когда армения приняла христианство в каком году

История принятия Арменией христианства

Армения приняла христианство как государственную религию первой в мире. Большинство исследователей считает, что это произошло в 301 году (альтернативное мнение – 314 г.). Государство того времени, называвшееся Великой Арменией, с переменным успехом стремилось сохранить независимость от двух могущественных соседей – языческого Рима и исповедующей зороастризм Персии. Принятие новой религии во многом способствовало этому.

Барельефная композиция на территории Кафедрального собора Армянской апостольской церкви (ААЦ) в городе Эчмиадзин изображает двух людей, сыгравших решающую роль в принятии христианства Арменией. Слева – царь Трдат (Тиридат) III, справа – Григорий Просветитель (Григор Лусаворич). Эта история похожа на полувековой детектив. Впрочем, судите сами.

когда армения приняла христианство в каком году. картинка когда армения приняла христианство в каком году. когда армения приняла христианство в каком году фото. когда армения приняла христианство в каком году видео. когда армения приняла христианство в каком году смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда армения приняла христианство в каком году.

Смутные времена Армении

Трдат был воспитан при римском дворе, естественно, в языческом духе. В 287 г. уже взрослый Трдат вернулся из Рима в Армению, чтобы занять трон.

К этому времени в Армении уже существовала довольно многочисленная христианская община. Начало ей положили апостолы Варфоломей (Бардугнемос) и Фаддей (Татевос), принадлежавшие к 12 первым избранникам Христа. Как известно, после Вознесения Учителя апостолы разъехались по разным странам для распространения новой религии. Именно от основателей – Варфоломея и Фаддея – происходит апостольское название армянской церкви.

Косвенное свидетельство активности христиан в Армении – прибытие именно сюда 37 римлянок-христианок (рипсимеянок), бежавших от преследований императора Диоклетиана. Они обосновались недалеко от будущей христианской столицы Армении – Вагаршапата (впоследствии – Эчмиадзина).

Царь Трдат – преследователь христиан

Монастырь и темница существуют по сей день, являясь популярным туристическим объектом. С этого места открывается лучший в Армении вид на библейскую гору Арарат. В темницу можно спуститься по железной лестнице. Находясь в ныне освещенном помещении, все же испытываешь некоторое беспокойство, вспомнив о шести метрах над головой. Каково же было находиться здесь Григорию 13 лет, да еще в кромешной тьме!

когда армения приняла христианство в каком году. картинка когда армения приняла христианство в каком году. когда армения приняла христианство в каком году фото. когда армения приняла христианство в каком году видео. когда армения приняла христианство в каком году смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда армения приняла христианство в каком году.

Тем временем Трдат III развернул жестокие преследования всех христиан, находившихся на территории Армении. В их число попали и римские девы-христианки, самые известные из которых – их наставница Гаяне и красавица Рипсиме. Последняя приглянулась Трдату, который приказал Гаяне убедить Рипсиме выйти за него замуж и отречься от христианства. Обе категорически отказались. Тогда разъяренный Трдат повелел забить всех дев камнями.

На месте гибели Рипсиме и Гаяне воздвигнуты церкви, названные их именами. В церкви Св. Рипсиме находится ее могила, а рядом под стеклом – один из камней, которыми она была забита. Ему более 1700 лет. Церкви Св. Рипсиме (на фотографии) и Св. Гаяне вместе с Эчмидзинским кафедральным собором – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Рипсиме и Гаяне – распространенные женские имена в современной Армении, имеющие римские корни.

когда армения приняла христианство в каком году. картинка когда армения приняла христианство в каком году. когда армения приняла христианство в каком году фото. когда армения приняла христианство в каком году видео. когда армения приняла христианство в каком году смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда армения приняла христианство в каком году.

Болезнь и обращение Трдата

Вскоре после казни римлянок царь Трдат III тяжело заболел. Никто из придворных лекарей не мог помочь угасавшему царю. А сестре Трдата во сне стали приходить видения об исцелении Трдата Григорием, о котором все давно забыли, считая его умершим от голода. Царь внял мольбам сестры и послал за Григорием, которого обнаружили живым.

Освободившись, тот первым делом похоронил мощи римских дев, после чего 66 дней молился за царя. Болезнь отступила, после чего Трдат крестился и объявил христианство государственной религией своей страны. Всю последующую жизнь он вместе с Григорием уничтожал языческие капища и возводил вместо них христианские церкви. Среди них – один из старейших христианских храмов, построенный в 303 г., – Кафедральный собор в духовной столице Армении – городе Эчмиадзине.

