клеймо голова лося какой фарфоровый завод
Сколько на самом деле стоит советская утварь из бабушкиного серванта
При оценке винтажных вещей не всегда работает правило «чем старше — тем дороже», чаще всего цена будет зависеть от состояния предмета, его редкости и спроса.
Дореволюционный подсвечник может оказаться дешевле столового набора времен СССР, поэтому, чтобы не ошибиться с оценкой всего этого старого добра, нужно знать, по каким признакам коллекционеры отличают настоящую редкость от ширпотреба.
Мы не оцениваем старинные иконы, серебряные чайники работы Адольфа Шпера и не рекомендуем продавать бабушкин сервиз. В статье только примеры домашней утвари, которую вы, возможно, не цените, а зря. С сахарницей из детства легко расстаться, да только потом найти такую же будет сложно.
Столовые приборы
Полный комплект, которым ни разу не пользовались, стоит дороже. Если утеряны несколько чайных ложек или слезла эмаль с ножей, у покупателя будет повод сбить цену минимум на 50%.
Наборы из нержавейки стоят в среднем полторы-две тысячи. Можно продать дороже, если найдется покупатель, которому нужен именно такой рисунок, как на вашем наборе. Например, мне для полной коллекции не хватало ножей с белыми цветочками на зеленой эмали, и если бы владелец запросил больше 150 Р за штуку, мне пришлось бы согласиться: у других продавцов ножей с таким рисунком найти не удалось.
Понять, насколько изделие старинное, можно по клейму: до конца 19 века клеймо было выпуклым, а потом его стали углублять в металл.
Сахарницы
Советская эпоха помнит три вида сахарниц: фарфоровые, стеклянные и сахарницы из металлов — мельхиора, алюминия и серебра.
Фарфор. Если советская фарфоровая сахарница без сколов и трещин, не восстановлена, не бита и не крашена, ее можно продать рублей за пятьсот. Даже сахарница из Чехословакии — страны, которой больше нет, — будет стоить те же деньги. Дело в том, что таких сахарниц сохранилось много, дефицита в них не наблюдается, художественной ценности они не представляют, поэтому и цены невысокие.
Однако есть рисунки, которые поднимают стоимость, — агитационные. Это серп и молот, лозунги и изображения рабочих. «Агитки» — раннесоветская, довоенная тема. Такие вещи делали в двадцатые годы прошлого века.
Другое дело, если стекло — богемское, да еще и конца 19 века. Сахарницы того времени были украшены золотом и драгоценными камнями. Цены на подобные вещи начинаются от 50 000 Р и уходят в бесконечность. Если вы обнаружили в серванте что-то подобное, не выставляйте на «Авито», а сразу несите оценщику.
Столовый сервиз
Чтобы оценить сервиз, нужно посмотреть на клеймо и монограмму — они помогут понять, какая фабрика изготовила блюдца и чашечки, и узнать имя художника, что их расписывал. Некоторые клейма встречаются редко — именно от этого и будет зависеть цена всего сервиза.
Дулево. Дулевский фарфоровый завод получил такое название после национализации в 1917 году, до этого он именовался фабрикой Кузнецова. Посуда кузнецовского периода украшала императорские столы, но сейчас полные сервизы с клеймами «ЗК » или «Фабрики Кузнецова» в продаже найти сложно, их сохранилось не так много.
Сервиз «Мадонна». Легендарный сервиз из ГДР, о котором мечтали многие советские граждане, сейчас может стоить и пару тысяч, и несколько средних зарплат. Цена зависит от производителя, возраста и сохранности: чем сервиз старше, тем дороже можно продать.
Узнать возраст поможет клеймо «Кахла»: в 40—50-е годы оно выглядело как герб с надписью KAHLA по диагонали, в левом верхнем углу была изображена елочка, а в нижнем правом углу — шестиконечная звезда. Позже клеймо стало напоминать корону в круге, а слово «Кахла» писали строго горизонтально. Сервизов с «елочкой» практически не осталось. Если у вас именно такой, не спешите продавать его за пару тысяч.
Чайная пара Вербилки 60-е годы 20-го века продана за 1000руб нп Авито
нет, но хочеться продать
наша посуда почему то мало ценится
Татьяна, ну так качество и разнообразие сори. пару примеров:
2. Качество изделий и особенно черепка начинает резко падать после 60 какогото там года и потом второе катастрофическое падение после 80-го (на самом деле после карибского кризиса и боинга с афганом). это и звук и форма в том числе толщина и белизна. то серый черепок то незвучит. ну и разнообразие деколей и пигментов.. Санкции
3 отдельная пЭстня это партия и ее диктат. пару примеров:
— киевский завод так и держали с малыми партиями в статусе эксперементального. хотя именно он спас петрикивский роспыс от забвения и разрабатывал наиболее оригинальные рисунки и формы.
Опять же коростень разработал внутриглазурное золочение. Это нынешняя гордость не кого нибудь а мейсена. Да похуже мейсена но всё же устойчивое золочение это неимоверное достижение! И.
И использовали эту технологию не на дорогих сервизах способных принести славу производству а на ординарных тарелках для ежедневного использования.
picclick com /Antiques/Decorative-Arts/Ceramics-Porcelain/Figurines/
picclick com /Antique-Bisque-Porcelain-Art-Nouveau-Style-Woman-in-203186813569.html#&gid=1&pid=1
picclick com /LARGE-Antique-Austrian-Deco-Goldscheider-Josef-Lorenzl-Ceramic-184542428725.html
Фарфор Гарднера в Вербилках — элегантная классика
К началу 18-го века, правители многих стран мечтали производить собственный фарфор. Хотел этого и Петр I. Он посещал фабрики, интересовался секретами производства, подсылал агентов, и приглашал опытных мастеров в Россию. Знаменитые Петровские трубки, предметы обихода, гербовые вазы – до сих пор многие фарфоровые изделия привезенные императором из-за границы, хранятся в музеях.
В русский язык наименование фарфор пришло из Персии. Там китайские изделия называли — «фахфур». Англичане говорили – порслин, он итальянского –порчеллино (поросенок).
Это забавное название произошло от цвета розового семейства китайского фарфора. Итальянцы стремились узнать, каким образом китайцы придают глазури нежно-розовый цвет. Китайцы загадочно говорили, что в состав добавляют кровь девственниц, от этого масса приобретает такую окраску. Но итальянцы подозревали, что весь секрет – в морских раковинах, тоже называемых порчеллино, добавляемых в керамику.
История мануфактуры
Мечту Петра I-го о собственном фарфоровом промысле, воплотила его дочь – Елизавета. Шведский мастер Христиан Гунгер с русским помощником Дмитрием Виноградовым пытались наладить выпуск отечественных изделий из гжельской глины. Дело не заладилось, и Гунгер получил отставку.
Виноградов самостоятельно продолжал опыты, пока не создал белый и прозрачный материал. Его первой работой и визитной карточкой стала чашка с росписью виноградными кистями.
Ученый открыл мануфактуру из отечественного сырья, фарфор по качеству не уступал знаменитому саксонскому и китайскому оригиналу. Вначале это были мелкие изделия – трубки, чашки, пуговицы. Через несколько лет Виноградов построил и успешно испытал большой горн для обжига. Теперь на мануфактуре появились и крупные изделия.
Там был изготовлен первый императорский столовый сервиз, которому Елизавета назвала «Собственный».
При Екатерине II Мануфактура стала «Императорским фарфоровым заводом», заведовать им назначили князя Вяземского. Производство постоянно расширялось, умелые мастера создавали все больше новых форм, доходы неуклонно росли. Тогда же появился знаменитый парадный «Арабесковый» сервиз, расписанный мотивами Древней Греции. В Москве производством мелких фарфоровых изделий занималась фабрика Гребенщикова.
Период Ф. Гарднера и потемкинские чашки с бриллиантами
Франц Гарднер – обрусевший выходец из Англии, перебравшийся в Россию и мечтавший разбогатеть. Он пробовал заниматься лесной промышленностью, производством сахара. Постепенно породнившись со знатными дворянскими семействами, через браки детей – решил перебраться в Москву. Он давно хотел открыть собственное фарфоровое производство, помог случай. К тому времени умер заводчик Гребенщиков, фабрику закрыли. А родной брат Гребенщикова, сел в тюрьму за долги. Узнав об этом, Гарднер пообещал заплатить всю задолженность, за фамильный секрет состава фарфорового сырья. Он выполнил обещание, а Андрей Гребенщиков возглавил предприятие. Сначала выпускали мелкие изделия – пуговицы, курительные трубки, посуду, но впоследствии, когда Гарднер нашел в Малороссии подходящее сырье, в Дмитровском уезде была открыта фабрика.
Есть история, о том, как тщеславная императрица потребовала у Потемкина накрыть праздничный стол в честь ее именин, чтобы он оказался роскошнее, чем стол падишаха из «Тысячи и одной ночи». Светлейший справился с заданием. Поразив Екатерину и гостей невиданными блюдами и роскошными винами, на десерт он приказал поставить чашечки тончайшего фарфора, наполненные бриллиантами. Фарфор был приобретен на фабрике Гарднера.
В подарок Екатерине Гарднер на своей фабрике создал коллекцию, посвященную русско-турецкой войне. Затем восхищенная прекрасным подарком императрица, сделала заказ на три орденских сервиза – святых Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского.
После смерти Франца Гарднера дело продолжили сыновья. Фабрика «Мануфактуры Гарднер в Вербилках» считалась лучшей в России. За высокое качество была дарована милость гравировать на фарфоре Государственный герб России.
Период Кузнецова
В 1892 году приходившее в упадок производство, купил Матвей Кузнецов и дал название — «Товарищество фарфоровых и фаянсовых изделий Кузнецова». С этого начался новый расцвет вербиловского фарфора. Кузнецовым был куплен не только гарднеровский завод, он приобрел и торговую марку gardner, его историю, поставщиков и клиентов. До самой революции 1917 года, на уже кузнецовский фарфор, ставилось клеймо Гарднера.
Советское время
После революции в моде бала «агитационная» тематика. Стала появляться посуда не только высшего, но и среднего качества. Продукцию фарфорового завода, переименованную в «Дмитровская государственная фабрика в Вербилках», с удовольствием покупали и жители Советского Союза, и зарубежные гости. В 1937 г. на выставке в Париже дмитриевский фарфор был удостоен Большой Золотой медали. Высокое качество и мастерство художников Вербилок было непревзойденным.
Настоящее время
После развала Советского Союза фабрику переименовали в «Фарфор Вербилок», открылось предприятие «Промыслы Вербилок», где выпускают изделия ручной работы с живописью по фарфору. До сих пор фабрика «Мануфактуры Гарднер» выпускает фарфор высшей категории. Несколько линеек современной продукции, изготовленные по классическим образцам 19-го века, не уступают по качеству и элегантности антиквариату.
Вербилки фарфоровый завод
Дмитровский завод – это не просто фарфоровое предприятие. Это сокровищница традиционных ценностей, бережно передаваемых следующим поколениям. Каждый мастер соединяет старинные секреты с новейшими технологиями, и создает шедевры искусства. Фарфоровые изделия известны далеко за пределами нашей страны, они есть в частных коллекциях, и представлены в музеях всего мира.
Для вербиловской посуды используют два вида декора:
Основной способ декорирования – деколь. Часто изделия расписываются краской с добавлением золота.
Клейма по годам
До революции у продукции вербиловского завода было клеймо Гарднер. Это была не только фамилия, но и эталон качества, под которым его знали не только в России, но и за границей. После революции фабрика была национализирована, в клеймах ДФЗ стали изображать серп и молот. С периода пятидесятых годов и до сих пор – стилизованная голова лося и буква В. С начала девяностых в печать клейма стали вносить год основания – 1766.
Красное клеймо – означает первый сорт изделия, зеленое – второй.
Мастера и художники
В тридцатых годах в ДФЗ стал работать известный скульптор Орлов. Широкую известность приобрели его работы «Конек-горбунок», «Клоун».
После войны, Чечулина, с ее сервизом «Битва за Родину». Деморей расписывала орденские наборы посуды – «Александр Невский», «Суворов», «Кутузов».
В пятидесятые вербиловский фарфор прославляли коллекции Ганрио, Лопотухиной (Адмиралтейский), Цветковой (Гвоздики), Золотова (Татьяна).
Горлов и его скульптуры «Бизон», «Генерал Топтыгин», «Зебра» известны многим.
Промыслы Вербилок
Это фарфоровые изделия, выпускаемые на дочернем предприятии фабрики «Мануфактура Гарднер». Здесь сохраняются старые традиции, гарднеровский фарфор изготавливают по дореволюционным технологиям вручную. Роспись тоже только ручной работы, тонкими беличьими кисточками.
Многообразие тематик фарфора Вербилок на посуде
Стиль фарфора, изготовленного на фабрике Гарднер, всегда соответствовал моде эпохи, в которую выпускался.
В восемнадцатом веке – пышный и помпезный стиль ампир. Сервизы украшали яркими цветочными букетами ( чаще розы и тюльпаны), вазы в виде цветочных корзин, чашки и блюда, с выгравированными вензелями владельцев и императорскими, для подарков придворным фаворитам. Скульптурные статуэтки пастухов и пастушек, крестьян и горожан, одетых по последним модам. Церковная утварь – подсвечники, лампады, паникадила и чаши.
В девятнадцатом веке были в моде жанровые сервизные серии – разговаривающие ремесленники, сценки из крестьянского быта, персонажи из книг. Выпускались наборы к памятным датам – сервизы с росписью эпизодов Бородинской битвы, коллекции «барышня-крестьянка» – изображения женщин из всех слоев общества в характерных нарядах разных эпох. Популярностью пользовались статуэтки в виде животных и птиц.
После революции, на посуде и сувенирах появились надписи, призывавшие вступать в колхоз, агитирующие за мировую революцию, портреты Калинина и других партийцев, рабочих и колхозников.
Тридцатые годы прославили сервизы из серии «Русский орнамент», цветочные мотивы, портреты женщин Советского Союза. Скульптурные композиции из сказок и былин.
В послевоенные годы на посуде изображали героев Советского Союза, портреты маршалов на фоне кремлевской стены, танки и самолеты, героев труда. Была расписана серия сервизов – полководческие ордена, «Битва за Родину».
В настоящее время гарднеровский фарфор представлен в самых разнообразных гаммах и мотивах. Особенным интересом пользуются сервизы с жанровыми сюжетами, пейзажами; детские наборы – с росписью стилизованных изображений животных, сказочными героями.
Клеймо голова лося какой фарфоровый завод
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Вербилки
Без малого 250 лет назад приехал в Россию предприимчивый англичанин, торговал лесом, стал зваться на русский манер Францем Яковлевичем. Должно быть, торговля шла неплохо, водились свободные деньжата. Так или иначе, вложил он их в весьма доходное дело — построил фарфоровый завод в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии.
Высочайшим указом от 23 октября 1762 года Францу Яковлевичу Гарднеру было дозволено завод открыть. С этого времени и начинается история предприятия в Вербилках, ныне Дмитровского ордена Трудового Красного Знамени фарфорового завода.
Вербилки оказались идеальным местом для изготовления фарфора. Центр России, рядом Москва — значит, сбыт обеспечен. Неподалеку отменное сырье — гжельские глины, кругом леса— вдоволь дров для горнов, есть вода для замеса: с одной стороны полноводная Дубна, с другой — ее приток Якоть. Изделия из Вербилок с самого начала пользовались высокой репутацией. Летом 1779 года академик Гергардт Фридрих Миллер посетил завод. Гарднеровский фарфор, пишет он, “может равняться добротою со всяким иностранным”, только “глазурь на нем не столь бела, как на саксонском”, однако “этот недостаток стараются исправить и, кажется, далеко в том успели”. Живопись еще уступает саксонской, “хотя китайскую и далеко превосходит”.
Для Гарднера открылся широкий, практически еще нетронутый рынок сбыта. Фарфор входил в моду, его не хватало, дорогой заграничный фарфор — немецкий и французский — не всем был по карману. Единственный конкурент — Императорский фарфоровый завод в Петербурге — выпускал продукцию исключительно для царского двора. В Вербилках тоже делали дорогие, уникальные вещи — те, что китайскую посуду “далеко превосходят”.
Но покупателей из разных слоев населения привлекала массовая, сравнительно дешевая посуда Гарднера с простым рисунком, незамысловатой формы. И понемногу гарднеровский фарфор стал непременным атрибутом любого мало-мальски зажиточного дома.
Три поколения Гарднеров владели заводом. Но должно быть, яблоки падали достаточно далеко от яблони — потомки Франца Яковлевича оказались плохими хозяевами, и в 1892 году завод в Вербилках был продан известному заводчику М. С. Кузнецову. Однако слава гарднеровской посуды была так велика, что новый хозяин счел выгодным для себя не менять клейма гарднеровской фирмы.
Сегодня у Дмитровского завода свой фирменный знак, свое клеймо: голова жителя здешних лесов — лося, увенчанная могучими рогами.
К современному фарфору мы порою относимся скептически: какая у него художественная ценность! И зря. Если у вас окажется в руках фарфоровая вещица с головой лося на донышке, знайте: в этой вещице двухсотлетний опыт, мастерство, искусство русских мастеров фарфора.
Фарфоровые клейма времен СССР
Изделия из фарфора считаются предметами роскоши. Заводы, артели и отдельные мастера стремились отметить изготовленный ими фарфор собственными знаками — клеймами. Со временем нанесение отличительного знака на каждый фарфоровый предмет стало обязательным. Производители фарфора в Советском Союзе сохранили традиции и качество дореволюционных мастеров. Советский фарфор ценился не только в нашей стране, но и за рубежом. И фирменный знак на советском фарфоре символизировал высокое качество изделия. Но клейма фарфора из СССР имели свои характерные особенности, по которым их можно легко отличить от идентификаторов другого периода.
Для чего и как клеймят фарфор?
Основное назначение клеймения — идентификация производителя продукции. Оригинальное клеймо служило и защитой от подделок. Чтобы не нарушать красоту самого фарфорового изделия, эти рисунки чаще всего ставили в малозаметном месте, на нижней части предмета.
Способы клеймения фарфора:
Отличия советских и царских клейм
Изготовителей фарфора в царской России тоже обязывали клеймить свою продукцию с целью ее идентификации. Клеймо должно было нести информацию о предприятии, на котором был изготовлен предмет. Но формы представления этой информации были самые разнообразные.
На каких-то знаках изображался логотип предприятия или его герб, иногда присутствовали инициалы или полная фамилия владельца завода. Встречались также клейма с гербом или другой символикой не самого предприятия, а именно хозяина. В рисунок включали изображения медалей, полученных заводом за выпускаемую продукцию. Особым отличием считалось присутствие атрибутов царской власти — короны, скипетра. Такое дозволялось изображать только производителям фарфора первоклассного качества — поставщикам императорского двора и экспортерам элитных предметов.
В советское время с этим разнообразием и разнобоем было покончено. Сохранившиеся фарфоровые заводы и артели были национализированы, большинство из них переименовали. Соответственно изменились и фирменные рисунки, наносимые на продукцию предприятий.
Особенности клейм советского периода
Как и прежде, обязательным при клеймении было обозначение предприятия-изготовителя. Здесь не было жестких правил. Конечно, такого разнообразия, как в царской России не наблюдалось, но вариантов было предостаточно. Это мог быть относительно сложный рисунок, включающий в себя полное название фарфорового завода. Оно могло быть и укороченным или только его аббревиатурой. В советское время некоторые фарфоровые заводы меняли свое название, и это приводило к изменению обозначений на рисунках.
В клейме советского фарфора могли присутствовать изображения символики данного предприятия: зверей, птиц или предметов. Самые известные производители могли позволить себе ограничиться изображением только символа завода, без каких-либо дополнительных пояснений. Так, в клеймах Дулёвского фарфорового завода можно встретить варианты как с полным названием, так и с характерным рисунком птицы и словом «Дулево». Есть рисунки, на которых присутствует только изображение птицы. Любители фарфора любого уровня сразу понимали, о каком заводе идет речь.
Но обычно клеймо на фарфоре в СССР содержало и другую информацию об изделии:
Централизация управления фарфоровыми предприятиями иногда приводила к одновременным изменениям отличительных знаков на многих заводах. Так, изображения животных, птиц и былинных зверей появились в качестве символов изготовителя примерно в одно время.
Популярные клейма фарфора
Знающим людям хорошо известны клейма советского фарфора, как, впрочем, и дореволюционных предприятий. Обычных же покупателей в первую очередь интересует привлекательность и цена изделий.
Фарфоровое наследие Гарднера
Богатая история завода
Гарднеровский период
Завод Гарднера имеет долгую и богатую историю, которая не заканчивается и по сей день. Начало предприятию было положено в 1766 году в небольшом селе Вербилки, расположенном в Дмитровском уезде Московской губернии. Основателем фабрики считается Ф.Я. Гарднер, передавший ее своему сыну Ф.Ф. Гарднеру в конце 18-го века. На протяжении 126 лет с момента открытия завода предприятие было сосредоточено в руках потомков основателя Франца Яковлевича Гарднера, среди которых были его внуки Александр, Петр и Николай, а затем сыновья Петра Владимир и Николай. Наконец, Елизавета Николаевна, которая являлась вдовой Павла (брата Владимира и Николая), в 1892 году продала фабрику промышленнику М.С. Кузнецову, что ознаменовало конец гарднеровского и начало кузнецовского периода.
Начав с изготовления небольшого количество опытного фарфора, Франц Яковлевич Гарднер к моменту своего ухода из жизни в 1796 году превратил фабрику в лучшее частное предприятие России по изготовлению фарфора. Памятник ему в настоящее время украшает Парк культуры и отдыха в поселке Вербилки.
За время правления трех поколений наследников предприятие переживало разные времена. Так, после смерти Франца Францовича Гарднера, сына основателя, в наследство вступила его супруга, под руководством которой фабрика пришла в упадок. Однако позже ее сыновья вновь наладили производство и продолжили выпуск прославленного фарфора. Но по разным причинам на момент продажи предприятие находилось не в лучшем своем состоянии.
Интересно, что в трудные для фабрики времена с нее ушли работники Милли, Рейнер и Кобоцки, усилиями которых потом было создано два сильнейших конкурента гарднеровской мануфактуры. Это завод Попова и фабрика Ауэрбаха.
Кузнецовский период
Получив в свое распоряжение не только завод, но и все его богатейшее наследие, опытный промышленник Кузнецов возродил производство. Имея собственное фарфорово-фаянсовое производство, Кузнецов отлично разбирался в этой теме и сумел увеличить выпуск продукции Гарднера. При этом на изделиях продолжали ставить клейма Гарднера, что позволило сохранить прежних покупателей гарднеровского фарфора. За годы правления заводом Кузнецов продолжал выпуск фарфора по тем образцам и формам, которые за сотню с лишним лет скопились на предприятии в большом количестве.
Советское время
Многим российским фарфоровым мануфактурам не удалось пережить отмену крепостного права в 1861 году, а также революционный период начала XX века. Однако завод Гарднера миновал и эти трудные времена. После национализации он получил название Дмитровского фарфорового завода. В советское время завод частично выпускал продукцию по прежним формам, но все более переходил на востребованный тогда фарфор среднего качества. В это же время появились так называемые агитационные изделия, на которых изображали рабочих и писали призывы. Так появлялись чашки, кружки, вазы с призывами: «Крепи колхоз», «Все в культпоход» и подобными им.
Агитационный фарфор.
Сухарница.
Дмитровский фарфоровый завод.
1930-е.
Среди известных работ советского периода можно отметить фарфор скульптора С.М. Орлова, прославившегося своими сюжетными работами «Конек-горбунок», «Клоун» и некоторыми другими.
Скульптура С. Орлова
«Конек-горбунок».
Дмитровский фарфоровый завод,
1950-60 гг.
Завершается советский период завода в 1991 году, когда предприятие выкупили его работники. С этого времени следующим названием завода стало ЗАО «Фарфор Вербилок».
Настоящее время
Основной целью завода «Фарфор Вербилок» является сохранение традиций дореволюционного фарфора. На легендарном предприятии до сих пор основным является ручной труд, а фарфоровые изделия создают по старинным рецептам.
Цех завода
«Фарфор Вербилок»
в настоящее время.
За успехи в фарфоровом производстве завод неоднократно награждали на выставках и мероприятиях разного уровня.
Здание завода
«Фарфор Вербилок»
в настоящее время.
Разнообразие изделий
Знаменитые сервизы
История орденских сервизов мастеров завода Гарднера, по праву считающихся их лучшими творениями, началась с довольно неприятной для промышленника истории. Поскольку Гарднер не был дворянином и по закону не имел права на крепостных крестьян, ему пришлось оформить купчую на них на своего знакомого помещика Вырубова. Но в 1777 году помещик угодил в тюрьму, что грозило Гарднеру потерей всех работников. Чтобы спасти свою фабрику, промышленник в спешном порядке создал для императрицы Екатерины II великолепный орденский сервиз Георгиевский и добился ее аудиенции. Понимая, кому предназначается сервиз, мастера расстарались на славу, так что работа была по достоинству оценена императрицей.
Детали Георгиевского сервиза.
Завод Гарднера.1777 г.
После этого фабрика Гарднера выпустила ко Двору еще три сервиза (Владимира, Андрея Первозванного и Александра Невского), а сам фабрикант был удостоен чести клеймить свой фарфор изображением московского герба. В каждый из сервизов входило огромное количество предметов (до полутора тысяч). Каждый год их использовали для проведения царских праздничных трапез.
Тарелка из Александровского
сервиза.
Завод Гарднера.
1778-1780 гг.
Многообразие тематик
Работая в столь популярном в то время «цветочном» направлении, к 1780-м годам мастера завода придумали свои рисунки цветов, ставшие символом фарфора Гарднера. Это многочисленные рисунки роз, цветков шиповника, тюльпанов, которые изображали самостоятельно или в композиции с другими цветами.
Фаянсовая миска с крышкой.
Завод Гарднера.
Начало XIX в.
Блюдо с цветочным орнаментом.
Завод Гарднера.
Вторая половина XVIII в.
В работах цветочной тематики живописцев завода Гарднера частенько прослеживается позаимствованные у европейских мастеров изображения подвешенных на лентах корзин с цветами.
Чайная пара. Завод Гарднера. 1770-1780 гг.
Во время войны в 1812-ом и последующие годы завод Гарднера выпускал множество изделий на военную тему. Большой популярностью в это время пользовались сервизы с изображением Кутузова, Багратиона и других видных военных деятелей. Одной из значительных работ этого периода считается сервиз с карикатурами на армию Наполеона.
В отличие от других заводов, в работах которых часто звучали античные мотивы, предприятие Гарднера прибегало к теме античности только в заказных произведениях, поскольку мастера больше ориентировались на разработку собственных тематик. Одной из них стала русская тема, показавшая новую страну, населенную людьми простых профессий. На эту тему была создана серия скульптур «Волшебный фонарь», которая изобилует фигурками крестьян, дворников, лакеев и других простых людей.
Фигура «Крестьянин» из серии «Волшебный фонарь». 1820-е.
Чернильница «Поставщик». Завод Гарднера. 1820 г.
«Суд сельского констебля».
Завод Гарднера. 1860 г.
Не избежали мастера завода и столь популярной в то время романтической тематики. Они создавали скульптуры женщин с обнаженной грудью, открытыми ногами или полностью обнаженных девушек, занимающихся повседневными делами. Так появились фигурки девушек, разносящих еду, стригущих ногти, собирающих фрукты, или занимающихся другой работой.
Полуобнаженная, собирающая виноград. Завод Гарднера. Около 1840 г.
Посуда
Уже через несколько лет работы завода Гарднеру удалось выпускать посуду высокого качества, которую характеризовал белый фарфор, чистая глазурь и разнообразная палитра. В многообразных предметах посуды, выпущенной в первые годы работы фабрики, прослеживается подражание работам иностранных мастеров. Аналогично дело обстояло и с техниками. Например, многие предметы посуды расписывали с применением европейской техники мушель, при использовании которой предмет посуды покрывался одним цветом, а в центре изделия оставляли небольшое пространство для изображения цветочной композиции или какого-либо сюжета.
Трактирный чайник,
выполненный в стиле мушель.
Завод Гарднера.
Если в первые годы работы фабрики на ней выпускали только фарфор, то уже с 1829 года мастера стали изготовлять фаянсовые изделия. В основном это была предназначенная для повседневности посуда. Также завод Гарднера стал первым в России предприятием, выпускающим изделия из опака. Чтобы подчеркнуть это, мастера вписывали в заводские клейма слово «опак».
Посуда была очень разнообразной и предназначалась как просто состоятельным людям, так и аристократам с высоким достатком и утонченным вкусом. Для последних посуду делали с искусными узорами, высокими изящными ручками, тщательно прорисованными сюжетами и обильной позолотой.
Чайная пара «Гусар».
Фабрика Гарднера.
1-я половина XIX в.
Чайный сервиз на 2 персоны.
Фабрика Гарднера. XIX в.
Клейма фабрики Гарднера
Гарднеровский период
За свою долгую историю завод Гарднера обзавелся множеством клейм, которые исполнялись в самых разных вариантах. В них во многом прослеживается подражание другим мануфактурам, а также следование требованиям царских указов того периода.
Самой первой меткой, появившейся еще до 1770 годов, является русская буква «г». Ее изображали большой или маленькой до того, как на изделие наносили глазурь. Также встречаются варианты вдавленной или процарапанной в массе буквы.
Одновременно с буквой «г», обозначающей начальную букву фамилии Гарднер, ставили и аббревиатуру МФЯГ. Она расшифровывается как мистер Франц Яковлевич Гарднер. В этом смысле указанное обозначение схоже с клеймом КРМ на мейсенском фарфоре, которое также обозначало сокращение от Konigliche Porzellan Manufaktur.
В данный исторический период многие мануфактуры ставили клейма на французском языке. Не избежал такой участи и завод Гарднера в Вербилках. Начиная с 1770-х годов среди клейм завода появилась французская буква G, которую на протяжении многих десятилетий обозначали самым разным образом.
Разнообразие исполнений, вероятно, связано с отсутствием ограничений в нанесении клейма. Мастер мог сделать букву круглой или сжатой, изобразить длинный хвостик или чисто символический. Чаще всего это клеймо завода Гарднера встречается в синем цвете, а также вдавленным в массу. Обычное исполнение — подглазурно, но есть и надглазурные варианты, а также встречается красное надглазурное клеймо в виде буквы G.
В период с 1800 по 1825 годы буква G превращается в некий крючок, из-за чего она стала походить на клеймо завода А.Т. Сафронова. Сафроновские клейма тоже выполняли синей краской до нанесения глазури. Также обозначение FG, которое изредка встречается на изделиях завода Гарднера, иногда путают с числом 16.
Чтобы избежать путаницы, рядом с буквой G или самостоятельно ставили клеймо ГАРДНЕРЪ или на французский манер GARDNER. При этом встречаются случаи, когда вокруг вдавленного в массу слова оставалась прямоугольная рамка.
На некоторых изделиях буква G сопровождается дополнительными значками: звездочками, кружками, палочками, буквами. Такие элементы могут означать свои технические пометки мастеров завода.
Уже с начала 1770-х годов появилось клеймо в виде скрещенных мечей, что является имитацией клейма мейсенского фарфора. Мечи также изображались в разных вариациях: одни из них больше напоминают две буквы «х», другие содержат дополнительные элементы в виде звездочки или буквы G.
Одновременно с простыми клеймами использовали и более живописные, на которых запечатлены те или иные элементы московского герба. Их ставили на изделия, созданные для экспорта, или на дорогих фарфоровых и фаянсовых работах. Для этих клейм характерно присутствие всадника на коне, двуглавого орла, замысловатых узоров, а также надписей, поясняющих происхождение фарфора. Это были инициалы и фамилия владельца завода на русском и иностранном языке, то есть «Ф.Б. Гарднер», указание местоположения завода («Въ Вербилкахъ», «Въ Москве»), а также пометка об использованных материалах («Опакъ»).
Клейма с рисунками и надписями усложняли постепенно. В 1830-х гг. они обычно сводились к простому изображению всадника на коне и обозначению владельца фабрики.
В последующие годы клейма делали более насыщенными: тщательнее прорисовывали основные элементы, добавляли больше краски.
Советский период
После национализации предприятия и переименования в Дмитровский фарфоровый завод сменились и его клейма.
В период 1917-1940 гг. на клеймах изображали герб СССР или отдельные его части и указывали название завода.
В последующий период с 1940 по 1954 гг. из клейм исчезает герб и появляется изображение фарфоровой продукции.
В период с 1954 по 1965 гг. клейма кардинально меняют свой образ. Скромная аббревиатура ДФЗ с припиской «Вербилки» приходит на смену прежних изображений.
В период 1965-1991 гг. происходит еще одна кардинальная смена образа. На этот раз на клейме появилось изображение лося.
Постсоветский период
После приобретения завода рабочими клеймо сохранило изображение лося, но стало более живописным.