когда и какой недуг обрушился на бетховена
Композитор, сочинивший «Лунную сонату»: причина смерти Бетховена
Всю жизнь Бетховена мучили проблемы со здоровьем. Он страдал от сильных болей в желудке, подагры, анорексии и глухоты, вызванной неизвестной болезнью. Неустроенная личная жизнь и тяжелое финансовое положение также сыграли свою роль в трагическом развитии событий: в возрасте 56-ти лет (26 марта 1827) Бетховен умер, по предположениям медиков, от разрушения печени, вследствие отравления цинком, который содержался в лечебной мази.
Дата и причины смерти
Современные медики, пытаясь определить причину заболевания, выдвигают разные гипотезы. Наиболее популярна версия о воспалении среднего уха, которое композитор получил из-за многолетней привычки окунать голову в чан с холодной водой, чтобы взбодриться. Некоторые врачи считают, что причиной глухоты могло стать редкое заболевание – болезнь Меньера, отосклероз или осложнения после перенесенного сифилиса.
Среди наиболее серьезных заболеваний Бетховена – подагра и анорексия. Теряя слух, музыкант впадал в депрессивные состояния. Чтобы облегчить горе, он начал пить.
В марте 1827 года состояние композитора ухудшилось: у него началась желтуха, сопровождаемая сильными болями в желудке и тошнотой. На фоне болезни у Бетховена начался асцит – водянка живота. Для облегчения симптомов, врач назначил несколько пункций для выведения жидкости, которые привели к абсцессу.
Мнения о последних словах маэстро различаются. В одном из источников указано, что в ответ на сообщение о подарке из 12-ти бутылок вина, композитор сказал «Жаль, жаль, слишком поздно». Согласно другой версии, последними словами была фраза «Я вновь буду слышать на небесах». В день смерти одного из самых выдающихся музыкантов мира на Вену обрушилась гроза.
Рисунок 1. На смертном одре
Чтобы поставить точный диагноз, на следующий день тело Бетховена было отправлено на вскрытие. Врачи обнаружили сильное повреждение печени – цирроз, который стал причиной появления водянки. Остальные внутренние органы также были в плохом состоянии.
Согласно самой популярной версии о смерти композитора, выдвинутой после исследования волос Бетховена современными врачами, он умер от отравления свинцом: концентрация металла в тканях превышала нормальное значение в 100 раз. Некоторые считают, что причиной отравления могло стать некорректное лечение. Доктор Ваврух прикладывал к гноящимся ранам на животе повязки со свинцовой мазью. Скорее всего, это было сделано непреднамеренно. Доктор мог не знать, что у Бетховена больная печень.
Свинец также мог попасть в организм из неочищенной питьевой воды, поступающей из металлических канализационных труб, а также дешевого вина, которое часто подслащивали ацетатом свинца.
28 марта с лица умершего был снят слепок, впоследствии отлитый в посмертную маску скульптором Йозефом Данхаузером.
Похороны Бетховена
Прощание с Бетховеном состоялось 29 марта 1827 года. Во время церемонии звучал Реквием Луиджи Керубини – эта музыка очень нравилась покойному. Тело поместили в гроб с венком из белых роз на голове и восковым крестом и лилией в руках. Проводить музыканта пришло почти 20 000 человек. Австрийский поэт Грильпарцер прочитал речь.
Спустя некоторое время, тело композитора было эксгумировано и перенесено на Центральое кладбище Вены.
Краткая биография
Людвиг ван Бетховен был музыкантом в третьем поколении: его дед был придворным капельмейстером – дирижером оркестра. В обязанности капельмейстера входило не только руководство музыкантами, но и сочинение музыки для торжественных мероприятий. Вообще же, по мнению исследователей, род Бетховеных происходил от фландрийских фермеров.
Детство и юность
Сын Бетховена-старшего, Иоганн, имел выдающиеся музыкальные способности, пел в хоре и давал уроки игры на рояле и скрипке. Семья Иоганна жила небогато из-за его пристрастия к алкоголю, поэтому после смерти Бетховена-старшего, занимавшего высокое положение в обществе, в материальном плане пришлось трудно. Помимо Людвига (родился 16.12.1770), в семье было еще два сына – Каспар Карл и Иоганн.
Рисунок 2. Бетховен в молодости, портрет работы Йозефа Мэлера, 1804 год
Отец разглядел способности старшего сына к музыке еще в раннем детстве, поэтому решил сделать из него второго Моцарта, определив, что это поможет улучшить финансовую ситуацию. Людвигу пришлось бросить школу, чтобы усердно заниматься музыкой: отец запрещал ему даже играть с детьми. У Людвига было множество учителей, но самым выдающимся из них был Кристиан Нефе – известный пианист и органист.
Интересный факт из жизни музыканта: имея очень высокий интеллект, Бетховен за всю жизнь так и не научился делить и умножать, однако прекрасно разбирался в литературе и владел несколькими языками.
Нефе познакомил мальчика с произведениями Баха и Генделя и стал свидетелем первых авторских проб Бетховена, которые подвергал строгой критике. После ухода в отпуск, Нефе порекомендовал на свою должность придворного органиста маленького Людвига.
В возрасте 16-ти лет Бетховен поехал в Вену из родного Бонна, где, по мнению некоторых биографов, хотел брать уроки у Моцарта, однако точно неизвестно удалось ли им встретиться. Узнав, что мать тяжело больна, юноша вернулся домой и вскоре она умерла. Отец стал пить еще сильнее, поэтому юному музыканту пришлось взять на себя заботу о двух маленьких братьях.
В 1792 года Бетховен уезжает в Вену, чтобы учиться у Гайдна. К тому времени один из братьев стал учителем музыки, а другой – аптекарем. Отец музыканта умер вскоре после его отъезда.
Годы расцвета
В Вене сильное влияние на композитора оказала музыкальная среда города того времени и высшее общество, где он сразу получил репутацию виртуозного пианиста, но человека резкого и беспардонного. Несмотря на выходки Бетховена, он достиг большого успеха среди современников: был вхож в самые лучшие дома и имел возможность издавать свои сочинения – Первую и Вторую Симфонии, балет «Творения Прометея» и многие другие. Несмотря на желание состояться в качестве композитора, публика поначалу больше ценила в нем талантливого исполнителя.
В 26 лет Бетховен столкнулся с первыми проблемами со слухом. Он скрывал свое горе даже от самых близких людей из своего окружения, а его странное поведение списывали на эпатажный характер. Душевные терзания композитора были так сильны, что он хотел покончить с собой.
Понимая, что нарастающая глухота постепенно полностью лишит его слуха, он стал работать с удвоенной силой, создав множество гениальных произведений. Этот непростой период помог музыканту добиться признания: слава его фортепианных сонат (самая известная из них – «Патетическая»), квартетов и септетов разнеслась далеко за пределы Вены.
Рисунок 3. Бетховен в рассвете своей карьеры, картина Карла Штилера
Успех и последние годы
В 1811 году Бетховен предпринял последнюю попытку самостоятельно исполнить Концерт для фортепиано с оркестром №5, над которым работал с 1809 года, но потерпел неудачу – он практически не слышал оркестр. Поэтому концерт исполнил его ученик – Карл Черни. Композитор появился на сцене в последний раз во время премьеры Симфонии №9, посвященной королю Пруссии Фридриху-Вильгельму III. Он лишь задавал нужный темп в начале каждой части действующему капельмейстеру.
Симфония произвела на публику сильное впечатление: поскольку Бетховен не мог слышать аплодисменты, слушатели бросали в воздух шляпы, чтобы выразить свое восхищение его талантом.
Отказ от публичных выступлений сильно отразился на финансовом положении композитора. Доход от изданий был таким ничтожным, что он неделями не мог выйти из дома, поскольку не имел целой пары обуви. Иногда он писал музыку для аристократии, которая щедро оплачивалась.
В 1822 году три струнных квартета заказал поклонник композитора – русский князь Николай Голицын. В России музыку маэстро всегда любили, известно, что почитателем ее был В. И. Ленин.
После нового заказа у Бетховена как будто открылось второе дыхание: он с удвоенной силой взялся за работу, хотя в последние годы болезнь и трудности в семье сильно подкосили моральные и физические силы композитора – он сильно переживал и часто плакал.
Всего один из величайших музыкальных гениев создал:
Также композитор создал более 30 фортепианных сонат, 16 струнных квартетов и множество других ансамблей.
Друзья и знакомые
После переезда Бетховена в Вену, столкновение интересов между строптивым учеником и уже известным Гайдном переросло в противостояние двух композиторов. Бетховена возмущало, как мало времени может ему посвятить великий, но постоянно занятой учитель, а его критика сильно ранила. Хотя музыкант на всю жизнь сохранил восхищение Гайдном как композитором, он всегда отмечал, что тот ничему не смог его научить. Лично выбранным им наставником стал Антонио Сальери.
В 1809 году Бетховен взялся за создание музыки к драме «Эгмонт» Гете. Композитор восхищался творчеством мыслителя до случая в Теплице, где жил Гете. Во время прогулки, они встретили императора Франца в окружении вельмож и свиты. Гете склонился в почтенном поклоне, Бетховен же, осуждавший власть при каждом удобном случае, лишь слегка коснулся шляпы. Позже он сказал о поэте: «Я ожидал встретить царя поэтов, а встретил поэта царей».
Рисунок 4. Случай с Гете
Одним из самых выдающихся учеников Бетховена стал Карл Черни – он начал брать уроки игры на пианино еще в девятилетнем возрасте, а в 14 лет уже получил от маэстро рекомендательное письмо. В письме говорилось, что, несмотря на небольшой возраст, юноша достиг значительных успехов в игре на инструменте. Впоследствии Черни стал одним из самых выдающихся педагогов XIX века.
Личная жизнь
Композитора окружало множество женщин, но он ни разу не был женат. Широко известна его симпатия к графине Джульетте Гвиччиарди, которая брала у маэстро уроки игры на фортепиано. По некоторым данным, чувства были взаимными, но пара не могла пожениться из-за высокого положения Гвиччиарди – девушка вышла замуж за графа. Именно этой несостоявшейся любви Бетховен посвятил одно из самых своих известных произведений – Сонаты для фортепиано №14, которую чаще называют «Лунная».
Рисунок 5. Жозефина Дейм
Вся семья композитора не отличалась крепким здоровьем: в 1815 году умер младший брат Бетховена – Каспар, после чего музыкант был вовлечен в длительные споры с женой Каспара за право опеки над его сыном Карлом. Невестка имела дурную репутацию и незаконнорожденного ребенка, поэтому Бетховен хотел оспорить ее права на воспитание сына.
Фильм о жизни Людвига ван Бетховена
Мельница мифов: «Кошмар» жизни Бетховена
В последнее время на страницах СМИ и в интернете можно прочитать о том, будто бы композитор Людвиг ван Бетховен был восьмым сыном женщины, которая болела сифилисом, и семеро детей которой страдали от разных врожденных заболеваний. Его часто используют противники абортов в спорах со своими оппонентами. Однако это утверждение является настоящим мифом.
Как используется миф о сифилисе в семье Бетховена?
Интересно, что этот миф возник совсем недавно, в конце прошлого века — однако уже сейчас практически невозможно установить, кто является его автором.
Он имеет множество вариантов, однако чаще всего встречается такая формулировка — представьте себе, что принципиальный противник абортов беседует с человеком, который допускает подобную операцию по медицинским показаниям. Они, само собой, жарко спорят о том, допустимы ли аборты в принципе или нет, и тут противник задает своему оппоненту следующий вопрос:
«Предположим, что вы знакомы с беременной женщиной, которая уже имеет 8 детей. Двое из них — слепые, трое — глухие, один — умственно недоразвитый, сама она больна сифилисом. Вы посоветуете ей сделать аборт?».
Как правило, сторонник абортов по медицинским показаниям отвечает утвердительно:
«Да, в такой ситуации нужно сделать аборт».
После чего его оппонент со злорадной усмешкой сообщает:
«Поздравляю вас, вы только что убили Людвига ван Бетховена».
Впрочем, я сейчас не буду говорить об абортах — у сторонников и противников этой операции есть немало вполне разумных аргументов в защиту своей точки зрения. Скажу о другом — приведенный выше аргумент является совершенно некорректным, поскольку представляет собой миф чистейшей воды. А использование мифов в дискуссии о реальных проблемах является весьма нечестным приемом, совершенно недопустимым в приличной компании. Да и вообще, нельзя бороться за правду, прибегая при этом ко лжи.
Самое интересное, что для того, что бы убедиться в том, что утверждение о больной сифилисом беременной женщине, которая хочет родить восьмого ребенка несмотря на то, что все ее дети — хронически больные люди, является ложным, достаточно просто ознакомиться с биографией Бетховена.
Братья и сестры Бетховена
И те, кто сделают это, увидят, что в 1770 году в Бонне у Иоганна ван Бетховена и Марии-Магдалины Кеверих родился второй сын, которого назвали Людвигом. Впрочем, ему было суждено остаться старшим сыном в семье Бетховенов, поскольку первенец, Людвиг Мария, родившийся годом раньше, умер через шесть дней после своего появления на свет. Причины столь ранней смерти неизвестны, однако следует заметить, что в те времена это было совершенно обычным явлением из-за несоблюдения санитарных норм при родах.
После у Бетховенов родилось еще пять детей, двое из которых, Николаус Иоганн и Каспар Карл, дожили до совершеннолетия.
Причем если Каспар Карл умер в 31 год от туберкулеза легких (от него остался сын, которого взял под свою опеку Людвиг), то Николаус Иоганн, отличавшийся крепким здоровьем, умер на шестьдесят втором году жизни, пережив на 21 год Людвига (который умер в 1827 году в возрасте 57-ми лет). Остальные трое детей умерли еще во младенчестве, причем причина смерти во всех случаях была одна и та же — туберкулез. При этом никто из этих пятерых не был ни слепым, ни глухим, ни умственно отсталым.
Да и сам Людвиг, кстати, не был глухим с рождения — он потерял слух после отита, который случился из-за его привычки часто опускать голову в таз с ледяной водой во время работы над своими произведениями.
Итак, мы уже сразу видим как минимум три неверных утверждения:
Конечно, очень жаль, что больше половины юных Бетховенов не дожили до совершеннолетия — кто знает, может быть в их лице мир потерял настоящих музыкальных гениев, ведь и Николаус, и Каспар тоже были способными музыкантами. Однако, увы, в те времена туберкулез был страшной болезнью, от которой спасения практически не было — до открытия Роберта Коха, которое помогло людям справится с этим недугом, оставалось еще более ста лет.
Была ли больна мать Бетховена сифилисом?
Ну, а теперь давайте проверим, была ли мать великого композитора Мария-Магдалина Кеверих больна сифилисом.
О ней известно, что она умерла в 1787 году в возрасте 39-ти лет от туберкулеза — болезни, похитившей и большинство ее детей. Кстати, это случилось в том же году, когда скончался последний ребенок Бетховенов — Мария Маргарита. По всей видимости, Мария-Магдалина заразилась туберкулезом, ухаживая за больной дочкой, и ослабленный частыми родами организм не слишком уже молодой женщины (напомню, что в те времена дамы редко доживали до пятидесяти лет, а те, кому это удавалось, считались древними старухами) не смог справиться с болезнью.
Совершенно очевидно, что сифилис не был причиной смерти матери Бетховена. Однако страдала ли они этой венерической болезни при жизни? Скорее всего, нет — никаких документальных свидетельств, подтверждающих это, не найдено.
И это при том, что Мария-Магдалина достаточно часто обращалась к врачам — что, собственно говоря, не удивительно, поскольку она часто рожала. Но никто из докторов Бонна, которые осматривали мать Бетховена, ни о каких признаках сифилиса никогда не упоминал. А это уже достаточно для того, что бы сделать вывод о том, что Мария-Магдалина не страдала этой болезнью — в те времена доктора сразу же сообщали всем близким о первых признаках сифилиса у кого-то из их семьи. Это было нужно для того, что бы предотвратить распространение болезни.
Отец Бетховена дожил до 52 лет, будучи пьяницей
Интересно, что и отец Бетховена, судя по всему тоже не болел сифилисом — вообще у него, в отличие от его хрупкой и болезненной супруги, здоровье было отменное. Единственное, что подтачивало его могучий организм — так это пьянство, часто весьма и весьма неумеренное. Однако даже это не помешало ему дожить до пятидесяти двух лет — для тех времен это считалось практически долгожительством. Как видим, подозревать родителей великого композитора в том, что кто-то из них был болен страшной венерической болезнью совершенно безосновательно.
Что же, думаю, теперь ни у кого не возникает сомнения в том, что приведенное в начале статьи утверждение про больную сифилисом женщину, имеющую семерых хронически больных детей и желающую родить восьмого — чистой воды миф (по крайней мере, по отношению к Людвигу ван Бетховену). Причем, судя по всему, этот миф был специально придуман противниками абортов в пропагандистских целях — эта нелепица всякий раз всплывает именно во время дискуссии о искусственном прерывании беременности. И хотя я не собираюсь упрекать сторонников запрета абортов за то, что они отстаивают свою точку зрения, однако мне совершенно непонятно, почему ради этого нужно приводить заведомо ложный аргумент. Неужели они думают, что их оппоненты не умеют читать и не в состоянии сами ознакомиться с биографией великого маэстро?
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
250 лет со дня рождения Бетховена
Людвиг ван Бетховен — гений симфонизма, о котором почти все знают почти всё. И в то же самое время — человек, остающийся на протяжении веков мистической загадкой.
Один из величайших музыкантов, который ценой своего недуга и сопряжённых с ним страданий доказал, что музыку мы тогда слышим, когда её чувствуем. Человек Божий, обшит кожей, а внутри у него — крохотная (впрочем, всё равно, каких размеров) музыкальная такая шкатулочка. Она играет иногда сама по себе — вдруг прилипчивая незатейливая мелодия несколько дней напевается, как ты её ни гони, замечали? Она улавливает наше настроение. Она полностью совпадает с нашим характером. Тайну гармонии звуков уже пытаются теребить в лабораториях. Но Бетховен пару веков назад объяснил всё “полевым экспериментом”: музыка — это звуковая “осциллограмма” того, что мы привыкли называть душой.
Как обычно и бывает в судьбах великих, высочайшие взлёты музыкального вдохновения у Бетховена всегда находились в обратной пропорции с его непростыми жизненными перипетиями.
7 вех в судьбе Бетховена, о которых, возможно, вам слышать не приходилось
Биографию человека обычно открывают датой его рождения. Описывая жизненный путь Бетховена, библиографы спотыкаются сразу же, на первом шагу. Точного дня рождения Людвига ван Бетховена никто назвать не может. В церковных книгах Бонна, где жила семья Бетховенов, сохранилась запись о крещении младенца — 17 декабря 1770 года. Некоторые исследователи на основании собственной логики приходят к выводу, что “родился он, стало быть, 16 числа”, но документов, подтверждающих это, никто найти не смог.
По мужской линии у мальчика в роду были сплошь музыканты — дед Людвиг служил в придворной капелле вначале певцом (бас), а затем капельмейстером (назначение подписал сам Клеменс Август Баварский, курфюрст и архиепископ Кёльнский). Отец, Иоганн — там же, тенором. Так что с профессией Людвига-внука вопросов не возникало — пойдёт по музыкальной стезе, конечно.
“Моцартом не вышел”, но в славе ему не уступил
Иоганн Бетховен отсутствием честолюбия вовсе не отличался: он решил, что его сын должен стать “вторым Моцартом”, причём уже в детском возрасте — и принялся обучать Людвига игре на скрипке, фортепиано и органе. Первый раз на публике мальчик выступил в семилетнем возрасте. Но Иоганн, для создания большего ажиотажа, объявлял, что маленькому музыканту всего шесть. Успехи юного дарования в детстве зависели от палочной дисциплины: Людвига заставляли стоять на табурете, чтобы он мог дотянуться до клавиш музыкального инструмента, и за каждую ошибку малыша наказывали. Абьюз — по современным меркам, китайская муштра.
Вундеркинда, как мы знаем, из мальчика не получилось (заблистал он в более позднем возрасте). Второго Моцарта — тоже, но зато Людвиг стал “первым Бетховеном”, отодвинув в тень имена и отца, и деда. Первенство это, в смысле собственной уникальности, он никогда не забывал подчёркивать. И это у Людвига вполне получалось, тем более что застенчивостью, равно как и учтивостью, он не страдал. Как-то, будучи уже признанным маэстро, музыкант играл в одном из венских салонов. Во время исполнения произведения некий вельможный слушатель заговорил со своей дамой. Бетховен в тот же момент прервал выступление и резко бросил: “Таким свиньям играть не буду”. Уговорить гения доиграть произведение до конца никому не удалось.
Известна ссора Людвига с его меценатом — князем Карлом Лихновским. Суть разногласий нет смысла разбирать, важен финальный жест композитора, который отправил спонсору письмо со следующими строками:
Князь, всё, чего мне удалось достичь, я добился благодаря самому себе. Князей существует и будет существовать тысячи. Бетховен — только один.
Потеря слуха
Бетховен начал терять слух около 1796 года. Он страдал тяжелой формой тинита, «звон» в ушах мешал ему воспринимать и оценивать музыку, на более поздней стадии болезни он избегал и обычных разговоров. Причина глухоты Бетховена неизвестна, высказываются такие предположения, как сифилис, отравление свинцом, тиф, аутоиммунные расстройства (такие, как системная красная волчанка), и даже привычка окунать голову в холодную воду, чтобы не заснуть. Объяснением, основанным на результатах посмертного исследования, является воспаление внутреннего уха, которое со временем усугубляло глухоту. Из-за высокой концентрации свинца обнаруженной в пробах волос Бетховена, эта гипотеза была обстоятельно проанализирована. Хотя вероятность отравления свинцом, очень высока, глухота связанная с ним, редко принимает форму, которая отмечена у Бетховена.
Слуховые трубки Бетховена из собрания Beethoven-Haus, Бонн
Большая коллекция слуховых трубок Бетховена находится в доме-музее Бетховена в Бонне. Несмотря на очевидное ухудшение слуха, Карл Черни отмечал, что Бетховен мог слышать речь и музыку до 1812 года. В 1814 году, однако, Бетховен был уже почти полностью глухим.
Одним из результатов глухоты Бетховена стал уникальный исторический материал: его разговорные тетради. Бетховен использовал их для общения с друзьями в течение последних десяти, или около того, лет. Он отвечал на письменные реплики или устно, или также вписывая ответы в тетрадь. Тетради содержат споры о музыке и по другим вопросам, позволяют получить представление о его личности, взглядах и отношении к искусству. Для исполнителей его музыки они являются важным источником, позволяющим узнать авторское мнение по вопросам интерпретации его сочинений. К сожалению, 264 из 400 тетрадей были уничтожены (а оставшиеся отредактированы) после смерти Бетховена Антоном Шиндлером, который стремился сохранить идеализированный портрет композитора.
Тайна жизни и смерти Людвига ван Бетховена
Само рождение немецкого гения окутано тайной. Он был крещен 17 декабря. Датой его рождения в прошлом считалось 16 декабря, так как по католической традиции младенцев крестили на следующий день после появления на свет. Его семья также праздновала день рождения мальчика 16-го. Однако, нет никаких письменных доказательств, что он родился именно в этот день.
О заболеваниях в семье Бетховен доподлинно ничего не известно. Уровень развития медицины в то время был низким, дети действительно часто погибали при рождении или в первые годы жизни. К тому же существуют свидетельства того, что отец семейства был алкоголиком. Это увеличило риск смертности среди новорожденных: из семи детей четверо умерли в младенческом возрасте.
В маленьком курфюршестве семейство хранит воспоминания о Мехельне, Лувене и Антверпене. Говорят, что «ван Бетховен» означает «грядка с красной свеклой».
Бетховен родился в то время, когда не утихли еще разговоры о гениальном таланте Моцарта. Отец Людвига, всю жизнь посвятивший музыке, загорелся идей сделать из своего сына второго чудо-ребенка.
Мальчик по 8 часов, а то и более, занимался на клавесине под чутким взором амбициозного отца. Традиционно считается, что Бетховен-старший был весьма суров по отношению к отпрыску, который «за инструментом частенько бывал в слезах». Однако, исследователи полагают, что для этого нет надежных документальных оснований, и что «спекуляции и мифотворчество сделали свое дело».
Как бы то ни было, хотя гением Людвиг и не стал, ежедневная муштра помогла развить природный талант мальчика и сделать из него впоследствии величайшего музыканта, виртуозно сочинявшего во всех существовавших в то время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения.
Свой первый концерт он дал в Кельне в возрасте восьми лет, в 12 лет свободно играл на клавесине, скрипке, органе.
Бетховен начал терять слух около 1796 года.
Он страдал тяжелой формой расстройства слуха: «звон» в ушах мешал ему воспринимать и оценивать музыку, а на более поздней стадии заболевания он избегал и разговоров.
Со временем его слух настолько ослаб, что в конце премьеры его Девятой симфонии он вынужден был обернуться, чтобы увидеть, как аплодируют восторженные поклонники.
В последние годы жизни Бетховен с настойчивостью фанатика продолжал писать музыку, но вынужден был совсем отказаться от выступлений. Прогрессирующая глухота доставляла ему истинное страдание. Говорят, Бетховен уничтожил свое фортепиано, когда, тщетно пытаясь услышать издаваемые инструментом звуки, с невероятной силой бил по клавишам.
Одним из результатов глухоты стал уникальный исторический материал: тетради, которые Бетховен использовал для общения с друзьями в течение последних десяти, или около того, лет. Для исполнителей его музыки они являются важным источником, позволяющим узнать авторское мнение по вопросам интерпретации его сочинений.
Композитор скончался в возрасте 56 лет в 1827 году.
Как свидетельствуют факты биографии Бетховена, приблизительно с 20 лет его мучили брюшные боли, с возрастом становившиеся все тяжелее.
Американские ученые, исследовав волосы и фрагменты черепа Бетховена, пришли к выводу, что немецкий композитор мог скончаться от длительного отравления свинцом: содержание этого металла в останках было выше нормы в 100 раз. Как именно свинец попал в организм Бетховена, неизвестно. По одной из версий, великого композитора от заболеваний желудка лечили мазью, содержащей свинец в большом количестве. По другой версии, свинец мог попадать в организм Бетховена и с водой, так как из этого металла в то время делали трубы для подачи питьевой воды.
В 2011 году британские СМИ сообщили, что в Манчестере впервые прозвучит утраченная музыка Бетховена: по черновым отрывкам специалистам удалось восстановить вторую, медленную, часть произведения, написанного композитором в 1799 году.
Бетховен работал над опусом для струнного квартета, однако через год, будучи перфекционистом, разочаровался в сочинении, забросил черновики и начал писать новую версию. Полностью ноты не сохранились, однако профессору Манчестерского университета удалось восстановить недостающие части.
По его мнению, в черновиках присутствуют все 74 такта, однако не везде были прописаны партии для всех инструментов квартета. Поэтому часть пробелов он заполнил самостоятельно.