когда и в какой стране возник метод проектов
Когда и в какой стране возник метод проектов
Хотите знать об этом больше? Робот постарался подобрать для Вас материалы, близкие по теме. Посмотреть По материалам моих лекций. |
Изобретение метода проектов часто связывают с одним-единственным человеком – Уильямом Килпатриком – основываясь на том общеизвестном факте, что он является автором статьи «Метод проектов». Это не совсем так. Проектное обучение стало применяться задолго до 1918 года, когда вышла знаменитая работа У. Килпатрика.
Во-первых, Килпатрик в ней ссылается на свой опыт реализации проектного обучения, накопленный к тому времени. Правда, он практически не упоминает предшественников, из-за чего у многих читателей и сложилось впечатления, что он является настоящим автором метода. Однако очевидно одно: его работа написана на основе уже имеющегося многолетнего опыта.
Во-вторых, опытная работа по использованию проектов в учебном процессе велась и в других странах. В частности, в России уже в 1905 году учебные проекты применялись С.Т. Шацким, а в обосновании их эффективности Шацкий ссылался на передовой зарубежный опыт. Кроме того, в отечественной педагогической литературе первой четверти XX в. метод проектов наравне с далтон-планом указывается в качестве одного из источников, послуживших основой бригадно-лабораторного обучения и единой трудовой школы, ставших особенно популярными в советской педагогике 1920-х гг. Дата первого применения далтон-плана известна: всё тот же 1905 год.
Таким образом, метод проектов появился не поздней 1905 года. Но когда же именно?
Обращаясь к истории метода проектов, швейцарский исследователь Юрген Ёлькерс (Jurgen Ölkers) [1] указывает, что первый опыт организации проектной деятельности обучающихся можно отнести к XVIII веку. Михаэль Кнолль (Michael Knoll) датирует первое упоминание проектов в контексте деятельности учебных заведений 1702 годом, когда Королевская академия архитектуры в Париже объявила конкурс строительных планов, эскизы которых были названы проектами [2]. В дальнейшем студенческие конкурсы проектов стали традиционными, в процессе работы над проектами студенты должны были «развивать фантазию и – в рамках классической традиции – приходить к оригинальному решению» [2, с. 45].
Во второй половине XIX века опыт студенческих прикладных проектов технической направленности перенимается немецкоязычными странами, и лишь потом из Европы приходит в Америку.
Скудные сведения о том, что немецкий опыт проектов предшествовал американскому, почерпнуты из немецкоязычных источников конца XX в. Некоторые из этих работ изначально тенденциозны, поскольку посвящены историческому обоснованию приоритета европейской педагогики в организации проектной деятельности обучающихся. Например, М. Кнолль уже в названии одной из своих статей заявляет, что Европа, а не Америка была родоначальницей проектного метода в педагогике [2]. Кроме того, «немецкие» проекты, видимо, по-прежнему носили конкурсный характер и не входили в состав учебного процесса, являясь частью внеучебной работы.
В 1879 году при Вашингтонском университете г. Сент-Луиса была основана Школа ручного обучения, где метод проектов впервые использовался в системе школьного образования. Ученики должны были «не только разработать проекты, но и выполнить их реально» [3, с. 91]. Это были не конкурсные (внеучебные), а именно учебные проектные задания, которые выполнялись в мастерских, где дети изготавливали полки, подсвечники, и даже строили моторы.
Итак, первое применение учебного проектирования в школе можно датировать 1879 годом, и первенство здесь принадлежит американским педагогам. В течение следующих двух десятилетий использование проектов в учебном процессе ограничивалось изучением профессионально-технических дисциплин, а также применением в сельскохозяйственной школе.
Общедидактическим метод проектов становится лишь на рубеже XIX–XX веков, и в период между 1900 и 1915 годами в США возникает проектное движение, которое приобретает мировой масштаб (метод проектов «возвращается» в Европу – уже как новейшая педагогическая разработка американцев).
При этом метод проектов ещё долго оставался экспериментальным новшеством, неизвестным большинству педагогов даже в США. Поэтому статья У. Килпатрика «Метод проектов», опубликованная в 1918 году в «Рекорде педколледжа» – ведущем журнале американской школьной педагогики – приобрела огромную популярность (журнал продал 60 тыс. переизданий статьи Килпатрика, что по тогдашним меркам указывает на невероятный спрос). Таким образом, заслуга У. Килпатрика заключается не собственно в «изобретении» нового способа организации учебного процесса, а в обобщении опыта проектного обучения и в содействии массовому распространению метода проектов.
