когда добавят 12 класс в россии в каком году
Переход на 12-летнее школьное образование в России. Перспективы идеи, аргументы за и против
Каждый учебный год и дети, и родители жалуются на все возрастающую школьную нагрузку. Чем ближе к выпускному классу, тем более высокими становятся нагрузки, учеба занимает все время, и дети не справляются с заданными темпами. В связи с этим недавно прозвучало предложение – перевести российских школьников на 12-летнее обучение.
📚 Переход на 12-летнее школьное обучение в России
В конце апреля 2021 года на заседании комитета Госдумы по образованию и науке выдвинули предложение – ввести в школе 12-й класс, то есть увеличить срок обучения с 11 до 12 лет.
Чем это обусловлено
По мнению участников, выступивших с инициативой перехода на 12-летнее обучение, в нынешней образовательной системе гораздо больше внимания уделяется бюрократии, общешкольным рейтингам и результатам, нежели самочувствию и пожеланиям детей и их родителей.
В частности, современные школьники много времени тратят на дополнительные занятия – кружки и секции, которые проходят как в стенах школы, так и вне ее. Из-за разнообразности внешкольных занятий, где так же важен результат (например, если ребенок занимается спортом), на школу уже остается меньше времени и сил.
Вторая проблема – это ЕГЭ. Не секрет, что в 11-м классе дети практически перестают учиться. Вместо традиционной школьной программы большую часть времени они посвящают подготовке к экзаменам. В результате из-за такого режима у детей получаются слишком насыщенные, избыточные домашние задания, начинаются перегрузки.
Общая нехватка школьных часов усугубляется тем, что в наших школах вводятся дополнительные предметы, которые начинают преподаваться в ущерб более важным предметам.
👩🎓 Положительные и отрицательные моменты новой формы обучения
Разберемся с положительными и отрицательными моментами новой формы обучения.
Аргументы «за»
Вот какие аргументы выдвигают те, кто предлагает перейти на 12-летнюю форму обучения:
Аргументы «против»
Но есть и противники «двенадцатилетки». Вот что утверждают они:
В Госдуме прокомментировали идею перехода к 12-летнему обучению в школах
МОСКВА, 13 авг — РИА Новости. Переход к 12-летнему обучению в школах может привести к понижению уровня образования в России, считает зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ).
«Очень многие страны, действительно, перешли на двенадцатилетку. Я не думаю, что мы должны следовать этому примеру, поскольку, что касается профориентации, то сроки обучения к ней, на мой взгляд, не имеют практически никакого отношения Я не исключаю, что если речь пойдет о введении 12-летнего образования, то обязательными останутся только десять лет, а следующие два станут так называемым «предуниверсариумом», в этом случае образование в стране окажется не для всех», — сказал Смолин РИА Новости.
По мнению политика, в таком случае уровень образования в стране может не повыситься, а даже понизиться, так как для многих сократится количество лет обучения.
Смолин считает, что 11-летнего пребывания в школе вполне достаточно, если разгрузить программу от необязательных тем и вернуться от концентрического принципа изучения некоторых предметов к линейному. «То есть не будем изучать историю дважды, сначала с пятого по девятый, а потом в 10-м и 11-м (классах) отдельно, а будем изучать один раз», — заключил он.
Ранее депутат Госдумы Василий Власов (ЛДПР) заявил РИА Новости, что планирует провести в осеннюю сессию круглый стол, на который пригласит экспертов для обсуждения идеи 12-летнего обучения в российских школах, предполагающего больший акцент на профориентации школьников. Депутат напомнил, что в декабре он направил письмо в Минобрнауки, в котором предложил ввести в школах 12-летнее обучение. Позже, по словам политика, на его запрос из ведомства ответили, что считают в настоящее время с учетом действующих образовательных программ оптимальным 11-летнее обучение.
В Госдуме объяснили, почему российские школьники не будут учиться 12 лет
Депутат Госдумы Василий Власов предложил ввести в школах 12-й класс и увеличить летние школьные каникулы на один месяц. С этим предложением член фракции ЛДПР обратился к министру образования и науки России Ольге Васильевой. Однако в профильном думском комитете считают, что эта инициатива не будет одобрена.
По мнению Василия Власова, в 12-м классе необходимо помочь школьникам с профориентацией, чтобы, выбирая вуз, в который они пойдут учиться после школы, они были уверены, что в дальнейшем захотят работать по полученной специальности. А введение четырехмесячных летних каникул компенсирует введение 12-го года обучения, считает Василий Власов.
Первый заместитель председателя думского комитета по образованию и науке Олег Смолин в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей напомнил, что вопрос введения 12-летнего среднего образование в России поднимался еще в конце 90-х — начале 2000-х, когда министром образования был Владимир Филиппов.
«Во многих странах мира дети учатся в школе 12 лет, где-то даже 13. Но в ходе бурных дискуссий выяснилось, что большинство российского образовательного сообщества против того, чтобы увеличивать обучение в школе на год, поскольку 11 лет вполне достаточно. Поэтому предлагаемая министром Филипповым реформа была отвергнута, и сегодня в школах вряд ли захотят вводить 12-й класс», — объяснил депутат.
По мнению Олега Смолина, куда важнее решить проблему перегруженности школьной программы.
«Дети не успевают осваивать школьную программу, — считает парламентарий. — Надо, чтобы школьников не пытались нагружать всем. В школьной программе есть материал, без которого спокойно можно обойтись. И не хватает, на мой взгляд, того, что нагружало бы правое полушарие мозга, развивало воображение, творческие способности. А что касается профориентации, то упор на нее вполне можно делать в 9-10-11 классах, а не в 12-м, как предлагает Василий Власов».
Первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке напомнил, что, по данным Минобрнауки РФ, до половины учащихся уже в 9-м классе знают, кем хотят работать, но после 10-го класса четверть из этих ребят меняют свои предпочтения.
«Не думаю, что ситуация изменится в 12-м классе. А что касается увеличения летних школьных каникул на один месяц, то это и вовсе излишне, поскольку в России дети и так отдыхают дольше, чем их сверстники из других стран. И потом им довольно сложно втянуться в учебу. После четырех месяцев отдыха будет еще сложнее», — уверен Олег Смолин.
В Госдуме предложили добавить в школе 12-й класс
Депутат Госдумы Василий Власов (ЛДПР) обратился к главе Минобрнауки Ольге Васильевой с предложением продлить обучение в школах на год. Об этом сообщает ТАСС.
По мнению Власова, во время обучения в 12-м классе ученики должны заниматься профориентацией. Депутат считает, что помогать с выбором профессии нужно на уровне школы.
«Ученикам сложно определить ту сферу, в которой они могут самореализоваться», — отметил он. По мнению парламентария, подростки часто принимают неверное решение под влиянием родителей или моды. Власов считает, что именно это является причиной того, что многие выпускники вузов работают не по той специальности, которой обучались.
Депутат также предложил сдвинуть начало учебного года на 1 октября. По его мнению, дополнительный месяц летних каникул компенсирует 12-й класс. Кроме того, родители школьников смогут брать отпуска в сентябре, что принесет положительный экономический эффект, если они будут отдыхать в России.
Сейчас полное среднее образование длится 11 лет.
В начале августа депутаты ЛДПР внесли в Госдуму проект закона, позволяющего муниципалитетам по желанию переносить начало учебного года на 1 октября. Идею они объяснили климатическими условиями России: по их мнению, сдвиг каникул позволит более эффективно распорядиться теплым временем года. В Минобрнауки ответили, что не готовы к таким новшествам. В ведомстве добавили, что вопрос уже обсуждался ранее и ни родители, ни педагоги не одобрили такое решение.
12-летнее школьное образование в России
Как известно, во многих странах, например, в Великобритании, Франции, Польше, Испании, Японии школьники обучаются в течение 12 лет. Такая система школьного образования считается весьма эффективной, и на нее перешли уже более 150 стран. Как правило, дополнительный год прибавляется к базовому образованию. Таким образом, выпускными становятся не 9 и 11, а 10 и 12 классы. Редко встречаются программы с увеличением на один год начальной школы.
Идея введения 12-летнего школьного образования в России имеет как своих сторонников, так и противников. Разумеется, важнейшим аргументом за введение дополнительного учебного года является сохранение здоровья школьников, ведь увеличение учебной нагрузки в школе приводит к переутомлению детей. Те, кто являются приверженцами нововведения, уверены, что при существующей системе обучения дети не успевают справиться со школьной программой, а дополнительный год позволит разгрузить школьников.
Еще одним аргументом в пользу введения 12-летней системы обучения является улучшение качества преподавания, возможность индивидуального подхода. В последние годы в выпускных классах наблюдается тенденция к натаскиванию к ЕГЭ. Нововведение в школах позволит выпускникам более тщательно готовиться к экзаменам, поскольку для этого будет специально отводиться второе полугодие.
Также сторонники перехода на новую систему обучения говорят о повышении конкурентоспособности российских выпускников на мировом рынке труда и смягчению отрицательных последствий демографического спада.
Немало и противников 12-летней системы обучения в школах. По их мнению, нагрузка на учащихся не является высокой и распределяется эффективно. Директор Новосибирского учебно-научного центра НГУ утверждает, что в западных странах дополнительный год вводится с той целью, чтобы дети могли дольше оставаться под присмотром родителей и учителей. Огромным минусом введения 12-летнего образования, как утверждают его противники, является то, что государству придется выделить на это большую сумму из бюджета.
К аргументам против введения 12-летнего школьного образования в России относится также нехватка зданий для обучения увеличившегося количества школьников, неготовность педагогического сообщества к решению этой проблемы, необходимость создания нормативно-правового и программно-методического обеспечения, а также необходимость перестройки всей системы повышения квалификации работников.