классическая нейропсихологическая диагностика проводится с детьми какого возраста

Классическая нейропсихологическая диагностика проводится с детьми какого возраста

классическая нейропсихологическая диагностика проводится с детьми какого возраста. картинка классическая нейропсихологическая диагностика проводится с детьми какого возраста. классическая нейропсихологическая диагностика проводится с детьми какого возраста фото. классическая нейропсихологическая диагностика проводится с детьми какого возраста видео. классическая нейропсихологическая диагностика проводится с детьми какого возраста смотреть картинку онлайн. смотреть картинку классическая нейропсихологическая диагностика проводится с детьми какого возраста.

Нейропсихология – область медицинской психологии, изучающая мозговую организацию психической активности человека в период его развития — с момента рождения и на протяжении всего периода взросления – вплоть до достижения человеком зрелого возраста и возможности применения этих знаний для диагностики и реабилитации когнитивных функций человека.

На основании качественного анализа разных типов ошибок, допускаемых ребенком при выполнении нейропсихологических тестов, способов их коррекции, можно выявить весь спектр возможных нарушений в зависимости от уровня сформированности тестируемой функции, зону ее ближайшего развития, а также состояние различных звеньев в структуре отдельной психической функции и других функций, с которыми она имеет общие звенья.

Очень большое значение имеет ранняя нейропсихологическая диагностика латентных отклонений в развитии для своевременного применения мер превентивного(предупреждающего) лечения и коррекции.

Какие же дети особенно нуждаются в консультации нейропсихолога?

Дети, у которых наблюдаются следующие отклонения:

Нейропсихологическая диагностика дает возможность родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности.

Нейродиагностика включает исследование:

Нейропсихологическая диагностика (нейродиагностика) детей и подростков

Пройти нейродиагностику у детского нейропсихолога полезно любому ребенку от 3 до 14 лет, и особенно необходимо детям со сложностями в поведении и усвоении школьной программы (письмо, чтение, счет): своевременная нейропсихологическая диагностика и коррекция поможет им преодолеть эти трудности.

Нейропсихологическая диагностика детей младшего возраста, дошкольников и младших школьников производится в игровой форме и всегда в присутствии родителей или законных представителей.

Нейродиагностика проходит в отдельном кабинете, оборудованным всем необходимым для проведения всесторонней и полноценной диагностики, в дружественной и спокойной атмосфере.

Наши преимущества:

Главная задача специалистов нашего Центра психологии и нейропсихологии PsyMed — психологов, нейропсихологов, дефектологов, помочь справиться ребенку с возникающими трудностями в развитии, сложностями в поведении и усвоении школьной программы (письмо, чтение, счет), развить у ребенка сильные стороны личности, научить ребенка правильно пользоваться своими ресурсами для преодолении возникающих жизненных трудностей. Своевременная нейропсихологическая и психологическая диагностика, а также коррекция поможет ребенку развить и закрепить умения и навыки, чтобы двигаться к успеху.

Источник

Нейропсихологическая диагностика. Что это? Нужна ли моему ребенку?

классическая нейропсихологическая диагностика проводится с детьми какого возраста. картинка классическая нейропсихологическая диагностика проводится с детьми какого возраста. классическая нейропсихологическая диагностика проводится с детьми какого возраста фото. классическая нейропсихологическая диагностика проводится с детьми какого возраста видео. классическая нейропсихологическая диагностика проводится с детьми какого возраста смотреть картинку онлайн. смотреть картинку классическая нейропсихологическая диагностика проводится с детьми какого возраста.

В данной статье мы расскажем вам про нейропсихологическую диагностику в детском возрасте. Для большего понимания начнем с примеров.

Приходит на прием к нейропсихологу в наш Центр детской нейропсихологии «Альтера Вита» мама с сыном Антоном семи лет. Мама переживает, что у Антона «совершенно нет памяти, он ничего не запоминает». Ребенок, со слов мамы, не может вспомнить, что задали на дом, что попросила учительница Вера Сергеевна принести на завтрашний урок труда.
Безусловно, все это очень усложняет жизнь.

Мама – женщина современная, активная и образованная, поняв, что у сына есть проблемы, занималась с ним самостоятельно, благо сейчас в интернете можно найти много полезной информации. Водила его в развивающий клуб в соседнем доме, где с Антоном занимались развитием памяти. Прошел год, но, как говорится, а воз и ныне там. Ничего не изменилось. Как не помнил, так и не помнит.

Другая мама пришла к нам с дочерью Лизой восьми лет. Девочке тяжело дается русский язык. Знает правила, но упорно пишет с ошибками, да еще и почерк оставляет желать лучшего. Мама тоже не сидела сложа руки, и не ждала, что все каким-то чудесным образом пройдет само, «перерастет». Лиза занималась с логопедом, с репетитором, честно делали работы над ошибками, прописывая по несколько строчек «проблемные» слова. Но результат очень слабый, не тот, который хотелось бы видеть.

Нейропсихолог в обоих случаях провел нейропсихологическую диагностику. По итогам проведенных специальных нейропсихологических проб выяснилось следующее.

У Антона уровень развития памяти полностью соответствует возрастным нормам. Вот так неожиданность для мамы! Так в чем же тогда причина такой забывчивости мальчика? А причина оказалась в низких нейродинамических показателях. Проще говоря, у Антона повышенная утомляемость, он быстро устает и его мозгу не хватает сил, чтобы все свои функции реализовывать в полной мере. В момент, когда учительница просит запомнить материал, Антон «выключен», он ее не слышит. А когда не услышал, то и вспомнить нечего. Потому и не дали положительных результатов занятия по развитию памяти. С памятью то у мальчика и так все хорошо. В данном случае нужно повышать нейродинамику, тогда и ситуация исправится.

В случае Лизы нейропсихологическая диагностика показала, что у девочки есть трудности в двигательной сфере, ей сложно красиво писать из-за того, что еще не до конца развиты структуры головного мозга, отвечающие за графомоторные навыки, в частности, плавность перехода от одного элемента к другому. Плюс у Лизы, как и у Антона, низкие нейродинамические показатели, да еще и наблюдаются сложности с контролем. Поэтому девочка знает правило, но у нее уходит много сил, чтобы написать само слово (слабость двигательной сферы), она истощается на этом (низкая нейродинамика) и у нее не включается «сигнал» к применению правила (слабость контроля). Соответственно, в случае с Лизой, мы будем повышать нейродинамические показатели, развивать контроль и двигательную сферу.

С Антоном и Лизой нейропсихологи нашего Центра провели курс занятий нейропсихологической коррекции. Результаты были ощутимы и заметны как самим ребятам, им стало легче учиться, и у них появился интерес к школьным занятиям, так и учителям и родителям. Улучшились оценки и в целом поведение детей.
На примере ребят мы хотели наглядно показать точность, а соответственно важность и нужность своевременного обращения к нейропсихологу.

Итак, какие же задачи решает нейропсихологическое обследование?

— описание индивидуальных особенностей и уровня развития психических функций ребенка (памяти, речи, внимания, мышления, пространственных представлений, двигательной сферы и пр.). Как известно, одинаковых людей не бывает: кому-то проще запоминать информацию на слух, а кому-то, увидев материал. Все зависит от того, какой вид памяти доминирует у человека. Такие особенности можно определить с помощью нейропсихологической диагностики, что в свою очередь поможет родителям и самому ребенку организовать процесс обучения наиболее оптимально. На консультации после проведенной диагностики нейропсихолог, например, порекомендует, как лучше ребенку запоминать материал и какой ему подойдет режим занятий.

— определение несформированного блока мозга (всего их три: 1- энергетический блок, 2- блок переработки и хранения информации, 3 – программирования и контроля), «слабых» психических функций и их влияния на другие психические функции.

— определение сформированных, «сильных» психических функций, которые станут опорой в коррекционно-развивающих занятиях. С помощью них мы будем развивать «слабые звенья».
Исходя из результатов диагностики, нейропсихолог может определить первопричины различных трудностей: школьной неуспеваемости; трудностей в овладении письмом, чтением, счетом и пр. Провести курс коррекционно-развивающих занятий, способствующий устранению причин, препятствующих реализации потенциала ребенка. Такие занятия проводятся по индивидуально составленной программе для каждого ребенка с учетом его личностных особенностей.

Вот почему так важно своевременно обратиться за помощью к специалисту.

Источник

Детский нейропсихолог

классическая нейропсихологическая диагностика проводится с детьми какого возраста. картинка классическая нейропсихологическая диагностика проводится с детьми какого возраста. классическая нейропсихологическая диагностика проводится с детьми какого возраста фото. классическая нейропсихологическая диагностика проводится с детьми какого возраста видео. классическая нейропсихологическая диагностика проводится с детьми какого возраста смотреть картинку онлайн. смотреть картинку классическая нейропсихологическая диагностика проводится с детьми какого возраста.

Детский нейропсихолог может помочь, если ребёнок:

Нейропсихологическую диагностику рекомендуется проводить детям с трудностями обучения и поведения по назначению лечащего врача. Нейропсихологическая диагностика подходит для детей дошкольного и школьного возраста.

Нейродиагностику рекомендуется проводить детям у которых возникают сложности в освоении школьной программы (чтение, счет, письмо), трудности концентрации внимания. Своевременное обращение к специалисту поможет вовремя скорректировать подобные проблемы, улучшить адаптацию к школьному процессу, повысить успеваемость.

Детский нейропсихолог: с какими проблемами стоит обращаться

Детский нейропсихолог – это клинический психолог, основной задачей которого является помощь детям с трудностями обучения, социально-бытовой адаптации, нарушениями поведения. Специалист может помочь подобрать коррекционно-развивающие занятия для работы с имеющимися трудностями. К нейропсихологу могут обращаться дети от 4-х до 7-ми лет.

Переход к обучению в школе всегда является стрессовой ситуацией для ребенка и родителя. Могут возникнуть сложности в процессе обучения письму: слабый или сильный тонус в руках, замена и пропуск букв, знаков препинания, игнорирование заглавных букв.

Что касается математики, то возможны проблемы с пониманием задач, автоматизацией счета, в особенности обратного.

Чтение может сопровождаться различными затруднениями при понимании смысла прочитанного, чтения вслух.

Трудности в освоении учебных навыков важно вовремя обнаружить и подобрать соответствующие методы коррекции, чтобы способствовать успешному освоению школьной программы и предотвратить истощение психоэмоциональных ресурсов ребенка.

Нейропсихолог может помочь выявить причину трудностей в освоении какого-либо школьного предмета, например, математики.

Причины трудностей в обучении могут быть и более общими, например, недостаточная сформированность функций программирования регуляции и контроля, которая отражается на разных областях психической деятельности.

Нейропсихологическая диагностика

Нейропсихологическая диагностика – комплекс диагностических заданий, направленный на исследования особенностей памяти, внимания, мышления и других функций ребенка с целью определения особенностей мозговой организации психических функций. Нейропсихологическая диагностика проводится посредством определенного набора методик, часть которых была разработана еще в середине прошлого века психологом с мировым именем А.Р. Лурией и адаптирована его последователями уже в наше время. Также для диагностики нейропсихолог может использовать наблюдение за ребенком, беседу с ребенком и его родителями, аппаратные методы диагностики.

В ходе обследования специалист выявляет особенности функционирования тех или иных зон головного мозга, которые могут быть связаны с трудностями обучения и поведения.

Результаты нейропсихологической диагностики служат опорой для определения «мишеней» коррекционного воздействия.

Нейропсихологическая коррекция

Нейропсихологическая коррекция является отличным методом для профилактики школьной неуспеваемости. Если ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, переключением между разными видами активностей, трудности освоения письма, чтения или счета – с помощью нейропсихологической диагностики, можно выявить в чем причина и подобрать соответствующий комплекс коррекционных занятий. Нейропсихологическая коррекция также может быть полезна детям с особенностями сенсорной сферы (повышенная или пониженная чувствительность к определенным ощущениям), моторными особенностями.

Нейропсихологическая коррекция, подобранная по результатам тщательной диагностики, в сотрудничестве специалиста с лечащим врачом и родителями, может улучшить качество жизни детей с расстройствами аутистического спектра, генетическими синдромами, последствиями органических поражений головного мозга, эпилепсией.

В коррекционной работе применяются двигательные (сенсомоторные) и когнитивные (познавательные) задания и игры, а также упражнения с использованием специального оборудования (например, стабилоплатформы, система «Саундбим» и др.).

Двигательная коррекция состоит из комплекса физических заданий:

— растяжки, массаж и самомассаж, направленные на нормализацию мышечного и психического тонуса, стабилизацию, психоэмоционального состояния, сенсорное насыщение;

— дыхательные упражнения, способствующие развитию навыков саморегуляции и самоконтроля, улучшение концентрации и переключаемости внимания;

— упражнения, направленные на развитие крупной и мелкой моторики;

— работа с сенсорными материалами, направленная на развитие сенсорной сферы, интеграцию различных видов сенсорной чувствительности;

Когнитивная коррекция включает бланковые (на листах) задания, различные настольные игры, направленные на развитие навыков произвольной регуляции, высших психических функций, таких как память, внимание, мышление, пространственные представления, мелкую моторику.

В ходе занятий нейропсихологической коррекцией также активно применяются подвижные игры, игры с правилами, хороводные игры.

Упражнения с использованием специального оборудования направлены преимущественно на развитие управляющих функций (самоконтроль, переключение между различными видами деятельности, торможение, скорость реакции), а также крупной моторики, концентрации и переключаемости внимания, навыков ориентировки на инструкцию специалиста.

Специалист подбирает и комбинирует различные виды заданий с учетом результатов нейропсихологической диагностики, возраста, особенностей и интересов ребенка, а также рекомендаций лечащего врача.

Нейропсихологическая коррекция предполагает обязательное участие родителей в коррекционном процессе. В Центре им. Г.Е. Сухаревой мы рекомендуем родителям присутствовать на занятии и участвовать в них вместе с ребенком. Это дает возможность переносить опыт занятий в обыденную жизнь, узнавать новые эффективные способы взаимодействия с ребенком и работать с имеющимися трудностями не только на занятиях, но и дома. Совместные с родителями занятия – это не только полезно, но и очень весело для всех членов семьи.

Важно также помнить, что никакое коррекционное воздействие не будет эффективным, если оно не учитывает мотивацию ребенка к выполнению заданий. Поэтому нейропсихолог всегда старается сделать упражнения и игры максимально интересными для ребенка.

Нейропсихолог обращает внимание на текущее психоэмоциональное состояние ребенка, меняет структуру и формат занятия, если это необходимо. Например, ребенок устал и пока не готов к активным двигательным играм – значит специалист может уделить больше времени бланковым заданиям или настольным играм.

Детский нейропсихолог. Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

В Центре им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ ведут прием детские нейропсихологи с опытом работы в условиях стационара. Записаться на консультацию нейропсихолога можно в Платном отделении Центра по телефону: +7 (495) 44-55-495.

В условиях стационара нейропсихологическая коррекция проводится бесплатно по назначению лечащего врача и после проведения нейропсихологической диагностики.

Специалисты проводят занятия с детьми индивидуально и в малых группах. Продолжительность занятий – 30-40 мин.

Источник

Особенности применения классического

нейропсихологии детского возраста

а.в. А стаева

В статье рассмотрены основные положения психодиагностики в нейропсихологии детского возраста. Сформулированы существенные отличия в оценке нарушений в детском возрасте и патологии психических процессов у взрослых. Определены и обоснованы основные варианты нейропсихологического анализа нормального и патологического развития в детском возрасте.

Ключевые слова: качественный нейропсихологический подход, факторный анализ, синдромный анализ, топический и метасиндромный анализ.

Вопросы методологии психодиагностической работы с детьми достаточно широко освещались в современной литературе по детской нейропсихологии (Корсакова Н.К. и др. 1997; Ахутина Т.В., 1998, Ахутина Т.В. и др., 1996; Цветкова Л.С., 2001, Семенович А.В., 2001, 2002; Микадзе Ю.В., 2002). При этом признается необходимым сохранять весь накопленные отечественной нейропсихологией потенциал, учитывая, в то же время, все особенности нейропсихологического исследования формирования психических процессов в онтогенезе, особенно в онтогенезе раннего детства. Другой особенностью организации и содержания нейропсихологического исследования детей раннего возраста является необходимость учета специфики квалификации нормы и нарушений в детском возрасте. Так, оценка сохранности – нарушенности психических функций осуществляется не только на основании наличия дефекта, но и на основании соотнесения его с критериями сформированности – несформированности либо полноты – дефицитарности психической функции в определенном возрасте (Семенович А.В., Цветкова Л.С.). При этом дефицитарность либо несформированность той или иной высшей психической функции (ВПФ) обусловлена либо первичным морфологическим дефектом, либо с последующей дисфункциональностью развития психики у ребенка. Первичный морфологический дефект либо незрелость психики (фактически – отставание в формировании психических процессов относительно критериев возрастного периода развития ребенка) лежит в основе формирования специфического для нейропсихологии клинического морфофункционального образования – нейропсихологического фактора. При этом наряду с первичными могут формироваться и вторичные патологические либо дисфункциональные образования, имеющие детерминированный (причинно-следственный) ха­рактер (первичные и вторичные нейропсихологические симптомы). Специфические констелляции (совокупности) первично и вторично нарушенных, а также сохранных звеньев ВПФ носят название нейропсихологических синдромов (Актуальные проблемы…, 2001; Бизюк А.П., 2002; Глозман Ж.М., 1999; Микадзе Ю.В., 2002).

В современной детской нейропсихологии, в отличие от нейропсихологии взрослых, отмечается определенная динамика представлений об объекте и предмете своего исследования. В контексте вышесказанного этот тезис отражает особенности интерпретации данных нейропсихологического исследования детей.

Во-первых, все данные рассматриваются в соотнесении с классификациями периодов развития в онтогенезе. В-вторых, оценка «нормы – ненормы» в детском возрасте не имеет «фатальности» и отражает лишь временность факта нарушения с возможность его спонтанного устранения в процессе роста ребенка. В-третьих, различение в этиологии формирования первичного дефекта привело к разделению нейропсихологических синдромов на «дефицитарные» «несформированные». В-четвертых, при одинаковости понимания нейропсихологического фактора во взрослой и детской нейропсихологии наблюдаемая у детей клиническая картина характеризуется менее выраженными и более «размытыми», чем у взрослых, проявлениями симптоматики одного и того же круга. В-пятых, клиническая картина вторичны дефектов у детей, в силу описанных выше особенностей, также будет характеризоваться большей полиморфностью, затрудняющей их диагностику по сравнению с выявлением вторичных дефектов у взрослых. Все вышеизложенное является одним из оснований того, что в детской нейропсихологии понятия «нейропсихологический факторный анализ» и «нейропсихологический синдром» рассматривается в несколько другом контексте, чем в нейропсихологии взрослых.

Целью факторного анализа в нейропсихологии является определение нейропсихологического фактора. Квалификация результатов осуществляется в соответствии с оценкой содержания психических процессов, связанных с деятельностью разных отделов мозга. Синдромный анализ, проявляющийся описание нейропсихологических синдромов и симптомокомплексов, направлен на выявление определенного фактора как взаимосвязи сохранных и нарушенных психических функций (Актуальные проблемы …, 2001 ; Бизюк А.П., 2002; Лурия А.Р., 2000; Микадзе Ю.В., 2002; Семенович А.В., 2002). Однако у детей, в отличие от взрослых, возникает необходимость выявления онтогенетически обусловленных индивидуально-специфичес­ких сочетаний нейропсихологических синдромов (метасиндромный анализ по Ю.В. Микадзе, 2006).

В целом в рамках детской нейропсихологической диагностики отмеченные выше три варианта нейропсихологического анализа имею свою специфику. Эта специфика проявляется следующим образом:

1. Факторный анализ как поиск и определение нейропсихологического фактора направлен на оценку содержания психических процессов, локализующимися в разных отделах мозга, имеющих разную степень созревания либо имеющих повреждение в процессе онтогенеза. В силу особенностей онтогенеза детей (возможности созревания ранее несформированной функции) ранее регистрировавшаяся симптоматика, вызванная первичным нарушением психической функции, может исчезать. Подобного рода «трансформация» первичного дефекта приводит к появлению клинико-психологи­ческой картины «выздоровления», объясняемой созреванием ранее дефектной ВПФ (т.е. наблюдается вариативный характер динамики нейропсихологического симптоматики). У взрослых при грубо-органическом характере повреждения морфологического субстрата в принципе отсутствует возможность изменения первичного дефекта.

2. Синдромный анализ как описание нейропсихологических синдромов, симптомокомплексов направлен на оценку наличия взаимосвязи по определенному фактору различных психических функций. В силу особенностей онтогенеза детей (высокой вариативности проявлений развития детей в разные возрастные периоды) классические нейропсихологические синдромы не имеют такой четкой очерченности и завершенности, как это наблюдается у взрослых. Этот вывод опирается на известный факт, что понятии нейропсихологического синдрома в детском возрасте иное, чем понятие об таком синдроме у взрослых. Связано это с разной степенью сформированности и продуктивности функциональных систем. В ходе онтогенеза меняется характер связей между мозговыми зонами, компонентами системы, возрастающая или убывающая роль каждого из этих компонентов в обеспечении высших психических функций. Соответственно симптом, в данном случае, может рассматриваться в рамках недостаточной функциональной зрелостью того или иного участка мозга.

3. Метасиндромный анализ как писание закономерных сочетаний нейропсихологических синдромов направлен на оценку факторного состава разных видов деятельности, поведения. Метасиндромный анализ направлен на оценку совокупности нейропсихологических факторов, детерминирующих проявления психической деятельности и поведения в норме и патологии у детей конкретного возраста. Этот вид диагностики основан на выявлении индивидуальных особенностей психического развития детей, обусловленных индивидуальной спецификой их мозговой организации. Метасиндромный анализ лежит в основе индивидуального подхода к ребенку как стратегии поведения исследования в детской дифференциальной нейропсихологии.

Метасиндромный анализ позволяет оценить у ребенка степень сформированности психических функций, вклад различных мозговых структур в текущую картину психических функций, динамику их формирования, провести анализ вовлеченности того или иного отдела мозга в обеспечении психических функций на конкретном этапе возрастного развития.

Исходя из вышеизложенного, базовой целью нейропсихологического исследования в отечественной нейропсихологии является определение качественной специфики нарушения, а не только констатация факта расстройства той или иной функции. В силу этого целями нейропсихологического исследования при диагностике детей являются:

1) выявление нарушенного фактора, определение первичного дефекта (первичные симптомы) и его системного влияния (вторичные симптомы) на другие психические функции;

2) определение нейропсихологического синдрома, как закономерного сочетания первичных и вторичных нейропсихологических симптомов.

3) постановка топического диагноза органического поражения или дефицитарности мозговых структур.

Достижение первой цели связано с выявлением особенностей организации функциональных систем каждой психической функции и, как следствие, исследованием функциональной организации деятельности каждого функционального блока мозга и трехкомпонентной системы функциональных блоков мозга (в понимании А.Р. Лурия).

Вторая цель обеспечивается проведением стандартной и, в силу этого, наиболее распространенной ситуации общего нейропсихологического исследования, заключающейся в использовании заданий, направленных на последовательный анализ состояния психических функций. При этом последовательность изучения ВПФ и последовательность предъявления проб определяется тактической задачей нейропсихологического исследования. Квалификация выявляемых при этом нарушений как «первичных» либо «вторичных» нейропсихологических симптомов имеет субъективно-оценочный и клинико-экспертный характер. Точность квалификации нарушения определяется и клиническими особенностями формирования нейропсихологического дефекта, и уровнем компетентности исследователя в факторной парадигме интерпретации данных нейропсихологического исследования.

Третья цель достигается путем соотнесения особенностей выявленной индивидуальной клинико-психодиагностической картины нарушений с эмпирически установленной спецификой дефекта при поражении локализованных структур головного мозга либо особенностями его функционирования при общемозговом характере патологии.

Традиционный подход к нейропсихологической диагностике предполагает выделение нейропсихологического фактора или факторов (патологической функциональной системы с первичным дефектом и вторично сформировавшимися симптомами) с последующим оформлением их в виде конкретного нейропсихологического синдрома. Современная нейропсихология основывается на классическом положении А.Р. Лурия о необходимости выделения в рамках системного (или синдромного) подхода к диагностике в структуре нейропсихологического синдрома всех трех компонентов: во-первых, первично пострадавшего звена функциональной системы, во-вторых, причинно-следственно связанных с этим звеном комплекса психических нарушений и, в третьих, психических проявлений, компенсирующих нарушенную психическую деятельность. Фактически речь идет о перестройке дефектной функциональной системы, выражающейся формированием нового ее звена, включающего в себя как вторично поврежденные элементы, так и сформировавшиеся компенсаторные образования. При этом особенностью перестройки дефектной функциональной системы у детей является относительно более мощное действие и более быстрое включение компенсаторных механизмов, приводящее зачастую к полной «маскировке» дефекта. При этом «маскировка» дефекта не означает его устранения, а рассматривается как результат действия компенсаторных образований либо, в идеальном варианте – как результат восстановления ранее имевшего дефекта вследствие успешного действия естественных (природных) механизмов психического развития ребенка. Зачастую выявление такого дефекта становится возможным только при проведении специальных методов исследования (сенсибилизированные и функциональные пробы, методы нейровизуализации и т.п.). Такое понимание особенностей патопластических механизмов в детском возрасте позволяет объяснить и природу различий в нейропсихологическом вмешательстве у детей и у взрослых: больший акцент на коррекцию (в частном случае – на компенсацию и естественного восстановления) нарушенных ВПФ у детей, и преимущественно восстановительный характер вмешательства (в частном случае – с опорой на реконструкцию первично поврежденного звена функциональной системы) – у взрослых (Астапов В.М. и др., 2001; Ахутина Т.В., 1998; Корсакова Н.К. и др., 2001; Лурия А.Р., 2000).

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что нейропсихологический факторный анализ позволяет взрослым вынести и функциональный диагноз (определить первичный и вторичный дефект ВПФ), и топический диагноз (установить морфологическую локализацию очага поражения). Функциональный диагноз в данном случае рассматривается как одна из форм качественного анализа, менее традиционная в силу неразработанности своей методологии, теории инструментария.

Отметим, что мнения и отечественных, и зарубежных специалистов относительно возможности постановки надежного топического диагноза детям, расходятся. Авторы, считающие, что у детей надежно может быть поставлен только функциональный диагноз (Ахутина Т.В., 1998; Johnson, 1997) основываются на принципе динамической «хроногенной» организации и локализации функций (Выготский Л.С., 1995; Лурия А.Р., 1969) или концепциях «вероятностного эпигенеза», «хронотопического нативизма» (Gottlieb, 1992; Elman et al., 1996, цит. по Ахутина Т.В., 1998). При этом подчеркивается, что трудности определения локализации дефекта связаны с:

Вышеизложенное позволяет вести речь, как минимум, о двух вариантах функционально диагноза при выявлении дефекта ВПФ: о дефицитарности функциональной системы (при наличии первичного морфологического дефекта) и о несформированности функциональной системы (при незрелости мозговых структур, не позволяющих организовать эффективную иерархически организованную психическую деятельность на всех уровнях).

Нейропсихологическое исследование может выделить пострадавшее функциональное звено, но его топические характеристики может быть указана лишь на вероятностном уровне. Особенно велика вариативность диагностики «по вертикали», проявляющейся необходимостью учитывать особенности соотношений по осям диагностики «доминирующее – субмиссивное полушарие», «корковые – подкорковые структуры», «задние – передние отделы коры» [1] и «первичность – вторичность дефекта». Эта вариативность диагностики связана и динамическим характером развития в детском возрасте, и формирующейся в этом возрасте иерархической организацией психических процессов (при которой симптоматика определенного уровня может быть вызвана как дефицитом этого уровня, так и неадекватным воздействием вышележащего уровня). Более определенно топический диагноз может быть поставлен по осям «передние – задние отделы мозга» и «правое – левое полушария мозга» (Ахутина Т.В., 1998; Семенович А.В., 2002).

При сохранении разных взглядов на приоритетность того или иного вида диагностики отечественные нейропсихологи, тем не менее, сходятся в мнении Н.К. Корсаковой (1997) о том, что постановка топического диагноза у детей затруднена и что «в любом случае (кроме явных нервно-психических расстройств, требующих тщательного медицинского обследования) психолог или педагог, заинтересованной в реальной помощи ребенку, может остановиться на функциональном диагнозе и организовать коррекционную работу с учетом слабых и сильных составляющих познавательной деятельности ребенка» (Корсакова Н.К. и др., 1997).

Исходя из вышеизложенного, в нейропсихологии детского возраста особо актуальной является проблема определения возрастных норм, поскольку структуры мозга в детском возрасте находятся в состоянии развития (что проявляется процессами гетерохронии, неравномерностью формирования и протекания психических процессов, наличием кризисных периодов созревания и т.п.). Поэтому важным требованием к современным методам нейропсихологического обследования является их строгая дифференцированность по возрасту испытуемых, а также относительность применения понятия «норма» и ее качественно-количественных характеристик.

Таким образом, в рамках нейропсихологического исследования в детском возрасте необходимо учитывать следующие факторы:

При нейропсихологической диагностике требуется отразить определенную специфику синдромного анализа формирования психических функций в онтогенезе. В клинической нейропсихологии симптом рассматривается как внешнее проявление нарушения работы психической функции, определенного ее звена. Это нарушение фиксируется в виде ошибок при выполнении заданий, которые допускает больной вследствие измененного протекания психического процесса, функции, деятельности. Очевидно, что использование термина «симптом» в таком контексте не является адекватным для оценки состояния формирующихся психических функций. Ошибки, которые допускает ребенок при выполнении заданий, могут рассматриваться, по мнению Ю.В. Микадзе (2002), как симптомы неадекватной работы, однако их следует соотносить со снижением продуктивности, свойственной еще не сформировавшемуся звену психической функции, а не с нарушением работы этого звена. Такая продуктивность специфична для определенного возрастного периода развития ребенка и может не соответствовать продуктивности взрослого человека. Ошибки, выступающие как симптомы, указывают, таким образом, на несформированность звеньев психической функции. Качество ошибок характеризует общее состояние всей системы, а их количество отражает степень зрелости того или иного звена.

Традиционный нейропсихологический метод позволяет провести более глубокое качественное обследование нарушений, развития психических функций. Данная группа методов включает широкий набор стратегий оценки, характеризуется отсутствием строгой процедуры обследования на фоне достаточно гибких требований к сочетанию тестов в батареи при исследовании какой-либо функциональной системы.

Проведение «тотального» обследования всех ВПФ по всем пробам позволяет варьировать как порядок исследования той или иной психической функции, так и порядок применения той или иной пробы. При этом произвольность такой формы исследования относительна, и определяется, в частности, функциональным состоянием испытуемого (например, характеристиками его врабатываемости, утомления, остаточной работоспособности) либо клиническими предпосылками (например, субъективными предпочтениями исследователя для принятия решения о необходимости проведения функциональных проб). В другом случае, например, при целенаправленном исследовании сохранности – нарушенности той или функции, либо при исследовании латерализации того или иного процесса исследователь может позволить себе несистемное использование нейропсихологических проб. При этом несистемность может иметь отношение как предмету исследования (т.е. ни функциональная система ВПФ, ни системно-блочная организация деятельности головного мозга не являются предметом нейропсихологической диагностики), так и к процедуре исследования (т.е. методики и даже целые «батареи» применяются без какой-либо системы). Несколько обособленно в этом ряду выделяются методики экспресс-диагностики, которые предполагают относительно кратковременную процедуру обследования той или иной психической функции с возможностью вынесения, тем не менее, надежного заключения. Например, с такой целью чаще всего избираются задания, направленные на исследование памяти, имеющий тесные межфункциональные связи с другими психическими функциями. В силу этого оценка состояния памяти позволяет получить прямые и косвенных характеристики психических функций (Астапов В.М. и др., 2001; Вассерман Л.И. и др., 1997; Вассерман Л.И. и др., 2004; Червинская К.Р. и др., 2002).

Таким образом, качественный нейропсихологический подход при проведении психодиагностики в детском возрасте позволяет оценить динамику проявлений психического функционирования при различных формах патологии, недоразвития, несформированности отдельных структур мозга, а также определение их соответствия норме (возрастные особенности).

Литература

[1] В этом случае в основе оценки «верти­кальности» характера диагностики лежит класс­сическое положение теории системно-динами­ческой локализации ВПФ А.Р. Лурия о более раннем формировании задних отделов мозга в фило- и онтогенезе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *