когда был основан питер в каком году
Основан Санкт-Петербург
«ОТСЕЛЬ ГРОЗИТЬ МЫ БУДЕМ ШВЕДАМ»
ИМПЕРСКАЯ СТОЛИЦА
1 мая 1703 года русские войска в ходе боевых действий Северной войны взяли шведскую крепость Ниеншанц (при впадении в Неву реки Охты). Военный совет во главе с Петром I решил, что эта крепость для дальнейшего укрепления не подходит: Ниеншанц «не гораздо крепок от натуры», как говорил сам царь. Кроме того, Ниеншанц был довольно далеко от моря, и у шведов оставалась возможность укрепиться на одном из островов дельты Невы. Русские тогда все равно оказались бы отрезанными от моря.
Самостоятельно обследовав острова дельты, Петр нашел именно то, что нужно: Заячий остров, расположенный у разветвления Невы на два рукава, недалеко от моря. Со всех сторон остров омывался водой, что стало бы естественной преградой в случае его штурма. С острова можно было держать под прицелом вражеские корабли, откуда бы они ни вошли в Неву.
Сразу же после закладки крепости на берегу Невы за три дня был срублен деревянный дом для Петра. Царь захотел, чтобы его новое жилище походило на полюбившиеся ему голландские постройки, поэтому стены деревянного дома масляной краской расписали под кирпич. Петр жил в этом доме недолго и только летом, но в память об основателе Петербурга домик Петра сохранен до сегодняшнего дня.
НОВАЯ СТОЛИЦА
«И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова».
А.С. Пушкин. Медный всадник
«ЗДЕСЬ ГРАДУ БЫТЬ»
До сих пор устойчиво представление о Петербурге, построенном на костях его первых строителей. Соответствует ли этот миф действительности? Ответ на этот вопрос связан с решением целого ряда проблем. Какие категории населения были привлечены к строительству города в первые десять лет? Какова была реальная численность первых строителей, и сколько из них погибло на этой стройке? Каковы были основные причины заболеваемости и чем болели работники? Отдельный интерес представляет позиция власти относительно заболеваемости и смертности в Невской дельте: смотрели ли они на это безучастно или предпринимали какие-то меры.
О.Г. Агеева, рассматривая петровский Петербург сквозь призму русского общественного сознания начала XVIII в., подробно останавливается на интересующем нас вопросе. Автор впервые в историографии идет вразрез с общепринятым мнением и утверждает, что большой смертности в Петербурге не было. Исследователь выводит свои подсчеты по общей смертности в Петербурге из документа за 1716 г., согласно которому на сооружении будущего Невского проспекта из 3262 работных людей скончалось 27 человек, что составляет 0,74 процента. Исходя из этого процента, О.Г. Агеева подсчитывает, что ежегодно петербургская стройка уносила около 150 человек, что за 1703–1715 гг. составило примерно две тысячи человек. Таким образом автор приходит к выводу, что сообщаемые иностранцами цифры завышенными в 50–100 раз, и явление это – не более чем слухи, миф, отражающие реакцию населения «на дискомфорт петербургской жизни»
МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ
Основание новой столицы на западном рубеже государства было не только воплощением планов и идеалов основателя, но и определило всю дальнейшую судьбу города ив историко-политической реальности России, и в ее культурно-государственной мифологии. Начиная с этой эпохи, такие противоположные характеристики, как древнее/ новое, историческое / мифологическое, получали черты противопоставления концентрического/ эксцентрического, исконного / чужеземного. За этим противопоставлением тянулась антитеза двух коренных государственно-культурных моделей.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
от 6 сентября 1991 г. N 1643-1
О ВОЗВРАЩЕНИИ ГОРОДУ ЛЕНИНГРАДУ ЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО
Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:
История Санкт‑Петербурга
Санкт‑Петербург – город федерального значения, центр Ленинградской области, город‑герой. Расположен на северо‑западе Европейской части России на реке Нева и побережье Невской губы Финского залива Балтийского моря, а также на многочисленных островах Невской дельты.
История Санкт‑Петербурга началась 27 (16 по старому стилю) мая 1703 года, когда царь Петр I на отвоеванных у шведов землях, на Заячьем острове, расположенном у разветвления Невы на два рукава, недалеко от моря, заложил крепость Санкт‑Питер‑Бурх (крепость Св. Петра), впоследствии это же имя получил и возникающий вокруг Заячьего острова город. Название было выбрано Петром I в честь святого апостола Петра. В 1720‑е годы название Санкт‑Питер‑Бурх поменялось на Санкт‑Петербург (близкое к немецкому Sankt Petersburg).
Все первые десять лет город строился как крепость, морской торговый порт, стоянка Балтийского флота, но морская торговля превращала его в центр экономической жизни, средоточие промышленности и ремесел. Основанием Александро‑Невской лавры и последующим перенесением в нее мощей святого Александра Невского Петр I переместил в город на Неве и духовный центр страны.
В 1712 году в Санкт‑Петербург из Москвы переехал царский двор, принято считать, что именно с этого момента столица России переместилась на берега Невы. Но еще в сентябре 1704 года Петр I писал Меншикову, что он едет в «столицу Питербурх».
В короткое царствование Петра II (1727–1730) двор уехал в Москву, строительство Петербурга было приостановлено. Но три года спустя, при Анне Иоанновне (на престоле в 1730–1740 годах), Санкт‑Петербург вновь стал столицей России. Здесь, под защитой крепости Кронштадт, построенной вскоре после основания Петербурга, базировался военно‑морской флот Петра.
В царствование Екатерины II (1762–1796) Петербург – это, прежде всего, Зимний дворец и Адмиралтейство, Невский проспект и гранитные набережные Невы, Мойки, Фонтанки, Екатерининского канала и «Медный всадник».
Работы по преобразованию центральной части города и пригородов продолжались при императоре Павле I (царствовал в 1796–1801 годах). В годы его правления в Санкт‑Петербурге были построены Михайловский замок, дворец Бобринских, Михайловский манеж.
При Александре I (на престоле в 1801‑1825 годах) начался период, который позже назвали «золотым веком» петербургской культуры. Петербург Александра I сохранился большими ампирными вкраплениями в центре города; в его правление построены Казанский собор, Биржа, Смольный институт.
Победа России над наполеоновскими войсками в 1812 году нашла отражение в новом подъеме градостроительных работ в городе на Неве. В эти годы были созданы: ансамбль Михайловского дворца, ансамбль Александринского театра, здания высших государственных учреждений России ‑ Сената и Синода, здание главного штаба и министерств на Дворцовой площади. Ансамбль Дворцовой площади был завершен возведением гранитной Александровской колонны.
В годы царствования императора Николая I (1825–1855) развивалась промышленность. Петербург стал центром российского промышленного капитализма. В 1837 году Петербург был соединен железной дорогой с Царским Селом, в 1851 году ‑ железнодорожной веткой с Москвой.
При Александре II (царствовал в 1855‑1881 годах) в городе появилась первая выборная городская дума, контролирующая столичный бюджет. Открылись Варшавский, Балтийский и Финляндский вокзалы, введен в действие водопровод, по главным улицам проложены рельсы конно‑железной дороги. Открылся Мариинский театр.
В 1890 году население Петербурга (с пригородами) превысило миллион человек.
К началу XX века Санкт‑Петербург стал европейским городом в полном смысле слова. Промышленность Петербурга производила все ‑ от кораблей и современнейшего по тем временам вооружения до любых изделий легкой промышленности.
Одновременно с каждым годом город становился все более удобным местом для жилья. Появились десятки мостов, соединяющих острова, на которых расположился Санкт‑Петербург. Несколько железнодорожных веток связали столицу с самыми разными регионами страны и европейскими странами.
В 1907 году появился новый вид транспорта ‑ трамвай. К 1910 году в городе проживали почти 2 миллиона жителей. Окончательно застраивались Петроградская сторона, Васильевский остров, Пески. Газовое освещение улиц было полностью заменено электрическим, на дорогах появились автомобили, в быт начал входить телефон.
После вступления России в Первую мировую войну 31 (18 по старому стилю) августа 1914 года было принято новое официальное название города ‑ «Петроград».
В 1917 году Петроград стал главным местом событий Февральской и Октябрьской революций. 10 марта 1918 года с отъездом советского правительства в Москву Петроград перестал быть столицей страны. 26 января 1924 город был переименован в Ленинград.
Самый тяжёлый период за всё время существования города ‑ блокада Ленинграда. С июня 1941 по 1944 год здесь велась битва за город.
За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко‑фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 года был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 года получил почетное звание «Город‑Герой».
После Великой Отечественной войны город не только был восстановлен, но и увеличился в размерах. Появились новые районы, такие как Гражданка, Ржевка‑Пороховые, Весёлый Посёлок, Купчино, Автово.
В 1991 году городу было возвращено историческое название – Санкт‑Петербург. В ходе проведённого 12 июня 1991 года опроса за возвращение городу его исторического названия высказались 54% участвовавших в нём горожан.
С самого начала существования Санкт‑Петербурга его строили самые талантливые архитекторы и инженеры. Кроме русских зодчих здесь оставили заметный архитектурный след представители Швейцарии, Италии, Франции и других стран.
Санкт‑Петербург, как и задумывал Пётр I, стал «городом веротерпимости». Здесь строились не только православные церкви, но и храмы других религий. С начала XVIII века в Санкт‑Петербурге стали поселяться немцы, финны, шведы, армяне, татары и представители многих других народностей. Главной магистралью города стал Невский проспект. В столице Российской империи было построено огромное количество памятников.
В 1990 году исторический центр Санкт‑Петербурга был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Болота и зайцы: Главные мифы и легенды об основании Санкт-Петербурга
Северной столице исполнилось 318 лет!
Фото: ТАСС / Роман Пименов
Петру I помог орел
Одна из самых популярных легенд про основание Северной столицы связана с парящим орлом. Часто ее можно услышать от экскурсоводов, особенно во время посещения Петропавловской крепости. По легенде, во время обхода Заячьего острова государь срезал два пласта дерна, сложил их крест на крест и объявил, что с этого места начнется Санкт-Петербург. В тот момент над Петром I пролетел орел, он воспринял это как хороший знак.
Фото: РИА Новости / Михаил Озерский
На самом деле, императора не было на Заячьем острове 27 мая 1703-го, утверждают историки. Петр I на закладке крепости не присутствовал, а скорее всего находился на Лодейном поле, где на реке Свирь закладывали корабли для будущего Балтийского флота. В августе того же года с верфей сошло первое судно — 28-пушечный фрегат «Штандарт». Да и орлы в той местности не обитают.
Санкт-Петербург построен на безлюдных болотах
Много вопросов вызывает климат местности, где Петр I начал строить город. Многие жители и гости Санкт-Петербурга убеждены, что город основан на безлюдных болотах. Но до того как земли отошли Российской империи, они были шведской провинцией. Возле Большеохтинского моста в устье реки Охта в 1300-м построили крепость Ландскрона, а в 1611-м на ее место возвели крепость Ниеншанц (сейчас там располагается мемориал — Прим.ред.). На противоположном берегу стоял крупный торговый город Ниен.
Фото: РИА Новости / Алексей Даничев
На месте, где сейчас располагается Смольнинский муниципальный округ, было село Спасское. В современном историческом центре Санкт-Петербурга стояло более 40 поселений. Также жили и на Васильевском острове и вдоль реки Фонтанки, где существовала деревня Каллила. Именно в честь поселения назвали возведенный в будущем Калинкин мост. А что насчет болот? Они и правда были, но на одной пятой территории будущей имперской столицы. Например, их осушили в месте, где сейчас стоит Инженерный замок и в районе Думской улицы. От болот избавлялись до 1780-го: тогда Неву окончательно заключили в гранит.
Заячий остров назван в честь зайцев
Еще одна легенда вокруг острова связана с его названием. Есть несколько версий. Первая утверждает, что когда Петр I плыл на лодке, на его сапог запрыгнул спасающий от наводнения заяц, поэтому император решил назвать остров в честь животного. Вторая — якобы в тот год в окрестностях будущей столицы империи обитала большая популяция ушастых. Третья легенда звучит еще романтичнее: заяц, убегая от хищника, запрыгнул государю прямо на руки. Причем произошло это именно в тот момент, когда Петр I ругал плотников за плохую работу. Зверек настолько умилил и развеселил его, что он перестал гневаться на подданых. Туристы охотно верят в эти легенды, когда видят на входе в Петропавловскую крепость памятник зайцу, установленный в 2003-м в честь 300-летия Санкт-Петербурга.
Фото: РИА Новости / Алексей Даничев
Впервые название Заячий остров объяснил российский историк XIX века Михаил Пыляев в своей книге «Старый Петербург. История былой жизни столицы Российской империи». Он считал, что до завоевания местности русскими, остров назывался Jänissaari (Заячий остров в переводе с финского языка — Прим.ред.). До прихода Петра I Ингерманландию населяли не только шведы, но и финны, и карелы.
Этнограф и литературовед Алина Отти была уверена, что Заячий остров — это путаница при переводе с финского на русский язык и зайцы там вряд ли водились. Исследования Отти показали, что когда Петр I решил основать Петропавловскую крепость, его подручные неправильно расслышали оригинальное название острова. Им вероятно показалось, что местность называется Jänissaari. Разделив слово на две части — janis (заяц) и saari (остров), они пришли к выводу, что он заячий. На самом деле название острова на финском — Jäänisaari (Ледяной остров).
