когда был хавьер в беларуси в каком году
Как Витебск 7 лет назад оказался в снежном плену. Вспомнили про Хавьер
В этом году жители Витебска так и не почувствовали прихода зимы (несколько «снежных» дней – не в счет). А 7 лет назад, в самый разгар марта, на город неожиданно обрушился ураган «Хавьер», парализовавший движение транспорта и всю городскую жизнь.
15 марта 2013 года. Хавьер на улице Короткевича в Билево. Фото: Сергей Мартинович
«Витебский курьер n» решил вспомнить, как это было 15 марта 2013 года.
15 марта 2013 года, 7:22. Смоленск в снегу. Фото: Сергей Мартинович
Расскажу о том, что наблюдал сам. В ту пятницу я приехал с занятий из Смоленска (где уже было достаточно снежно) в 11-м часу дня на дизеле (тогда я еще был студентом магистратуры) и сразу же направился домой, в Билево, на улицу Короткевича.
15 марта 2013 года, 13:38. Сильный снегопад на улице Короткевича в Билево. Фото: Сергей Мартинович
Погода стала портиться сразу после обеда. В 13.30 уже валил снег, ухудшилась видимость. Мне удалось сделать из окна несколько снимков.
15 марта 2013 года, 17:59. Разворотное кольцо на улице Короткевича в Билево в разгар Хавьера. Фото: Сергей Мартинович
Все самое необычное началось после 17 часов, когда люди возвращались с работы. Я сидел за компьютером, когда заметил, что небо за окном потемнело, а с улицы стали доноситься странные звуки. Я посмотрел вниз с балкона и увидел несколько автобусов, сгруппировавшихся на кольце за снежной пеленой. Транспорт не мог проехать, ему на помощь были высланы снегоуборочные тракторы, вереницей расчищавшие дорогу. Но это помогало мало: снег падал быстрее, чем техника успевала закончить работу.
Вскоре с работы вернулся отец, сообщивший, что был застигнут снежным ураганом в конце Московского проспекта, где из-за заносов образовалась большая пробка. Автобусы двигались как черепахи, каждый метр приходилось преодолевать «с боем». Только чудом отец смог добраться домой.
16 марта 2013 года. Снег возле Билевского леса. Фото: Сергей Мартинович
Интересно, что на следующий день Билево будто вымерло. Циклон миновал, дороги были расчищены, но транспорт ходил плохо, много рейсовых автобусов так и не пришло вовремя. В тот день я ходил на лыжах в Билевский лес. Повсюду лежали большие сугробы.
25 марта 2013 года. Замерзшая и заснеженная Двина. Фото: Сергей Мартинович
Даже через 10 дней последствия стихии наблюдались в Витебске повсюду. Город был завален снегом, а Двина скована льдом.
«Витебский курьер» за 21 марта 2013 года о последствиях Хавьера. Фото: Сергей Мартинович
Хавьер стал главной новостью не только Витебска, но и всей Беларуси. Не обошел ее стороной и «Витебский курьер». 21 марта 2013 года на первой полосе вышла статья «Витебск в снежном плену». Газета писала:
Редко случается, когда горожане помогают коммунальщикам справляться со снегом. Но 15 марта снежный шторм так разбушевался, что за считанные часы образовались полуметровые сугробы. Вот и пришлось витеблянам брать в руки лопаты, иначе – не пройти, не проехать. Как пояснили в МЧС, всего по городу было задействовано 49 единиц снегоуборочной техники… На дорогах в снежных заносах застряли тысячи автомобилей. Тысячи человек ночевали в пути.
Возможно, с кем-нибудь из читателей «Витебского курьера n» случились интересные и необычные истории 15 марта 2013 года, связанные с Хавьером? Интересно было бы узнать, как вы пережили этот день.
