катюша маслова героиня какого произведения
Воскресение «Воскресения»
«Воскресение» традиционно считается худшим романом писателя, популярность которого не сравнима с «Войной и миром» и «Анной Карениной». «Воскресение» воспринимается как исключительно морализаторское произведение, отражающее поздние умонастроения Толстого, которые шли в конфликт с его художественным гением. На самом деле это не так. В любом случае история создания и публикации романа сама по себе настолько интересна, и она настолько точно отражает личность позднего Толстого, что о ней стоит вспомнить.
«Войну и мир» и «Анну Каренину» писал еще сравнительно молодой тридцатилетний и сорокалетний Толстой, учитывая, что он прожил 82 года. Писал запоем, мечтая стать, по его словам, литературным «генералом», коим, собственно, и стал. «Воскресение» писал уже опытнейший мастер, который мог позволить себе смотреть на литературу эдак свысока, как на занятие приятное во всех отношениях, но ничтожное в сравнении с духовными исканиями. «Воскресение» и есть попытка «поженить» художественные «забавы» с серьезными духовными поисками. Идея, с одной стороны, обреченная. Не случайно все нынешние попытки писать нарочито «духовную», а тем более «церковную» прозу заведомо обречены на неудачу. С другой стороны, в этом «конфликте интересов» и есть изюминка этого романа, которым закрывается девятнадцатый век и открывается эпоха «нью эйдж» («новая эра») в широком смысле этого понятия.
Без «Воскресения» с крохотным эпизодом соблазнения Катюши Масловой аристократом Нехлюдовым не было бы всех «Темных аллей» Ивана Бунина, как не было бы и многих религиозно-художественных исканий ХХ века. Этим романом Толстой открывал материк, который ХХ век, по сути, бесконечно осваивал.
Без «Воскресения» не было бы и «Матери» Горького, а, возможно, и «социалистического реализма» с его попыткой подгона реальности под идеологию, чем мучительно занимались советские мастера слова.
И, как настоящий гений, в основу сюжета он положил кусок реальной жизни, вырванный из нее с мясом. Изначально роман назывался «Коневская повесть». Сюжет о соблазненной девушке, ставшей проституткой, и присяжном в суде, который ее узнал и решил на ней жениться, сообщил Толстому юрист А.Ф. Кони. Настоящая девушка умерла в тюрьме. Но такое «легкое» решение вопроса писателя не устроило, и он подключил сюда собственный жизненный эпизод, когда в молодости сам соблазнил горничную своей тетушки Гашу. В разговоре с биографом П.И. Бирюковым Толстой развил этот уже собственный сюжет в нужном направлении: «Она была невинна, я ее соблазнил, ее прогнали, и она погибла».
На самом деле не погибла, а работала такой же горничной в доме сестры Толстого Марии Николаевны. О ней пишет Т.А. Кузминская в воспоминаниях: «По утрам горничная Гаша, с высоким гребнем в косе, прямая, с неподвижным лицом, то и дело говорила всем, чтобы не шумели, пока почивают господа. В восемь часов утра на пороге комнаты барыни появлялась Гаша, увешанная накрахмаленными юбками и платьями. Она несла их двумя пальцами, как-то особенно воздушно, держа выше головы».
Фамилия главного героя романа Нехлюдова кочует по многим текстам Толстого, от автобиографической трилогии и черновика «Казаков» до «Утра помещика» и «Люцерна».
Удивительна и история публикации романа. Отказавшись от денег за свои произведения, Толстой именно за «Воскресение» потребовал от издателя иллюстрированного (как бы старый вариант «глянцевого») журнала «Нива» А.Ф. Маркса круглую сумму, которую отдал для переселения нескольких тысяч преследуемых в России духоборов в Канаду. То есть послал к черту свои принципы ради спасения живых людей.
Остается добавить, что это было первое великое произведение русской прозы, которое выходило в журнале сразу с иллюстрациями; их делал отец поэта Бориса Пастернака художник Л.О. Пастернак в сотрудничестве с самим Толстым.
И еще: «Воскресение» стало последней каплей в чаше терпения Русской православной церкви, через год с небольшим после выхода романа «отлучившей» от себя графа Толстого. Причина была проста: он нехорошо изобразил в романе сцену причастия. Но думается, что на самом деле причина была гораздо глубже. Толстой шагнул в эпоху «нью эйдж», церковь делать этого не желала. У каждой стороны была своя правота.
