князь мышкин произведение какое
Князь Мышкин: характеристика литературного героя
Князь Мышкин – герой, известный всем по роману Федора Михайловича Достоевского «Идиот», а также по многочисленным экранизациям, снятым по произведению, и по спектаклям, поставленным по нему же. Чем же так исключителен этот роман и его главный герой?
Что Достоевский задумал
Роман не сразу и нелегко давался писателю. А потом был неоднозначно принят читателями его современности. У Федора Михайловича был художественный талант предсказателя. И он одним из первых смог многие вещи увидеть, описать, предупредить людей. Но, увы, его предупреждения не заметили.
В августе 1867 года Федор Михайлович пишет своему другу Майкову, что роман есть, но черного на белом еще мало. То есть замысел есть, но пока мало написано. Он появился, еще когда Достоевский писал «Преступление и наказание». Но тот роман, который мы знаем, получился только с третьей попытки. Достоевский взял аванс в 4,5 тысячи рублей в редакции и надеялся закончить произведение к концу 1867 года. Однако этого не получилось.
Достоевский, будучи за границей, пытался оценить состояние русского общества. По газетам он заметил, что участились случаи странных убийств. Например, убийство ювелира миллионером, дело Улицкого. И для Федора Михайловича тема убийства в романе «Идиот» не на последнем месте. Достоевский приходит к ужасному выводу, что русское общество больно. И у него появляются два вопроса: действительно ли сохранил русский народ православие? И готов ли этот народ ко второму пришествию Христа? И тут возникает проблема – можно ли в искусстве изобразить Христа?
Аллюзии с Евангелием
В литературе можно изобразить Христа только такого, как в Евангелии. Нельзя в его уста вложить ни единого слова, которого там нет, потому что это будет уже Лжехристос. Достоевский это прекрасно понимает, и тогда пытается изобразить положительно прекрасного человека. Это и будет князь Мышкин – идиот скорее в греческом смысле слова, то есть наивный и сердечный человек, мирянин, но и не только.
С первых двух попыток у писателя не получается то, что он хочет. Не выходит еще знакомый нам князь Мышкин. Достоевский пытается из человека гордого, как Раскольников, сделать человека смиренного. Этого не выходит, и тогда в третьей редакции романа автор уже изначально задумывает изобразить человека кроткого, смиренного, такого, каким был Спаситель. С самого начала романа много аллюзий с Евангелием. Много параллелей между ним и главным героем. Даже его имя: князь – значит власть, а фамилия Мышкин – кротость. То, что было у Христа: он и бог, и человек.
Начало повествования происходит в 9 утра. Это третий час, согласно Евангелию от Марка, когда был распят Христос. У Достоевского ни одна деталь не бывает случайной. Значит, начинается распятие Христа или того, кто его олицетворяет.
Образ князя Мышкина Льва Николаевича
Внешне князь напоминает Христа: «… роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками…»; «Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое…». Князь одет в плащ с капюшоном и без гроша в кармане. На ногах какие-то необычные башмаки. Он как будто из другого мира. И каждый персонаж романа видит, что князь Мышкин не от мира сего, он блаженный или, как говорят в простонародье, идиот. Он исполняет все девять заповедей блаженства. И все возлагают ту или иную надежду на некоторую его помощь.
Князь Мышкин приезжает в Петербург
Итак, Лев Николаевич приезжает в Петербург и, поскольку родственников у него в городе нет, он направляется к генералу Епанчину, так как генеральша его дальняя родственница. Достоевский это устраивает, потому что ему нужно показать русское общество в срезе, начиная с верхов. Как известно, рыба гниет с головы. Попадает он в то время, когда генерал Епанчин собирается породниться с Тоцким. Они хотят объединить свои капиталы, делать общее дело. И тема денег и отношения к ним в романе одна из центральных. Генерал собирается выдать замуж за Тоцкого одну из своих дочерей. Но есть одна преграда. У барина Тоцкого на воспитании была одна девочка, он взял ее к себе, когда ей было семь лет, воспитывал в деревне, а когда ей исполнилось 16, превратил ее в свою наложницу. Теперь ему нужно избавиться от Настасьи Филипповны, чтобы жениться на Александре.
Откуда князь Мышкин узнал о Настасье Филипповне и как проходит их знакомство
Еще по пути в Петербург Мышкин в поезде знакомится с Рогожиным. И роман начинается с разговора о Настасье Филипповне. Заканчивается он тоже разговором князя и Рогожина уже об убитой девушке. Композиция произведения закольцована.
Итак, князь Мышкин сначала услышал о Настасье Филипповне, потом у Епанчиных увидел ее портрет. Интересна троекратная оценка им портрета. Сначала он увидел и поразился красоте, затем почувствовал страдание, в третий раз взглянул, и уже выразилось чувство жалости.
Когда Лев Николаевич встречается с девушкой, у них происходит странный разговор, они как будто узнают друг друга, хотя они не могли видеться ранее. Между ними устанавливается особая связь, не столько эмпирическая, сколько метафизическая. Это словно души, которые встречались в раю, а теперь не узнают друг друга, но что-то чувствуют.
Настасья Филипповна грешница, но грешница-мученица, потому что не по своей воле таковою стала. Ее такой сделали, и она не смирилась. Она не сочувствующая миру, как Соня Мармеладова, она гордая и именно поэтому погибла.
Мышкина в романе воспринимают как ребенка. Его душа сохранила детство. И для него важен этот покой в его сердце. Он единственный чистый человек в этом обществе. Общество больно. Для них важны не этические, нравственные понятия, а только благосостояние, жажда наживы и богатства любыми путями. И два относительно чистых человека в романе – это Лев Николаевич и Настасья Филипповна.
Почему Настасью Филипповну не спас Мышкин
Князь хочет спасти Настасью Филипповну. Но он никак не приспособлен к жизни в этом мире и в самом начале романа признается в этом Епанчину. По сути, он младенец, которому еще нужно учиться жить, а тут получается, что нужно бороться за человека. Мышкин блаженный до того времени, пока не решает жениться на Настасье Филипповне. Он осознанно переходит из категории блаженного в другую категорию – в сей мир. Он делает предложение тогда, когда может быть соперником Рогожину. Из романа мы знаем, кто оставил князю Мышкину наследство. Это была его тетя, миллионерша. И теперь Рогожин в финансовом плане уступает Мышкину, но Настасья Филипповна из гордости не принимает жертву, она знает, что князь любит не ее. Она ощущает, что он ее жалеет, и не может принять такую жертву. Он любит Аглаю, а Настасья Филипповна полюбила Мышкина. И вот ее жертва основана не на жалости, а на любви. Она не спасает с ним себя, чтобы не обрекать его на жизнь с нелюбимой женщиной, то есть на страдания.
Спас ли кого-нибудь в романе Лев Николаевич
В романе положительность князя Мышкина в том, что он совершенный герой. С первых минут своего появления он удивляет всех, с кем общается, своей искренностью, открытостью, правдивостью и готовностью прийти на помощь. Хоть и желание помочь не всесильно, и исследователи и читатели часто упрекают Мышкина в том, что он никого не спас. Хотя это не совсем так. Мышкин спас швейцарскую девушку Мари. Он восстановил добро в сердцах детей. После встречи с ним меняется Ганя Иволгин, становится другим. И, наконец, у князя появляется верный последователь – Коля Иволгин.
Лев Николаевич Мышкин, конечно, не идеален. Он чувствует угрызения совести за то, что не всегда думает о людях хорошо. Вот, собственно, и все его грехи. И в конце он возвращается туда, откуда приехал – в лечебницу. Снова аллюзия с Христом. Оба вернулись в свой рай, непонятые, преданные людьми.
Ф. М. Достоевский. Идиот князь Мышкин. заметки
Идиот князь Мышкин. Достоевский
Трудная задача – попытаться понять роман Идиот Достоевского. Она осложняется многими обстоятельствами. Я бы назвал – некий стереотип, созданный у читателя о романе за все время его существования. Достоевский – художник человеческой души, русская душа, Бог и Человек, ломка человеческого сознания и размышления, ведущие героев к мучительным выводам, поступки, проступки и преступления, на которые способен человек и разрешение вопроса – как с этим жить и что происходит в этой душе, когда переступают моральные ценности и нарушаются нравственные законы.
Все это вроде и так, но так ли это важно для современного мира? Где нынешние Мышкины? Где Настасьи Филипповны?
Вот интересно: Достоевский дал своему герою имя – Лев Мышкин. Странное сочетание… Лев – и Мышкин. Лев, как символ уверенности и силы, и – Мышкин, имя, которое даже и не требует какой-то отдельной характеристики.