Санкт-Петербург назван в честь Петра I
Фото: Репродукция ТАСС
Медный всадник вылит из меди
После смерти Петра I в 1752-м, спустя 30 лет, в его честь возвели монумент на Сенатской площади, который прозвали «Медный всадник». Из-за названия можно подумать, что он вылит из меди, но на самом деле он бронзовый. В XVIII все, что производилось из медных сплавов называлось именно медью. Как известно, бронза — это сплав меди и олова.
Фото: ТАСС / Петр Ковалев
История Санкт-Петербурга
С незапамятных времен русские люди населяли берега реки Невы и побережье Финского залива, входившие в состав Новгородского государства. Часто эти земли становились ареной ожесточенных сражений, так как грозные соседи, немцы и шведы, не раз пытались завоевать их. Еще в 1240 г. князь Александр Невский во главе новгородского войска разгромил вторгшихся шведов в месте впадения в Неву речки Ижоры. Однако в начале XVII в., в тяжелейшее для России Смутное время, шведы, воспользовавшись временной слабостью Русского государства, все-таки сумели захватить огромную территорию исконно русских земель от Ладожского озера до Нарвы. Таким образом, почти на 100 лет Россия оказалась отрезана от Балтики.
XVIII век
История отвоевания выхода к морю также, как и история возникновения Петербурга, неразрывно связана с именем российского царя Петра I. Именно он в 1700 г. начал войну за возвращение России выхода в Балтийское море. Эта война, называющаяся в русской истории Северной, продлилась в общей сложности 21 год.
Новый город изначально задумывался как крепость-порт, форпост России на отвоеванных землях. Петр поставил нелегкую задачу переориентировать в него поток морских перевозок с достаточно удаленного Архангельска (до тех пор бывшего единственной точкой соприкосновения России с внешним миром по морю). Осенью 1703 г. в петербургскую гавань вошел первый иностранный торговый корабль. Его прибытие отмечали как праздник, а экипаж был щедро награжден.
Под надежной защитой мощной крепости на соседнем Городском острове по указу Петра I начали возводить первые городские сооружения. Был заложен Троицкий собор в память победы над шведами под Выборгом, построен сохранившийся до сих пор деревянный домик для царя, возник первый порт.
Начало строительства Санкт-Петербурга Автор: Александр Блинков
Тридцать лет посвятил воплощению мечты Петра приглашенный им швейцарский зодчий Доменико Трезини, которому мы обязаны такими выдающимися сооружениями, как Петропавловская крепость и здание Двенадцати коллегий. Но и сам царь лично следил за ходом строительства и принимал непосредственное участие во многих работах.
По многочисленным указам Петра в новый город переселялись жители из внутренних областей страны. Дворяне и богатые купцы должны были выстроить себе дома в отведенных царем местах. Постепенно у берегов Невы появились поначалу скромные, но с годами становившиеся все более пышными усадьбы петровских министров, дипломатов, офицеров. В первые годы здания ставились деревянные, раскрашенные по тогдашней моде «под кирпич», и мазанковые (деревянные связи стен обмазывали глиной).
В 1710 г. на Троицкой площади появился первый в Петербурге каменный дом государственного советника Головкина. На его постройку пошел камень из развалин взятой Петром в устье реки Охты шведской крепости Ниеншанц. Вскоре в городе началось широкое строительство каменных зданий. Чтобы ускорить его, царь запретил возводить каменные дома в других российских городах, а камень повелел везти в новую столицу. Волей-неволей в поисках работы каменщики потянулись в Петербург.
Кроме русских переселенцев, значительную часть населения Петербурга составляли иностранцы. По указам Петра сюда приглашались иностранные мастера различных профессий, архитекторы, художники, военные, врачи. Их привлекало обещанное царем хорошее жалованье, многие привилегии, возможность сохранять свою религию.
В 1712 г. в Санкт-Петербург из Москвы переехал весь царский двор, затем Сенат, и город стал новой столицей Российской империи. Для «разжалования» Москвы Петр имел много причин. Патриархальная Москва, «поповский город», как говаривал царь, была для него символом многовекового сонного уединения, на которое обрекла себя на многие годы Россия. Утверждением столицы на берегах Невы Петр I хотел дать понять всему миру, что созданная им новая Россия становится сильной морской державой, стремительно завоевывающей международное уважение и авторитет в Европе, страной, с которой отныне придется считаться.
Вид Екатерингофа и Петербурга (Петропавская крепость и Стрелка ВО), акварель 1715 г. Автор: Пауль Бетун, шведский инженер
Поэт XVIII в. Василий Тредиаковский так воспевал новую столицу:
О! Прежде дебрь, се коль населена!
Мы град в тебе престольный видим ныне!
Драматичностью и непредсказуемостью отличается история всего XVIII в. в Российском государстве и его новой столице. С момента своего основания Петербург становится ареной сложных политических событий: дворцовых интриг, заговоров, покушений, восстаний, реформ. Сколько необыкновенных человеческих судеб, авантюр, ослепительных взлетов и трагических падений связано с этим городом!
План Санкт-Петербурга с проектом планировки Васильевского острова, подготовленным Доменико Трезини (автор Хофманн, Нюрнберг), 1717 г.
Находившийся в зените своей карьеры светлейший князь Меньшиков, желая обеспечить себе важное место в государстве и после смерти Екатерины, упросил ее подписать завещание в пользу сына царевича Алексея Петра, но с одним условием: тот непременно должен был жениться на дочери Меньшикова Марии. И этот план он решительно стал проводить в жизнь.
Взойдя на трон, Анна Иоанновна вернула городу на Неве статус столицы государства. Петербург наконец-то начал расти, расширять свои границы. Как изменилась городская жизнь при Анне Иоанновне, видно из сочинения князя Щербатова «О повреждении нравов в России»: «Уже вместо сделанных из простого дерева мебелей стали не иные употребляться как англинския, сделанные из красного дерева мегагена, домы увеличились, и вместо малого числа комнат уже по множеству стали иметь, яко свидетельствуют сие того времени построенные здания, начали домы сии обивать штофными и другими обоями, почитая неблагопристойным иметь комнату без обой, зеркал, которых сперва весьма мало было, уже во все комнаты и большие стали употреблять. »
Спустя несколько месяцев после этого умерла и сама Анна Иоанновна. Не имея прямых наследников, она завещала трон своему внучатому племяннику младенцу Иоанну Антоновичу, сыну ее племянницы Анны Леопольдовны. Регентом при ребенке-императоре по воле Анны Иоанновны стал все тот же Бирон. Но вскоре Миних при поддержке гвардии арестовал Бирона, он был сослан в Сибирь, а регентшей при сыне стала мать ребенка Анна Леопольдовна. Ее правление длилось всего год и завершилось дворцовым переворотом и захватом власти младшей дочерью Петра I Елизаветой.
Елизавета Петровна долго жила почти в опале, вдали от императорского двора, поджидая своего часа. Под влиянием своего окружения она наконец решилась действовать. При поддержке солдат и офицеров Преображенского полка Брауншвейгская фамилия (так называли семью младенца-императора) была арестована, задержали также Миниха и Остермана. Годовалый император также был арестован и затем провел всю жизнь в заточении, сначала в Холмогорах, затем в Шлиссельбургской крепости. Уже в царствование Екатерины II при попытке освободить его из заключения, предпринятой одним офицером, двадцатичетырехлетний Иоанн Антонович был убит.
Елизавета Петровна правила страной целых двадцать лет. Эти годы стали временем, когда российское общество собирало силы для будущей славной эпохи завоеваний и преобразований. Столица быстро разрасталась, в ней строились новые дворцы, дома, улицы, мосты. Пышный, нарядный облик ей придали великолепные барочные творения архитектора Растрелли, с их праздничным размахом и торжественным блеском. Именно в Елизаветинскую эпоху в городе появились такие архитектурные шедевры, как Зимний и Строгановский дворцы, Смольный собор, а в пригородах были перестроены Екатерининский и Большой Петергофский дворцы.
Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула. Автор: Садовников, Василий Семенович
После кончины Елизаветы Петр III взошел на престол и вызвал большое недовольство дворянства своей внешней политикой, проводившейся в угоду прусскому королю Фридриху II. Очень скоро гвардейскими офицерами, во главе которых стояли братья Орловы, был осуществлен очередной дворцовый переворот, в результате которого Петр III был убит, а российский трон на целых 34 года заняла его супруга императрица Екатерина II.
Со сменой монарха произошла и смена господствовавшего архитектурного стиля. Пышное растреллиевское барокко, столь любимое покойной Елизаветой Петровной, уступило место вошедшему в моду во всей Европе спокойному, рациональному неоклассицизму, импонировавшему новой государыне. В столице начали возводиться торжественные, монументальные классические здания и целые архитектурные ансамбли.
Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие памятника состоялось 7 августа (18 августа) 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге.
Когда читаешь мемуары Екатерининской эпохи, она поражает воображение немыслимой роскошью высшего класса. Женщины и мужчины украшали себя множеством драгоценностей, играли в карты на бриллианты, фавориты и вельможи получали от императрицы роскошные подарки, строили великолепные дворцы, окружали их сказочными садами, покрывали свои кареты зеркалами и стразами. Одним словом, это были золотые времена для дворянства, жившего в городе в свое удовольствие.
Павел сразу же велел эксгумировать тело своего отца Петра III, похороненного в Александро-Невской лавре, открыл гроб и возложил императорскую корону на его останки. Затем торжественно и с большой помпой он похоронил отца и мать, при жизни ненавидевших друг друга, бок о бок в Петропавловском соборе.
Неудивительно, что с самого начала подобная политика Павла оказалась неприемлема для русского дворянства, среди прежних екатерининских вельмож у него было много недоброжелателей. Император прекрасно это понимал, боялся заговоров и искал надежное укрытие. С этой целью он возвел Михайловский замок, где всего через 40 дней после новоселья его все-таки настигли убийцы.
XIX век
1 марта 1801 г. группа заговорщиков проникла ночью в замок и положила конец краткому (чуть больше четырех лет) и противоречивому правлению Павла I. Известие о его смерти было воспринято в городе с ликованием. Люди на улицах поздравляли друг друга, выставляли бочонки вина, кричали: «Теперь вольность!». На трон взошел старший сын Павла и любимый внук Екатерины Великой Александр I. Начиналось новое столетие, и Петербург встречал его с надеждой и радостью.
Санкт-Петербург XIX века
В это время столица бурно росла и развивалась. В 1800 г. в ней уже насчитывалось 420 тыс. жителей. Именно тогда сложился замечательный ансамбль Стрелки Васильевского острова со зданием Биржи и Ростральными колоннами, было перестроено и богато украшено здание Адмиралтейства, был возведен Михайловский дворец, началась постройка нынешнего Исаакиевского собора. Когда у персидского посла в 1815 г. спросили, нравится ли ему Петербург, он ответил: «Сей только что вновь строящийся город будет некогда чудесен».
Изменилось и общественное настроение в городе. Декабрист Н.Тургенев писал, что во второй половине 1810-х гг. «люди, возвращавшиеся в С.Петербург после нескольких лет отсутствия, выражали свое изумление при виде перемены, происшедшей во всем укладе жизни, в речах и даже поступках молодежи этой столицы: она как будто пробудилась к новой жизни, вдохновляясь всем, что было самого благородного и чистого в нравственной и политической атмосфере». Это было время общего интереса к литературе и отечественной истории. Особое значение придавали поэзии. Стихи молодого Пушкина стали известны всей образованной России. В городе создавались многочисленные литературные кружки, но были и такие общества, где о политике говорили больше, чем о поэзии. Дух революционной Франции все-таки сумел проникнуть и в ряды армии-победительницы.
В середине 1840-х гг. в доме Михаила Буташевича-Петрашевского начало собираться еще одно общество мечтателей, желавших изменить общественное устройство. В него входили студенты, чиновники, офицеры, писатели (Достоевский, Салтыков-Щедрин, Плещеев). Многие из них были увлечены идеями утопического социализма. Однако предатель, прокравшийся в их ряды, выдал петрашевцев, они были арестованы, приговорены к смертной казни, которая в последнюю минуту была заменена каторгой. О том, как пережил это непосредственный участник событий Федор Михайлович Достоевский, можно прочитать в главе «Петербург Достоевского».
Тем не менее Петербург Николаевской эпохи выступает в воспоминаниях современников как город, где за казенной пышностью однообразных фасадов скрывались бесправие и страх, где постоянно маршировали гвардейцы, где была регламентирована любая мелочь, включая даже одежду населения. К примеру, кормилицам и нянюшкам дворянских отпрысков было велено носить только «высочайше одобренный русский национальный костюм». Александр Герцен называл тогдашний Петербург «городом самовластья голубых, зеленых и пестрых полиций, канцелярского беспорядка, лакейской дерзости, жандармской поэзии».
Конец правления Николая I ознаменовался неудачной для России Крымской войной. Вражеский флот появился даже в Финском заливе, и петербуржцы, включая царскую семью, ездили смотреть на него из любопытства. Для них это было чем-то вроде интересного и рискованного приключения, а между тем Россия проигрывала войну. Фрейлина императорского двора Анна Тютчева записала в те дни: «Россия тридцать лет занималась парадами, смотрами и маневрами и при опасности беспомощна! В публике крик негодования против правительства, ибо никто не ожидал того, что случилось!»
Михайловский дворец. XIX век
После падения Севастополя проигрыш войны для России стал очевиден, и новый император согласился на мирные переговоры, результатом которых стала утрата Россией последних следов европейской гегемонии, обретенной после победы над Наполеоном. В марте 1856 г. в Париже был подписан унизительный для России мир.
Сам новый император, особенно в начале своего царствования, стремился к коренным изменениям в жизни русского общества. Александр II считается в русской истории одним из самых гуманных и демократических императоров. За отмену крепостного рабства в 1861 г. народ даже назвал его Царем-освободителем.
Проведенные им административная, финансовая, военная, образовательная реформы сделали Россию более демократическим и цивилизованным государством. При нем в России начала активно развиваться тяжелая промышленность, были основаны новые металлургические, сталелитейные, судостроительные, машиностроительные заводы. Важные преобразования произошли и в жизни Петербурга. Город получил телеграф, начала работать конка, был открыт водопровод, улицы осветили керосиновыми фонарями. Эпоха царствования Александра II отмечена такими событиями в культурной жизни столицы, как открытие Мариинского театра, основание на средства барона Штиглица училища рисования, открытие цирка Чинизелли, зоологического сада и т.д. В 1859 г. был открыт памятник Николаю I на Исаакиевской площади.
После трагической смерти отца во главе Русского государства пришлось встать его сыну Александру III. Опасаясь покушений, он вел более замкнутый образ жизни, чем предыдущие императоры. Значительную часть времени его семья проводила в загородных резиденциях. Огромные залы Зимнего дворца заполнялись лишь в дни торжественных приемов.
В царствование Александра III Россия не вела войн с внешними врагами, однако во внутриполитической жизни страны подспудно продолжали развиваться начавшиеся еще в годы правления Николая I революционные брожения, то и дело прорывавшиеся наружу. В 1887 г. члены террористической фракции «Народная воля» попытались организовать покушение на Александра III, но оно не удалось. Пятеро руководителей были казнены, среди них был старший брат Ленина Александр Ульянов.
В 1894 г. умер Александр III и на престол вступил его сын Николай II, ставший последним императором в российской истории. Приближался XX век.
Николай II получил в наследство страну, разрываемую внутренними противоречиями, ослабленную монархическую власть, нестабильное международное положение. В таких условиях нужно было действовать решительно, но так же, как и отец, император предпочитал жить замкнуто, много времени проводя за городом, в Александровском дворце Царского Села.
XX век
А многолюдная деятельная столица тем временем активно вступала в новый век. В воздух поднимались дирижабли, организовывались первые показательные авиаполеты, дребезжали вагоны трамваев, шуршали шины автомобилей, электрический свет освещал витрины магазинов и окна ресторанов, люди спешили на первые киносеансы. Город еще больше вырос, в 1900 г. в нем жило 1 млн 200 тыс. человек. Большинство новых жителей были горожанами в первом поколении, перебравшимися сюда из деревень в надежде на лучшую жизнь.
Но Россию ждали новые потрясения, самым трагическим и позорным из которых стало поражение в войне с Японией 1904-1905 гг. Оно совпало с острым общественным кризисом, когда даже умеренно настроенные люди стали сомневаться в силе государства, а радикалы активно обличали царскую власть. Проигрываемая война и возрастающая агитация революционных партий резко усилили антиправительственные настроения. Опять начался всплеск терроризма, убийства государственных деятелей следовали одно за другим. В обществе проснулся интерес и сочувствие к революционерам, особенно к представителям партии эсеров. На заводах начались стачки, активнее всех бастовали рабочие Путиловского завода.
Общество же не могло так просто смириться с произошедшим. 9 января, названное потом Кровавым воскресеньем, стало началом первой русской революции. Рабочие вооружались и строили баррикады, крестьяне жгли казенные леса и барские усадьбы, грабили хлебозапасные магазины. Даже императорский Манифест от 17 октября 1905 г., даровавший населению «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов», уже не мог ничего изменить. К воздуху свободы уже примешался запах гари и крови. В светских кругах столицы вошли в моду революционеры, в пользу политзаключенных устраивались благотворительные сборы.
Царское правительство всегда считало наиболее радикальными революционерами именно эсеров, придерживавшихся террористической тактики. Большевиков же власти расценивали как узкую группу интеллигентов, занятых сугубо теоретическими дискуссиями. Отчасти подобная оценка была верной. В первой русской революции ленинцы приняли минимальное участие. Ленин вернулся в Россию летом 1905 г., но через два года эмигрировал вновь, на сей раз в Швейцарию, куда скоро перебрался и Зиновьев, ставший его правой рукой.
В России же к 1907 г. революционная лихорадка стихла. Снова стала развиваться промышленность и сельское хозяйство, к 1913 г. страна вошла в число крупнейших мировых экспортеров хлеба. На это же время приходится новый расцвет литературы, искусства, музыки, театра, получивший впоследствии звучное наименование Серебряный век. В Петербурге и Москве развернулась огромная художественная активность. Дягилевский балет покорил Европу, в обеих столицах прошли премьеры пьес Чехова, появились новые течения в литературе и искусстве.
Особенно была востребована поэзия. Символисты, футуристы, акмеисты собирали полные залы. Поэты, актеры, художники были завсегдатаями художественно-артистических кабаре, куда стремились и простые обыватели, чтобы хоть немного прикоснуться к этому волнующему богемному миру. Они были готовы платить любые деньги, чтобы увидеть, как балерина Карсавина танцует на огромном зеркале, послушать французского «короля поэтов» Поля Фора, увидеть Анну Ахматову, затянутую в черный шелк, или Маяковского в желтой блузе.
Первая международная выставка в Санкт-Петербурге
Но приближался конец мирной жизни. Пройдет совсем немного времени, и поэт Георгий Иванов будет с ностальгией вспоминать об этих беззаботных и счастливых временах:
Январский день. На берегу Невы Несется ветер, разрушеньем вея. Где Олечка Судейкина, увы, Ахматова, Паллада, Саломея. Все, кто блистал в тринадцатом году, Лишь призраки на петербургском льду.
Летом 1914 г. началась Первая мировая война. Россия в составе тройственного военного блока Антанта (вместе с Великобританией и Францией) вступила в противоборство с кайзеровской Германией и Австро-Венгерской империей. Объявление войны взбудоражило спокойный летний город. Народ пришел в возбуждение, начали сбивать вывески немецких магазинов, хватать «немецких шпионов», разгромили все здание немецкого посольства на Исаакиевской площади. В результате господствовавших в тот момент ультрапатриотических антигерманских настроений даже само название столицы Санкт-Петербург было переведено с немецкого на русский язык. Город стал называться Петроградом.
Вскоре начались перебои с продовольствием, у лавок стали выстраиваться невиданные дотоле очереди. Цены на продукты росли с каждым днем. Вместе с ними нарастало раздражение и недовольство горожан, в городе начиналась неразбериха. В очередях вовсю ругали царя, войну, спекулянтов.
Распутин же, почувствовав свою силу, стал все активнее вмешиваться настойчивыми советами и в политические дела. В результате по его указаниям смещали и назначали министров, проводили военные операции, дельцы из круга его приближенных наживали миллионы на военных поставках. Несмотря на многократные предупреждения со всех сторон, царь не предпринимал никаких мер, чтобы изменить эту ситуацию. Напротив, по наущению Распутина в августе 1915 г. царь сместил главнокомандующего армией опытного профессионального военного великого князя Николая Николаевича и сам встал во главе войск. Все понимали, что это не принесет добра. В ходе боевых действий не слишком хорошо вооруженная и неумело управляемая армия терпела одно поражение за другим.
В декабре 1916г. молодой аристократ Феликс Юсупов и великий князь Дмитрий Павлович с сообщниками устраивают покушение на Распутина. Местом действия драмы Юсупов выбирает подвал своего собственного дворца. Несмотря на массу возникших сложностей, заговорщикам все же удается завершить начатое. Распутин убит, и тело его сброшено в реку (подробнее об убийстве Распутина читайте в разделе, посвященном Юсуповскому дворцу). Город ликует, но колесо истории уже не остановить.
В результате всех этих событий, получивших затем название Февральской революции, Николай II, уже очевидно неспособный владеть тяжелейшей ситуацией в стране, был вынужден подписать отречение от престола. Российское самодержавие перестало существовать. Царя арестовали и вместе с семьей поместили под охраной в Александровском дворце Царского Села. Власть в стране перешла к Временному правительству во главе с князем Львовым. Оно называлось Временным, потому что мыслилось, что оно должно было управлять страной в переходный период до начала работы Учредительного собрания, которому предстояло окончательно определить новое государственное устройство России.
На этих митингах вернувшийся в апреле из эмиграции Ленин вовсю пропагандировал идею перерастания буржуазной революции в социалистическую. 4 июля на демонстрацию под лозунгом «Вся власть Советам!» вышло почти полмиллиона человек. Временное правительство стянуло в Петроград верные ему военные части, которые открыли по ней огонь. Ленинская партия была запрещена, был отдан приказ об аресте ее вождя, скрывавшегося сначала в шалаше на озере Разлив, а затем в Финляндии. Тогда большевики приняли курс на свержение Временного правительства и начали подготовку к вооруженному восстанию.
К концу октября 1917г. нежелание Временного правительства приступить к радикальным преобразованиям вызвало новую волну недовольства, которую умело использовали большевики. Главным требованием измученных солдат и терпящих постоянную нужду мирных жителей был конец ненавистной войны, и большевики пообещали народу немедленный мир. Кроме того, они обвиняли Временное правительство в том, что оно намеренно откладывает созыв Учредительного собрания. Партия Ленина готовилась к захвату власти.
Одним из первых декретов новой власти стал декрет о независимости и самоопределении, предоставивший самостоятельность некоторым территориям, ранее входившим в состав Российской империи, в частности Финляндии. После ее отделения новая линия государственной границы оказалась в непосредственной близости от Петрограда. Угроза внешней интервенции была велика, и 26 февраля 1918 г. Совнарком принял решение о переносе столицы в Москву. 10 марта члены ЦК партии и правительство во главе с Лениным выехали из Петрограда в древнюю столицу России, которой снова был возвращен ее старинный статус. Таким образом, город на Неве в общей сложности был российской столицей 206 лет (с 1712 по 1918 г.).
За этим последовали тяжелейшие годы военного коммунизма, голода, эпидемий, экономической разрухи. Погромы, обыски, грабежи «буржуйских» квартир стали нормой жизни. Шаляпин вспоминал: «Каждую ночь обыски. Приходят люди из разных организаций. Документы, выданные в других районах и организациях, для них недействительны. Откровенные грабежи». Бесконечные аресты, переполненные тюрьмы, взятие заложников, массовые расстрелы наводили ужас на горожан, но деваться им было некуда. Если в начале всех этих событий еще можно было уехать из города, что многие предусмотрительно и сделали, то скоро с трех сторон Петроград окружил фронт гражданской войны, и выезд стал невозможен.
писал Осип Мандельштам.
Но веселье это продолжалось недолго. Культура казалась самым действенным противовесом идеологии, поэтому государство постепенно начало рассматривать людей культуры как врагов. Начались их преследования и аресты. В страшном августе 1921 г. был расстрелян как контрреволюционер поэт Николай Гумилев, незадолго до этого умер уставший, разочарованный и измученный Александр Блок, превращенный новой властью из поэта в чиновника, которому даже по ночам снились телефоны и казенные бумаги, и самым тяжелым образом переживавший сознание собственной творческой немоты и потери смысла своей жизни. Несколько сот людей шли от дома поэта на Смоленское кладбище, где он был похоронен. Вместе с ним уходила эпоха Серебряного века.
Масла в огонь подлил еще так называемый Кронштадтский мятеж. В начале 1921 г. в Кронштадте, где стоял Балтийский флот, вспыхнуло восстание. Моряки арестовали комиссаров, избрали свое новое руководство и объявили, что они начинают настоящую, не комиссарскую, а народную революцию, поскольку большевики довели страну до страшного голода. Против них бросили отряды курсантов и частей Петроградского округа. Восстание было жестоко подавлено, большинство его участников расстреляно.
Опустевший Петроград начал заполняться новыми жителями, за три года его население увеличилось в полтора раза. Оживилось движение городского транспорта, в дома вернулся электрический свет. Улицы вновь запестрели яркими вывесками. В однообразной серой толпе шинелей, кожанок и до дыр заношенных пальто опять замелькали модные шубки.
Ленинград постепенно превращался в крупнейший военно-промышленный центр страны, в нем были реконструированы старые и созданы новые фабрики и заводы. Менялся и сам город: в нем красили здания, асфальтировали площади, прихорашивали Невский проспект. В Ленинграде появились автобусы, и постовые в белых перчатках регулировали уличное движение. В это время были выстроены новые здания райсоветов, дворцов и домов культуры, Дом Союзпушнины, гигантский Дом Советов на Московском (тогда Международном) проспекте, который хотели сделать будущим центром города. Ведь по тогдашнему генеральному плану развития Ленинграда городу предстояло расти именно в южном направлении.
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Тяжелейшим испытанием для города и всей страны, едва оправившейся после тяжелой разрухи, стала Великая Отечественная война. Используя фактор внезапности, немцы смогли быстро захватить Прибалтику и к сентябрю 1941 г. вплотную подошли к Ленинграду. С севера город блокировали финские войска. Захвату Ленинграда, города трех революций, крупного индустриального, научного и культурного центра СССР командование немецко-фашистских войск придавало огромное значение. Его падение, по планам гитлеровцев, должно было предшествовать взятию Москвы.
Встреченное яростное сопротивление заставило гитлеровскую военную машину надолго забуксовать у стен Ленинграда. Тогда немецким командованием была выпущена секретная директива, предписывавшая сжать вокруг города кольцо осады и артиллерийским огнем и бомбежками уничтожить его полностью. В ней говорилось: «Фюрер принял решение стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса».
Около 900 дней и ночей (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.) продолжалась беспримерная в истории человечества блокада Ленинграда. Осажденный со всех сторон вражескими войсками, лишенный связи с внешним миром, не защищенный никакими естественными преградами, город остался без продовольствия, отопления, электричества, водоснабжения, транспорта, под не прекращавшимися ни на один день бомбежками и обстрелами. Лишь узкая полоска водного пространства по Ладожскому озеру связывала осажденный город с Большой землей, но и она подвергалась непрерывному артиллерийскому и авиационному воздействию врага.
С самого начала все население города мобилизовали на рытье противотанковых рвов и строительство баррикад и дзотов на подступах к городу. Ленинград и его пригороды превратились в мощный укрепленный район. Баррикады пересекали многие улицы. На перекрестках и площадях грозно высились доты. Противотанковые ежи и надолбы перекрывали все въезды в город.
писала Ольга Берггольц.
Обратно возвращавшиеся грузовики везли продовольствие, лекарства, топливо, боеприпасы, но это была капля в море по сравнению с ежедневными потребностями огромного города.
Работу ледовой дороги очень затрудняла вражеская авиация. Фашистские летчики расстреливали с бреющего полета автомашины, обогревательные и санитарные палатки, фугасными бомбами разбивали лед на трассе. Для прикрытия Дороги жизни командование Ленинградского фронта установило на льду Ладоги зенитные орудия, большое количество зенитных пулеметов.
Женщины стирают вещи в блокадном Ленинграде
Чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем не сравнимые муки голода, жители ловили рыбу, птиц, уцелевших кошек и собак, собирали травы, из домашних аптечек выбирали все, что можно применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин, из столярного клея варили суп, студень.
Тем не менее все время блокады Ленинград оставался основным источником снабжения Ленинградского фронта военной продукцией. Оборонные предприятия, продолжавшие работать несмотря ни на какие трудности, произвели за это время тысячи танков, самолетов, полевых орудий, минометов, артиллерийских снарядов, мин. На заводах работали женщины, старики, подростки, так как практически все мужское население ушло на фронт в составе регулярных частей или частей народного ополчения.
С наступлением зимы в городе практически кончились последние запасы топлива: выработка электроэнергии упала до минимума, в домах погас свет. Прекратилось централизованное отопление домов, замерзли или были отключены водопровод и канализация. Стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах, выводя трубы в окна, железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но подобного топлива хватило ненадолго. Целые семьи гибли от холода и голода.
Единым для всех жителей города стало ощущение горечи всенародных утрат, оно притупило те чувства, которые были вызваны незаслуженными обидами, нанесенными властями своему народу. Так Дмитрий Шостакович, перед войной обвиненный в создании «сумбура вместо музыки», написал под грохот бомбежек знаменитую Седьмую («Ленинградскую») симфонию, ставшую символом мужества блокадного города. Прямая радиотрансляция из Большого зала Филармонии позволила услышать ее всем ленинградцам.
Смерть на улицах города
В январе 1943 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов сумели прорвать укрепления врага и соединить Ленинград с Большой землей. Появилась возможность восстановить прямое железнодорожное сообщение. К этому моменту из 3 млн довоенного населения в городе оставалось не более 800 тыс. человек. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл, поскольку еще целый год гитлеровцы бомбили и обстреливали Ленинград. Наконец 27 января 1944 г. блокада была полностью снята.
Не оправдались надежды на идеологические послабления, на столь ожидаемую свободу духа. Сталин боялся любой либерализации и постоянно опасался соперников и тайных заговоров. Руководителя города Жданова начали критиковать за «отсутствие политической бдительности», тогда этот изворотливый партийный функционер обрушился на два местных литературных журнала «Звезда» и «Ленинград» и на ленинградцев Анну Ахматову и Михаила Зощенко за то, что они «отходят от партийной линии в литературе». Разгром ленинградских литераторов был началом расправы с самим понятием «ленинградец», выстраданным целым поколением.
Когда в 1948 г. умер Жданов, было сфабриковано так называемое ленинградское дело, которое прошлось своим катком не только по городской верхушке, но не пощадило и многих, вовсе не причастных к политическим перипетиям людей. В городе развернулась широкомасштабная «охота на ведьм». Тысячи людей были отправлены в лагеря. Репрессии стали настигать ленинградцев и за пределами города. В те годы феномен понятия «ленинградец», ставшего после войны символом не только мужества и стойкости, но и культуры, сдержанности и достоинства, был едва ли не опасным. Лишним подтверждением тому стало уничтожение в 1949 г. Музея героической обороны Ленинграда.
С середины 1950-х возрождается после сталинского погрома культурная жизнь. Снова блистает Мариинский театр с балетмейстером Леонидом Якобсоном, БДТ с Георгием Товстоноговым, выходят первые книги Александра Володина, Андрея Битова, Александра Кушнера. Однако оттепель постепенно сворачивается официальными властями, и с середины 1960-х наиболее заметные культурные события происходят уже в андеграунде. После 1968 г, общественная атмосфера снова сгустилась, и возможности самореализации в официальной культуре становились все уже.
В 1960-1980-х гг. город рос и ширился, в нем появились новые современные Дворцы спорта, концертные залы, гостиницы, административные и общественные здания, был выстроен аэропорт, построены 4 линии метро общей протяженностью почти 100 км. В 1979 г. начали возводить сооружения защиты города от наводнений. Однако вся культурная атмосфера города, его литературно-художественная, театральная, музыкальная жизнь находились под двойным административно-идеологическим гнетом у местного чиновничества и его общесоюзного начальства.
эта цитата из Александра Городницкого хорошо отражает ту атмосферу, что воцарилась в официальной творческой жизни города. Однако живая культура Ленинграда никогда не сводилась к идеологически запрограммированным и утвержденным цензурой формам. Помимо господствовавшего в официальной культуре соцреализма существовал и многоцветный мир свободного творчества, неподвластный и неподконтрольный государству.
