кластерная модель информатизации школы наиболее сходна с какой моделью
Информатизации школы: история и модели
Сегодня информатизация образования трактуется, как специфический процесс, выражающийся в изменении содержания методов и организационных форм обучения при переходе школы к работе в ИКТ-насыщенной образовательной среде для решения задач подготовки молодежи к жизни в обществе, основанном на знаниях.
Содержание
«Линейное описание»
В модели «Линейное описание» дается общее представление об информатизации, которая рассматривается как последовательный процесс с выделенными основными признаками и этапами. Полезна в определении ключевых ориентиров, но «линейность» является существенным недостатком «одномерной» модели. Так в ее рамках невозможно оценивать успешность процесса внутри одной школы или сравнивать школы между собой по тому или иному отдельно взятому признаку.
Кластерная модель (К-модель)
К стратегическому планированию информатизации конкретного учебного заведения следует подходить, оценивая его положение в пространстве возможных состояний информатизации школы.[Кластерная модель информатизации. Водопьян Г.М., Уваров А.Ю., 2006]. Авторами выдвигается гипотеза о существовании типичных траекторий развития образовательных учреждений при условии нескольких допущений:
Рассматривая информатизацию своей организации, как серьезную социально-технологическую инновацию, невозможно опираться лишь на собственный опыт (всегда ограниченный), и собственные ресурсы, которых всегда не хватает. Основная цель К-модели — помочь членам школьной команды одной школы использовать опыт других при проектировании желаемого будущего своей школы и поддержать процесс обмена опытом.
К-модель рассматривает три основных задачи при подготовке и оценке процесса информатизации:
Онлайн тесты на тему «Итоговый междисциплинарный экзамен Менеджмент в образовании Педкампус»
Планирование персонала должно определять:
методы сокращения излишнего персонала с учетом социальных аспектов
количество и квалификацию персонала в будущем
методы привлечения необходимого персонала с учетом социальных аспектов
способы содействия развитию персонала, приспособления его знаний к изменяющимся требованиям
Выделяют следующие этапы информатизации отечественной школы с точки зрения ключевой цели этого процесса:
отказ от компетентностоного подхода
индивидуализация образования
информатизация образования
компьютеризация образования
При реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в рамках обязательств, возникших с 1 сентября 2016 года, устанавливаются следующая норма кадрового психолого-педагогического обеспечения по профессии педагога-психолога:
1 ставка на 10 обучающихся с ОВЗ
1 ставка на 6-12 обучающихся с ОВЗ
1 ставка на 30-40 обучающихся с ОВЗ
1 ставка на 20 обучающихся с ОВЗ
Предлагаемая М.Л. Аграновичем методика оценки эффективности образовательной деятельности позволяет:
выявить сильные и слабые стороны
определить приоритетные направления развития
оценить состояние системы
оценить уровень качества образования
Какая процедура используется для того, чтобы принять заключительное решение о найме работника?
интервьюирование
вербовка
скрининг
Концепция «7С» базируется на следующих составляющих:
стиль
штат
квалификация
стратегия
структура
«Компетенций человека XXI» века, провозглашенные ЮНЕСКО, включают в себя:
навыки сотрудничества
информационную грамотность
готовность и способность к обучению на протяжении всей жизни
В современных условиях приоритетными принципами развития образования являются:
доступность
открытость
закрытость
элитарность
При подготовке документов используются следующие реквизиты:
дата документа
регистрационный номер документа
наименование организации
место составления или издания документа
эмблема организации или товарный знак
Рыночная экономика решает следующие проблемы:
какой набор товаров наиболее полно удовлетворяет материальные потребности общества
какими средствами следует произвести продукцию
как организовать производство продукции
сколько товаров и услуг следует произвести
насколько быстро система адаптируется к изменениям в процессе производства продукции
кто получает произведенную продукцию
Выделяют следующие виды отбора персонала:
демотивационный отбор
образовательный отбор
социально-психологический отбор
профессиональный отбор
Предметная область «Филология» включает в себя следующие предметы:
Литература
Русский язык
Иностранный язык
Родной язык
Теоретическая модель ОС включает в себя:
Ресурсы ( отчуждаемые и неотчуждаемые )
Организация управления
Образовательный процесс
Функции образовательной системы
На сегодняшний день система стратегического управления отвечает следующим критериям:
создание центров руководства каждой стратегической целью
оценка и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по степени достижения стратегических целей
выделение ресурсов корпорации под стратегические в зависимости от фактической структуры управления производственно-хозяйственнойдеятельностью
Укажите возможные положительные эффекты создания образовательного комплекса:
Увеличение внебюджетных поступлений за счет предоставления дополнительных платных услуг
Оптимизация имеющейся материально- технической базы, приобретение нового оборудования
Обеспечение многообразия выбора профилей для учащихся старшей школы
Снижение бюджетных расходов
Большинство родителей
могут отнести себя к категории уверенных пользователей компьютера
не могут отнести себя к категории уверенных пользователей компьютера
Какую характеристику проекта можно определить по числу учитываемых в проекте факторов окружения проекта и числу участников проекта, прямо или косвенно влияющих на прогресс и результаты проекта?
комплексность
ограниченность требуемых ресурсов
правовое и организационное обеспечение
неповторимость
Кластерная модель информатизации школы наиболее сходна с:
линейной моделью
моделью матрицы BECTA
Кластерная модель преобразований школы в условиях информатизации образования. Построение К-модели информатизации в школе
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №34 г.Минска»
Кластерная модель преобразований школы в условиях информатизации образования
Построение К-модели информатизации в школе
Котова Наталья Владимировна,
заместитель директора по учебной работе,
аспирант ГУ «Академия последипломного образования»
Мышковец Юрий Алексеевич, кандидат экономических наук, преподаватель БГУ
А сегодня школы вынуждены решать проблемы, возникающие в процессе решения этих проблем, самостоятельно.
Таб. 1. Д вижущие силы процесса информатизации
Д вижущие силы процесса информатизации определяются двумя группами объективно действующих факторов:
внешних по отношению к образовательной системе, которые задают условия функционирования школы,
внутренних, определяющих готовность и способность школы воспринимать достижения научно-технического прогресса и использовать их для решения своих задач.
Внешние факторы определяются процессами, которые невозможно контролировать из системы образования. Они характеризуют достигнутый уровень развития информационной индустрии, распространенность использования ИКТ во всех сферах жизни общества. Эти факторы определяют:
изменение общественных ожиданий, претензии к результативности работы школы,
требуемую теоретическую подготовку и уровень информационной культуры учащихся,
доступность и качество используемых средств ИКТ и цифровых информационных ресурсов,
возможный на данный момент уровень решения задач информатизации образования.
Внутренние факторы определяются процессами, которые в значительной степени контролируются внутри системы образования. Эти факторы характеризуются:
степенью разработанности проблем изменения содержания образования, методов и форм учебной работы, требующих включения ИКТ в образовательный процесс,
имеющимся научно-методическим заделом (цифровые образовательные ресурсы в комплекте с необходимыми учебными и методическими материалами),
достигнутым уровнем профессиональной подготовки специалистов образования, их знакомством с педагогическим потенциалом ИКТ и способностью использовать этот потенциал в своей профессиональной работе (педагогическая ИКТ-компетентность),
Кто это будет делать?
Сегодня для того, чтобы школы функционировали в процессе информатизации в полном объеме, необходимо обладать следующими компетенциями:
ИКТ-доступность (изменения в информационной среде, технической оснащенности учебного заведения),
ИКТ-востребованность (изменения в «процессах», уровнях соорганизованностях участников учебно-воспитательного процесса (изменение регламентов, процедур, методов и организационных форм работы отдельных педагогов, учащихся и педагогического коллектива школы в целом),
ИКТ-компетентность (готовность и способность всех участников учебно-воспитательного процесса эффективно работать в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях).