Зачем это надо было Достоевскому, что он хотел этим подчеркнуть? Вот я не думаю, что такой подбор имени случаен. Все другие могут носить имя обыденное, рядовое, каких тысячи – Епанчины, Иволгины, Лебедев, Рогожин, и даже вызывающе-ироничное – Фердыщенко.
Итак – Лев и – Мышкин. В чем же его сила, в чем его слабость? И есть ли эти качества в Мышкине?
Первое, что поражает в Мышкине – это способность видеть глубоко и в то же время – избирательно. Мышкин видит в человеке только положительное, можно сказать – подсознательное идеальное в идеальном варианте. Над ним пытаются смеяться, шутить, его чаще всего в начале воспринимают как действительно умалишенного, идиота.
Но странно, после общения с ним люди вокруг становятся как бы чище, искреннее. Что-то происходит в них, меняется. Может в этом его сила? Чем Мышкин изменяет людей? Почему они начинают видеть вокруг и в себе хорошее?
У меня совсем нет цели, да и способности анализировать Достоевского. Это просто заметки, не более.
Есть ли Бог в романе Достоевского? Достоевский не пишет прямолинейно или назидательно. Каждый сам решает, где разговор о деньгах, чинах и прочем, или о душе, совести и Вере. Не сомневаюсь, что Достоевский думал о Боге. Но особенно, глубоко, вкладывая в понятие Бога свое представление о человеческой душе. Достоевского читать нелегко. Лексика, слова середины 19-го века. Сложные конструкции предложений. За массой событий, разговоров нужно увидеть мысль автора. Она не на поверхности. Назиданий нет. Обьяснений нет. Все его мысли – рядом с текстом. Параллельно.
Первый позыв был найти в Евангелиях подобающее роману выражение и мысль. Отказался.
Но Достоевский затягивает, чем больше углубляешься в его прозу, тем сильнее и сильнее она заставляет постоянно думать.
Так чем закончился роман «Идиот» Достоевского? Настасья Филипповна убита. Рогожин на каторге. Мышкин безвозвратно заболел психически. Другие мало изменились.
Я снова и снова возвращаясь к роману, перечитывая его уже по 2-3-му разу за месяц, и дополняю эти заметки. Мышкин и другие живут во мне. Они завладели мной.
История замысла и прототипы
Роман Достоевского «Идиот» — одна из самых сложных и противоречивых книг в истории мировой литературы. Главного героя и расхваливали, и нещадно бранили. Особенно писателю доставалось от своих соплеменников, которые упрекали автора за ошибки в построении. Роман был написан во время его заграничного путешествия в 1867—1869 годах. Работая над образами, он имел в виду героев Сервантеса, Гюго и Диккенса, но следовал своим путем, мечтая наделить своего персонажа качествами «положительно прекрасного человека», которого бы любил весь христианский мир.
Черновики и дневниковые записи Достоевского свидетельствуют о том, что заранее продуманного плана относительно сюжета и судьбы героев у писателя не было, вернее, их было много, но ни один из них не был осуществлен. Текст создавался как бы спонтанно, с неуверенностью, что будет с его героями дальше. Благодаря гениальным литературным способностям Федора Михайловича эта некая спонтанность создает еще больший интерес у читателя, а некоторые главы, не связанные с основным сюжетом, добавляют роману элемент новизны, свойственный только стилю Достоевского.
Говоря о прототипах образа князя Мышкина, нельзя не привести высказывание литературоведа К. В. Мочульского: «Князь — художественный портрет Достоевского». По воспоминаниям Анны Григорьевны Достоевской, писатель имел доброе сердце и не мог пройти мимо человеческих страданий, иногда в ущерб семье. Взяв за первооснову образ Христа, он и сам понимал, что, следуя заповеди, возлюбить человека, как самого себя, невозможно, и горько переживал от несовершенства человеческого идеала.
К прототипам Мышкина можно отнести поэта Огарева, который происходил из знатного рода, но был маргинален, как и князь, приехавший в столицу с одним узелком. С Огаревым писатель сдружился в Швейцарии, когда работал над романом. Помимо того что они были собратьями по болезни (эпилепсии), этот «задушевный поэт и человек» часто давал семье Достоевских деньги на питание. Близок Огарев князю и по испытаниям в личной жизни: он также пожертвовал любовью к Наталье Тучковой ради своего друга Герцена, которого та полюбила.
Пересекается биография Льва Мышкина и с поэтом Одоевским: оба из обедневших дворян и воспитывались у родственников, обоих в свете воспринимали как чудаков из-за излишнего милосердия. Близки они и по славянофильским воззрениям.
Помогли в описании главного героя и человеческие качества таких современников писателя, как граф Кушелев-Безбородко, доктор-психиатр Ф. И. Гааз, издатель журнала для детей Д. А. Валуев.
Сюжет произведения
Пройдя четырехлетнее лечение от эпилепсии в Швейцарии, молодой князь Лев Николаевич Мышкин едет в Петербург. В поезде случайно знакомится с Рогожиным, владельцем большого состояния, оставшемся после смерти отца. Приехав в город, князь посещает семью своего дальнего родственника генерала Епанчина, у которого три взрослых дочери: Александра, Аделаида и Аглая. В их доме часто бывает Настасья Филипповна Барашкова, бывшая любовница и содержанка господина Тоцкого, которую генерал хочет выдать замуж за своего секретаря Иволгина.
Хозяйка дома, Елизавета Прокофьевна Епанчина, ревнует мужа к Настасье Филипповне, от красоты которой все мужчины сходят с ума. Ганя Иволгин женится на ней только из-за денег, а сам давно симпатизирует Аглае и никак не может признаться в любви. Определившись с жильем, Мышкин оказывается на скандальном дне рождения Настасьи Филипповны, где она, зная истинное желание своего будущего мужа, бросает в камин сто тысяч рублей, полученные от Рогожина, и просит Иволгина вытащить их из огня.
Тот, глядя, как огонь начинает обхватывать купюры, падает в обморок и уже не видит, что Настасья Филипповна, достав деньги щипцами, бросает на его недвижное тело. На этом заканчивается первая часть романа. Во второй части читатель видит князя через полгода. Он проживает в Москве, успел получить свое наследство. Читатель узнает о притязаниях на наследство князя «ложного сына» Павлищева и о скандальном памфлете в печати.
По светским слухам, Мышкин был в близких отношениях с Настасьей Филипповной, но успел уже с нею расстаться. Князь хочет увидеть Аглаю, которая понравилась ему с первой встречи. На этом эпизоде и заканчиваются события второй части. В третьей части, находясь у Епанчиных, князь говорит о своей болезни, что нельзя не смеяться над ним. Аглая со всей пылкостью бросается на его защиту: «Здесь все не стоят вашего мизинца. Вы честнее всех, благороднее всех…».
Все говорят о свадьбе с Аглаей, но все рушится в последний момент: после спора двух женщин Настасья Филипповна падает в обморок, и Мышкин не может оставить ее. Однако перед самым венчанием она сбегает с Рогожиным. Последний не может простить измены и в пылу ревности убивает Настасью Филипповну.
Образ князя Мышкина
Князь Мышкин из романа Достоевского «Идиот» имеет дворянское происхождение, но перенес все тяготы сиротства, рано потеряв родителей. Читатель встречается уже с повзрослевшим, лет двадцати шести молодым человеком. Внешность его приятна, особенно большие голубые глаза, но в их пристальном взгляде проскальзывает что-то «тихое и тяжелое».
Это необыкновенный человек, и до сих пор его образ вызывает дискуссии у исследователей творчества писателя:
Взять хотя бы историю о жизни за границей, когда дети из школы дразнили и травили его.
Но один случай все изменил. Одну девушку, Мари из швейцарской деревни, увез молодой француз, а через несколько дней бросил на дороге. И она, голодная, оборванная шла пешком домой целую неделю. Все жители отвернулись от несчастной:
Она не могла за себя постоять и безропотно сносила обиды. Мышкину стало жаль девочку, и он стал с ними беседовать о жалости и милосердии. И отношение детей к Мари и к князю постепенно менялось. Во время болезни девушки дети приносили еду и лекарства, сидели около постели. Или другой случай, когда Рогожин с пьяной компанией начинает торг за Настасью Филипповну, князю не было сил на это смотреть, и, желая спасти ее душу, просит выйти за него замуж. Умная и гордая красавица ответила, что не хочет губить человека, и ему самому нянька нужна.
И очень важен эпизод, когда Мышкин говорит Рогожину, что любит эту женщину «не так», то есть не плотской, а другой любовью — из жалости. И это наталкивает на мысль о любви Христовой, божьей любви, которой князь не видит вокруг себя и не может понять, почему люди так злы и жестоки. Его неизлечимая болезнь является своеобразным тупиком.
Любовь князя Мышкина не смогла спасти живущих рядом людей. И все-таки какой милый, наивный и притягательный этот образ.
Люди не понимают и не принимают его, как в свое время отвергли Христа. Князь у Достоевского не совсем душевно здоров, но эта болезнь выводит наружу все скрытые и темные мысли и намерения других персонажей и показывает реальный крах этой выдуманной нормальности условий жизни, которые окружали героя.
Князь Мышкин
История персонажа
Главный герой романа «Идиот» авторства Федора Достоевского, а также ряда экранизаций. Молодой человек дворянского происхождения, болен эпилепсией. Закончив курс лечения в швейцарской клинике, прибыл в Петербург, где тут же попал в водоворот трагических событий, которые привели героя обратно в швейцарскую клинику.
История создания
Создавая образ князя Мышкина, Достоевский, по собственному заявлению писателя, пытался изобразить «положительно прекрасного человека». Писатель находил эту задачу чрезвычайно трудной по причине того, что образ идеального героя, на взгляд Достоевского, не выработан ни в российской культуре, ни в европейской.
Федор Достоевский
Достоевский описывает Мышкина как простого и смиренного человека с тихим нравом, который, однако, кажется другим персонажам чудаком. Мироощущение Мышкина сродни мироощущению ребенка. Доброго и высоконравственного князя Достоевский противопоставляет другим персонажам. В образе Мышкина Достоевский пытается создать героя, который воплощал бы добродетель в христианском понимании.
Отдельные детали биографии Мышкина писатель позаимствовал из собственной жизни. Как и Мышкин, Достоевский был подвержен приступам эпилепсии. Писатель проводит также очевидные параллели между Мышкиным и Иисусом Христом. Некоторые эпизоды романа похожи на сцены Евангелия. Третьим прототипом героя считают образ Дон Кихота из романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
Сюжет
Князь Лев Мышкин проходит четырехлетнее лечение в швейцарской психиатрической клинике, после чего возвращается домой, в Петербург. В поезде герой сводит знакомство с неким Рогожиным, купеческим сыном и обладателем громадного состояния, которое досталось тому после смерти отца.
Прибыв в город, князь останавливается в доме дальних родственников Епанчиных. У генерала Епанчина есть супруга и три молодые дочери, а еще секретарь Ганя Иволгин. Этот Ганя собирается жениться. Будущая жена Гани — Настасья Филипповна Барашкова, женщина со сложной судьбой и характером.
В семь лет героиня потеряла родителей и оказалась под опекой в доме некоего господина Тоцкого, который сделал из девушки любовницу и содержанку, когда той было только четырнадцать. Теперь Настасья Филипповна мнит себя падшей женщиной и сводит с ума окружающих мужчин. Ганя хочет жениться на героине, потому что господин Тоцкий выплатит той щедрые отступные.
Настасья Филипповна Барашкова
Князь Мышкин также проникается интересом к Настасье Филипповне и влюбляется в героиню. В князя при этом влюбляется дочка генерала Епанчина Аглая, которая считает Настасью соперницей и собирается бороться с той за любовь Мышкина.
Сам князь – человек с тонкой душевной организацией. Герой пробуждает в окружающих лучшие чувства, но сам при этом не в состоянии ничего изменить к лучшему. В конечном счете Настасью Филипповну на почве ревности убивает Рогожин, тот, с которым князь познакомился в поезде. А сам Мышкин, не вынеся эмоционального напряжения, снова лишается рассудка и отправляется назад в Швейцарию, в психиатрическую клинику.
Рогожин и Мышкин
Внешне герой выглядит как молодой мужчина лет 26-27, чуть выше среднего роста, худой, с густыми белокурыми волосами, большими внимательными голубыми глазами и тонким, но бесцветным лицом. Подбородок князя украшает маленькая острая бородка.
Экранизации
В 2003 году вышел на экраны телевизионный сериал «Идiотъ», снятый режиссером Владимиром Бортко. Роль князя Мышкина там сыграл актер Евгений Миронов. Бортко известен экранизациями русской классики. В 2005 году режиссер снял сериал по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». А актер Евгений Миронов, что забавно, сыграл в 2011 году роль писателя Федора Достоевского в мини-сериале «Достоевский». В сериале «Идiотъ» – 10 пятидесятиминутных эпизодов.
Евгений Миронов в образе князя Мышкина
Экранизации «Идиота» дважды выходили в Японии. Первый фильм, черно-белую драму, снял режиссер Акира Куросава в 1951 году. Фильм воспроизводит сюжет романа, но в японских реалиях.
Главного героя зовут Киндзи Камада, роль исполняет актер Масаюки Мори. Герой несколько лет провел в плену, после чего вернулся на Хоккайдо. В поезде Киндзи знакомится с неким господином Акамой, который едет на Хоккайдо, чтобы получить наследство. У господина Акамы есть пламенная страсть — это женщина по имени Таэко Насу. Акама показывает герою фотографию этой роковой барышни, и Киндзи принимается плакать, испытывая к ней сострадание.
Кадр из японского фильма «Идиот»
Второй фильм под названием «Настасья» — совместного японо-польского производства. Режиссер фильма Анджей Вайда, в роли князя Мышкина снялся японский актер Бандо Тамасабуро V. Лента вышла в 1994 году и снята в стилистике японского театра кабуки. Тамасабуро там играет одновременно и князя, и его возлюбленную Настасью Филипповну.
Бандо Тамасабуро в образе князя Мышкина
Дело в том, что в театре кабуки женские роли традиционно исполняют мужчины. Есть специальное амплуа оннагата — «женский стиль», и господин Тамасабуро как раз принадлежит к нему, то есть играет исключительно женщин. Актера пришлось уговаривать три года, прежде чем тот согласился исполнить роль князя Мышкина.
Фильм начинается с того, что князь ведет Настасью Филипповну под венец, а та бежит от алтаря с Рогожиным. Мышкин заявляется в квартиру Рогожина и спрашивает, куда подевалась Настасья. Затем герой видит труп невесты, который лежит на кровати. Князь вместе с Рогожиным проводят ночь, предаваясь воспоминаниям, которые здесь же в квартире обыгрывают.
Мышкин рассказывает о том, как лечился от болезни и потерял состояние, а Рогожин вспоминает эпизод, связанный с Настасьей Филипповной. По рассказам Мышкина выходит, что бегать из-под венца Настасье Филипповне свойственно, и такое происходило уже дважды. У фильма закольцованный сюжет — в финале все снова приходит к убийству Настасьи.
Кадр из фильма «Шальная любовь»
В 1985 году экранизация «Идиота» вышла во Франции под названием «Шальная любовь». Фильм снял польский режиссер Анджей Жулавский, а в роли главного героя, которого на французский манер назвали Леоном, снялся актер Франсис Юстер. Местом действия становится Франция 80-ых годов ХХ века, а главный герой, которого недавно выпустили из психиатрической лечебницы, называет себя потомком венгерского принца.
В 2001 году режиссер Роман Качанов снял по мотивам романа «Идиот» черную комедию «Даун Хаус» с Федором Бондарчуком в роли князя Мышкина и Иваном Охлобыстиным в роли Рогожина. События фильма разворачиваются в современном мире, в России 90-ых годов прошлого века.
Федор Бондарчук в роли князя Мышкина
Основная сюжетная линия романа сохраняется, но при этом на экране мелькают «новые русские» и автомобили-внедорожники «Hummer», герои употребляют тяжелые наркотики и т.д. Музыку к фильму писал DJ Грув. Князь Мышкин в фильме занимается программированием, слушает музыку хаус и страдает галлюцинациями.
Цитаты
Высказывания князя Мышкина стали афоризмами.
«Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества».
«Меня тоже за идиота считают все почему-то, я действительно был так болен когда-то, что тогда и похож был на идиота; но какой же я идиот теперь, когда я сам понимаю, что меня считают за идиота?»
«Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его?»
«От детей ничего не надо утаивать, под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Какая грустная и несчастная мысль! И как хорошо сами дети подмечают, что отцы считают их слишком маленькими и ничего не понимающими, тогда как они все понимают».
«Этот человек был раз взведен, вместе с другими, на эшафот, и ему прочитан был приговор смертной казни расстрелянием за политическое преступление. Минут через двадцать прочтено было и помилование, и назначена другая степень наказания; но однако же в промежутке между двумя приговорами, двадцать минут или по крайней мере четверть часа, он прожил под несомненным убеждением, что через несколько минут он вдруг умрет».
«У всех нас есть возможность оценить, сколько времени мы потеряли безвозвратно в нашей жизни. И часто откуда-то из глубины сознания приходит мысль: уже поздно что-то менять, времени почти нет».