ситуации, когда надо поразить «вражеский танк», а обучая прыжку в длину, моделировать ряд препятствий. Так, в игры включаются элементы техники разучиваемого двигательного действия. В такой ситуации дети становятся более внимательными и старательными[21].
Применяя соревновательный метод на данном этапе, объектом соревнования должен быть показатель качества выполнения движений («Кто правильнее?», «Кто точнее?»). Использование эстафет с включением разучиваемых упражнений или их частей допустимо только при условии их выполнения в знакомых учащимся условиях. При этом в условия игр и соревнований могут включаться взаимные оценки играющими качества выполнения изучаемого упражнения, включенного в эстафету.
Если на II этапе обучения оценивалась способность учащихся выполнять упражнения в постоянных условиях, то на этапе совершенствования и закрепления двигательного действия (III этап) ставится задача довести его до уровня навыка, т. е. упражнение должно выполняться всегда свободно, с целесообразной быстротой, амплитудой, силой и вариативно.
Для этого используется все разнообразие методов, но особое место отводится игровому и соревновательному. Изучаемое упражнение выполняется в разных условиях в сочетании с другими действиями. Здесь способы выполнения изучаемого действия зависят от конкретных условий игровой ситуации и, что очень важно, подчинены цели игры, ее замыслу и сюжету, а внимание играющих сосредоточено на результате деятельности, а не на технике. Проблемные ситуации, возникающие в играх и соревнованиях, требуют срочного принятия решения, что совершенствует и психологические функции учащегося[13].
Соревновательный метод помогает сформировать у детей способность применять изученное упражнение в условиях ограниченного времени и эмоционального напряжения. Включение в эстафеты нескольких изученных двигательных действий, когда одно вызывает затруднение выполнения другого, позволяет приблизить обучение к условиям жизненных ситуаций. Так, например, совершенствуют метание в цель после бега, а ловлю и передачу мяча — во время передвижения по кругу.
Эти и подобные ситуации помогают моделировать естественные условия выполнения упражнений и прочно усваивать учебный материал[24].