ИКТ-доступность (пространство информационной среды) характеризуется:
количеством и качеством доступных рабочих мест: компьютеры с различными периферийными устройствами (сканеры, принтеры, проекторы и т.п.);
наличием и качеством объединяющей эти рабочие места компьютерной сети, степенью доступности информационных источников, находящихся как внутри, так и за пределами школы;
наличием соответствующих программных средств, инструментов и информационных материалов.
ИКТ-востребованность определяется наличием и устойчивостью соответствующих процедур:
«образовательных» (использование ИКТ для уроков информатики, для предметных уроков, в индивидуальных дополнительных занятиях, в домашних заданиях, занятиях «по интересам», во внеурочной деятельности и т.п.)
«административных» (электронный журнал, ведение учетных записей о школьниках и автоматизированное составление расписаний, использование административных школьных баз данных, подготовка отчетов и т.д.),
«методических» (организация обмена опытом учителей, подготовка и публикация в школьной сети методических разработок и материалов учителей, видеосъемка отдельных уроков и мероприятий, проведение открытых уроков, метод-объединений, педагогических советов по ИКТ и т.п.)
«развития» (установленного и поддерживаемого порядка обновления методов и организационных форм работы, работа по приобретению и освоению учителями средств ИКТ в рамках программы информатизации школы, система мотивации и поддержки процесса информатизации).
«дети» (нацеленность на использование ИКТ-технологий в учебном процессе, в жизни, участие в проектной деятельности, квалификация, использование компьютера и Интернет дома, загруженность компьютеров открытого доступа и т.п.)
«учителя» (ИКТ-грамотность учителя информатики, учителя – предметника, использование ИКТ в предметных областях, обучение и консультации других учителей, использование ИКТ в управлении уроком, проектной, внеурочной деятельности, в работе с родителями и т.п.)
«родители» (ИКТ-грамотность, подходы «ИКТ – информатика», «ИКТ – в предметной области», использование ИКТ для сотрудничества с ребенком и учителем, повышение квалификации, родительское собрание и родительский комитет и т.л.)
« руководство Школ ой » (активная позиция, грамотность, понимание и решение проблем, поддержка ИКТ-инициатив, управление Школой с помощью ИКТ-технологий, мотивирование участников процесса информатизации и т.п.)
Три выделенных выше аспекта (группы параметров) информатизации школы, будучи рассмотрены вместе, дают сравнительно цельную содержательную картину состояния и возможных направлений развития информатизации, позволяют отнести рассматриваемое учебное заведение к тому или иному этапу или состоянию в сложно устроенном пространстве состояний информатизации школы (ПИШ) и возможных «траекторий движения» (развития) в этом пространства. С одной стороны, перечисленные аспекты независимы, так как каждый из них затрагивает отдельный объект:
физическую среду (доступность ИКТ),
школу-организацию, ее регламенты (используемость ИКТ),
человеческий материал (ИКТ-компетентность).
Вместе с тем, собранные вместе, в условиях реального учебного заведения, эти аспекты взаимно определяют друг-друга, и не все их сочетания можно наблюдать на практике. Таким образом, можно говорить о том, что в пространстве соответствующих параметров реальные учебные заведения собираются в устойчивые группы (кластеры), которые соответствуют определенному «качеству» школьной жизни. Полезно обсуждать как возможные способы «малого развития» (процессы изменений), которое происходит внутри отдельных кластеров, так и анализировать процессы перехода учебного заведения из одного кластера в другой. В связи с тем, что количество кластеров и возможностей перехода между ними достаточно велико, можно обсуждать различные варианты программ информатизации (в том числе, псевдо-программ), обеспечивающих соответствующие переходы (включая регресс).
Что такое К-модель, и зачем она нужна?
Если построить такую модель, например, в районе, то :
определенное с ее помощью пространство информатизации школы будет иметь достаточно устойчивую кластерную структуру;
в этом пространстве отдельные школы распределятся по группам (кластерам), каждый из которых соответствует одному из возможных текущих состояний информатизации современной школы;
в этом пространстве удастся выделить устойчивые (типичные) переходы, которые соответствуют характерным для многих школ направлениям преобразований в условиях информатизации образования;
в этом пространстве можно будет формально определять состояние информатизации отдельной школы и фиксировать его изменения во времени.
При этом данные, полученные с помощью модели, могут быть использованы для построения процедур оценки текущего состояния информатизации отдельной школы, а также поиска ориентиров ее развития в условиях информатизации образования.
Практическая ценность К-модели была продемонстрирована в ходе проекта ИСО. Данные, полученные с ее помощью, успешно применяли методисты и школьные команды для оценки текущего состояния информатизации своих школ и определения ориентиров их развития в условиях информатизации образования. Теоретические положения, лежащие в основе К-модели, помогли при создании web-инструментов, которыми пользовались члены школьных команд и методисты, оказывавшие им консультационную помощь, при разработке программ информатизации учреждений образования.
Предложенная схема опирается на опыт внедрения компьютеров в школу и совмещает две составляющих: периодизацию процессов информатизации школы (которая выделяет в нем четыре этапа), и обобщенную модель распространения нововведений (описание типичного поведения субъектов инновации). Этот подход дает возможность относить школы к тому или иному этапу, основываясь всего на нескольких признаках.
Вместе с тем, это явное упрощение процесса развития школы, которое может приводить к недоразумениям и ложным оценкам (например, провоцирует рассматривать информатизацию школы как последовательный процесс, который неизбежно начинается с введения курса информатики, что далеко не так). Предложенную модель естественно назвать одномерной моделью, которая полезна для понимания процесса в целом, его ключевых ориентиров. Для построения программ информатизации школы необходима более точная модель, которая описывает соответствующие процессы с большим числом существенных деталей ( кластерная модель).
Предложенная модель может быть полезна при решении трех взаимосвязанных задач:
подготовка программ информатизации учреждений образования, эффективность их реализации ;
мониторинг развития процессов информатизации образования;
Каждая из фокусных школ подготавливает по заданной форме свою «историю»: описание опыта информатизации школы. Подготовленные истории проходят необходимое редактирование, и на их основе формируется база данных с описанием опыта информатизации фокусных школ.
Каждая школа, команда которой разрабатывает программу информатизации и которая желает воспользоваться этим опытом, подготавливает анкету с ответами на вопросы для отнесения ее к одному из кластеров пространства состояний. После выполнения кластеризации, для нее автоматически подготавливается индивидуальная справочная форма, позволяющая сопоставлять данную школу с фокусными школами и содержащая ссылки на соответствующие записи базы данных с описанием опыта информатизации фокусных школ.
Справочная форма содержит :
(1) описание школы (готовится на основе представленной школой анкеты);
(2) список, фокусных школ (со ссылками на их Историю) отсортированных по дельта-близости;
(3) «закладки» для перехода к данным о различных группах (кластерах) школ.
Использование К-модели очень широко распростронено в странах СНГ. К-модель дает возможность:
(1) оценить состояние отдельной школы в пространстве информатизации на основе формальных параметров;
(2) фиксировать изменение состояния отдельной школы в пространстве информатизации во времени;
(3) выделять в этом пространстве устойчивые переходы, которые соответствуют направлениям преобразований, характерным для многих школ в условиях информатизации образования, а также определять ориентиры развития школ;
К-модель помогает оказывать методическую поддержку работникам школ (членам школьных команд):
(1) при анализе ими текущего состояния информатизации своих школ,
(2) при изучении и использовании ими опыта других школ в процессе разработки своих программ развития (информатизации).
К-модель позволяет включить в рассмотрение большие совокупности регулярно обновляемых данных об информатизации школ.
Кластерная модель преобразований школы в условиях информатизации образования
Информатизация школы – многоступенчатый процесс. По мере его развития могут неоднократно меняться и уточняться цели и задачи, смещаться акценты. Есть все основания полагать, что данный процесс будет продолжаться еще не одно десятилетие, сопровождаемый периодическим обновлением технологической базы, подталкиваемый формированием и объективизацией возникающих на наших глазах новых культурных инструментов, разработкой и массовым освоением новых педагогических технологий, обновлением содержания, методов и организационных форм работы массовой школы. В краткосрочной перспективе он является процессом целенаправленным и контролируемым в той или иной мере соответствующими локальными программами информатизации (развития) школы. В долгосрочной перспективе он развивается скачкообразно и трудно прогнозируем.
Современная образовательная система уже пережила несколько волн информатизации школы. Сегодня она находится на пороге новой волны, связанной с распространением модели «1:1»5. В этих условиях планирование развития образования от достигнутого уровня мало результативно. Необходим программный (проектный) подход, который отвечает требованиям целенаправленных преобразований школы в условиях информатизации образования. Его контуры уже намечены в рамках Национального приоритетного проекта «Образование» и других долгосрочных проектов преобразования школы. Создаваемая модель преобразований школы в условиях информатизации образования должна обеспечить поддержку процессов выработки и принятия управленческих решений по развитию школы в рамках проектного подхода.
В настоящее время уже есть реальные примеры того, как информатизация школы помогает превратить ее отдельные институты в обучающиеся организации (п. 1.3.2). Желательно, чтобы разрабатываемая модель преобразований школы в условиях информатизации образования также поддерживала этот важный тренд.
Обсуждение информатизации образования как инновационного процесса показывает, что, подобно другим средствам, ИКТ сами по себе нейтральны к области и способу их применения. Новые информационные технологии также безразличны к объему и глубине проводимых с их помощью педагогических инноваций. Выбор остается за человеком, который, как и всякая «целеполагающая система», приспосабливает новые средства для достижения своих целей.
В настоящее время информатизация школы – одна из основных областей педагогических инноваций. Она привносит в школу современную производственную культуру и инструменты из других областей человеческой деятельности (автоматизированное производство и проектирование, современные методы научных исследований, информационное обслуживание и т.п.). Информатизация меняет представление о том, как должны выглядеть: рабочие места учителя и школьника; способы построения школьной информационной среды; образовательное окружение; совместная работа участников учебно-воспитательного процесса. В ходе информатизации школы формируется эффективная система управляемого развития (обновления) образовательных учреждений.
Одни и те же средства могут способствовать существенному обновлению работы школы, ограниченно повлиять на ее работу либо не оказать вообще никакого влияния. Поэтому для оценки состояния информатизации образовательного учреждения, наряду с показателями наличия и/или доступности средств ИКТ, необходимы показатели, которые учитывают изменения
Как показывает анализ, информатизация образования не ограничивается заменой действующих в школе педагогических практик на аналогичные практики, которые осуществляются с использованием ИКТ. Изменение диапазона форм и методов образовательной работы, которые применяются в школе при поддержке ИКТ-насыщенной образовательной среды, – одна из важных черт развития процесса информатизации образовательного учреждения. Этот феномен следует учитывать при построении модели преобразований школы в условиях информатизации образования.
Инновации в школе с ИКТ-насыщенной образовательной средой вынуждают планировать освоение средств ИКТ вкупе с новой организационной (производственной) культурой, которая присуща современному высокотехнологичному производству. Данная культура включает в себя, в том числе, использование процедуры коллективной работы, выработки и принятия решений. Она включает создание атмосферы сотрудничества, воспитание высокой индивидуальной ответственности, внимания к мелочам и т.п. Множественные инновации в процессе информатизации школы складываются в поток образцов, что в определенной степени соответствует базовой модели, которая принята в меметике (п. 1.2.3). Такие изменения происходят на разных уровнях и касаются различных подсистем образовательного производства, однако эти изменения еще недостаточно изучены и систематизированы.
Что касается методологии, то уже разработаны методы и инструменты для систематического изучения уникальных развивающихся объектов, и педагогика может их использовать. Сегодня у нас есть все основания рассматривать информатизацию школы не только как искусственный, но и как естественный феномен. Он естествен в той мере, в какой можно предсказывать его развитие (используя фиксированные граничные условия), и искусствен в той мере, в какой этим развитием (меняя граничные условия в пределах наших возможностей) можно управлять. Подобный подход требует, чтобы каждый раз позиция и ценностная ориентация исследователя соответствующих процессов была в явном виде фиксирована.
Таким образом, для «схватывания» процесса информатизации школы необходимо по крайней мере два языка, один из которых применяется для описания этого процесса как естественного феномена (когда фиксируются состояния и последовательность изменений системы в онтологии), а другой – для описание этого процесса как процесса планирования и осуществления соответствующих изменений реально действующими акторами.
Информатизация школы – уникальный стремительно текущий процесс. Поэтому исследовательские программы в явном виде должны учитывать быстрые изменения в образовании и обществе, провоцируемые развитием ИКТ. Чтобы получаемые результаты имели практическое приложение, само исследование целесообразно включать в проектную структуру управляемого развития школы (на разных уровнях).
Анализ показывает, что при рассмотрении информатизации школы как естественного процесса адекватным методом исследования может стать моделирование, которое позволяет изучать этот процесс в динамике.
Во второй главе «Модели процесса преобразования школы в условиях информатизации образования» обсуждаются существующие модели процесса информатизации школы и их применение в решении практических задач. На этой основе и с учетом выводов к первой главе строится содержательное описание Кластерной модели преобразований школы в условиях информатизации образования.
Моделирование представляет собой одну из ключевых категорий современной теории познания и исследовательской практики (Глушков В.М., Самарский А.А., Журавлев Ю.И. и др.), широко обсуждается в педагогической науке (Гершунский Б.С., Дахин А.Н., Краевский В.В., Плотинский Ю.М. и др.). Более тридцати лет назад автор внес свой вклад в эту область, обосновав и продемонстрировав использование информационного моделирования в качестве одного из методов дидактических исследований6.
Сегодня информационное моделирование стало самостоятельным научным направлением. Оно широко применяется при исследовании сложных систем, имеет устоявшиеся процедуры и техники, на которые опирается и настоящее исследование. Однако до последнего времени попыток разработать информационные модели процесса информатизации (или развития) школы не предпринималось. Весь накопленный опыт исследования данного процесса ограничивался нарративными моделями.
В данной главе рассмотрены три группы известных описаний (моделей) процесса информатизации. Описания первой группы (п. 2.2) делают основной акцент на развитии в школе ИКТ-насыщенной образовательной среды. Вторую группу составляют обобщенные описания преобразований школы в условиях информатизации образования (п. 2.3), как то: описание процесса в «Программе внедрения ЭВМ в сфере народного образования в СССР», «Сценарии развития школы в странах ОЭСР», «Модель ЮНЕСКО» и «Линейное описание процесса информатизации отечественной школы». К третьей группе относятся практико-ориентированные описания процесса информатизации школы, которые обслуживают соответствующие процессы принятия решений (п. 2.4). Среди них «Московская таблица» и «Матрица BECTA» – хорошие примеры современных инструментов для оценки и планирования процесса информатизации школы.
Анализ моделей информатизации школы, делающих акцент на развитии в школе ИКТ-насыщенной образовательной среды, показывает следующее.
1) Описание информатизации школы, исходящее из развития ее ИКТ-среды, является односторонне нарративным. Фиксация текущих процессов информатизации школы здесь не является определяющей, а трудности, с которыми сталкиваются образовательные учреждения, объясняются недостаточно последовательной разработкой и реализацией соответствующих программ и проектов. Опыт информатизации школы изучается для того, чтобы выделить ИКТ-поддержанные педагогические практики, которые могут представлять интерес для других образовательных учреждений. В центре внимания исследователей находятся те школы, которые лидируют в сфере применения новых информационных технологий.
2) ИКТ-среда современной школы наследовала потенциал компьютерных классов. Модель «1:1» строится на потенциале, который школа накопила в процессе развития ИКТ-насыщенной образовательной среды. Смешанное обучение, новые модели сетевой школы и другие новые элементы также развиваются на основе всего предшествующего опыта.
3) Кластерная модель преобразований школы в условиях информатизации образования должна включать в себя показатели уровня развития ИКТ-среды образовательного учреждения.
Рассмотрение материалов «Программы внедрения ЭВМ в сфере народного образования в СССР», которая разрабатывалась два десятилетия назад, позволяет констатировать следующее.
1) Тенденции, заложенные в этой программе во второй половине 80-х годов, в основных чертах сохраняются и поныне. Программа хорошо соответствовала трем общепризнанным стадиям внедрения технологий (замена существующих средств учебной работы; переходный период; преобразование существующих средств учебной работы). Представление о трех стадиях целесообразно было учесть при разработке Кластерной модели преобразований школы в условиях информатизации образования.
2) Описания преобразований школы в условиях информатизации образования в виде программ развития малопригодны для использования за пределами этих программ. Они прескриптивны и сильно привязаны к местным особенностям, а их предсказательная сила сравнительно невелика, так как их сравнительное изучение затруднено даже апостериори.
В конце 90-х годов Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определила «Сценарии развития школы в странах ОЭСР», выделив шесть возможных сценариев на долгосрочную перспективу. Это консервативные сценарии: (1) сохранение бюрократизированной школьной системы и (2) усиление рыночной ориентации школы; сценарии трансформация школы: (3) школа как центр местного сообщества и (4) школа как место учения на протяжении всей жизни; сценарии размывания школы: (5) сети учащихся и сетевое сообщество и (6) «исход» учителей (кризисный сценарий). Анализ сценариев свидетельствует, что каждый из них включают вопросы применения средств ИКТ для решения проблем меняющейся школы. Это еще раз подтверждает вывод о том, что информатизация школы сегодня составляет основное содержание идущих в ней инновационных процессов. Каждый сценарий можно в равной мере рассматривать и как сценарий развития школы, и как специфический сценарий ее информатизации. Вместе с тем сценарии сами по себе слишком общи и недостаточны, чтобы определять специфические цели и задачи информатизации школы в отдельных регионах, не говоря уже об отдельных образовательных учреждениях. Здесь требуются и другие инструменты, которые особенно важны при среднесрочном планировании.
Анализ таких распространенных нарративных моделей информатизации школы, как «Модель ЮНЕСКО» и «Линейное описание процесса информатизации отечественной школы», позволяет сделать следующие выводы.
1) «Модель ЮНЕСКО» вполне применима для качественного обсуждения вопросов информатизации школы. При этом школы, находящиеся, в соответствии с моделью, на одном и том же этапе развития (и придерживающиеся аналогичных подходов в своем развитии), могут достаточно сильно различаться. Хотя отнесение школы к определенному этапу является приблизительным, оно может помочь педагогам в определении ориентиров, а также в уточнении (детализации) разработанной экспертами ЮНЕСКО Программы повышения квалификации педагогов.
2) «Линейное описание» использует схему периодизации, состоящую из четырех этапов. Эта схема позволяет сравнительно легко оценить, насколько продвинулся процесс информатизации образования в школе, районе, городе или регионе. «Линейное описание», как и «Модель ЮНЕСКО», дает возможность отнести школы к той или иной группе, к тому или иному этапу всего по нескольким признакам. Однако это ее достоинство является одновременно и ее недостатком, поскольку упрощение сложного процесса развития школы может привести к недоразумениям и даже ложным оценкам. Четырехэтапная периодизация провоцирует рассматривать информатизацию школы как последовательный процесс, который неизбежно начинается с введения курса информатики. Но это не всегда так.
«Модель ЮНЕСКО» и «Линейное описание процесса информатизации отечественной школы» – одномерные модели. Они описывают процесс в его основных чертах. Для практической работы более ценными являются модели, фиксирующие в явном виде спектр задач, решение которых позволяет перевести образовательное учреждение из одного состояния в другое. Рассмотрение таких практико-ориентированных описаний процесса информатизации школы, как «Московская таблица» и «Матрица BECTA», показывает следующее.
1) В «Московской таблице» состояния определены через перечень моделей использования ИКТ в учебном процессе. Предполагается, что все возможные состояния информатизация школы расположены в пространстве, размерность которого соответствует количеству возможных моделей. Информатизация завершена, если все педагоги школы освоили и применяют все перечисленные в «Московской таблице» модели использования ИКТ в учебном процессе. Количество используемых в данной школе моделей и количество вовлеченных в эту работу педагогов позволяют найти место школы в пространстве информатизации и определить, сколь интенсивно идет в ней этот процесс.
2) «Московская таблица» поддерживает процессы централизованного планирования и управления, однако она недостаточно учитывает инициативные действия отдельных учителей и педагогических коллективов, когда эти действия выходят за рамки централизованно поддерживаемых моделей. Кроме того, данный подход малопригоден, если перечень возможных моделей использования ИКТ в учебном процессе заранее не фиксирован.
3) «Матрица ВЕСТА» (Великобритания) сравнивает школы с «эталонной моделью», где все решения, позволяющие наиболее эффективно использовать ИКТ для достижения педагогических результатов, воплощены в жизнь. Пространство состояний информатизации школы описывается здесь пятнадцатью измерениями, по каждому из которых соответствующая переменная может принимать до пяти значений. Таким образом, определятся, насколько далеко зашел процесс информатизации в конкретной школе.
4) «Матрица ВЕСТА» дает возможность работникам школы оценивать состояние процесса информатизации в своем образовательном учреждении, то есть она позволяет определять, насколько состояние информатизации их школы далеко от эталонной модели, и сравнивать его с состоянием информатизации других школ. Кроме того, она помогает выработать конкретные действия по улучшению состояния информатизации школы и установить необходимый объем и направления будущих финансовых вложений. «Матрица ВЕСТА» – гибкий инструмент самооценки, который помогает школам развиваться в своем собственном темпе, фокусироваться на тех звеньях информатизации, которые важны в их конкретных условиях.
5) Анализ показывает, что возможности применения «Матрицы ВЕСТА» в условиях России ограничены. Подобно «Московской таблице», «Матрица ВЕСТА» – прескриптивный инструмент. Она основана на фиксированном образе желаемого будущего (эталонная модель) и предлагает всем школам двигаться в этом направлении. Механизмы уточнения эталонной модели в саму модель не встроены. Для долгосрочной перспективы, где эталонное состояние школы задать невозможно, представления разработчиков «Матрицы ВЕСТА» об эталонной модели могут оказаться недостаточно обоснованными. Быстрое развитие процессов информатизации школы вынуждает разработчиков каждые несколько лет пересматривать саму модель.
6) Большинство реализованных в «Матрице ВЕСТА» идей связаны с ее использованием в качестве инструмента оценки текущего состояния и разработки программ информатизации школы. Выделенные здесь аспекты и индикаторы, которые фиксируют состояние информатизации образовательного учреждения, были учтены при разработке Кластерной модели.
Анализ нарративных моделей процесса информатизации школы, а также изучение современных представлений об этом процессе, методологии и методах его исследования (см. главу 1) позволили построить Кластерную модель (К-модель) преобразований школы в условиях информатизации образования, которой посвящено данное исследование.
К-модель опирается на представление о том, что каждое образовательное учреждение в процессе информатизации последовательно переходит из одного состояния в другое (или ее состояние остается без изменения). Чтобы оценить состояние информатизации школы (сравнить ее текущее состояние с неким эталонным), необходимо иметь эталонную модель. В К-модели априорно заданные эталонные состояния информатизации школы отсутствуют. В этом ее принципиальное отличие от прескриптивных моделей, в основе каждой из которых лежит свое априорное представление о том, чем должен завершиться процесс информатизации школы. Эти модели провоцируют работников школы следовать заданному в них идеалу. Тем самым реальность школы описывается (огрубляется), исходя из предложенной модели. Одновременно работники школы начинают изменять свое поведение и изменять школу в соответствии с данной моделью.