код на лоб и на руку
Многие примут начертание зверя. Как спастись
Недолго нам осталось до последней битвы Света и тьмы, до порабощения большей части населения планеты Антихристу, который ненадолго воцарится в мире. К его воцарению всё уже полностью готово. Осталось немеченых людей пометить, как животных, тавром. Внутренним, правда. Которое со временем проявится и внешне.
В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ ЧИПА (ВАКЦИНАЦИИ)?
Такие люди теряют свободу воли, становятся рабами господствующей системы, с которыми можно делать всё, что угодно сильным мира сего. И, к сожалению, биороботами. С помощью современных технологий на каждого человека, который принял начертание на руку или лоб (это либо лазерная метка, либо введение чипа через укол) можно воздействовать.
Способ спасения один. Которому всегда учила Церковь Христа (православная):
После жестоких страданий на Земле души поклонившихся зверю людей будут преданы геенне огненной и извержены во тьму внешнюю. Как и сам диавол, и все его павшие ангелы (духи злобы поднебесной). Там будет плач и скрежет зубов. А на Земле воцарится Христос, праведность, чистота, мир и благоденствие, любовь и доброта. Ни плача, ни смерти, ни боли, ни страданий, которые от греха и диавола, больше не будет.
О последних испытаниях человечества, о последней борьбе Бога и Его Ангелов со злом, заполонившим землю, и слугами Антихриста, о язвах Господних, которые придут на всё отпавшее от Бога человечество, сказано в последней книге Библии Откровение Иоанна Богослова.
Мы живём во времена Апокалипсиса. Уже при нас свершится последняя битва со злом и придет Господь.
К тому же, изобрести вакцину от нового штамма вируса так быстро невозможно. Он не изучен, не изучено его поведение, он может мутировать. Как правило, на изобретение вакцины уходят десятки лет. Но никто не будет держать мир в карантине так долго, так как это невозможно: экономика рушится. И цель всего этого мирового мироприятия была иная: добровольная чипизация населения планеты.
Шумиха и паника в прессе, во всех мировых СМИ, организация мероприятий по закрытию стран сделаны лишь с одной целью: всё население планеты мировое правительство хочет превратить в один крупный мировой концлагерь. Сделать человечество порабощенной расой, чтобы управлять ним, как хотят сильные мира сего.
После добровольной вакцинации и биометрии все непокоренные будут чипироваться насильно. В это время нужно убегать от мировой системы, чтобы не принять начертание зверя.
Братия и сестры, бодрствуйте и молитесь! Причащайтесь Христовых Таин.
Ищите истинных Христовых пастырей и слушайте их, если Вы сами еще не в Духе и не понимаете, что происходит в мире. Прилепляйтесь к истинным православным пастырям.
Между крестом и хлебом будьте готовы выбрать крест.
Укрепи нас, Господи!
Во втором послании к Фессалоникийцам Павел достаточно подробно и основательно рассматривает данный вопрос :
1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
3 Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет,доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,
4 противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
5 Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?
6 И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.
7 Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего
9 того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,
10 и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
11 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,
12 да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.(2.Фессал.2).
Если вы еще не знакомы с последними судьбами человечества, какие язвы придут на тех, кто принял метку антихриста, обязательно почитайте в Библии это пророчество. Книга Откровение Иоанна Богослова (последняя книга Библии).
Все библейские пророчества для народов и человечества от Бога. Они верны и сбылись полностью. Осталось сбыться только этому последнему пророчества. Всё уже при дверях лежит.
Еще раз ссылка на ролик, как спастись:
QR-коды и печать антихриста — одно и то же?
Внедрение в повседневную жизнь технических новшеств типа QR-кодов для привившихся от коронавируса и переболевших им, медицинских технологий наподобие жидких чипов регулярно вызывает у некоторых людей панику — а не наступили ли уже последние времена? Не ставится ли такими способами на нас печать антихриста? Разбираемся в слайдах.
Антихрист — это вообще кто?
Человек, находящийся под властью диавола, который появится перед концом света и будет выдавать себя за Мессию. Апостол Павел описывает его так: человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2 Фес 2:3–4). Греческая приставка «анти-» означает как «против», так и «вместо». Т. е. антихрист — это подменный Христос, который станет всячески склонять людей принять его вместо Христа и поклониться ему. Считается, что антихрист выведен в книге Откровение Иоанна Богослова в образе зверя, который будет ставить своим сторонникам печать на правую руку или на лоб (Откр 13:16).