«Даже ограждение на разделительной полосе разрезали, чтобы водители могли разворачиваться». Вспоминаем «Хавьер» в Минске
Ровно восемь лет назад, 15 марта, на Беларусь обрушился сильнейший циклон «Хавьер». Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорил с сотрудниками ГАИ, которые наряду с другими службами города противостояли снежной стихии.
Снег, сопровождавшийся сильным ветром, со страшной силой ближе к обеду стал накрывать Минск. На борьбу со снежной стихией вышли дорожные и коммунальные службы города. Если утром на работу люди добирались без особых проблем, то уже в конце трудового дня возвращаться стало проблематично. Тротуары и дороги занесло настолько, что идти пешком и двигаться за рулем было очень сложно. Скорость машин составляла порядка 20–30 км/ч. Не обходилось без ДТП, серьезных заторов. Ситуацию усугубляло и то, что многие водители бросали личный транспорт на проезжей части, отчего становилось еще более проблематично двигаться другим. И в такой сложной обстановке важна была помощь ГАИ.
Приводим воспоминания сотрудников, которые оказывали помощь водителям во время снежной стихии.
Начальник отдела ГАИ Советского РУВД Андрей Шармалайкин:
— На службе в ГАИ с 1994 г. За это время многое пришлось повидать. Были, конечно, стихии, но не такие, как «Хавьер»… Тогда, 15 марта, служил в должности заместителя начальника отдела ГАИ Первомайского РУВД. На службу заступил во второй половине дня. Успел доехать до работы, а потом началось. Дежурили в основном на пр. Независимости, пересечении с МКАД. Останавливали большегрузные автомобили с тем, чтобы они не выезжали из города. Рекомендовали водителям оставаться в первой полосе, пока расчищают дороги на выездных трассах. Ведь за городом ситуация была не лучше, чем у нас. Движение транспорта на улицах было сильно затруднено. Нам приходилось в наиболее проблемные места направлять снегоуборочную технику, сопровождать колонны, оформлять дорожные происшествия. Что отметил для себя: люди организовались в трудную минуту, помогали друг другу, вытаскивали машины из снега, доставляли бензин к авто, у которых он закончился в дороге, предлагали подвезти прохожих до дома…
Начальник отдела по агитации и пропаганде ГАИ ГУВД Мингорисполкома Артем Нехай:
— В должности инспектора ДПС отдела ГАИ Заводского РУВД нес служу на ул. Ангарской. С утра сыпал небольшой снег, а потом Минск накрыл снежный циклон. Прохожие, глядя, как мы при сильном ветре и снеге регулируем движение на перекрестке, подходили к нам, предлагали согреться чаем, угощали бутербродами. Стихия объединила людей. В спешке, пытаясь быстрее добраться домой, водители становились невнимательными. В результате много столкновений фиксировали на МКАД. В основном аварии происходили из-за несоблюдения безопасной дистанции. Мы же старались быстро оформлять происшествия. Помню, сотрудникам МЧС пришлось даже разрезать ограждение в одном месте на разделительной полосе, чтобы водители могли разворачиваться.
Заместитель командира спецподразделения по обеспечению дорожной безопасности ГАИ ГУВД Мингорисполкома Павел Зверуго:
— В ГАИ служу свыше 18 лет. В 2013 г. работал старшим инспектором ДПС в этом же подразделении. Когда в столицу пришел «Хавьер», находился на пр. Победителей в районе университета физической культуры. Там регулировали транспортные потоки. Помню, остановилась фура на литовских номерах и не смогла дальше проехать в сторону ул. Нарочанской. Что мы только не делали, чтобы сдвинуть многотонную машину с места! И лопатами снег откапывали от колес, и доски под шины подкладывали, и трактором пытались сдвинуть… «Хавьер», конечно, доставил нам много хлопот. Но встречались на моем служебном пути и летние испытания. Приходилось в сильнейшие ливни регулировать движение транспорта едва ли не по колено в воде. Как, например, это было на перекрестах пр. Независимости и ул. Ленина, ул. М. Богдановича и Я. Купалы. Помню, в 2004 г. регулировал на перекрестке пр. Машерова и ул. Даумана транспортные потоки под палящим солнцем. Спрятаться в тень не было возможности. Тогда получил ожоги лица, шеи, рук.
