киево печерская лавра к какому патриархату относится
Напряженную религиозную ситуацию на Украине и заявления главы так называемого Киевского патриархата Филарета Денисенко о лишении законной Православной Церкви на Украине ее собственного имени «РГ» комментирует заместитель главы Отдела внешних церковных связей, протоиерей Николай Балашов.
В соответствии с решениями кабинета министров Украины 2011 и 2003 годов комплекс зданий Почаевской Лавры и нижняя часть Киево-Печерской Лавры (это 75 объектов) переданы в пользование канонической Украинской Православной Церкви сроком на 49 лет. Передача этих объектов канонической Церкви закреплена документами различных ведомств, но главными все-таки являются два постановления кабинета министров Украины.
Статус объектов недвижимости в обеих Лаврах различается. Но это, в основном, зависит от того, является ли то или иное здание памятником истории и архитектуры.
А Святогороская Лавра?
Но там недавно была американский посол…
Совершенно верно. Госпожа посол имела возможность ознакомиться с благотворительной деятельностью Святогорской Лавры и с ее служением нуждам перемещенных лиц, которые были вынуждены оставить места своего жительства из-за боевых действий, которые велись там вооруженными силами Украины.
Глава так называемого Киевского патриархата Филарет предлагает отнять у канонической Православной Церкви Украины право называться «Украинской» и «православной». Он пообещал, что все украинские православные церкви войдут в объединенную церковь под юрисдикцией Константинополя, а кто не войдет, потеряет право называться «Украинской православной» Церковью. Законную, каноническую Украинскую Православную Церковь он хотел бы назвать Российской Православной Церковью на Украине. Как вы относитесь к таким претензиям?
Я полагаю, что это мечтания господина Денисенко. Потому что происходящие сейчас в епархиях канонической Украинской Православной Церкви собрания духовенства подавляющим большинством голосов выражают свое желание, как и прежде находиться в составе канонической Украинской Православной Церкви. Поддерживают ее предстоятеля, Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и избранный им курс и при этом не желают вступать в канонические отношения с представителями Константинопольского патриархата. Они также не желают идти под руководство «реабилитированных» Константинополем раскольников, но наоборот, желают и далее оставаться в составе Московского патриархата.
Заставить верующих людей насильственным образом переименовать свою религиозную организацию? Очевидно, что такие действия идут вразрез с основополагающими нормами, защищающими права человека. Странно, как такого рода намерения и заявления сочетаются с декларациями о якобы европейском выборе Украины, с которыми нередко выступают представители нынешнего украинского государственного руководства.
Кстати
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий
Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц
В день памяти апостола Луки Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Святейший Патриарх Кирилл вручил Н.С. Михалкову орден преподобного Серафима Саровского
Состоялась рабочая встреча Святейшего Патриарха Кирилла с архиепископом Ереванским и Армянским Леонидом
Успенская Киево-Печерская лавра
История
Киево-Печерская лавра ― один из первых по времени основания и самых значительных монастырей Киевской Руси.
Главной достопримечательностью обители являются пещеры, первое упоминание о которых относится к началу XII в. В «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца говорится, что первым насельником пещер на месте будущей обители был священник Иларион, духовник Ярослава Мудрого, выдающийся подвижник и богослов, служивший в храме Двенадцати апостолов в киевском предместье Берестове. В 1051 г. священник Иларион становится Киевским митрополитом, а в пещере поселяется вернувшийся с Афонской Горы преподобный Антоний Печерский, положивший начало монашеской обители.
Ученики преподобного Антония, поселившись возле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены первые храмы. 10 лет спустя преподобный Антоний удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми). Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевых).
В числе учеников преподобного Антонияв был преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем обители и первоначальником общежительного монашества на Руси.
По мере увеличения числа иноков были построены наземная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и келии; преподобный Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.
После погребения в пещерах преподобного Антония (†1073 г.) здесь стали хоронить и братию. Мощи преподобного Феодосия в 1091 г. были торжественно перенесены в построенную в 1089 г. Великую Успенскую церковь, мощи других подвижников до XVII в. оставались в пещерных криптах. Мощи преподобного Феодосия находились в Успенском соборе до 1240 г. При нашествии орд Батыя, ввиду опасности поругания, они были спрятаны, и место их захоронения неизвестно.
В 1108 г. был канонизирован преподобный Феодосий Печерский, в 1133 г. ― преподобный Антоний. В 1643 г. святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, канонизировал 69 Печерских подвижников.
С 1592 г. по 1688 г. монастырь являлся ставропигией Константинопольского Патриархата; с 1688 г. монастырь получил статус лавры и перешел в подчинение Патриарха Московского; в 1786 г. Лавра была подчинена Киевскому митрополиту, который стал ее священноархимандритом.
В 1930 г. Киево-Печерская лавра была закрыта. Монастырь возобновил свою деятельность в 1941 г., после оккупации немцами Киева. Вторично был закрыт в 1961 г.
В 1988 г. обитель была открыта для верующих в качестве действующего монастыря Украинской Православной Церкви, Церкви были переданы Дальние пещеры и наземные сооружения, была возоблена работа Киевской духовной семинарии.
В 1990 г. обители были переданы Ближние пещеры. В том же году решением XIV сессии ЮНЕСКО Киево-Печерская лавра была внесена в Список памятников Всемирного наследия.
Храмы
Святыни
Иконы Пресвятой Богородицы «Похвала Печерская», «Всецарица», чтимая икона Воздвижения Честного Креста Господня; мощи 73 святых (Ближние пещеры), мощи 49 святых (Дальние пещеры).
Богослужение
Утреннее богослужение ежедневно, начиная с 5.30 по будням, в воскресные и праздничные дни — с 6.00. Вечернее богослужение накануне в 16.30.
Православная Жизнь
Наместник Киево-Печерской Лавры рассказал об участии Филарета (Денисенко) в жизни монастыря, а также о том, кому принадлежит древняя обитель.
Киево-Печерская Лавра обязательно станет. украинской. Об этом в интервью агентству Укринформ заявил глава непризнанного в православном мире «Киевского патриархата» Михаил Денисенко (Филарет). В продолжение раскольник рассказал, как, будучи еще митрополитом Киевским и Галицким, добивался передачи святыни в собственность Церкви, как восстанавливал храмы и монастырские корпуса, как возводил новые строения, и как тогдашняя городская власть прислала ОМОН, который выгнал его из святой обители. О том, каким на самом деле было участие Филарета в жизни обители, рассказал журналисту Олегу Афонину наместник Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел.
– Владыка, Вы уже много раз рассказывали о статусе Украинской Православной Церкви и ее месте в Мировом Православии. Но, как показывает жизнь, этот вопрос все еще остается актуальным для наших соотечественников. Давайте, для лучшего понимания, сформулируем его несколько иначе: «Кому принадлежит Святая Успенская Киево-Печерская Лавра?»
– Да, по-видимому, эта тема как-то особенно будоражит умы граждан Украины, причем не только православных. Потому скажу несколько слов для назидания верующих. Вы правы, кто не хочет понимать – не поймет, а кто знает – того с пути истинного уже не собьешь. Но мы не имеем права прекращать пастырское служение только на основании того, что уже не раз об этом говорили. Мы будем вновь и вновь повторять основополагающие для Церкви истины, укреплять в вере сомневающихся и наставлять заблуждающихся. И по трудам нашим Господь откроет людям глаза, чтобы могли они увидеть правду и отличить ее ото лжи.
Киево-Печерская Лавра была, есть и останется в Украинской Православной Церкви. Она не принадлежит ни России, ни какому-либо другому государству. Она принадлежит православному сообществу. И даже не только православному, а всему христианскому миру. Сюда приходят и греко-католики, и римо-католики, и монофизиты, и протестанты. Сюда приходят все исповедующие Христа, даже те, против ереси которых Церковь собирала семь Вселенских Соборов. И никому из них мы не запрещаем приходить сюда, потому что наша Лавра – это достояние Неба, которое принадлежит всему миру. Понимаете, не Украине, не России, а всему миру, всему человечеству. И это самая главная идея, которую мы должны осознать. Осознать настолько, чтобы больше никто не смог спекулировать на данной теме.
А теперь давайте поговорим о частностях. Утверждение так называемого патриарха Филарета о его участии в передаче Киево-Печерской Лавры церковной общине – это абсолютная ложь. Все произошло помимо его желания, по доброй воле правительства Советского Союза, и было приурочено к празднованию тысячелетия Крещения Руси. Более того, от Блаженнейшего Владимира и некоторых других архиереев я слышал, что Филарет был против такой передачи. Однако в судьбе нашей святой обители этот человек сыграл немалую роль. Именно он в 1961 году закрыл действующий монастырь. Вот и все его участие в жизни Лавры.
А его заявление, что он восстановил храмы и построил какие-то корпуса, вообще не выдерживают никакой критики. Пусть люди найдут статью «Его Блаженство без митры и жезла» (автор – Александр Нежный, напечатана в журнале «Огонек» №№ 48 и 49, 1991 г. – О.А.). В ней собраны документально подтвержденные свидетельства о «праведной» жизни и неправедной деятельности бывшего Патриаршего Экзарха Украины, митрополита Киевского и Галицкого Филарета. Еще живы отец Софроний, отец Елиферий, который в то время был наместником Лавры, и которому буквально пришлось бежать в Россию от преследований «священноархимандрита».
В 1994 году Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всей Украины назначил меня наместником Киево-Печерской Лавры, и я воочию смог удостовериться в крайне плачевном состоянии монастыря. Крестовоздвиженский храм, якобы восстановленный Филаретом, был полуразрушен и закрыт. В храме Зачатия праведной Анны служили семинаристы, но он со всех сторон был огорожен листами фанеры. Корпусов, якобы построенных Филаретом, вы днем с огнем не найдете, поскольку их не существует в природе. Пещеры содержались исключительно трудами братии, Филарет же не обращал ни малейшего внимания не только на состояние подземных храмов и монашеских келий, но даже и на состояние святых мощей. Это покойный ныне отец Арсений, отец Поликарп, отец Антоний (Новицкий), отец Иеремия – вот труженики во славу Божию, вот чьими руками пещеры содержались в относительном порядке.
История же преподносит нам другие факты. Очень часто в Лавру приезжала Евгения Петровна (Е.П. Родионова – жена Филарета, с которой он продолжал сожительствовать и после принятия монашеских обетов. Подробнее читайте в упомянутой статье. – О.А.), и на свои личные нужды отбирала из монастырской кассы, в которой на то время скапливались огромные суммы, купюры от 25 рублей и выше. А братия в это время не имела средств даже на пропитание.
На момент моего прихода, а это было уже после раскола, в Лавре не было ни икон, ни облачений, ни церковной утвари, ни богослужебных сосудов. Хотя, повторю, все это было возможно приобрести, ибо денег было очень много. Конечно, до посещений Евгении Петровны. Думаю, вы понимаете, что без согласия мужа она бы не осмелилась запустить руку в церковную кассу, да еще так открыто.
Говоря о своем участии в восстановлении Лавры, Филарет прекрасно знает обо всех перипетиях моей борьбы с музейными чиновниками. Они, так же как и он, ничего не делали для возрождения Лавры как центра Мирового Православия. Разве можно забыть, что на территории обители, рядом со святыми мощами, находилось представительство табачного концерна «Филипп Моррис»? Разве можно забыть, как разрушались входные ворота и падали стены, как буквально на куски разваливалась Великая Лаврская колокольня? Где в это время были музейщики, где был Филарет?
А они считали деньги за аренду, выискивали возможность еще больше «сэкономить» на строительно-восстановительных работах, придумывали, за что бы еще взимать плату кроме входа на территорию Верхней Лавры, которая до сих пор находится в ведении музея-заповедника. Кстати, одной из причин, по которой против Филарета восстала украинская паства, священничество и епископат тогда еще единой Русской Православной Церкви, было нарушение монашеских обетов, в частности обетов безбрачия и нестяжательства.
Денисенко заявляет, что Лавру нужно вернуть украинскому народу? Я знаю только один способ «возврата», которым раскольники овладели в совершенстве. Мы это видели и в 1992 году, сразу после того, как Филарет, которого (вопреки давлению некоторых представителей Политбюро ЦК КПСС на архиереев) так и не избрали Патриархом Московским и всея Руси, вернулся на Украину и основал свою личную церковь. Тогда он силой захватил и столичный кафедральный Владимирский собор, и Митрополичьи палаты на улице Пушкинской в Киеве, и Выдубецкий монастырь, в котором почти сразу же сделали ресторан, и часть Лавры, которая находится через дорогу.
При этом Филарет не останавливается ни перед кровью, ни перед разбитыми человеческими судьбами. И кощунственно продолжает величать себя служителем Христовой Церкви, несущей в мир любовь и добро. И под эти кликушеские завывания продолжает захватывать храмы и насильно переводить церковные общины под свое управление. Продолжается эта практика и ныне, свидетельство чему недавние события в селе Птичья Дубенского района Ровенской области. В ночь с 19 на 20 декабря там произошел настоящий религиозный погром. В домах членов церковной общины Украинской Православной Церкви, отстаивающих свой храм от боевиков «Правого сектора» и Киевского патриархата, били окна, ломали двери и бросали «коктейли Молотова». К счастью, серьезно никто не пострадал. Однако дети и старики, бывшие в тех домах, до сих пор не могут отойти от пережитого.
А ведь они тоже украинцы, и имеют такое же право на эту землю как и те, кто называет себя «свідомим», но делает все, чтобы ввергнуть нашу страну в разруху и хаос. Да, до поры до времени мы терпим и нападки на нас и нашу Церковь, и разбойничьи захваты наших храмов. Мы терпим духовную и физическую боль от раскола Тела Христова. Но и наше терпение не безгранично. А ведь раздоры и войны на религиозной почве едва ли не самые кровопролитные и ожесточенные среди всех прочих, что мы видим сейчас и на примере противостояния мусульманского и христианского Востока.
А ведь ему далеко за 80 лет, он стоит на рубеже вечности, пора бы уже по-настоящему задуматься о будущей жизни своей души. Святотатственные злодеяния этого «патриарха» привели к тому, что сотни тысяч людей умерли без крещения, без покаяния, живут в блуде, искренне считая, что их брак освящен Церковью. Своими беззакониями он хулит Святого Духа, а этот грех невозможно смыть даже мученической кровью. Вспомните предупреждение Господне: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему. Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».
Очень часто морально нечистоплотные журналисты, чтобы показать меня в негативном свете, пишут, якобы я кого-то проклял и тому подобное. Никого и никогда не проклинал, поскольку знаю цену словам, знаю и трепещу перед взором Спасителя, сказавшего: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Я только лишь напоминаю людям о том, что Сам Господь соизволил приоткрыть нам о нашей посмертной участи. Таким как Филарет Он предрек: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской».
Знает ли Михаил Антонович эти слова Христа? Конечно, знает. Но, видимо, им управляет непосредственно сатана, приведший его вначале к извержению из сана, а затем и к анафеме. Он же толкает его и на дальнейший бунт перед Господом, к кровопролитию и окончательной погибели как самого Филарета, так и всех тех, кто вольно или невольно, сознательно или по душевной лености идут за ним вслед.
Одно время у меня самого были сомнения в правильности отлучения Михаила Денисенко. Не верилось, что человек, столько лет бывший Митрополитом Киевским и Галицким, может сознательно вредить Церкви. Потом мне было просто жалко его, жалко, что он закрыл свое сердце для любви Христовой. Но вся его дальнейшая деятельность подтвердила аксиому – Церковь ошибаться не может. Сказал же Христос: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их».
Когда настоящего преступника, чья вина неопровержимо доказана, приговаривают к смертной казни, то долг пастыря защитить его даже вопреки всем человеческим законам. Потому что пастырь живет по законам Божьим. Никто не дает одному человеку право забрать жизнь у другого человека. Потому что Господь приводит каждого из нас из небытия в бытие, и только Его право вернуть нас обратно в землю до Страшного суда.
Да что говорить о каком-то высоко духовном делании, если этот человек лжет даже в мелочах? В советское время таких людей называли приспособленцами, Христос говорит о них намного жестче – лицемеры: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты». Филарета называют духовным лидером нации. А ведь чуть больше двух десятилетий назад он вообще не признавал такой нации как украинец, не признавал украинский язык, украинскую культуру.
Помню, когда меня хотели назначить на приход в Ивано-Франковске, сказал Филарету, что хотя и родился на Западной Украине, на Ровенщине, но того украинского языка, которым говорят на Галичине, я не знаю. Он ответил: «Нет никакого украинского языка. Это польско-жидовский диалект». А теперь его называют духовным лидером украинской нации?
Человек, который несет вражду, это сын дьявола и слуга дьявола. И я хочу попросить тех молодых людей, руками которых сегодня на Ровенщине творят беззакония: «Дети! Не делайте никому зла, потому что, в конце концов, вы пожнете его и сами». Вспомните тех первых, которые два года назад на Майдане кричали: «Хто не скаче – той москаль». Когда их стали призывать в армию чтобы отправить в зону АТО, они удрали кто куда: кто в Белоруссию, кто в Польшу, кто в Австрию. Но большинство бежало в. Россию. Вот цена их патриотизму, вот цена их любви к Отечеству.
В Лавре есть люди, которые родились в Молдавии, в Казахстане, в России. Но сейчас все они граждане Украины, граждане третьего Удела Пресвятой Богородицы – Успенской Киево-Печерской Лавры. И свою Родину, свое Отечество, гражданами которой они являются, будут защищать до последнего вздоха. А сколько в России наших людей, украинцев? Да только епископата нашего процентов 35-40. А в монастырях так и все 70%. Причем со всех регионов Украины, и с Востока, и с Запада. А сколько у нас смешанных браков? Что в Украине, что в России!
Поэтому прошу: «Михаил Антонович! Хватит вносить в нашу жизнь раздор и вражду. Если вы христианин, каковым себя называете, если вы – украинец, духовным лидером которых якобы являетесь, то перестаньте толкать людей на убийство, не зажигайте ненависть в их сердцах, не ведите их за собой в пламя адово! Лучше пишите мемуары, расскажите, как поступали в духовную семинарию, как в тридцать лет стали архиереем, как вам в советское время удался такой карьерный рост, поведайте, за какие заслуги советское правительство наградило вас Орденом Трудового Красного Знамени. Начните, наконец-то говорить правду. Может быть, тогда Господь по бесконечному милосердию Своему простит вам ваши прегрешения».
Наших правителей прошу об одном: «Установите порядок в стране. Мы, православные, знаем, что всякая власть – от Бога. За благочестие народа Господь дает хороших правителей, за грехи наши попускает правителя иного. Как бы то ни было, мы избрали президента. Вот пусть и руководит президент, а не каждый, кому в голову взбредет, что он имеет силу или право на это. Господин Президент. Вы, как христианин, должны знать, что все раздоры между людьми – от дьявола, и только любовь – от Господа. У нас и так беды и горя выше всякой меры, не хватает еще только войны на религиозной почве. И еще раз повторю: Лавру мы не отдадим никому!».
Всех поздравляю с преддверием Нового года. Желаю, чтобы все интриги, все непонимания остались в прошлом. Чтобы Господь вразумил нас и наставил на путь истинный. Чтобы мы, как читается в молитве на монашеском постриге, «оболклись в броню правды». А что это за броня? Это Слово Божие, которое просвещает каждого человека. Да хранит всех Господь!
Как Лавра досталась Московскому Патриархату
Корецкий монастырь напрямую подчиняется Москве. Есть такая же опасность и для Лавры. Нужно ехать в Поволжье и просить Бога о дожде, а он впился зубами в Украину и здесь утверждает “русский мир”. Мнения экспертов
Епископ Евстратий (Зоря), спикер Украинской православной церкви Киевского патриархата
ЕСЛИ БЫ ВЛАСТЬ НЕ СТАЛА НА СТОРОНУ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА, ТО ЛАВРА МОГЛА БЫ ОСТАТЬСЯ ЗА ФИЛАРЕТОМ
В 1992 году митрополит Филарет был священноархимандритом Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. У него до сих пор сохраняются все оригиналы документов о передаче в пользование корпусов Киево-печерской лавры в 1988 году (на то время в Украине существовала лишь одна православная церковь – Авт.). И корпус митрополичий – это была его официальная резиденция. А в канун приезда митрополита Владимира в Киев после Харьковского собора УПЦ по распоряжению Ивана Салия (тогдашний глава Киевской городской госадминистрации – Авт.) охранники резиденции митрополита были выброшены. В действительности, это было захватом Лавры со стороны Московского патриархата. Это был бунт против митрополита Филарета как против священноархимандрита Лавры.
Я думаю, не Иван Салий принимал это решение, его принимали где-то выше, но он был посредником-исполнителем, и он дал распоряжение послать ОМОН, который стал на защиту Московского патриархата, а сторонников митрополита Филарета оттуда выгнали. Если бы власть тогда не стала на сторону Московского патриархата, то вполне возможно, что Лавра осталась за митрополитом Филаретом и сейчас принадлежала бы Киевскому патриархату.
Иван Салий, глава Киевской городской госадминистрации (1992-1993 гг.)
ФИЛАРЕТУ МЫ ДОСТАТОЧНО ПЕРЕДАЛИ
После распада Советского Союза происходил религиозный ренессанс. Появлялись разные церкви. Но одновременно у религиозных общин возникло желание подчинить себе те или другие культовые и не культовые заведения, которые когда-то принадлежали им. На Подоле в отдельных церквях были склады с сахаром, в Покровский церкви была автохозяйственная контора, а в колокольне сидела бухгалтерия, во Фроловском монастыре разместилась целая фабрика “Юность”.
Возле Софии верующие Филарета поставили палатки и объявили голодовку. А в самой Софии верующие приковывали себя цепями к фонарям и тоже голодали, чтобы помещение было передано в пользование их конфессии. В это время ученые обратились к Президенту Кравчуку с официальным письмом: что это за безобразие, там голодают, нужно что-то решать.
Узнали, что прибывает Владимир Сабодан. Долго советовались и приняли решение, что Владимирский собор, апартаменты митрополита на Пушкинский, Андреевскую церковь оставляем за Филаретом, София не должна принадлежать никакой конфессии (если хотите – по очереди можете проводить богослужение), а в Лавру поселили Сабодана и РПЦ. А наши тогдашние демократы, сторонники Филарета начали перелезать через стены с какими-то железяками, чтобы выгнать оттуда российскую православную церковь. Мы это решительно остановили.
Мы предоставили обеим конфессиям возможность разместиться. И Филарету мы достаточно передали.
Дмитрий Степовик, ведущий сотрудник Института искусствоведения, фольклоризма и этнологии НАНУ, доктор философии, искусствоведения, богословия
В 1992 ГОДУ РУКОВОДСТВО УКРАИНЫ ПУСТИЛО ЦЕЛЫЙ ПОЕЗД МОСКОВСКИХ ПОПОВ В КИЕВ И ОНИ РЕЙДЕРСКИМИ МЕТОДАМИ ЗАХВАТИЛИ ЛАВРУ
В 1988 году по ходатайству тогдашнего руководителя киевской митрополии Блаженнейшего митрополита Филарета (Денисенко) тогдашняя власть в связи с 1000-летием Крещения Руси позволила возобновить монастырскую жизнь в Лавре. И это, конечно, была украинская православная жизнь. Хотя тогдашняя митрополия находилась в связях с Москвой, но речь шла уже о возрождении настоящей украинской автокефальной церкви. И это закончилось в 1990-ом году в июне месяце провозглашением автокефальной церкви Киевского Патриархата и избранием Мстислава Скрипника Патриархом. Сначала сосуществовали две церкви, между ними был диалог, который закончился объединением в июне 1992 года Украинской православной церкви во главе с Патриархом митрополитом Филаретом с украинской автокефальной православной церковью Патриарха Мстислава. Образовалась единая УПЦ КП.
Поэтому в Лавре была украинская монастырская православная жизнь, до вторжения из Москвы в 1992 году под запугиванием тогдашнего президента Ельцина – “перекроем краник”. Тогда Кравчук сдался под давлением некоторых министров, главы СБУ и т.д. и решил их пустить, мол, пусть церковники сами разбираются. Если бы они знали, чем это все закончится, они бы этого неосмотрительного шага не сделали. Поэтому в 1992 году тогдашнее политическое руководство Украины пустило целый поезд московских попов в Киев, многие из них были на службе РФ и они рейдерскими методами захватили Лавру, Покровский женский монастырь и Флоривский женский монастырь на Подоле, много церквей. Они провели в Харькове церковный псевдособор, без согласия и без присутствия тогдашнего руководителя украинской православной церкви Филарета, отстранили его от власти и поставили своего ставленника, нынешнего митрополита Владимира Сабодана, довольно старенького и больного. И с того времени в Лавре воцарился Московский Патриархат и сегодня они принимают свирепого ненавистника Украины Кирилла, который имеет при себе несколько сотен личной охраны. Он даже говорит не как духовный пастор, а как запугивающий лидер, которого наставили политики в Москве: “Раскольники, присоединяйтесь к кораблю спасения”. И его колючий взгляд, и его окружение – это возрождение порядков, которые существовали даже не при Брежневе, а при Сталине.
На Юге России от жары в этом году сгорел весь урожай. Нужно ехать туда в Саратовскую, Астраханскую области, Поволжье и просить Бога о дожде, а он впился зубами в Украину и тут утверждает “российское православие и русский мир”.
Известно, как Кирилл был введен в лоно РПЦ. Когда он становился епископом в 1976 году, то одним из тех, кто рукополагал его, был нынешний Патриарх Киевский Филарет. И он ему сказал: “Вы не по божьему благословению стали епископом, а по настоянию власти и КГБ”. И потому Кирилл до сих пор его ненавидит.
Меня удивляет наша власть на периферии и в центре, которая в настоящее время устраивает откровенному неприятелю Украины почти царский прием. Была у нас государственный секретарь США, все прошло тихо, приехала-уехала. А тут едва не парады делают, едва не цветы ему под ноги бросают. Это очень опасный симптом со стороны нашей власти. Раз они так его встречают, значит власть чем-то провинилась перед Москвой и расплачивается такими действиями, которые вызывают неприязнь и отвращение со стороны украинского народа.
Людмила Филипович, доктор философских наук, профессор, завотделом религиозных процессов в Украине Института философии НАНУ, исполнительный директор Центра религиозной информации и свободы Украинской ассоциации религиезнавцев
ДЛЯ ЛАВРЫ СУЩЕСТВУЕТ ОПАСНОСТЬ НАПРЯМУЮ ПОДЧИНЯТЬСЯ МОСКВЕ
Исторически могло произойти все, что угодно. Но история не знает условного наклонения.
В начале 90-х шла борьба между сторонниками автокефалии украинской церкви и теми, кто выступал против отделения от Московской церкви. Есть у меня сведения, которые не подтверждены документально, что из Москвы были завезены представители силовых структур, которые под видом монахов захватили Лавру и таким образом она теперь принадлежит УПЦ МП. А до этого времени там существовал так называемый украинский экзархат (отдельная административно-территориальная единица, зарубежная по отношению к основной церкви, или специально созданная для верующих данного обряда в особых условиях – Авт.). Но в силу того, что в свое время Филарет отошел от той церкви и заявил, что украинская церковь желает быть автокефальной, этот статус был отменен. И буквально через пару недель на альтернативном соборе в Харькове образовалась УПЦ МП, которая начала существовать как автономная. Но эта автономность проявляется все меньше и меньше, сейчас видно, какой большой интерес проявляет к этой «автономности», или, скорее, к уничтожению этой автономности, РПЦ.
Следует прибавить, что у нас есть так называемые ставропигийные монастыри (ставропигия – автономная православная церковная единица (церковь, монастырь, братство), которая подлежит юрисдикции не местных иерархов, а непосредственно патриарха и пользуется специальными правами – Авт.). Например, Корецкий женский монастырь напрямую подчиняется Московскому патриархату. Есть такая же опасность и для той же Киево-Печерской Лавры, и для других украинских церквей и монастырей.