кедрику было известно лишь то что существует какая то таинственная причина
Кедрику было известно лишь то что существует какая то таинственная причина
Наконец, все приготовления были сделаны; наступил день, когда багаж был отвезен на пароход, и к воротам дома подъехал экипаж. Тогда на мальчика напало странное чувство одиночества. Перед тем мать его оставалась несколько времени запершись у себя в комнате; когда она сошла, глаза ее были влажны и губы дрожали от сдерживаемого волнения. Кедрик подошел к ней; и, когда она наклонилась к нему, он обнял ее, и они стали целовать друг друга. Он знал, что им обоим жаль чего-то, хотя вряд ли знал, чего именно; впрочем, ему пришла одна мысль, которую он и поспешил высказать.
— Мы любили этот домик, Милочка, не правда ли? — сказал он.— Ведь мы и всегда будем любить его,— а?
— Да, да,— ответила она тихо.— Да, мой дорогой.
Затем они сели в экипаж, где Кедрик поместился рядом с нею, и, когда она оглянулась назад из окна, он посмотрел на нее и, схватив ее руку, стал ее гладить.
Почти незаметно очутились они на пароходе, среди величайшего шума и суматохи; то и дело подъезжали экипажи и высаживали пассажиров; последние волновались из-за багажа, который еще не прибыл и мог опоздать на пароход; большие чемоданы и ящики громоздились один на другой и переносились с места на место; матросы развертывали канаты и торопливо сновали в разные стороны; офицеры отдавали приказания; дамы и мужчины, дети и няньки приходили на палубу; одни смеялись и были веселы, другие печально молчали, некоторые плакали и подносили к глазам платки. Кедрик с любопытством смотрел повсюду; он глядел на клубки канатов, на забранные паруса, на высокие-превысокие мачты, почти касавшиеся синего неба, и уже начал составлять планы, как он будет разговаривать с матросами и слушать их рассказы про пиратов.
Как раз в самую последнюю минуту, когда он стоял на верхней палубе, облокотившись на перила и наблюдая за окончательными приготовлениями и суетливою работой матросов, внимание его возбудило движение в одной из недалеко от него стоявших групп людей. Какой-то мальчик, с чем-то красным в руке, торопливо прокладывал себе дорогу сквозь эту группу и направлялся к нему. То был Дик. Он подошел к Кедрику, едва переводя дух.
— Я всю дорогу бежал,— сказал он.— Пришел посмотреть, как ты поедешь. Дела идут первый сорт. Вот это я купил тебе на вчерашнюю выручку. Ты можешь носить его, когда будешь в франтовской компании. Я потерял обертку, пока пробирался вон сквозь эту толпу. Они все не хотели пропустить меня. Это платок.
Он проговорил все это залпом. Раздался звонок, и мальчик бросился бежать, прежде чем Кедрик успел что-нибудь сказать ему.
— Прощай! — крикнул Дик запыхавшимся голосом.— Носи его, когда попадешь к франтам!
Несколько секунд спустя можно было видеть, как он стремительно проталкивался через толпу на нижней палубе и едва успел ступить на берег, как мостки были подняты. Он стоял на набережной и махал своей фуражкой.
Кедрик посмотрел на платок. Он был из ярко-красной шелковой ткани, украшенной пурпуровыми подковами и конскими головами.
Наступила последняя торжественная минута. Все заколыхалось, заволновалось; раздались последние звуки приветствий со стороны людей, оставшихся на берегу, и такой же громкий ответ с парохода.
— Прощайте! Прощайте! Прощайте, старые друзья! — казалось, каждый кричал: — Не забывайте нас. Пишите, когда приедете в Ливерпуль. Прощай! Прощайте!
Маленький лорд Фонтлерой нагнулся вперед и махал своим красным платком.
— Прощай, Дик! — крикнул он изо всей силы.— Благодарю тебя! Прощай, Дик!
Пароход дал ход, и люди снова приободрились. На берегу все еще продолжалось волнение. Но Дик не видел ничего, кроме оживленного детского личика и его развевавшихся ветром светлых волос, еще долго видневшихся при ярком солнечном свете. В ушах его раздавался лишь детский голос: — «Прощай, Дик!» пока маленький лорд Фонтлерой медленно отплывал от своей родины в неведомую ему страну своих предков.
