когда был создан мультфильм ну погоди в каком году
Ну, погоди!
«Ну, погоди!» — серия мультфильмов производства студии «Союзмультфильм», советский и российский анимационный сериал, выходивший с 14 июня 1969 по 1 апреля 2006 года. Мультфильмы сняты в жанре погони. Основанный на короткометражке из первого выпуска мульжурнала «Весёлая карусель», сериал показывает проделки Волка, который изо всех сил пытается поймать Заяца. Премьера первого мульфильма состоялась 14 июня 1969 года. Каждая серия идёт от 9 до 11 минут.
Содержание
Игры по мотивам мультфильма [1]
Список выпусков «Ну, погоди!»
№ выпуска | Принятое название | Режиссёр(ы) | Сценарист(ы) | Дата выпуска |
---|---|---|---|---|
1 | В городе и на пляже | Вячеслав Котёночкин | Феликс Камов, Александр Курляндский, Аркадий Хайт | 1 января 1969 год |
2 | В городском парке | Вячеслав Котёночкин | Феликс Камов, Александр Курляндский, Аркадий Хайт | 18 июля 1970 год |
3 | На дороге | Вячеслав Котёночкин | Феликс Камов, Александр Курляндский, Аркадий Хайт | 29 мая 1971 год |
4 | На стадионе | Вячеслав Котёночкин | Феликс Камов, Александр Курляндский, Аркадий Хайт | 26 июня 1971 год |
5 | В городе | Вячеслав Котёночкин | Феликс Камов, Александр Курляндский, Аркадий Хайт | 23 сентября 1972 год |
6 | В деревне | Вячеслав Котёночкин | Феликс Камов, Александр Курляндский, Аркадий Хайт | 21 апреля 1973 год |
7 | На корабле | Вячеслав Котёночкин | Феликс Камов, Александр Курляндский, Аркадий Хайт | 12 мая 1973 год |
8 | Новый год | Вячеслав Котёночкин | Александр Курляндский, Аркадий Хайт | 5 января 1974 год |
9 | В телестудии | Вячеслав Котёночкин | Феликс Камов, Александр Курляндский, Аркадий Хайт | 4 сентября 1976 год |
10 | На стройке | Вячеслав Котёночкин | Александр Курляндский, Аркадий Хайт | 9 октября 1976 год |
11 | В цирке | Вячеслав Котёночкин | Александр Курляндский, Аркадий Хайт | 30 июля 1977 год |
12 | В музее | Вячеслав Котёночкин | Александр Курляндский, Аркадий Хайт | 8 апреля 1978 год |
13 | Олимпиада 80 | Вячеслав Котёночкин | Александр Курляндский, Аркадий Хайт | 17 мая 1980 год |
14 | Дом юного техника | Вячеслав Котёночкин | Александр Курляндский, Аркадий Хайт | 2 июня 1984 год |
15 | Дом культуры | Вячеслав Котёночкин | Александр Курляндский, Аркадий Хайт | 22 июня 1985 год |
16 | В мире сказок | Вячеслав Котёночкин | Александр Курляндский, Аркадий Хайт | 27 сентября 1986 год |
17 | На острове | Вячеслав Котёночкин, Владимир Тарасов | Александр Курляндский | 25 июня 1993 год |
18 | Супермаркет | Вячеслав Котёночкин, Владимир Тарасов | Александр Курляндский | 24 июня 1994 год |
19 | На курорте | Алексей Котёночкин | Феликс Камов, Александр Курляндский | 22 декабря 2005 год |
20 | На даче | Алексей Котёночкин | Феликс Камов, Александр Курляндский | 1 апреля 2006 год |
Музыкальное оформление [2]
Композиция, играющая во время титров — «заставка „Ну, погоди!“»,называется «Водные лыжи» («Vízisí»). Её автор — венгерский композитор Тамаш Деак (Tamás Deák), исполняет венгерский вокальный ансамбль «Гармония» (Harmónia) и танцевальный оркестр венгерского радио (Magyar Rádió Tánczenekara)).
В журнале Кругозор, № 7 (1974) вышла пластинка (Г92 — 04139), в которой Анатолий Папанов и Клара Румянова в шуточной манере рассказывают, что хотели бы, чтобы их герои в мультфильме «Ну, погоди!» пели.
Сохранилась постановочная видеозапись исполнения Анатолием Папановым и Кларой Румяновой песни из мультфильма (выпуск 8) под фонограмму, под видом озвучки.
«Ну, погоди!» История знаменитого мультсериала
Первый выпуск легендарного советского мультфильма «Ну, погоди!» вышел на экраны в 1968 году, и с тех пор не одно поколение российских детей росло, наблюдая за приключениями Волка и Зайца.
Мысль обыграть тему «Не обижай маленького, а то сам попадешь в дурацкое положение»? пришла в голову режиссеру Вячеславу Котеночкину, который пригласил писателей-сатириков Аркадия Хайта и Александра Курляндского и поделился с ними этой идеей. Через некоторое время сценарий мультфильма «Ну, погоди!» был готов.
Создатели серий про Волка и Зайца не раз сталкивались с тогдашней цензурой, которая мучила авторов вопросом – почему Волк курит, плюется, чему учит детей этот мультфильм. Худосовет отверг кандидатуру Владимира Высоцкого, который согласился озвучивать Волка, как «слишком одиозную фигуру». Волка стал озвучивать Анатолий Папанов, которого потом прозвали «заслуженным Волком СССР», Зайца озвучивала Клара Румянова. Но в мультике есть одна сцена с голосом В. Высоцкого – Волк насвистывает мелодию из фильма «Вертикаль».Сериал был построен на шлягерах, которые подбирал сам В. Котеночкин. Композитор Геннадий Гладков написал песню о Снегурочке и Деде Морозе. Для нескольких серий песни написали Зацепин и Мигуля.
После смерти Анатолия Папанова, когда было снято уже 16 серий, режиссёр совсем было решил закончить работу над сериалом, так как жизнь персонажа после смерти актера казалась совершенно невозможной. 17-я и 18-я серии появились благодаря случаю. На студии обнаружили записи голоса Папанова, фрагменты озвучки предыдущих серий, анекдоты, рассказанные актёрам в перерывах, — из этого материала и сделали два фильма, более того, исходя из этих фрагментов и был написан сценарий.
В 1988 году Волк и Заяц принесли Котеночкину Государственную премию СССР. Даже книгу мемуаров знаменитый режиссер назвал «Ну, Котеночкин, погоди!»
18 серия мультфильма вышла в 1992 году, после чего наступил долгий перерыв. В 2000 году ушел из жизни Вячеслав Котеночкин, нет Анатолия Папанова и Клары Румяновой. Казалось бы, на истории этого анимационного проекта можно было бы поставить точку.
Но популярность персонажей была столь велика, что их изображения использовались как брэнды многими предпринимателями. Российская практика использования известных «мультяшных» героев для продвижения продукции была ознаменована рядом крупных скандалов, что прежде всего связано со слабостями законодательной базы и российской судебной практики в области авторских прав. Из-за «Ну, погоди!» в 2003 году судились Александр Хайт (брат Аркадия Хайта, автора историй о Волке и Зайце), киностудия «Союзмультфильм» с ООО «ФРАТТ-НВ», выпускающих серию детских шампуней и пены для ванн «Ну, погоди!» и использовавшим изображения этих персонажей на своей продукции.
История
Хронология
Первая серия
История этого мультфильма началась еще до создания первого, знакомого каждому выпуска. В 1969 году режиссером Геннадием Сокольским была снята первая серия, главная идея которой легла в основу знаменитого сериала. В дальнейшем поменялась графика, юмор, возраст и внешний облик персонажей, однако, главная идея оказалась неизменной. «Ну, погоди!» («Веселая карусель») 1969
Выпуск 0
Геннадий Сокольский в 1969 году впервые показал сюжет о приключениях Зайца и Волка, ставших прототипами сериала.
Выпуски с 1 по 16.
Сняты ровно, в одном стиле, демонстрировались по порядку. Работа велась на одной киностудии с 1969 по 1985 год режиссером Вячеславом Котеночкиным.
Светозар Русаков — художник-постановщик мультфильма. Автор сценария первых семи серий — Феликс Камов, Аркадий хайт и Александр Курляндский.
