классификация это какой метод познания
ЕГЭ. Познание. Тема 5. Научное познание
Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания
Принципы научного познания (то есть исходные положения, правила, на которых строится научная деятельность)
Уровни научного познания
Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.
Эмпирические методы научного познания
Пояснение.
Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.
Теоретические методы научного познания
Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить достоверные научные знания.
Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями буквально на каждом учебном предмете, а вы в школе получаете первичные навыки их использования в процессе познания мира.
Формы научного познания
Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.
Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли — это научный факт.
Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Философия науки
Тема 7. Методы научного познания: классификация, характеристика. Методы эмпирического исследования
1. Методы научного познания: классификация, характеристика. Методы эмпирического исследования
2.Виды методов научного познания.
3.Функции методов научного знания.
Метод – средство познания (как лопата: если применяют – хорошо, если нет- плохо, перестает быть орудием). Более сложное определение: метод – система приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Аспекты метода: предметно-содержательный (в нем отражено представление о предмете исследования); операциональный (метод содержит совокупность требований, которые характеризуют порядок познавательных операций); аксиологический (характеризует степень его надежности, экономичности, эффективности).
Пример развития метода. Эмпирический уровень (что-то разделяем); теоретический уровень – обобщение: делить можно все; метатеоретический – получаем метод – «анализ» (свойство становится средством).
2.Виды методов научного познания.
Выделяют приемы и методы научного познания. К приемам относятся:
Анализ и синтез. Анализ – прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения. Синтез – противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей в целое с целью получить знание о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют ранее выделенные в анализе части в одно целое.
Индукция («наведение») – мысль движется от частного (знание фактов) к общему (законам). Дедукция – мысль идет от знания общего к знанию частного.
Аналогия – прием, в котором по сходству объектов в некоторых признаках делают вывод об их сходстве в иных отношениях.
Методы научного познания.
Измерение – важная форма наблюдения. Это – процесс определения отношений одной измеряемой величины, характеризующий изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. Пример – измерение роста или веса человека.
Эксперимент – активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Связывает эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Виды эксперимента: 1) исследовательский (поисковый), нацеленный на обнаружение новых свойств объекта; 2) проверочный (контрольный), нацелен на проверку гипотез (может быть подтверждающим, опровергающим, решающим); 3) воспроизводящий; 4) изолирующий; 5) качественный (количественный); 6) физический, химический, биологический, социальный.
Мысленный эксперимент. Если в реальном эксперименте ученый для воспроизведения, изоляции или изучения свойств какого-либо явления ставит его в реальные физические условия и варьирует их, то в мысленном эксперименте эти условия являются воображаемыми, но воображение при этом строго регулируется известными законами науки и правилами логики.
Гипотеза – метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущих к установлению законов, принципов, теорий.
Методологический плюрализм. Сколько наук – столько методов.
Бинарный подход. Есть методы естественных наук и методы гуманитарных наук. Между ними нет ничего общего. Так, неокантианцы (В.Виндельбанд и Г. Риккерт) выделяли номотетические и идиографические методы.
Тройственный подход, который наиболее распространен. 3 группы методов: специальные, общенаучные, универсальные.
Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук. Примеры: спектральный анализ в физике и химии, метод статистического моделирования, микроскопия.
Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Примеры: эксперимент, наблюдение, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному.
Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности (с учетом их специфики). Примеры: диалектический метод, принцип историзма и т.д.
3.Функции методов научного знания.
Есть мнение, что заниматься методологией –бесмысленное занятие. Из философов об этом говорят постмодернисты (Ж. Делез, Ж.Деррида). Эта позиция неправильна. Методы нужны для упорядочения системы познания, придания ему единства. Пример: дорога со светофором и без него.
Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды.
Содержание:
↑ Научное познание. Особенности научного познания
Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания:
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
↑ Уровни и формы научного познания
Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).
Формы научного познания:
Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)
Формы научного познания:
Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).
Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.
Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.
↑ Методы научного познания
Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.
Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.
Метод (от гр. — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).
Характеристики научного метода: строгость и объективность.
Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.
С помощью метода наблюдения познаются и открываются новые факты об окружающем мире. Эти факты образуют первичную научную информацию, которая впоследствии помогает объяснить многие процессы и явления, происходящие в природе. Результаты данного метода будут зависеть не только от познаваемого объекта, но и от уровня знаний и опыта исследующего.
Эксперимент представляет собой довольно глубокий, комплексный, действенный и результативный практический метод познания. Его отличительными особенностями является то, что исследователь способен изменить ход эксперимента, его условия, а при необходимости и остановить его. Различают естественный эксперимент (происходит в естественных условиях) и лабораторный (происходит в искусственных условиях).
Любой эксперимент может быть проведен как с натуральным, естественным объектом, так и с его макетом, искусственным заменителем. В основном это происходит тогда, когда изучение объекта в его естественной среде невозможно по какой-либо причине, как, например, исследование атмосферных явлений, комет и мн. др. Создание таких моделей называется моделированием.
Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.
Измерение — это исследование, которое заключается в определении числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких как, метр, грамм, литр и т п.
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза — органическая, внутренне необходимая.
Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.
Универсальным методом научного познания является аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
Абстракция (от лат. — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.
К универсальным методам познания также относится идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.
К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.
Описание исторического процесса во всём его многообразии, с учётом его неповторимых, индивидуальных особенностей.
Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории
Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.
Формализация (от лат. — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам. Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.
Виды и формы познания мира
Определение познания
Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.
Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.
Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.
Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:
Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.
Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.
Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.
Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.
У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.
Чувственное познание
Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.
Рациональное познание
Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.
Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.
Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.
Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
То, которое получается по аналогии.
Сравнение чувственного и рационального познания
Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.
Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Опора на результаты чувственного познания.
Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Основные виды и формы знаний
Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.
Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).
Практическое — овладение вещами, преобразование мира.
Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.
Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.
Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:
Методы и формы научного познания
Методология – учение о методах познания и преобразования действительности, способах получения нового знания.
Современная философия строится таким образом, что методология выходит на первый план и фокусирует на себе главные проблемы. Методология делится на две части: первая – описательная, которая поясняет, как работает знание, а вторая – нормативная – определяет правила для адекватного достижения знания и задаёт идеальные образы действия.
Метод – совокупность мыслительных и практических правил и приёмов, которые позволяют получить желаемый результат.
Итогом применения метода является знание или изменение положения дел в реальном мире.
В философии и науке применяются следующие универсальные приёмы:
Анализ и синтез чаще всего применяются в совокупности, потому что их единство помогает установить существенные связи и приобрести новое знание.
В данном контексте, идеальные образы – это не просто фикции, это исключительные случаи, выражающие реальную связь и отношения, тем самым позволяющие познать реальные предметы и явления.
Итог таков, что философию и науку объединяют общие мыслительные приёмы, но для науки ещё характерно использование практических методов.
Классификация научных методов зависит от уровня научного знания, на котором они применимы.
Методы эмпирического уровня познания
К основным методам эмпирического уровня науки можно отнести наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – это совокупность целенаправленных действий человека, которые направлены на фиксирование существенных свойств объекта или явления, а также на установление их связи с другими объектами и явлениями.
Наблюдение как метод всегда запланировано и протекает по определённой схеме. Результаты наблюдения в большинстве своём зависят от того, насколько корректно и правильно составлен план и поставлены задачи. Наблюдение носит избирательный характер, а чистых, не связанных с какой-либо теорией наблюдений не существует в природе.
А. Эйнштейн говорил: «Только теория определяет, что можно наблюдать».
Эксперимент – это метод исследования, который осуществляется при помощи запланированных изменений объекта для выявления его свойств и отношений с другими объектами.
Эксперимент отличается от наблюдения тем, что он подразумевает активное участие учёного в его проведении. Эксперимент проводится в заданных условиях, которые при необходимости можно воспроизводить бесчисленное множество раз, с целью проверки полученных результатов. Эксперимент позволяет выявлять те свойства и отношения объекта, которые недоступны в обычных условиях.
Эксперимент тесно связан с теорией, гораздо более плотно, нежели наблюдение. Его проводят с целью подтверждения или опровержения конкретных теоретических утверждений или гипотез. Исход эксперимента во многом зависит от того, какие поставлены цели, как составлен план и какие теоретические данные хотят подтвердить или опровергнуть посредством его проведения. Стоит заметить, что никакой эксперимент не способен окончательно подтвердить или опровергнуть теорию. Существует специфическая форма эксперимента – мысленный эксперимент. Он проводится путём воображения объектов экспериментирования.
Данные, которые учёный смог получить посредством эксперимента и наблюдения нуждаются в фиксировании. Отсюда ещё один метод эмпирического уровня – описание. Оно должно быть точным и правдивым, мысли излагаются максимально понятным языком, поскольку на его основе в последующем провести систематизацию полученного знания. В наблюдении и эксперименте сосредоточены факты, которые соответствуют достоверному положению дел в действительности. Суть этих двух методов в том, чтобы выявить закономерные связи между известными фактами и спрогнозировать новые. Фак действительности может стать научным, только в том случае, если он обоснован теоретически, связан с иными фактами и обоснованно вписан в рациональную систему.
Методы теоретического уровня познания
К методам теоретического уровня познания относятся:
Дедукция – метод познания, который предполагает выделение из общего положения частного.
Дедукция часто называют методом от общего к частному. Она предоставляет достоверное знание, однако её результаты носят тривиальный характер, иными словами не обеспечивают серьёзного прироста знания. Этот метод зачастую используется для прояснения и уточнения общепринятого знания. Одним из видов дедукции является силлогизм – умозаключение, в котором на основе двух суждений выводится третье.
Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен.
Дедуктивный метод предполагает, что из двух истинных посылок обязательно вытекает истинное заключение, т.е. если дедукция построена верно, то она гарантировано даёт истинный вывод.
Индукция – это метод познания, согласно которому новое общее положение вытекает из нескольких частных, это ещё и передох мысли от фактов к общим утверждениям, исходя из этого индукцию называют выводом от частого к общему.
Сократ смертен. Платон смертен. Аристотель смертен. Сократ, Платон и Аристотель – философы. Следовательно, все философы смертны.
Результат индуктивного вывода носит правдоподобный характер, но не всегда достоверный. В отличие от дедукции результаты индукции не предоставляют истинного знания. Достоверными могут быть только результаты полной индукции, которая является выводом об общем на основе знаний обо всех частных случаях внутри общего. Однако в реальной жизни полной индукции практически невозможно представить, из-за неосуществимости наблюдения за всеми частными случаями, которые необходимы для данного заключения. Чаще всего индуктивный вывод делается на основе знания о части случаев. Важно отметить, что индуктивный метод не исключает ошибочных выводов.
Сократ – человек. Платон – человек. Аристотель – человек. Сократ, Платон и Аристотель – философы. Следовательно, все люди – философы.
О неполной индукции много говорили философы Нового времени, они пытались найти способы, которые повысят степень достоверности индуктивного вывода. Немаловажен тот факт, что именно индуктивный метод даёт в науке прирост нового знания, даже с учётом не абсолютной достоверности, а всего лишь правдоподобности выводов.
Аналогия – это метод познания, который даёт возможность, основываясь на сходствах объектов по некоторым признакам, сделать вывод об их похожести по иным.
Часто можно услышать, что аналогию называют выводом от единичного к единичному или от частного к частному. Предметы, относительно которых совершается аналогия, могут быть реальными или вымышленными.
На Солнце есть химический элемент гелий. Солнце и Земля относятся к одной и той же планетарной системе, у них сходный химический состав. Следовательно, на Земле должен быть гелий.
Этот вывод посредством аналогии оказался истинным, а дальнейший опыт подтвердил, что он таков. Интересно, что открытие гелия на Земле, действительно произошло только после того, как он был обнаружен на Солнце.
Метод сравнения является близким к аналогии, он также помогает выявить сходства, как и аналогия, но при этом ещё помогает установить различия. Аналогия и сравнения не могут ясно объяснять предметы и явления, скорее служат для установления дополнительных связей и отношений между объектами. Эти методы активно используют учёные для развития научного знания.
К распространённым методам теоретического познания относится моделирование.
Моделирование – это оперирование объектом, который является аналогом другого объекта, однако по каким-то причинам, находится в недосягаемости для проведения определённых манипуляций.
Моделирование позволяет проникнуть в недоступные свойства предметов и явлений, посредством использования их аналогов. Вывод о свойствах оригинала, делается на основе тех знаний, которые были получены при манипуляциях с моделью.
Для строительства зданий или мостов, архитекторы изначально создают их модели, чтобы изучить возможные свойства.
Для науки очень важен правильный выбор метода. Неадекватный метод может привести исследование к ошибочным выводам или вовсе к провалу. В свою очередь, правильный метод, помогает исследователю устанавливать новые связи между предметами и явлениями, тем самым устанавливать новые закономерности. Не стоит полагать, что успех всего исследования зависит только от метода, однако его правильный выбор, несомненно, важен.