киа сид каким бензином заправлять
Про бензин. АИ-92 или АИ-95?
Наряду с маслом, часто возникают вопросы и, соответственно, даются ответы, о заливаемом сорте бензина. Кто-то льёт только АИ-95, кто-то АИ-92. При этом, кто-то замечает какие-то изменения, а у кого-то нет никакой разницы, кроме цены. Лично я, никогда не задавался этим вопросом подробно. Указано в книжке к KIA Cee’d, что рекомендуется АИ-95, так его и лью.
Чтобы понять и поставить для себя точку над «i» обосновано, решил ознакомиться с теорией.
Для понимания некоторых моментов этой статьи, советую сначала прочитать статью Негативное влияние аналогов свечей зажигания. В ней достаточно просто для понимания изложены основная схема работы двигателя внутреннего сгорания, влияние скорости горения топлива и необходимость подстройки под неё угла опережения зажигания (УОЗ).
Перво-наперво — что же это за цифры такие, да и часто встречаемая аббревиатура «АИ»?
И так, цифры, как ответит почти каждый автомобилист — это октановое число. Дальше же, вопросы возникают уже реже, многих удовлетворяет это объяснение, ведь «октановое» это какой-то технический термин, а не обывательское слово, надо искать какую-то информацию, но от её знания машина лучше не поедет. Может, просто стыдно спросить (это же должно быть очевидно!), а времени на самостоятельное изучения вопроса нет. Поэтому берут значение этого октанового числа из инструкции эксплуатации к автомобилю. Видят люди только то, что хотят — одни смотрят «рекомендуется» и льют его, а другие видят «допускается» и льют его, дешевле же.
Октановое число определяет детонационную стойкость топлива, чем число выше, тем топливо-воздушная смесь менее подвержена детонации (взрывному самовоспламенению) от давления. Октановое оно потому что при разработке шкалы за эталонную стойкость к детонации было взято вещество изооктан, которому назначили число «100». Это число получают несколькими методами, широко распространённые — моторный и исследовательский. В этом и кроется секрет букв «АИ», буква «А» означает, что бензин автомобильный, буква «И» означает, что октановое число получено исследовательским методом. Если октановое число было получено моторным методом, то обозначение бензина будет, например, А-83. При исследовательском методе берётся некий эталонный двигатель работающий на 600 об/мин, температура всасываемого воздуха равна 52°C. Моторный метод, по факту, повторяет исследовательский, но двигатель работает уже на 900 об/мин, температура воздуха на впуске равна 149°C. При моторном методе октановое число всегда получается ниже. Например, у АИ-92 значение по моторному методу будет А-83 (есть такое требования к АИ-92). Из этих двух чисел как раз и складывается тайный AKI (Anti-Knock Index, антидетонационный показатель), приведённый в инструкции по эксплуатации. Значение AKI равно среднему арифметическому октановых чисел полученных по исследовательскому и моторному методам, т.е. AKI у АИ-92/А-83 будет 87.5.
Очевидно, что параметры зашитые в электронном блоке управления (ЭБУ) двигателем, заранее рассчитываются под определённый сорт бензина. При выборе параметров берётся оптимальный баланс между КПД и требуемым запасом на любой возможный режим работы двигателя. Именно в этот запас и возможно использование топлива с другим октановым числом. При соблюдении же нескольких допустимых граничных условий уже возможны серьёзные нарушения.
Вы едете по трассе, первым останавливаетесь на долгом светофоре. В соседней полосе останавливается автомобиль ехавший за вами. По карим глазам водителя видно намерение обогнать вас со светофора, а изогнувшиеся галочкой чёрные пышные брови только подтверждают это намерение. Обгон нельзя допустить! Выключаете кондиционер, денёк, конечно, жаркий, но машина с работающим компрессором заметно теряет в прыти.
Красная цифра «1» на светофоре, начинаете движение, приотпустив тормоз. Загорается долгожданный зелёный, притапливаете педаль газа, включается вторая передача. Газ в пол, ускорение… Из под капота раздаётся «дзынь-дзынь-дзынь», после которого динамика разгона падает и этот розовый Daewoo Matiz всё же обходит вас. Тут стоит задуматься о сэкономлённой сотне на заправке, которую вы потратили на необходимый стаканчик кофе, вместо того, чтобы напоить машину рекомендуемым в книжке бензином. Что же произошло?
Как следует из методов определения октанового числа — это непостоянная величина, она сильно зависит от таких факторов как давление в камере сгорания и температура. Температура окружающего воздуха была высокой, а поступающий в цилиндры воздух ещё и был подогрет под капотом. Температура в баке тоже немаленькая, всё-таки разогрелся бензин на солнце, в замкнутой металлической ёмкости, а уж ближе к впускным клапанам — совсем горячим становится. Эти факторы ещё не приводили к детонации, пока автомобиль двигался на стабильной скорости, охлаждался радиатор двигателя от набегающего воздуха и температура охлаждающей жидкости (ОЖ) была минимальной рабочей (
86°C). Давление в цилиндрах тоже было невысоким, т.к. дроссель был открыт мало (иначе водитель Daewoo даже не предпринял бы попытки обгона). Ошибкой ещё стало отключение кондиционера — оно привело к отключению вентилятора охлаждения двигателя, следовательно — к росту температуры ОЖ.
Поскольку это был просто светофор, а не продолжительная пробка, то температура ОЖ не успела достигнуть отметки включения вентилятора (
96°C), но эта температура стала близка к ней. Затем, при начале разгона, набегающего воздуха ещё не хватало для достаточного охлаждения радиатора двигателя, но уже выросли обороты и нагрузка на двигатель, температура ОЖ стала расти быстрее и даже смогла на пару градусов превысить отметку в 96°C. При нажатии газа в пол максимально открылась дроссельная заслонка, закономерно, давление в цилиндрах резко стало возрастать. Были достигнуты все граничные условия, поджигается топливо-воздушная смесь в цилиндре, сгорает какая-то её часть, приводя к ещё большему росту давления и оставшаяся часть резко детонирует, прерывая контролируемый процесс горения.
Затем, срабатывает датчик детонации, отдаёт сигнал в ЭБУ и он, в свою очередь, изменяет УОЗ, тем самым начиная поджигать поступающую смесь в цилиндры позже, поэтому после пары детонаций процесс прекращается, ведь сгорание объёма топлива уже происходит при дальше ушедшим поршнем из ВМТ, т.е. при большем объёме камеры сгорания, и давление в цилиндре, закономерно, ниже. Выходит, что электронные системы всё-таки следят за топливом и ладно? Не совсем, ведь детонация уже была и цилиндро-поршеновой группе был нанесён урон. Не может ЭБУ заранее просчитывать то, что происходит — это не какой-то суперкомпьютер, следящий за каждым сгоранием топлива и точно рассчитывающий сложные уравнения, в режиме реального времени.
ЭБУ, всего-навсего, задаёт оптимальный режим работы двигателя по заранее зашитым в него таблицам параметров (картам). Автомобиль не знает не тип свечей зажигания, не вид залитого топлива, не следит за температурой окружающего воздуха, а это именно те факторы, которые и привели к детонации. При залитом бензине с большим октановым числом такого не произошло бы, ведь его стойкость к детонации выше и все достигнутые граничные условия ещё не привели бы к взрыву, всё ещё был бы запас, заложенный при расчётах карт ЭБУ.
Логично предположить, что в топливе с разным октановым числом имеются и другие различия в параметрах — никогда изменение одного не может не затронуть и что-либо другое. Хоть скорость горения топлива зависит от обогащения смеси, всё же, низкооктановый бензин в камере будет сгорать немного быстрее, при прочих равных условиях. На высоких оборотах эта разница может стать критичной. Как не странно, эту разницу в скорости горения топлива, могли нивелировать неподходящие свечи зажигания, с коротким выступом искрового зазора. С ними топливо просто сгорало бы медленнее, из-за менее эффективной точки поджига. Разная скорость сгорания бензина также означает, что АИ-98 горит медленее АИ-95, поэтому при других граничных условиях, а именно в морозы, может стать опасной заливка бензина с октановым числом выше, чем предназначено производителем. Может случится так, что бензин с большим октановым числом, на высоких оборотах двигателя, просто не успеет полностью прогореть за такт расширения. На такте выпуска через клапана будут проходить уже не только продукты горения, а ещё и горящее топливо. Такую ситуацию двигатель даже не уловит и будет происходит прогар выпускных клапанов.
Рассмотрев граничные условия и опасность в них использования допустимого, но не рекомендованного топлива, осталось выяснить, а почему же ощущения от того или иного бензина у всех разные? Хоть АИ-92 и выдаёт меньше энергии, но, из-за более быстрого горения смеси, эта энергия будет расположена в меньшем объёме цилиндра, поэтому на конечной выдаваемой мощности двигателя октановое число бензина не должно сильно сказываться.
Какую-либо разницу в динамике автомобиля или расходе топлива, в данном случае, можно наблюдать из-за разницы в качестве бензина. Например, на вашей АЗС превосходный АИ-92, но АИ-95 всё-таки чуть похуже, тогда на АИ-92 показатели будут лучше. Или вы залили АИ-95 на одной заправке, а АИ-92 уже пробовали с другой, где бензин похуже, вот и вышло, что АИ-95 вам показался лучшим выбором.
Итог всей статьи, в принципе, повторяет инструкцию по эксплуатации.
Для достижения оптимальных рабочих характеристик — АИ-95, допускается — АИ-92.
От себя дополню:
1. Если вы любите активную езду, то с АИ-92 лучше не рисковать, а в жаркие периоды года даже можно и побаловаться с АИ-98;
2. Если вы спокойный водитель, то АИ-92 можно, но, всё равно, лучше не заливать летом, мало ли, когда нужно будет резко ускориться.
Мой выбор остаётся прежним — топливо только с рекомендованным производителем автомобиля октановым числом.
_______________________
Читайте также:
1. Негативное влияние аналогов свечей зажигания
_______________________
Новые интересные записи будут выходить в БЖ моей новой машины KIA Ceed Скрат 🌰
Какой бензин заливать в Kia Ceed 2 поколение
Для всех моделей с бензиновым двигателем рекомендовано заливать топливо АИ-95 в качестве основного, альтернативно допустимо использовать АИ-92 минимум. |
Учитывая степень сжатия заводского мотора для Ceed (2 поколение), рекомендуется использовать бензин с октановым числом 95 марки АИ-95, для получения расчитаной удельной мощности двигателя.
Углы опережения зажигания мотора позволяют также ездить на минимально допустимом бензине АИ-92, вреда небудет.
Мотор данной модели Kia не нуждается в высокооктановом бензине. Такое топливо будет сгорать в нем спокойнее и хуже, зачастую игнорируя искру свечи. При этом горючая смесь, не успевая сгорать во время такта рабочего хода, продолжает гореть при открытых выпускных клапанах.
Подобные процессы при высокой рабочей температуре и длительном воздействии, приводят к прогоранию клапанов и выпускных седел. Показатели отдачи мотора ухудшаются, увеличивается расход бензина, повышается износ поршневой группы сильнее обычного.
Умышленно или по ошибке залив вместе 95 и 92 бензин в бак Ceed вы получите смесь со средним октановым числом, но не надолго. Поначалу они будут в баке в смешанном виде, угрозы двигателю от подобного топлива, в теории — нет. Далее минуя диффузию из за разной плотности веществ, бензин с более низким октаном окажется внизу, а с более высоким наверху. В результате субстанция в цельном виде работать — не будет, сначала топливный насос будет качать бензин похуже, а потом получше.
О расходе на текущем пробеге
Возраст автомобиля в кузове Ceed (2 поколение) в среднем 8 лет. Пробег для модели 2014 года выпуска примерно равен 175 000 км. На таких машинах может наблюдаться небольшой прирост в расходе бензина. Даже с учетом пройденных ТО по регламенту, расход будет отличаться от заводских показателей — это нормально, важно не допускать резкого увеличения. Чтобы автомобиль не терял рабочую мощность двигателя и сохранял штатную компрессию как можно дольше, требуется вовремя менять расходники, масла и заправляться правильным топливом. Во время прохождения ТО, не отказывайтесь от рекомендаций по замене отработавших деталей. | |
Мы сделали подсчет реального расхода топлива в 2021 году для таких машин, с учетом пробега при обычных условиях эксплуатации и обслуживания. Расход топлива теперь составляет от 8.2 до 10.5 л на 100 км пути, для модификаций Ceed 2 поколение выпускавшихся в 2012 по 2015 год с бензиновым мотором минимальной мощности. |
Другие поколения Kia Ceed
Как уменьшить расход бензина
Чтобы начать экономить топливо нужно разобраться в причинах его повышенного расхода. В таблице приведены практические советы и рекомендации полученные из открытых источников.
• От применения более высокооктанового бензина вместо низкооктанового, вреда для двигателя будет меньше чем от применения наоборот.
• Не допускайте поездки на пустом баке, это увеличивает риск детонаций в результате получения бедной топливно-воздушной смеси, а также подвергает топливный насос лишнему износу.
• Производители топлива используют маркетинговые уловки сообщая об экономичности высокооктановых бензинов, на самом деле октановое число и присадки в составе бензина выполняют другие задачи.
• Если на АЗС приехал топливозаправщик, то заправляться на ней в данный момент не стоит. При сливании топлива в цистернах АЗС весь осадок поднимается вверх, что засорит топливный фильтр авто после заправки.
• Старайтесь всегда использовать одну и ту же проверенную АЗС с качественным топливом, ее обычно рекомендует автодиллер Kia вашего региона.
Какой бензин заливать в Kia Ceed 1 поколение
Для всех моделей с бензиновым двигателем рекомендовано заливать топливо АИ-95 в качестве основного, альтернативно допустимо использовать АИ-92 минимум. |
Для заводских моторов кузова Ceed (1 поколение) на которых ранее непроизводилась корректировка датчиков детонации, рекомендуется использовать бензин с октановым числом 95 марки АИ-95, для получения расчитаной удельной мощности двигателя.
Углы опережения зажигания мотора позволяют также ездить на минимально допустимом бензине АИ-92, вреда небудет.
Мотор данной модели Kia не нуждается в высокооктановом бензине. Такое топливо будет сгорать в нем спокойнее и хуже, зачастую игнорируя искру свечи. При этом горючая смесь, не успевая сгорать во время такта рабочего хода, продолжает гореть при открытых выпускных клапанах.
Подобные процессы при высокой рабочей температуре и длительном воздействии, приводят к прогоранию клапанов и выпускных седел. Показатели отдачи мотора ухудшаются, увеличивается расход бензина, повышается износ поршневой группы сильнее обычного.
Умышленно или по ошибке залив вместе 95 и 92 бензин в бак Ceed вы получите смесь со средним октановым числом, но не надолго. Поначалу они будут в баке в смешанном виде, угрозы двигателю от подобного топлива, в теории — нет. Далее минуя диффузию из за разной плотности веществ, бензин с более низким октаном окажется внизу, а с более высоким наверху. В результате субстанция в цельном виде работать — не будет, сначала топливный насос будет качать бензин похуже, а потом получше.
О расходе на текущем пробеге
Средний возраст автомобиля в кузове Ceed (1 поколение) — 12 лет. Пробег для модели выпущеной в 2010 году уже около 255 000 км. Даже с учетом пройденных ТО по регламенту, на таких машинах сейчас наблюдается ощутимый прирост в расходе бензина, в сравнении с возможностями этих моделей в 2007 году. Рабочая мощность двигателя тех лет изначально рассчитана на штатную компрессию, которая уже нарушена. Заводская трансмиссия также становится более требовательна к расходу. | |
Мы сделали подсчет реального расхода топлива в 2021 году для таких машин, с учетом пробега при обычных условиях эксплуатации и обслуживания. Расход топлива теперь составляет от 9 до 11.3 л на 100 км пути, для модификаций Ceed 1 поколение выпускавшихся в 2007 по 2012 год с бензиновым мотором минимальной мощности. |
Другие поколения Kia Ceed
Как уменьшить расход бензина
Чтобы начать экономить топливо нужно разобраться в причинах его повышенного расхода. В таблице приведены практические советы и рекомендации полученные из открытых источников.
• От применения более высокооктанового бензина вместо низкооктанового, вреда для двигателя будет меньше чем от применения наоборот.
• Не допускайте поездки на пустом баке, это увеличивает риск детонаций в результате получения бедной топливно-воздушной смеси, а также подвергает топливный насос лишнему износу.
• Производители топлива используют маркетинговые уловки сообщая об экономичности высокооктановых бензинов, на самом деле октановое число и присадки в составе бензина выполняют другие задачи.
• Если на АЗС приехал топливозаправщик, то заправляться на ней в данный момент не стоит. При сливании топлива в цистернах АЗС весь осадок поднимается вверх, что засорит топливный фильтр авто после заправки.
• Старайтесь всегда использовать одну и ту же проверенную АЗС с качественным топливом, ее обычно рекомендует автодиллер Kia вашего региона.
95 vs 98 имеет ли смысл? Чего ждать от высокого октана? О чиптюнинге. Об ацетоне и спирте.
Отъездив пол-года на лукойловском 95 Экто, я хотел также отъездить пол-года на лукойловском же 98 Экто Спорт, а затем подвезти итоги. Однако, итоги приходится писать досрочно (отъездил на 98 только 4 месяца), т.к. 98 от Лукойла у нас закончился, вместо него появился АИ-100 (на котором я уже и езжу). Переходить на 98 от Газпромнефти не хочу, решил, что этот эксперимент досрочно закончен.
Теперь результаты:
С самого начала после каждой заправки я записывал общий пробег и количество намотанных моточасов, после чего сбрасывал показания до следующей заправки. Я пол-года и 7534 км отъездил на 95 бензине и 4 месяца и 6190 км на 98, результаты следующие:
95 Экто (40,22 руб за литр): Стоимость 1 км составляет 4,46 руб при средней скорости 25,30 км/час.
98 Экто Спорт (42,17-42,47 руб за литр): Стоимость 1 км составляет 4,38 руб при средней скорости 27,85 км/час.
Если убрать поездку по трассе на 98 в 986 км, тогда результаты после 5204 км. пробега:
98 Экто Спорт: Стоимость 1 км составляет 4,57 руб при средней скорости 25,04 км/час.
Итак, в самом худшем раскладе 98 бензин стоит на 10 коп. дороже за 1 км. Т.е. на 1500 руб больше при 15 тыс. км. пробеге в год при расходе 10 литров на сотню. На общем фоне более 60 тыс. руб только на бензин. Плюс страховка, налоги, обслуживание, ремонт, потеря общей стоимости машины, тюнинг и т.д. — еще минимум 40-50 тыс. руб в год. Т.е. на этом фоне экономия за счет 95 бензина (при доступности 98, естественно) выглядит… не очень разумным поступком… мягко говоря.
Чего же ждать от высокого октана? Изложение в опровержении мифов.
Миф 1. У нас отвратительное качество топлива, нужно лить только чистый 92. 95 и 98 — это 92 с присадками.
Советую почитать по этому поводу, наверное, уже классику bmwservice.livejournal.com/5962.html
Для того, чтобы понять, что это действительно миф, достаточно разобраться, как читать паспорта качества бензинов и понимать, как делают бензин. Рекомендую к прочтению 3 записи:
Часть 1: www.drive2.ru/l/2720610/
Часть 2: www.drive2.ru/l/2720823/
Часть 3: www.drive2.ru/l/2720877/
Миф 2. 98 бензин нужен только спортивным и турбированным автомобилям. Не имеет смысла заливать в атмосферный двигатель 98.
Сначала теория: у ДВС такое замечательное свойство — если построить график давления в цилиндре от положения поршня (в период конца сжатия и рабочий ход), то площадь под этой кривой пропорциональна работе данного цилиндра в рабочем такте. И максимальна эта площадь будет в одном единставнном случае — когда точка максимума давления
находится в строго определенном месте. Для разных двигателей по разному, но в общем случае точка эта лежит где-то в районе 12-15 градусов после ВМТ. При любых оборотах и любом режиме работы движка. Т.е. она инвариантна.
Положение этой точки регулируется углом опережения зажигания (УОЗ). Поскольку в физической сущности процесса фигурирют не градусы, а, все-таки, время, то для поддержания этой точки в оптимальном месте УОЗ при разных оборотах будет разным. Зависимость УОЗ, при котором точка максимального давления будет находиться в оптимуме от оборотов и будет кривой оптимального УОЗ.
Однако, это в теории. Hа практике же есть еще и детонация. Hа графике УОЗ-обороты есть т.н. граница зоны детонации (т.е. линия максимального УОЗ при данных оборотах при котром детонации еще нет). Hа малых оборотах эта граница идет значительно выше линии оптимального УОЗ, на больших тоже. А на средних — ниже.
Таким образом, реальный УОЗ для получения максимального результата должен быть комбинацией линии оптимального УОЗ и границы зоны детонации — на низких оборотах он идет по линии опимального УОЗ, затем по границе зоны детонации, затем снова по линии оптимального УОЗ (www.ab-engine.ru/phpbb/viewtopic.php?t=2618).
А тепрь практика: вот несколько скучное, но весьма познавательное видео:
Теперь вспомним, как измеряли правильно выставленный угол опережения зажигания на Жигулях с трамблером. 40 км/час, четвертая передача, ровнная дорога, газ в пол. Если начинает позвякивать — зажигание выставлено правильно. Что это означает? Максимальная нагрузка на двигатель при минимальной мощности двигателя (40 км/час на четвертой передаче — это в районе 1,5 тыс. об/мин). Т.е. чем тяжелее двигателю, тем он более склонен к детонации.
Т.е. если для мощных двигателей проблема детонации существует в основном при высоких оборотах или тапке в пол (когда наполнение цилиндров максимальное, соответсвенно, максимальная компрессия), тогда как для слабых двигателей — при частичных нагрузках. (Тем более последнее касается людей, пытающихся снизить расход топлива поддерживая максимально низкие обороты и для тех, у кого АКПП).
Миф 3. Я пробовал заливать 98, машина едет так-же, расход не изменился.
Это, в первую очередь, следствие вашей манеры езды (привычка к агрессивному нажатию педали газа) и чересчур завышенных ожиданий от более высокооктанового бензина. Часто одного бака недостаточно, чтобы почувствовать изменения. ЭБУ требуется время на изменение, как и адаптация АКПП, часто не менее 500 км пробега. Расход бензина же очень сильно зависит от средней скорости, подсчет расхода даже по заправкам без определения средней скорости это чуть менее чем полностью бесполезное занятие.
ПолуМиф 4. Если степень сжатия меньше 10,5 — 92 бензин, больше 10,5 — 95 бензин.
Это из той же оперы, что и замена масла по километражу. Здесь надо различать степень сжатия (геометрическая характеристика мотора: отношение максимального объема камеры сгорания к минимальному) и компрессию (фактическое давление в камере сгорания). И бОльшая степень сжатия совсем не означает бОльшую компрессию! Мазда заявляет в своих моторах степень сжатия 14:1. И? Какой туда бензин заливать? 102? Нет, двигатель может кушать 95 (хотя, конечно же, в него надо лить 98). Дело в том, что, во-первых, в любом современном двигателе впускные и выпускные клапана закрываются и открываются не сразу в нижней или мертвой точке (НЖМ и ВМТ). Из 360 градусов поворота коленвала клапана остаются открытыми не менее 240 градусов (а не 180 градусов). Т.е., например, впускной клапан вначале такта сжатия продолжает оставаться открытым до 45-50 градусов после НМТ, а выпускной начинает открываться еще до того, как поршень достиг ВМТ в конце такта сжатия (в районе 10 градусов до ВМТ), чуть ли не сразу после зажигания. А во-вторых, в любом двигателе есть перекрытие клапанов — это когда в одном цилиндре и впускной и выпускной клапаны открыты одновременно. Травников наглядно рассказывает об этом в своих лекциях по теории ДВС:
У Мазды с ее 14:1 степенью сжатия просто-напросто впускные и выпускные клапаны раньше открываются и позже закрываются (перекрытие клапанов происходит в бОльшем диапазоне оборотов распред. валов), поэтому компрессия в двигателях вполне стандартная для бензиновых моторов, что и позволяет в них лить 95 и 98 бензины.
Поэтому на основе степени сжатия принимать решение, какой бензин лить — глупость. Для определения возможности детонации важно, какая максимальная компрессия может быть в двигателе, но никто в спецификациях к автомобилю ее не пишет.
Кстати, когда подсаживается маслосьемное кольцо, компрессия может увеличиться, т.к. очень хорошее уплотнение камеры сгорания будет обеспечиваться маслом между стенкой цилиндра и поршнем, а значит увеличивается и склонность мотора к детонации. А еще напомню, что на детонационуую стойкость мотора, помимо компрессии, влияют диаметр поршня (чем больше поршень — тем выше вероятность детонации) и температура двигателя.
Считаю, при решении какой заливать бензин, нужно учитывать 2 главных фактора:
a. Удельная мощность двигателя, т.е. кол-во лошадей на 1 литр объема двигателя. Если больше 70-75 лошадей на литр — однозначно 98.
Думаю, тут все понятно. Чем более форсирован двигатель, тем более стойкое к детонации топливо ему необходимо.
b. Энерговооруженность машины, т.е. мощность двигателя на 1 тонну автомобиля. Если меньше 100 лошадей на тонну фактической массы автомобиля — почти наверняка 98 бензин (я говорю о современных машинах с многоточечным впрыском).
Понятно, первый пункт гораздо более критичен, чем второй. Но то, что высокофорсированные двигатели гораздо больше страдают от поломок, не должно вводить в заблуждение, я не стал бы сбрасывать второй пункт со счетов.
Плюс нужно учитывать, есть ли постоянный полный привод, кондиционер, АКПП или МКПП, наличие прицепа, масса колеса и его ширина. 1 кг неподрессоренной массы примерно равен 10 кг массы в салоне автомобился. Поэтому разница для двигателя между 17 литьем с резиной на 225 и 15 штамповкой с резиной на 195 очень существенна, не меньше, как если бы в салоне было дополнительно 100 кг груза.
Еще раз, я хочу сказать, что, например, Сид с двигателем 1,4 гораздо больше требователен к октановому числу, чем с двигателем 1,6. Поло Седан с 90 лошадьми также больше выйграет от высокооктанового бензина чем с двигателем на 110 лошадей. Если на автомобиле массой 1 тонну стоит двигатель 1,6 мощностью 110 лошадей — можно лить 95 (Приора). А вот если автомобиль массой 1,2 тонны с таким же двигателем — надо лить 98 (VW Polo).
У Kia Ceed с двигателем 1,6 MPI удельная мощность автомобиля составляет более 80 лошадей на литр, а энерговооруженность — в районе 85 л.с. на тонну. Плюс у меня автомат и здоровые «тапки» 17 на 225.
Миф 5. На лючке бензобака написано, можно лить 92. Производитель лучше знает.
То, что на лючке бензобака современной машины написано, что можно заливать 92 — это маркетинг для привлечения достаточно обширной базы клиентов со специфичным пониманим экономии. Такой же маркетинг, как «интервал замены масла 15 тыс. км». У Сузуки, например, я лично видел, как в русской сервисной книжке написан интервал смены масла раз в 2 года или в 30 тыс. км, что раньше наступит. Могли ли такое написать инжененры, создававшие двигатель?
Миф 6. Детонация или есть или ее нет. Если она есть, датчик детонации ее услишит и откорректирует УОЗ.
Детонация детонации рознь. Одно дело, детонирует 20% смеси, другое дело 5%. 20% — хорошо слышно, как звенит двигатель. 10% — и вы уже детонации не слышите, но датчик детонации (ДД) — слышит. И «режет» УОЗ. 5% — и детонацию не слышит даже ДД. Но она есть! crazydrivers.narod.ru/Aut…Detonacia_i_kalilnoe.html
Миф 7. 98 горит медленне 95, а тот, в свою очередь, медленнее 92. Т.е. якобы из-за более высокооктанового бензина горят выпускные клапана и катализатор.
На самом деле все скорее наоборот. Потому, что у низкооктанового бензина более поздний УОЗ, чтобы избежать детонации, соответсвенно, он и сгорает поздее. Разница же в скорости горения между бензинамии разных марок очень незначительна. И, открою маленький секрет, скорость сгорания топлива гораздо сильнее зависит от того, насколько смесь бедная/богатая. Богатая смесь горит до 10 раз быстрее бедной. А чем быстрее горит смесь, тем условий для детонации меньше. Поэтому, наряду с корректировкой УОЗ, с детонацией борятся путем обогащения смеси. И поэтому на низкооктановом топливе машина не только тупит (неоптимальный УОЗ), но и жрет больше (ЭБУ обогащает смесь для снижения детонации), более того, высокооктановый бензин чуть более плотный, поэтому удельная теплота сгорания у него чуть выше.
Миф 8. Многочисленные тесты и испытания показывают, что что на 95, что на 98, графики мощности/момента двигателя практически не отличаются. А если нет разницы, зачем платить больше? (с)
Характеристики двигателя измеряют при полностью открытом дросселе. Но при «газе в пол» датчик детонации или отключается или его чувствительность снижается (очень много шумов и вибраций), а в двигатель подается богатая смесь (у Kia Ceed при «тапке в пол» соотношение стехиометрической топливо-воздушной смеси 14,7 меняется на 12,4), побочно снижая условия для детонации (что не отменяет того факта, что при полностью открытом дросселе двигатель также может детонировать — просто блок управления этого не услышит и коррекции по УОЗ не будет). Поэтому максимальная мощность/момент двигателя не сильно зависят от детонационной стойкости бензина даже у турбированных машин. Да и на стенде условия далеко не те, что в реальности. Как, например, там учитывается сопротивление воздуха? А никак. А разве преодоление автомобилем сопротивления воздуха не нагружает двигатель и как следствие не влияет на возможность детонации? Еще как влияет! От высокооктанового бензина автомобиль не будет быстрее (еще раз, разговор про современные (минимум средне) форсированные атмосферные моторы), но за счет повышения чувствительности педали газа и лучшего подхвата с низов на автомобиле на средних нагрузках будет гораздо приятнее ездить.
Итак, что ждать от 98.
Первое и последнее: Работа двигателя, каким его задумали инженеры. Все. Точка. Я считаю, что практически в любой современный двигатель для оптимальной работы имеет смысл заливать 98. Из того, что вы почувствуете: более чуткая реакция на педаль газа, более мощный подхват с низов, чуть меньше вибрации, ровная работа на полном дросселе. Стоимость 1 км пробега при переходе на 98 в худшем случае практически не изменится. Мне этого достаточно, чтобы остаться на 98. Точнее, теперь уже на 100, но это уже совсем другая статья).
О чиптюнинге атмосферного двигателя.
Все, что делают чиптюнеры — это увеличивают чувствительность педали газа. И почти наверняка корректировкой таблицы УОЗ и последующим отключением датчика детонации (ДД), что значительно снизит ресурс двигателя, и это в лучшем случае, в худшем — простым отключением ДД. Плюс (Или) увеличивают время впрыска форсунок, т.е. топлива поступает в камеру сгорания больше при том же объеме воздуха, двигатель работает на богатой смеси (бензин быстрее сгорает — снижение условий для детонации), как следствие, экономичность падает и повышенное нагарообразование на свечах, клапанах, выпускном тракте. Ну а повышенное нагарообразование может привезти к калильному зажиганию и, в свою очередь, к прогару клапанов и детонации. Чиповать имеет смысл только в одном случае — чтобы отключить лямбду после катализатора. Но надо иметь гарантию, что все остальное в прошивке не тронуто. А кто ее может дать — эту гарантию?
О присадках в топливо: спирт (изопропиловый) и ацетон.
После нескольких экспериментов я пришел для себя к выводу, что в высокооктановый бензин никаких присадок «чтобы ехала лучше» не требуется. Тем не менее, присадки имеют смысл, но для других целей.
1. Спирт. Пару раз в год на полный бак по 200 грамм весной и осенью, чтобы убрать всю воду из бензообака. Спирт я рекомендую исключительно изопропиловый, обезвоженный, 99,7%. Такой можно найти в магазинах, продающих радиодетали. Его цена составляет примерно 200 руб. за литр. От него двигателю точно ничего не будет, его наличие даже допускается в бензине ГОСТом, но не более 10%. На Западе уже широко используются бензины марки Е85, там спирта 85%.
2. Ацетон. В некоторых странах промышленно используется как присадка к топливу. Тоже планирую использовать, но не более 0,5-1 литра в год для того, чтобы очистить впускную систему, форсунки от грязи (нагара). Дозировка — не более 25 мл на 10 литров бензина. То, что ацетон вымещает воду из бензобака — миф (есть видео на youtube). Агрессивность к резине (прокладкам) в современных двигателях (тем более в гомеопатических дозах) считаю преувеличенной.
Ver. 1.0 от 27.06.17 г. Статья может быть откорректирована
Ver. 1.1 от 12.09.17 г. Добавлена первая картинка. Добавлены пара предложений в ПолуМифе 4, пара предложений изменены. Исправлены грамматические ошибки.