Командир взвода ДПС отдела ГАИ Ленинского РУВД Борис Садовский:
— В 2013 г. работал в этой же должности и в том же отделе, что и теперь. Запомнился один случай. На ул. Аранской, если двигаться в направлении перекрестка с ул. Маяковского и Свердлова, остановился троллейбус. Под горку техника отказывалась ехать по скользкой заснеженной дороге. Расчистить проезжую часть не представлялось возможным, поскольку уборочная техника не могла подъехать из-за скопившихся машин. В салоне находилось около 80 пассажиров, из них примерно 30 вышли его толкать. Подъехал, объяснил, что попытки тщетны, что сдвинуть с места многотонную махину они не смогут. Порекомендовал всем зайти в салон и собраться ближе к заднему стеклу, чтобы увеличить давление на заднюю ось. Люди так и сделали. Троллейбус под тяжестью просел и… поехал, освободив путь другим участникам движения. На прощание пассажиры помахали нам рукой в качестве благодарности. Раньше такой способ использовали для оказания помощи водителям старых заднеприводных «Жигулей» и «Москвичей». Однажды зимой на ул. Якубова нужно было помочь подняться в горку пенсионеру. Вместе с напарником сели на крышку багажника — и старенькое авто спокойно двинулось под уклон. Такой вот опыт.
Испытание «Хавьером»
От пронесшегося над страной урагана в нашей новейшей истории останутся скорее не последствия, а уроки, которые мы все должны из него извлечь
Последние три дня тема прошедшего над страной в пятницу снежного шторма с романтическим мужским именем «Хавьер» была самой обсуждаемой среди белорусов. Пожилые люди, вздыхая, твердили, что такого за свою жизнь еще не видели, те, кто помоложе, рассказывали, как добирались в пятницу с работы и из поездок: кто-то с юмором, кто-то еще в легком шоке. Впрочем, все сходились в одном: Беларусь циклон пережила. Жизнь в стране не остановилась, катастрофы не случилось. А от «Хавьера», несомненно, в нашей новейшей истории останутся скорее не последствия, которые удалось либо предупредить, либо быстро ликвидировать, а уроки, которые мы все должны из него извлечь.
Ликвидация последствий урагана изначально была на самом высоком контроле. Президент Беларуси Александр Лукашенко, уезжая в командировку, дал соответствующее распоряжение всем органам государственной власти оперативно в течение светового дня провести работы по расчистке дорог, подъездов ко всем общественным учреждениям, а также дворовых территорий жилых домов, восстановлению инфраструктуры. Вице-премьер Анатолий Калинин озвучил также обращение главы государства к гражданам с просьбой принять активное участие в расчистке дворовых и прилегающих территорий, отметив при этом, что сложившаяся ситуация постоянно контролируется Президентом и правительством.
В воскресенье, уже подводя первые итоги борьбы с последствиями урагана, Анатолий Калинин констатировал: все государственные службы (облисполкомы, Мингорисполком, МЧС, ЖКХ, Минтранс, МВД, ГАИ, Минобороны и другие) под руководством созданных штабов в правительстве и на местах работали слаженно и ответственно, с пониманием сложившейся ситуации. Жизненно важные объекты в целом обеспечивались своевременно, без перебоев. В обесточенных ураганом населенных пунктах и объектах подача электроэнергии была восстановлена в течение суток.
Было сказано и о первых уроках, преподнесенных “Хавьером”. Не на должном уровне было организовано обслуживание пассажиров задержавшихся рейсов в Национальном аэропорту Минск. Не оперативно осуществлялась доставка топлива автомобилистам, оказавшимся в плену снежной стихии. Не везде обеспечивался подвоз горячего питания. “И самое главное, что, получив информацию о штормовом предупреждении, автомобилисты проигнорировали это и отправились в дорогу, нарушали скоростной режим”, — отметил вице-премьер.
Беременных несли на руках
Действительно, нежелание прислушиваться к предупреждениям служб о грозящей опасности способствовало тому, что многие автолюбители попали буквально в безвыходную ситуацию. “То, что люди к нам не прислушались, во многом осложнило ликвидацию последствий опасного природного явления, — помощник начальника Минского городского управления МЧС Виталий Дембовский говорит об этом со знанием дела. — Ведь наша служба неоднократно, за сутки до метели, предупреждала о том, что трассы будут заметены снегом. Но по факту в период снегопада стали происходить дорожно-транспортные происшествия, из-за которых было перекрыто движение, образовались заторы, которые, в свою очередь, мешали уборке снега. А ведь многие поездки можно было отложить. В пятницу в службу поступило около четырех тысяч звонков (в обычный день чуть больше тысячи). Всего было спасено в стране около тысячи человек”.
О хорошем взаимодействии служб говорят те факты, что спасатели мгновенно реагировали на просьбы медучреждений, медиков вызволить попавшие в снеговой плен машины, отвозили людей, к которым врачам “скорой” было сложно подъехать. Так, например, двух беременных женщин из столичного микрорайона Сокол на руках переносили из машины в машину, пока не доставили в больницу, буквально откопали из снега 12-летнего мальчика. Всего в стране подразделениями МЧС 211 раз оказывалась помощь в извлечении из снежных заносов 363 транспортных средств (легковые и грузовые автомобили, рейсовые автобусы, автомобили скорой медицинской помощи), в которых находились 1172 человека, из них 260 детей.
Проверка на прочность и человечность
Во время урагана было затруднено движение на 30 участках автомобильных дорог. Особенно сложная ситуация была на трассах Могилевского и, частично, Гомельского направления. Стояли машины на дорогах Крупского, Дзержинского, Слуцкого и Борисовского районов, с перебоями осуществлялось движение в направлении Гродно. “Тяжелая авария произошла на трассе М1. Там “жигули” попали под грузовик, в результате чего погибли два человека, — рассказал инспектор ГАИ МВД Беларуси Александр Бруй. — Водителям, которых снегопад заставал далеко от населенного пункта, приходилось ночевать в машинах. Многие были вынуждены бросать транспортные средства, которые заметало снегом. Люди помогали друг другу. К примеру, когда мы взялись помочь водителю, застрявшему на Дзержинской трассе, впереди нас шел джип с высокой посадкой и прокладывал для нас колею, потому что дорогу заметало мгновенно. Серьезные заторы на дорогах создавали тяжелые грузовые машины, помочь которым могла только более мощная специальная техника. Тем не менее с ситуацией удалось справиться. Считаю, что все службы хорошо сработали, на твердую четверку”.
Впрочем, как отметил Александр Бруй, не все в тот день прониклись духом взаимовыручки: “Когда я в одиннадцать вечера сам добирался со службы домой, таксист предложил за пять километров заплатить 300 тысяч рублей. Пришлось добираться пешком”.
От Дзержинска до Минска ехали целую ночь
В самый эпицентр “Хавьера” попали и сотрудники “НГ”. Вот что рассказывает редактор отдела перспективного развития Регина НОВИК:
— В пятницу заканчивалась наша командировка в Брестскую область. Утром наша “мазда” еле выехала из города. Добирались до Барановичей часа три: в снежной пелене видимость снижалась до десяти метров, было скользко, а местами дорога сливалась в сплошную белую полосу. Но самое сложное испытание ждало нашу команду на домашнем отрезке пути — от Барановичей до Минска. Через некоторое время трасса оказалась перекрыта. Гаишники предложили объезд на Узду. Не доехали: дорогу перегородил потерпевший аварию лесовоз. Вовремя успели развернуться. На обратном пути занесло в сугроб. Откопались и с помощью местных жителей вытолкали машину из снега. Снова на трассу. Проезд открыт. Заносит, ветер будто с цепи сорвался. Метет и метет. Ехать страшно даже пассажирам. А каково тем, кто за рулем?! Тяжелее всего пришлось нашему рулевому, фотокорреспонденту Александру Шаблюку, который до рези в глазах часами вглядывался во впереди идущий транспорт. Еле ползем вперед, пытаясь нащупать колесами невидимую колею.
За Дзержинском опять попали в пробку. Надеялись, что ненадолго. Но оказалось, что на всю ночь. С 18 часов в окружении таких же бедолаг мы коротали время на трассе. Недвижимая колонна растянулась на десятки километров. К счастью, у нас были продукты и вода. Всем, кто находился недалеко от нас, добрые люди в форме предлагали горячий чай. Боялись, что не хватит бензина, поэтому грелись с перерывами. Паники вокруг не было заметно, хотя эмоции порой зашкаливали, особенно когда по встречной полосе на Минск стал двигаться транспорт. Размяться практически невозможно, ветер на улице пробирал до костей. До полуночи никаких известий об обстановке на трассе не было. Только после часа ночи по радио стали передавать информацию, но разобраться, что к чему, из-за плохой слышимости, мы не смогли. Водители выходили из машин, ободряли друг друга, передавали последние слухи. Тем временем спасатели освобождали путь для грейдера. С трудом, но трассу чистили. Часа в три началось движение. Наши четыре ряда в час по чайной ложке перестраивались то в два, то в один: со всех сторон неподвижно застыли грузовые и легковые автомашины. Слава богу, в пятом часу утра мы въехали в столицу.
Вместе со спасателями и ГАИ без сна и отдыха работали дорожники, коммунальники и энергетики. В пиковые часы дороги расчищали около 1200 единиц спецтехники. Помимо машин из собственного автопарка дорожники привлекли технику сторонних, чаще всего строительных, организаций.
— Только за выходные для обработки дорожного покрытия было использовано около 20 тысяч тонн противогололедных материалов, — рассказали в пресс-службе “Белавтодора”. — К счастью, их запасы достаточно велики: при необходимости противогололедных средств хватит еще на месяц.
В столице на ликвидацию последствий снегопада вышли около 20 тысяч человек и около тысячи машин спецтехники. На оперативном совещании в мэрии председатель Мингорисполкома Николай Ладутько отметил, что городские коммунальные службы работают в усиленном режиме, однако для того чтобы ликвидировать все последствия циклона, нужна помощь самих горожан. Сегодня в городе пройдет масштабный субботник по уборке снега. Все желающие могут принять в нем участие: ЖЭСы города выдадут необходимый инвентарь.
Энергетикам также пришлось экстренно ликвидировать последствия “Хавьера”. В пятницу “Бел-энерго” зафиксировало максимальное количество отключений: к вечеру без электричества остались 1728 трансформаторных подстанций, 558 населенных пунктов и 71 ферма. И хотя снежные заносы и заторы на дорогах мешали спецтехнике проехать к местам повреждений, уже к утру субботы в половине отключенных населенных пунктов снова загорелся свет. К вечеру этого же дня электроснабжение было нарушено только в нескольких единичных пунктах, но и там его восстановили быстро — к ночи воскресенья.
Вода уходит постепенно
Жителям Гомельской области, где в этом году и без того начались ранние паводки, “Хавьер” доставил немало тревог. Ряд районов залило проливными дождями, многие другие накрыла стихия снежная. В любом случае можно было бы ожидать обострения паводковой ситуации. Однако местные структуры МЧС уверенно заявляют: наступления воды опасаться не стоит.
Например, в Житкович-ском районе, где в этом году было отмечено первое подтопление, — в деревне Переровский Млынок — только за один день (пятницу) выпал 31 миллиметр осадков в виде снега. Цифра немалая и даже, на первый взгляд, угрожающая. Однако уровень воды в проблемных реках Припяти и Случи не поднимается. Наоборот, он имеет устойчивую тенденцию к спаду. Только за последние дни вода в Припяти опустилась с отметки 519 до 502 сантиметров. Случь также “понизилась” на 13 сантиметров.
— Лед на этих реках тронулся, и обильные осадки никак не могут повлиять на паводковую ситуацию в целом, даже если сейчас установится очень теплая погода, — рассказал начальник Житковичского отдела по чрезвычайным ситуациям Андрей Туровец. — Все дороги у нас расчищены, ДТП, заторов на дорогах, перебоев с электроэнергией даже в самый пик разгула стихии у нас не было.
А в Витебской области после пронесшегося урагана к концу недели ждут еще один природный сюрприз: столбик термометра местами может опуститься до минус 20 градусов.
— Март на Витебщине — зимний месяц, минус три с половиной считается нормой, метеорологическая весна наступает у нас 29 марта, — ведущий инженер-синоптик Витебского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Людмила Бороденок не видит в грядущем похолодании ничего удивительного.
— Никаких специальных мероприятий не планируем, все котельные работают в штатном режиме, с запасом обеспечены топливом, технологическое оборудование готово к несению нагрузок в условиях низких температур, — говорит первый заместитель начальника областного управления ЖКХ Дмитрий Герасимов.
Такого снежного циклона синоптики не припомнят за более чем 30 последних лет, рассказала главный синоптик Республиканского гидрометеоцентра Людмила Паращук.
Связан ли шторм, который довелось пережить белорусам в пятницу, с глобальными изменениями климата? На этот вопрос мы попросили ответить главного научного сотрудника Института природопользования Национальной академии наук, академика Владимира Логинова:
— Нельзя однозначно связать последствия антициклона “Хавьер” с глобальными изменениями климата, — объясняет ученый. — Мы выполнили анализ изменений опасных метеорологических явлений с 1975 года. Он показал, что повторяемость ливневых дождей, шквалов, засух и заморозков в последние годы увеличилась. В то же время количество других опасных явлений даже уменьшилось, например число дней с градом, туманом, изморозью и метелями.
Во время потепления климата увеличивается скорость испарения влаги и ее количество в атмосфере. При ее конденсации действительно должно выпадать больше осадков. Это мы и видим в последние десятилетия в Беларуси, когда увеличивается повторяемость ливневых осадков летом и зимой. Физически эти экстремальные выпадения осадков можно связать с изменением климата. Увеличилось также число шквалов и ураганов. Это объясняется тем, что при конденсации влаги в атмосфере выделяется много тепла и ветер разгоняется до ураганной силы — до 20—25 метров в секунду. Такова природа тропических ураганов, по той же причине больше стало шквалов и ураганов и на нашей территории.
А в ночь на понедельник в Беларуси очевидцы заметили еще одну аномалию — полярное сияние. Это удивительное явление можно было увидеть в Бресте, Гродно и Минской области, в интернете даже выложены фото. Впрочем, специалисты даже в этом ничего удивительного не видят: как рассказал инженер астрономической лаборатории Обсерватории физического факультета БГУ Виктор Горенко, полярное сияние в Беларуси можно наблюдать 2—3 раза в год, обычно оно чуть розоватое и еле заметно. Происходит это при повышенной солнечной активности. Как раз в воскресенье, как сообщили корреспонденту “НГ” в Центре геофизического мониторинга НАН Беларуси, началась солнечная буря.
Развелась, гладила костюмы Адама Ламберта, двое суток добирался в Минск. Белорусы вспоминают Хавер
Если в марте прошлого года белорусы чаще всего говорили о коронавирусе, то восемь лет назад — о Хавере. 15 марта страну накрыла снежная стихия, которая мало кого оставила равнодушным. Это был день, когда мы откапывали машины незнакомцев из сугробов и синеющими пальцами держались за… конечно, чашку горячего чая. Люди опаздывали на ночную смену и домой с работы, отменяли встречи. Но в жизни некоторых белорусов Хавер послужил причиной действительно важных событий. Для одних стихия стала маячком для развода, другим подпортила свадьбу, а у третьих в тот день сбылась заветная мечта. Onliner собрал судьбоносные истории от 15 марта 2013 года.
Анна. Муж не забрал с работы — поняла, что пора разводиться
У минчанки Анны не было привычки смотреть прогноз погоды. В то утро — 15 марта 2013-го — она вышла на работу в короткой куртке без капюшона, джинсах, без шапки и в зимних коротких ботинках. О надвигающемся шторме девушка узнала из новостей и от коллег, когда всех стали отпускать с работы к 15 часам. Анна позвонила своему супругу и попросила забрать ее, но диалог был примерно такой:
— Тема, нас отпускают в 15:00 с работы из-за Хавера. Может, ты меня можешь забрать? — спросила она.
— Да блин, давай сама. У меня нет времени. У нас сегодня корпорат. Все. Пока. Не могу говорить, — ответил молодой человек.
Анна говорит, что 15 марта 2013 года стало днем, когда ее муж (уже бывший) «потерял баллы».
— Мне всегда было сложно просить о помощи, потому что мой папа очень хотел мальчика и я выросла самостоятельной «решалой» своих проблем. Но, судя по новостям, это был именно тот момент, когда мне захотелось почувствовать себя принцессой, которую спасает супергерой. К сожалению, офисная попойка у него на работе выиграла с большим отрывом, — рассказывает девушка.
Она вспоминает, что ее попытка доехать домой в военный городок после шести вечера оказалась отчаянной. Но это Анна поняла примерно через два часа в районе станции метро «Уручье». Она развернулась, поехала на метро до площади Якуба Коласа, а там пересела на трамвай и, вытирая скупую слезу, доехала до родителей ближе к десяти вечера.
— Примерно в шесть часов я вышла с работы. В офисе никого. Я словно в детском саду: всех забрали, а меня — нет. От этого еще больнее. Ну да ладно. Я взрослая. Холодно, снег, ветер. Много людей на остановке. Ноги уже мокрые. На автобусе в это время еще получилось добраться до станции метро «Уручье», откуда я обычно пересаживалась на другой автобус до военного городка. А там — все: машины стоят, автобуса нет минут 40. Пешком идти около получаса — не вариант, потому что сильно замерзла. А дальше метро, трамвай — и папа встретил на остановке. Он обнял меня, и мы пошли домой просто по проезжей части, ведь тротуар был сплошным сугробом, — вспоминает минчанка.
Это стало тревожным звоночком для девушки: а зачем вообще вышла замуж? На следующий день, говорит она, муж — еще навеселе после корпоратива — бросил скупое «Ну прости». Потом пошли последние капли. В браке Анна и Артем были с 2012 года, развелись в 2014-м.
— Еще пару таких историй — и мое представление о счастливом браке, где люди заботятся друг о друге, оказалось сказкой про г**но. В моей голове все чаще стал крутиться вопрос: а зачем мы поженились? И очень скоро мы развелись, я купила себе Mercedes и сама возила себя куда мне хочется, — улыбается она.
Теперь девушка ни о чем не жалеет.
Сергей. Вместо подготовки к свадьбе носили людям бутерброды и чай
В 2013 году Сергей и Виктория жили в Фаниполе, их свадьба была назначена на 16 марта. В вечер, когда в стране бушевал Хавер, пара возвращалась домой и собиралась готовиться к бракосочетанию, но увидела, что много машин стоит в сугробах.
— И вместо подготовки к свадьбе мы пошли домой, наделали бутербродов, заварили чая и пошли искать людей. Правда, никого не нашли: все уже повыходили из машин. Но прошли мы где-то километра три, — вспоминает Сергей.
Он говорит, что на следующий день — в дату их свадьбы — было веселее. В одиннадцать утра пара расписалась в Фаниполе. Добраться в загс большого труда не составило, но после росписи нужно было ехать праздновать в Минск. Там же планировалась и фотосессия.
— Мы ехали по трассе Брест — Минск, а дорога была будто из стекла — абсолютно гладкая, повсюду был лед. Было немного страшно, потому что водители ехали со скоростью где-то 120 км/ч — мы просили сбавить, но они очень торопились. Мы говорили, что хотелось бы выжить в этот день, — смеется Сергей. — Примерно за час мы добрались до Ботанического сада на фотосессию. Жена вышла из машины в свадебном платье и легкой накидочке, а доехать прямо до локации не было возможности, нужно было идти пешком. Эту картину надо было видеть: она идет по огромным сугробам, водители останавливаются, начинают сигналить и поздравлять.
Так невеста Виктория, трясясь, шла примерно полчаса. Сергей дал ей свою куртку. Правда, в такую погоду это не сильно спасало. Хорошо, что никто не заболел. Молодожены как-то отстояли фотосессию и поехали отмечать. Молодой человек вспоминает, что примерно восемь гостей-минчан не смогли добраться в ресторан, сославшись на непогоду.
— В тот день у нас было много поздравлений, люди говорили, что большой снег на свадьбу — хорошая примета: будет много денег. Она сработала 50 на 50: в деньгах не нуждаемся, но и на широкую ногу не живем, — улыбается мужчина. — Однако Хавер мы запомнили очень хорошо!
Вообще, пара планировала свадьбу летом, но на 16 марта выпадало четыре месяца с даты знакомства — решили пожениться в «микроюбилей». Завтра у Сергея и Виктории будет восьмая годовщина со дня свадьбы, у них растет 5-летний ребенок.
Татьяна. Попала на концерт Адама Ламберта и утюжила его костюмы в гримерке
В марте 2013-го Татьяна училась на втором курсе в БГУ. За несколько дней до концерта Адама Ламберта в Минске — 15 марта 2013-го — ее мама сказала, что не сможет купить билет, но вдруг одногруппница предложила поработать на выступлении в качестве помощницы: нужно было подготовить гримерку, утюжить костюмы артиста, помогать логисту.
— Конечно, я согласилась, это было очень круто! Я очень люблю Ламберта, начала слушать его песни еще в десятом классе и даже не думала, что он вообще может приехать с концертом в Минск, — объясняет Татьяна.
15 марта после пар девушка накрасилась, нарядилась и на радостях направилась ко Дворцу спорта — там проходил концерт.
— Тогда была просто жуткая метель, дойти от Немиги до Дворца спорта было очень сложно: намело огромные сугробы. Но мы добрались туда часа в четыре или пять. К тому времени прибыла и одежда Адама, мы стали ее разбирать и мерить — развлекались как могли, — улыбается Татьяна. — Я утюжила костюм Адама, в котором он выступал и позже сфотографировался со мной.
Через какое-то время приехал артист со своей командой, и Татьяне удалось даже поговорить с Ламбертом.
— Я спросила у него, нормально ли выглядят отутюженные мной костюмы. Он долго смотрел на них, но в итоге сказал, что все окей. Адам был очень мил со всеми, и я раз пять сказала ему: «Ты такой классный!» — смеется девушка. — Он с радостью со всеми фоткался, обнимался и раздавал автографы.
Татьяна вспоминает, что концертный зал был тогда не особо заполнен: из-за стихии люди не могли добраться до Дворца спорта. Особенно тяжело было тем, кто ехал из регионов. Зрители даже шутили, что добравшимся нужно выдать медали.