РУСТЬЮТОРС
Катюша Маслова. Характеристика, образ, описание героини романа Л.Н. Толстого «Воскресение».
Особую судьбу образ К.М. имел в Японии. Театральная инсценировка 1914 года, где герой и героиня исполняли «Песню Катюши» («Катюша, родная, печально расставаться. »), захватила всю страну. Повсюду распевали эту печальную, трогательно-наивную песню; вошла в моду прическа «Катюша» (прямой пробор), именем Катюши называли шпильку для волос, расческу, обручальное кольцо, существовала даже игра под названием «Катюша».
Л.О.Пастернак, иллюстратор «Воскресения», представил несколько прекрасных изображений К.М. По роману «Воскресение» было множество театральных инсценировок (в России наиболее знаменит спектакль МХАТа 1930 г.) и экранизаций.
Лит.: Люксембург Р. Душа русской литературы
//Роза Люксембург о литературе. М, 1961; Зайденш-нур Э.Е. Портрет Катюши Масловой. К лаборатории творчества Толстого
//Сборник Государственного Толстовского музея. М., 1937; Опульская Л.Д. Психологический анализ в романе «Воскресение»
//Роман Л.Н.Толстого «Воскресение». Ис-торико-функциональное исследование. М., 1991.
КАТЮША МАСЛОВА
Полезное
Смотреть что такое «КАТЮША МАСЛОВА» в других словарях:
Маслова — Маслова русская женская фамилия женский вариант фамилии Маслов. Известные носительницы: Маслова, Лидия Сергеевна (1971 года рождения) российский кинокритик, обозреватель ИД «Коммерсантъ». Маслова, Нина Константиновна (1946 г. р.) … … Википедия
Воскресение (роман) — У этого термина существуют и другие значения, см. Воскресение (значения). Воскресение … Википедия
Лисенко, Наталья Андриановна — Наталья Андриановна Лисенко Имя при рождении: Наталья Андриановна Лисенко (Лысенко) Дата рождения: 10 августа 1884(1884 08 10) … Википедия
Сёмина, Тамара Петровна — Тамара Сёмина Тамара Сёмина, 1965 год Имя при рождении: Бохонова, Тамара Петровна … Википедия
Еланская Клавдия Николаевна — (1898 1972), актриса, народная артистка СССР (1948). С 1924 во МХАТе. Среди ролей: Катюша Маслова («Воскресение» по Л. Н. Толстому), Яровая («Любовь Яровая» К. А. Тренёва), Ольга («Три сестры» А. П. Чехова), игуменья Меланья («Егор Булычов и… … Энциклопедический словарь
ЛИСЕНКО Наталия Андриановна — (1884 или 1886 год смерти неизвестен), русская актриса. Жена и партнёрша И. И. Мозжухина. В 1904 окончила студию МХТ. Играла в провинции, московском театре Корша. В кино с 1915. Среди ролей: Катюша Маслова («Катюша Маслова», 1915),… … Кино: Энциклопедический словарь
Сводный алфавитный список фильмов. К — К «К востоку от рая» («East of Eden», 1955, амер.) «К востоку от Суэца» («East of Suez», 1925, амер.) «К кораблю» (1966, греч.) «К нам приехала ярмарка» («Přijela k nám pout’», 1973, чехосл.) «К нам прилетают птицы» см. «Птицы прилетают» «К… … Кино: Энциклопедический словарь
ЕЛАНСКАЯ Клавдия Николаевна — (1898 1972) российская актриса, народная артистка СССР (1948). С 1924 во МХАТе. Среди ролей: Катюша Маслова ( Воскресение по Л. Н. Толстому), Яровая ( Любовь Яровая К. А. Тренева), Ольга ( Три сестры А. П. Чехова), игуменья Меланья ( Егор Булычев … Большой Энциклопедический словарь
Воронович Александра Петровна — Воронович (по мужу ‒ Крамова) Александра Петровна [р. 7(19).7.1898, деревня Кунино Ярославской губернии], русская советская актриса, народная артистка СССР (1954). В 1918 окончила театральную студию при Московском драматическом театре… … Большая советская энциклопедия
Еланская Клавдия Николаевна — [р. 11(23).9.1898, Енотаевск, ныне Астраханской области], русская советская актриса, народная артистка СССР (1948). Член КПСС с 1951. В 1920 поступила во 2 ю Студию МХТ, с 1924 ‒ актриса МХАТа. Глубоко драматический талант, цельность в передаче… … Большая советская энциклопедия