1. Ölkers, J. Geschichte und Nutzen der Projektmethode / Handbuch Projektunterricht. Weinheim und Basel, Dagmar Hansel (Hrgb) Beltzverlag, 1991.
2. Knoll, M. Europa – nicht Amerika. Zum Urschprung der Projektmethode in der Pädagogik, 1702–1875 / M. Knoll // Pädagogiche Rundschau, 44. 1991. S. 41–58.
3. Knoll, M. John Dewey und Projektmethode. Zur Aufklarung eines Mißverständnisses / M. Knoll // Bildung und Erziehung, 45. 1992. S. 89–108.
Проектный метод в детском саду. Возникновение, история развития
Людмила Козлова
Проектный метод в детском саду. Возникновение, история развития
Проектный метод в детском саду.
Содержание.
1. Общие понятия и история развития метода.
2. Проектный метод в России.
3. Проектный метод в западных странах и США.
4. Реформа образования в современной России.
5. Вариант работы над проектом со старшими дошкольниками.
6. Ошибки при организации проектной деятельности с детьми.
Общие понятия и история развития метода.
Метод проектов возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.
Анализируя опыт зарубежной педагогики, Е. Г. Кагаров в 1926 году писал: “Что такое метод проектов? Термин этот употребляют в американской литературе в различных, нередко самых противоречивых значениях. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью” (определение В. Килпатрика).
Е. Г. Кагаров выделял четыре отличительные черты проектного метода:
• исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;
• школьные проекты как бы копируют различные стороны бытия;
• дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют;
• проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.
Проектный метод в России.
Исторически сложившаяся модель российского образования уходит корнями в далекое прошлое, во времена правления Петра I, Екатерины II. Германская модель образования, основанная на концепции дидактического энциклопедизма (основатели Я. А. Каменский, Дж. Милтон и др., прочно обосновалась в России.
Любые политические изменения в государстве влекут за собой потребность в новой системе образования. Россия не стала исключением.
Идеи проектного метода обучения в России появились одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С. Т. Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике. Он провозгласил его средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществляется в связи с трудом учащихся. Проектный метод преподносился как комплексный, реализующий самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учитывающий возрастные, индивидуальные особенности детей, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.
Уникальность проектного метода и развитие комплексной системы обучения привели к составлению комплексно-проектных программ (1929-1930). Ее суть состояла в том, что учащиеся, работая на фабриках, заводах, в школьных мастерских, колхозах приобретали лишь те знания, которые в той или иной мере были связаны с выполняемой практической работой. В результате чего, уровень их общеобразовательной подготовки резко снизился, и постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 г. проектный метод подвергся критике и был исключен из практики образовательной деятельности.
Проектный метод в западных странах и США.
А вот за рубежом судьба проектного метода сложилась иначе. Он активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Германии, Италии и др. странах. Не обошли вниманием этот метод и специалисты дошкольного воспитания. Как в 1950гг., так и сейчас, в садах Монтессори на Западе работа с дошкольниками планируется с учетом индивидуальности каждого ребенка и интересов всех. Дети составляют планы на день, на неделю, обсуждают их вместе с педагогами и воспитателями, принимают участие в планировании задач на месяц. Дошкольники работают над разными проектами, например: “Мир растений”, “Мир животных”, “Окружающая среда”. Обсуждение и последующая реализация проекта повышает самооценку и ответственность детей.
Реформа образования в современной России.
Реформирование образования в России, начавшееся в конце 20 века, потребовало от педагогических работников нового комплекса умений – проектировать развитие образовательной системы или образовательной деятельности. Современный педагог-профессионал должен быть способен к таким новым видам деятельности, как формулировка проблемы, разработка средств ее решения, деятельностная проработка понятий, рефлексия результатов реализации проекта, построение содержательной коммуникации с другими субъектами образовательной деятельности, конструктивная критика педагогических идей.
Сотрудничество российских ученых и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах по дошкольному образованию, ориентация педагогов на развитие творческих познавательных способностей детей ускорили внедрение описываемого метода в практику работы российских дошкольных образовательных учреждений.
Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно (в соответствии с требованиями ФГОС) сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества, принятие педагогами субъектной позиции по отношению к осуществляемой деятельности.
В последние годы вышел ряд пособий и статей в журналах для руководителей и воспитателей ДОУ, представляющих теоретические и практические материалы по использованию проектного метода (Л. С. Киселева, Т. А. Данилова, Т. С. Лагода и др.)
Гуманистический взгляд на сущность воспитания, которого придерживаются современные исследователи (В. П. Бедерханова, О. С. Газман, В. Г. Маралов, В. А. Ситаров, связан с пониманием воспитания как совместной деятельности взрослых и детей. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.
Знакомясь с опытом проектной деятельности в ДОУ, приходишь к осознанию того, что в создании проекта ведущую роль могут принимать на себя дети.
Урмина И. А. старший научный сотрудник научно-образовательного центра факультета социальной работы РГСУ и Данилина Т. А., заслуженный учитель РФ, в своей книге “Инновационная деятельность в ДОУ” выделяют следующие особенности детского проектирования:
1. Все темы, предлагаемые проектом, должны быть интересны, посильны пониманию ребенка, с опорой на имеющиеся знания
2. Чем меньше ребенок, тем проще проект.
3. Маленькие дети способны рассчитывать свою работу на день или несколько часов.
4. Проекты в дошкольном возрасте отличаются несложностью, простотой.
5. Дошкольник должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее решения, при помощи педагога составлять план работы над проектом.
Опираясь на авторские разработки кандидата биологических наук Рыжовой Натальи Александровны выделяются следующие типы проектов:
• Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. (“Путешествие на луг, на реку”.)
• Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, и пр.
• В ролево-игровых проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут начаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.
• Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализом и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Можно так же выделить и такие варианты классификации проектов
по количеству задействованных дисциплин:
• монопредметные проекты, осуществляемые в рамках одной учебной дисциплины;
• межпредметные проекты, реализуемые так же в процессе изучения определенного курса;
по времени выполнения:
• краткосрочные (не более 1 недели);
• среднесрочные (от 1 недели до1 месяца);
• долгосрочные (от 1 до нескольких месяцев)
Организация проектов наиболее подходит для детей от 4 лет и старше. Темы проектов могут быть самими различными, главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:
1.Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2.Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
• К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
• В каких источниках можно найти информацию;
• Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование);
• С какими предметами научиться работать для достижения цели.
Вариант работы над проектом со старшими дошкольниками.
Способ разработки проектов, связан с использованием, так называемой модели «трёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что узнали?
Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем записать ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.
Затем воспитатель задаёт второй вопрос: Что мы хотим узнать? Ответы снова записываются, причём независимо от того, что могут показаться глупыми ли нелогичными. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос?
Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.
Ответы на вопрос Что мы узнали? Дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?
Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой. Можно задать детям следующие вопросы:
— Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?
— Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?
— Какое из занятий понравилось вам больше всего?
— Что нужно изменить в организации следующего проекта?
В специальной книге дети могут оценить каждый этап реализации проекта, иллюстрируя повествование рисунками, текстами, записанными под диктовку. В книге о проекте должно быть также отмечено участие в его реализации родителей.
Подводя итоги, воспитатель продумывает, как можно изменить организацию занятий для их улучшения; как индивидуализировать занятия для каждого ребёнка; как включить в реализацию проекта детей с особыми потребностями; какие занятия можно организовать в будущем.
Ошибки при организации проектной деятельности с детьми.
Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов ДОО. Несомненно, этот вид деятельности интересен всем ее участникам и позволяет достичь высоких результатов. Однако приходится признать, что многие воспитатели находятся в заблуждении относительно самого понятия и содержания проектной деятельности.
Самая большая проблема кроется в том, какой смысл вкладывается в понятие «педагогический проект». Следует четко разграничивать понятия «проект педагогов» и «детский проект». Проект педагогов – это деятельность, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные им же придуманные мероприятия. Детский проект тоже организуется педагогом, но субъектами деятельности в данном случае выступают воспитанники.
Так какие же ошибки в организации проектной деятельности с дошкольниками встречаются наиболее часто? Прежде всего это представление в виде детской проектной деятельности системы работы по какому-либо вопросу. Например, педагоги перечисляют разные формы работы, организуемые в течение учебного года, направленные на формирование у детей представления о здоровом образе жизни – занятия с воспитанниками, праздники и досуги, выставки детского творчества и т. д. Несомненно, все перечисленные формы работы интересны и дают положительный результат. Многие из них при соответствующей организации могут быть детскими проектами, при условии, что дети выступят в качестве их активных участников, авторов идей и их исполнителей.
Другой пример подмены понятий. Рассказывая о проекте «Наша летняя площадка», воспитатель перечисляет, как много разных мероприятий прошло в течение лета на спортивной площадке детского сада. Возможно, это проект педагогов, которые в ходе совместного обсуждения предлагали свои идеи, думали о том, как сделать жизнь детей в летний период интересной и насыщенной. Назвать все эти мероприятия детским проектом невозможно. Ведь воспитанники не выступили в данном случае субъектом деятельности, они не предложили ни одной идеи, не находились в поиске, они только участвовали в мероприятиях, которые были организованы педагогами.
Авторы публикаций, методических пособий по организации проектной деятельности с детьми рекомендуют начинать работу над проектом с создания «копилки». Многие воспитатели понимают это буквально и перед тем, как приступить к реализации проекта, делают подборку игр, пособий, плакатов по теме, собирают коллекции и т. д. Этот вариант имеет место быть при условии, что все это собрано детьми и используется в процессе проектной деятельности. Подбор же методических пособий осуществляется на этапе подготовки педагога к проекту.
Как известно, в каждой группе есть активные, инициативные воспитанники, которые всегда находятся в поле деятельности воспитателя, и пассивные дети, не проявляющие инициативы и предпочитающие делать то, что делают другие. В результате участниками проектов чаще всего становятся одни и те же, активные воспитанники группы.
Между тем одна из задач проектной деятельности заключается в том, чтобы раскрепостить дошкольников, научить их быть самостоятельными, более инициативными.
Поэтому педагогу важно удержать себя от немедленного реагирования на предложения активных воспитанников, дать высказаться более пассивным детям. В том случае, если его идея по той или иной причине не совсем удачна, очень важно, чтобы педагог не спугнул проблески инициативы у таких детей. Ведь от того, как воспитатель выразит свое отношение к высказыванию ребенка, зависит степень его дальнейшего участия в этой деятельности. Можно дать понять воспитаннику, что его идея «не очень удачная», взглядом, вздохом, рукой, неосторожными высказываниями или молчанием. И если активные дети в ответ на это будут изобиловать все новыми и новыми идеями, то робкие и нерешительные дошкольники замолчат на полуслове, заняв позицию пассивных участников, или, что еще хуже, потеряют интерес к предстоящей проектной деятельности.
Часто бывает так, что продукт проекта оказывается невостребованным.
Проекты, нацеленные на создание какого-либо материального продукта, например макета, требуют значительных затрат сил всех участников, а так же определенных средств, времени.
Проектная деятельность предоставляет большие возможности для творчества всех ее участников. Случается так, что проект, задуманный на одну-две недели, затягивается на месяц, все уже ждут его окончания, данное мероприятие тяготит его участников. Удовольствия от результата в данном случае ждать не приходится. Поэтому важно помнить, что проект должен иметь определенный срок реализации, который позволит решить поставленные задачи и получить необходимые результаты. При этом важно соблюдение сроков выполнения каждого этапа проекта.
«Дорожка здоровья». Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольников. Любой проект в ДОУ делится на определенные этапы: Первый этап На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего.
Проектный метод как вариант интеграции образовательных областей Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны.
«Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения» Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и.
Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Цели и задачи проектного метода в дошкольном.
Проектный метод изучения насекомых Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17 «Родничок» город Георгиевск Проект.
Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального.
Проектный метод «Птицы». (средняя группа 4–5 года) Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №113 Московского района ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД «Птицы». (средняя.
Проектный метод в образовании дошкольников Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны.
Проектный метод в работе с детьми Качество образования оценивается не по объему знаний учеников, а по потребности и желанию узнать и способности учиться. Р. Ливингстон.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения Доброе время суток!Представляю вашему вниманию статью, которую я представила на муниципальной научно-практической конференции «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ.
История и особенности «метода проектов» Джона Дьюи
Как научить ребенка думать на несколько ходов вперед? Как развить творческий потенциал ребенка? Как использовать свободное время с умом? Как помочь развить таланты ребенка на примере «метода проектов» Дж. Дьюи и В.Х. Килпатрика.
История «метода проектов»
Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение, сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести».
«Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике» [Полат Е.С. Метод проектов]
Однако в советское время «в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились порой мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов» [Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – с. 206]
Суть метода проектов
Суть метода проекта – развитие мышления и организации через собственные проекты, «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».
«Суть рефлекторного мышления – вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум». [Полат Е.С. Метод проектов]
Метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, и, во-вторых, направлен на получение результата. Метод проектов – это таким образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата. В современной педагогике метод проектов применяется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
«Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов» [Полат Е.М. Метод проектов]. Необходимо понимать, что проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но и сам процесс.
Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом.» [Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – с.195, 198]
«Целевой установкой проектного обучения являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний» [Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуальной активности]
Работа с проектами занимает особое место в системе школьного образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что школьники сами делают свой выбор и проявляют инициативу. С этой точки зрения хороший проект должен:
- иметь практическую ценность; предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований; быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при ее завершении; быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения; предполагать возможность решения актуальных проблем; давать ученику возможность учиться в соответствии с его способностями; содействовать проявлению способностей школьника при решении задач более широкого спектра; способствовать налаживанию взаимодействия между обучающимися.
Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта/ теоретического продукта.
Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.
Метод проектов в сравнении
«Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [Полат Е.С. Метод проектов]
Метод проектов становится «интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания в нем теоретических знаний и их практическое применение для решения конкретных проблем.
Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему и другие методы обучения.
Цели проектной деятельности:
Типология проектов
Как пишет Полат Е.С. в своей книге «Метод проектов» в основу типологизации проектов кладутся следующие признаки:
- доминирующая в проекте деятельность; предметно-содержательная область проекта; характер координации проекта; характер контактов; количество участников проекта; продолжительность проекта.
«Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным). Если проект монопредметный он вполне “вкладывается” в классно-урочную систему. Другие виды проектов чаще используются как дополнения к урочной деятельности… Межпредметные проекты могут стать интегрирующими факторами в альтернативной школе, преодолевающими традиционную дробность и обрывочность нашего образования». Надпредметный (или внепредметный) проект охватывает внеурочную деятельность школьников.
«Метод проектов» позволяет развивать навыки
Метод проектов направлен на:
обучение планированию:
развитие критического мышления:
развитие творческого мышления:
умения работать с информацией:
формирование коммуникативных компетенций:
умение составлять письменный отчет:
формирование позитивного отношения к работе:
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом:
- выбор темы; формулирование варианта проблем; распределение задач по группам; групповая или индивидуальная разработка проекта; защита проекта.
«Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, и т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.), с последующей защитой проектов, оппонирования». [Полат Е.С. Метод проектов]
Таким образом, проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Она способствует формированию ключевых компетенций учащихся:
Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: подготовка, планирование, исследование, результаты и/или вывод, оценка результатов и процесса.
Принципы организации проектной деятельности
Выдвигаются следующие основные принципы проектной деятельности:
«Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний». [ Полат Е.С. Метод проектов]
Характер педагогической деятельности в методе проектов
«Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Самое сложное для учителя в ходе проектирования это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит что учащиеся “идут не туда”». [Полат Е.С. Метод проектов].
«Учитель при этом выполняет следующие (задачи) функции:
- помогает ученикам в поисках источников информации;сам является источником информации;поддерживает и поощряет учеников;поддерживает непрерывную обратную связь».
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности» [Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуальной активности /]
«У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив». [Метод проектов в образовательной области «Технология»].
Оценивание результатов проектной деятельности:
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений; характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы; рефлексия и самооценка учащихся (умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности). значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов выполненного проекта.
Трудности использования метода проектов
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
«Основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Практически не удается сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения, навыки (точнее – чтобы в них возникла необходимость) при выполнении учениками этих заданий» [Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образов].
Плюсы проектной деятельности:
Минусы проектной деятельности:
Проектная деятельность в работе и специфика метода проектов во внеурочной деятельности
Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя.
Известно, что основной критерий для ученика выражается словами «интересно”—»неинтересно”. Любая творческая работа позволяет учителю другими глазами увидеть ученика и оценить уровень его способностей. Пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли к освоению действительности, формировать стремление к поиску в открытии мира, раскрепостить творческое мышление ученика — в этом я вижу свою задачу как учителя.
Неоспорим тот факт, что тренировка и поощрение творческой деятельности должны начинаться в самом начале образовательного процесса и продолжаться на протяжении всей школьной жизни. Цель творческих заданий — выработка у учащихся определенных навыков:
- проявления творческой активности при выборе темы в соответствии со своими интересами и требованиями преподавателя; подбора литературы по данной тематике; планирования своей работы с определением сроков выполнения; проявления фантазии и выдумки при разработке результата задания; грамотного оформления работы; защиты работы.
Вовлеченность ученика в деятельность, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.
Окончательный выбор темы проекта должен оставаться за руководителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, он может максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждого ученика или группы, учесть наличие учебно-методических материалов, свои возможности как руководителя-консультанта, степень участия других консультантов, сроки работы и т.п.
В работе над проектами руководствуюсь следующими принципами:
Цели внедрения в процесс воспитания
В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Но, несмотря на многие плюсы данного метода, в современной школе он не очень распространен. Его только начинают вводить в учебный процесс и, как правило, используют его на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения. Недаром данный метод относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Использованная литература:
Статья подготовлена на основе материала выпускной квалификационной работы «Метод проектов» Викторовой В.В.
Примеры индивидуальных проектов
Примеры индивидуальных проектов для родителей и преподавателей:
Проекты могут быть любыми, их форма ограничена только фантазией преподавателей или родителей. Главная особенность проектов заключается в трех составляющих:
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!