Только теперь, во время этого путешествия, мать Кедрика решилась сообщить ему, что они будут жить в разных домах. Когда он услыхал эту грустную новость, горе его было так велико, что м-р Хавишам не мог не одобрить мудрое распоряжение старого графа, чтобы мать жила по близости от сына и часто видалась с ним, так как очевидно было, что иначе мальчик не перенес бы этой разлуки. Но мать настолько мягко и любовно повела дело и сумела убедить сына в том, что они, в сущности, совсем не так далеко будут жить друг от друга, что ребенок, наконец, успокоился.
— Дом, где я буду жить, Кедди, совсем не далеко от замка,— повторяла она каждый раз, когда у них заходила об этом речь,— очень не далеко от твоего дома, и ты всегда можешь прибегать ко мне повидаться. И будет же тебе что рассказать мне! и как мы с тобой будем счастливы! Место это прекрасно. Твой папа часто говорил мне о нем. Он очень любил его, и ты его полюбишь.
— Оно понравилось бы мне еще больше, если бы ты была там,— сказал маленький граф, тяжело вздыхая.
Он мог лишь с недоумением относиться к такому положению вещей, которое заставляло Милочку жить в одном доме, а его — в другом.
Дело в том, что м-сс Эрроль считала лучшим не говорить ему, почему должно было быть так, а не иначе.
— Я предпочитаю не говорить ему об этом,— сказала она м-ру Хавишаму.— Он бы не понял как следует, а между тем это было бы для него тяжелым ударом; и я уверена, что его чувства к графу будут естественнее и дружественнее, если он не узнает, что его дедушка так восстановлен против меня. Он никогда не видал ни ненависти, ни жестокосердия, и ему было бы слишком тяжело сознание, что кто-нибудь может меня ненавидеть. Он сам так сильно любит, и я так дорога ему! Для него лучше будет ничего не говорить ему, пока он не вырастет, да лучше это будет и для графа. Это явилось бы лишь преградой между ними, несмотря на детский возраст Кедди.
Таким образом Кедрику стало известно лишь то, что существует какая-то таинственная причина такого порядка вещей, которую ему еще не понять, но которая объяснится со временем, когда он будет старше. Он был удивлен; но, в конце- концов, эта причина перестала его заботить. После многих разговоров с матерью, где она старалась всячески утешить его, рисуя перед ним светлую сторону картины, темная сторона ее начала постепенно сглаживаться. По
Как раз в самую последнюю минуту, когда он стоял на верхней палубе, облокотившись на перила и наблюдая за окончательными приготовлениями и суетливою работой матросов, внимание его возбудило движение в одной из недалеко от него стоявших групп людей. Какой-то мальчик, с чем-то красным в руке, торопливо прокладывал себе дорогу сквозь эту группу и направлялся к нему. То был Дик. Он подошел к Кедрику, едва переводя дух.
— Я всю дорогу бежал, — сказал он. — Пришел посмотреть, как ты поедешь. Дела идут первый сорт. Вот это я купил тебе на вчерашнюю выручку. Ты можешь носить его, когда будешь в франтовской компании. Я потерял обертку, пока пробирался вон сквозь эту толпу. Они все не хотели пропустить меня. Это платок.
Он проговорил все это залпом. Раздался звонок, и мальчик бросился бежать, прежде чем Кедрик успел что-нибудь сказать ему.
— Прощай! — крикнул Дик запыхавшимся голосом. — Носи его, когда попадешь к франтам!
Несколько секунд спустя можно было видеть, как он стремительно проталкивался через толпу на нижней палубе и едва успел ступить на берег, как мостки были подняты. Он стоял на набережной и махал своей фуражкой.
Кедрик посмотрел на платок. Он был из ярко-красной шелковой ткани, украшенной пурпуровыми подковами и конскими головами.
Наступила последняя торжественная минута. Все заколыхалось, заволновалось; раздались последние звуки приветствий со стороны людей, оставшихся на берегу, и такой же громкий ответ с парохода.
— Прощайте! Прощайте! Прощайте, старые друзья! — казалось, каждый кричал: — Не забывайте нас. Пишите, когда приедете в Ливерпуль. Прощай! Прощайте!
Маленький лорд Фонтлерой нагнулся вперед и махал своим красным платком.
— Прощай, Дик! — крикнул он изо всей силы. — Благодарю тебя! Прощай, Дик!
Пароход дал ход, и люди снова приободрились. На берегу все еще продолжалось волнение. Но Дик не видел ничего, кроме оживленного детского личика и его развевавшихся ветром светлых волос, еще долго видневшихся при ярком солнечном свете. В ушах его раздавался лишь детский голос: — «Прощай, Дик!» пока маленький лорд Фонтлерой медленно отплывал от своей родины в неведомую ему страну своих предков.
Только теперь, во время этого путешествия, мать Кедрика решилась сообщить ему, что они будут жить в разных домах. Когда он услыхал эту грустную новость, горе его было так велико, что м-р Хавишам не мог не одобрить мудрое распоряжение старого графа, чтобы мать жила по близости от сына и часто видалась с ним, так как очевидно было, что иначе мальчик не перенес бы этой разлуки. Но мать настолько мягко и любовно повела дело и сумела убедить сына в том, что они, в сущности, совсем не так далеко будут жить друг от друга, что ребенок, наконец, успокоился.
— Дом, где я буду жить, Кедди, совсем не далеко от замка, — повторяла она каждый раз, когда у них заходила об этом речь, — очень не далеко от твоего дома, и ты всегда можешь прибегать ко мне повидаться. И будет же тебе что рассказать мне! и как мы с тобой будем счастливы! Место это прекрасно. Твой папа часто говорил мне о нем. Он очень любил его, и ты его полюбишь.
— Оно понравилось бы мне еще больше, если бы ты была там, — сказал маленький граф, тяжело вздыхая.
Он мог лишь с недоумением относиться к такому положению вещей, которое заставляло Милочку жить в одном доме, а его — в другом.
Дело в том, что м-сс Эрроль считала лучшим не говорить ему, почему должно было быть так, а не иначе.
— Я предпочитаю не говорить ему об этом, — сказала она м-ру Хавишаму. — Он бы не понял как следует, а между тем это было бы для него тяжелым ударом; и я уверена, что его чувства к графу будут естественнее и дружественнее, если он не узнает, что его дедушка так восстановлен против меня. Он никогда не видал ни ненависти, ни жестокосердия, и ему было бы слишком тяжело сознание, что кто-нибудь может меня ненавидеть. Он сам так сильно любит, и я так дорога ему! Для него лучше будет ничего не говорить ему, пока он не вырастет, да лучше это будет и для графа. Это явилось бы лишь преградой между ними, несмотря на детский возраст Кедди.
Таким образом Кедрику стало известно лишь то, что существует какая-то таинственная причина такого порядка вещей, которую ему еще не понять, но которая объяснится со временем, когда он будет старше. Он был удивлен; но, в конце- концов, эта причина перестала его заботить. После многих разговоров с матерью, где она старалась всячески утешить его, рисуя перед ним светлую сторону картины, темная сторона ее начала постепенно сглаживаться. По временам, однако, м-ру Хавишаму доводилось видеть его сидящим в одной из привычных своих поз и устремившим задумчивый взор на море. При этом нередко можно было подслушать вырывавшийся у него тяжелый вздох.
— Не нравится мне это, — сказал он раз м-ру Хавишаму, беседуя с ним, как всегда, в очень почтительном тоне. — Вы не знаете, как сильно мне это не нравится; но на свете много бывает неприятностей, и приходится переносить их. Мэри так говорит, и я слыхал это же и от м-ра Хоббса. И Милочка хочет, чтобы мне нравилось жить с дедушкой, потому что, вы знаете, у него все дети умерли, а это очень грустно. Жалко бывает человека, у которого все дети умерли, и один был убит.
Всем знакомившимся с маленьким лордом особенно нравился, между прочим, тот серьезный вид, с каким он вступал иногда в разговор. Эта серьезность, при выражении полной невинности на его детском лице, с проскальзывавшими порою в его речи замечаниями, свойственными только взрослым людям, придавали ему необыкновенную привлекательность. Это было такое милое, цветущее создание, что когда он сидел, обняв колени своими пухлыми ручонками, и с великою важностью вел какой-нибудь разговор, то слушатели его не могли налюбоваться им. Мало-помалу и м-р Хавишам стал находить большое удовольствие и развлечение в его обществе.
— Итак ты намерен попытаться полюбить графа? — сказал он.
— Да, — отвечал маленький лорд. — Он мне родня, а родных, конечно, нужно любить; кроме того, он был ко мне очень добр. Когда кто-нибудь так много для вас делает и хочет, чтобы у вас было все, чего вы ни пожелаете, понятно, что вы его полюбите, если он и не родня вам; а когда он вам родня и все это делает, то как же не любить его!
— Думаешь ли ты, — спросил м-р Хавишам, — что он будет любить тебя?
— Думаю, что будет, — сказал Кедрик, — потому что ведь и я ему родственник, да еще сын его сына, так как же вы думаете — конечно, он должен теперь полюбить меня, а то он не стал бы для меня делать все, что мне хочется и не послал бы вас за мною!
ЕГЭ. Русский язык. Тест 118
ЕГЭ. Русский язык. Тест 118
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест 118»
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1) Грибная клетка снаружи покрыта твёрдой клеточной стенкой, состоящей из хитина; под клеточной стенкой расположены мембрана и цитоплазма. (2) В клетке гриба есть ядро, которое управляет всеми процессами жизнедеятельности и хранит наследственную информацию; внутри клетки также можно найти аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии и эндоплазматическую сеть. (3) Но, растений, у грибов нет хлоропластов, поэтому они не могут синтезировать органические вещества из неорганических и в этом смысле питаются так же, как животные.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
2. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот предлог.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КЛЕТКА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Помещение для птиц и мелких животных в форме коробки из металлических или де-, ревянных прутьев. Канарейка в клетке.
2) Огороженное решёткой место, закрытое со всех сторон, для животных. Тигр беспокойно бегал по клетке.
3) Способ складывать дрова или другие материалы — друг на друга рядами, расположенными крест-накрест. Сложить брёвна в клетку.
4) Каждый из квадратиков на пространстве, разграфлённом двумя рядами параллельных линий, пересекающимися под прямым углом. На шахматной доске чередуются чёрные и белые клетки.
5) Простейший организм или основная часть живого организма. Нервная к.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
зАпертый вОвремя обзвонИт накрЕнится мЕстностей
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Улетела лебедь-птица, а царевич и царица, ЦЕЛЫЙ день проведши так, лечь решились натощак.
Волчицу ОБХВАТИЛО странное беспокойство, и она продолжала принюхиваться.
Волчонок начал РАЗЛИЧАТЬ то, что было у него перед глазами.
В зловонных трясинах полегли восемь тысяч латников ОТБОРНОЙ имперской пехоты.
Это ПОПУЛЯРНОЕ зрелище устраивали примерно раз в месяц.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Выслушав опытного юриста, директор взял высказанные предложения, которые уберегут фирму от банкротства.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
нет СЕМИСТА рублей
более ГЛУБОКОЕ озер
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
A) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) В эпоху Екатерины II в России появилась традиция крепостных балетов, когда помещики заводили у себя труппы, состоящиеся из крепостных крестьян.
2) При Николае I русский балет продолжал блистать и благодаря Ш. Дидло занимал лидирующее место по отношению к другим видам сценического искусства.
3) Император любил балетные представления и почти не пропускает ни одного.
4) Большое влияние на русский балет оказала оперная музыка М.И. Глинки, в которой присутствовало отчётливо выраженное национальное начало.
5) В 1979 году состоялась московская премьера балета «Ромео и Джульетты» в трактовке Ю.Н. Григоровича.
6) В качестве балетмейстера, сотрудничая с другими хореографами и режиссёрами, Майя Плисецкая поставила балеты «Анна Каренина», «Раймонда», «Чайка», «Дама с собачкой».
7) Продолжая традиции московского балета, М. Плисецкая постоянно искала свою манеру исполнения, демонстрируя в танце исключительную пластику.
8) Если же говорить о жанре балета, то здесь встречаются не только героический, комический, фольклорный балет, а также появившиеся в XX веке модерн и джаз-балет.
9) Благодаря усложнения и усовершенствования балетной техники, актёрского мастерства, продуманной драматургии, русский балет достиг небывалых высот и покорил весь мир.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) р..чевой, к..личество, к..мментарий
2) алл..гория, пр..зидентский, заж..гать
3) ш..рстяной, л..нейный, ц..нтральный
4) благосл..вить, в..сит (люстра), см..гчать
5) ув..ртюра, выр..щенный, б..ритон
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) солдатч..на, град..нка
2) распаш..нка, досад..вать
3) пожар..ще, нул..вой
4) со..вый (соус), глуб..на
5) перепис..ик, смаз..ик
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) повенч..нный, скач..щий
2) вер..щий, (они) побеспоко..т
3) вырубл..нный, (мы) запуст..м
4) встревож..шь, муч..мый
5) скош..нный (луг), (вы) стел..те
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Я выглянул в окно узнать, какая погода, и (НЕ)ПОНЯЛ, что там на улице: снег или дождь?
(НЕ)ОТКЛАДЫВАЯ дела в долгий ящик, король тут же вернулся к дочери, чтобы сообщить ей о своём решении.
Юноша (НЕ)ВСЕГДА понимал, почему приятели смеются над его ответами.
В это (НЕ)ЗАБЫВАЕМОЕ утро у адвоката в руках была иллюстрированная газета.
От такой фразы кок, чего только (НЕ)ПОВИДАВШИЙ на своём веку, захлопал глазами.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Иногда (ВО)ВРЕМЯ уборок бабушка, жалея дядю, давала приказ бастовать или, ЧТО(БЫ) смягчить столкновение с тётушкой, притвориться больным.
Мы (НА)ИСКОСОК пересекли парк и вошли в (ДО)ОТКАЗА наполненную беседку.
Мы (НА)ЦЫПОЧКАХ прошли в комнату, ТАК(КАК) в доме пока все спали.
Анжела ТОТ(ЧАС) велела, ЧТО(БЫ) её проводили в сад.
(ЗА)ТЕМ я и пришёл, что искал (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгого времени.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Дрожки задевают колосья, и они однообразно клонятся под колёсами и выходят из-
под них чёрными, испачка(1)ыми колёсной мазью, а на пыльной дороге остаются едва заметные масля(2)ые пятна. Навстречу, лоснясь, бегут серо-зелё(3)ые волны, броше(4)ая облачком тень на мгновение затушёвывает их. Джальма носится за перепелами и жаворонками, иногда соверше(5)о пропадая в некоше(6)ой ржи.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) А.Б. Селиханович открыл нам не только русскую литературу но и эпоху Возрождения и европейскую философию XIX века сказки Г.Х. Андерсена и поэзию «Слова о полку Игореве ».
2) Самые сложные философские построения в его пересказе становились понятными стройными и вызывали восхищение широтой человеческого разума.
3) Жизнь А. Пушкина и М. Лермонтова Л. Толстого и А. Чехова увлекала нас и наполняла гордостью и сознанием силы человеческого духа.
4) Редактор подошёл к столу протянул перед собой руку стал глухим страшным голосом разговаривать со мной.
5) В комнату вошёл с улицы худой человек с землистым лицом спутанной бородой впалыми пронзительными глазами.
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Но вот завуч подвёл меня к (1) внезапно открывшейся (2) двери (3) и (4) пропустив меня вперёд (5) вошёл сам. Грохнув крышками парт (6) дети вскочили (7) приветствуя вошедших.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
По словам моряков (1) Байкалу (2) хочется называться морем. Если же его назовут озером, он (3) тотчас (4) начинает бушевать. Но (5) по преданию (6) ни один русский (7) в нём не утонул.
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Куинджи продолжал писать(1) изредка показывая(2) свои картины ученикам(3) и преподавать в пейзажном классе (4) из стен (5) которого (6) вышли многие выдающиеся мастера.
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Кедрику было известно лишь то (1) что существует какая-то таинственная причина
(2) которую ему ещё не понять (3) но (4) которая объяснится со временем (5) когда он станет старше.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Вы оказались в Феодосии — не забудьте посетить Дом-музей Александра Грина. (2)Вы словно попадаете в старинный парусный корабль. (3)Против входной двери — «Роза ветров», указывающая направление сторон света. (4)«Трюм фрегата», «Каюта странствий» и «Каюта капитана» — именно так в музее называются комнаты. (5)Рядом с книгами — раковины, карты, морские приборы и маячные корабли. (6)На стенах одной из комнат — ванты, сплетённые из каната, который распространяет повсюду солёный запах моря. (7)В общем, не пропустите этот необычный музей. (8)Он даст вам возможность открыть новую землю — землю Грина.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
(1) Была самая середина глухой осенней ночи. (2)В лесу было очень сыро и холодно. (3)Из чёрных лесных болот, заваленных мелкими коричневыми листьями, поднимался густой туман.
(4)Луна стояла над головой. (5)Она светила очень сильно, однако её свет с трудом пробивал туман. (6)Лунный свет стоял подле деревьев косыми, длинными тесинами, в которых, волшебно изменяясь, плыли космы болотных испарений.
(11) Но меньше всего в этот глухой, мёртвый час думали о красоте полесской чащи три солдата, возвращавшиеся с разведки.
(12)Больше суток провели они в тылу у немцев, выполняя боевое задание. (13)А задание это заключалось в том, чтобы найти и отметить на карте расположение неприятельских сооружений.
(14)Работа была трудная, очень опасная. (15)Почти всё время пробирались ползком.
(16) Один раз часа три подряд пришлось неподвижно пролежать в болоте — в холодной, вонючей грязи, накрывшись плащ-палатками, сверху засыпанными жёлтыми листьями.
(17) Обедали сухарями и холодным чаем из фляжек.
(18)Вдруг странный, тихий, ни на что не похожий прерывистый звук послышался где-то совсем недалеко, направо, за кустом можжевельника. (19)Было похоже, что звук выходит откуда-то из-под земли.
(20) Они поползли к небольшому окопчику, скрытому среди можжевельника.
(21) Из окопчика явственно слышалось бормотание, всхлипывание, сонные стоны. (22)Без слов понимая друг друга, разведчики окружили окопчик и растянули руками концы своих плащ-палаток так, что они образовали нечто вроде шатра, не пропускавшего свет. (23)Егоров опустил в окоп руку с электрическим фонариком.
(24) Картина, которую они увидели, была проста и вместе с тем ужасна.
(25) В окопчике спал мальчик.
(26) Стиснув на груди руки, поджав босые, тёмные, как картофель, ноги, мальчик лежал в зелёной вонючей луже и тяжело бредил во сне. (27)Его непокрытая голова, заросшая давно не стриженными, грязными волосами, была неловко откинута назад. (28)Худенькое горло вздрагивало. (29)Слышалось бормотание, обрывки неразборчивых слов, всхлипывание. (30)Лицо было покрыто царапинами и синяками. (31)На переносице виднелся сгусток запёкшейся крови.
(32) Сон мальчика был так тяжёл, так глубок, душа его, блуждающая по мукам сновидений, была так далека от тела, что некоторое время он не чувствовал ничего: ни пристальных глаз разведчиков, смотревших на него сверху, ни яркого света электрического фонарика, в упор освещавшего его лицо.
(33) Но вдруг мальчика как будто ударило изнутри, подбросило. (34)Он проснулся, вскочил, сел. (35)Его глаза дико блеснули. (36)В одно мгновение он выхватил откуда-то большой отточенный гвоздь. (37)Ловким, точным движением Егоров успел перехватить горячую руку мальчика и закрыть ему ладонью рот.
— (38)Тише. (39)Свои, — шёпотом сказал Егоров.
(40) Только теперь мальчик заметил, что шлемы солдат были русские, автоматы — русские, плащ-палатки — русские и лица, наклонившиеся к нему, — тоже русские, родные.
(41) Радостная улыбка бледно вспыхнула на его истощённом лице. (42)Он хотел что-то сказать, но сумел произнести только одно слово:— Наши.
(43)И потерял сознание.
* Валентин Петрович Катаев (1897-1986) — русский советский писатель, поэт и драматург, киносценарист, журналист, военный корреспондент.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера
1) Несмотря на раннюю осень, в лесу было сыро и холодно.
2) Разведчики, возвращаясь с задания, не могли не восхищаться красотой осеннего леса.
3) Когда разведчики услышали стон, они подошли к скрытому среди можжевельника окопчику.
4) Мальчик испугался разведчиков, приняв их за немцев, и хотел ударить Егорова большим отточенным гвоздём.
5) Желая успокоить мальчика, разведчики повторяли, что они русские.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 4-8 представлено рассуждение.
2) Предложение 13 противопоставлено по содержанию предложению 12.
3) В предложениях 15-17 раскрывается тезис, заявленный в предложении 14.
4) В предложениях 20-23 представлено повествование.
5) В предложениях 26-31 представлено описание.
24. Из предложений 7-8 выпишите антонимы (антонимическую пару).
25. Среди предложений 32-41 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложе-ния(-ий).
26. «Создавая осенний пейзаж, автор использует такие тропы, как (А)___(«космы. испарений» в предложении 6, «колоннада берёз» в предложении 8 ) и (Б)___(«похожий на многоэтажный терем», «как простокваша» в предложении 8). Повествование об опасной деятельности разведчиков сопровождает синтаксическое средство — (В)___(предложения 14, 16, 17). Чтобы передать радость спасённого от смерти ребёнка, В. Катаев использует приём — (Г)___(«русские» в предложении 40)».
1) риторический вопрос
2) эпитет
3) ряды однородных членов предложения
4) лексический повтор
5) цитирование
6) синоним
7) метафора
8) антоним
9) сравнение
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.