клод моне картины в эрмитаже в каком зале
Импрессионизм и постимпрессионизм в Эрмитаже
Фотографии
Эрмитаж — роскошный музей, один из самых посещаемых и любимых многими жителями из разных уголков России и Земли. Экспозицию его Главного штаба оценивают как богатейшую мировую сокровищницу импрессионистского и постимпрессионисткого искусства.
Коллекцию украшают подлинные шедевры Моне, Ренуара, Сислея, Писсарро, Сезанна, Ван Гога и многих других выдающихся мастеров, творивших на рубеже 19-20 столетий.
Осматривая творчество ярких представителей данных течений, посетителям удается раскрыть для себя особенности нового художественного языка передачи уникальных и одновременно актуальных мировоззренческих взглядов художников.
В основе экспозиции — пейзажи Франции, наполненные золотыми лучами света и свежим воздухом, портреты жителей Парижа, загадочные черты которых никого не оставляют равнодушными, а также виды гогеновской Полинезии, притягивающие взоры первозданным величием и созвучием с окружением.
Эрмитажное собрание
В музее представлены шедевры в следующих количествах:
Искусство Франции
Стоит отметить, что искусство Франции, начиная с 15 века, занимает 39 залов музея, за счет чего экспозиция стала крупнейшей в мире, организованной за пределами родной страны. На 3-м этаже в здании Главного штаба представлены произведения французской живописи и скульптуры 19-го века.
Начало собрания
В анфиладе залов Главного Штаба выставлена на всеобщее обозрение богатейшая экспозиция французских импрессионистов и постимпрессионистов. Подавляющее количество произведений входило в частные собрания промышленников и коллекционеров — Ивана Абрамовича Морозова и Сергея Ивановича Щукина.
Будучи тонкими ценителями прекрасного и подлинного, они сумели в свое время понять, насколько велик будет вклад импрессионистов и постимпрессионистов в искусство. Свои коллекции меценаты собирали по крупицам, покупая картины у торговцев живописью и у самих художников. Так, важными составляющими художественного богатства Эрмитажной экспозиции импрессионистов и постимпрессионистов явились закупки и подарки от отечественных коллекционеров.
Деятельного и предприимчивого промышленника, тонкого и изысканного любителя живописи Сергея Ивановича Щукина, как ни странно, называли “дикобразом”, прежде всего, за его упрямство в сделках, а также за то, что он, мол, скупал “художественный хлам” и ничего не смыслил в искусстве.
Щукин часто бывал в Париже, где скупал полотна у художников, торговцев и знатоков живописи. Так, в его особняке появились картины Моне, Ренуара, Писсарро, Дега, Сезанна, Гогена, Ван Гога, Пикассо, а также панно, специально заказанные у Матисса, Боннара, Вилларда.
По завещанию, составленному Щукиным в 1908 году, его коллекция после смерти должна была отойти городу. Через 10 лет в ней насчитывалось 225 работ французской живописи.
Продолжая дело своего брата Алексея Викуловича, который создал Музей фарфора, Иван Абрамович Морозов собирал картины отечественных художников. Позже он увлекся импрессионизмом и пополнил фамильную художественную сокровищницу трудами французских мастеров современного направления.
Хотя он был на семнадцать лет младше Щукина, художественные увлечения и взгляды обоих меценатов совпадали. Они руководствовались нематериальными соображениями. К приходу большевиков Морозов обладал собранием из 135 полотен и скульптур.
Морозову нравилось творчество Боннара, от которого в коллекцию вошло свыше трех десятков работ. Была в особняке Морозова серия декоративных работ от Мориса Дени.
Когда Щукин представил Матиссу Морозова, то коллекция последнего пополнилась тремя полотнами, изображающими Африканские ландшафты. Морозов интересовался Таитянскими работами Гогена, также он увлекался Ван Гогом.
При советской власти собрания обоих меценатов были национализированы и переданы Эрмитажу и Пушкинскому музею. Но их постигла участь пылиться в хранилищах до середины прошлого века, так как на заре социализма незрелым строителям коммунизма продвинутое L’art Français (французское искусство) оценивать было рановато.
Сегодня на 4-ом этаже Главного штаба устроена «Галерея памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых», где экспонируются работы импрессионистов, постимпрессионистов, художников группы Наби.
В целом, Эрмитажное собрание произведений Сезанна, Гогена, Марке, Боннара, Матисса, Пикассо и остальных великих французских живописцев и портретистов 19-20 веков столь роскошное, что заслуженно причисляется к элитнейшим и крупнейшим мировым коллекциям с учетом собственного художественного арсенала на родине.
Концепция “impression”
Импрессионизм переводится с французского языка как “впечатление”. Данное арт-течение родилось во Франции в конце 19 столетия. Художники с импрессионистскими взглядами, протестуя против приукрашивания жизни художественным академизмом, обратились к своеобразной передачи действительности. Они работали исключительно с натуры, для пейзажных творений ими использовались природные ландшафты.
В них они желали показать природное изящество и стремление к переменам, отлично изображая воздушность и солнечность, утонченные оттенки света и красок.
Самобытная тональность и свежесть картин, оптическое восприятие натуральных сцен импрессионистами дали толчок развитию течения, что расширило грани возможного живописи.
Акцентирование внимания на цветовом восприятии мира и уход от концептуальной значимости явлений стали причиной того, что художники начали объединять создаваемые ими образы в одно целое.
Поэтому в импрессионизме отсутствует сюжетная живопись. Методы импрессионизма не нацелены на “разоблачение” или “обнажение” индивидуальности, отображение событий большого масштаба. Это притом, что конфликтность той эпохи была величайшей. Отсюда и обвинение, звучащие в адрес произведений импрессионистов, о их, якобы, отдаленности от жизни.
Творческий подход авторов зиждется на субъективном отражении действительности. Мастера стремились к отображению сиюминутных эмоций, полученных от реальности.
Имя течения возникло от названия картины Моне «Впечатление. Восход солнца». Это было центральным произведением Парижской экспозиции 1874 года. Что вызвало фурор. Один журналист с большим сарказмом обозвал вышеназванного художника и иже с ним — «импрессионистами».
Течение — “post-impression”
Англичанин Роджер Фрай использовал это слово, критикуя появившееся во французском искусстве на рубеже 19-20 веков современные по тем временам течения.
После публикации “Манифеста символизма” Мореаса, ознаменовалась эра духа-творца. Взяв от импрессионизма цветовые составляющие чистоты и звучности, постимпрессионизм занимается поиском стабильных ценностей. Работы мастеров насыщаются философией и символизмом. К постимпрессионизму причисляют работы Тулуз-Лотрека, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Сера, Синьяка, Писсарро и прочих авторов.
Постимпрессионисты отличались от импрессионистов своим стремлением к отображению не сиюминутных моментов, а самой вечности, как будто они владели тайными знаниями о мироздании.
Принципы постимпрессионизма повлияли на формирование фовизма, кубизма, экспрессионизма и других течений, легли в основу развития современной живописи.
Выводы из сказанного
Эрмитажное собрание из фамильных сокровищниц Щукина и Морозова — это уникальнейшие произведения, шедевры от знаменитых мастеров. Частные коллекции пополнялись этими ценителями искусства тогда, когда художественные труды импрессионистов и постимпрессионистов не признавались ни общественностью, ни специалистами. Сегодня данные течения актуальны как никогда. Они входят в историю развития живописи. Но главное, они служат людям, которые неравнодушны к великому искусству.
Постоянная экспозиция Главного штаба «Французская живопись XIX—ХХ веков. Импрессионисты»
Коллекция включает в себя порядка 850 картин, среди которых есть шедевры таких великих живописцев, как Эжен Делакруа, Клод Моне, Эдгар Дега, Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент ван Гог и Анри Матисс.
Экспозицию открывают работы художников, чья творческая деятельность пришлась на рубеж XVIII—XIX веков. Произведения Г. Летьера, Р. Лефевра, К. Верно, А. Жироде, П. Шовена, Ф. Жерара, П. Прюдона, Л. Буальи, А. Гро, Д. Энгра и других мастеров позволяют понять, с каким настроением французская живопись вошла в новое столетие. Романтизм, получивший развитие в XIX веке, ярче всего отражен в картинах Э. Делакруа — «Марокканец, седлающий коня» (1855) и «Львиная охота в Марокко» (1854).
Часть экспозиции посвящена барбизонской живописи, в ее рамках представлены полотна Т. Руссо, Ф. Добиньи, Ж. Дюпре и других художников, которые работали в местечке Барбизон. Они подарили миру множество восхитительных пейзажей.
Живопись рубежа XIX—ХХ века представлена работами многих выдающихся мастеров, в том числе основоположника импрессионизма Клода Моне. В Эрмитаже имеется семь картин этого великого художника — «Дама в саду» (1867), «Мост Ватерлоо» (1903) и др. Также заслуживают внимания картины О. Ренуара, К. Писсаро, А. Сислея и Э. Дега.
Еще одна гордость коллекции — полотна П. Сезанна разных жанров, «таитянские» картины П. Гогена, а также одни из лучших произведений В. ван Гога, в том числе «Куст» (1889).
Представление о символизме во французской живописи позволяют получить картины Э. Карьеры, Пюви де Шаванна, О. Редона и других художников. Собрание не могло бы считаться полным без полотен художников группы «Наби» (М. Дени, Э. Вюйара, П. Боннара, К. Русселя и др.), а также П. Синьяка, А. Руссо, А. Марке, К. Ван Донгена, А. Дерена, М. Вламинка и др.
Начало XX века представлено в Главном штабе Эрмитажа картинами легендарных А. Матисса и П. Пикассо. Полотна первого художника воплощают традиции фовизма («Красная комната», «Семейный портрет», «Танец» и «Музыка»), тогда как творчество второго отражает принципы кубизма («Танец с покрывалами», «Три женщины», «Женщина с веером»).
Смотрите также:
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵
Эрмитаж впервые представил зрителям три пейзажа Клода Моне
Полотна кисти Клода Моне из коллекции фонда Байелера предстали перед посетителями Эрмитажа. Это три, как говорят критики, знаковые картины основателя импрессионизма: «Японский мостик», «Кувшинки» и «Руанский собор». Шедевры будут гостить в Петербурге до начала сентября. Своими впечатлениями от ранее не выставлявшихся в России шедевров поделится Ксения Ерёменко.
Два совпадения из трёх. «Японский мостик» и «Кувшинки» дополняет ещё одна картина — «Руанский собор». Все три пейзажа начала XX века чудом сохранились в швейцарском фонде Байелера, оттуда и прибыли в Эрмитаж. Коллекционер и знаток импрессионизма почему-то особо ценил именно эти полотна.
Альберт Костеневич, главный научный сотрудник Государственного Эрмитажа: «Он был галеристом, продавал и покупал картины, постоянно был товарооборот, но лучшее он отцеживал: у него был целый триптих картин и их продал, а эти оставил у себя».
Клод Моне, как и все импрессионисты, практически не смешивает краски, наносит их на холст отдельными мазками. Словно по волшебству несвязанные с виду пятна превращаются в единый образ. Моне не терпит слишком близкого созерцания.
Александра Титтунен, посетитель выставки: «Постепенно проглядывается мост, черты, потом ты его начинаешь ощущать. Интересны переливы красок, тонов, фантастический мир создан».
Ирина Морозова, посетитель выставки: «Прекрасно понимаем, что Моне писал эти картины с плохим зрением, и его сознание, его ум додумывал всё, что было в сознании».
Клод Моне в Эрмитаже
Эрмитаж празднует свой 250 – летний юбилей, и это послужило причиной того, что из Швейцарии было отправлено три известнейшие картины Клода Моне: «Кувшинки», «Руанский собор» и «Сад в Живерни». Эти полотна принадлежат Фонду Бейелеру. Некоторые недруги могут сказать, что Моне и так достаточно в собрании Эрмитажа, и что это такое по сравнению с прошлым приездом изумительного Каваджо.
Но именно на эти полотна взглянуть стоить. Это те картины, каких нет в экспозиции музея. Пожилой Моне постоянно занят непонятно чем, но одно точно – это его личные интересы. Если посмотреть с другой стороны, данная экспозиция является неким подобием разговором о деньгах. Все дело обстоит в том, что на эти деньги продаются и покупаются различные произведения мастеров. Сначала покупают, потом продают дороже. И данная экспозиция является ярчайшим примером такой купли – продажи.
Немного о галерее Байелера
Галерея Эрнста Байелера начала свою жизнедеятельность в 1952 году. Он, будучи студентом, начал коллекционировать книги старых мастеров различного жанра. Потом,, забросив это дело, он перешел на более прибыльное, то есть на собрание коллекции графики классического стиля. По мере развития своей деятельность, Эрнст стал одним из крупнейших дилеров, основываясь на традициях лучших аукционов. Сейчас его коллекция галереи выросла до огромных размеров, и прочно держит свои позиции.
Своим решением выставить картины Моне в Эрмитаже, он тем самым показал, что простое коллекционирование ни приведет к большей прибыли. Необходимо устраивать небольшой показ своих картин, дабы люди, могли не только познакомиться с произведениями искусства, но и сама картина приобретает свою определенную ценность.
Несколько слов о картинах
Именно картины Клода Моне пользуются большим спросом на покупку. Это наилучшее вложение финансовых средств. Полотна, которые были привезены из Швейцарии не имеют столь большую ценность в истории художественного ремесла, но они стали неким символом богатства среди всего арт – рынка.
Вся ценность всех картин Моне заключается в том, что художник писал несколькими сериями. Приобретение всей серии является исключительным ходом на рынке торговли. Три эти картины привлекают внимание своими насыщенными цветами и светом. Складывается ощущение, что картина светиться изнутри. Моне старался уловить ускользающие моменты естественной природы мира. Во все свои картины Моне вложил собственную душу, старался показать людям всю живописность окружающего мира. Так, например, в картине «Кувшинки» можно увидеть непринужденный и ласковый свет лета, благодаря которому любой, кто увидел полотно, отходит от него с ощущением радости жизни и спокойствия собственной души.
MUST SEE — коллекционные жемчужины ЭРМИТАЖА
Эрмитаж — необыкновенный мир, изумительное пространство, страна чудес. И каждый посетитель находит здесь то, что вызывает невероятный восторг, отчего душа радуется и сердце воодушевляется. Поэтому и знакомятся с Эрмитажем по-разному.
Можно изучать залы Эрмитажа, посещая их один за другим, имеется возможность знакомиться с историей, культурой и искусством интересующих стран. В музее — 7 огромных отделов истории культуры разных стран, плюс множество постоянных и временных выставок.
Музей представляет собой совокупность 5-и зданий, возведенных для различных целей, в различные периоды времени и, логично поэтому, различными зодчими. Отличаясь визуально по цвету фасадов, все они соединены между собой.
Зимний дворец — архитектурный шедевр Барталамео Растрелли, созданный в 1754-1762 годах по заказу императрицы Елизаветы. За ним следуют Малый Эрмитаж, построенный в 1764-1766 годах по указу императрицы Екатерины II архитекторами — Юрием Матвеевичем Фельтеном, Жаном Батистом Мишель Валлен-Деламот.
Продолжением дворцовых строений, расположившихся на набережной, является Старый (Большой) Эрмитаж, возведенный архитектором Ю. М. Фельтеном в 1771-1787 годах по заказу императрицы Екатерины II для размещения постоянно расширяющихся дворцовых коллекций и библиотеки. Вся парадная анфилада, влючая приемную, Старого (Большого) Эрмитажа была оформлены А. Штакеншнейдером.
Самое ценное для просмотра, отмечено на плане музея, что составляет традиционный маршрут. Даже приведен список MUST SEE в Эрмитаже. Но каждый ищет для себя свое.
Перечень ценнейших экспонатов Эрмитажа, приведенный ниже, возможно поможет определиться с выбором очередности обзора, но, прежде всего, он даст главные знания о ценности собрания Эрмитажа.