код изготовителя для штрих кода где взять
Как присвоить штрихкод товару
19.03.2020 Прочтёте за 8 минут. 1772
Современные программы учета и контроля товаров построены на использовании штрихкодов. Рядовым покупателям они тоже заметно облегчают жизнь, ускоряя процесс обслуживания на кассовых компьютерах. В этой статье мы расскажем, как происходит разработка штрихкодов и кто может их присваивать.
Прайс-лист
Наименование | Стоимость | Сроки оформления |
---|---|---|
Уникальный идентификационный номер стандарта EAN-13 | от 2 000 руб. | 1 рабочий день (1 час) |
Штрих-коды | от 2 000 руб. | 1 рабочий день (1 час) |
Международный префикс 793-799 | от 2 500 руб. | 1 рабочий день (1 час) |
Российский префикс 460-469 | от 2 000 руб. | 1 рабочий день (1 час) |
Что такое штрихкод
Каждому товару присваивается свой уникальный штрихкод, который позволяет идентифицировать продукцию. Изначально он представляет собой набор цифр. Затем специальная программа переводит его из цифрового в графический вид. Стандартный штрихкод – это набор вертикальных штрихов, разделенных пробелами. Кодирование заключается в изменении местоположения и ширины штрихов и пробелов.
Закодированную в штриховом коде информацию можно считать с помощью светодиодного или лазерного сканера. Такие устройства могут быть стационарными (встроенными в кассовый аппарат) или портативными. Сканер при декодировании выполняет обратную операцию: считывает штрихкод и переводит его в буквенно-цифровые символы.
Для этого он фиксирует количество и дискретность света, который отразился от штрихкода. Полученный после декодирования набор символов программа учета сравнивает с базой данных кодов, которые хранятся в компьютере, находит, какой информации он соответствует, и в результате идентифицирует товар.
Считывание штрихкода в пункте розничной торговли
Виды штрихкодов
В штрихкоде можно кодировать самую разнообразную информацию: вес товара, срок его годности, цену, назначение, номер партии, изготовителя и многое другое. Для этого применяют разные языки, называемые «символиками». Например, Codobar, GS1-128, код 39, UPC, но наибольшее распространение в нашей стране получила система EAN (European Article Number). По сути, все символики отличаются друг от друга только комбинациями и размерами штрихов и пробелов.
Популярная в России система EAN визуально выглядит как набор вертикальных штрихов, разделенных пробелами, под которым нанесен набор цифр от 0 до 9. Эти цифры образуют уникальный и незначимый номер, с помощью которого идентифицируется товар.
Уникальность означает, что все участники цепочки, по которой передается товар от производителя до точки розничной торговли, при его идентификации будут ссылаться на один и тот же существующий в единственном экземпляре номер, а значит, смогут быстро и правильно понимать друг друга.
Незначимость кода говорит о том, что в него не включена информация о товаре. Он нужен только для того, чтобы получить доступ к нужной информации о продукте, которая хранится в базе данных. То есть код является не носителем, а только ключом доступа к информации.
Весь код состоит из 13 цифр и идентифицируется как EAN-13. Есть сокращенный вариант кода, состоящий из 8 цифр. Его используют для маркировки небольших товаров, он идентифицируется как EAN-8. Иногда в контексте с EAN-13 или EAN-8 называют еще один код – GTIN (Global Trade Item Number). Его используют, например, для маркировки товаров при оформлении прайс-листов. Код GTIN состоит из 14 цифр и получается простым добавлением нулей перед цифрами кодов EAN-13 или EAN-8. GTIN используют только потому, что такой формат (из 14 цифр) требуют некоторые компьютерные приложения.
Коды EAN могут быть локальными или международными. Локальные используют в пределах одной компании или предприятия. В этом случае первые три цифры будут в диапазоне 200–299. Использовать такие коды за пределами предприятия запрещается. Международные коды индивидуальны для разных государств, предприятий и товаров, но будут расшифрованы с помощью сканера в любой стране Европы.
Что зашифровано в штрихкоде
Информацию, которую можно получить из штрихкода, мы приведем на примере EAN-13. Набор из 13 цифр делится на несколько групп, каждая из которых имеет свое значение:
Количество цифр для кодирования предприятия-изготовителя и товара может меняться. Так, предприятие-изготовитель может быть закодировано в наборе из 4–6 цифр, а товар – в наборе из 3–5 цифр. Все зависит от того, чему отдавать предпочтение: количеству предприятий или номенклатуре выпускаемых ими товаров. В первом случае больше цифр будет выделено для кодирования предприятий (такой подход практикуется в России), во втором – для кодирования товаров.
4. Последняя 13-я цифра – контрольная. С ее помощью можно проверить подлинность кода.
Пример расшифровки информации, заложенной в штрихкоде
В качестве примера ниже приведем алгоритм проверки подлинности штрихкода.
Для этого нужно выполнить следующие действия:
6 + 0 + 0 + 0 + 1 + 9 = 16
4 + 0 + 7 + 2 + 8 + 8 = 29
Это проверочное число должно совпасть с последней в штрихкоде контрольной цифрой. Если этого не произошло, штрихкод поддельный, а товар изготовлен незаконно.
Что дает использование штрихкодов
Мы можем назвать 4 практических преимущества, которые дает использование штрихкодов:
Кто присваивает штрихкоды товарам
Штрихкоды товарам может присваивать только уполномоченный международный орган регистрации. В настоящее время работает несколько таких организаций. Орган регистрации сотрудничает и наделяет определенными полномочиями пункты или агентства выдачи в разных странах. Как правило, они являются ассоциированными членами международного органа регистрации и чаще всего называются официальными регистраторами.
Какие документы понадобятся для получения штрихкода
Для получения штрихкода официальному регистратору в своей стране необходимо предоставить следующую информацию о товаре:
Помимо этого, понадобится предоставить данные о компании или индивидуальном предпринимателе, который является заявителем.
После получения пакета документов официальный регистратор обратится в международный орган регистрации, который выделит для товара штрихкод из числа свободных и внесет информацию об этом в единую базу данных. Получить такой же штрихкод никто другой уже не сможет.
Кто может получить штрихкод
Нанесение штрихкода на товар не является обязательным требованием. Поэтому получить его может не только производитель, но и компания-импортер или продавец товара на территории России.
Компания «Гарант Документация» является официальным регистратором в системе автоматической идентификации DiSAI (Diversificated System of Automatic Identification). Мы работаем оперативно и готовы выдать штрихкоды на любой товар в день обращения.
Вопросы и ответы по штриховому кодированию
Вопросы и ответы по штриховому кодированию
Что такое штриховой код EAN-13?
Штриховой код EAN-13 необходимо отличать от международного товарного номера EAN/UCC-13. Штриховой код EAN-13 представляет собой графическое изображение уникального международного номера товара EAN/UCC-13 в виде, пригодном для автоматического считывания. Значение номера EAN/UCC-13 продублировано арабскими цифрами в нижней части штрихового кода (13 знаков).
Номер товара EAN/UCC-13 уникален в международном масштабе. Свыше 900 тысяч компаний в 128 странах мира кодируют свою продукцию штриховыми кодами EAN-13.
На разных товарах проставлены разные значения штриховых кодов. За этим следит Международная Ассоциация товарной нумерации GS1
GS1 состоит из 96 Национальных организаций в 98 странах мира. Национальные организации-члены GS1 присваивают предприятиям-членам уникальные регистрационные номера. Регистрационный номер (глобальный код) предприятия отображается на упаковке продукции в виде первых 9 цифр штрихового кода (например, 460700952).
Номер товара EAN/UCC-13 имеет следующую структуру:
Обязано ли предприятие наносить штриховой код на упаковку товара?
Нет, не обязано. Существует заблуждение, что в соответствии с международными стандартами (или нормативными документами ЕС) на упаковке товара обязательно должен быть штриховой код EAN-13. Это неверно. Система EAN·UCC по своему статусу является необязательной и добровольной. Наличие штрихового кода на товаре может проверить и потребовать от предприятия-изготовителя поставщик или предприятие оптовой (розничной) торговли, но ссылки на правовые документы и стандарты в этом случае неправомерны. Не существует нормативных актов, обязывающих вступать в Национальную организацию GS1 и наносить на упаковку штриховые коды. Международные стандарты ISO по штриховому кодированию регламентируют только технические требования к формированию изображения и качеству печати штриховых кодов. Т.е., если Вы напечатали штриховой код EAN-13 на упаковке товара, то он должен иметь корректный вид, соответствующий международным стандартам, и правильно считываться во всех странах мира.
Как получить штриховой код EAN-13 на продукцию своего предприятия?
Может ли иностранная компания стать членом ЮНИСКАН/GS1 Russia?
Можно ли внутри предприятия использовать собственную структуру штрих-кода EAN-13?
Кто кроме ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ может присвоить в России штриховой код?
(стр. 44 ГОСТ ИСО/МЭК 15420-2001)
Будет ли штриховой код товара, присвоенный ЮНИСКАН/GS1 Russia, признан в других странах?
Да, штриховой код EAN-13 широко применяется в 128 странах мира. Ежедневно осуществляется свыше 5 миллиардов сканирований штриховых кодов EAN-13. Ассоциация ЮНИСКАН/GS1 Russia присваивает предприятиям уникальный международный номер, с которого начинаются все штриховые коды продукции данного предприятия.
Информация о всех предприятиях-членах ЮНИСКАН/GS1 Russia заносится в информационную систему Глобального регистра и доступна российским и зарубежным пользователям через Интернет.
Регистрационный номер, полученный предприятием в ЮНИСКАН/GS1 Russia (например, 460700952), является уникальным. Нигде в мире не встретится другое предприятие с таким же номером. При возникновении сомнений о принадлежности штрихового кода EAN-13 вопросы решаются путем обращения в Национальную организацию-член GS1. Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/GS1 Russia является единственным представителем международной Ассоциации GS1 на территории Российской Федерации.
Кому принадлежит приоритетное право штрихового кодирования: владельцу торговой марки, изготовителю или поставщику товара?
Существует заблуждение, что штриховой код на упаковку может наносить только изготовитель товара. Это неверно! В соответствии с правилами GS1 приоритетное право штрихового кодирования продукции принадлежит владельцу товарного знака (брэнда) или спецификации на производство товара вне зависимости от того, где и кем он произведён.
В качестве примера правильной маркировки можно привести этикетки пластиковых бутылок Coca-Cola. Несмотря на то, что продаваемая в Москве Coca-Cola производится в Московской области, на бутылках стоит «бельгийский» штриховой код, принадлежащий владельцу технологии и брэнда.
Если по каким-либо причинам владелец торговой марки штриховой код не нанёс, то это может сделать изготовитель. Если и изготовитель товара не нанёс штриховой код, то это делает поставщик (импортёр). На этикетке указывается «ПОСТАВЩИК: наименование компании-поставщика» и его штриховой код.
Является ли штриховой код EAN-13 свидетельством страны происхождения товара?
Что такое Глобальный префикс предприятия (GCP)?
Что такое Глобальный номер товара (GTIN)?
С 1 января 2005 года Международная Ассоциация товарной нумерации (GS1) и Американский Совет по единому коду (UCC) объединяются в единую систему EAN·UCC. В этой связи после 1 января 2005 года все торговые системы в США и Канаде должны принимать и обрабатывать как 12-значные «американские» штриховые коды UPC-A, так и 13-значные международные штриховые коды EAN-13.
Вот почему в системе EAN·UCC для хранения номера товара в компьютерных базах данных рекомендуется отводить специальное поле GTIN длиной 14 разрядов. В это поле GTIN можно поместить все существующие варианты товарных номеров:
Более короткие номера (EAN/UCC-8, UCC-12 и EAN/UCC-13) помещаются в 14-разрядное поле со сдвигом вправо и использованием заполняющих нулей слева :
Таким образом, в нашем примере EAN/UCC-8, UCC-12, EAN/UCC-13 и EAN/UCC-14 будут представлены в виде GTIN следующим образом:
Что такое Глобальный идентификационный номер предприятия (GLN)?
Глобальный идентификационный номер EAN/UCC GLN (Global Location Number, англ.) представляет собой 13-разрядный цифровой код (номер), предназначенный для идентификации предприятий, функциональных подразделений, физических местоположений. Он не несет в себе содержательной информации, а представляет собой ссылку на данные, хранящиеся в компьютерной базе данных. По номеру EAN/UCC GLN в базе данных, при необходимости, можно быстро отыскать более подробную информацию о предприятии (организации) или подразделении, например, юридический и почтовый адрес, финансовые реквизиты, фамилии директора и управляющих, характеристики складских помещений и т.д.
Для обеспечения уникальности EAN/UCC GLN установлены следующие требования к формату и структуре EAN/UCC GLN :
Структура EAN/UCC GLN:
460700952 | 999 | 8 |
Глобальный префикс предприятия GCP | Контрольный разряд |