клавесин это какой инструмент

История клавесина

Клавесин – яркий представитель клавишных музыкальных инструментов, пик популярности которого пришелся на период 16-17 веков, когда на нем играло внушительное количество известных композиторов того времени.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

Рассвет и закат инструмента

Первые упоминания об клавесине датируются 1397 годом. В эпоху раннего ренессанса его описал Джованни Боккаччо в своем «Декамероне». Примечательно то, что старейшее изображение клавесина датировано 1425 годом. Он был изображен на алтаре в немецком городе Миндене. До нас дошли клавесины 16 века, которые в основной массе были изготовлены в итальянской Венеции.

Значительную роль в усовершенствовании инструмента сыграла французская династия Бланше, позже Таскин. Из английских мастеров XVIII века выделяют семьи Шуди и Киркмана. Их клавесины имели дубовый корпус и отличались насыщенным звуком.

К сожалению в конце 18 века, клавесин полностью вытеснен фортепиано. Последняя модель была выпущена фирмой Киркман в 1809 году. Лишь в 1896 году английский мастер Арнольд Долмеч возрождает производство инструмента. Позже инициативу подхватывают французские производители Плейель и Эра, которые стали изготавливать клавесин с учетом передовых технологий того времени. Конструкция имела стальную раму, которая была способна удержать тугое натяжение толстых струн.

Основные факты

Клавесин – это клавишный инструмент щипкового типа. Во многом обязан своим происхождением греческому щипковому инструменту псалтериону у которого звук извлекался посредством клавишного механизма с применением гусиного пера.
Человек, играющий на клавесине назывался – клавирист, мог с успехом играть на органе и клавикорде.
Долгое время клавесин считался инструментом аристократов, так как его изготавливали только из ценных пород дерева. Часто, для клавиш использовалась инкрустация из чешуек, панцирей черепах, а также драгоценных камней.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

Устройство клавесина

Клавесин выглядит, как удлиненный треугольник. Горизонтально расположенные струны находятся параллельно клавишному механизму. Каждая клавиша имеет толкатель-прыгун. На верхней части толкателя крепится лангетта к которой закреплён плектр (язычок) из вороньего пера, именно он защипывает струну при нажатии клавиши. Над язычком расположен демпфер из кожи или войлока, который заглушает вибрации струны.

Для изменения громкости и тембрального окраса клавесина используют переключатели. Примечательно то, что плавное крещендо и деминуэндо на этом инструменте реализовать невозможно. В 15 веке диапазон инструмента имел 3 октавы с отсутствием некоторых хроматических нот в нижнем диапазоне. В 16 веке диапазон расширили до 4-х октав, а в 18 веке инструмент имел уже 5 октав.
Типичный для 18 века инструмент имел 2 клавиатуры (мануала), 2 набора струн 8` и 1 — 4`, который звучал на октаву выше. Их можно было использовать по отдельности и совместно, компилируя тембр по своему усмотрению. Также был предусмотрен так называемый «лютневый регистр» или носовой тембр. Для его получения, требовалось использовать небольшую приглушку струн войлоком или кочками кожи.

Ярчайшими клавесинистами являются Ж. Шамбоньер, Ж.Ф. Рамо, Ф. Куперен, Л.К. Дакен и многие другие.

Источник

Клавесин

Клавеси́н (итал. clavicembalo ) — клавишный струнно-щипковый музыкальный инструмент. Музыканта, исполняющего произведения на клавесине и его разновидностях, называют клавесини́стом.

Содержание

История

Самые ранние упоминания инструмента типа клавесина фигурируют в «Декамероне» Джованни Боккаччо, вышедшем в 1354 году, а также в источнике 1397 года из Падуи (Италия), самое раннее известное изображение — на алтаре в Миндене (1425), первое описание с иллюстрирующими рисунками делает Анри Арно де Цволле в 1436 году. У де Цволле это тот же клавикорд с приданым ему щипковым механизмом. Как солирующий инструмент клавесин сохранялся в обиходе до конца XVIII века. Несколько дольше он использовался для исполнения цифрованного баса, для сопровождения речитативов в операх. Ок. 1810 практически вышел из употребления. Возрождение культуры игры на клавесине началось на рубеже XIX — XX веков.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

Клавесины XV века не сохранились. Судя по изображениям, это были короткие инструменты с грузным корпусом. Большинство сохранившихся клавесинов XVI века были изготовлены в Италии, где главным центром их производства была Венеция. Они имели 8` регистр (реже два регистра 8` и 4`), отличались изяществом. Их корпус изготовлялся чаще всего из кипариса. Атака на этих клавесинах была отчетливее, а звук — более отрывистым, чем у позднейших фламандских инструментов. Важнейшим центром производства клавесинов в Северной Европе был Антверпен, где с 1579 года работали представители семьи Рукерс. Их клавесины имеют более длинные струны и более тяжеловесный корпус, чем итальянские инструменты. С 1590-х в Антверпене производились клавесины с двумя мануалами. Французские, английские, немецкие клавесины XVII века сочетают в себе признаки фламандских и нидерландских моделей. Сохранились некоторые французские двухмануальные клавесины с корпусом из орехового дерева. С 1690-х во Франции производились клавесины того же типа, что и инструменты фирмы Рукерс. Среди французских клавесинных мастеров выделялась династия Бланше. В 1766 году мастерскую Бланше унаследовал Таскин.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