В питерских коммуналках, в сторожевых будках и котельных сочинялись стихи, романы и пьесы, создавались картины, рождались музыкальные произведения, писались исторические и философские трактаты. Независимое творчество находило отдушину в знаменитом «Сайгоне», дружеских кружках, на квартирных чтениях, выставках и концертах. Ленинград превратился в центр самиздата. С его помощью «широко известными в узких кругах» стали Иосиф Бродский, Олег Григорьев, Виктор Кривулин, Сергей Довлатов. Довлатов писал об этом так: «Если при Сталине талантливых писателей сначала издавали, затем обливали грязью и, наконец, расстреливали или уничтожали в лагерях, то теперь никого не расстреливали, почти никого не сажали в тюрьму, но и никого не печатали. Лучшие писатели, уподобляясь заговорщикам, писали, как говорится, «в стол», а менее честные и стойкие верой и правдой служили государству, получая за это доступ к очень заманчивым материальным благам».
Некоторые послабления начали ощущаться с 1981 г., когда были открыты знаменитый ленинградский рок-клуб, «Товарищество экспериментального изобразительного искусства», литературный «Клуб 81». Большую известность получили «Аквариум» Бориса Гребенщикова и «Кино» Виктора Цоя. Сотнями квартирных концертов, неисчислимыми километрами подпольных магнитофонных пленок, всем своим творчеством независимые музыканты торпедировали тоталитаризм. Конец 1980-х гг. стал временем триумфов ленинградского телевидения, когда все население обсуждало новые выпуски «600 секунд» с Невзоровым и Сорокиной, «Адамова яблока» с Набутовым, «Пятого колеса» с Курковой, «Музыкального ринга», где состязались новые группы и музыканты.
Эксперименты над синтезом театра и импровизационной музыки, которыми занимался в ДК Ленсовета кпавишник группы «Аквариум» Сергей Курехин, привели к созданию знаменитой «Популярной механики», с успехом гастролировавшей по всей стране со своими экстравагантными программами. В середине 1990-х возник клуб «Там-там», откуда вышли такие группы, как «Король и Шут», «Tequilajazz», «Пилот».
Однако всеобщее воодушевление постепенно сменялось унынием. Катастрофический рост цен, плачевное состояние экономики, экологические проблемы, разгул преступности. Грязный, заброшенный Петербург в 1990-х гг. приобрел репутацию «русского Чикаго». Помните популярную в те годы песню группы «Секрет»:
. Официанты из «Садко» спокойно едут домой,
И в их багажниках трясутся рюкзаки со жратвой.
Они не курят натощак, и за спиной у них филфак, а может ГИТИС.
И у метро о чем-то спорят герои кабаков,
Их давно пора разнять, да только нету дураков.
Бойцы милиции молчат, и только барышни кричат: «Остановитесь!»
Петербург постепенно становился и «криминальной столицей» России, в нем активно действовала организованная преступность, а на студиях не менее активно снимались фильмы и сериалы, посвященные этому явлению и распространявшие по стране негативный имидж города. Ярким примером может служить известный телесериал «Улицы разбитых фонарей».
Тем временем мэр Петербурга Анатолий Собчак старался привлечь к городу внимание Запада: организовал Игры доброй воли, провел несколько международных конференций, пригласил в город на Неве английского принца Чарльза и королеву Елизавету. Он хотел сделать город банковской и туристической столицей, поскольку в тот период полувоенная промышленность города осталась практически без работы. Сам же мэр большую часть времени проводил в зарубежных поездках. Его репутация сильно пострадала от слухов, что он и члены его семьи получали выгоду от теневых экономических сделок, и следующие выборы он проиграл Владимиру Яковлеву, ставшему уже не мэром, а губернатором Петербурга.
Новый губернатор решил привести в порядок расстроенные финансы города и его разрушенную инфраструктуру. Первый год его правления был полон просчетов и метания из стороны в сторону, но к 1997 г. ему удалось сбалансировать городской бюджет и даже найти кредиты на дальнейшее развитие Петербурга. Одновременно развивалась и художественная жизнь города. Снова приобрели большое значение опера и балет, выставки в Эрмитаже и Русском музее, лидерство в театральной области получил МДТ Льва Додина.
XXI век
Современный Санкт-Петербург. Разводные мосты
Сейчас в Санкт-Петербурге живет около 5 миллионов человек. Это самый крупный город Европы, не являющийся столицей государства, и самый северный город с населением более миллиона человек. В России Петербург занимает второе место после Москвы по населению и размерам. Сейчас Санкт-Петербурге административно подчиненными ему территориями занимает площадь 1439 кв. км.
Санкт-Петербург является центром большого Северо-Западного федерального округа, в который входят Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, Ненецкий автономный округ.
Осенью 2003 г. губернатором города была избрана Валентина Матвиенко, ставшая одной из первых женщин, возглавивших субъект Федерации. Обладая поддержкой центральных властей, она стала активно превращать Петербург в современный мегаполис.
Резко возрос объем жилищного и офисного строительства, которое значительно увеличило площадь Петербурга, сформировав гигантские по своим размерам новые жилые районы на юге, западе и севере города. Новостройки вышли к берегу Финского залива, где в настоящее время создается морской фасад города. Была построена часть долгожданной кольцевой автодороги и начаты новые капиталоемкие проекты: западный скоростной диаметр, достройка дамбы в Финском заливе, китайско-российский проект «Балтийская жемчужина».
Крупнейшие российские налогоплательщики перевели свои головные офисы в Петербург, в результате чего городской бюджет увеличился примерно в четыре раза и появилась возможность вкладывать еще больше средств в ремонт дорог, реставрацию зданий, улучшение городской инфраструктуры и качества жизни петербуржцев. Конечно, сегодняшний Петербург уже далеко не тот «город разбитых фонарей», как в начале 1990-х. К сожалению, одновременно утрачиваются обветшавшие, но милые сердцу горожан старинные уголки, а на их месте вырастают безликие офисные центры, что приводит в отчаяние петербуржцев, постоянно организующих сборы подписей и пикеты в защиту очередного скверика или дворика, на которые позарились строительные организации.
Особое беспокойство у жителей вызывает появившееся в последнее время и совершенно не свойственное Петербургу ранее стремление строить высотные дома. Петербург был всегда «горизонтальным» городом. В свое время высотный регламент столицы установил сам царь Николай I, запретив строить дома выше Зимнего дворца. Благодаря этому запрету сформировалась уникальная и очень гармоничная городская среда. Но сейчас в городе начали расти небоскребы не только по окраинам, но уже и в центре. Особую бурю протестов вызвало желание построить 300-метровую башню «Газпром-Сити».