когда армения приняла христианство в каком году. картинка когда армения приняла христианство в каком году. когда армения приняла христианство в каком году фото. когда армения приняла христианство в каком году видео. когда армения приняла христианство в каком году смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда армения приняла христианство в каком году.

Согласно преданию, главный храм ААЦ построен на месте, указанном самим Иисусом, явившемся во сне Григорию Просветителю. С тех пор город Вагаршапат получил второе название – Эчмиадзин, что можно перевести как сошедший (с небес) Единородный (т. е. Бог).

Биография Трдата III напоминает биографию другого неистового проповедника христианства – апостола Павла. Как известно, фарисей Савл до поразившей его слепоты был одним из самых ярых преследователей христиан. Жизнь Трдата также делится на языческую и христианскую. ААЦ простила Трдату III его дохристианские грехи и канонизировала.

Григорий Просветитель

Интересна и метаморфоза в семье Григория Просветителя. Его отец был целиком ориентирован на Персию, а Григорий, выходец из парфян, уберег Армению от ассимиляции с ней. А такая угроза была весьма реальной.

Григорий Просветитель стал первым Католикосом (Патриархом) Армении. Он был причислен к лику святых не только в ААЦ, но и в других христианских церквях, включая Русскую православную. Один из приделов храма Василия Блаженного освящен в честь Григория Армянского. Мощи Просветителя хранятся в Ереванском кафедральном соборе, носящем его имя.

когда армения приняла христианство в каком году. картинка когда армения приняла христианство в каком году. когда армения приняла христианство в каком году фото. когда армения приняла христианство в каком году видео. когда армения приняла христианство в каком году смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда армения приняла христианство в каком году.

Об особенностях Армянской апостольской церкви

AAЦ относится к древневосточным православным (дохалкидонским) церквам.

Как известно, современные православные церкви, включая Русскую, исповедуют во Христе одну ипостась, две природы и две воли – божественную и человеческую. Монофизиты, к которым поверхностные исследователи относят ААЦ, признают только одну – божественную природу Христа.

Сами проповедники ААЦ не считают себя монофизитами. Они говорят, что признают и человеческую природу Христа, но считают ее растворенной в божественной. Поэтому во Христе может существовать только одна – божественная воля. Непризнание во Христе и человеческой воли – главное отличие учения ААЦ от современного православия.

На нашем сайте есть подробная статья об отличиях вероучения ААЦ от православия.

Принятие христианства другими странами

Итак, армяне приняли христианство в 301 или 314 г. Вторым христианским государством в 326 г. стала соседняя страна – Грузия. По некоторым сведениям, одной из дев-рипсимеянок удалось спастись, бежав туда. Вскоре она станет известной как просветительница Грузии святая Нино.

Рим объявил христианство своей государственной религией в 380 г. В том же году новую религию приняла Византийская империя, в которую входила Греция. Русь, как известно, приняла христианскую веру в 988 г.

Источник

КАК АРМЯНЕ ВДРУГ БЫЛИ ОБЪЯВЛЕНЫ «ПЕРВЫМИ» В МИРЕ ПРИНЯВШИМИ ХРИСТИАНСТВО

В исторической литературе начало IV века принято считать временем, когда христианство приобрело статус государственной религии Римской Империи. Данный факт был оформлен в ряде эдиктов римскими императорами.

Так, 30 апреля 311 года в Никомидии Галерий издает эдикт о веротерпимости, по которому отменялись все репрессивные меры против христианства. Христианам позволялось жить по своей вере, строить церкви (Ф.И.Успенский. История Византийской империи, т. 1. Санкт-Петербург 1913 г., с. 79). Вторым и наиболее лояльным по отношению к христианам постановлением был принятый в июле 313 года так называемый Миланский эдикт Константином Великим и Лицинием. По этому эдикту христианству был дан статус одной из официальных религий Римской Империи. В тексте Миланского эдикта, в частности, говорилось: «Мы постановили даровать христианам и всем другим права свободного исповедания той веры, которую они предпочитают» (Цит по: История Древнего Рима. Санкт-Петербург, 1998 г., с. 817). Принятие данного решения было не только важной политической мерой, и разумность данного шага была вызвана конкретной обстановкой начала IV в. Данное признание христианства по своей сути диктовалось исторической необходимостью.

При Константине Великом (306-337 гг.) начинается процесс сращивания государственной власти с церковью, тем самым официально признавалась победа церкви и поражение государства.

В этой связи вызывает недоумение тот факт, что армянскими историками выдвигается концепция, по которой в Армении христианство было признано государственной религией еще в 301 году (С.Т.Еремян. Армения в период кризиса рабовладельческого общества и формирования феодальных отношений. В книге Очерки истории СССР (III-IX вв.) Москва, 1958 г., с. 168; Г.Авакян. Армянская апостольская церковь, ее место в современном армянском обществе. «Центральная Азия и Кавказ»№2 (3), 1999 г. с. 168).Мы считаем это утверждение в корне неверным, научно необоснованным, и поэтому на основе источников попытаемся доказать абсурдность данной датировки. Считаем также, что наше доказательство носит принципиальный характер, поскольку, на сегодняшний день Армения пытается отвести себе историческую роль в христианском мире.

Вместе с Тиридатом в Армению прибыл и Григорий Просветитель, которого армянский царь заточил в яму. Время проведения в заточении определяют в 14 лет, после чего Св. Григорий был отпущен и стал проповедовать христианство. Таким образом, к дате прихода и воцарения Тиридата в 287 году прибавляют эти 14 лет и получается 301 год. Обосновывая данную дату, С.Т.Еремян умышленно связывает воцарение Трдата III и подписание Нисибинского мира к 287 году (С.Т.Еремян. Указ. раб., с. 168). Хотя общеизвестно, что Нисибинский мир был заключен в 298 году. В той же самой публикации С.Т.Еремян ровно через 18 страниц указывает точную дату Нисибинского мирного договора (Там же, с. 186). Следовательно, дата принятия христианства увязывается с датой воцарения Тиридата III и подписанием мирного договора в Нисибине.

Здесь следует остановиться на действительной дате прибытия Тиридата III в Армению. Как сообщает источник, после завоевания территории Армении Сасанидским Ираном армянские нахарары Артавазд Макдакуни и Тиридат III бежали в Рим под покровительство императора (История Армении Моисея Хоренского, с. 121-122). С именем же римского императора Диоклетиана связано воцарение Тиридата (История Армянского народа с древнейших времен до наших дней. Под редакцией М.Г.Нерсесяна. Ереван, 1980 г., с. 60). Но датой его вошествия на престол следует считать не 287 г., а 298 г. Так как, именно в этот год и был заключен 40-летний Нисибиснкий мирный договор между Римом и Ираном, по которому Армения была отнесена к сфере интересов Рима (История Древнего Мира: Упадок древних обществ. изд. 3. М., 1989 г., с. 279). Подтверждением этой даты является и то, что источники ничего не упоминают о Тиридате в период вторжения армии Сасанидов в Армению в 295 г., нет в нем и сведений и в 297 году при битве в области Босвен, в ней принимал участие со стороны Армении Артавазд Мамиконян (С.Т.Еремян. Указ. раб., с. 186), в этот отрезок времени Тиридат в Армении не упоминается.

Отсутствие данных о Тиридате в такой сложный момент истории Армении доказывает, что армянский царь появляется здесь не в 287 году, а лишь после подписания договора, т.е. в 298 году. Эта дата принимается сегодня большинством историков, в том числе и армянскими (Mesrob K. Krikorian, The formation of canon law of the Armenian church in IV-th century// The Christianization of Caucasus (Armenia, Georgia, Albania); Обращение Грузии. 1989 г. с. 62; История армянского народа с древнейших времен до наших дней. Под редакцией М.Г.Нерсесяна. Ереван., 1980 г., с. 60).

Так, в «Истории учения об отцах церкви» говорится: «Царь армянский хотел быть покорным случаю Диоклетиана и желал делать только приятное зверскому гонению христиан» (Историческое учение об отцах церкви. т. 1., Санкт-Петербург, 1859 г., с. 156). Сразу после прибытия в Армению в 298 году Тиридат подвергает пыткам Григория Просветителя и за отказ поклоняться языческим богам был брошен в яму сроком на 15 лет (Н.Я.Марр. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием. Арабская версия Агафангела. ЗВО, 1905 г., т. XVI, с. 67-71). Гонения христиан Тиридатом III в 303-304 гг. связано с именами блаженных Рипсемэ, Гаяне и тридцати двух монахинь.

По данным Агафангела, после казни святых дев, Тиридат впал в безумие «…И начал он есть свое мясо» (Н.Я.Марр. Указ. соч. с. 91). Только после того, как его сестра Кусародукт настояла на освобождении св. Григория, Тиридат был исцелен последним. Это событие произошло, вероятнее всего, в 313 году. Исходя из даты заключения Григория Просветителя в 298 году и из срока, который тот провел в яме, т.е. 15 лет, можно вычислить – 298+15=313 год. В этом же году Григорий Просветитель с проповедью христианства объезжает Армению вместе с Тиридатом. Упоминаются следующие пункты их посещения: Тиль, Артасат, Афруджия, Арзен, Митредан и область Дерзан (Там же, с. 119). Армянскому народу необходимо было принять эту религию, отказавшись от язычества. Ведь еще так недавно власть объявляла христианство вне закона и устраивала расправы над ее последователями.

Особого внимания заслуживает тот факт, что дата освобождения св. Григория и начало проповеди в Армении совпадает с датой провозглашения в 313 году Миланского эдикта. Скорее всего эти события были взаимосвязаны. Считать же 313 год датой объявления христианства государственной религией Армении не представляется возможным. Необходимо было еще какое-то время, прежде чем Григорий Просветитель был рукоположен в епископы Кессарийским епископом Леонтием.

Церковной структуре различных регионов Римской Империи был свойственен катехуменат, который длился не менее трех лет. Катехумены – это христиане, еще не принявшие крещение и потому не имевшие полные права в церкви (В.А.Федосик. с.,27). Катехуменат являлся подготовкой христиан к крещению и служил для духовенства мощным влиянием на простых членов христианской церкви на предварительной стадии христианского посвящения. Катехуменат формировал у рядовых христиан убеждение в исключительности церкви. Он был необходим как для борьбы с язычеством, так и для борьбы с ересями внутри христианства (Там же, с. 27-28).

Естественно, что Григорий Просветитель не мог не знать о таком обычае, практикуемом в Римской империи. Уместным было бы предположить, что данное явление применял и Григорий Просветитель. Этот процесс катехумената в Армении, в отличии от остальных частей Римской империи, продолжался несколько меньше. По нашему мнению, процесс посвящения в христианство здесь длился около одного года и только после этого св. Григорий дал свое согласие Тиридату крестить армян.

Необходимость подвергать армянского царя и армян катехуменату было обусловлено тем, что Григорий Просветитель настороженно относился к желанию Тиридата принять христианство. В его памяти, вероятно, еще была свежа жестокость армянского царя к нему, как к христианину. Крещение, скорее всего, произошло в 314 году. В этот год на берегу реки Ефрат крестилась как правящая элита, так и часть населения. Так, 314 год стал годом официального признания христианства государственной религией в Армении. В 315 году, имея в своем распоряжении паству, св. Григорий начал епископствовать, подтверждением чему служит следующее: «Он епископствовал с 17 года царствования Тиридата…» (Сергей Глинка. Обозрение истории Армянского народа от начала бытия его до возрождения области армянской в Российской империи. ч. II. М., 1833 г., с. 18-19). То есть, в 314 году Армения становиться страной, официально признавшей христианство, а с 315 года св. Григорий подготавливал священнослужителей, направляя их «…по всей армянской земле». (Н.Я.Марр. Указ. соч., с. 137). Вместе с армянским царем христианство принял и албанский царь Урнайр (Ф.Мамедова. Указ. соч., с.228). Кавказская Албания также официально признала христианство. Моисей Каланкатуйский сообщает: «…Господь посетил род человеческий, озарил весь Запад через великого императора Константина, и просветил Великую Армению через блаженного Тиридата. Он (Господь) обратил в веру и Восток, который несколько познал уже о спасительном явлении истинного солнца» (История Агван Моисея Каланкатваци. т. 9, с. 9-10).

Таким образом, объявление Армении первым государством, принявшим христианство не имеет под собой никаких оснований.

Подытоживая все выше сказанное, необходимо отметить: во-первых, со II половины III в. Армения находилась фактически в политической зависимости Рима, а после подписания Нисибинского мирного договора Армения официально была отнесена к сфере влияния Римской империи, об этом говорит и то, что Тиридат III воцарился на армянском престоле благодаря Диоклетиану; во-вторых, Тиридат, будучи обязанным своим троном Диоклетиану, проводил идентичную политику по отношению к христианам, особенно это проявилось в период «великого гонения»; в-третьих, руководствуясь политической необходимостью, после провозглашения в 313 году Миланского эдикта Тиридат III обратил свой взор на христианство и, как указывает источник, «волей или неволей впервые удостоился принять христианскую веру» (История Армении Фавстоса Бузанда. Ереван, 1953, с. 31).

Тиридат «рассчитывал тем самым оторвать Армению от языческой Персии» (История Армянского народа. ч. I. С древнейших времен и до конца XVIII века. Ереван, 1944 г, с.70), в-четвертых, в период правления Константина Великого (306-337 гг.) Армения выплачивала дань Риму и о принятие такого решения, как объявление христианства государственной религией без учета Рима, не могло быть и речи; в пятых, датой официального объявления христианства государственной религией в Армении следует считать 314 год.

В этой связи считаем целесообразным указать на несоответствие реалий того времени попыткой армянских историков датировать принятие Арменией христианства 301 годом. Стремление Армении удревнить дату христианизации является ничем иным, как способом лишний раз громогласно заявить о своем существовании. Отмечая, так называемое 1700-летие принятия христианства, за армянские выдаются архитектурные памятники Кавказской Албании, в частности, албанский Гандзасарский собор XIII в. Тем самым, подтасовываются исторические факты в угоду определенным политическим амбициям.

когда армения приняла христианство в каком году. картинка когда армения приняла христианство в каком году. когда армения приняла христианство в каком году фото. когда армения приняла христианство в каком году видео. когда армения приняла христианство в каком году смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда армения приняла христианство в каком году.

Кананчев Зураб Вахтангович

Источник

В каком году армяне приняли христианство

Христианство оказалось самой популярной и значимой религией современного мира, и возникает вопрос, в какой стране оно впервые вышло на государственный план. Так сложилось, что как раз Армения оказалась именно тем государством, прежде всех других принявшим данную религию как государственную. О том, в каком году Армения приняла христианство, вы узнаете в данной статье, где как можно более простым языком представлена история совершения этого великого события, основанная на преданиях и исторически значимых фактах.

История

Дата появления христианской религии в Армении выпадает на первый век нашей эры, то есть сразу после того, как она возникла вообще. Церковное предание говорит, что христианство в данной стране уже проповедовали такие святые апостолы, как Фаддей и Варфоломей. Они и основали церкви в Армении, обратили многих в христианство. Свой вклад здесь внесли также апостолы Иуда и Фома, но сведений об этом мало. Их ученики продолжали дело распространения христианства, проповедуя и создавая общины, церкви, возникали новые мученики. О дальнейшем же развитии общин христиан в этой стране известно мало.

Важно: одними из фактических источников сведений о христианах тех времён являются труды Тертуллиана, а также послание епископа по имени Дионисий из Александрии, что написано в 254 году.

В тех или иных частях Армении христианство продвигалось с успехом, но всё же путь до принятия религии на государственном уровне был сложен из-за тогдашних гонений на христиан, начиная от Нерона, заканчивая Диоклетианом. Возможно, из-за того, что христианские тенденции были задавлены в первые два века гонениями, мученическими смертями, история имеет смутные сведения об этом. В этой же статье подробно данная тема не затрагивается, так как здесь поднимается вопрос именно о принятии христианства в качестве государственной религии, а это более поздние даты – конец третьего – начало четвёртого века.

когда армения приняла христианство в каком году. картинка когда армения приняла христианство в каком году. когда армения приняла христианство в каком году фото. когда армения приняла христианство в каком году видео. когда армения приняла христианство в каком году смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда армения приняла христианство в каком году.Яндекс картинки

Важно: при поднятии вопроса о том, кто крестил Армению, в основном на ум приходят такие два главных действующих лица, как правитель страны по имени Трдат Третий и первосвященник Григорий Просветитель.

Для большего понимания вопроса следует углубиться дальше, в дни правления вышеназванного царя.

Прежде Трдата Арменией правил его отец по имени Хосров Второй. Он враждовал с персами, а именно с влиятельным тогда родом Сасанидов, свергших парфян Аршакидов, что были родственным царям Армении. Между Хосровом Вторым и римским правительством был заключен союз. Благодаря этому царю удалось нанести Сасанидам несколько сильных поражений. Персы не сумели решить вопрос военным методом и провели хитрую спецоперацию. Заключалась она в том, что в Армению был послан вместе со своей семьёй парфянский князь по имени Анак Партев, являвшийся политическим беженцем.

Важно: данный род, оказывается, был близок к армянской династии, поэтому Анака хорошо приняли и допустили к царю Хосрову.

К слову, Анака удалось поймать и наказать. Досталось и всей его семье. Лишь один его сын сумел спастись, благодаря своей няне, и сбежать в Антиохию. Имя, данное ему по рождению, — не известно, но в результате христианского крещения ему в Антиохии было присвоено имя Григорий, который затем.

Важно: именно этот Григорий оказался тем самым первосвященником Армении и святым, названным Просветителем.

О том, как всё это случилось, более подробно будет сказано далее.

Крещение страны

Христианство приняли в Армении уже в 301 году, хотя поздние исследователи утверждают, что это произошло в 314-315 гг. Весьма значимый и даже главный вклад в это внесли Григорий Просветитель, которого стали считать первым Католикосом Армянской Церкви (с 330 г. до 326 г.), и царь по имени Трдат Третий Великий, правивший с 287 г. до 330 г., считавшийся перед своим обращением в религию жестоким гонителем христиан.

когда армения приняла христианство в каком году. картинка когда армения приняла христианство в каком году. когда армения приняла христианство в каком году фото. когда армения приняла христианство в каком году видео. когда армения приняла христианство в каком году смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда армения приняла христианство в каком году.Яндекс картинки

Важно: данное место известно под названием Хор Вирап, что так и переводится с армянского, как «глубокая темница». Там в дальнейшем построили часовню и монастырь и сделали из этого место паломничества.

После этого царём издано несколько указов, где написано, что тех христиан, кто укрывается, необходимо предать смертной казни, а всех остальных, что находятся в Армении, – заключать под арест, изымая их имущество. Сколько Григорий сидел в темнице, точно не известно, но предание говорит о 13 годах. Отсюда видно, что государство в то время видела в христианстве огромную опасность.

Важно: данный город тогда считался столицей Армении.

Вышеупомянутый царь Трдат пленился прелестной внешностью девы Рипсиме, возжелал сделать её своей женой, но столкнулся с её сопротивлением и в итоге издал приказ всех дев Рипсимеянок умертвить мученически.

Приказ был исполнен: все девы погибли, но одна из них – Нунэ сумела покинуть страну и поселиться в Грузии, где продолжалось её христианское проповедничество. Данная дева вследствие этого прославилась в качестве равноапостольной святой Рипсиме Нино, в честь которой воздвигли церковь, ставшую шедевром Средневековья.


Эта ужасная казнь дев поспособствовало тому, что царь был сильно потрясён, вследствие чего у него возникло тяжёлое заболевание нервов, тогда называвшееся «свиной болезнью». Не зря царя скульпторы представляли с головой свиньи. Его сестре по имени Хосровадухт не раз снилось, что Григорий его может исцелить, но в то время тот как раз был в темнице. После стольких лет было решено освободить Григория оттуда для помощи царю и принять его с торжеством в столице. Он тут же предал земле мощи казнённых дев. После того как Григорий проповедовал 66 дней, он всё же исцелил самого царя.

Так вышло, что осуществлявшиеся прежде гонения христиан разными политическими деятелями, в том числе со стороны Трдата, поспособствовали тому, что священная иерархия в стране фактически уничтожилась. Но вот настало время восстановления. Чтобы посвятиться в сан епископа, Григорий с торжеством посетил Кесарию. Там его рукоположили каппадокийские епископы, возглавляемые Леонтием Кесарийским. В свою очередь, епископ Севастии по имени Пётр, возвёл Григория на епископский престол. Церемонию провели далеко от столицы, в городе Аштитат.

Важно: как раз там с давних времён была главная епископская кафедра Армении, что основали никто иные как сами апостолы, приближённые Иисуса Христа.

На государственном уровне

Итак, после исцеления царём, царским двором и князьями было принято крещение от того же Григория. Христианство в этот момент стало официальной религией Армении, несмотря на слабое развитие страны в культурном плане. Царь в дальнейшем сделал всё для возрождения и дальнейшего улучшения ситуации с христианством в стране после его подавления гонениями и мученическими смертями за прошлые века. Это были настолько сильные меры, что языческие веры уже не сумели возвратиться в эти края. Здесь можно отметить отличие от ситуации, когда царём Абгаром в Осроене христианство было принято в качестве лишь государевой религии, ведь в Армении оно стало именно государственной, благодаря чему страну стали считать первым на планете государством, принявшим христианскую религию.

когда армения приняла христианство в каком году. картинка когда армения приняла христианство в каком году. когда армения приняла христианство в каком году фото. когда армения приняла христианство в каком году видео. когда армения приняла христианство в каком году смотреть картинку онлайн. смотреть картинку когда армения приняла христианство в каком году.Яндекс картинки

Для упрочнения же положения данной религии и совершенного отхождения от язычества царь совместно с Григорием, названным Просветителем, работая душа в душу, стали уничтожать святилища язычников, а на месте их решали создавать христианские церкви. Первым делом на пути реализаций этих грандиозных планов было возведение Эчмиадзинского собора. В предании сказано, что Григорию пришло видение: он увидел, как отверзлось небо, а с него упал луч света, которому предшествовали ангелы. Там ему показался сам Христос, сошедший с небес и молотом ударивший по сандараметкскому подземному капищу, что указывало на требование его разрушить и построить там христианскую церковь. В итоге капище действительно разрушили и засыпали, а там же воздвигли храм, который посвятили Пресвятой Богородице. Так основали духовный центр Армянской апостольской церкви, и в наше время известный как святой Эчмиадзин, название которого значит «сошёл Единородный».

Армянскому государству, обратившемуся в христианскую религию, неизбежно пришлось защищаться от весьма мощной на то время Римской империи.

Тогда Армения считалась феодальным государством. Во главе её был царь, в то же время являвшийся владельцем центральной области под названием Айрарат. В качестве васссалов царя выступали нахарары, в чьих владениях были некоторые области и у которых имелись свои дружина и трон во дворце. Святым Григорием была организована иерархия Армянской церкви, соответствующая нормам государственной административной системы страны. Каждое нахарарство теперь стало иметь по одному рукоположенному епископу, и все эти епископы были в подчинении по отношению к самому Григорию, выступавшему в данном случае епископоначальником страны. Преемники же его имели статусы первоиерархов церкви, а затем их стали называть католикосами. Так структура иерархии в Армянской апостольской церкви, можно сказать, была организована сама собой с учётом имеющихся в данной стране условий и без зависимостей от таких процессов, какие протекали в церквях, учреждённых Римской империей, а именно утверждение на Никейском Соборе митрополитской системы, а на Константинопольском – патриаршеской.


Тогда вслед за Арменией крещение приняли ещё и алваны с грузинами, в странах которых христианство в результате тоже утвердилось как государственная религия. Их церковные организации начали свою деятельность, исходя от Армянской церкви, то есть между ними сохранилось единство в плане обрядов и доктрины. У новых церквей были свои католикосы, признававшие канонический авторитет первоиерарха Армении. Армянская церковь оказала сильное воздействие и на прочие кавказские регионы. Таким образом, Григорис, являвшийся старшим сыном католикоса Вртанеса, был отправлен проповедовать Евангелие к мазкутам, где в дальнейшем мученически умер согласно распоряжению царя Санесана Аршакуни в 337 году.

В 354-м году католикос по имени Нерсес решился организовать собор в Аштишате.

Важно: данное событие исторически ознаменовано как Первый Армянский Национально-Церковный Собор.

Там пришли к решению пойти по пути создания в ряде регионов Армении домов для сирот, приютов для нищих, лепрозориев и прочих учреждений, имеющих благотворительные цели. Ещё отсюда же начали основание монастырей и открытие при них школ. Собором ещё запрещено хоронить умерших согласно языческим обычаям, ведь у христиан принято вера в жизнь после смерти. Тогда уже запрещали браки близких родственников, рекомендовали быть подальше от грехов пьянства, убийства, разврата и с милосердием обращаться со слугами, ограничивать налоги и т.д.

В данной статье рассказано как можно подробно и просто, когда именно в Армении произошло принятие христианства, каковы были предпосылки этого великого события и через что страна прошла за это время, начиная от исторически важных моментов этой тогда ещё языческой страны до признания данной религии уже на государственном уровне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *