клетка организма какого царства изображена на рисунке обоснуйте свой ответ какая структура
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Отличия прокариот и эукариот»
1. Какова роль бактерий в природе? Приведите не менее четырех значений.
1) Являются редуцентами, разрушают органические вещества до неорганических.
2) Вызывают болезни (холера, сифилис).
3) Автотрофные бактерии являются продуцентами (вырабатывают органические вещества).
4) Являются симбионтами (клубеньковые бактерии, бактерии в толстом кишечнике человека).
2. Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Назовите не менее 4-х особенностей.
1) У бактерий нет оформленного ядра, их ДНК имеет кольцевую форму.
2) У бактерий нет никаких органоидов, кроме рибосом.
3) У бактерий нет митоза и мейоза, они размножаются делением надвое.
4) Клеточная стенка бактерий состоит из муреина (пептидогликана).
5) Клетка прокариот по диаметру в 10 раз меньше клетки эукариот.
3. В каких отраслях хозяйства используются бактерии?
1) В пищевой промышленности: для получения напитков, молочно-кислых продуктов, при квашении, солении, виноделии, сыроделии.
2) В сельском хозяйстве: для приготовления силоса.
3) В коммунальном хозяйстве: для очистки сточных вод
4) В генной инженерии, микробиологии: для получения витаминов, гормонов, лекарств, кормовых белков.
4. Осуществление земляных работ при строительстве одного из объектов привело к вскрытию скотомогильника 100-летней давности. Спустя некоторое время в данной местности был объявлен карантин в связи с эпидемией сибирской язвы, возбудителем которой являются бактерии. Как с точки зрения биологии можно объяснить эту ситуацию?
В скотомогильнике были захоронен скот, зараженный сибирской язвой. Бактерии пережили столетнее отсутствие пищи в виде спор. Споры микроскопические, после вскрытия скотомогильника они распространились по ветру и заразили скот.
5. Как предохранить продукты питания от гниения?
6. Организмы каких царств состоят из клеток, изображенных на рисунке под буквами А и Б? Ответ обоснуйте, приведите соответствующие доказательства.
На рисунке А изображен организм из царства Бактерии. Доказательства: нет ядра, ДНК лежит прямо в цитоплазме, нет органоидов. На рисунке Б изображен организм царства Растения. Доказательства: есть крупная центральная вакуоль, хлоропласты, клеточная стенка.
8. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) В клетках прокариот отсутствует оформленное ядро. (2) Бактерии, как представители доядерных организмов, имеют нуклеоид. (3) Для бактерий, как и для всего живого, характерны обмен веществ и превращение энергии. (4) Для всех бактерий характерен анаэробный тип обмена веществ. (5) По типу питания их делят на автотрофов и гетеротрофов. (6) Все автотрофные бактерии синтезируют органические вещества из неорганических, используя энергию света. (7) Фотосинтез у автотрофных бактерий протекает в хлоропластах, как и у растений.
9. Лекарственный препарат представляет собой фермент, который катализирует разрушение муреина клеточной стенки возбудителя. На какую группу организмов действует этот препарат? Почему для клеток человека он нетоксичен? Ответ обоснуйте.
1. Этот препарат действует на бактерии. Из муреина у бактерий состоит клеточная стенка.
2. Для человека он не токсичен, потому что в состав клеток человека муреин не входит.
10. Благодаря каким особенностям бактерии широко применяются в биотехнологиях? Назовите не менее трех признаков.
1) высокая скорость размножения;
2) способность синтезировать биологически активные вещества;
3) способность к мутациям и возможность получения новых высокопродуктивных штаммов;
4) относительно простые способы выращивания бактерий
11. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1) Классификацией, то есть группировкой по сходству и родству, занимается отрасль биологии – систематика. (2) Клеточные организмы делят на два надцарства: прокариоты и эукариоты. (3) Прокариоты – доядерные организмы. (4) К прокариотам относят бактерии, цианобактерии и водоросли. (5) К эукариотам относят только многоклеточные организмы. (6) Клетки прокариот, как и эукариот, делятся митозом. (7) Группа прокариот – хемобактерии – используют энергию, выделяемую при окислении неорганических веществ, для синтеза органических веществ из неорганических.
4 – водоросли относят к эукариотам;
5 – к эукариотам относят как одноклеточные, так и многоклеточные организмы;
6 – у прокариот митоз отсутствует, клетки делятся надвое.
12. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1) Эукариотические клетки имеют обособленное ядро. (2) В пластидах и митохондриях эукариотических клеток содержатся рибосомы. (3) В цитоплазме прокариотических и эукариотических клеток находятся рибосомы, комплекс Гольджи и эндоплазматическая сеть. (4) Клеточная стенка растительных клеток содержит целлюлозу, клеточная стенка животных клеток – гликоген. (5) Бактериальная клетка размножается с помощью спор. (6) Эукариотическая клетка делится митозом и мейозом. (7) Споры грибов предназначены для размножения.
13. Рассмотрите предложенную схему классификации форм жизни. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
14. Почему портятся продукты питания? Назовите основные способы обработки продуктов для предупреждения гниения и принципы, на которых они основаны.
15. Какие бактерии человек использует для получения пищевых продуктов?
1) Молочнокислые – для получения кисломолочных продуктов.
2) Уксуснокислые – для получения уксуса.
16. Чем бактерии отличаются от одноклеточных водорослей? Назовите не менее четырех отличий.
1) У бактерий нет оформленного ядра, а у водоросли есть.
2) Клеточная стенка бактерии состоит из муреина, а у водорослей она из целлюлозы.
3) У бактерий одна хромосома кольцевидной формы, а у водоросли несколько хромосом линейной формы.
4) У бактерий нет органоидов (митохондрий, пластид, аппарата Гольджи, ЭПС, лизосом и т.п.).
17. Лекарственный препарат нарушает целостность муреиновой клеточной стенки, таким образом разрушая клетки бактерий. Можно ли с помощью данного препарата вылечить грипп или амёбную дизентерию? Ответ поясните.
1) грипп вызывается вирусом, а дизентерия – амебами (одноклеточными животными, простейшими)
2) на них данный препарат (антибиотик) не подействует, поскольку они не имеют клеточной стенки из муреина
18. Клетка организма какого царства изображена на рисунке? Обоснуйте свой ответ. Какая структура обозначена на рисунке вопросительным знаком? Какую функцию она выполняет?
1) на рисунке изображена клетка бактерий, потому что она не содержит ядра (ДНК лежит в цитоплазме) и мембранных органоидов;
2) вопросительным знаком обозначена плазмида (дополнительная кольцевая ДНК);
3) плазмида (дополнительная кольцевая ДНК) несет дополнительные гены, повышающие приспособленность клетки к различным условиям
Клетка организма какого царства изображена на рисунке обоснуйте свой ответ какая структура
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также «близких родственников» данного животного в современной фауне (ответ — на уровне рода).
К какому классу относится данное животное? — укажите признаки по которым Вы определили класс.
ЭРА | Период и продолжительность (в млн лет) | Животный и растительный мир | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Название и продолжи- тельность (в млн лет) | Начало (млн лет назад) | ||||||||
Кайнозойская, 67 | 67 | Антропоген, 1,5 | Появление и развитие человека. Животный мир принял современный облик | ||||||
Неоген, 23,5 | Господство млекопитающих и птиц | ||||||||
Палеоген, 42 | Появление хвостатых лемуров, позднее — парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений | Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений | Появление первых птиц, примитивных млекопитающих, расцвет динозавров. Господство голосеменных. Процветание головоногих моллюсков | Начало расцвета пресмыкающихся. Появление костистых рыб | |||||
Палеозой, 340 | Возможно, 570 | Пермский, 55 | Вымирание трилобитов. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Исчезновение каменноугольных лесов | ||||||
Каменноугольный, 75–65 | Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Характерно разнообразие насекомых Цервавитус — это первый представитель современных оленей, небольшое животное (высота в холке примерно 75 сантиметров). История оленеобразных насчитывает более 25 миллионов лет, но современные олени появились примерно 8 миллионов лет назад. Длинная заглазничная область (между глазом и затылком), саблевидный клык, относительно короткая морда — все это яркие признаки древней формы. Возможный потомок: олень Класс: Млекопитающие — шерстяной покров, ушные раковины, дифференцированные зубы На рисунке изображён способ образования разных групп медоносных пчёл в улье. Какие группы пчёл обозначены цифрами 1, 2, 3? Как называется способ размножения, в результате которого образуются особи, обозначенные цифрой 1? Какую роль они выполняют? Какой хромосомный набор для них характерен? Ответ поясните. 2. 2 — рабочие пчёлы (неплодовитые самки). 3. 3 — матка (королева, плодовитая самка). 4. Образуются в результате партеногенеза. 5. Роль трутней: оплодотворение матки (яйцеклеток). 6. Гаплоидный набор хромосом. 7. Развиваются из неоплодотворённых (гаплоидных) яйцеклеток. Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы. 1. Что изображено на рисунке? 2. Каким методом получено это изображение? 3. Какие преимущества и недостатки есть у этого метода по сравнению с альтернативными методами? 1. На рисунке изображены клетки. На рисунке изображена микрофотография клеток. На рисунке изображена водоросль. любой иной верный ответ. 2. Изображение получено методом световой микроскопии. 3. Альтернативный метод – электронная микроскопия. Световая микроскопия позволяет рассматривать живые объекты и позволяет получать цветные изображения, но разрешающая способность у световой микроскопии гораздо меньше, чем у электронной. Чтобы отличить с помощью какого микроскопа получено изображение, нужно обратить внимание на увеличение, разрешение и контрастность. Световая микроскопия обеспечивает увеличение до 2-3 тысяч раз. Электронный — с максимальным увеличением до 10 6 раз. Разрешающая способность электронных микроскопов от 0,01 до 0,1 нм. Разрешающая способность световых микроскопов — около 0,2 мкм. 3 вопрос: Какие преимущества и недостатки есть у этого метода по сравнению с альтернативным? Рассмотрите изображённую на рисунке трёхмерную модель внутри-клеточного органоида эукариотической клетки. Назовите органоид, изображённый на рисунке. Какая структура обозначена на рисунке вопросительным знаком и какую функцию она выполняет? Какая из двух разновидностей изображённого органоида будет преобладать в клетках коры надпочечников, а какая — в клетках хрящевой ткани? Ответ поясните. 1. На рисунке изображена ЭПС. 2. Вопросительным знаком обозначена полисома (полирибосома; комплекс рибосом). 3. Полисома осуществляет синтез белка (трансляцию). 4. В клетках коры надпочечников преобладает гладкая ЭПС. 5. В клетках коры надпочечников активно синтезируются стероидные гормоны (гормоны липидной природы). 6. В клетках хрящевой ткани преобладает шероховатая ЭПС. 7. В клетках хрящевой ткани активно синтезируется белок коллаген. Определите тип и фазу деления изображённой на рисунке клетки, если исходная клетка была диплоидной. Дайте обоснованный ответ. 2) Анафаза мейоза II На схеме изображена анафаза, так изображено деление двухроматидных хромосом на хроматиды и расхождение этих сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки (при этом хроматиды становятся самостоятельными однохроматидными хромосомами) На рисунке нет гомологичных хромосом. У белой хромосомы нет в паре аналогичной чёрной и у чёрной хромосомы нет в паре аналогичной белой. Делаем вывод, что набор хромосом гаплоидный. А исходная клетка по условию была диплоидной. Значит, мейоз. На рисунке изображены вдох и выдох человека. Определите, на каком из рисунков изображён вдох, а на каком — выдох? Объясните свой ответ. Какова роль диафрагмы в глубоком вдохе? За счёт чего диафрагма возвращается на исходное место при глубоком выдохе? 1. Цифрой 1 обозначен вдох, цифрой 2 — выдох. 2. При вдохе диафрагма опускается вниз, объём лёгких увеличивается (что изображено на рисунке слева) (принимается и обратная формулировка — описание выдоха). 3. При глубоком выдохе диафрагма возвращается на место из-за сокращения мышц брюшного пресса (передней стенки брюшной полости). Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения. 1) А — прокариотическая клетка; Б — эукариотическая клетка. 2) Клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, наследственный материал представлен кольцевой ДНК. 3) Клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и мембранные органоиды. На рис.А в центре видно то ли ядро, то ли вакуоль? Замените рисунок. К сожалению, именно такой рисунок был в задании, поэтому не целесообразно его заменять На рисунке А как будто бы присутствуют одномембранные ограноиды: ЭПС и аппарат Гольджи. Чем ещё могут органоиды, изображенные на рисунке А? Это мезосомы и ВКЛЮЧЕНИЯ На рисунке А видно кольцевую ДНК, все с ним нормально, с рисунком. К какому отделу и классу можно отнести изображённое на рисунке растение? 1) отдел покрытосеменные (цветковые), класс двудольные; 2) покрытосеменные, потому что есть цветок и плод; 3) двудольные, потому что цветок четырехчленный (сверху приведена диаграмма), жилкование листьев сетчатое У Двудольных число частей цветка (чашелистиков, тычинок и плодолистиков) обычно кратно 4 или 5. То есть, цветок 4- или 5-членный. Так же к признакам Двудольных относятся: У двудольных, в отличие от однодольных, проводящие пучки на поперечном срезе стебля (ствола) располагаются кольцеобразно, а между древесиной (ксилемой) и лубом (флоэмой) находится особая образовательная ткань — камбий, обеспечивающая вторичное утолщение. Стержневая, хорошо развит главный корень (если развивались из семени). НО. На рисунке корень и разрез стебля не видны, поэтому не указываем их в ответе! Вверху на рисунке приведена диаграмма цветка, а не разрез стебля. На каком рисунке изображён органоид, в котором происходит окисление органических веществ до углекислого газа и воды? Окисление органических веществ до углекислого газа и воды происходит в митохондриях — рисунок 1. На рисунке 2 — плазматическая мембрана; 3 — хлоропласт; 4 — комплекс Гольджи. Определите фазу и тип деления диплоидной клетки, изображённой на рисунке. Дайте обоснованный ответ, приведите соответствующие доказательства. 2) Метафаза мейоза I (2n4c) Не обязательно указывать кроссовертные хромосомы. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Общими признаками для животных, изображённых на рисунке, являются: 1) наличие внутреннего скелета 2) жаберное дыхание 3) нервная система трубчатого типа 4) наличие плакоидной чешуи 5) наличие сердца на брюшной стороне тела На рисунке изображена акула (класс Рыбы) и дельфин (класс Млекопитающие). 1) наличие внутреннего скелета 3) нервная система трубчатого типа 5) наличие сердца на брюшной стороне тела Акула: 2) жаберное дыхание 4) наличие плакоидной чешуи Дельфин: 6) теплокровность У акулы и дельфина есть ещё общие приспособления характерные для водных животных, живущих в толще воды. Клетки, похожие на изображенные на рисунке, есть у 1—3 — это одноклеточные организмы, на рисунке изображена стрекательная клетка Кишечнополостных (пресноводной гидры). А разве это не трихоцисты инфузории? нет — это стрекательные клетки Гидры Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны 1) наличие ядрышка с хроматином 2) наличие целлюлозной клеточной оболочки 3) наличие митохондрий 4) прокариотическая клетка 5) способность к фагоцитозу Признаки животной клетки: 1) эукариотическая клетка (есть ядро); 2) отсутствует клеточная стенка; 3) на наружной поверхности клеточной мембраны имеется гликокаликс, образованный олигосахаридами; 4) в наружной клеточной мембране присутствует холестерин; 5) мембранные органоиды: ЭПС, аппарат Гольджи, митохондрии, лизосомы, пероксисомы; 6) немембранные органоиды: рибосомы, клеточный центр (центриоли), микротрубочки, микрофиламенты; 7) отсутствуют пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты), отсутствуют крупные центральные вакуоли; 8) запасной полисахарид – гликоген. На рисунке изображена животная клетка, так как отсутствует клеточная стенка, наружная мембрана имеет впячивания (образовавшиеся в результате фагоцитоза или пиноцитоза), в клетке отсутствуют пластиды и центральная вакуоль, есть клеточный центр. (1) наличие ядрышка с хроматином – используется для описания животной клетки; (2) наличие целлюлозной клеточной оболочки – признак выпадает (относится к растительной клетке, у животной клетки клеточная стенка отсутствует); (3) наличие митохондрий – характерно для всех типов эукариотических клеток, в том числе животной клетки; (4) прокариотическая клетка – признак выпадает (животная клетка – эукариотическая, содержит ядро); (5) способность к фагоцитозу – признак животной клетки. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) осмотрофный способ питания 2) размножение путём продольного деления 3) наличие сократительной вакуоли 4) наличие разнообразных пластид 5) способность к фагоцитозу Признаки животной клетки: 1) эукариотическая клетка; 2) отсутствует клеточная стенка; 3) на наружной поверхности клеточной мембраны имеется гликокаликс, образованный олигосахаридами; 4) в наружной клеточной мембране присутствует холестерин; 5) мембранные органоиды: ЭПС, аппарат Гольджи, митохондрии, лизосомы, пероксисомы; 6) немембранные органоиды: рибосомы, клеточный центр (центриоли), микротрубочки, микрофиламенты; 7) отсутствуют пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты), отсутствуют крупные центральные вакуоли; 8) запасной полисахарид – гликоген; 9) сократительные вакуоли (характерны для одноклеточных животных – простейших, выполняют функцию осморегуляции; 10) питательные вещества поступают в клетку путем фагоцитоза (для многоклеточных животных – путем заглатывания) – голозойный способ. На рисунке изображено простейшее (одноклеточное животное) амёба (имеются ложноножки). (1) осмотрофный способ питания – признак выпадает (у животных – голозойный способ питания, путем заглатывания или фагоцитоза; осмотрофный способ питания характер для клеток с клеточным стенками – бактериальной, грибной, растительной); (2) размножение путём продольного деления – признак амёбы; (3) наличие сократительной вакуоли – признак амёбы; (4) наличие разнообразных пластид – признак выпадает (признак растительной клетки); (5) способность к фагоцитозу – признак амёбы. Осмотрофный (от др.-греч. ὄσμος — «толчок, давление» и τροφή — «питание») — питание без захвата твёрдых пищевых частиц — посредством транспорта (пассивного — осмоса, или активного) растворённых питательных веществ через поверхностные структуры клетки. Может использоваться как при гетеротрофном так и при автотрофном способе питания. Данный способ характерен для фотосинтезирующих растений, грибов и большинства микроорганизмов (исключая гетеротрофных простейших). Установите соответствие между процессами и фазами митоза, изображёнными на рисунках: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|