когда и где была напечатана первая печатная книга какая это была книга
Истории вещей. Заглядываем в одну из первых русских печатных книг — «Апостол» Ивана Федорова
Первой точно датированной печатной русской книгой стал «Апостол», изданный в Москве дьяком Иваном Федоровым во второй половине XVI века. О том, что представляет собой этот фолиант, один из экземпляров которого хранится в музее-заповеднике «Коломенское», читайте в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Как на Руси начали печатать книги
«Апостол» не был первой книгой, напечатанной на Руси. Известны около десятка не имеющих выходных данных изданий, которые относят к 1550-м годам. Считается, что их мог выпустить приглашенный в Москву из Дании мастер Ганс Мессингейм, прозванный Бокбиндером (от латинского bokbyndere — «переплетчик»). В случае с «Апостолом» известны и имена создателей этого труда — Иван Федоров и его сподвижник Петр Тимофеев Мстиславец, и даты: они набирали лист за листом без малого год, с 19 апреля 1563-го по 1 марта 1564 года.
Перейти от рукописей к печати книг религиозного содержания потребовалось из-за стремительной экспансии Русского царства при Иване Грозном. Успешные походы на Казань и Астрахань привели к присоединению обширных территорий на востоке. На них стали появляться православные храмы, для которых остро требовалась богослужебная литература. Попытаться хоть как-то удовлетворить эту потребность можно было только при помощи печатного станка, изобретенного Иоганном Гуттенбергом еще в XV столетии.
Другим катализатором книгопечатания стала необходимость выверить религиозные тексты, за века хождения в рукописном виде обросшие ошибками, описками и региональными трактовками. Эта проблема сильно волновала набожного Грозного, который, как об этом говорит Иван Федоров в послесловии к «Апостолу» 1564 года, начал «помышляти како бы изложити печатныя книги… дабы впредь святыя книги изложилися праведне».
Впрочем, Грозный мог только мечтать об унификации религиозных книг. Этот процесс, запущенный через сто лет при патриархе Никоне, получил название книжной справы и привел к расколу Русской православной церкви.
Что такое «Апостол»
Книга представляет собой литургический сборник текстов из Нового Завета, рассказывающих о деяниях и посланиях святых апостолов со специальной разметкой на зачала — фрагменты для чтения за различными богослужениями. Такую компоновку придумал не Иван Федоров — рукописные варианты «Апостола» известны с XII века.
Как и Евангелие, этот сборник бытовал на Руси в двух основных вариантах — тексты располагались либо в хронологическом порядке повествования, либо в порядке чтений церковного календаря. Книга Ивана Федорова относится к первому варианту.
Полиграфическое оформление книги — расположение текста, использование лиственного орнамента, появление гравированного фронтисписа — стало образцом для последующих русских печатников.
Особенно интересно изображение апостола Луки в архитектурном интерьере: если основой для обрамляющей его арочной декорации была гравюра в одной из немецких Библий XVI века, то прототип евангелиста неизвестен. Принято считать, что это работа русского мастера.
Важная часть «Апостола» — колофон (послесловие), в котором содержатся сведения о целях издания, его печатниках, месте и времени создания. У анонимных русских книг 1550-х годов такого раздела еще не было.
Всего в «Апостоле» 267 листов или 534 страницы, на каждой странице — 25 строк. Формат — примерно 28 на 18 сантиметров, определить точнее не представляется возможным, поскольку все известные экземпляры первого «Апостола» обрезаны переплетчиками.
По оценкам специалистов, тираж издания составил около двух тысяч копий, из которых до наших дней дошло чуть более 50.
Что известно о первопечатнике Федорове
Точных сведений о дате, месте рождения и социальном происхождении Ивана Федорова нет. Считается, что он закончил Краковский университет: там в 1532 году ученой степени бакалавра был удостоен некий Johannes Theodori Moscus. Исследователи расшифровывают это имя как «Иван Федоров Москвитин», из чего делают вывод, что будущий первопечатник родился около 1510 года.
В послесловии к первому «Апостолу» он упоминается как дьякон церкви Николы Гостунского. Этот храм существовал в Московском Кремле с конца XV века до 1817 года. Затем его за одну ночь снесли, чтобы не мешал проведению парадов.
В Москве в 1565 году Иван Федоров и Петр Мстиславец еще успели выпустить два издания «Часовника», после чего отправились в Великое княжество Литовское. По одной из версий, причиной их поспешного отъезда стало преследование со стороны переписчиков книг. Разгневанные переписчики, осознав, что у них отбирают хлеб, подожгли печатный двор, находившийся неподалеку от Никольских ворот.
Беглецы основали новую типографию в имении известного ревнителя православия гетмана Григория Ходкевича в Заблудове (сейчас этот город находится на территории Польши). Там они напечатали «Учительное Евангелие» (1569) и «Псалтырь с Часословцем» (1570).
После образования Речи Посполитой с его усиленной ролью католической церкви Федоров был вынужден переехать во Львов, где в 1574 году напечатал второе издание «Апостола» и первую русскую азбуку.
В 1576 году он обосновался в Остроге, вотчине князя Константина Острожского. Там он издал еще пять книг, в том числе знаменитую Острожскую Библию 1581 года — первое полное издание Библии на церковнославянском языке.
Московский первопечатник скончался во Львове 5 декабря 1583 года и был похоронен в местном Свято-Онуфриевском монастыре. За свою жизнь он успел выпустить тринадцать различных печатных изданий, первые четыре — совместно с Петром Мстиславцем.
До нас не дошло ни одного прижизненного изображения или описания внешности Ивана Федорова. Открытый в Москве в 1909 году у Китайгородской стены памятник первопечатнику работы скульптора Сергея Волнухина является обобщенным образом и никаких индивидуальных черт этого выдающегося человека не несет.
Что известно о Петре Мстиславце
Сведений о соратнике Ивана Федорова еще меньше. Вероятно, он родился в первой половине XVI века в Мстиславле, который тогда входил в состав Великого княжества Литовского (теперь — Белоруссия). О его жизни до 1564 года, когда в Москве был напечатан «Апостол», достоверных сведений нет.
Расставшись с Федоровым, Мстиславец переехал в Вильну, где открыл свою типографию. В ней он напечатал три книги — «Евангелие» (1575), «Псалтырь» (1576) и «Часовник» (около 1574–1576). После 1577 года следы Мстиславца теряются.
Что известно об «Апостоле» из фондов музея-заповедника «Коломенское»
Раскол, последовавший за церковной реформой патриарха Никона в 1654 году, привел к появлению старообрядцев, которые были не согласны с нововведениями. В частности, они стремились сохранить дореформенные иконы и церковные книги. Во многом такие раритеты дошли до нас благодаря их стараниям. Не стал исключением и экземпляр «Апостола», который находится в музее-заповеднике «Коломенское».
Книга принадлежала ковровским купцам Першиным из деревни Ильина Гора Мало-Всегодичского прихода (сейчас — Вязниковский район Владимирской области). Першины занимались хлебной и рыбной торговлей, их суда ходили до низовьев Волги. Будучи беспоповцами Спасова согласия (нетовцами), они содержали молельню, а также организовали переплетную мастерскую. В семье поколениями собирали, хранили и реставрировали старинные книги и иконы.
В 1897–1898 годах из-за финансовых трудностей Першиным пришлось распродать в Москве большую часть своего книжного и иконописного собрания. Вероятно, тогда один из первых русских «Апостолов» и попал к кому-то из старообрядцев, живших в селе Коломенское. В 1962 году их потомки передали бесценную книгу в дар музею.
Где и когда была напечатана первая книга
В 1445 году произошло событие, навсегда изменившее весь мир. Именно тогда Иоганн Гуттенберг создал печатный станок. И тогда же появилась первая типография. Но книга (и даже печатная) появилась намного раньше Гуттенберга и его станка. Просто технологию массового книгопечатания не удалось наладить вплоть до XV века.
В 1973 году специалисты провели исследование 28-страничного печатного манускрипта эпохи Тан. Он датирован примерно 1160 годом н. э. Для этого сборника поэм использовалось металлическое клише. Сейчас книга хранится в Йонсейском университете, что в Южной Корее.
Медицинская литература тоже имеет своего древнейшего представителя. Это глиняная табличка с клинописью, датированная примерно 2100 г до н. э. Табличка с шумерским текстом была обнаружена в Ниппуре. Сейчас это территория Ирака.
Когда ученые расшифровали текст, он оказался рецептами пластырей и мазей. Для их изготовления использовали порошок из панциря черепахи, горчицы, соли и разных растений, пива. Сейчас табличка входит в экспозицию Университетского музея Филадельфии, США.
Еще одна интересная находка — бумага, которая была изготовлена в период с 71 года до н. э. до 21 года н. э. Это значит, что бумага была изобретена как минимум столетием ранее, чем предполагалось до сих пор.
А в области книгопечатания право первопроходца бесспорно принадлежит Иоганну Гуттенбергу. Первой книгой, созданной на его станке, стала Библия Гуттенберга. Эта книга с 42 строчками появилась в немецком городе Майнце и вошла в историю навсегда.
В 1967 году была опубликована статья, в которой описывалось еще одно средневековое печатное издание — латинская грамматика Donatus. Она датирована 1450 годом.
14 августа 1457 года был издан Псалтырь — первая книга с точно установленной датой выхода в свет. Ее создали Петер Шеффер (помощник Гуттенберга) и Иоганн Фруст.
В 1473-1474 году появилась книга «История Трои» Вильяма Кэкстона.
Если у вас есть сборник сказок или сборник стихов, которые вы никак не решитесь издать, сделайте это вместе с нами — мы напечатаем книги от 10 шт. Станьте первым из своей династии, кто напечатал свою книгу в типографии!
Как называлась первая русская печатная книга
1 марта 1564 года в Москве вышла первая русская датированная печатная книга — «Апостол».
Книги на Руси появились ещё в X веке: первое летописное упоминание о них встречается в «Повести временных лет» и относится к 988 году. Все эт книги были рукописными и поэтому они были весьма дорогие. Относительно большие собрания могли позволить себе только крупнейшие монастыри и царские библиотеки.
В 1563 году по указу Ивана Грозного в Москве недалеко от Кремля на Никольской улице была построена первая типография. Её создали дьякон московской церкви Николы Голстунского Иван Фёдоров и белорусский мастер Пётр Мстиславец.
В качестве первого напечатанного издания мастера выбрали «Деяния и послания апостолов» (или «Апостол») евангелиста Луки. Их выбор не случаен: эта книга в то время использовалась и для богослужений, и для обучения духовенства, а также как азбука в церковно-приходских школах.
В апреле 1563 года Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец начали работу. Для печати использовалась специальная французская проклеенная бумага. За образец шрифта мастера выбрали «рукописный полуустав» (некрупные округлые буквы с небольшим наклоном вправо). Именно таким шрифтом обычно переписывали церковные книги. Иван Фёдоров сам гравировал и набирал текст, а чтобы книгу было удобнее читать, печатники тщательно выравнивали строки и пробелы между словами. Уникальной была и используемая мастерами двухцветная печать. Работа над книгой продолжалась почти год.
Следующей книгой, которую напечатали Фёдоров и Мстиславец, стал «Часовник» — сборник повседневных молитв, использовавшийся также при обучении грамоте. Этак книга вышла в 1565 году.
Приход храма Святого Сергия Радонежского
Первопечатник Иван Фёдоров
Первой печатной книгой, как все хорошо знают, был «Апостол», а первым человеком, напечатавшим эту книгу — диакон Иван Федоров. Желая еще раз напомнить соотечественникам о важности книги для духовной культуры народа, Синод Русской Православной Церкви принял решение учредить «День православной книги» и отмечать его в тот день, когда на Руси появилась первая печатная книга — 14 марта.
— Родился в 1510 году.
В старой Москве в Кремле стояла замечательная церковь – в честь иконы святителя Николая Чудотворца, прозванной Гостунской. Слава образа святителя Николая Чудотворца облетела Россию и оказалась столь велика, что в июне 1506 года по приказу великого князя Василия III чудотворная Гостунская икона была перенесена в Москву.Храм каменный на месте деревянного выстроили всего за 9 недель, а чудотворный образ украсили золотом, драгоценными каменьями и жемчугом.
— Учился в Краковском университете, где получил учёную степень бакалавра.
Иван Федоров учился в Краковском университете в 1529 — 1532 годах — в «промоционной книге» последнего есть запись о том, что в 1532 году степени бакалавра был удостоен «Johannes Theodori Moscus».
В 1550-х годах Иоанн Феодоров удостоился чести служения дьяконом в этой церкви, где хранилось множество славянских и греческих книг. Служителей сюда брали особо грамотных. Это был главный Никольский храм в Кремле.
Его очень чтили и государи, и простые москвичи. Цари присутствовали здесь за литургией, а на престольные праздники в нем всегда служили митрополиты и патриархи с обязательной раздачей милостыни. Известно, что царь Иоанн Грозный очень чтил Гостунский образ святителя Николая и часто молился перед ним.
— В 1563 году открылась первая типография в Москве, созданная по благословению святителя Макария и датированная из царской казны.
Новый этап в развитии русского книгопечатания начался в 1563 году, когда на выданные из царской казны деньги в Москве была создана «штанба» (типография). Во главе ее встали опытные мастера Иван Федоров и Пётр Мстиславец.
— 1 марта 1564 года совместно с Петром Мстиславцем напечатал первую точно датированную русскую книгу «Апостол»
— шедевр типографского искусства. До наших дней сохранился 61 экземпляр этого шедевра книжного дела. В послесловии, написанном самим Иваном Федоровым, рассказывалось о создании типографии, учрежденной повелением царя Ивана IV «от своея царския казны», указывались имена «делателей» и цели издания – выпуск «праведных» печатных книг.
— В 1565 году издал «Часовник» — основную учебную книгу на Руси, сохранившуюся в 7-ми экземплярах.
Ручной труд переписчика книг был на Руси весьма доходным делом и многие переписчики книг проявляли недовольство, их труды обесцениваются с выходом печатных книг. Но печать книг давала просвещение Руси в её народе более широкому кругу людей, о чём не мог не думать Иван Фёдоров. Вскоре умирает митрополит Макарий. Труды по производству книг в Москве обрываются. По всей видимости, всё это и послужило причиной поджога типографии.
В 1566 году, под давлением общественного мнения мастера уехали в Литву, увезя с собой и часть купленного на казенные деньги типографского инвентаря. Вряд ли такое могло произойти без воли царя. Косвенным подтверждением тому являются последующие откровения Ивана Федорова, писавшего, что изгнан он был «не от самого того государя, но от многих начальник, и священноначальник, и учитель». Их типография, на западно-русский манер, получившая название друкарня, разместилась в городе Заблудове во владениях литовского гетмана Григория Ходкевича,
известного покровителя православного просвещения в Речи Посполитой.
— В марте 1569 года Федоровым и Мстиславцем в Заблудове было напечатано «Учительное Евангелие».
Эта книга стала последним совместным произведением первопечатников. Вскоре после этого Петр Мстиславец переехал в столицу Литвы Вильну, где основал собственную друкарню. Оставшись один, Иван Федоров не пал духом и стал готовить издание новой книги.
— В 1570 году вышла «Псалтырь с Часословцем».
Несомненно, первопечатника переполняли новые замыслы, но состарившийся гетман Григорий Ходкевич закрыл заблудовскую друкарню. В награду за труды гетман подарил оставшемуся без работы мастеру небольшое имение Мизяково под Винницей.
— Осенью 1572 года он уже обосновался в городе Львове,
где стал готовить новое издание «Апостола», которое было напечатано в феврале 1574 года огромным по тем временам тиражом — 3000 экземпляров. Книга быстро разошлась.
— Воодушевленный успехом, Федоров в 1574 году издал первую русскую «Азбуку».
Открывали «Азбуку» 45 букв кириллического алфавита, расположенные сначала в прямом, а затем в обратном порядке, собственно азбуку дополняли различные примеры и грамматические конструкции, учебные тексты, а также молитвы, послания, притчи. Это была полноценная учебная книга, которая шла нарасхват и зачитывалась буквально до дыр. Единственный дошедший до нас экземпляр «Азбуки» Федорова находится сегодня в библиотеке Гарвардского университета в США.
Вскоре Иван Федоров поступил на службу к одному из самых богатых магнатов Речи Посполитой князю Константину Константиновичу Острожскому,
владевшему сотнями городов и сел. Первое его назначение у нового хозяина не было связано с издательской деятельностью. Федоров стал управителем Дерманского Свято-Троицкого монастыря на Волыни. Лишь потом ему удалось убедить князя основать собственную друкарню.
— Четвертая по счету типография Федорова работала в городе Остроге на рубеже 1570-1580 годов.
Здесь были выпущены «Азбука», «Новый завет с Псалтырью», а также «Книжка, собрание вещей нужнейших вкратце скорого ради обретения в книзе Нового завета» — своеобразный алфавитно-предметный указатель к Евангелию. Наконец, именно в Остроге Федоровым была напечатана и первая полная славянская Библия. Специалистам она хорошо известна под названием «Острожской Библии». Издание Библии, широко разошедшейся по всем славянским землям, стало одним из главных деяний бурной жизни Ивана Федорова.
— Умер Иван Федоров во Львове 5 декабря 1583 году.
Похоронили его на кладбище при Онуфриевском монастыре. В конце XVIII века останки Федорова, как человека особо выдающегося, были перенесены в саму церковь и перезахоронены в притворе близ главных дверей. На надгробном камне была сделана надпись: «Друкарь книг пред тем невиданных».
День православной книги: 455 лет первому русскому печатному изданию
В 1564 году с издания «Апостола» диаконом Иваном Фёдоровым началось русское книгопечатное дело
Сегодняшний день в православном церковном календаре отмечен не как 14 марта. Это только в 1918 году Россия перешла на новый календарный стиль, а чуть более столетия назад вся империя жила по стилю старому — юлианскому календарю, в котором именно сегодня начинается весна. И именно в этот первый весенний день, практически всегда приходящийся на время Великого поста, в далёком 1564 году (по церковной традиции, в 7070 году «от Адама») на Московском печатном дворе русским первопечатником, диаконом Иваном Фёдоровым была издана книга «Апостол»:
Совершени же быша в лѣто 7070 второе марта въ 1 день при архiепископе Афанасiе, митрополите всея Росiя, в первое лѣто святительства его, въ славу Всемогущiя и Живоначалныя Троица, Отца и Сына и святаго Духа, аминь.
Этими словами по традиции завершалась эта важнейшая богослужебная книга, содержащая новозаветные деяния и послания святых апостолов, читаемые в каждом православном храме за каждой Божественной Литургией. Книга, далеко не первая на Руси, но первая, вышедшая не из-под пера старательного рукописца, но из-под пресса печатного станка. Станка, весьма отдалённо напоминающего сегодняшние механизмы, однако позволившего на порядки умножить тиражи русских книг.
Наверное, именно тогда и начала превращаться наша страна-цивилизация в «самую читающую нацию в мире». Нет, конечно же, это не отменяет того, что столетием ранее голландец Лауренс Янсзон Костер и немец Иоганн Гутенберг начали книгопечатание в Западной Европе. Как и того, что на Руси Литовской стараниями Франциска Лукича Скорины в далёкой Праге в 1517 году вышла первая печатная кириллическая книга. К слову, тоже богослужебная — «Псалтырь». Но факт остаётся фактом: в Московской Руси книжное дело очень скоро обрело колоссальные масштабы, что привело к широкому распространению грамотности даже в простых крестьянских семьях.
Фото: Freedom Studio / Shutterstock.com
Разумеется, народная грамотность была непосредственно связана с церковностью. Так, ещё на знаменитом Стоглавом соборе 1551 года священникам, диаконам и даже дьячкам было указано заводить у себя в домах училища для обучения христиан «грамоте, книжному письму и церковному пению и чтению налойному». Однако с мёртвой точки дело сдвинулось только с распространением печатных книг, богослужебных, но вместе с тем регулярно читаемых и в домашнем обиходе. Это в одном из интервью телеканалу «Царьград» особо отметил глава Издательского совета Русской Православной Церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин):
«Апостол» — это и богослужебная книга, которая поныне используется в любом православном храме, и вместе с тем она предназначена для домашнего христианского чтения. Как в те времена, так и сегодня благочестивые люди читают её дома.
Но если четыре с половиной столетия назад русский человек стремился к грамотности, для него познание божественного слова было насущной необходимостью, то в последние десятилетия, когда, казалось бы, безграмотных нет вовсе, отношение к книге резко изменилось. И даже многотомные библиотеки русской литературной классики, собираемые в советские годы по подпискам, сегодня нередко оказываются на городских помойках или за копейки продаются через букинистические группы в соцсетях.
И именно поэтому с 2010 года решением священноначалия Московского Патриархата был установлен День православной книги, праздник, который совершается не только в России, но и в целом ряде других стран, духовно окормляемых Русской Православной Церковью. Как вспоминает митрополит Калужский и Боровский Климент:
В разговоре со Святейшим Патриархом Кириллом мы не раз обсуждали, как поднять авторитет чтения в нашем обществе, привлечь внимание современных людей к хорошей, содержательной книге, почтить труды тех, кто веками создавал наше подлинное национальное богатство. Ответом стало решение установить празднование Дня православной книги. Причём замечу, что речь идёт не только о православной книге в её узком понимании — о Священном Писании, святоотеческих творениях, богословской и церковно-исторической литературе, — но и о литературе художественной, которая учит человека, как жить, помогая ему сохранить традиции и развиваться как личности.
За прошедшие годы уже стало прекрасной традицией, что этот день празднуется не только 14 марта, а на протяжении первых весенних месяцев. Так, сегодня, на первой седмице Великого поста, больших книжных торжеств нет. Но церковных мероприятий, связанных с тем, чтобы отвлечь современного человека от столь полюбившегося ему «гаджета» и вернуть к живой книге, в марте и апреле будет немало. И в их числе — традиционный детский праздник, посвящённый Дню православной книги, который в этом году состоится 19 марта. Он пройдёт в Храме Христа Спасителя.
В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и мэр Москвы Сергей Собянин в очередной раз встретятся с детьми из столицы, Подмосковья и близлежащих епархий и подарят им новинки православных книжных издательств. К этому же приурочена благотворительная акция «Подари книгу детям»: в различных книжных магазинах проходит сбор детской литературы и книг православного содержания. Собранные книги передадут детям из многодетных и малоимущих семей, а также в социальные учреждения.
Детский праздник в День православной книги в Храме Христа Спасителя. Фото: Сергей Власов/ patriarchia.ru
В прошлом году в День православной книги Святейший Патриарх Кирилл произнёс слова, которые хочется вспоминать вновь и вновь, поскольку в них заключено воспоминание о том, что даже в военные годы русские люди обращались к книгам, которые помогали оставаться нам людьми:
Появление книгопечатания изменило нашу страну, изменило мир так, как его сегодня меняет Интернет. И, вспоминая подвиг Ивана Фёдорова и всех последующих книгоиздателей, мы должны с благодарностью вспомнить и всех тех, кто и в самые трудные годы нашей отечественной истории, даже в военные, не переставал издавать книги.
Действительно, просветительский подвиг диакона Ивана Фёдорова нельзя переоценить. Ну а сегодня, в День православной книги, хочется выразить надежду, что этот церковный праздник поможет не просто возродить русскую книжность (издательское дело смогло пережить экономические кризисы последних лет), но главное — возвратить книги в русские семьи, а русские семьи — обратить к книгам. В том числе к основе всей нашей цивилизации, к Книге книг — Библии.