Наиболее значительными английскими производителями клавесинов в XVIII веке были Шуди и семья Киркман. Их инструменты имели облицованный фанерой дубовый корпус и отличались сильным звуком богатого тембра. В Германии XVIII века основным центром производства клавесинов был Гамбург; среди изготовленных в этом городе есть инструменты с 2` и 16` регистрами, а также с тремя мануалами. Необычно длинная модель клавесина была разработана Й. Д. Дюлкеном, ведущим нидерландским мастером XVIII века. Во второй половине XVIII века клавесин стал вытесняться фортепиано. Около 1809 фирма Киркман выпустила свой последний клавесин. Инициатором возрождения инструмента стал А. Долмеч. Свой первый клавесин он построил в 1896 году в Лондоне и вскоре открыл мастерские в Бостоне, Париже и Хейслмире. Выпуск клавесинов наладили также парижские фирмы Плейель и Эрар. Плейель начала производить модель клавесина с металлической рамой, несущей толстые, туго натянутые струны; на инструментах этого типа Ванда Ландовска воспитала целое поколение клавесинистов. Так началась эпоха новой клавесинной эстетики.Клавесин современный занял свое место в музыке ХХ века. Бостонские мастера Фрэнк Хаббард (Hubbard) и Уильям Дауд (Dowd) первыми начали копировать старинные клавесины.

Устройство

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

Клавесин имеет форму продолговатого треугольника. Его струны расположены горизонтально, параллельно клавишам.

На конец клавиши опирается толкачик (или прыгунок). В продольном вырезе толкачика крепится лангетта, в которой закреплён плектр (язычок из вороньего пера или, на многих современных инструментах, из пластмассы), чуть выше язычка — демпфер из войлока или мягкой кожи. При нажатии на клавишу толкачик выталкивается вверх, и плектр защипывает струну. Если клавишу отпустить, освобождающий механизм позволит язычку вернуться в исходное положение под струну, не задев её. Вибрация струны заглушается демпфером.

Для регистровки, то есть, изменения силы и тембра звука, используются ручные и ножные переключатели. Плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно. В XV веке диапазон клавесина составлял 3 октавы (в нижней октаве некоторые хроматические ноты отсутствовали); в XVI веке он расширился до 4 октав (от C большой октавы до с 3-й: C — c’’’), в XVIII веке — до 5 октав (от F контр-октавы до f 3-й: F’ — f’’’)

К устройству защипывания нужно ещё добавить то, что кроме одного плектра из ости вороньего пера делались и сдвоенное латунные плектры, которые располагались один над другим. Два защипывания подряд не улавливались слухом, но свойственную клавесину колючую атаку, то есть острое начало звука, такое устройство делало более мягкой.

Типичный немецкий или нидерландский клавесин XVIII века имеет два мануала (клавиатуры), два набора струн 8` и один набор струн 4` (звучащих октавой выше), которые могут использоваться по отдельности или совместно, а также механизм копуляции мануалов. Ножные и коленные переключатели регистров появились в конце 1750-х.

У большинства инструментов есть так называемый лютневый регистр характерного носового тембра (для его получения струны с помощью специального механизма немного приглушаются кусочками кожи или войлока).

Композиторы

Некоторые композиторы, сочинявшие клавесинную музыку:

Известные клавесинисты

Интересные факты

На советском пианино Красный Октябрь «Сонет»,есть имитация клавесина путем опускания модератора с металлическими язычками.

См. также

Ссылки

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

Полезное

Смотреть что такое «Клавесин» в других словарях:

КЛАВЕСИН — старинное название фортепиано. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. КЛАВЕСИН И КЛАВИКОРД (фр., от лат. clavis клавиша). Первоначальные типы фортепиано. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

клавесин — а, м. clavecin m. Старинный клавишно струнный щипковый музыкальный инструмент, напоминающий своим видом фортепьяно. МАС 2. Клависин или клавир. Музыкальное орудие с проволочными струнами, представляющее вид клина. имеющее 121 струну. Ян. 1804.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Клавесин — Клавесин. КЛАВЕСИН (чембало, харпсихорд) (французское clavecin; итальянское cembalo; английское harpsichord), струнный клавишно щипковый (в отличие от клавикорда) музыкальный инструмент. Известен с 16 в. Существовали клавесины различных форм,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

клавесин — чембало, клавицитериум, аркичембало, верлжинел, клавир, верджинел, клавичембало, хордофон, спинет, инструмент Словарь русских синонимов. клавесин сущ., кол во синонимов: 12 • аркичембало (1) • … Словарь синонимов

КЛАВЕСИН — (чембало, харпсихорд) (французское clavecin; итальянское cembalo; английское harpsichord), струнный клавишно щипковый (в отличие от клавикорда) музыкальный инструмент. Известен с 16 в. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей … Современная энциклопедия

КЛАВЕСИН — (франц. clavecin) струнный клавишно щипковый музыкальный инструмент. Известен с 16 в. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в т. ч. чембало, верджинел, спинет, клавицитериум. Предшественник фортепьяно … Большой Энциклопедический словарь

КЛАВЕСИН — КЛАВЕСИН, клавесина, муж. (франц. clavecin) (муз.). Старинный клавишный инструмент вроде фортепьяно. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КЛАВЕСИН — КЛАВЕСИН, а, муж. Старинный щипково клавишный музыкальный инструмент. Играть на клавесине. | прил. клавесинный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

клавесиніст — іменник чоловічого роду, істота … Орфографічний словник української мови

КЛАВЕСИН — клавишный музыкальный инструмент, металлические струны которого защипываются плектром из пера или кожи. Существовали клавесины двух типов: крыловидной формы большого размера (вертикальный или горизонтальный) и меньшего размера квадратной,… … Энциклопедия Кольера

Источник

Клавесин

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

В XVIII веке игра на клавесине считалась признаком изысканных манер, утонченного вкуса, аристократической галантности. Когда в гостиных богатых буржуа собирались знатные гости, обязательно звучала музыка. Сегодня клавишный струнный музыкальный инструмент – лишь представитель культуры далекого прошлого. Но партитуры, написанные для него знаменитыми композиторами-клавесинистами, используются современными музыкантами в рамках камерных концертов.

Устройство клавесина

Корпус инструмента внешне напоминает форму рояля. Для его изготовления использовали ценные породы дерева. Поверхность украшали орнаментами, картинками, росписью, соответствующими модным тенденциям. Корпус устанавливался на ножки. Ранние клавесины были прямоугольными, устанавливались на стол или подставку.

Устройство и принцип работы схожи с клавикордом. Отличие в разной длине струн и более сложном механизме. Струны изготавливали из жил животных, позднее они стали металлическими. Клавиатура состоит из белых и черных клавиш. При нажатии на них, воронье перо, прикрепленное к щипковому устройству с толкателем, задевает струну. Клавесин может иметь одну или две клавиатуры, расположенные друг над другом.

Как звучит клавесин

Первые экземпляры имели малый диапазон звучания – всего 3 октавы. За изменение громкости и тембра отвечали специальные переключатели. В 18 веке диапазон расширился до 5 октав, клавиатурных мануалов стало два. Звучание старинного клавесина отрывистое. Разнообразить его, сделать тише или громче помогали кусочки войлока, приклеенные к язычкам.

Пытаясь совершенствовать механизм, мастера снабжали инструмент наборами струн из двух, четырех, восьми на каждый тон, как у органа. Рычажки, переключающие регистры, устанавливались по бокам рядом с клавиатурой. Позднее они стали ножными, как педали у рояля. Несмотря на динамичность, звук был однообразным.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

История создания клавесина

Известно, что уже в 15 веке в Италии играли на инструменте с коротким, грузным корпусом. Кто точно придумал его, неизвестно. Изобрести его могли в Германии, Англии, во Франции. Старейший из сохранившихся создан в 1515 году в Лигивимено.

Существует письменное свидетельство 1397 года, согласно которому Герман Полл рассказывал об изобретенном им инструменте clavicembalum. Большинство упоминаний относятся к 15-16 векам. Тогда начался рассвет клавесинов, которые могли отличаться габаритами, типом механизма. Разными были и названия:

Название клавесина происходит от слова clavis – ключ, клавиша. В 16 веке созданием инструмента занимались мастера итальянской Венеции. Одновременно с ними Северную Европу им снабжали фламандские мастера по фамилии Рюккерс из Антверпена.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

На протяжении нескольких столетий предшественник фортепиано был главным солирующим инструментом. Он обязательно звучал в театрах на оперных представлениях. Аристократы считали обязательным приобретение клавесина для своих гостиных, оплачивали дорогостоящее обучение игры на нем для членов семьи. Утонченная музыка стала неотъемлемой частью придворных балов.

Конец XVIII века ознаменовался популяризацией фортепиано, которое звучало более разнообразно, позволяло играть, изменяя силу звучания. Инструмент клавесин вышел из производства, его история закончилась.

Разновидности

В группу клавишных хордофонов вошли несколько разновидностей инструментов. Объединенные одним названием, они имели принципиальные отличия. Размер корпуса мог отличаться. Классический клавесин имел диапазон звучания 5 октав. Но не меньшей популярностью пользовались и другие разновидности, отличающиеся друг от друга формой корпуса, расположением струн.

У верджинела она была прямоугольной, мануал располагался справа. Струны натягивались перпендикулярно клавишам. Такое же строение и форму корпуса имел мюзелар. Еще одна разновидность – спинет. В XVII веке он стал очень популярным в Англии. Инструмент имел один мануал, струны натягивались по диагонали. Один из старинных видов – клавицитерий с вертикально расположенным корпусом.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.Верджинел

Известные композиторы и клавесины

Интерес музыкантов к инструменту длился несколько столетий. За это время музыкальная литература пополнилась множеством произведений, написанных замечательными известными композиторами. Они часто жаловались, что при написании партитур оказываются в скованном положении, ведь не могут указать уровень звучания «фортиссимо» или «пианиссимо». Но не отказывались от возможности создания музыки для чудесного клавесина с блестящим звуком.

Во Франции даже образовалась национальная школа игры на инструменте. Ее основоположником стал композитор эпохи барокко Ж. Шамбоньер. Он был придворным клавесинистом королей Людовика XIII и Людовика XIV. В Италии виртуозом клавесинного стиля по праву считался Д. Скарлатти. В историю мировой музыки вошли сольные партитутры таких известных композиторов, как А. Вивальди, В.А. Моцарт, Генри Персел, Д. Циполи, Г. Гендель.

На рубеже XIX-XX веков инструмент казался безвозвратно ушедшим в прошлое. Вернуть ему новую жизнь первым сделал попытку Арнольд Долмеч. В 1896 году музыкальных дел мастер закончил работу над своим клавесином в Лондоне, открыл новые мастерские в Америке и во Франции.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.Арнольд Долмеч

Ключевой фигурой в процессе возрождения инструмента стала пианистка Ванда Ландовская. Она заказала одной парижской мастерской концертную модель, много внимания уделяла клавесинной эстетике, изучала старинные партитуры. В Нидерландах возвращением интереса к аутентичной музыке активно занимался Густав Леонхардт. Большую часть жизни он работал над записью церковной музыки Баха, сочинений композиторов барокко и венской классики.

