кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение

Кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение

В норвежской литературе Кнуту Гамсуну отведено место такое же почетное, какое в русской словесности занимает только А. С. Пушкин. Но в отличие от русского поэта норвежский классик и Нобелевский лауреат был, по существу, писателем-самоучкой, добившимся литературной славы благодаря упорному труду и завидному терпению. В самом деле, невозможно не преклоняться перед писателем, поднявшимся буквально со «дна» жизни и ставшим гордостью норвежской литературы.

Кнут Гамсун родился в Ломе, в Гудбрансдаленской долине, сельскохозяйственном районе Центральной Норвегии. Его отец, Педер Педерсен, был деревенским портным. Когда Кнуту было три года, семья переехала в Хамарой, расположенный приблизительно в 180 километрах к северу от полярного круга. Здесь родители арендовали Гамсунд, небольшую ферму, принадлежавшую Хансу Олсену, дяде Ганса по материнской линии. Вскоре семья попала в долговую кабалу к Олсену и девятилетний Кнут вынужден был работать на своего дядю, сурового набожного человека, не прощавшего малейшей оплошности.

Пятнадцатилетним подростком Гамсун, не выдержав его издевательств, убежал из дома и начал самостоятельную жизнь. Сначала он был подмастерьем у сапожника и одновременно учился в школе. Затем, сбежав от своего наставника, поступил юнгой на корабль. Не один год молодой Кнут провел в скитаниях, испытал немало приключений: он был бродячим торговцем, работал кучером на конке, кочегаром, зарабатывал гроши за мелкие газетные статьи. А самой «высокой» должностью Педерсена была должность писца у деревенского констебля. Тогда он и начал писать свои первые рассказы. Писал юноша тайно, боясь критических отзывов и колкостей. Но возможно, такая выдержка и помогла созреванию таланта начинающего писателя, не торопившегося заявить о себе в полный голос. Существует легенда, переданная неким профессором Р. Андерсоном, будто бы Гамсун, написав множество стихотворений, отправился с ними в Христианию (ныне Осло). Там он представился королю Оскару, который якобы поощрил юное дарование 20 кронами. Однако эту легенду гневно опроверг сам Гамсун, обозвав самозванного биографа «старым шутом».

Успел Кнут поработать и каменщиком. Позже он говорил: «Таскать булыжники и мостить улицы — совсем неплохое занятие, по крайней мере честное. Но руки грубеют от работы и невозможно держать перо». Свое перо Кнут держал все увереннее, и даже в 1877 г., набравшись смелости, разыскал знаменитого норвежского драматурга Бьернсона и вручил ему свою первую повесть «Фрида». Признанный мэтр открыл рукопись и с неудовольствием наткнулся на фразу: «Юноша плакал». Снова перелистал повесть и, пробормотав «Ах, юноша все еще плачет!», посоветовал трепещущему Гамсуну пойти в актеры.

Впрочем, Бьернсон все же оказал молодому человеку кое-какую услугу. Он дал ему рекомендательное письмо к своему другу, капитану Моэстуэ, отплывавшему в Америку. В 1877 г. начинающий писатель отправился в Новый Свет на океанском пароходе в качестве кочегара. В городе Эльрое, где жил его брат, Педерсен прожил два с половиной года, пока не научился сносно говорить по-английски. Из Эльроя он направился на Запад, а оттуда в Миннеаполис. Как когда-то в Христиании, так и в Америке Кнут не единожды голодал, это состояние он, не жалея черных красок, опишет позже в романе «Голод». Перебравшись в Чикаго, «норвежский путешественник» некоторое время работал кондуктором конки. Пришлось ему трудиться и в Техасе работником паровой молотилки.

В конце концов, устав от прелестей американской жизни, Кнут Педерсен, с трудом достав деньги на билет, возвратился в Норвегию. Какое-то время он жил на мелкие заработки, которые приносили статьи и фельетоны, а в 1886 г. снова уехал в Америку в качестве фельетониста газеты «Verdensgaang». Одновременно Кнут работал над серией острых сатирических очерков под названием «Духовная жизнь Америки». В Копенгагене, куда забросила его судьба после Америки, Гамсун долго искал издателя для своей первой очерковой книги, но заинтересовать хоть кого-то ему так и не удалось.

Голодные дни и месяцы исподволь подтачивали здоровье тридцатилетнего Кнута, но они же дали ему и тему психологического романа «Голод». Главу из рукописи этого романа Кнут показал редактору еженедельной копенгагенской газеты «Ny Jord» Эдварду Брандесу. На Брандеса произвели одинаково сильное впечатление как изнуренный вид автора, так и отрывок из рукописи. Главы были приняты, а молодой автор, взявший псевдоним Гамсун (по имени деревушки, где провел детство), получил небольшой гонорар. Опубликованный фрагмент романа «Голод» вызвал настоящую сенсацию. Весь литературный Копенгаген был в недоумении: кто этот Гамсун? где он живет? Когда стало известно, что литератор живет на рынке, прозябая в нищете, началось настоящее паломничество к «огромному верзиле, но бескровному и тощему, как скелет». С этого дня, словно в сказке, жизнь Гамсуна засияла лучами славы и благополучия. Вчерашний «бродяга» мгновенно стал знаменитым и самым желанным гостем в богатых гостиных. Тут же нашелся и издатель, опубликовавший «Духовную жизнь Америки». Еще больший успех ожидал Гамсуна на родине, в Норвегии. В 1890 г. роман «Голод» вышел отдельной книгой, и с тех пор писатель стал издавать по одному, а то и по два романа в год.

Гамсун редко писал о том, чего сам не пережил. Но-если какая из его книг и является от начала до конца автобиографической, то это именно «Голод». В ней воспроизводятся события каждого дня героя, молодого человека из провинции, который живет в Осло и мечтает стать писателем. Уверенный в собственной гениальности, он предпочитает нищенствовать, чем отказаться от своих амбиций. Герой Гамсуна страдает не только из-за голода, но и от отсутствия общения, сексуальной неудовлетворенности, невозможности выразить себя. В жанре психологической прозы «Голод» стал классикой мировой литературы.

В дальнейшем творчестве Гамсуна появилась еще одна тема — тема любви, о которой он писал искренне и немного печально. Любовь, описанная Гамсуном, естественна как сама природа, а богатство чувств героев превосходит всякое воображение. Любовь — главное «действующее лицо» таких шедевров как «Пан», «Виктория», «Мистерии», «Сумасброд». Да и в последующих романах и рассказах она окрашивает многие поступки и движения души героев.

Во всех произведениях писателя, в том числе и его путевых очерках, явственно ощущается оригинальная и самобытная личность. Человек для Гамсуна всегда был странником, проходящим по чужим дорогам. Единственное, за что он должен благодарить судьбу, так это за сам факт своего существования. Ибо жизнь сама по себе милость и щедрая награда за все наши печали и невзгоды. Об этом повествуют многие романы писателя, в частности «Дети века» и «Город Сегелфосс».

В то же время в этих романах отразилось новое отношение писателя к устоявшимся ценностям. В его произведениях все чаще стали звучать аполитичные настроения, сопровождавшиеся протестом против «духа торгашества». События Первой мировой войны усугубили отчуждение писателя от общества. Этими настроениями проникнут роман «Соки земли», который был издан в 1917 г. В нем с большой любовью рассказывается о жизни норвежских крестьян Исака и Ингер, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям. Именно «за такое монументальное произведение, как «Соки земли», Гамсун в 1920 г. был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Год спустя после выхода «Соков земли» Гамсун приобрел имение Нерхольд в Южной Норвегии, где, в основном, занимался сельским хозяйством. За четыре года он опубликовал два романа: «Женщины у колодца» — повествование о вымирании маленькой приморской деревушки, зараженной ложными, по мнению автора, ценностями современного мира; и «Последняя глава» — мрачный рассказ о сельском санатории.

Переживая депрессию, связанную с неблагожелательными отзывами на свои книги, Гамсун некоторое время даже лечился методом психоанализа. И все же в эти годы он напишет трилогию из книг «Бродяги», «Август» и «А жизнь идет», в которых снова возвратится к теме социальной отверженности. А последний роман писателя «Кольцо смыкается» был издан в 1936 г. В нем описывается бесцельная жизнь человека, надеждам которого не суждено осуществиться, но который, тем не менее, остается, по словам Гамсуна, «Властелином в своем роде».

Личная жизнь писателя всегда была насыщенной. В 1898 г. он женился на Берглют Бех, от брака с которой у него родилась дочь. Через восемь лет супруги развелись, а в 1908 г. Гамсун женился на актрисе Марии Андерсен, которая была моложе его на 22 года. У них родилось две дочери и двое сыновей. С Марией писатель прожил до самой своей кончины, последовавшей 19 февраля 1952 г.
Популярность Гамсуна при жизни была огромной. Он получал множество писем со всего мира, к нему стремились попасть десятки журналистов разных стран. Но писатель был практически недоступен для прессы, не раз отказывая журналистам предоставить хотя бы некоторые сведения о себе.

Так, одному из литературоведов на просьбу написать краткую автобиографию для каталога изданий Гамсун ответил: «Прошу Вас, напишите биографию сами. Начните ее 4-м августа 1860 г., когда я родился, и продолжайте ее многими прекрасными словами далее до настоящего года. Ибо что я должен, собственно, сказать? Я думаю, что люди смертельно устали от всяких биографий авторов всего мира. А нас так много!»

Гамсун был прав в одном — писателей действительно много. Однако сам он стал единственным и неповторимым. Время унесло все наносное и случайное в жизни и творчестве Кнута Гамсуна, но остались написанные им прекрасные страницы о красоте любви, тоске одиночества и неисповедимых путях судьбы.

Источник

Кнут Гамсун: писатель, подаривший свою Нобелевскую премию нацистам

Кнут Гамсун считается непревзойденным психологом и стилистом, повлиявшим на целую плеяду крупнейших авторов ХХ века: Франца Кафку, Германа Гессе, Эрнеста Хемингуэя и других. При этом он вошел в историю как сторонник нацистов, что до сих пор бросает тень на его книги.

В 1920 году Гамсун стал лауреатом Нобелевской премии за роман «Плоды земли». Однако 20 с лишним лет спустя писатель подарил свою Нобелевскую медаль и денежную премию Йозефу Геббельсу в знак уважения. Он начал открыто поддерживать идею оккупации родной Норвегии и лично встретился с Гитлером, которому посоветовал заменить немецкого рейхскомиссара в Норвегии местным уроженцем.

Встреча оказалась провальной: Гитлер был шокирован тем, что писатель позволил себе вмешиваться в его решения, а сам Гамсун был доведен до слез. Это, впрочем, не помешало ему отреагировать на самоубийство Гитлера восторженным некрологом — и именно этот текст, где нацистский лидер описывается как борец за справедливость и великий реформатор, стал последним ударом по репутации Гамсуна.

кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение. картинка кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение фото. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение видео. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение смотреть картинку онлайн. смотреть картинку кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение.Кнут Гамсун по прибытии в Норвегию 28 июня 1943 года после визита в Германию / Фотограф Оге Кихле, NTB Scanpix aftenposten.no

Что еще было в жизни Гамсуна, урожденного Кнута Педерсена? В первую очередь бедность — он родился в многодетной семье, толком не получил никакого образования и самостоятельно выучился грамоте. Гамсун долгое время нищенствовал, перебиваясь однократными заказами редакций. В поисках лучшей жизни молодой человек дважды уезжал в США и дважды возвращался домой. Именно эти впечатления и легли в основу полуавтобиографического романа «Голод», прославившего автора, которому не было еще и 30. Восторгавшийся его текстами Максим Горький посвятил Гамсуну целое эссе:

«Голод» остается одним из самых впечатляющих изображений человеческого несчастья. Рассказчик, пожалуй, будет духовно близок многим современным молодым людям — это нищий неудачливый писатель, безнадежно пытающийся куда-нибудь пристроить свои статьи.

«На улицах уже поднялся шум, он манит меня выйти из дому; пустая комната, где половицы стонали от каждого моего шага, походила на трухлявый, отвратительный гроб; здесь не было ни порядочного замка на двери, ни печки; по ночам я обыкновенно клал носки под себя, чтобы они хоть немного высохли к утру».

Поначалу рассказчик старается не унывать, думать о хорошем каждый день и не расстраиваться после каждого отказа — вполне в духе современной селф-хелп-литературы. Гамсун как будто следит за своим героем со скрытой камерой, фиксируя его бесцельные скитания в поисках вдохновения, денег и еды. Вот он преследует незнакомую женщину, выдумывая ей имя, а вот он закладывает собственный жилет, чтобы дать несколько монет бездомному. Писать в полуголодном состоянии у него не получается, купить еды — тоже, поэтому остается только фантазировать о случайных прохожих и страдать от нескончаемого творческого кризиса. Время от времени герою все же удается опубликовать какой-то текст, но заработка его хватает совсем ненадолго.

В результате герой все глубже и глубже скатывается в натуралистически описываемое безумие: на каком-то этапе он готов отрезать и съесть собственный палец. Прокормиться ему мешают в основном собственные нравственные принципы — он то разрабатывает дикие планы отъема денег у прохожих, то стесняется попросить их у людей, которые с большой вероятностью помогли бы, узнав об его положении.

«Перст Божий коснулся нервов моих и потихоньку, едва заметно, тронул их нити. А потом Господь вынул перст свой, и вот на нем обрывки нитей и комочки моих нервов. И осталась зияющая дыра от перста его, перста Божия, и рана в моем мозгу. Но, коснувшись меня перстом десницы своей, Господь покинул меня и не трогал более, и не было мне никакого зла. Он отпустил меня с миром, отпустил с открытой раной».

Когда публикация «Голода» сделала Гамсуна знаменитостью, он тут же начал отыгрываться на признанных литературных авторитетах — прежде всего на уже пожилом Генрике Ибсене, которого Гамсун публично раскритиковал на своей лекции в присутствии других скандинавских культурных деятелей. По словам биографов, молодой автор пытался таким образом заслужить себе скандальную славу, но Ибсен мудро промолчал — свои соображения на тему конфликта стареющих и молодых творцов он позже выразил в пьесе «Строитель Сольнес».

Спустя два года Гамсун написал «Мистерии», историю загадочного молодого человека в конфликте с мещанским обществом. Юхан Нагель — эксцентричный художник, любитель необъяснимых и оригинальных поступков. Прибыв в маленький незнакомый городок, герой быстро начинает раздражать местное население: редко соблюдает приличия, ввязывается в стычки и громко делится крамольными мыслями:

Некоторые литературоведы и здесь склонны усматривать параллели между автором и героем: во всяком случае, эпатажность Нагеля действительно напоминает любовь самого Гамсуна к провокациям. Привлекает внимание в тексте, кстати, не только противоречивость его героя, но и форма: повествование ведется то от третьего лица, то от лица самого Нагеля, в чьих сбивчивых монологах, смешивающих реальность с фантазиями, предвосхищен излюбленный модернистами прием потока сознания.

Но наиболее полно образ одиночки, противостоящего обществу, был развит еще через два года в небольшом романе «Пан». Главный герой, лейтенант Томас Глан живет в лесной глуши вместе со своим псом Эзопом и совершенно не стремится контактировать с внешним миром. Все меняет внезапная встреча с дочерью местного торговца Мака, юной Эдвардой. Между молодыми людьми быстро вспыхивает роман (разбавленный, впрочем, бесконечными связями с девушками, проходящими через лес мимо Глана), но так же быстро превращается во взаимные подозрения, обвинения и череду провокаций. Параллельно Глан заводит отношения с кроткой замужней Евой, совсем непохожей на взбалмошную Эдварду.

Говоря современным языком, Глан токсичный, эмоционально незрелый 30-летний мужчина. Вместе с тем поражает тонкость и точность, с которой Гамсун отмечает типичные черты такого поведения: сначала разговоры о том, что Глан якобы недостоин своей любимой и хуже ее, потом беспричинная ревность, когда два-три дня без встреч уже дают повод в чем-то обвинять Эдварду, затем публичные сцены, измены и даже селф-харм — приревновав девушку особенно сильно, Глан стреляет себе в ногу из ружья.

«Если б она была со мной, я бы стал хорошим человеком, думаю я. Я вхожу в лес и додумываю свои думы; если б она была со мной, как бы я служил ей, как угождал; и если б она оказалась нехороша ко мне, неблагодарна, требовала бы невозможного, я бы все, все делал для нее и не нарадовался бы, что она моя…»

Долгое время критики принимали прозу Гамсуна прохладно, но зато ее обожали простые читатели. Первым его настоящим бестселлером стала «Виктория» (1898), достаточно традиционная в сравнении с более ранними книгами история любви с трагическим концом. Сын бедного мельника Юханнес делает успешную литературную карьеру, а дочь богача Виктория вынуждена выйти замуж по расчету за равного себе. Роман состоит из эпизодов, описывающих встречи Юханнеса и Виктории на протяжении многих лет: от знакомства в детском возрасте до последнего прощания. Сейчас считается, что именно «Виктория» стала последним великим произведением Гамсуна — несмотря на то что в тексте нет формальных экспериментов или эпатажных героев, он получился поэтичным и искренним.

«О, любовь — это летняя ночь со звездами и ароматом земли. Но почему же она побуждает юношу искать уединенных тропок и лишает покоя старика в его одинокой каморке? Ах, любовь, ты превращаешь человеческое сердце в цветущий сад и грязную свалку, в роскошный и бесстыдный сад, где свалены таинственные и непотребные отбросы».

Биографы Гамсуна склоняются к тому, что известность вместе с финансовым успехом разрушительно повлияли на его личность. С годами у писателя проявляется все более сильное увлечение немецкой культурой — в Германии книги Гамсуна были очень популярны — и вместе с тем ненависть к Великобритании, где к его текстам были равнодушны. В конце жизни Гамсун, оказавший огромное влияние на литературный модернизм, начинает отрицать его и проповедовать консервативные взгляды. Его нобелевский роман «Плоды земли» как раз об уходе от цивилизации и возвращении к патриархальным ценностям, недаром шведские академики охарактеризовали его как «дидактический».

кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение. картинка кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение фото. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение видео. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение смотреть картинку онлайн. смотреть картинку кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение.Кнут Гамсун с семьей, Ларвик, 1917 г. / Nasjonalbiblioteket, National Library of Norway

Кнут Гамсун умер в 92 года, ненавидимый многими соотечественниками. За свои взгляды он был осужден и оштрафован — на суде писатель заявлял в свое оправдание, что поддержал немецкую оккупацию в страхе перед оккупацией британской. Характеризовать Гамсуна как романиста-нациста (как его описывает, например, The Guardian) не вполне справедливо — его большая литературная карьера к моменту начала Второй мировой войны была завершена, все свои главные произведения Гамсун написал за десятилетия до увлечения идеалами национал-социализма. Сторонники разделения искусства и творца до сих пор указывают на то, что писатель был уже крайне преклонного возраста и мог не вполне отдавать себе отчет в том, что делает. Проведенная по требованию суда психиатрическая экспертиза также признала Гамсуна нездоровым. Некоторые современные исследователи предполагают, что некролог Гитлера для Гамсуна был всего лишь продолжением череды эпатажных и провокационных поступков.

В литературных кругах до сих пор нет единого мнения о том, стоит ли продолжать читать романы автора, горячо поддержавшего нацистов. В 2005 году обозреватель The New Yorker Джеффри Франк предположил, что грядет своего рода «гамсуновский ренессанс», поскольку в то время его ранние книги активно переводили и переиздавали. Но уже в 2009 году, когда норвежские власти решили отметить 150-летний юбилей писателя, публика отреагировала крайне неоднозначно. Кто-то согласился с необходимостью примириться с прошлым Гамсуна, сосредоточившись на его заслугах перед литературой, а кто-то категорически отказался забывать его проступки. И все же с тех пор в Осло функционирует большой музей, посвященный жизни и творчеству писателя, а его книги были впервые изданы в виде 27-томного собрания сочинений.

Источник

Кнут Гамсун
Кнут Петерсон

Кнут Педерсен родился 4 августа 1859 года в городе Вого, Норвегия. Мальчик вырос в семье деревенского портного. С девяти лет работал в конторе у своего дяди, а с 1873 года начались годы странствий, в течение которых сменил множество занятий. Переехав в норвежский город Буде поступил в сапожную мастерскую. В течение двух лет Кнут работал подмастерьем и одновременно учился на курсах сельских учителей.

Именно в этот период молодой человек написал свое первое произведение: повесть «Загадочный человек». Ее удалось напечатать на средства богатого благотворителя, но осталась практически не замеченной критиками. Однако читатели охотно раскупали незатейливое повествование о любви сельского учителя и дочери священника. Первый небольшой заработок позволил Кнуту продолжить занятия литературой. Всего за несколько недель написал стихотворную балладу «Свидание», которая напечатана в городской газете. Кнут стал известной личностью в городке и получил должность помощника шерифа. Теперь у него появился не только стабильный заработок, но и возможность бесплатно заниматься в городской библиотеке, где проводил все свободные вечера.

За три последующих года Кнут написал свое первое большое произведение: роман «Бьергер», в котором рассказал о жизни выходца из простого народа. Готовя его к публикации, подписал роман псевдонимом Гамсунд, в память о месте, где прошло его детство, но по вине печатника «д» отпало, и Кнут Педерсен стал Гамсуном.

Его первая книга появилась в 1877 году, однако не сразу стал популярным. Увидевший свет в 1890 году роман «Голод» произвел сенсацию принципиально новой трактовкой темы. Гамсун не обвинял общество: в духе Федора Достоевского и Августа Стриндберга, проникновенно изображал и эстетизировал иррациональные процессы в мозгу умирающего от голода человека. К другим произведениям этого периода относятся «Пан» и трилогия «Под осенней звездой», «Странник, играющий под сурдинку» и «Последняя радость». Неоромантический бунт против цивилизации обусловил его «возврат к природе» в идеологическом плане и на практике.

После того, как оставив скитания, Гамсун в 1911 году предпочел жизнь фермера, создал свой лучший роман «Соки земли», эпос простой жизни, принесший ему Нобелевскую премию по литературе в 1920 году и международное признание в годы после Первой мировой войны.

Однако неприятие Гамсуном индустриально-демократической цивилизации стало причиной его симпатий к нацистам в 1930 годы и поставило его во время Второй мировой войны в один ряд с врагами родины. После войны писателя даже отдали под суд за измену. Кнут Гамсун избежал тюремного заключения благодаря преклонному возрасту.

Далее, Кнут жил некоторое время в доме для престарелых, а затем направлен на обследование в психиатрическую клинику в Осло. В 1950 году вернулся в свое имение Нерхольм близ Гримстада на юге Норвегии

Кнут Гамсун скончался 19 февраля 1952 года в результате инсульта в своем имении Нерхольм. На похоронах присутствовал весь цвет норвежской интеллигенции.

Киновоплощения

Источник

Кнут Гамсун

Биография

Проживший долгую жизнь писатель Кнут Гамсун вырос из крестьянского сына в нобелевского лауреата, но не выдержал испытание славой. Имя норвежца стало нарицательным для литераторов, в старости поддерживающих самых жестоких диктаторов. Произведения Гамсуна оказались мудрее их создателя и прошли проверку временем.

Детство и юность

4 августа 1859 года в семье сельского портного Петера Педерсена родился четвертый ребенок. Детство мальчика, которому родители дали имя Кнут, прошло в бедности и лишениях. Несколько лет он, подобно Золушке и Крошечке-Хаврошечке, жил в семье обеспеченных, но суровых родственников, только в роли мачехи выступал алчный дядя.

кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение. картинка кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение фото. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение видео. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение смотреть картинку онлайн. смотреть картинку кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение.Кнут Гамсун в детстве / Википедия

Будущий нобелевский лауреат мог бы сказать о себе цитатой Александра Твардовского:

«Перед кем лишь мне, парнишке, не случалось спину гнуть».

Хотя на подростковом фото Кнут одет в респектабельный костюм, до того как стать профессиональным литератором, юноше довелось поработать пастухом и помощником продавца в сельской лавке, бродячим торговцем и кондуктором на конке, деревенским учителем и помощником шерифа.

Книги

Дебютировал в словесности Кнут повестью «Загадочный человек. Любовная история из Нурланна», напечатанной на средства спонсора и рассказывающей о любви сельского учителя и дочки священника. Роман «Бьергер» литератор подписал псевдонимом Гамсунд в память о местности, где прошло его детство. Но по вине типографии последняя буква потерялась, так появилось слово Гамсун, которое писатель передал в качестве фамилии потомкам.

кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение. картинка кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение фото. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение видео. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение смотреть картинку онлайн. смотреть картинку кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение.Кнут Гамсун в молодости. Художник Альфред Андерсен / Nasjonalmuseet

Герои ранних романов Гамсуна «Голод» и «Мистерии» — молодые люди творческих профессий. В «Голоде» это безымянный журналист, которому удается продать не более одной статьи в неделю, а в «Мистериях» — скрипач. Действие первого произведения разворачивается в мегаполисе, а второго — в маленьком курортном городке. Но локации описаны неконкретно, и такие истории могли бы произойти с юношами в любой точке Европы или Америки.

Романы перекликаются с сочинениями Достоевского — внутренний мир персонажей более важен, чем сюжет или детали обстановки. Многие литераторы 20-го века от Анны Ахматовой до Джеймса Джойса и от Алексея Крученых до Генри Миллера отмечали влияние ранних романов Гамсуна на свое творчество, а порой даже приводили в своих произведениях цитаты из них.

кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение. картинка кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение фото. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение видео. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение смотреть картинку онлайн. смотреть картинку кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение.Писатель Кнут Гамсун / Anders Beer Wilse, Nasjonalbiblioteket

Впоследствии Гамсун перешел на позиции почвенничества. Герои его поздних романов, «Плодов земли» (название произведения, за которое писателя удостоили Нобелевской премии по литературе, иногда переводится как «Соки земли») и трилогии об Августе, в которую входят сочинения «Скитальцы», «Август» и «А жизнь идет», напротив, скандинавские крестьяне и рыбаки. Хотя Гамсун обличал Льва Толстого в статьях, в зрелом возрасте норвежец, как и русский граф, стал находить гармонию в быте сельских тружеников.

кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение. картинка кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение фото. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение видео. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение смотреть картинку онлайн. смотреть картинку кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение.Кнут Гамсун / Anders Beer Wilse, Nasjonalbiblioteket

Мостиком между этими этапами творчества литератора служит роман «Пан», по объему и числу персонажей соответствующий повести. Действие произведения разворачивается в сельской местности (в среде охотников), но читатель не может понять, кто прав — общество, навязывающее юноше традиционные нормы, или молодой человек, эти нормы нарушающий.

Кроме романов, Гамсун создавал произведения других жанров — пьесы и баллады, рассказы и очерки, но они не имели такого успеха, как его крупная проза. К моменту присуждения Нобелевской премии у писателя нарастают отчуждение от мира и раздражение как окружающей действительностью, так и взглядами собратьев по перу, и традиционную лекцию лауреата Кнут не произносит.

Личная жизнь

В 29 лет Кнут женился на девушке по имени Берглиот, но через 8 лет брак, в котором родилась дочь Виктория, распался. Второй женой Кнута стала актриса и детская писательница Мари Андерсен, подарившая литератору четырех детей, один из которых — сын Торе — впоследствии прославился как художник. Мари была младше мужа на 22 года, оставалась с Гамсуном до его кончины.

кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение. картинка кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение фото. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение видео. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение смотреть картинку онлайн. смотреть картинку кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение.Кнут Гамсун и его жена Мэри / Википедия

Несмываемым пятном биографии Гамсуна является увлечение литератора нацизмом. Еще во время поездок в США писатель характеризовал темнокожих жителей Америки как неполноценных людей, которые навсегда останутся дикарями.

В 1934 году нобелевский лауреат приветствовал приход Адольфа Гитлера к власти, а в 1943-м побывал в Германии по личному приглашению фюрера и встречался как с ним, так и с его ближайшим сподвижником Йозефом Геббельсом. Разочарованные читатели присылали Кнуту гневные письма и посылки с его книгами.

кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение. картинка кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение фото. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение видео. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение смотреть картинку онлайн. смотреть картинку кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение.Кнут Гамсун с семьей / Anders Beer Wilse, Nasjonalbiblioteket

В 1945 году Гамсуна арестовали, но признали невменяемым и поместили в психиатрическую клинику, а затем в дом престарелых. Через 2 года писателю назначили денежный штраф за сотрудничество с нацистами. Судебный процесс литератор описал в своем последнем произведении «По заросшим тропам».

Мари поддерживала нацизм еще активнее мужа, и в 1947 году женщину приговорили к 3 годам тюремного заключения за измену, но уже через 9 месяцев выпустили по амнистии. Во время уголовного преследования супруги поссорились, но воссоединились в 1950 году. Мари написала мемуары, из которых поклонники творчества писателя могут узнать о его привычках и личной жизни.

Смерть

В феврале 1952 года Кнут Гамсун скончался. Причиной смерти 92-летнего литератора стал очередной, четвертый по счету инсульт. Прах нобелевского лауреата погребли в саду дома Гамсунов в Нёрхольме.

кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение. картинка кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение фото. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение видео. кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение смотреть картинку онлайн. смотреть картинку кнут гамсун нобелевская премия за какое произведение.Кнут Гамсун в последние годы жизни / Sverre Heiberg, Oslo Museum

Сочинения Гамсуна стали основой для 25 фильмов и мини-сериалов, причем первая экранизация вышла в 1916 году. В 1978-м в ленте, снятой по мотивам романа «Мистерии», участвовали такие звезды, как Сильвия Кристель («Эммануэль») и Рутгер Хауэр. В 1996 году биография писателя легла в основу картины «Гамсун», в которой роль нобелевского лауреата исполнил Макс фон Сюдов. Дом в Хамарёе, в котором Кнут провел детство, сейчас функционирует как музей.

Цитаты

«У любого народа есть свой коровий колокольчик, которому он поклоняется, и с этой верой люди умирают в блаженстве. Дело ведь не в том, во что верить, а в том, как верить…»

«Источник и радостей наших, и печалей — в нас же самих»

«Право жить есть такой щедрый, такой незаслуженный дар, что он с лихвой окупает все горести жизни, все до единой»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *