клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод

Фарфор СССР: клейма ведущих заводов

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

Чтобы не приобрести новодел или даже винтаж по цене антиквариата, необходимо знать по годам клейма заводов СССР, выпускавших фарфор. Тонкостенная керамика советской эпохи пользуется неизменным спросом у коллекционеров. Самые знаменитые заводы были основаны ещё в XVIII – XIX веках и после революции 1917 года продолжили славные традиции, выпуская уникальную по качеству и художественной ценности продукцию. Советского фарфора много, в том числе и поддельного, поэтому клейма, подтверждающие оригинальность той или иной вещи, сразу повышают её стоимость.

Гиганты фарфоровой промышленности СССР

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

Большинство фарфоровых фабрик находились на территории современной России и Украины. Поскольку ведущие скульпторы-керамисты СССР работали над одними темами, либо сотрудничали сразу с несколькими предприятиями, сходные работы встречаются у разных производителей. Например, знаменитую серию «Хозяйка Медной горы» по мотивам сказок П. П. Бажова выпускали Ленинградский и Минский фарфоровые заводы, а также Дулёво и Гжель. Статуэтки немного отличаются по стилистике, но близки по композиции и цветовой гамме.

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

Новички смогут определиться, какому производителю принадлежит та или иная фигурка в первую очередь, по маркировке, она же расскажет о периоде изготовления фарфора. Это позволит заплатить за статуэтки настоящую стоимость или продать их по адекватной цене. Кроме того, защитит от новодельных копий, которые стали бичом российского антикварного рынка. Помимо «фирменного» клейма на донышке изделий может указываться сортность, зашифрованная дата изготовления и партия, стоять авторская подпись. Фальсификаторы, особенно китайские, пропускают такие «мелочи».

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

Чаще других подделывают изделия лидеров фарфоровой индустрии. «Имя» производителя влияет на цену не меньше, чем уникальность антикварной или винтажной продукции. Поэтому клейма ведущих фарфоровых заводов СССР необходимо изучать внимательнее всего.

Императорский фарфоровый завод, в советские годы известный как Ломоносовский или Ленинградский является безусловным лидером мировой керамической индустрии. Основанный в 1774 году, он непрерывно работает на протяжении 250-и лет, меняя в ходе истории, как названия, так и маркировку.

Ретроспектива по годам:

В 1917 году главный поставщик фарфора для императорского двора был национализирован новой властью. На изделиях этого периода изображался двуглавый орёл, но без имперских регалий, в народе прозванный «ощипанной курицей» и ставился год. Использовалась оливковая подглазурная (в некоторых случаях надглазурная) краска.

В 1918 году предприятие получило новое название – Государственный фарфоровый завод, которое носило до 1925 года. Клейма на фарфоре, согласно каталогам СССР, отличались большим разнообразием. На них появилась советская атрибутика – изображение серпа и молота, выполненное в характерной для агитационного фарфора манере. В 1921 году ставились специальные метки: «В помощь голодающим Поволжья», напоминающие о массовой катастрофе, охватившей 35 губерний России. Для маркировки использовалась синяя, чёрная, оливковая и тёмно-зелёная краска.

В 1925 году к юбилею Российской академии, заводу присвоили имя М. В. Ломоносова, а также сменили название на Ленинградский. Соответственно, аббревиатура выглядела как ЛФЗ, что до сих пор вызывает путаницу при атрибуции. В каталогах можно встретить расшифровку и Ломоносовский, и Ленинградский фарфоровый завод, хотя речь идёт об одном и том же предприятии.

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

Аббревиатура на маркировке выглядела по-разному, наносилась только вручную, единого стиля не было. На супрематическом фарфоре стоял экспортный знак «Made in Russia. USSR»

С 1936 года используется клеймо, разработанное художницей Анной Яцкевич – автором знаменитой «Кобальтовой сетки». Виньетка с аббревиатурой «ЛФЗ» и разными дополнениями просуществовала до 2005 года, пока заводу не вернули первоначальное название «Императорский».

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

В середине 30-х годов стали использовать разный цвет подглазурных и наглазурных красок, в зависимости от сорта изделий:

Кроме того, присваивались группы сложности, определяемые по качеству росписи: от 6 до 15. Уникальные шедевры маркировались надписью: «ВНЕ ГР.». Для продукции, поставляемой на экспорт, дополнительно использовался штамп «Made in USSR».

Фарфор Вербилки

Старейшее российское фарфоровое предприятие было открыто обрусевшим шотландским купцом Фрэнсисом Гарднером в 1766 году, а позднее перешло к семье Кузнецовых. Сегодня оно называется по «месту прописки» – Вербилки. Изначально фабрика ориентировалась на немецкие образцы, в частности на мейсенскую продукцию, и прославилась высочайшим качеством. После 1917 года получила название Димитровский фарфоровый завод (ДФЗ), продолжая лучшие традиции основателей.

Клейма по годам:

С 1917 по 1940 годы использовались клейма с советской символикой – государственным гербом или только серпом и молотом, а также надписью: «Димитровская фабрика (завод)» в разных вариациях. Применялись золотая, красная, синяя и зелёная надглазурные краски.

С 1940 по 1954 годы герб в центральной части клейма заменяет стилизованный чайник с изображением серпа и молота.

1954 – 1965 годы: появляется вертикальный логотип ДФЗ с полукруглой подписью «Вербилки». Используется общепринятое цветовое разделение по сортам. Для экспортных вариантов дополнительно предусмотрена маркировка «Made in USSR».

С 1965 по 1991 годы на продукции ставился знаменитый логотип – нарисованный от руки лось с буквой «В». Иногда это клеймо на фарфоре времён СССР называют «оленем».

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

Следует понимать, что изображение лося на маркировке свидетельствует о достаточно позднем происхождении фарфорового изделия – не раньше 1965 года. И стоить, как антиквариат оно не может.

Гжель

Производство фарфора с колоритной кобальтовой росписью, объединённого ёмким словом «Гжель» было восставлено после долгого перерыва в середине XX века. Тогда же на изделиях, выпускаемых несколькими художественными артелями Раменского района Подмосковья, появилась соответствующая маркировка.

В 1940 – 1950 годах ставилось клеймо «Артель художественная керамика», вписанное в два усечённых овала. Использовалась преимущественно красная надглазурная эмаль.

Далее вплоть до 1960 года на изделиях проставлялась аббревиатура «Х/К». Помимо красной надглазурной эмали изредка применялся оксид железа, после обжига дававший серо-зелёный оттенок.

В 1960 году логотип заменили надписью: «Гжель ТЗ» оливкового цвета в треугольнике, повёрнутом вершиной вниз. Клеймили только «бельё» – уже глазурованную продукцию.

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

После 1972 года разрозненные артели народных промыслов объединились под общей торговой маркой ПО «Гжель». Новый логотип напоминал прежний, только треугольник развернули наоборот и вместо букв «ТЗ» стали рисовать стилизованную уточку.

С 1986 года и вплоть до развала Союза в 1991 году, использовался единый товарный знак «Гжель», наносимый подглазурной кобальтовой краской. Выполнялся он псевдославянской вязью.

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

В период перестройки мастера Гжели либо продавали подлинные штампы с клеймами, либо сами маркировали «бисквитную» продукцию (после первого обжига), которую затем расписывали люди, далёкие от художественного промысла. Поэтому при покупке легендарной кобальтовой посуды и малой пластики нужно проявлять особое внимание к деталям, не доверяя исключительно оригинальной подписи.

Дулёво

Кузнецовская фарфоровая фабрика в Ликино-Дулёво прославилась именно в советскую эпоху. Посуда с агитационным декором или статуэтки, изображающие бытовые сценки, высоко ценятся коллекционерами и активно подделываются фальсификаторами.

В отличие от других производителей, переименованная после 1917 года в Дулёвскую фабрика, редко меняла клейма. В настоящее время используется видоизменённый товарный знак 1964 года – сидящий сокол, разработанный ведущим скульптором-анималистом предприятия А. Г. Сотниковым.

Другие виды маркировки в хронологическом порядке:

С 1918 по 1919 годы использовались символы серпа и молота, окруженные новым названием завода.

В 1920 – 1931 годах вверху появилась аббревиатура Р.С.Ф.С.Р., а наименование предприятия стали размещать на ленте внизу.

Параллельно с этим существовали и другие виды маркировки, например, полное изображение герба над названием завода в овальной рамке. Или круговая надпись: «Ф-ка им. газеты Правда Дулево» с серпом и молотом в центре.

1931 – 1934 годы – в клеймении обязательно присутствовала аббревиатура РТФ – Росфарфортрест. Для экспорта был разработан более сложный вариант: чайник в окружении лавровых ветвей с надписью: «Росфарфор» и полным названием завода.

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

Затем до 1952 года использовались простые маркировки: «Дулево», «ф-ка Дулево» или «завод Дулево».

С 1952 по 1964 годы – проставлялся логотип «ДЗ Дулево» и сорт изделий.

С 1964 года на продукции появился фирменный сокол.

Первомайский фарфоровый завод

Предприятие в посёлке Песочное Ярославской области не так известно, как ИФЗ или Дулёво, но оставило не менее яркий след в истории советского фарфора. Коллекционеры ценят малую пластику, выпускавшуюся ПФЗ в 1936 – 1970 годах. В основном это – жанровые сценки, композиции по произведениям русских классиков, а также спортивная и детская серии.

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

Завод трижды кардинально менял маркировку: в 1930, 1952 и 1976 годах. Изображения наносились только назглазурными красками, цвет которых зависел от сорта продукции:

Источник

Клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

Данное клеймо ИФЗ, сделанное в соответствием с печатью Временного правительства, ставилось на продукцию завода с мая по декабрь 1917 года. То есть весь срок пребывания Керенского у власти и даже пару месяцев после.

Для удобства это клеймо можно условно назвать КЛЕЙМОМ КЕРЕНСКОГО.
Уже в марте 1917 г. во Временное правительство начали поступать запросы от различных учреждений, финансовых ведомств и торговых фирм – с какой печатью должен быть подлинный документ или платежное обязательство? Особое совещание по делам искусств при комиссаре Временного правительства создало Комиссию по делам искусств, возглавленную А.М.Горьким.
Он привлёк к созданию нового герба художников из «Мира искусства», в частности И.Я.Билибина и Г.И.Нарбута. Это были прекрасные знатоки геральдики, однако решение их отличалось выжидательностью. Они не признавали возможным до созыва Учредительного собрания решать вопрос о государственном гербе России, но считали, что допустимо использование «во всех предусмотренных законом случаях» двуглавого орла без всяких атрибутов власти и без Георгия Победоносца на груди. Этого орла и нарисовал Иван Билибин, впрочем особо не заморачиваясь:
у двуглавой птицы просто отобрали скипетр и державу, а также сняли с неё три властные короны, которыми её наградил ещё царь Пётр Великий. В результате этой «художественной» вивисекции получилось омерзительное изображение, тут же названное народом «ощипанной курицей».

В результате, каждая найденная плошка с «клеймом Керенского» представляет исторический интерес. Например, вот это клеймо ИФЗ принадлежит пестику для растирания специй либо лекарств (были такие раньше наборы: пестик и ступка, до появления всяких электромельниц).
Причём на самой ступке стоит уже советское «серпасто-молоткастое» клеймо ГФЗ 1919 года.
Видимо на заводе что-то успели промаркировать ещё при Временном правительстве, а что-то уже при большевиках.
Глядя на фотографию этого «гибрида» хочется сказать: «Так оно всё начиналось» (в смысле для ЛФЗ). А можно и сказать: «Так оно всё закончилось!» (в случае для ИФЗ). Картина прямо таки эпическая и даже. эротическая. Пестик Керенского бессильно утонул в большевисткой ступке!
Сейчас вот смешно, а тогда было не до смеха.

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

Кстати, в большинстве марочников об этом переходном клейме нет даже упоминания.
В них обычно говорят о введении нового серпасто-молоткастого клейма начиная с 1918 года (впрочем, без уточнения месяца ввода). Информацию о переходном клейме я нашёл лишь на одном интернет-ресурсе, где есть фото страниц какого-то старого марочника (http://www.antique-salon.ru/forum/index.php?act=attac..).
Отсюда и такое размытое фото. Вживую это, судя по всему, очень редкое клеймо мне не попадалось, хотя исторические объяснения его возможному существованию могу предоставить.

Дело в том, что ИФЗ начиная с февраля 1917 года был практически предоставлен сам себе, и финансово и административно. Завод умирал без заказов, без денег, без топлива для печей.
Ни у Керенского, ни у Ленина руки до него не доходили вплоть до весны 1918 года, пока большевики не придумали наконец применение любимой царской игрушке и не решили сделать из неё рупор своей пропаганды, передав фарфоровый завод наряду с театрами. художественными мастерскими и прочими «очагами старой культуры» (как тогда выражались) в ведение знаменитого Наркомпроса.

Первая попытка помочь ИФЗ была предпринята уже в декабре 1917 года, когда завод ещё не был встроен в новую систему управления. Тогда в связи с сокращением военных заказов проходила так называемая “демобилизация промышленности” (ИФЗ исправно работал на войну с Германией, производя автосвечи, электроизоляторы и прочую продукцию военно-технического назначения).
В декабре 1917 вышел приказ народного комиссара труда, согласно которому ИФЗ должен был «возобновить производство фарфора». Тогда же и произошло первое переименование завода, его окрестили “Испытательной керамической лабораторией республиканского значения” (Е. Я. Данько, 1917-1937, с. 23) Возможно, именно эти «возобно

Источник

«Кукольный» фарфор из Гревенталя

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

Производство фарфора в Гревентале не пользуется такой известностью, как другие бренды Тюрингии: Хутшенрейтер, Фолькстедт, Кала или Валлендорф. С момента своего создания, местным предприятиям приходилось выдерживать жесточайшую конкуренцию, поэтому большое внимание уделялось поиску индивидуального стиля и ассортимента продукции. В Гревентале почти одновременно работали две фабрики, основатели которых сделали ставку на мелкую пластику, в том числе кукол и полукукол, что сразу привлекло внимание ценителей. Среди коллекционеров пользуются спросом многофигурные композиции XIX века в стиле рококо от Carl Schneider’s Erben, а также анималистика и жанровые сценки 1935 – 1950-х годов, выпускавшиеся мануфактурой Carl Scheidig KG.

История семейного предприятия Carl Schneider’s Erben

В 1861 году на месте старой молотковой мельницы в городке Гревенталь (южная Тюрингия) был построен небольшой фарфоровый завод. Инициаторами его создания стали два предпринимателя из Валлендорфа – Герман Хутшенрейтер (из влиятельной северо-баварской династии) и Карл Шнайдер, при поддержке модельмейстера Карла Унгера. Завод получил название «Unger, Schneider and Hutschenreuther». Первое время он специализировался на производстве сервизов, кухонных принадлежностей и кукольной посуды. В декоре изделий преобладали популярные кобальтовые узоры – «луковый» и «цветочный», а также позолота, что в целом характерно для тюрингского стиля.

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

Хутшенрейтер и Шнайдер были женаты на близких родственницах фарфорового магната Карла Магнуса Хаманна, семье которого принадлежала крупная фабрика в Валлендорфе. Промышленник оказывал покровительство и молодому предприятию, поставляя сырьё и помогая с реализацией продукции. Завод в Гревентале работал на готовой фарфоровой массе и глазурях, что позволило сразу добиться высокого качества. В основном использовался богемский каолин, дававший после обжига тонкий, белоснежный черепок.

В 1885 году Унгер покинул предприятие, а год спустя, его примеру последовал и Хутшенрейтер, основавший фарфоровый завод в Пробсцелле. Гревентальское производство полностью сосредоточилось в руках Карла Шнайдера. В поисках ниши, не заполненной конкурентами, он изменил ассортимент, выпуская все известные в то время виды скульптуры. Среди них:

Предприятие ориентировалось на востребованный средним классом стиль бидермейер, отличавшийся сентиментальностью с лёгким провинциальным налётом. Здесь ценились простота и практичность в сочетании с высоким качеством и добротностью. Для аристократии и тех, кто стремился ей подражать, предлагалась рокайльная скульптура с галантными сценами.

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

«Наследники»

В 1895 году Карл Шнайдер умер, а завод перешёл к его сыну – Паулю. Стремясь расширить производство, новый владелец пригласил к партнёрству известного промышленника и химика д-ра Вильгельма Веделя. Через год завод сменил название на Carl Schneider’s Erben – «Наследники Карла Шнайдера», подтвердив, таким образом, преемственность поколений. К 1900 году начался стремительный подъём производства. Пауль Шнайдер продолжал заполнять ниши, показавшиеся невыгодными более крупным компаниям.

Продукция завода приобрела известность не только в окрестностях Гревенталя, но и за пределами Тюрингии. Ещё при Шнайдере-старшем появилась традиция регулярно представлять бренд на Всемирных выставках. Гревентальский фарфор был отмечен призами в Сантьяго (1875 год), Мельбурне (1879 год) и Брюсселе (1888 год). На рубеже XX века в число экспортёров Carl Schneider’s Erben входили Северная и Южная Америка, Австралия, Индия и некоторые страны Европы. Заводской коллектив пополнился молодыми художниками и скульпторами, привлечёнными возможностью творческих экспериментов.

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

Часть новоприбывших была специально подготовлена в «Школе рисования, живописи и моделирования», организованной в Лихте при фарфоровой мануфактуре Wallendorf.

В это время окончательно сформировался так называемый «стиль Гревенталя»: с выраженной динамикой фигур, реалистичными пропорциями, скрупулёзной деталировкой и выдержанной в спокойных пастельных тонах цветовой гаммой. Скульптуры с изящной ручной росписью выполнялись как в бисквите, так и с глазурным покрытием или в смешанной технике. При этом в отличие от служившего общенемецким эталоном Мейсена, пластика гревентальских мастеров имела более мягкие, плавные очертания.

В 1912 году Пауль Шнайдер умер и предприятие возглавил Вильгельм Ведель. При нём объёмы производства увеличились, а число сотрудников выросло до 220 человек. Ведель также повёл структурную реорганизацию и модернизацию завода.

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

Период ГДР

Предприятие сильно пострадало в годы Второй мировой войны, однако было восстановлено и, впоследствии, национализировано властями ГДР. В 1972 году завод стал частью государственной структуры VEB Vereinigte Porzellanfigurenwerk Gräfenthal, сохранив прежнюю специализацию. При этом вплоть до своего закрытия в 1974 году, Carl Schneider’s Erben выпускал продукцию под собственным товарным знаком. Творческое наследие предприятия перешло к VEB Vereinigte Porzellanfigurenwerk Gräfenthal.

Следует отметить, что после национализации, качество фарфора ухудшилось. От сложных композиций, где требовался большой процент ручного труда, пришлось отказаться для увеличения объёмов производства. К тому же дорогостоящие скульптуры не пользовались спросом ни у населения ГДР, ни в соцстранах, куда экспортировался фарфор. Часть модельных форм отправили в подвал, другие – уничтожили. Оставшиеся в ассортименте фигурки выполнялись в упрощённой манере, без проработки деталей. Как следствие, высокой художественной ценности для коллекционеров они не представляют.

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

Клейма завода по годам

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

История фабрики Carl Scheidig KG

Второе по значимости фарфоровое производство Гревенталя возникло в 1906 году. Его основатель – предприниматель Карл Шейдиг, не сомневался в успехе, несмотря на наличие в городе двух мануфактур того же профиля и ещё одной – в соседнем Райхмансдорфе. Расположение фабрики было выбрано очень грамотно: рядом с железнодорожным вокзалом, что позволяло дёшево доставлять сырьё и отправлять в другие города Германии готовый товар.

В отличие от своего предшественника и тёзки – Карла Шнайдера, Шейдиг не стал искать новые пути и пошёл уже проторённым. Тщательно изучив ассортимент конкурентов, он выбрал позиции с ограниченным предложением и взялся за их выпуск. Поставщики, объезжавшие фарфоровые мануфактуры Гренветналя в поисках новинок, в конце обязательно обращались к Шейдигу, чтобы добрать недостающий товар. Постепенно круг покупателей расширялся. Поэтому новое предприятие, несмотря на конкуренцию, процветало. В 1913 году его штат составляли 160 человек.

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

Шейдинг первым из производителей стал предлагать поставщикам бесплатные образцы новой продукции. Убедившись в её качестве и оценив прогрессивный дизайн, торговцы заключали контракт на крупные партии. Так в короткие сроки фабрика Carl Scheidig KG выбилась в лидеры местной фарфоровой отрасли и обошла остальные предприятия. В 1925 году Шейдиг выкупил завод Steinbrenner & Co в Райхмансдорфе, чтобы увеличить производственные площади. Большая часть продукции поставлялась на экспорт, в первую очередь, в США.

Фабрика Carl Scheidig KG специализировалась на жанровой скульптуре. В её тематике легко выделить три основных направления:

Почерк предприятия был чётко выражен и хорошо узнаваем. Единичные статуэтки и композиции отличались реалистичностью, лаконичной пластикой и почти монохромным колоритом. Эта тенденция в полной мере проявилась после 1935 года. Если в анималистике сохранялось богатая цветовая гамма, то для человеческих фигурок использовалась ограниченная палитра из 3 – 4 оттенков: голубого, бежевого, белого и чёрного.

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

Спад производства при социализме

К 1930-м годам на фабрике Carl Scheidig KG работало 250 человек. Она сравнялась по мощности и значимости со своим главным соперником – заводом Carl Schneider’s Erben. Однако после Второй мировой войны в Гревентале начался спад фарфорового производства. С 1949 года фабрика Шейдинга, оставаясь частной собственностью, перешла под контроль государства. В первую очередь, это сказалось на экспортных поставках, которые ограничили только социалистическими странами.

Политика ГДР, направленная на демонстрацию преимуществ нового строя, оказалась разорительной для фарфоровой отрасли. Низкие цены на продукцию предприятий, даже таких элитных и уникальных как Мейсен, вынуждали производителей выпускать только простые, бюджетные изделия. Кроме того, власти контролировали дизайн и тематику, предлагаемые художниками, что препятствовало поиску новаторских решений. Тем не менее, качество немецкого фарфора оставалось традиционно высоким.

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

К 1970-м годам ситуация изменилась. Социалистический режим нуждался в притоке иностранной валюты, а фарфор – легко узнаваемый и ценимый во всём мире, был одним из наиболее надёжных её источников. Осознание этого факта послужило толчком к возрождению отрасли. Однако, чтобы частные производители не контактировали с зарубежными покупателями напрямую, их компании были национализированы.

Аналогичным образом поступили и с фабрикой Шейдинга. Её, одновременно с другими фарфоровыми предприятиями Гревенталя, включили в производственное объединение VEB Vereinigte Porzellanfigurenwerk Gräfenthal. Из названия понятно, что компания занималась исключительно выпуском малой пластики. Фигурки из ГДР, выполненные в знакомом «шейдиговском» стиле, но упрощённые, по сравнению с довоенным периодом, часто встречались в домашних коллекциях советской эпохи. Они преобладают и на современном антикварном рынке. Отличить фарфор Гревенталя этого периода по клейму не удастся, поскольку оно оставалось неизменным с 1935 года.

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

Особенности фарфора из ГДР

С 1970-х годов ассортимент фарфоровых заводов практически не обновлялся. Использовались прежние формы и паттерны, знакомые ценителям того или иного немецкого бренда. Однако плановое производство, завязанное на масштабном выпуске однотипной продукции, приводило к максимальному её упрощению. Всё, что нельзя было унифицировать, отправлялось в архивные фонды. Фигурки лишались мелкой деталировки и лишь по характерным, выразительным позам можно было узнать почерк фабрики Carl Scheidig KG.

Отличительные особенности фарфора периода ГДР:

Всё сказанное в полной мере относится к любой мелкой пластике периода ГДР, за исключением нескольких ведущих производителей, составлявших элитный сектор индустрии.

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

Комбинат VEB Vereinigte Porzellanfigurenwerk Gräfenthal включал также завод Wagner & Apel, расположенный в соседнем с Гревенталем местечке Липпельсдорф. Это предприятие прославилось в 1901 – 1938 годах очаровательными фигурками детей, созданными по мотивам иллюстраций художников Хиллы Пейк и Бертрама. В эпоху социализма бывший завод Шейдинга частично использовал формы, принадлежавшие Wagner & Apel. На таких изделиях ставилось двойное клеймо с товарным знаком обеих фабрик. В настоящее время прежнее здание фабрики Wagner & Apel восстановлено, здесь производятся в основном рождественские игрушки и сувенирный фарфор.

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

Современная история Carl Scheidig KG

В конце 1989 года условия труда на фарфоровых фабриках Гревенталя резко ухудшились. Приближающийся распад социалистической системы, выражался в протестах рабочих, их нежелании следовать плану, спущенному сверху. Устные протесты выливались в стычки и, чтобы не накалять ситуацию, руководство VEB Vereinigte Porzellanfigurenwerk Gräfenthal приняло решение остановить производство.

В 1990 году предприятие вновь возобновило работу, как частная компания с ограниченной ответственностью. Новые владельцы взялись за восстановление былой славы фабрики. В архивах обнаружили образцы скульптур, а также рецепты фарфоровой смеси, красителей и глазурей. Из фондов извлекли старые формы, очистили от пыли и мусора, после чего вновь ввели в производство. Сегодня ассортимент единственной оставшейся в Гревентале фарфоровой компании включает свыше 1000 наименований продукции. Фабрике возвращено прежнее название – Carl Scheidig KG, что свидетельствует о стремлении хранить и преумножать традиции её основателя. «Кукольный» фарфор Гревенталя продолжает жить и развиваться.

клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. картинка клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод фото. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод видео. клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клеймо на фарфоре олень в прыжке какой завод.

Клейма

Клейма фарфора Carl Scheidig KG в Гревентале легко разделить по годам. Никакой путаницы при атрибуции здесь возникнуть не может. Метки с короной говорят о том, что в производстве использованы формы Wagner & Apel.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *