коалицию каких сил представлял собой народный фронт во франции

НАРОДНЫЙ ФРОНТ ВО ФРАНЦИИ

Коалиция левых партий, находившаяся у власти во Франции в 1936-1938 гг.

На выборах 26 апреля-3 мая 1936 г. Народное объединение одержало победу. Из 618 мест оно получило 381 мандат. ФКП увеличила свое представительство с 10 до 72 депутатов, социалисты — с 97 до 146 (они стали крупнейшей фракцией), а вот радикалы потеряли места — со 159 до 106. 4 июня было сформировано правительство социалиста Л. Блюма.

Сразу после победы “Народного фронта” поднялась волна забастовок — рабочие требовали не медлить с реформами, они занимали предприятия. Рабочие вернулись к работе только после того, как на переговорах профсоюзов и предпринимателей было заключены 6 июня Матиньонские соглашения о повышении зарплаты и введении важнейших социальных гарантий, которые затем были закреплены законодательством «Народного фронта». Рабочий день был ограничен 40 часами в неделю, рабочие получали двухнедельный оплачиваемый отпуск. Предприниматели были обязаны заключать с рабочими коллективные договоры, на предприятиях учреждались официальные рабочие представители, которые получали право контролировать соблюдение прав рабочих. Проводилась национализация железных дорог, части военной и угледобывающей промышленности. Было улучшено пенсионное обеспечение, отсрочки по долгам. Была реорганизована банковская система, регулировались цены на зерно, включая его государственные закупки, были выделены средства на проведение общественных работ. Срок обязательного обучения в школе был увеличен с 13 до 14 лет. Гражданские права, существовавшие во Франции, были распространены на колонии.

Коммунисты требовали введения дополнительных налогов на капитал, но и те меры, которые уже были проведены, усилили отток капитала из Франции. 13 февраля 1937 г. Блюм заявил о «паузе» в реформах из-за начавшегося финансового кризиса.

В августе 1936 г. правительство Л. Блюма инициировало политику невмешательства в гражданскую войну в Испании, отказав в помощи родственному режиму Народного фронта в Испании. Эта моральная капитуляция перед лицом фашизма, активно боровшегося против Испанской республики, разложила французский «Народный фронт» сильнее, чем экономические проблемы. Лидеры СФИО и радикалов опасались как противостояния с фашизмом в Европе, так и гражданской войны во Франции, и готовы были идти на далеко идущие уступки правым силам. В июне 1936 г. был принят декрет о роспуске праворадикальных организаций. Однако они сохранились под новыми названиями. 16 марта 1937 г. в парижском пригороде Клиши произошли столкновения между левыми демонстрантами и полицией, защищавшей митинг правых радикалов, погибло 5 человек и 200 было ранено.

В 1937 г. Блюм внес в парламент проект закона о чрезвычайных финансовых полномочиях правительства. Палата депутатов поддержала его, но сенат отверг законопроект. Несмотря на поддержку правительства в парламенте, 22 июня 1937 г. Блюм подал в отставку. Стало ясно, что французский «Народный фронт» не готов к более глубоким преобразованиям. Власть перешла к радикалам (К. Шотан, Э. Даладье), которые стали проводить либеральную экономическую политику, экономя на социальных обязательствах государства, данных в 1936 г.

После отставки Блюма была предпринята попытка возродить «Народный фронт» снизу. По инициативе коммунистов и движения против фашизма и войны началось создание сети комитетов Народного фронта, в которые люди объединялись независимо от партийной принадлежности. Создание новой «сверхпартии» вызвало опасения лидеров СФИО и радикалов. Национальный комитет коалиции Народное объединение (Народный фронт) заявил, что не признает комитеты Народного фронта своими.

11 сентября 1937 г. «Тайный комитет революционного действия», известный также как «Кагуль» (балахон), организовал взрывы в зданиях Всеобщей конфедерации французских предпринимателей и Объединения предпринимателей обрабатывающей промышленности. Усилив ощущение нестабильности и левой угрозы, терракты кагуляров позволили правым политикам усилить нажим на наследие «Народного фронта».

19 сентября премьер-министр Шотан заявил, что 40 часовой рабочий день может применяться, только если для этого есть условия. 2 октября в так называемой декларации Рамбуйе правительство официально ограничило закон о социальных гарантиях, обусловив его задачами подъема производства.

Некоторые надежды сторонники «Народного фронта» возлагали на второе правительство Блюма, которое пришло к власти в марте 1938 г. Но Блюм снова потребовал «чрезвычайные полномочия», получил отказ и подал в отставку. 10 апреля к власти пришло правительство Даладье, в котором уже не было социалистов. Даладье опирался не на «Народное объединение», а на правый центр. На первый план его политики вышли внешнеполитические задачи, связанные с проведением политики «умиротворения». В августе правительство приняло чрезвычайные декреты, которые ограничивали социальные гарантии. Даладье ввел 48 часовую неделю на предприятиях военной промышленности. Премьер требовал «вернуть Францию на работу».

В октябре 1938 г. из-за участия Даладье в подписании Мюнхенского договора парламентский блок «Народное объединение» распался окончательно. Радикалы в ответ на резкую критику со стороны коммунистов вышли из национального комитета Народного объединения. После этого «Народный фронт» сохранялся как неустойчивая оппозиционная коалиция социалистов и коммунистов, опирающаяся на комитеты «Народного фронта».

Но, несмотря на упадок движения Народного фронта, его костяк не исчез — после разгрома Франции Германией в 1940 г. он участвовал в движении Сопротивления. Народный фронт в итоге способствовал укреплению гражданского общества Франции, что имело далеко идущие последствия во время войны и после нее. Его завоевания были восстановлены после войны в полном объеме и положили начало социальному государству во Франции.

Источник

Остановить фашизм, и начать новую жизнь

К 80-летию Народного фронта во Франции: уроки и наследие

коалицию каких сил представлял собой народный фронт во франции. картинка коалицию каких сил представлял собой народный фронт во франции. коалицию каких сил представлял собой народный фронт во франции фото. коалицию каких сил представлял собой народный фронт во франции видео. коалицию каких сил представлял собой народный фронт во франции смотреть картинку онлайн. смотреть картинку коалицию каких сил представлял собой народный фронт во франции.

В ряду выдающихся событий политической и социально-экономической истории Франции бурная, хотя и кратковременная, история Народного фронта 1936−1938 годов занимает особое место. Это было время великих потрясений — всемирный экономический кризис, начавшийся «великой депрессией» в США и докатившийся в начале тридцатых до Франции, и поднимающий голову фашизм в Европе — таков исторический фон и одновременно причины возникновения и существования Народного фронта.

Резкое ухудшение жизни французских трудящихся вследствие кризиса, охватившего все главные отрасли промышленности и сельское хозяйство страны, вызвало небывалый рост забастовочного движения, сочетавшегося с такими формами борьбы, как захват рабочими заводов. 12 февраля 1934 года состоялась всеобщая забастовка — первая успешная всеобщая забастовка в истории Франции. К весне 1936 года во Франции бастовало 12 тысяч предприятий с двумя миллионами человек. 3 июня забастовки охватили всю страну, к которым присоединялась фермеры и мелкая буржуазия. Нередко с бастующими солидаризировалась интеллигенция.

К этому же времен отчетливо стала очевидна фашистская опасность. Приход Гитлера к власти в 1933 году и последующие активные действия милитаристской Германии стали поводом для зарождения антифашистского и антивоенного движения во Франции, как и во всей Европе. Состоявшийся в Париже Европейский антифашистский конгресс объединил коммунистов, социалистов и профсоюзные организации. Был создан Национальный комитет борьбы против фашизма и войны, в который вошли писатели Анри Барбюс, Ромен Роллан, Поль Вайян-Кутюрье, известный ученый-физик Поль Ланжевен, один из основателей Французской коммунистической партии Марсель Кашен. Комитет принял Манифест, призывавший к союзу рабочего класса, интеллигенции, средних слоев населения в борьбе против войны и фашизма. По инициативе антифашистского движения по всей Франции проводились митинги и демонстрации.

Международная обстановка благоприятствовала созданию Народного фронта. С одной стороны, улучшились межгосударственные отношения Советского Союза и Франции: в мае 1935 года был подписан франко-советский пакт о военной помощи. С другой стороны, перед лицом фашистской угрозы Коминтерн, и, следовательно, ФКП выработали новую стратегию и тактику, направленную на объединение всех антифашистских сил.

Вскоре был создан Национальный комитет Народного фронта, включавший представителей трех ведущих партий, профсоюзов, общественных организаций. Местные и департаментские комитеты Народного фронта создавались по образцу Национального комитета на паритетных началах. В разработке предвыборной программы Народного фронта приняло участие 98 организаций, и этот документ был результатом компромисса. Параллельно шел процесс сближения двух крупнейших профессиональных союзов Франции. В марте 1936 г. в Тулузе был созван объединительный съезд, который оформил слияние ВКТ и УВКТ в единую организацию, принявшую общее название — Всеобщая конфедерация труда (ВКТ).

Выборы в Палату депутатов (нижнюю палату парламента Франции), состоявшиеся весной 1936 года, принесли победу социалистам, на втором месте оказались представители ФКП, на третьем — радикалы. Было сформировано правительство под руководством Леона Блюма; впервые в истории Франции в него вошли в качестве заместителей министров три женщины, включая выдающегося ученого Ирен Жолио-Кюри). Коммунисты приняли решение не участвовать в правительстве, но поддерживать в парламенте его действия, отвечавшие программе ФКП. Под давлением мощного рабочего движения, не обращая внимания на панику на парижской бирже, правительство Народного фронта действовало чрезвычайно быстро. Уже в начале июня в Матиньонском дворце (резиденции премьер-министра) состоялась встреча представителей профсоюзов и предпринимателей. В результате заключенных соглашений заработная плата на предприятиях выросла на 7−15%, а особо низкая — в несколько раз. В течение лета 1936 года правительство провело через парламент небывалое количество законопроектов — 133.

Рабочая неделя на предприятиях сокращалась с 48 до 40 часов без уменьшения заработной платы. Каждому проработавшему на предприятии не менее одного года гарантировался оплачиваемый двухнедельный отпуск. Были увеличены пенсии бывшим фронтовикам, отменены чрезвычайные декреты, направленные против государственных служащих. Для безработных организовывали общественные работы. Улучшилось также положение и средних слоев населения. Правительство ввело отсрочку платежей по долгам в промышленности, торговле и сельском хозяйстве. Мелкие торговцы получили льготные кредиты. Созданное кабинетом Национальное зерновое бюро осуществляло закупки зерна у крестьян по твердым ценам.

Законодательство Народного фронта в области банков и промышленности явилось первым большим вмешательством государства в экономику страны. Реформа Французского банка поставила его под контроль государства. Центральный банк страны отныне управлялся Генеральным советом, большинство членов которого назначались правительством. Кабинет Блюма объявил о частичной национализации новых отраслей военной промышленности (авиации, танкостроения), полностью национализировал железные дороги и некоторые угольные шахты.

В сфере политики правительство отменило законы, ограничивающие свободу печати, обязалось соблюдать профсоюзные свободы, уважать светский характер школы. Срок обязательного обучения продлевался до 14 лет, выделялись дополнительные ассигнования на развитие образования, науки и культуры. Деятельность фашистских военизированных организаций была запрещена.

Последняя мера имела особое социальное и психологическое значение: трудящиеся получали еще право путешествовать по сниженным ценам. Как сообщают историки, в архиве Блюма сохранилось множество открыток от трудящихся, благодаривших премьер-министра за эту возможность. Летом 1936 года жизнь трудовой части общества менялась к лучшему. Это было время надежд и энтузиазма. Неофициальным гимном Народного фронта стала песня «Впереди жизни», на музыку Д. Д. Шостаковича к советскому фильму «Встречный». Ее оптимистический мотив звучал тем летом на улицах многих французских городов. В стране проходили митинги в поддержку Народного фронта.

Однако правые силы во Франции выступали открыто против политики правительства. Их газеты захлебывались от ненависти, грозили революцией. Выдающийся советский публицист, знаток французской культуры и истории Илья Эренбург писал о страхе, пережитом французской буржуазией в годы Народного фронта, таком страхе, о котором она не забывала никогда. Наступали трудные дни. Как и следовало ожидать, крупные предприниматели организовывали саботаж на производстве и в октябре 1936 года начали борьбу против 40-часовой рабочей недели. «Бегство капиталов» за границу, с которым сталкиваются все левые и левоцентристские правительства, ухудшило финансовое положение страны и заставило правительство прибегнуть к девальвации франка, нивелировавшей достигнутое ранее улучшение жизни трудящихся. Трагедия премьер-министра состояла в том, что он не смог выстоять в этом сражении и начал постепенно, не без внутренней борьбы, отступать от программы Народного фронта. Это лишало его, с одной стороны, поддержки коммунистов и народа, а с другой стороны, усиливало давление входивших в правительство радикалов, недовольных социальной политикой кабинета. Ряды сторонников Народного фронта дрогнули. В феврале 1937 года правительство объявило паузу в реализации программы преобразований. Коммунисты были возмущены этим решением. Но одной из главных причин распада коалиции стал внешнеполитический фактор, а именно начавшаяся летом 1936 года Гражданская война в Испании.

Поднявшийся в этой стране военный мятеж под руководством генерала Франко против законного республиканского правительства был открыто поддержан фашистскими государствами Европы — Германией, Италией и Португалией. Они предоставили Франко вооружение и инструкторов, а затем послали в Испанию свои войска. ФКП выступила в поддержку законного испанского правительства и предложила кабинету Блюма оказать ему возможную помощь. Однако премьер-министр отказался от такой идеи. В августе 1936 года под давлением Великобритании, Блюм провозгласил политику «невмешательства» по отношению к Испании. Тем не менее тысячи французов — представители интеллигенции и простого народа горячо поддержали испанскую республику. Вместе с коммунистами в ее защиту выступили многие представители других политических партий Франции, а также писатели Ромен Роллан, Антуан де Сент-Экзюпери, Андре Мальро, ученые Поль Ланжевен и Фредерик Жолио-Кюри. Французы собрали в фонд помощи республиканской Испании свыше 100 млн франков, 8,5 тысяч французских добровольцев сражались в интернациональных бригадах.

Следующие два правительства возглавил правый радикал Камиль Шотан (июнь 1937 г. — январь 1938 г. и январь — март 1938 г.). Первый кабинет Шотана состоял из социалистов и радикалов, во второй социалисты уже не вошли. Начался постепенный отказ от многих завоеваний Народного фронта, новая девальвация франка, обнищание рабочих, забастовки.

В апреле 1938 г. было сформировано очередное правительство во главе с радикалом Даладье, которое открыто выступило против программы преобразований. Партия радикалов заявила о выходе из Народного фронта. В ноябре 1938 г. правительство Даладье одобрило чрезвычайные декреты, в соответствии с которыми были увеличены налоги, отменена 40-часовая рабочая неделя. Рабочий класс и компартия, а также социалисты повели борьбу за сохранение Народного фронта. 30 ноября 1938 г. была проведена 24-часовая всеобщая забастовка, в ней участвовало 4 млн. рабочих. Правительство ответило введением чрезвычайного положения. Наступали другие времена.

Величественная эпопея Народного фронта навсегда вошла в летопись борьбы французских трудящихся, «как сопротивление народа, который позволил Франции тридцатых годов предложить другой путь для Европы и сдержать фашизм!» (Жан-Люк Меланшон). Не случайно на грандиозном меж профсоюзном митинге в Париже 6 июля этого года, заключавшем период ожесточенной борьбы с правительственным законопроектом Трудового кодекса, лидер ведущего профсоюза страны — ВКТ Филипп Мартинез подчеркнул, что те оплачиваемые отпуска, в которые пойдут летом 2016 года французские трудящиеся, являются одним из главных социальных завоеваний Народного фронта.

Источник

Народный фронт во Франции (1934-1937 гг.)

Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие фашистского движения во Франции

После 1933 года (приход к власти Гитлера в германии) во Франции активизировались крайние правые движения. В отличии от Италии и Германии фашистские организации не смогли достичь договорённости и выступить единым фронтом. Объединение французских фашистов называлось лигой. Самой влиятельной была лига «Огненные кресты», созданная в 1927 году под руководством Казимира де ля Рока. Ещё одно объединение фашистов «Французское действие» образовал Шарль Моррас.

Кроме крупных лиг в стране действовало несколько десятков более мелких организаций. Все они призывали к насильственной смене правительства и уничтожению «режима партий». Активизация фашистского движения была вызвана «делом Ставиского».

«Дело Ставиского» – мошенническая операция финансиста Александра Ставиского, заключающаяся в подделке векселей на общую сумму в 200 миллионов франков. Афера была раскрыта, что привело к политическому кризису во Франции в декабре 1933 года.

6 февраля 1934 года фашистские организации попытались штурмовать здание парламента, но неудачно. Тем не менее, этот шаг привёл к консолидации антифашистских сил.

Образование Народного фронта

Первыми за объедение всех сил на борьбу с фашизмом выступили писатели Анри Барбюс и Ромен Роллан. По их инициативе состоялся Международный антивоенный конгресс в Амстердаме. В результате выполнения его решений во Франции был создан Национальный комитет борьбы против фашизма и войны.

Левые партии также стремились объединить свои усилия для борьбы с фашизмом. 27 июля 1934 года социалисты и коммунисты подписали Пакт о единстве действий. В 1935 году при праздновании Дня взятия Бастилии на манифестацию 14 июля вышло около полумиллиона человек. Это послужило датой создания Народного фронта.

Народный фронт – это политических союз левых партий, объединённых общей целью – борьба с фашизмом. Народный фронт находился у власти в 1936-1937 годах.

Готовые работы на аналогичную тему

Из Организационного комитета был сформирован Национальный комитет Народного фронта. В него вошли представители всех крупнейших организаций:

Консолидация антифашистских сил вела к объединению профсоюзных организаций. В 1936 году ВКТ и УВКТ объединились в общую организацию, взявшую старое название – Всеобщая конфедерация труда.

Народный фронт у власти

В 1936 году Народный фронт победил на выборах и образовал правительство во главе с социалистом Леоном Блюмом. Блюм приступил к реализации предвыборной программы:

В правительстве Народного фронта ярко выразились некоторые вопросы, приведшие к разногласию в объединении политических сил.

Непопулярность его шагов привела кабинет к отставке. Вот главе нового правительства в июне 1937 года встал радикал Камиль Шотан. Он продержался у руля власти до марта 1938 года.

Источник

§ 3. Народный фронт во Франции

Франция в период мирового экономического кризиса

В 1929 г. капиталистический мир вступил в период самого глубокого экономического кризиса за всю свою историю. Однако Франция, в отличие от США, Великобритании, Германии, втягивалась в кризис постепенно, фактически лишь с 1930 г. Пик же падения производства (на 44 %) пришелся только на 1932 г. Причинами такой необычной динамики было использование немецких репарационных выплат для стимулирования производства, сохранение большого количества рабочих мест в северо-восточных департаментах, восстанавливаемых после мировой войны, повышение экспорта после девальвации франка и, наконец, развертывание широкой программы милитаризации экономики. Эта мера была вызвана сугубо политическим причинами – провалом попыток форсировать пан-европейский интеграционный процесс и создать на его основе систему коллективной безопасности в Европе. В итоге именно накануне мирового экономического кризиса французское государство начало осуществление крупной инвестиционной программы по созданию оборонительной линии «Мажино» на границе с Германией, увеличению и перевооружению армии. Этот проект на несколько лет обеспечил устойчивое положение французской металлургической, машиностроительной, военной промышленности.

Медленное вхождение французской экономики в полосу кризиса продолжалось несколько лет. Существенное снижение производства в 1932 г. сменилось недолгим оживлением экономической конъюнктуры в последующие полтора года. С 1934 г. французская экономика окончательно оказалась с состоянии устойчивой депрессии. Структурный кризис был осложнен рядом дополнительных факторов – зависимостью французской индустрии от импорта сырья, устаревшей энергетической базой экономики, сильным влиянием финансово-банковских кругов, не заинтересованных в производственных инвестициях, устойчивым отставанием в темпах развития и низким уровнем механизации французского сельского хозяйства. Сказался и явный перекос в отраслевой структуре, образовавшейся во время экономического рывка конца 20-х гг. – преобладание тяжелой индустрии, нуждавшейся в мощной инвестиционной базе, и отставание производства средств потребления, опиравшегося на более гибкий, естественный рынок. «Бегство капиталов», спровоцированное в середине 30-х гг. перипетиями внутриполитической борьбы, сократило золотой запас страны с 67,7 до 36,8 млрд франков. Недостаток инвестиций практически остановил модернизацию производства. В конце 30-х гг. средний возраст оборудования на французских предприятиях составлял 25 лет, тогда как в Германии – 3–4 года, в США – 5–7 лет, в Великобритании – 7–8 лет. Франция стремительно теряла свои позиции на мировом рынке – за десять лет ее доля в мировой торговле сократилась с 7,7 % до 5 %. Причем по суммарным показателям объем французской внешней торговли в конце 30-х гг. оказался на 20–30 % меньше, чем в 1912 г. Все эти проблемы предопределили особую важность централизованной государственной политики, направленной не только на преодоление кризиса, но и на глубокую, структурную перестройку всего экономического механизма. Дискуссия о формах и целях государственного регулирования – дирижизма – стала ключевой темой общественно-политической жизни Франции 30-х гг.

Правоконсервативный дирижизм

После ухода Пуанкаре с поста председателя правительства безуспешную попытку воссоздать правоцентристкую коалицию предпринял А. Бриан. Однако возглавляемый им кабинет просуществовал лишь три месяца. Впоследствии Бриан сохранил пост министра иностранных дел, но и в этой сфере его деятельность утратила былую эффективность. Несмотря на активные попытки придать второе дыхание пан-европейскому процессу, французской дипломатии так и не удалось сформировать на этой основе достаточно стабильную систему взаимоотношений европейских держав. Все большее недовольство в стране вызывала пацифистская политика в отношении Германии, в том числе присоединение Франции к плану Юнга, досрочная эвакуация оккупационных войск из Рейнской зоны. Ситуация в Европе становилась все более напряженной, и это давало дополнительные преимущества тем политическим силам, которые ратовали за наращивание военной мощи, возращение к традициям «сильной политики».

В 1929–1932 гг. у власти чередовались «внепартийные» правительственные кабинеты, возглавлявшиеся, за исключением двух коротких пауз, Андре Тардье и Пьером Лавалем. Появление их на политической арене было достаточно символичным. Оппоненты из левого лагеря указывали на негативный личный имидж Тардье и Лаваля, отмечая их циничность, высокомерие, аморальность. Между тем именно «продажность» обоих политиков – готовность идти на соглашение с любыми группами влияния в истеблишменте и высшей государственной бюрократии, предпочтение таких закулисных контактов обычным идеологизированным соглашениям с ведущими партиями, отказ от соотнесения себя с каким-либо традиционным политическим полюсом – обеспечили стабильность исполнительной власти, ее выход из кризиса, порожденного распадом «Национального единения». Причем Тардье и Лаваль ратовали и за дальнейшую трансформацию государственного строя, ограничение конституционных свобод, создание режима «сильной власти». За этими идеями легко просматривались контуры той правоконсервативной политической субкультуры, которая, казалось бы, исчезла из общественной жизни Франции вместе с традиционным бонапартизмом и легитимизмом. Катализатором ее возрождения стал структурный экономический кризис 30-х гг., быстрый рост социального недовольства в стране.

Не менее показательна была и та поддержка, которую оказали правительствам Тардье и Лаваля правоцентристские фракции Национального Собрания. Скептически относясь к высказываниям по поводу «сильного государства», они поддержали антикризисную программу, основанную на принципах косвенного государственного регулирования экономики с предоставлением больших льгот крупному капиталу. Правительство сформировало так называемый «защищенный сектор», куда вошли крупнейшие банки, железнодорожные, химические, металлургические кампании. «Защищенный сектор» получил налоговые преимущества, государственные заказы, права на льготные транспортные тарифы. На весьма радикальные меры правительство пошло для смягчения кризиса перепроизводства в сельском хозяйстве. Был введен административный запрет на расширение посевов пшеницы и строительство новых перерабатывающих заводов, уничтожена 1/10 площадей виноградников, гарантированы премии за экспорт сельскохозяйственной продукции и ограничен импорт. Для инвестирования всех этих программ значительно сокращались социальные программы бюджета.

Экономическая целесообразность принимаемых правительством мер была очевидной. Однако политический курс правительства был чрезвычайно уязвим. Получив поддержку правореспубликанских партий при проведении антикризисной программы, Тардье и Лаваль не могли рассчитывать на нее, начни они сколько-нибудь существенные изменения конституционного строя. Между тем именно в глубокой трансформации государственного устройства они видели залог эффективности проводимых преобразований. В 1932 г. Тардье опубликовал книгу «Час решений», в которой наиболее последовательно излагалась программа праворадикального дирижизма как особого пути развития французского общества, основанного не только на экономических, но и глубоких конституционных преобразованиях. Идея перехода к авторитарным методам государственного управления не имела широкого резонанса среди политической элиты страны. Само же республиканское движение оказалось в этот период в не менее сложной ситуации. Жесткая финансовая политика правительства Пуанкаре, а затем и переход к косвенному государственному регулированию в период правления Тардье и Лаваля мало согласовывались с той идеологической эволюцией, которую претерпевал правый центр в первые послевоенные годы. Экономический кризис фактически остановил дрейф республиканцев в сторону нового либерального синтеза, способствовал расколу их электората. Политическая инициатива вновь начала переходить к левым партиям.

«Второе издание» Картеля левых

Накануне очередных парламентских выборов 1932 г. правительственные круги сделали ставку на лозунг порядка и стабильности, раздув пропагандистскую кампанию вокруг убийства 13 мая 1932 г. президента Поля Думера русским эмигрантом Горгуловым (Думер был избран на этот пост лишь за несколько месяцев до убийства). Тардье выступил на этот раз как лидер широкого фронта правых партий, не получившего, впрочем, какого-либо официального оформления. Особенностью его избирательной кампании было использование радио в качестве пропагандистского средства (впервые во Франции). Накануне выборов правительственное большинство добилось и проведения новой реформы избирательной системы – отныне мажоритарные выборы проходили в небольших одномандатных округах в один тур (для победы было достаточно относительного большинства). Такая система благоприятствовала «независимым» кандидатам, а также правоцентристским партиям, не сумевшим достичь единства и поэтому не рассчитывавшим на взаимную поддержку во втором туре.

Левой оппозиции, напротив, удалось создать накануне выборов новую коалицию. Инициаторами воссоздания «Картеля левых» на этот раз выступили социалисты, выработавшие альтернативный проект дирижистской политики, близкий по духу к классическому кейнсианству. Основными идеями их программы были создание широкого государственного сектора за счет национализации стратегически важных отраслей и предприятий, сокращение военных расходов, создание единой государственной системы социального страхования, ввод 40-часовой рабочей недели и правовая регламентация трудовых отношений. К этой программе, несмотря на существенные разногласия внутри партии, присоединились и радикалы. Республиканские социалисты и другие левоцентристские группировки в новую коалицию не вступили, но гарантировали поддержку его правительства в будущем парламенте.

На выборах в мае 1932 г. левые одержали достаточно убедительную победу, получив 368 мандатов из 594. Крупнейшую фракцию образовали радикалы – 157 мест. У СФИО оказалось 129 депутатских мандатов. При поддержке всех левых фракций парламента Э. Эррио сформировал устойчивое правительство Картеля. Однако политика его кабинета оказалась достаточно неудачной. Как и в период «первого издания» Картеля, Эррио уделил значительное внимание корректировке внешнеполитического курса страны. Правительство санкционировало решение Лозаннской конференции 1932 г. об окончательном прекращении репарационных выплат Германией и согласилось с решением Женевского совещания в декабре того же года о равноправии Германии в военно-правовых вопросах. Инициатором этих решений выступала английская дипломатия, тогда как Франция проявляла все меньшую самостоятельность на мировой арене. Единственным исключением стало подписание в 1932 г. советско-французского пакта о ненападении. Но в условиях нарастания фашистской опасности в Германии этого было явно недостаточно для защиты национальных интересов.

Во внутренней политике правительство Эррио также не смогло добиться значимых успехов. Полной реализации предвыборной программы помешали внутрипартийные разногласия – борьба групп Даладье и Эррио в партии радикалов и соперничество фракций в СФИО. В итоге основой антикризисной политики осталась жесткая бюджетная экономия, за которую ратовали и предшественники Эррио. Под давлением левых фракций Национальное Собрание вотировало после ожесточенных дискуссии ряд новых налогов на предпринимателей, в том числе на биржевые операции, движимое имущество и доходы. Но каких-либо радикальных изменений в динамику экономического развития это не внесло, и уход Эррио с поста председателя правительства в декабре 1932 г. символизировал бессилие Картеля перед нарастающими экономическим проблемами. Сменившиеся затем в течение полутора лет шесть правительственных кабинетов, возглавляемых радикалами, не изменили ситуацию. СФИО постепенно отошла от формирования кабинетов. Парламентское большинство левого центра становилось все более условным. В начале 1934 г. Картель окончательно распался. В период до следующих парламентских выборов в апреле 1936 г. сменилось еще пять правительств «перемирия партий», не имевших прочной опоры в парламенте, но претендовавших на роль «общенациональных». Объединить сколько-нибудь широкие политические силы их лидерам не удалось. Национальное Собрание превратилось в арену постоянных межфракционных конфликтов, экзальтированных прений, открытого политического торга. Центристские партии были деморализованы, а на фоне нового витка экономического кризиса началась быстрая поляризация политических сил. На арену выступил французский фашизм.

Французский фашизм

Во Франции, стране «старого капитализма» с демократическим традициями и устойчивой системой социальной психологии, сложившейся в ходе длительной эволюционной модернизации общества, фашизм не имел таких глубоких исторических предпосылок, как в Германии, Австрии, Италии, Испании. Французский фашизм обладал гораздо меньшей социальной базой, его отличала политическая раздробленность, идейная аморфность, отсутствие ярких лидеров. По типу он был ближе к иберийскому, испано-португальскому варианту – с опорой на мелкобуржуазные слои и деклассированные элементы, с преобладанием клерикально-монархических и милитаристских, националистических элементов в политической ориентации.

В то же время следует учесть, что специфика политического развития Франции на протяжении предшествовавших нескольких десятилетий привела к формированию необычного для европейских континентальных стран партийного спектра, фактически не оставлявшего пространства для респектабельных праворадикальных движений. «Правая Франция» эпохи расцвета Третьей республики – это прежде всего партии либерального толка, преодолевающие первоначальный вариант «республиканского синтеза». Либеральная национальная идея, потеснившая благодаря усилиям «Национального блока» и «Национального единения» прежний идеал Нации-Республики, была далека от собственно национализма. Образовывалась реальная политическая ниша, которую могли заполнить движения, апеллирующие к традиционным ценностям, в том числе радикальной трактовке национализма, католической духовной культуре, противопоставляющие идеалы этатизма, унаследованные от бонапартистской традиции, нарастающему кризису парламентской многопартийной системы. В отличие от классического фашизма такие движения не имели ключевого компонента – «авторитарной личности», маргинальной массы, готовой к прямой политической мобилизации, обладавшей деформированной в ходе ускоренной модернизации социальной психологией. Объективно фашизация Франции могла быть лишь процессом, инспирируемым «сверху». Первые признаки ее проявились в период правления правительств Тардье и Лаваля, но заключались скорее в намерениях, нежели в реальной политике.

На фоне экономического кризиса и роста социального недовольства в стране активизировались и «неформальные» организации фашистского толка. Крупнейшими из них были патриотические движения бывших ветеранов войны (в том числе лига «Боевые кресты» полковника де ля Рока – своеобразная альтернатива правительственному «Почетному легиону»), старые монархические лиги – «Аксьен франсез» Ш. Морраса, «Фэсо» Ж. Валуа, «Патриотическая молодежь» П. Теттенже, экстремистские националистические группировки «Франсисты» М. Бюкара, «Французская солидарность» Ж. Рено. Крупнейшая из этих организаций – «Патриотическая молодежь», насчитывала до 90 тыс. членов, в рядах «Фэсо» было более 50 тыс. человек, в «Аксьен франсез» и «Боевых крестах» – примерно по 60 тыс. членов. Характерно, что наиболее близкие к фашистскому типу политических движений, выступавшие с идеей «тотальной революции» лиги «Франсистов» и «Французской солидарности» были далеко не столь многочисленны – от 2–3 до 10 тыс. человек. По причине своей внутренней слабости французский фашизм не мог претендовать на самостоятельную политическую роль. Единственным реальным выступлением фашистов стала демонстрация их отрядов 6 февраля 1934 г. в Париже в знак протеста против коррупции среди государственных чиновников. Демонстрация была легко разогнана силами полиции. Однако в условиях прихода Гитлера к власти в Германии, полного бессилия международного сообщества и дипломатии отдельных стран остановить нарастание фашистской угрозы в Европе деятельность экстремистских, националистических групп воспринималась французской демократической общественностью с большой тревогой. Активность фашистов стала важным фактором для консолидации всех левых сил.

Движение за Народный фронт

Инициатива в консолидации левых сил в противовес фашистскому движению принадлежала французским коммунистам. ФКП пережила в 20-х гг. исключительно сложный период организационного и идеологического становления. Следование жестким установкам Коминтерна, непримиримая борьба против любой фракционности, периодически приводящая к отходу от партии «оппортунистических» и «левацких» групп, отказ от тактического сотрудничества с любыми левоцентристскими движениями привели к стремительному сокращению численности ФКП и падению ее влияния. Если в 1921 г. в составе ФКП насчитывалось до 180 тыс. человек, то в начале 30-х гг. в ней оставалось лишь 30 тыс. Переломным стал VII съезд коммунистической партии, прошедший в 1932 г. В соответствии со стратегией Коминтерна – «класс против класса» – он декларировал отказ от прямого сотрудничества с образовавшимся тогда «Картелем левых». Однако в руководстве ФКП именно на этом съезде окончательно возобладала центристская линия, представленная Морисом Торезом и Жаком Дюкло. Эти лидеры, не подвергая сомнению общие программные принципы коммунистического движения, взяли курс на расширение социальной базы ФКП, включение ее в политическую борьбу вокруг самых злободневных проблем. Спустя год французские коммунисты приняли участие в создании международного общественного движения «Амстердам – Плейель», преследующего в своей деятельности пацифистские и антифашистские цели. Тогда же, в 1933–1934 гг. и в самом Коминтерне при активном участии его нового лидера Г. Димитрова начал разрабатываться более конструктивный политический курс, позволяющий национальным коммунистическим партиям участвовать в широких коалициях, ориентированных на защиту демократического строя от фашистской угрозы. ФКП одной из первых начала реализацию такой программы.

События февраля 1934 г. были восприняты французскими коммунистами как сигнал к началу активных действий по формированию левой коалиции – единого фронта антифашистских сил. Решение об этом было принято в июне того же года на партийной конференции в Иври. Наиболее вероятным союзником в создании антифашистского фронта представлялась СФИО, левое крыло которой под руководством Жана Жиромского также активно ратовало за сотрудничество с коммунистами. После предварительных переговоров в июле 1934 г. руководство обеих партий подписало пакт о единстве действий. Предполагалось объединение усилий социалистов и коммунистов в борьбе против милитаризма, фашизма, в защите демократических свобод и конституционного строя. Уже в октябре того же года ФКП выступила и с лозунгом «единства всех прогрессивных сил в рамках народного фронта борьбы за хлеб, свободу и мир». Идея Народного фронта стала ключевой с точки зрения подготовки к предстоявшим в 1936 г. парламентским выборам. Объединенные усилия ФКП и СФИО значительно активизировали широкое народное демократическое движение, но были недостаточны для консолидации всего левоцентристского электората.

Переломным для формирования левой коалиции, способной прийти к власти, стал 1935 год. В ходе подготовки и проведения массовой политической манифестации 14 июля коммунистам и социалистам удалось прийти к соглашению о совместных действиях с партией радикалов и радикал-социалистов. В сентябре 1935 г. после долгих и сложных переговоров произошло объединение ВКТ и УВКТ, значительно укрепившее позиции левых партий в профсоюзном движении. К январю 1936 г. была подготовлена и программа Народного фронта. Ее ключевыми идеями стали защита политических свобод, борьба с фашизмом и терроризмом, демократизация системы образования и средств массовой информации, защита мира и борьба за разоружение. В разделе экономических целей предусматривалось сокращение безработицы, поддержка сельского хозяйства, меры по финансовому оздоровлению. Выбор методов реализации этих задач, в том числе постановка вопроса о национализации важнейших предприятий и банков, плановости развития экономики, государственном контроле над всеми финансовыми операциями, активной инвестиционной политике государства и усилении регулирования трудовых отношений, свидетельствовал о выработке третьего, социал-реформистского варианта политики дирижизма.

В то же время среди руководителей Народного фронта существовали значительные разногласия в вопросе о стратегических целях альянса. Если коммунисты рассматривали Народный фронт как прямое политическое движение народных масс, требующее создания прочных низовых организаций, то радикалы видели в нем только предвыборную коалицию, призванную преградить путь правоцентристским партиям и создать прочное демократическое правительство. При этом если коммунисты и радикалы сходились в признании демократического характера первого этапа деятельности Народного фронта, то лидеры СФИО настаивали на провозглашении социалистических целей новой коалиции (в соответствии с концепцией демократического социализма). Лишь конструктивная позиция руководства ФКП и их неожиданный тактический блок с радикалами позволили сформулировать общую политическую платформу Народного фронта на общедемократических принципах.

Народный фронт у власти

На апрельских 1936 г. выборах партии Народного фронта получили 375 депутатских мест из 610 (в том числе СФИО – 146, радикалы – 116, ФКП – 72). Для коммунистов эти выборы стали наиболее удачными за все предыдущие годы. Стремительно росла и численность партии. Если в 1932 г. в ее составе было 30 тыс. человек, то в 1934 г. – 74 тыс., а в 1936 г. – 350 тыс. Но, в отличие от М. Тореза, большинство руководителей ФКП высказались против непосредственного участия коммунистов в правительстве, опасаясь «растворения» партии в правящей демократической коалиции. Это существенно ослабило внутреннее единство Народного фронта и сократило его политическую базу.

Первое правительство Народного фронта возглавил лидер СФИО Леон Блюм. В течение лета 1936 г. левое большинство Национального Собрания приняло более 130 законов, главным образом социальной направленности. Основой для важнейших из них стали так называемые «Матиньонские соглашения» между Всеобщей конфедерацией французских промышленников и объединенной Всеобщей конфедерацией труда. Ими предусматривался ввод 40-часовой рабочей недели без сокращения заработной платы, ежегодных двухнедельных оплачиваемых отпусков для рабочих и служащих, обязательность заключения коллективных договоров между профсоюзами и предпринимателями, создание органов рабочего контроля, повышение заработной платы в среднем на 12 %. Одновременно правительство повысило заработную плату государственных служащих и пенсионные выплаты. Положительный резонанс в стране вызвало продление обязательного школьного образования до 14 лет, создание Министерства спорта и культуры, Народной академии искусств.

В сфере экономического регулирования правительство Блюма осуществило некоторые налоговые реформы, в том числе повышение налогообложения крупных состояний и сверхдоходов, снижение налогов на мелкие предприятия, отмену 10 %-ного налога на купоны мелких рантье, налога на пенсии фронтовиков и пособия по безработице. Мелкие торговцы и ремесленники получили льготные условия кредитования, была запрещена распродажа их имущества за долги. Были выделены значительные ассигнования на создание широкой сети общественных работ для безработных, поддержку мелких квартиросъемщиков, обеспечение льготного проезда трудящихся к месту отдыха во время отпусков. Реорганизации подвергся Национальный банк, управление которым полностью перешло к государственным чиновникам. Частичной национализации подвергся военный сектор промышленности. Было создано Зерновое Бюро, занимавшееся стабилизацией продовольственного рынка, Национальное общество железных дорог.

При всей своевременности и эффективности этих мер политика правительства Национального фронта была уязвима – она не затрагивала главных рычагов господства монополий, не меняла основ кредитно-финансового механизма. Национальный блок столкнулся не только с нарастанием кризисных тенденций в экономической сфере, но и с прямым саботажем финансово-монополистических кругов. Началось массовое «бегство капитала» за границу. Только за 1936–1937 гг. в зарубежные банки было переведено около 100 млрд франков. Финансовые ресурсы государства сокращались из-за резкого расширения расходной части бюджета и не могли использоваться для ликвидации инвестиционного голода в промышленности. Государственный долг вырос за один год на 16 млрд франков. Быстро уменьшался золотой запас Франции. К осени 1936 г. он составил 55 млрд франков, тогда как двумя годами ранее равнялся 82 млрд франков. Для выхода из финансового кризиса правительство пошло в сентябре 1936 г. на девальвацию франка, сокращение его золотого содержания на 30 %. Надежды на стимулирующее воздействие этой меры на промышленное производство (в силу снижения относительной себестоимости продукции) не оправдались. Зато повышение розничных цен фактически свело на нет произошедшее повышение заработной платы.

В 1937 г. французская экономика оказалась охвачена новой волной кризиса. Уровень производства упал до 70 % по сравнению с показателями 1929 г. Вновь начался рост безработицы, инфляционных процессов. Правительство могло повлиять на ситуацию, лишь перейдя к достаточно жестким методам прямого регулирования. В июне 1937 г. Блюм потребовал чрезвычайных полномочий для установления контроля над финансовой сферой, ввода новых налогов на капитал и практики принудительного производственного инвестирования из суммы прибылей, запрета вывоза капитала за рубеж. Эта программа встретила сопротивление не только республиканских партий, но и радикалов, правых социалистов. Воспользоваться рекомендацией коммунистов не считаться с «условностями конституционного строя» Блюм не захотел и демонстративно подал в отставку.

После ухода Л. Блюма правительство возглавил лидер правых радикалов Камилл Шотан, попытавшийся вернуться к политике жесткой экономии. Были увеличены на 10,5 млрд франков косвенные налоги, проведена вторая девальвация франка. Кабинет Шотана попытался не только сократить финансирование социальных программ, но и ликвидировать некоторые из принятых ранее законов, в том числе о 40-часовой рабочей неделе. Это стало поводом к острому внутреннему кризису в самом Народном фронте. В январе 1938 г. кабинет Шотана был вынужден уйти в отставку. Сменивший его Л. Блюм попытался выйти из тупика, укрепив прежде всего политические позиции правительства. Не отказываясь от идеи Народного фронта, лидер социалистов выдвинул идею формирования широкой коалиции от ФКП до Демократического Альянса. Это предложение не нашло поддержки ни на левом, ни на правом фланге партийного спектра. Тем не менее Блюм был готов взять на себя ответственность за проведение жесткого антикризисного курса. Предусматривалось введение налога на крупный капитал, установление административного контроля над вывозом капитала за рубеж, выпуск государственных займов. Для реализации этой программы председатель правительства потребовал предоставления чрезвычайных полномочий по изданию декретов-законов, минуя парламент. Отказ Сената вотировать такое решение заставил Блюма вновь уйти в отставку. 10 апреля 1938 г. правительство возглавил лидер радикалов Э. Даладье. Это было политической гибелью Народного фронта. Не объявляя пока о формальной ликвидации блока с коммунистами и социалистами, кабинет Даладье начал осуществлять «национальный курс», отказавшись от программных установок Народного фронта.

Основной причиной поражения Народного фронта стали глубокие идеологические разногласия между его участниками, попытки проведения эклектичного политического курса, сочетающего жесткие антикризисные меры и социально ориентированные реформы. Более или менее последовательная реализация любой из этих задач неизбежно вызывала протест сторонников второго направления и приближала коалицию к распаду. По-разному представляли себе участники Народного фронта и приоритетные формы политической деятельности. Народный фронт так и не стал основой для массового общественно-политического движения, как это предполагали коммунисты, но и не превратился в гибкую парламентскую коалицию, привычную для радикалов. Наконец, фатальное значение для судьбы Народного фронта имел внешнеполитический кризис, в состоянии которого Франция оказалась во второй половине 30-х гг.

Внешняя политика Франции в 30-х гг.

Уход А. Бриана в 1932 г. с поста министра иностранных дел подвел неутешительный итог многолетним попыткам создания устойчивой системы международных отношений в Европе, основанной на пацифистских принципах и пан-европейской интеграции. Гарантии национальной безопасности Франции были связаны лишь с двумя достаточно локальными договорными комплексами – Рейнским пактом и союзными договорами со странами Малой Антанты (Чехословакией, Румынией, Югославией), морально устаревшими и отражавшими геополитические реалии середины 20-х гг. Последняя решительная попытка восстановить международный престиж Франции и укрепить ее внешнеполитические позиции была предпринята Луи Барту, возглавившим министерство иностранных дел в начале 1934 г. (в составе коалиционного республиканского правительства Г. Думерга). К этому времени стал очевидным провал пацифистских расчетов на умиротворение Германии. Появление на политической карте Европы нацистского Рейха коренным образом меняло расстановку сил и логику международных отношений. Барту оказался одним из немногих европейских политиков, отчетливо осознававших этот факт.

Уже 17 апреля 1934 г. французский МИД обратился с меморандумом к британскому правительству, обосновывая свое желание дополнить систему Рейнского гарантийного пакта договоренностями с другими европейскими державами. В качестве нового потенциального стратегического партнера Франции Барту рассматривал Советский Союз. Советская внешняя политика существенно изменилась на протяжении 1933–1934 гг. СССР все более активно высказывался в поддержку идеи создания системы коллективной безопасности, он отказался от прежней негативной позиции по отношению к Лиге наций, скорректировал требования к национальным коммунистическим партиям в рамках Коминтерна. Барту выдвинул идею «Восточного Локарно» – договорного комплекса, в который должны были войти Франция, СССР и страны «Малой Антанты». В период интенсивных переговоров по этому поводу Франция поддержала принятие Советского Союза в Лигу наций, использовала все свое влияние для того, чтобы ускорить установление дипломатических отношений между СССР и Чехословакией, Румынией. Барту прилагал большие усилия, чтобы преодолеть антисоветские настроения в Югославии. Большое значение для этого имела встреча французского министра иностранных дел с королем Югославии Александром в октябре 1934 г. в Марселе. Однако во время этой встречи Барту и Александр были убиты усташами – членами хорватской националистической организации.

Пьер Лаваль, сменивший Барту на посту министра иностранных дел, куда с меньшим энтузиазмом относился к идее сближения с СССР. Переговорный процесс замедлился, позиция французской дипломатии стала более осторожной, ее предложения – более умеренными. 5 декабря 1934 г. были подписаны франко-советские соглашения, в соответствии с которыми обе стороны отказывались от каких-либо дипломатических шагов, идущих вразрез с подготовкой регионального восточноевропейского гарантийного комплекса. В мае 1935 г. был подписан и договор о взаимопомощи, по которому Франция и СССР обязывались оказывать друг другу поддержку в соответствии с уставом Лиги наций в случае нападения какой-либо третьей стороны. Однако договор не был дополнен военной конвенцией. Гораздо большие надежды Лаваль возлагал на сближение с Италией, несмотря на существование там фашистского режима Муссолини. Подписание в феврале 1934 г. Римских протоколов оформило многообещающий гарантийный блок с участием Италии, Австрии и Венгрии. В 1934 г. жесткая позиция Италии во многом способствовала предотвращению насильственного аншлюса Австрии Германией. В апреле 1935 г. по инициативе Франции была созвана международная конференция в Стрезе, посвященная нарушению Германией статей Версальского договора. Лавалю удалось существенно сблизить позиции французской и итальянской делегаций. Однако сближение Франции и Италии вызвало растущее беспокойство Великобритании. Используя военную агрессию Италии в Эфиопии, английская дипломатия втянула Францию в шумную и безрезультатную антиитальянскую кампанию в Лиге наций. Опасный для английской гегемонии в европейской политике франко-итальянский альянс был предотвращен, но Муссолини встал на путь сотрудничества с Гитлером. Франция стала заложницей недальновидной политики английских консерваторов.

Правительства Народного фронта отказались от какой-либо корректировки внешнеполитического курса. Между тем Франция оказалась в чрезвычайно сложном положении в связи с началом гражданской войны в Испании. Провозглашенный ведущими странами мира принцип невмешательства был вскоре нарушен Германией и Италией, практически открыто оказывавших военную поддержу мятежникам. Французские коммунисты и часть демократической общественности решительно требовали оказания помощи испанским республиканцам, сражавшимися с Франко, однако правительство предпочло сохранить нейтралитет. То же бессилие правительство Народного фронта проявило и при вторжении германской армии в Австрию в марте 1938 г. Кризис политического строя Франции начал непосредственно угрожать национальному суверенитету.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *