князь серебряный в каком классе проходят
Урок литературы по теме «Панорама русской жизни в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный»
Разделы: Литература
Цель урока:
Оборудование урока: портрет А.К. Толстого, эпиграф на доске: «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы её, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер». А.Н. Толстой(1883-1945).
Ход урока.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: Хочется начать наш урок со слов А.Н. Толстого (писателя 20 века), написанных на доске. Мы тоже попытаемся понять тайну русской души, а для этого нужно глубоко узнать ее историю, а для этого отправимся в эпоху Ивана Грозного. Мы сегодня познакомимся с биографией и творчеством А. К. Толстого, раскроем причины, побудившие его написать роман «Князь Серебряный» об эпохе Ивана Грозного. Отыщем реальные детали эпохи Ивана 4 в романе.
Слово учителя:
— Встречи с Алексеем Константиновичем Толстым (1817-1875) не столь часты и многообразны, как с другими русскими классиками. Его имя невольно заслонено гениальным собратом по перу Л.Н. Толстым и всегда требует особого пояснения: о каком Толстом идет речь.
Ученик: биография А.К. Толстого.
— А.К. Толстой родился в аристократической семье. Превосходная родословная дворянина. Блестящее домашнее воспитание. Еще в детстве путешествовал за границей. Компаньон детских игр наследника царского престола Александра 2. Служба в Московском архиве министерства иностранных дел. В 1843 году получил придворное звание камер-юнкера, которое не обрадовало его, он тяготился пожалованным ему титулом флигель-адъютанта. Со своими двоюродными братьями А.М. и В. М. Жемчужниковыми стал творцом знаменитого «Козьмы Пруткова». В 1861 году покинул придворную службу и полностью отдался литературной деятельности.
Беседа:
— Дайте характеристику исторической эпохи, в которую создавался роман.
Ответ заранее подготовлен учеником:
— Роман «Князь Серебряный» появился в бурное и сложное время. Страна находилась на одном из рубежей своей истории: революционная ситуация поставила все классы, все общественные слои перед острыми вопросами и выбором дальнейшего пути. Происходило качественное обновление русского общественного движения в условиях разделения страны на два лагеря: демократический и консервативный. Дворянский класс по-прежнему стремился сохранить свое господство, хотя и внутри его не было единства. В страхе перед революцией «снизу» господствующим классом было ликвидировано крепостное право, но социальные проблемы решены не были.
Сама эпоха требовала от искусства активного участия в борьбе за утверждение ясного общественного идеала.
—Какова позиция автора в общественной борьбе?
Ответ заранее подготовлен учеником.
— В одном из стихотворений А.К. Толстой так определил свое место в современной ему идейной борьбе: «Двух станов не боец, но только гость случайный». Он не примыкал ни к западникам, ни к славянофилам, хотя были отдельные черты, которые сближали его с этими течениями русской жизни. Взгляды Толстого можно охарактеризовать как своеобразную аристократическую оппозицию самодержавию при сохранении самого самодержавия. А.К. Толстой хотел бы лишь несколько его ограничить, усовершенствовать, создав вокруг царя общество хороших советчиков из числа родовитого дворянства, связанного с коренными судьбами России.
— Как оценивал свой роман сам автор?
— Говоря о своих произведениях, А.К. Толстой неизменно подчеркивал их этическую и нравственную направленности: «отвращение к произволу, ненависть к деспотизму, в какой бы форме он ни проявлялся».
В романе «Князь Серебряный» нашла свое отражение эпоха царя Ивана Грозного.
— Что вы знаете о царствовании Ивана Грозного?
Ответ заранее подготовлен учеником.
—Царь Иван Васильевич (Иван 4) стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 он принял царский титул, став первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русские столкнулись с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором.
В 1558 году царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он стал обвинять во всем «изменщиков – бояр». В конце 1564 годы он покидает Москву и объявляет, что собирается отречься от престола. В январе следующего года он позволил уговорить себя вернуться на царство. Однако за это потребовал себе особые полномочия. Вся страна была разделена на две части: земщину и опричнину.
Царем был отменен Юрьев день(начало крепостного права), возможно, потому, что некоторые земли просто обезлюдели из-за разгула опричников. Страна разорена. Образованные бояре покидают Москву.
Кто из русских классиков обращался к теме Ивана Грозного в своём творчестве?
Ответ ученика:
-Что вы знаете об истории создания романа «Князь Серебряный»?
Ответ ученика:
-Какие традиции продолжил автор в своем романе?
Ответ ученика:
— Толстой продолжил традиции русского и европейского исторического романа. В развитии остро приключенческой интриги чувствуется влияние А. Дюма. Первым, кто дал понятие о том, как надо строить исторический роман с искусным сочетанием вымышленных героев с героями реальными, был Вальтер Скотт( подобное мы находим и у А.С. Пушкина в его повести «Капитанская дочка».) События пропускаются через призму центрального вымышленного героя, который оказывается замешанным в большие события. Это позволяет обрисовать исторических людей не с показной, официальной стороны, а, как выразился А.С. Пушкин, «домашним образом» раскрыть их человеческие характеры.
— Кто из героев является вымышленным лицом, а кто является лицом историческим?
— Главный герой князь Никита Романович Серебряный – лицо вымышленное, а вот историческими лицами являются следующие образы: царь Иван Грозный, сын его Иван, Алексей и Федор Басмановы, Малюта Скуратов и другие.
— Какие приметы эпохи Ивана Грозного вы отметили в романе?
Ответ ученика:
— В чем суть опричнины как общественно-политического явления?
Ответ ученика:
— К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Они получали в опричнине земли. Со своими опричниками Иван провел немало казней противников. И в романе данный исторический факт находит своё отражение. Например, встреча князя Серебряного с опричниками, возглавляемыми Матвеем Хомяком: « Я…служу верно господину своему и царю в опричниках. Метла у нас при седле, значит, что мы Русь метем, выметаем измену из царской земли; а собачья голова – что мы грызем врагов царских».
Ответ ученика:
— В романе «Князь Серебряный» А. К. Толстой повествует о бесчинствах как самих опричников, так и царя Ивана Васильевича Грозного.
В чем заслуга А.К. Толстого и каковы его ошибки в данном романе?
Ответ ученика:
— Преобразования в стране автором не показаны, да их и нет, есть одно большое горе в стране от такого правителя(убийства, грабежи, разбой). Но и оценивать правление Ивана Грозного автор не собирался, хотя очень правдиво изобразил психологически противоречивый образ царя.
Как автору удалось нарисовать верный портрет царя?
Ответ ученика:
Каким предстает перед нами образ царя?
Ответ ученика:
Какова роль эпиграфа в данном романе? Зачитайте его.
Ответ ученика:
— А тут рабское терпение и такое количество пролитой дома крови утомляет душу и сжимает ее печалью. И я не стал бы просить у читателя в своё оправдание ничего другого, кроме позволения не ненавидеть людей, так равнодушно погибающих.
Тацит. Летопись. Книга 16.
Ответы учеников:
— А.К. Толстой создал исторически верную картину эпохи Иоанна Грозного. Страшно от всех кровавых деяний царя, человека, который управлял Россией.
— Люди верили, что он послан им самим Богом. Они верили ему, они надеялись на него, но их надежды не оправдались. И восстать против него – значит восстать против самого Бога.
— Рабское терпение – вот, что управляло людьми той эпохи. Очень трудно им было в то время. Невозможно представить себе, что народ осмелился бы на какие-то решения.
— Автор выбирает слова Тацита в качестве эпиграфа, чтобы читатель задумался над прочитанным и испытал бы уважение к памяти тех людей, кто подобное пережил.
— Конечно, деятельность Ивана Грозного в целом была прогрессивной и соответствовала историческим задачам того времени. А все его реформы были направлены на укрепление власти бояр над трудящимися массами, но в романе перед нами злодей, проливающий кровь своего народа. Укрепляя свою власть над боярами, Иван Грозный разорял страну.
Слово учителя:
Само же произведение буквально с первых строчек завораживает, очаровывает нас своим сюжетом, честными и смелыми героями, которые и любить умеют, и за Родину постоять смогут (это и главный герой –князь Никита Романович Серебряный, и боярин Морозов
и др.) В своем романе Толстой решает вечные проблемы: добра и зла, любви и ненависти, смелости и трусости, верности и предательства.
Автор «Князя Серебряного», воскрешая в романе события давно минувших веков, смог почувствовать, найти в этом минувшем то, что оказалось способным преодолеть строгие рамки хронологии и волновать иные поколения, став для них помощником в решении гражданских вопросов, выдвигаемых новой эпохой.
И мы с вами попытались разобраться в прочитанном произведении.
Спасибо всем, хорошо поработали.
Список использованной литературы:
РОМАН А.К. ТОЛСТОГО «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ», конспект урока по литературе, 7 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по литературе в 7 классе
РОМАН А.К. ТОЛСТОГО «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»
— раскрыть причины, побудившие автора написать роман об эпохе Ивана
— соотнести реальное время России 16 века с художественным временем
романа А.К. Толстого.
Оборудование урока: портрет А.К. Толстого, эпиграф на доске: «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы её, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер». А.Н. Толстой(1883-1945).
личностно ориентированное обучение
использование межпредметных связей
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: Хочется начать наш урок со слов А.Н. Толстого (писателя 20 века). Мы попытаемся понять тайну русской души, а для этого нужно глубоко узнать ее историю, а для чего отправимся в эпоху Ивана Грозного. Мы сегодня познакомимся с биографией и творчеством А. К. Толстого, раскроем причины, побудившие его написать роман «Князь Серебряный» об эпохе Ивана Грозного. Отыщем реальные детали эпохи Ивана 4 в романе.
— Встречи с Алексеем Константиновичем Толстым (1817-1875) не столь часты и многообразны, как с другими русскими классиками. Его имя невольно заслонено гениальным собратом по перу Л.Н. Толстым и всегда требует особого пояснения: о каком Толстом идет речь.
Ученик: биография А.К. Толстого.
— А.К. Толстой родился в аристократической семье. Превосходная родословная дворянина. Блестящее домашнее воспитание. Еще в детстве путешествовал за границей. Компаньон детских игр наследника царского престола Александра 2. Служба в Московском архиве министерства иностранных дел. В 1843 году получил придворное звание камер-юнкера, которое не обрадовало его, он тяготился пожалованным ему титулом флигель-адъютанта. Со своими двоюродными братьями А.М. и В. М. Жемчужниковыми стал творцом знаменитого «Козьмы Пруткова». В 1861 году покинул придворную службу и полностью отдался литературной деятельности.
— Дайте характеристику исторической эпохи, в которую создавался роман.
Ответ заранее подготовлен учеником:
— Роман «Князь Серебряный» появился в бурное и сложное время. Страна находилась на одном из рубежей своей истории: революционная ситуация поставила все классы, все общественные слои перед острыми вопросами и выбором дальнейшего пути. Происходило качественное обновление русского общественного движения в условиях разделения страны на два лагеря: демократический и консервативный. Дворянский класс по-прежнему стремился сохранить свое господство, хотя и внутри его не было единства. В страхе перед революцией «снизу» господствующим классом было ликвидировано крепостное право, но социальные проблемы решены не были.
Сама эпоха требовала от искусства активного участия в борьбе за утверждение ясного общественного идеала.
— Какова позиция автора в общественной борьбе?
Ответ заранее подготовлен учеником.
— В одном из стихотворений А.К. Толстой так определил свое место в современной ему идейной борьбе: «Двух станов не боец, но только гость случайный». Он не примыкал ни к западникам, ни к славянофилам, хотя были отдельные черты, которые сближали его с этими течениями русской жизни. Взгляды Толстого можно охарактеризовать как своеобразную аристократическую оппозицию самодержавию при сохранении самого самодержавия. А.К. Толстой хотел бы лишь несколько его ограничить, усовершенствовать, создав вокруг царя общество хороших советчиков из числа родовитого дворянства, связанного с коренными судьбами России.
— Как оценивал свой роман сам автор?
— Говоря о своих произведениях, А.К. Толстой неизменно подчеркивал их этическую и нравственную направленности: «отвращение к произволу, ненависть к деспотизму, в какой бы форме он ни проявлялся».
В романе «Князь Серебряный» нашла свое отражение эпоха царя Ивана Грозного.
— Что вы знаете о царствовании Ивана Грозного?
— Царь Иван Васильевич (Иван 4) стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 он принял царский титул, став первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русские столкнулись с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором.
В 1558 году царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он стал обвинять во всем «изменщиков – бояр». В конце 1564 годы он покидает Москву и объявляет, что собирается отречься от престола. В январе следующего года он позволил уговорить себя вернуться на царство. Однако за это потребовал себе особые полномочия. Вся страна была разделена на две части: земщину и опричнину.
Царем был отменен Юрьев день(начало крепостного права), возможно, потому, что некоторые земли просто обезлюдели из-за разгула опричников. Страна разорена. Образованные бояре покидают Москву.
Кто из русских классиков обращался к теме Ивана Грозного в своём творчестве?
-Что вы знаете об истории создания романа «Князь Серебряный»?
-Какие традиции продолжил автор в своем романе?
— Толстой продолжил традиции русского и европейского исторического романа. В развитии остро приключенческой интриги чувствуется влияние А. Дюма. Первым, кто дал понятие о том, как надо строить исторический роман с искусным сочетанием вымышленных героев с героями реальными, был Вальтер Скотт( подобное мы находим и у А.С. Пушкина в его повести «Капитанская дочка».) События пропускаются через призму центрального вымышленного героя, который оказывается замешанным в большие события. Это позволяет обрисовать исторических людей не с показной, официальной стороны, а, как выразился А.С. Пушкин, «домашним образом» раскрыть их человеческие характеры.
— Кто из героев является вымышленным лицом, а кто является лицом историческим?
— Главный герой князь Никита Романович Серебряный – лицо вымышленное, а вот историческими лицами являются следующие образы: царь Иван Грозный, сын его Иван, Алексей и Федор Басмановы, Малюта Скуратов и другие.
— Какие приметы эпохи Ивана Грозного вы отметили в романе?
— Опричнина, которая была провозглашена царем в 1564 году. Эта дата указана в самом начале романа, что сразу же позволяет читателю окунуться в мир прошлого России;
— народные традиции (праздник Аграфены Купальницы и другие обычаи);
— война за прибалтийские земли;
— завоевание Сибири Ермаком Тимофеевичем;
— В чем суть опричнины как общественно-политического явления?
— К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Они получали в опричнине земли. Со своими опричниками Иван провел немало казней противников. И в романе данный исторический факт находит своё отражение. Например, встреча князя Серебряного с опричниками, возглавляемыми Матвеем Хомяком: « Я…служу верно господину своему и царю в опричниках. Метла у нас при седле, значит, что мы Русь метём, выметаем измену из царской земли; а собачья голова – что мы грызем врагов царских».
— В романе «Князь Серебряный» А. К. Толстой повествует о бесчинствах как самих опричников, так и царя Ивана Васильевича Грозного.
В чем заслуга А.К. Толстого и каковы его ошибки в данном романе?
— Преобразования в стране автором не показаны, да их и нет, есть одно большое горе в стране от такого правителя(убийства, грабежи, разбой). Но и оценивать правление Ивана Грозного автор не собирался, хотя очень правдиво изобразил психологически противоречивый образ царя.
Как автору удалось нарисовать верный портрет царя?
Каким предстает перед нами образ царя?
Какова роль эпиграфа в данном романе? Зачитайте его.
— А тут рабское терпение и такое количество пролитой дома крови утомляет душу и сжимает ее печалью. И я не стал бы просить у читателя в своё оправдание ничего другого, кроме позволения не ненавидеть людей, так равнодушно погибающих.
Тацит. Летопись. Книга 16.
— А.К. Толстой создал исторически верную картину эпохи Иоанна Грозного. Страшно от всех кровавых деяний царя, человека, который управлял Россией.
— Люди верили, что он послан им самим Богом. Они верили ему, они надеялись на него, но их надежды не оправдались. И восстать против него – значит восстать против самого Бога.
— Рабское терпение – вот, что управляло людьми той эпохи. Очень трудно им было в то время. Невозможно представить себе, что народ осмелился бы на какие-то решения.
— Автор выбирает слова Тацита в качестве эпиграфа, чтобы читатель задумался над прочитанным и испытал бы уважение к памяти тех людей, кто подобное пережил.
— Конечно, деятельность Ивана Грозного в целом была прогрессивной и соответствовала историческим задачам того времени. А все его реформы были направлены на укрепление власти бояр над трудящимися массами, но в романе перед нами злодей, проливающий кровь своего народа. Укрепляя свою власть над боярами, Иван Грозный разорял страну.
Само же произведение буквально с первых строчек завораживает, очаровывает нас своим сюжетом, честными и смелыми героями, которые и любить умеют, и за Родину постоять смогут (это и главный герой –князь Никита Романович Серебряный, и боярин Морозов
и др.) В своем романе Толстой решает вечные проблемы: добра и зла, любви и ненависти, смелости и трусости, верности и предательства, хитрости и благородства.
Мы с вами попытались разобраться в прочитанном произведении
А. К. ТОЛСТОЙ. «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
А. К. ТОЛСТОЙ.
«КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»
УРОКИ 41—42
О царь Иван! Прости тебя Господь!
Прости нас всех! Вот самовластья кара!
Вот распаденья нашего исход!
А. К. Толстой. «Смерть Иоанна Грозного»[ 2 ]
Цели уроков:
— продолжение знакомства восьмиклассников с личностью и творчеством А. К. Толстого;
— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы;
— воспитание уважительного отношения к истории и культуре русского народа и его прошлому.
Форма уроков:
синтетические уроки, включающие в себя слово учителя (при возможности презентацию), сообщение учащегося, чтение отрывка из произведения (по выбору) и беседу о прочитанном, пересказ, словесное рисование.
Обращение Алексея Константиновича Толстого в своем поэтическом и прозаическом творчестве к истории в подавляющем большинстве случаев было вызвано желанием найти в прошлом подтверждение и обоснование своим идейным устремлениям.
Анализируя исторические произведения А. К. Толстого, необходимо иметь в виду тот идеал полноценной, гармонической личности, которого он не находил в современной ему действительности и который искал в прошлом. Храбрость, самоотверженность, глубокое патриотическое чувство, суровость и в то же время человечность, своеобразный юмор — вот черты этого искомого идеала. Исторические процессы и факты при этом А. К. Толстой рассматривал с точки зрения моральных норм, которые казались ему одинаково применимыми и к далекому прошлому, и к настоящему, и к не менее далекому будущему. В его прозаических и поэтических произведениях на историческую тему борются не столько социально-исторические силы, сколько моральные и аморальные личности.
При изображении исторических деятелей Алексей Толстой в первую очередь руководствовался их моральным обликом. Этой моралистической точке зрения на историю неизменно сопутствует в творчестве Толстого психологизация исторических деятелей и их поведения. Сюжеты и мотивы, лежащие в основе ранней прозы А. К. Толстого, имели хождение в западноевропейской литературе конца XVIII — первых десятилетий XIX века, в первую очередь в литературе романтизма.
Как у многих писателей России начала XIX столетия, не только в поэзии, но и в прозе А. К. Толстого исторической теме предшествовали темы фантастические — таково было общее мироощущение молодых литераторов той эпохи. В годы зрелости, в романе «Князь Серебряный» и драматической исторической трилогии, фантастические мотивы приобретают иную художественную функцию, с одной стороны, характеризуя «понятия, верования, нравы и степень образованности» людей далекой от писателя эпохи, исполненной суеверий и предрассудков, с другой — являясь способом раскрытия психологии и скрытых пружин поведения героя.
Поэтические произведения Алексея Толстого на историческую тему предопределили появление большого и интересного произведения — романа «Князь Серебряный». Роман «Князь Серебряный» Алексей Толстой задумал и начал писать еще в 1840-х годах, но работа над ним шла с большими перерывами, и произведение было завершено и напечатано в 1860-е годы.
«Согласно традиционной поэтике исторического романа, главный герой и любовная интрига, играющая роль сюжетного стержня „Князя Серебряного“, вымышлены. Однако подлинным центром являются лица исторические и описательные главы, рисующие быт и нравы эпохи. Толстой отметил в предисловии, что ставил себе целью „не столько описание каких-либо событий, сколько изображение общего характера целой эпохи и воспроизведение понятий, верований, нравов и степени образованности русского общества во вторую половину XVI столетия“.
Но как раз это меньше всего реализовано в образах Никиты Серебряного и Елены Морозовой, художественно наиболее бледных; к тому же Толстой вложил в них психологию, душевные переживания людей не XVI, а XIX века. Наиболее выразительными и убедительными являются образы Ивана Грозного и его окружения, опричников Федора Басманова и Вяземского, а также Бориса Годунова. Можно спорить о степени их соответствия исторической правде, можно указывать, как это и делалось, на недостаточную глубину проникновения, и все же нельзя не согласиться с тем, что роман и теперь читается с неослабевающим интересом и волнением.
Разумеется, Толстой не решил во всем объеме задачу воссоздания жизни городской и деревенской Руси XVI века. Разумеется, следуя за Карамзиным, он односторонне изобразил Ивана Грозного. Но эта односторонность (и в „Князе Серебряном“, и позже в „Смерти Иоанна Грозного“) была вызвана не только социальными симпатиями Толстого, но и противоположной односторонностью, апологетическими оценками и характеристиками историков так называемой „государственной“ или „историко-юридической“ школы, которые затушевывали и оправдывали излишнюю, не вызванную необходимостью жестокость Грозного и то обстоятельство, что народ терпел от него не меньше, чем от бояр. И образ Ивана Грозного, и изображение опричнины пронизаны ненавистью Толстого к деспотизму, произволу, насилию, унижению человеческой личности.
„При чтении источников, — пишет Толстой в том же предисловии, — книга не раз выпадала у него из рук, и он бросал перо в негодовании не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от того, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования“. Это признание интересно не только для понимания процесса творчества — оно освещает те места романа, где открыто звучит авторский голос, авторские интонации»[ 3 ].
Многие исследователи отмечали, что,
во-первых, на роман «Князь Серебряный» явно оказало свое влияние устное поэтическое творчество русского народа,
во-вторых, здесь также явно происходит слияние романтической и реалистической традиций.
Недаром И. С. Тургенев, рекомендуя это произведение французскому издателю Ж. Этцелю для перевода и публикации, заметил, что это роман «в духе Вальтера Скотта читается с большим интересом, увлекателен, хорошо построен и хорошо написан»[ 4 ]. Благодаря своей занимательности и благородной тенденции роман «Князь Серебряный» в течение полутора столетий был одной из любимых книг юношества.
Сегодня мы познакомимся с историческим романом Алексея Толстого «Князь Серебряный».
II. Сообщение учащегося. Исторический роман Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный»:
замысел и его реализация, сюжет и композиция, идейно-художественное своеобразие.
III. Пересказ общего содержания романа.
Свободный пересказ содержания романа двумя-тремя учащимися.
IV. Выразительное чтение фрагмента романа «Князь Серебряный» (по выбору учащихся).
Задача пересказа и чтения фрагментов текста — мотивация к прочтению романа теми учащимися, которые еще не прочитали произведение.
V. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Понравился ли вам исторический роман графа Алексея Константиновича Толстого? Чем именно?
— Что вас больше всего заинтересовало в этом произведении? Обоснуйте свой ответ.
— Что вызвало непонимание или отторжение, желание закрыть книгу и больше ее не открывать? Почему? Как вы боролись с этим чувством? Благодаря чему вы себя преодолели? Довольны ли тем, что пересилили себя?
— Расскажите, о чем повествуется в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный».
— Какой персонаж вам понравился? Почему?
— Создайте словесный портрет любимого героя. Что вы хотите подчеркнуть в данном портрете?
— Кто такой Никита Серебряный? Почему он «не вписывается» в окружающую обстановку? Где он пробыл последние пять лет?
(Воевал или устанавливал дипломатические отношения с Литвой.)
— Что находит герой нового и непонятного по возвращении на Русь? Почему он многого не может понять?
— Чувствуем ли мы авторское отношение к описываемым событиям? Где, в каких фрагментах?
— Расскажите о боярах Морозовых. Что подчеркивает автор в описании жизни боярских семейств в XVI веке?
— Как рассказывается в романе об опричнине? Зачитайте те фрагменты текста романа, где не только показаны зверства опричников, но и явно звучит авторская оценка происходящего.
— Расскажите, какой образ Малюты Скуратова дает нам писатель Алексей Толстой. Что он подчеркивает в характере и поведении персонажа?
— Каким изображен сам царь Иоанн IV Грозный? Дайте его портрет, основанный на тексте романа А. К. Толстого.
— Как оценивает автор исторического повествования описываемую эпоху? Какую оценку дает реальным историческим деятелям? Почему? Аргументируйте свой ответ.
— Можно ли после этого назвать Никиту Серебряного «рабом истории» или «рабом обстоятельств»? Аргументируйте свой ответ.
— Какой нравственный урок преподносит нам роман «Князь Серебряный»?
— По каким признакам произведение Алексея Толстого «Князь Серебряный» можно отнести к жанру романа? Аргументируйте свой ответ.
VI. Домашнее задание.
Для всего класса:
— читать художественные произведения из списка «Круг чтения» (по выбору учащихся) к уроку 51—52 «Историческая тема в художественной литературе XIX в.».
Для слабо подготовленных учащихся:
— прочитать несколько произведений А. К. Толстого, созданных по мотивам былинного эпоса (или одно на выбор):
«Илья Муромец», «Алеша Попович», «Садко», «Курган», «Богатырь», «Змей Тугарин» ;
— выучить наизусть одно из них.
Индивидуальные задания:
— проиллюстрировать любое историческое произведение А. К. Толстого;
— проекты:
«Алексей Константинович Толстой — певец истории России»;
«Историческая трилогия Алексея Толстого»;
«Историческая проза XIX столетия»;
«Пушкинские традиции в отечественной исторической литературе XIX—XX веков»;
«Современная историческая проза»;
«Массовая литература рубежа XX—XXI веков на историческую тему: традиции и новаторство, модификация жанров, тенденции развития»;
«Подростковая историческая проза начала XXI века».
(Эти проекты готовятся к февралю. Проекты готовятся в сильных классах, поэтому здесь уместна и работа с текстами произведений, и защита проектов, и более глубокое погружение в культурно-историческую эпоху.)
Н.В.Гоголь. Юмор и сатира в творчестве писателя >>>
Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009.
1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с.
Пособие разработано к программе по литературе для 8 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 8 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по подростковой литературе, в том числе и современной. ( вернуться )
3. Ямпольский И. А. К. Толстой // Толстой А. К. Собр. соч. В 4 т. Т. 1. — М.: Правда, 1969. — С. 39. ( вернуться )
4. Тургенев И. С. Письма. — М.; Л., 1964. — Т. 7. — С. 379. ( вернуться )
Иллюстрации И.С.Глазунова к роману «Князь Серебряный»
Аполлинарий Михайлович Васнецов
Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII в.), 1912