Анатолий Папанов озвучил Волка, Клара Румянова — Зайца. В первом выпуске, в титрах не указали фамилии актеров, в третьем и четвертом — пропустили фамилии директора и редактора.
В 9-й серии герои попадают в телецентр, роли всех телезвезд того времени озвучивал один артист — Геннадий Хазанов.
Фраза «Ну, погоди!» становится крылатой. Ее используют в другой программе — юмористическом киножурнале «Фитиль».
Телевыпуски
ТО «Экран» выпустило три телевыпуска «Ну, погоди!». 1980 год — выпуск 1, сдвоенный следующий выпуск 2 и 3 — через год.
Актер Ферапонтов заменил Папанова в озвучивании Волка, режиссер — Юрий Бутырин, автор сценария — Александр Курляндский, композиторы — А. Рыбников, Е. Крылатов, В. Купревич.
В. Котеночкин в прессе и выступлениях и воспоминаниях крайне негативно отзывался о качестве телевизионных выпусков, называя их убогим дурновкусием.
Социальная реклама
Юрием Бутыриным было снято несколько социальных короткометражек с участием мультипликационных персонажей. Это фильмы «Окно», «Кран», «Ванна», «Пружина», «Лифт» в 1986 году. Прорисовка персонажей была не до конца оригинальной. А в 1987 году было снято уже 9 социальных фильмов.
Влияние популярных героев видно и в мультфильмах той же студии. Например, история про светофор.
17 и 18 выпуски
Папанов ушел из жизни нужно было решить, как озвучивать Волка в дальнейшем. Голос актера и персонаж казались уже единым целым.
Из нарезки архивных записей Папанова, не вошедших в предыдущие картины, сделали еще две серии. Они были созданы в 1993 году студиями «Союзмультфильм» и «Студия 13».
Режиссером по-прежнему оставался Вячеслав Котеночкин, а его сын — Александр Котеночкин — художником. В обеих сериях уже присутствует реклама. 17-й выпуск посвящен памяти Анатолия Папанова и юбилею сериала.
19 и 20 выпуски
В 2005 году отец и сын Котеночкины представили премьеру — девятнадцатый выпуск мультфильма. Фильм был снят на студии «Крисмас филмз».
В программе, посвященной премьере, радио «Культура» сообщило, что Волк теперь говорит голосом актера-пародиста Игоря Христенко. В сериале «Куклы» Христенко озвучил Ельцина и Зюганова. Актриса Ольга Зверева озвучила Зайца.
В середине сентября 2005 года в честь возрождения мультипликационного сериала, так всеми любимого, прошел костюмированный праздник-парад в Москве.
Алексей Котеночкин не стал скрывать, что будущее сериала во многом зависит от его финансирования. А идей у творческой группы множество. Естественно, если будет продолжение, стилистика сериала изменится в связи с модой и ситуацией в разных сферах жизни.
Волк в образе хулигана, поклонника Beatles и Высоцкого — отголосок 60-х, сегодняшний Волк обязательно будет другим. К слову, Владимир Семенович мог бы озвучить Волка, но его кандидатуру не утвердило руководство и в кадре омталась лишь мелодия одной из песен Высоцкого.
Котеночкин хотел бы, чтобы стиль продолжения стал более современным, чтобы добавились новые персонажи и немного видоизменились старые. Не исключено, что выйдет полнометражный фильм с участием любимых персонажей. С инвесторами уже обсуждалась эта тема.
«Ну, погоди!». Непридуманная история
Они знакомы нам с пеленок. Первый — лохматый парень с гитарой за спиной, в клешеных штанах и рубашке навыпуск, идет неспеша, курит папиросу и наслаждается необремененной обязанностями жизнью. Асоциальный субъект.
Второй — маленький, но хитрый, всю жизнь только и делает, что убегает от первого и пакостит ему потихоньку. Волк и Заяц. Лучший мультипликационный дуэт за всю историю «Союзмультфильма».
Приводим историю любимого мультфильма, который мы смотрели на диафильмах, пересматривали на DVD, а теперь и наши дети смотрят его на Youtube.
«Ну, погоди!» был госзаказом — чиновники решили дать диснеевским мультикам адекватный ответ и выделили солидный по тем временам бюджет.
На киностудию «Союзмультфильм» пригласили молодых, популярных и довольно известных юмористов Курляндского, Хайта, Камова и Успенского, и попросили сделать что-нибудь смешное. Курляндский с Хайтом придумали сюжет. Решили, что это должен быть фильм-погоня. Выбирали, кто за кем гонится, перебрали разных персонажей: сначала думали взять лису и петуха, потом — лису и зайца, и наконец остановились на волке и зайце как наиболее привычных для нашего фольклора персонажах.
Своим изобретением, по их мнению, было то, что Волк — дурошлеп, не такой диснеевский злодей, а персонаж, сам часто попадающий в яму, которую копает другим. Сначала изобретать видеотрюки помогал Камов, но потом остались только Курляндский с Хайтом.
Александр Курляндский и Аркадий Хайт
История этого мультфильма началась ещё до создания первого, знакомого каждому, выпуска. В 1969 году режиссёр Геннадий Сокольский снял первую серию, главная идея которой легла в основу знаменитого сериала.
Однако его образы Волка и Зайца подверглись цензуре. Было рекомендовано кардинально изменить имидж персонажей, облагородить их — руководству показалось, что Волк и Заяц слишком злые, а советским детям нужны добрые герои. На переделку художник не пошел и отказался от дальнейшей работы. В дальнейшем поменялась графика, юмор, возраст и внешний облик персонажей, но главная идея оказалась неизменной.
После Сокольского многие режиссеры отказывались от вроде бы простой затеи, говорили: «Ну что это такое? Какая тут идея? Это мелко!». А Вячеслав Котеночкин сказал: «В этом что-то есть!».
Вячеслав Котеночкин «Заяц у меня сразу получился, — рассказывал режиссер, — с голубыми глазками, розовыми щечками, вообще очень положительный.
А Волк долго не удавался. Потом на улице я увидел парня, прислонившегося к стене дома. У него были длинные черные волосы, к толстым губам прилипла сигарета, животик вывалился, и я понял, что именно таким должен быть Волк».
Котёночкин хотел, чтобы Волка озвучивал Высоцкий, делал пробы его голоса с хрипотцой.
Высоцкий подошёл к делу с энтузиазмом, даже написал для Волка песню. Но тут вмешалась цензура — он был под запретом.
Тогда утвердили бесподобного Анатолия Папанова.
На роль Зайца без проб взяли Клару Румянову.
В качестве привета Высоцкому в первой серии Волк насвистывает мелодию песни «Вертикаль» («Если друг оказался вдруг. ») — когда залезает по канату к Зайцу.
И уже на показе первой серии мультфильм сорвал овации. И каждый год после 1969 на экранах появлялась новая серия. К сериалу прочно присоединился эпитет «народный». Несколько раз Котеночкин готов был распрощаться с Волком и Зайцем и поставить точку в работе над мультфильмом, но уступал многочисленным просьбам зрителей.
«Ну, погоди!» — история повседневности, обыденности 70-х. Той повседневности, которая не документируется в официальных источниках, а сохраняется только в памяти страны. Вместо мультфильма о том, «что такое хорошо и что такое плохо», у Котеночкина получился социально адаптированный мультфильм-эпоха, открыто ироничный и непокорный.
На экране — четкое узнаваемые типажи. Волка-пэтэушника и сейчас можно встретить вечерком в спальном районе.
А Заяц из положительного героя превратился в того еще зверька. Слабость его — напускная. Небольшой рост и скромная комплекция вынуждают его быть находчивым, но руководствуясь врожденной хитростью, тот успевает и спровоцировать Волка, и вдоволь над ним поиздеваться.
Однажды Русаков, художник, стоял в очереди, и перед ним один мужик сказал другому: «Волк — это мы, работяги, а заяц — это интеллигент. Как мы ни пробуем его схватить, он всегда выкручивается».
Все события развиваются на фоне советского быта. Вокруг — атмосфера «культурного отдыха» граждан.
Звери из «Ну, погоди!» развлекаются в Луна-парке,
ходят в цирк
и в музей,
плавают на теплоходе,
посещают эстрадные концерты
и занимаются спортом.
Живут самой что ни на есть обычной жизнью. Вот и спустя десяток серий Заяц переселяется в уютную однокомнатную квартирку.
А Волк прозябает в своей холостяцкой берлоге с ободранными обоями на стенах.
Вокруг — городской пейзаж, пятиэтажные хрущевки.
Одним словом, мультфильм получился очень «своим» и понятным каждому жителю этой страны. Его «народность» с первых же серий не нуждалась в доказательствах.
Долго искали фразу, которая не только соответствовала бы сюжету, но и давала бы зрителю надежду на продолжение. Обсуждались разные варианты: «Ну, подожди!», «Ну, погодите!». Но точку в этом споре поставил Феликс Камов, произнеся: «Ну, погоди!».
Когда один из сценаристов — Феликс Камов — уехал в Израиль, что было равносильно предательству Родины, начальство перестраховалось, и «Ну, погоди!» прикрыли. Через некоторое время Папанову в Кремле вручали награду. Тогдашний председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный поинтересовался у него, как там дела с «Ну, погоди!».
«У них на студии конфликт. Кто-то там за границу уехал», — ответил Папанов. «Ну, кто-то же остался! — воскликнул Подгорный и добавил: — Между прочим, мне этот мультфильм нравится, и моим детям и товарищам тоже». Вернувшись на студию, Папанов рассказал об этом диалоге, и вскоре мультфильм опять запустили в работу.
В мультсериале используются популярные мелодии 1960–1980 годов, многие из которых были взяты из архивов Всесоюзного радио, либо с виниловых пластинок из личных коллекций звукорежиссёров сериала.
В «Ну, погоди!» звучат музыкальные произведения Аллы Пугачёвой, Шику Буарке, Герба Алперта, Н. А. Римского-Корсакова, Digital Emotion, Билла Хейли, Джеймса Ласта, Песняров, Землян, Эдиты Пьехи, Муслима Магомаева, Поля Мориа, Франка Пурселя, Эрла Скраггса, Игоря Скляра и других.
Музыка в заставке — это венгерская мелодия «Vízisí» («Водные лыжи»). Автор музыки — Тамаш Деак (Deák Tamás), исполняют венгерский вокальный ансамбль «Гармония» (Harmónia) и танцевальный оркестр венгерского радио (Magyar Rádió Tánczenekara).
В 1970-е годы программа мультфильмов по Центральному телевидению обычно предварялась краткой мультипликационной заставкой (впоследствии использованной как пролог к «телевыпускам»).
Под музыкальное сопровождение титров к «Ну, погоди!» Волк гнался за Зайцем, к ним постепенно присоединялись другие персонажи популярных мультфильмов. В итоге вся компания оказывалась в Останкинском телецентре, где Заяц, не сводя глаз с экрана, отмахивался от попытки Волка его схватить: «Тс-с! Ну, погоди». Волк оборачивался в сторону экрана и забывал о Зайце.
Творческое объединение «Экран» сняло три телевыпуска «Ну, погоди!» (выпуск 1 — 1980, выпуски 2 и 3 (единым фильмом) — 1981).
Вместо А. Папанова Волка озвучивает В. Ферапонтов. Автор сценария — А. Курляндский. Режиссёр — Юрий Бутырин. Композиторы — В. Купревич (выпуск 1), Алексей Рыбников и Евгений Крылатов (выпуски 2 и 3).
Вячеслав Котёночкин в своих мемуарах и публичных выступлениях давал крайне низкую оценку этим выпускам, квалифицируя их как «убогое дурновкусие».
После смерти Папанова вновь встал вопрос: закрывать ли мультфильм?
Но выяснилось, что звукооператор бережно сохранил все записи актера, их использовали в новых сериях уже после смерти актера. Заменять голос Папанова чьим-то другим тогда не рискнули — из уважения к памяти артиста.
В новых сериях рисовал героев не «прародитель» Котеночкин-старший (его нет в живых), а его сын, профессиональный художник. Уже потом Волка озвучил под Папанова Игорь Христенко — актер «Кривого зеркала» Евгения Петросяна.
Осталось упомянуть о том, что в конце августа 2012 года, после принятия закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в Интернете появились слухи о том, что мультик отнесут к категории «18+». И телеканалы смогут показывать его только после 23: 00.
Однако позже решили, что ограничивать показ не нужно, т.к. сериал — культурное достояние, и речь якобы шла о шведском фильме 2008 года с русским названием «Ну, погоди!».