Что еще за печать и зачем она нужна?
Печать или, как называет ее апостол Иоанн Богослов, начертание будет знаком принадлежности к антихристианской социальной общности последних времен, принявшей антихриста как Мессию. Без этой печати социальная активность человека будет максимально ограничена. В частности, никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание (Откр 13:17).
Когда и кому ее будут ставить?
Печать будут ставить после того, как антихрист получит власть над миром и привлечет к себе большую часть людей. Ее получат те, кто (внимание!) сознательно и добровольно признает власть антихриста и поклонится ему, чем засвидетельствует свою верность.
А может, нам ее уже ставят? QR-коды — это не она?
При желании можно найти некоторое техническое сходство QR-кодов с этой печатью, ведь они выполняют функцию регулирования социальной активности человека. Но на этом сходство заканчивается. По своей сущности печать — явление совсем другого порядка и предполагает сознательный выбор человека в пользу зла. В последние времена люди будут принимать печать как свидетельство признания ими власти антихриста. А QR-коды — лишь способ снизить скорость распространения инфекции.
Неужели Церковь не видит никакой опасности в новых технологиях?
Видит и уже не раз открыто выражала озабоченность цифровой интервенцией в жизнь общества и использованием новых технологий для установления тотального контроля за жизнью человека. Например, в документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», принятом на Архиерейском соборе 2013 года, четко говорится: «Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14)».
Если новые технологии опасны, то как им противостоять?
Каждый православный христианин — гражданин своего земного Отечества, обладающий соответствующими правами, прописанными в Конституции. Людям даны законные инструменты для публичного выражения своих мнений, желаний и опасений. Противостояние новым технологиям, если они вызывают угрозу, находится в плоскости гражданской активности, умения формировать общественную позицию и влиять на государство, чтобы эта позиция была учтена. К сожалению, многие забывают об этом и вместо того, чтобы законными способами отстаивать свою точку зрения на уровне общества и государства, начинают сеять смуту внутри Церкви, внося разделение и противостояние в церковную среду.
Так как же застраховать себя от действий антихриста?
Любить Бога, ближнего и исполнять заповеди Божьи. Для этого необходимо изучать Священное Писание, участвовать в церковных таинствах и стараться применять евангельские истины в своей жизни. Если мы надежно хотим «застраховать» себя от воздействия антихриста, то в центре нашей жизни должен находиться Христос, Который Сам сказал о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14:6). В этом случае человек в критической ситуации сделает правильный выбор и останется со Христом, а не с антихристом.
Денис, вы как верный,но мелкий служка дьявола, вносите только смуту. Под ответами на письма о взаимоотношениях в семьях вы обязательно напишите нечто призывное к эгоизму и попустительству развращенности. Под статьями, подобной этой, и под ответами на письма о вере вы стараетесь создать совершенно ненужными неуместными в своей противоречивости вопросами повод для склок.
Зачем вы на этом сайте для пусть пока сомневающихся, но стремящихся по совести своей к Богу, людей? Ведь вы же давно Его в себе потеряли и совсем не нуждаетесь.
Кузнецов Михаил, вот писал два дня назад: «Да вознаградит редакцию журнала «Фома» Господь за то, что не боится освящать эту острую тему ради блага ближних!»
Кузнецов Михаил, вас поблагодарили, а вы даже не заметили 🙁
Кстати, положение о Синодальной комиссии по биоэтике утверждено на заседании Священного Синода от 17 июня 2021 года http://www.patriarchia.ru/db/text/5821694.html
Даст Бог, теперь реакция священноначалия на пригородные и технологические вызовы биологического характера будет своевременной на богословском, нравственном и практическом планах.
То есть вопрос потусторонний, но толкование при этом Вы предпочитаете буквалистское? Или к чему вообще этот комментарий был написан?
Кузнецов Михаил, в своё время участвовал в детальном разборе данного фрагмента «Апокалипсиса» ещё на форуме Кураева. Так действительно из буквального толкования следует, что Небесный Иерусалим лишь для девственных евреев. Только вот я им не завидую. Хорошо ли жить (не дивиться туристом время от времени, а именно постоянно жить) в городе, который описывается следующим образом?
«Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло».
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Святоотеческое толкование библейского понятия «печать антихриста» — игумен Андроник (Трубачев)
Поскольку Апокалипсис — не книга загадок и разгадок, а книга символическая, то и метод толкования числа 666 должен исходить из основ числовой символики, а всякий другой метод будет некорректен. Таким образом, в понятие «печати антихриста» входят: 1) начертание зверя; 2) имя зверя; 3) число зверя. Принятие печати антихриста приравнивается в Апокалипсисе к поклонению самому антихристу или его образу (изображению).
Понятие «печать антихриста» сложилось на основании нескольких текстов Откровения святого Иоанна Богослова:
1. И он (зверь из земли, т.е. лжепророк антихриста) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое. Число его шестьсот шестьдесят шесть ( Откр.13:16–18 ).
2. И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией… и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его ( Откр.14:9–11 ). И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению ( Откр.19:20 ). И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились ни зверю, ни образу его, и не приняли начертание на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет ( Откр.20:4 ). Рассмотрим, по толкованию святых отцов во-первых, что такое начертание, имя и число имени зверя, во-вторых, когда, каким образом и кем печать Антихриста может быть принята.
Начертание зверя
Под начертанием зверя большинство отцов понимало печать, а в качестве сходных понятий использовались следующие определения: клеймо (bestiae sigillo), знак, метка (notam), знамение (signaculum).
Доклад был прочитан автором на заседании Синодальной Богословской комиссии 19 февраля 2001 г. — Прим. ред.
Апостол и Евангелист Иоанн Богослов
Преподобный Ефрем считал, что человек, у которого запечатлена печатью антихриста правая рука, не сможет совершить крестное знамение, а запечатление чела печатью антихриста не дает возможности изобразить на нем крест и имя Господне. Преподобный Ефрем не поясняет, почему человек, принявший печать (начертание) антихриста, не сможет сотворить крестное знамение. В сочинении Псевдо-Ипполита «Слово о кончине мира…», наиболее повлиявшем на эсхатологические представления, говорится, что человек, принявший печать антихриста «не будет иметь возможности запечатлеть какой-либо из своих членов (крестным знамением), но подчинится льстецу и ему будет служить, и раскаяния не будет в нем: он погиб как по отношению к Богу, так и по отношению к людям»1.
Не принявшие начертание зверя не смогут ни покупать, ни продавать что-либо, и, таким образом, обрекаются на голод. Преподобный Ефрем Сирин пишет, что и принявшие печать будут голодать и просить есть у зверя, так как земля не будет давать жатвы и плодов. У Андрея Кесарийского говорится, что оруженосец (то есть предтеча) антихриста «будет распространять печать зверя везде: и в купле, и в продаже, чтобы те, кто не принял ее, вынуждены были умереть от недостатка необходимого для жизни»2.
В этом можно видеть указание, что начертание зверя будет ставиться не только на руку и чело человека, но и на продуктах его деятельности. В отличие от других святых отцов, святитель Ипполит под начертанием на руке понимал воскурение жертвенного фимиама идолу, а под начертанием на челе — увенчание ритуальным языческим венцом3.
Некоторые святые отцы, не опровергая традиционного понимания начертания зверя на правую руку и чело, давали нравственное толкование: правая рука — деятельная жизнь по заповедям Божиим, чело — познание истины Божией. Принявший на правую руку и чело начертание зверя не может совершать куплю, то есть выкуп Царствия Небесного за земную жизнь.
Данное толкование основывается на словах из притчи Господа: Куплю дейте, дондеже прииду ( Лк.19:13 ). Подобное толкование, как вторичное, содержится и у архиепископа Андрея Кесарийского4.
Имя зверя
Принято считать, что имя зверя, то есть антихриста, не указывается в Откровении. Архиепископ Андрей Кесарийский отмечал: «Если бы была необходимость знать его имя, то, как говорят некоторые учители, тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге»5. Святой Ириней Лионский полагал, что неизвестность имени антихриста предостерегает нас от обмана, так как антихрист, вопреки нашим ожиданиям, может придти с другим именем6. Однако оба эти рассуждения относятся к попыткам определить имя зверя на основании его числа. Между тем, тот же архиепископ Андрей Кесарийский свидетельствовал, «что диавол, антихрист и лжепророк общие друг с другом как действиями, так и именами, это видно из того, что каждый из них называется зверем»7.
Имя ангела бездны, то есть диавола, приводится в другом месте Откровения: имя ему по-еврейски Авваддон, а по-гречески — Аполлион ( Откр.9:11 ), то есть Губитель. Это имя архиепископ Андрей Кесарийский упоминает также в толковании на Откр.13:16 — 17е. Имя антихриста в точности противоположно имени Христа: Иисус (Бог спасает. Спаситель) — Авваддон, Аполлион (гибель, Губитель). Указания на имя антихриста есть и в Ветхом Завете где говорится об ангеле-истребителе ( 1Цар.21:15 ), ангеле-губителе для истребления ( Ис.54:16 ).
Число зверя
Святитель Ириней приводит два возможных типа толкования числа зверя 666:
1. согласно числовой символике; 2. согласно греческому алфавиту.
Согласно числовой символике, число 666 связывается:
5. С количеством шести дней, сотворения мира, так как антихрист должен восстановить все отступничество, которое было за время существования мира (с этим ранее связывалась мысль о том, что мир просуществует 6000 лет);
6. С шестым днем, днем творения человека, чрез которого грех вошел в мир;
7. С шестисотым годом Ноя, когда грех достиг на земле такой меры, что только всемирный потоп мог уничтожить его;
8. С истуканом Навуходоносора, «который имел в высоту шестьдесят локтей, а в ширину шесть локтей; истукан был предзнаменованием пришествия антихриста».
Мы не обсуждаем вопросов о законах числовой символики, которые, в конечном итоге, коренятся в символическом миропонимании. Естественно, что число становится символом лишь в определенной символической системе. Именно тогда число становится способным нести смысл, который определяется контекстом.
В различных контекстах одно и то же число может нести различный смысл, вплоть до противоположного.
Так, например, число 6, вероятно, может символизировать творение, творчество, почему оно и используется как строительный модуль ( 3Цар.10:16—20 ; 3Цар.6:26 ); может нести смысл только количественный (ср., напр.: 666 сыновей Адоникама — 1Ездр.2:13 ). Некоторые символы, имевшие в Ветхом Завете один смысл, в Новом Завете приобрели смысл противоположный (звезда Давида, храм Соломонов). Но в контексте христианской символики, основанной на Священном Писании и Предании, число 666 всегда было символом Антихриста и воспринималось таковым на протяжении всей истории христианства.
Итак, писал святой Ириней, число 666 означает того, «в ком восстанавливается все… отступничество, неправда, нечестие, лжепророчество и обман, почему и найдет (на землю) потоп огненный»1.
Рассмотрим второй тип толкования числа зверя, который привел святой Ириней.
Он сводится к поиску имени антихриста. Буквы греческого алфавита, соответствующие определенным числам, подбираются так, чтобы сумма их составляла число 666, а сами они читались как имя. Таким образом, святой Ириней вывел имена: Евантас, Латинянин, Титан2, святой Викторин — Антемос, а на латинском языке — Диклюкс3, архиепископ Андрей Кесарийский — Лампетис, Бенедикт, злой вождь, древний завистник, истинно вредный, неправедный агнец4. К сожалению, именно этот тип толкования возобладал среди исследователей Апокалипсиса.
К чему это привело, можно видеть на примере толкования единоверческого священника Иоанна Малышева, который, используя почему-то славянский алфавит, приводит в особых таблицах более 200 имен антихриста5. Конец таким толкованиям должно было положить замечание самого святого Иринея о том, что, «хотя известно число имени антихриста, но мы не можем ничего опрометчиво утверждать о самом имени, потому что число приложимо ко многим именам… Посему вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие-либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос останется нерешенным»6. Можно также добавить, что поскольку Апокалипсис — не книга загадок и разгадок, а книга символическая, то и метод толкования числа 666 должен исходить из основ числовой символики, а всякий другой метод будет некорректен.
Таким образом, в понятие «печати антихриста» входят: 1) начертание зверя; 2) имя зверя; 3) число зверя. Принятие печати антихриста приравнивается в Апокалипсисе к поклонению самому антихристу или его образу (изображению).
Ни в Апокалипсисе, ни в святоотеческих толкованиях, ни в православных богословских исследованиях не содержится понятия «предпечати антихриста», распространяемое ныне в эсхатологических ожиданиях. Можно предполагать, что понятие «предпечати антихриста» образовано по подобию «предтечи антихриста». Но предтеча Антихриста, или его лжепророк, действует, согласно Апокалипсису, одновременно с антихристом.
Понятие «предпечати» весьма близко эсхатологическим представлениям в некоторых толках старообрядческого раскола.
Когда, каким образом и кем может быть принята печать антихриста
Святые отцы считали, что наложение печати антихриста его лжепророком будет происходить в те три с половиной года царствования антихриста, которые будут непосредственно предшествовать Второму Славному Пришествию Господа нашего Иисуса Христа. К прочим признакам последних времен они относили — построение Соломонова храма, воцарение в нем антихриста, проповедь пророков Еноха и Илии и убиение их в Иерусалиме, проповедь лжепророка и так далее.
Возможно ли несознательное принятие печати антихриста без отречения от Христа, путем каких-либо технических или медико-биологических усовершенствований? Некоторые святые отцы вообще не поясняют это, другие дают вполне определенный отрицательный ответ.
«Знает сей злосчастный, что крест Господень, если будет на ком напечатлен, разрушит всю его силу… Ибо всеми способами будет ухищряться, чтобы имя Господа и Спасителя — сие пресвятое и пречистое имя — вовсе не называлось во времена змия». (Преподобный Ефрем Сирин. Слово 91 на пришествие Господне)1. «Если душа наша ограждена таким оружием (Единосущною Троицею), то змий попран… Но хорошо знающие святой глас истинного Пастыря, тотчас узнают обманщика, потому что голос злочестивого нимало не походит на глас истинного Пастыря». (Преподобный Ефрем Сирии. Слово 92 на пришествие Господне)2.
( Откр.14:9 ): «Если, говорит, кто поклонится зверообразному антихристу и будет держаться его нечестивой жизни, словом или делом провозгласит его богом, на что указывает принимаемое на чело и руку начертание, тот вместе с ним будет пить чашу мучений».
( Откр.14:11 ): Следует понимать «под ночью — мучения грешников, которые примут все те, кто диавольскими делами и хулою на Христа изобразили в себе образ зверя и напечатлели в своем сердце его бесчестное имя как досточестное» (Архиепископ Андрей Кесарийский. Толкование на Откровение)3.
Псевдо-Ипполит в «Слове о кончине мира…» так изображал сознательность отречения от Христа: «Таково будет (начертание) и печать во время этого ненавистника добра — та печать, которая будет гласить: «Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от крещения; отрекаюсь от служения моего (Богу) и присоединяюсь к тебе и в тебя верую»4.
В погибающих. Как ни велики и ни разнообразны будут усилия и приемы антихриста к тому, чтобы прельщать и увлекать в свою ложь, успех он будет иметь, однако же, только в кругу тех, кои одного с ним духа, то есть отпали от Бога и Господа, сердцем презирают Его заповеди, и, ведая, что путь их ведет в пагубу, не сходят с него, предавшись участи своей в нечаянии. Как сам он — сын погибели, то и привлечь к себе успеет только погибающих. И погибающие эти погибнут не по определению Божию, а потому, что возлюбили пагубный образ жизни и нрав. Бог все употребляет к образумлению и обращению грешников, и когда уже ничем их взять нельзя, и не предвидится, чтоб можно было, тогда предает их в руки произволения своего. И всякий в жизни своей встречает людей, которым что ни говори, они все свое, как остолбенелые и окаменелые. Во время проповеди своей святые Апостолы повсюду встречали таких, и засвидетельствовали устами святого Павла, что слово крестное погибающим юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть ( 1Кор.1:18 ). и что сами они суть овем (погибающим) вопя смертная в смерть; овем же (спасаемым) воня животная в живот ( 2Кор.2:15 ). Во время же антихриста его юродство будет казаться погибающим мудростию, и его пагубное зловоние — благоуханием. Тут тоже будет, что при холерных поветриях, которые захватывают тех только, у которых есть к ним предрасположение.
Занелюбве истины не прияша во еже спастися им. Вот почему они суть погибающие! Потому, что не приняли спасительной истины. Бог видит, что люди гибнут, низпадши в бездну греха и в пагубные узы рабства страстям и сеятелю их, диаволу. Для того послал Сына Своего Единородного, чтоб проложить им путь исходный, и указать его в вере в Него и в благодати, приемлемой по вере. Весть о сем всюду разнесли святые Апостолы. Принимавшие поступали в число спасаемых, не принимавшие оставались в пагубе. Таковы они во время Апостолов, таковы после их, доселе, такими окажутся и в последние дни. Всю эту массу видит Апостольское богопросвещенное око ума, и дает им надпись: погибающие.
У Солунян пред лицом были эти погибающие неверия ради. Апостол говорит как бы: вот в этой области непринявших нашего спасительного слова он будет иметь успех, а не среди вас уверовавших, и подобно вам имеющих уверовать. Достойно замечания, что Апостол словом своим обнимает не только тех, кои не приняли истины христианской, как бы слушать ее не хотели, но и тех, кои слышали ее, поняли, в чем дело, и не приняли ее, и даже тех, кои приняли умом, но не полюбили ее сердцем; обнимает не только неверов-нехристиан, но и христиан по имени, а не в сердце, кои равнодушны к исповедуемой ими вере и не ревнуют о том, чтоб быть послушными требованиям ее, стать тем, чем именуются, индифферентны к ней. Ибо говорит: любве истины не прияша, не полюбили истины, нет ее у них на сердце, хоть и видят ее. Истину видят, а сердце держат на стороне, противной истине. Потому сами в себе суть ложь, и будучи таковы, полюбят ложь.
Существенная спасительная истина есть та, что Бог послал в мир Сына своего Спасителя миру. Святые отцы потому слова: любве истины не прияша толкуют так: не приняли Христа Господа. Ибо Он есть и Любовь безпредельная, и Истина всесовершенная. Святой Златоуст пишет: «Любовию истины он называет Христа. Ибо Христос был и то, и другое и приходил ради того и другого по любви к нам и чтоб открыть истинное значение всего». То же Феодорит и все другие. Но это одно и то же. Ибо надобно не только принять Евангелие, но и сочетаться с Господом, ибо в этом сочетании и состоит надлежащее принятие Евангельской истины. Тот только и извлекается из массы погибающих, кто прилепляется к Господу Иисусу Христу, становится един дух с Ним, прививается к Нему, как к единой истинной живой лозе.
Стих 11. И сего ради послет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи.
Это страшное нравственное наказание Божие! Послет — не так, что нарочно пошлет не желаемое ими, а пропустит к ним ими желаемое и искомое. Злой дух льсти и лжи постоянно порывается всеми завладеть, всех омрачить и увлечь в ложь; но Бог не пускает его, когда среди не следующих истине есть еще такие, которые подают надежду обращения, еще не совсем предались ложным путям, еще думают иногда отстать от лжи и стать на стороне истины, — не пускает, чтоб не потерпели они от него насилия внутри, ибо он может колебать и твердых, а не только этих слабых.
Когда же, наконец, они совсем опустят руки и предадутся избранному ими пагубному пути, сложатся с ним и сочетаются сердцем, а о том, чтоб отстать от него, и думать перестанут, тогда Бог примет Свою, удерживающую злого духа льсти, руку, и он, пропущенный, устремится на них, пройдет в сердце их и там начнет оказывать действо льсти, влечь ко лжи, — и привлечет. Они примут ложь всем сердцем, и затем обнаружат ее и во вне, пристанут видимо к антихристу. Но этим сделается только то, что выйдет наружу скрывшееся внутри. Святой Златоуст пишет: «Для чего, скажешь ты, Бог попустит быть всему этому? Не бойся, возлюбленный, но послушай что говорит (Апостол): (антихрист) возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы».
Феодорит прибавляет: «Сие же: послет им Бог действо льсти, сказано Апостолом вместо — попустит явиться льсти, чтоб показались любители лукавства. Ибо не пошлет лесть сию Бог, но истребит ее словом уст Своих».
Экумений: «Послет — не так принимай, чтоб Бог послал, но так выражать обычно Апостолу попущение от Бога».
Феофилакт: «Послет — вместо попустит ему прийти. Смотри, сначала они отвергли истину, и тогда оставил их Бог, и ложь овладела ими»: Стих 12. Да суд приимут ecu не веровавший истине, но благоволивший в неправде.
Да суд приимут, — праведно подвергнутся осуждению. Попустит Бог, раскроется их злой нравственно-религиозный строй, и они созреют для суда. Ложь самообличительна, и следующие лжи сами себя обличают. Безответны они будут на суде, потому, что поверили очевидно-пагубной лжи и не поверили очевидно спасительной истине. — Вси неверовавшии истине, но благоволивший в неправде. С греческого: все эти, неверовавшие и прочие, кои не приняли в сердце с живою верою Евангельской истины и жизни своей, своих чувств и расположений не установили по ее требованию, а напротив, лгали сердцем своим — благоволили ко всякой неправде и к неправым мудрованиям, и к неправым нравам, находили удовольствие пребывать и погрязать в сих неправостях.
Очевиднейшим же обличением их будет то, что они поверят антихристу. Святой Златоуст пишет: «Заграждены будут уста тех, которые осуждены на погибель. Каким образом? Они не уверовали бы во Христа, хотя бы антихрист и не пришел, но он придет с тою целью, чтобы изобличить их. Для того, чтоб они тогда не сказали, что так как Христос назвал себя Богом, то по этой именно причине мы и не уверовали в Него; потому что мы слышали, что Бог един, от Которого все, и вследствие того мы не поверили: этот их предлог (к оправданию) отнимет у них антихрист. Ибо когда он придет, и, несмотря на то, что он не заповедует ничего праведного, а только одно беззаконие, они уверуют в него, единственно ради ложных его чудес, тогда заградятся уста их. Ибо если ты не веруешь Христу, то тем более ты не должен верить антихристу. Первый говорил, что Он послан Отцем, а сей последний (будет говорить) совсем другое. Посему-то Христос и говорит: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене; аще ин приидет во имя свое, того приемлете ( Ин.5:43 ). Но мы, скажут, видели было много великих чудес, поэтому скорее следовало уверовать в Него. Кроме того, об антихристе много было предсказано: что он беззаконник, что он сын погибели, что пришествие его (с помпою будет) по действу сатанину; тогда как, напротив, о Христе, — что Он есть Спаситель и принесет бесчисленные блага». Та же речь у Феодорита, Экумения и Феофилакта»1.
Итак, принятие печати антихриста связано с отвержением Христа, с такой греховной жизнью, которая сама по себе, независимо от принятия печати антихриста, ведет к гибели. Насильственное техническое или медико-биологическое наложение печати антихриста на верующего во Христа и живущего по Его заповедям, тем более, если он не сознает этого, не может отлучить его от Христа.
Повиновение власти или церковный раскол?
На протяжении всей истории Церковь жила в различных государственных системах (имперско-языческой, православной удельной княжеской и самодержавной, либерально-демократической, тоталитарно-коммунистической, оккупационной) подчинялась гражданским установлениям, связанным с несением воинской обязанности, переписью и сбором налогов, даже если эти установления обозначались языческими религиозными символами и надписями.
Мученики отказывались участвовать в гражданско-религиозных празднествах Римской империи лишь тогда, когда это было связано с их личным непосредственным участием в религиозном культе, в жертвоприношении.
Мероприятия, проводимые налоговыми органами, не содержат в себе религиозного культа.
Если в налоговых документах содержится антихристианская символика, то Церковь может свидетельствовать о том, о чем свидетельствовал еще святой Иоанн Богослов: дух Антихриста уже присутствует в мире и это есть дух заблуждения ( 1Ин.4:3 ), а также может просить государственную власть изъять или заменить эту символику ради Духа Истины и мира в обществе.
Но и отрицательный ответ государственной власти на просьбу Церкви не может быть поводом для самостоятельного, неблагословенного выхода верующих из гражданского повиновения, так как это неизбежно приводит к внутрицерковному расколу.
1 Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса святого Иоанна Богослова, с святоотеческими толкованиями об Антихристе и библиограф указателем. Изд. 2. М., 1901. С. 330–335.