Во второй половине XX века интерес к старинным инструментам становится больше. Мало кто знает, что сын знаменитого оперного певца князь А.М. Волконский уделял много времени воссозданию музыки прошлого и даже основал ансамбль аутентичного исполнительства. Сегодня научиться игре на клавесине можно в консерваториях Москвы, Казани, Санкт-Петербурга.

Источник

Клавесин это какой инструмент

Музыкальный инструмент: Клавесин

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

Наверняка на концертах вы замечали музыкальный инструмент, похожий на рояль, но значительно меньший в размерах, с несколькими клавиатурами и совершенно другим, звенящим металлическим звучанием? Название этого инструмента – клавесин. В каждой стране он называется по-разному: во Франции и России это клавесин, в Италии – чембало (а иногда и клавичембало), в Англии – харпсихорд. Клавесин – это клавишный струнный музыкальный инструмент, у которого звук извлекается щипковым способом.

Звук

Звучание клавесина трудно перепутать с каким-либо другим инструментом, оно особенное, блестящее и отрывистое. Как только вы услышите этот звук, сразу же представляются старинные танцы, балы, и знатные придворные дамы в пышных платьях с невообразимыми прическами. Главное отличие клавесина в том, что звук у него не может менять плавно динамику, как другие инструменты. Для того, что бы решить эту проблему, мастера придумали добавлять другие регистры, которые включаются при помощи ручных переключателей и рычажков. Они располагаются по бокам клавиатуры. Чуть позже возникли еще и ножные переключатели, чтобы облегчить игру.

Фото:

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

Интересные факты

Произведения

Конструкция

История происхождения

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

Первые сведения об этом инструменте принято относить к 1511 году, поэтому считают, что возник он в XVI веке. Однако чуть позднее появилась новая информация о том, что в итальянском источнике 1397 года («Декамерон» Дж. Боккачо) также имеются сведения об инструменте. Самое древнее изображение датируется 1425 годом – на алтаре в Миндене.

В свое время, клавесин был очень популярен и его успешно использовали в ансамблях, оркестре. В XVII – XVIII вв инструмент получил широкое распространение именно как сольный. Своеобразный тембр клавесина, как нельзя лучше соответствовал этому галантному времени. К началу XIX века инструмент практически вышел из обихода, пока культура игры на нем не возродилась на рубеже XIX-XX вв.

Разновидности

Название «клавесин» принадлежит клавишным инструментам с диапазоном до 5 октав и имеющих крыловидную форму. Встречаются и более маленькие по размерам разновидности инструмента, которые бывают с одним набором струн, а их диапазон доходит только до 4 октав. Так, среди них выделяются: спинет, у которого струны расположены по диагонали, мюзелар – прямоугольной формы и струнами, расположенными строго перпендикулярно клавиатуре. Кроме того, к разновидностям относится и вёрджинел.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

КЛАВЕСИН

Должен признаться, что рассказываю о клавесине как о предмете для меня глубоко личном. Концертируя на нем вот уже почти сорок лет, я проникся глубочайшей привязанностью к определенным авторам и сыграл в концертах полные циклы всего написанного ими для этого инструмента. В первую очередь это касается Франсуа Куперена и Иоганна Себастьяна Баха. Сказанное, надеюсь, послужит мне извинением за пристрастия, которых, боюсь, мне не удастся избежать.

Известно большое семейство клавишно-струнных щипковых инструментов. Они различаются по размеру, форме и звуковым (красочным) ресурсам. Едва ли не каждый мастер, изготавливавший в старину такие инструменты, стремился внести что-то свое в их конструкцию.

В том, как они назывались, царит большая путаница. В самых общих чертах инструменты делятся по своей форме на продольные (напоминают небольшой рояль, но с угловатыми формами — у рояля формы округлые) и прямоугольные. Конечно, это различие отнюдь не декоративное: при разном расположении струн относительно клавиатуры место на струне, в котором производится характерный для всех этих инструментов щипок, весьма значительно влияет на тембр звучания.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

Я. Вермер Делфтский. Женщина, сидящая за клавесином
Ок. 1673–1675. Национальная галерея, Лондон

Клавесин — самый большой и сложный инструмент этого семейства.

В России еще с XVIII в. наибольшее распространение получило французское название инструмента — клавесин (clavecin), но встречается, по преимуществу в музыкально-академической практике, и итальянское — чембало (cembalo; известны также итальянские названия clavicembalo, gravicembalo). В музыковедческой литературе, особенно когда речь идет об английской музыке барокко, попадается без перевода английское название этого инструмента harpsichord.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

У клавесина главная особенность звукоизвлечения состоит в том, что на заднем конце клавиши установлен так называемый прыгунок (иначе — толкачик), в верхней части которого закреплено перышко. Когда музыкант нажимает клавишу, задний ее конец поднимается (поскольку клавиша представляет собой рычаг) и прыгунок идет вверх, а перышко щиплет струну. Когда клавиша отпускается, перышко проскальзывает беззвучно благодаря пружинке, которая позволяет ему слегка отклониться.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

Разные типы клавишных струнных инструментов

Примечательно, что описание действия прыгунка, причем необычайно точное, дал У. Шекспир в своем 128-м сонете. Из множества вариантов перевода суть игры на клавесине точнее всего — помимо художественной и поэтической стороны — передает перевод Модеста Чайковского:

Когда ты, музыка моя, играя,
Приводишь эти клавиши в движенье
И, пальцами так нежно их лаская,
Созвучьем струн рождаешь восхищенье,
То с ревностью на клавиши смотрю я,
Как льнут они к ладоням рук твоих;
Уста горят и жаждут поцелуя,
Завистливо глядят на дерзость их.
Ах, если бы судьба вдруг превратила
Меня в ряд этих плясунов сухих!
Рад, что по ним твоя рука скользила, —
Бездушность их блаженней уст живых.
Но если счастливы они, тогда
Дай целовать им пальцы, мне ж — уста.

Из всех типов клавишно-струнных щипковых инструментов клавесин самый большой и самый сложный. Он используется и как сольный инструмент, и в качестве аккомпанирующего. Он незаменим в барочной музыке как ансамблевый. Но прежде чем сказать об огромном репертуаре для этого инструмента, необходимо еще кое-что объяснить в его конструкции.

На клавесине все краски (тембры) и динамика (то есть сила звучания) заложены изначально в самом инструменте создателем каждого отдельного клавесина. Этим он в определенной степени схож с органом. На клавесине нельзя изменить звучание посредством изменения силы нажатия клавиши. Для сравнения: на фортепиано все искусство интерпретации заключено в богатстве тушe, то есть в разнообразии способов нажатия или удара по клавише.

Схема механизма клавесина

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

Рис. А: 1. Штег; 2. Демпфер; 3. Прыгунок (толкачик); 4. Регистровая планка; 5. Штег;
6. Рама прыгунка (толкачика); 7. Клавиша

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

Рис. В. Прыгунок (толкачик): 1. Демпфер; 2. Струна; 3. Перышко; 4. Язычок; 5. Полстер; 6. Пружина

Ранняя история клавесина уходит далеко в глубь веков. Впервые он упоминается в трактате Иоанна де Муриса «Зеркало музыки» (1323). Одно из самых ранних изображений клавесина — в «Веймарской книге чудес» (1440).

Долгое время считалось, что наиболее старый из дошедших до нас инструментов был сделан Иеронимусом из Болоньи и датирован 1521 г. Он хранится в Лондоне, в музее Виктории и Альберта. Но в последнее время установлено, что есть инструмент на несколько лет старше, тоже созданный итальянским мастером — Винцентиусом из Ливигимено. Он был подарен папе Льву X. Его изготовление было начато, согласно надписи на корпусе, 18 сентября 1515 года.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

Клавесин. Веймарская книга чудес. 1440

Чтобы избежать монотонности звучания, клавесинные мастера уже на ранней стадии развития инструмента стали снабжать каждую клавишу не одной струной, а двумя, естественно, разного тембра. Но вскоре выяснилось, что по техническим причинам больше двух комплектов струн для одной клавиатуры использовать нельзя. Тогда возникла мысль увеличить количество клавиатур. К XVII в. наиболее богатые в музыкальном отношении клавесины — инструменты с двумя клавиатурами (иначе — мануалами, от лат. manus — «рука»).

С музыкальной точки зрения такой инструмент — лучшее средство для исполнения разнообразного барочного репертуара. Многие произведения классиков клавесина написаны в расчете именно на эффект игры на двух клавиатурах, например ряд сонат Доменико Скарлатти. Ф. Куперен специально оговорил в предисловии к третьему сборнику своих клавесинных пьес, что поместил в нем пьесы, которые называет «Pieces croisees» (пьесы с перекрещиванием [рук]). «Пьесы, имеющие такое название, — продолжает композитор, — должны исполняться на двух клавиатурах, одна из которых путем смены регистров должна звучать приглушенно». Тем, у кого нет двухмануального клавесина, Куперен дает рекомендации, как играть на инструменте с одной клавиатурой. Но в ряде случаев требование двухмануального клавесина является непременным условием полноценного художественного исполнения сочинения. Так, Бах на титульном листе сборника, содержащего знаменитые «Французскую увертюру» и «Итальянский концерт», указал: «для клавичембало с двумя мануалами».

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

С точки зрения эволюции клавесина, два мануала оказались не пределом: мы знаем примеры клавесинов с тремя клавиатурами, хотя не знаем произведений, которые категорически требовали бы для своего исполнения такого инструмента. Скорее это технические фокусы отдельных клавесинных мастеров.

На клавесине в период его блестящего расцвета (XVII–XVIII вв.) играли музыканты, владевшие всеми бытовавшими в то время клавишными инструментами, а именно органом и клавикордом (потому они назывались клавиристами).

Клавесины создавали не только клавесинные мастера, но и мастера, строившие органы. И естественным было применить в клавесиностроении некоторые принципиальные идеи, которые уже широко использовались в конструировании органов. Иными словами, клавесинные мастера пошли по пути органостроителей в расширении регистровых ресурсов своих инструментов. Если на органе это были все новые и новые комплекты труб, распределяемые между мануалами, то на клавесине стали использовать большее число комплектов струн, тоже распределенных между мануалами. В громкости звучания эти клавесинные регистры не слишком различались, но по тембру — весьма значительно.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

Титульный лист первого сборника музыки
для вёрджинела «Парфения».
Лондон. 1611

Так, помимо двух комплектов струн (по одному для каждой клавиатуры), которые звучали в унисон и по высоте соответствовали тем звукам, которые записаны в нотах, могли быть четырехфутовый и шестнадцатифутовый регистры. (Даже обозначение регистров клавесинные мастера заимствовали у органостроителей: трубы органа обозначаются в футах, и основными регистрами, соответствующими нотной записи, являются так называемые восьмифутовые, тогда как трубы, издающие звуки на октаву выше нотированных, называются четырехфутовыми, на октаву ниже — соответственно шестнадцатифутовыми. На клавесине в этих же мерах обозначаются регистры, образуемые комплектами струн.)

Таким образом, диапазон звучания большого концертного клавесина середины XVIII в. был не только не yже фортепианного, а даже шире. И это при том, что нотная запись клавесинной музыки выглядит более узкой по диапазону, чем фортепианной.

К XVIII в. клавесин накопил необычайно богатый репертуар. Он как инструмент чрезвычайно аристократический распространился по всей Европе, всюду имея своих ярких апологетов. Но если говорить о самых сильных школах XVI — начала XVII в., то нужно назвать в первую очередь английских вёрджинелистов.

Мы не будем здесь рассказывать историю вёрджинела, заметим лишь, что это разновидность клавишно-щипковых струнных инструментов, по звучанию родственная клавесину. Примечательно, что в одном из последних основательных исследований по истории клавесина (Kottick E. A History of the Harpsichord. Bloomington. 2003) вёрджинел, как и спинет (еще одна разновидность), рассматриваются в русле эволюции собственно клавесина.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

По поводу названия вёрджинела стоит обратить внимание, что одна из предлагавшихся этимологий возводит его к английскому virgin и далее к латинскому virgo, то есть «дева», поскольку на вёрджинеле любила играть Елизавета I, королева-девственница. На самом деле вёрджинел появился еще до Елизаветы. Происхождение термина «вёрджинел» правильнее вести от другого латинского слова — virga («палочка»), что указывает на тот самый прыгунок.

Интересно, что на гравюре, украшающей первое печатное издание музыки для вёрджинела («Парфению»), музыкантша изображена в облике христианской девы — св. Цецилии. Кстати, и само название сборника происходит от греч. парфенос, что означает «дева».

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

Для украшения этого издания была использована гравюра с картины нидерландского художника Хендрика Голциуса «Св. Цецилия». Однако гравер не сделал зеркального отражения изображения на доске, поэтому перевернутыми оказались и сама гравюра, и исполнительница — ее левая рука гораздо более разработана, чем правая, чего, конечно, не могло быть у вёрджинелистки того времени. Такого рода оплошностей на гравюрах тысячи. Взгляд не музыканта этого не замечает, но музыкант сразу видит ошибку гравера.

Несколько замечательных, полных восторженного чувства страниц посвятила музыке английских вёрджинелистов родоначальница возрождения клавесина в XX в. замечательная польская клавесинистка Ванда Ландовска: «Излившаяся из сердец более достойных, нежели наши, и вскормленная народными песнями, старинная английская музыка — пылкая или безмятежная, наивная или патетическая — воспевает природу и любовь. Она возвеличивает жизнь. Если же она обращается к мистике, то прославляет Бога. Безошибочно мастерская, она при этом непосредственна и дерзновенна. Она часто кажется более современной, чем самая что ни на есть новейшая и передовая. Откройте свое сердце обаянию этой музыки, в сущности неведомой. Забудьте, что она старая, и не считайте, что из-за этого она лишена человеческого чувства».

Эти строки были написаны в начале ХХ века. За прошедшее столетие сделано чрезвычайно много для раскрытия и оценки во всей полноте бесценного музыкального наследия вёрджинелистов. И какие это имена! Композиторы Уильям Бёрд и Джон Булл, Мартин Пирсон и Джиль Фарнеби, Джон Мандей и Томас Морли…

Существовали тесные контакты между Англией и Нидерландами (уже гравюра «Парфении» свидетельствует об этом). Клавесины и вёрджинелы нидерландских мастеров, особенно династии Руккерс, были хорошо известны в Англии. При этом странным образом сами Нидерланды не могут похвастаться столь яркой композиторской школой.

На континенте самобытными клавесинными школами были итальянская, французская и немецкая. Мы упомянем лишь трех главных их представителей — Франсуа Куперена, Доменико Скарлатти и Иоганна Себастьяна Баха.

Один из явных и очевидных признаков выдающегося композиторского дара (что справедливо по отношению к любому композитору любой эпохи) — выработка им своего, сугубо личного, уникального стиля выражения. И в общей массе бесчисленных сочинителей истинных творцов окажется не так много. Три этих имени, безусловно, принадлежат именно творцам. У каждого из них свой неповторимый стиль.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

Франсуа Куперен (1668–1733) — истинный поэт клавесина. Вероятно, он мог считать себя счастливым человеком: все (или почти все) его клавесинные произведения, то есть именно то, что составляет его славу и мировое значение, были изданы им самим и образуют четыре тома. Таким образом, мы имеем о его клавесинном наследии исчерпывающее представление. Автору этих строк посчастливилось исполнить полный цикл клавесинных сочинений Куперена в восьми концертных программах, которые были представлены на фестивале его музыки, состоявшемся в Москве под патронатом г-на Пьера Мореля, посла Франции в России.

Мне жаль, что я не могу взять за руку моего читателя, подвести к клавесину и сыграть, например, «Французский маскарад, или Маски домино» Куперена. Сколько в нем очарования и прелести! Но сколько также и психологической глубины. Здесь каждая маска определенного цвета и — что очень важно — характера. Авторские ремарки поясняют образы и цвета. Всего масок (и цветов) двенадцать, и предстают они в определенной последовательности.

У меня уже был однажды повод вспомнить эту пьесу Куперена в связи с рассказом о «Черном квадрате» К. Малевича (см. «Искусство» № 18/2007). Дело в том, что цветовая гамма у Куперена, начинаясь с белого цвета (первая вариация, символизирующая Девственность), завершается черной маской (Неистовство или Отчаяние). Таким образом, два творца разных эпох и разных искусств создали произведения с глубоко символическим значением: у Куперена этот цикл символизирует периоды человеческой жизни — возрасты человека (двенадцать по числу месяцев, каждый по шесть лет — это известная в эпоху барокко аллегория). В итоге у Куперена — черная маска, у Малевича — черный квадрат. У обоих появление черного цвета — результат действия многих сил. Малевич прямо заявил: «Считаю белое и черное выведенными из цветовых и красочных гамм». Куперен представил нам эту красочную гамму.

Ясно, что Куперен имел в своем распоряжении изумительные клавесины. Это не удивительно — он ведь был придворным клавесинистом Людовика XIV. Инструменты своим звучанием были в состоянии передать всю глубину идей композитора.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

Доменико Скарлатти (1685–1757). У этого композитора совершенно иной стиль, но так же, как у Куперена, безошибочно узнаваемый почерк — первый и очевидный признак гениальности. Это имя неразрывно связано с клавесином. Хотя в молодые годы Доменико писал разную музыку, впоследствии он прославился именно как автор огромного числа (555) клавесинных сонат. Скарлатти необычайно расширил исполнительские возможности клавесина, внес в технику игры на нем невиданный доселе виртуозный размах.

Своеобразной параллелью Скарлатти в более поздней истории фортепианной музыки является творчество Ференца Листа, который, как известно, специально изучал исполнительские приемы Доменико Скарлатти. (Кстати, коль скоро речь зашла о параллелях с фортепианным искусством, то и у Куперена был в определенном смысле духовный наследник — это, конечно же, Ф. Шопен.)

Вторую половину жизни Доменико Скарлатти (не путать с его отцом, знаменитым итальянским оперным композитором Алессандро Скарлатти) был придворным клавесинистом испанской королевы Марии Барбары, и подавляющее большинство его сонат было написано именно для нее. Можно смело заключить, что она была замечательной клавесинисткой, если играла эти порой чрезвычайно технически сложные сонаты.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

Я. Вермер Делфтский. Девушка у спинета. Ок. 1670. Частная коллекция

В этой связи мне вспоминается одно письмо (1977 года), которое я получил от выдающейся чешской клавесинистки Зузанны Ружичковой: «Дорогой господин Майкапар! У меня к Вам одна просьба. Как Вы знаете, сейчас существует большой интерес к подлинным клавесинам, и вокруг этого ведется большая дискуссия. Одним из ключевых документов в дискуссии по этим инструментам в связи с Д.Скарлатти является картина Ванлоо, на которой изображена Мария Барбара Португальская, жена Филиппа V. (З. Ружичкова ошиблась — Мария Барбара была женой Фердинанда VI, сына Филиппа V. — А.М.). Рафаэль Пуйана (крупный современный французский клавесинист — А.М.) полагает, что картина была написана после смерти Марии Барбары и поэтому не может быть историческим источником. Картина находится в Эрмитаже. Было бы очень важно, если бы Вы прислали мне документы по этой картине».

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

Л.М. Ванлоо. Секстет
Фрагмент. 1768. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картина, о которой идет речь в письме, — «Секстет» Л.М. Ванлоо (1768).

Она находится в Эрмитаже, в запаснике отдела французской живописи XVIII века. Хранитель отдела И.С. Немилова, узнав о цели моего визита, сопроводила меня в большую комнату, скорее даже зал, где находятся картины, не попавшие в основную экспозицию. Сколько, оказывается, здесь хранится работ, представляющих огромный интерес с точки зрения музыкальной иконографии! Одну за другой мы выдвигали большие рамы, на которых было установлено по 10–15 картин, рассматривали интересующие нас сюжеты. И вот, наконец, «Секстет» Л.М. Ванлоо.

По некоторым сведениям, на этой картине изображена королева испанская Мария Барбара. Если бы эта гипотеза была доказана, то перед нами мог бы оказаться клавесин, на котором играл сам Скарлатти! Какие же основания признать в клавесинистке, изображенной на картине Ванлоо, Марию Барбару? Во-первых, как мне кажется, действительно есть внешнее сходство между дамой, здесь изображенной, и известными портретами Марии Барбары. Во-вторых, Ванлоо сравнительно долго жил при испанском дворе и, следовательно, вполне мог написать картину на тему из жизни королевы. В-третьих, известно и другое название картины — «Испанский концерт» и, в-четвертых, некоторые зарубежные музыковеды (например, К. Закс) убеждены в том, что на картине Мария Барбара.

Но Немилова, так же как Рафаэль Пуйана, сомневалась в этой гипотезе. Картина была написана в 1768 году, то есть через двенадцать лет после отъезда художника из Испании и через десять лет после смерти Марии Барбары. Известна история ее заказа: Екатерина II передала Ванлоо через князя Голицына пожелание иметь у себя картину его кисти. Произведение это сразу попало в Петербург и все время хранилось здесь, Голицын передал его Екатерине как «Концерт». Что касается названия «Испанский концерт», то в его возникновении сыграли роль испанские костюмы, в которых изображены персонажи, причем, как пояснила Немилова, это костюмы театральные, а не те, что были тогда в моде.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

На картине, конечно, обращает на себя внимание клавесин — двухмануальный инструмент с характерной для первой половины XVIII в. раскраской клавиш, обратной современной (те, что на фортепиано черные, — на этом клавесине белые, и наоборот). Кроме того, на нем все еще отсутствуют педали для переключения регистров, хотя они уже были известны в то время. Это усовершенствование имеется на большинстве современных концертных двухмануальных клавесинов. Необходимость переключения регистров руками диктовала определенный подход к выбору регистровки на клавесине.

В настоящее время в исполнительской практике явственно определились два направления: сторонники первого считают, что следует пользоваться всеми современными возможностями инструмента (такого мнения придерживались, например, В. Ландовска и, кстати, Зузанна Ружичкова), другие полагают, что, исполняя старинную музыку на современном клавесине, не стоит выходить за рамки тех исполнительских средств, в расчете на которые писали старые мастера (так считают Эрвин Бодки, Густав Леонхардт, тот же Рафаэль Пуйана и другие).

Раз уж мы так много внимания уделили картине Ванлоо, заметим, что художник сам, в свою очередь, оказался персонажем музыкального портрета: известна клавесинная пьеса французского композитора Жака Дюфли, которая так и называется — «Ванлоо».

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750). Его клавесинное наследие представляет исключительную ценность. Мой опыт исполнения в концертах всего, что написано Бахом для этого инструмента, свидетельствует: его наследие умещается в пятнадцать (!) концертных программ. При этом отдельно нужно считать концерты для клавесина и струнных, а также массу ансамблевых произведений, которые без клавесина немыслимы.

Следует признать, что при всей уникальности Куперена и Скарлатти каждый из них культивировал один индивидуальный стиль. Бах был универсален. Уже упоминавшиеся «Итальянский концерт» и «Французская увертюра» — образцы баховского изучения музыки этих национальных школ. И это только два примера, в названиях своих отражающие осведомленность Баха. Сюда можно добавить его цикл «Французских сюит». Можно было бы порассуждать об английском влиянии в его «Английских сюитах». А сколько музыкальных образцов разных стилей в тех его произведениях, которые не отражают этого в своих названиях, но заключают в самой музыке! Нечего и говорить о том, насколько широко синтезирована в его творчестве родная, немецкая клавирная традиция.

Мы не знаем в точности, на каких именно клавесинах играл Бах, но знаем, что его интересовали все технические новшества (в том числе в органе). Его интерес к расширению исполнительских возможностей клавесина и других клавишных ярче всего доказывает знаменитый цикл прелюдий и фуг во всех тональностях «Хорошо темперированный клавир».

Бах был истинным мастером клавесина. И. Форкель, первый биограф Баха, сообщает: «Никто не мог заменить на его клавесине пришедшие в негодность перышки новыми так, чтобы он остался доволен, — он это делал сам. Он всегда сам настраивал свой клавесин и был в этом отношении настолько искусен, что настройка никогда не занимала у него более четверти часа. При его способе настройки все 24 тональности были в его распоряжении, и, импровизируя, он делал с ними все, что ему было угодно».

Уже при жизни гениального творца клавесинной музыки клавесин стал сдавать свои позиции. В 1747 г., когда Бах посетил в Потсдаме короля Пруссии Фридриха Великого, тот дал ему для импровизации тему, и Бах, судя по всему, импровизировал уже на «пианофорте» (так тогда назывался новый по тем временам инструмент) — одном из четырнадцати или пятнадцати, которые изготовил для короля друг Баха знаменитый органный мастер Готфрид Зильберман. Бах одобрил его звучание, хотя до этого фортепиано ему не нравилось.

Моцарт в ранней юности еще писал для клавесина, но в целом его клавирное творчество обращено, конечно же, к фортепиано. Издатели ранних сочинений Бетховена указывали на титульных листах, что его сонаты (представьте себе, даже «Патетическая», которая была издана в 1799 г.) предназначены «для клавесина или фортепиано». Издатели шли на уловку: им не хотелось терять тех покупателей, у который стояли в домах старые клавесины. Но все чаще от клавесинов оставался лишь корпус: клавесинную «начинку» за ненадобностью удаляли и заменяли новой, молоточковой, то есть фортепианной, механикой.

клавесин это какой инструмент. картинка клавесин это какой инструмент. клавесин это какой инструмент фото. клавесин это какой инструмент видео. клавесин это какой инструмент смотреть картинку онлайн. смотреть картинку клавесин это какой инструмент.

Карл Филипп Эмануэль Бах

Напрашивается вопрос: почему этот инструмент, обладавший столь долгой историей и столь богатым художественным наследием, был к концу XVIII в. вытеснен из музыкальной практики и заменен фортепиано? И не просто вытеснен, а совершенно забыт в XIX веке? И ведь нельзя сказать, что, когда этот процесс вытеснения клавесина начался, фортепиано было по своим качествам лучшим инструментом. Совсем наоборот! Карл Филипп Эмануэль Бах, один из старших сыновей Иоганна Себастьяна, написал свой двойной концерт для клавесина и пианофорте с оркестром, имея в виду воочию продемонстрировать преимущества клавесина перед фортепиано.

Ответ один: победа фортепиано над клавесином стала возможна в условиях коренной смены эстетических предпочтений. Эстетика барокко, в основе которой лежит либо ясно сформулированная, либо отчетливо ощущаемая концепция теории аффектов (кратко самая суть: одно настроение, аффект, — одна звуковая краска), для которой клавесин был идеальным средством выражения, уступила место сначала мирочувствованию сентиментализма, затем более сильному направлению — классицизму и, наконец, романтизму. Во всех этих стилях самой привлекательной и культивируемой стала, наоборот, идея переменчивости — чувств, образов, настроений. И выразить это смогло фортепиано.

Этот инструмент приобрел педаль с ее фантастическими возможностями и стал способен создавать невероятные нарастания и спады звучности (crescendo и diminuendo). Всего этого клавесин не мог сделать в принципе — в силу особенностей своей конструкции.

Остановимся и запомним этот момент, чтобы с него начать наш следующий разговор — о фортепиано, и именно о большом концертном рояле, то есть «королевском инструменте», подлинном властелине всей романтической музыки.

В нашем рассказе перемешались история и современность, поскольку сегодня клавесин и другие инструменты этого семейства оказались необычайно распространены и востребованы в силу огромного интереса к музыке эпохи Возрождения и барокко, то есть того времени, когда они возникли и пережили свой золотой век.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *