категория инвалидов которая с учетом специфических потребностей в помощи имеет код с
2. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ ПАССАЖИРСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ВАГОНОВ, ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ | Введение
2. Термины и определения
2. Термины и определения
2.1. В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:
2.1.1. беспрепятственный доступ: Возможность передвижения без препятствий пассажиров из числа инвалидов самостоятельно или в сопровождении по объектам пассажирской инфраструктуры, вагонам для перевозки пассажиров из числа инвалидов;
2.1.2. вагон для перевозки инвалидов: Специальные вагоны, конструкция которых обеспечивает их доступность для пассажиров из числа инвалидов, в том числе передвигающихся в кресле-коляске;
2.1.3. вспомогательное посадочное устройство: Техническое устройство, предназначенное для обеспечения посадки (высадки) в вагон (из вагона) с высокой и с низкой пассажирской платформы пассажиров, передвигающихся на креслах-колясках по ГОСТ Р 50602;
2.1.4. доступность (безбарьерность): Свойство здания, помещения, вагона, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места целевого назначения и воспользоваться услугой;
2.1.5. зона обслуживания: Часть объекта пассажирской инфраструктуры, организованная и оборудованная для оказания услуг пассажиру, включающая в себя билетные кассы, справочно-информационные службы, залы ожидания, комнаты длительного отдыха, комнаты матери и ребенка, камеры хранения, санитарно-гигиенические помещения, медицинские пункты, зоны коммерческого использования;
2.1.6. зона размещения пассажиров-инвалидов в вагоне: Пространство внутри пассажирского помещения вагона, предназначенное для размещения пассажиров-инвалидов, в том числе пассажиров-инвалидов передвигающихся в креслах-колясках;
2.1.7. категории инвалидов: Инвалиды с учетом специфических потребностей в помощи выделены в четыре основные категории:
2.1.9. оператор железнодорожного подвижного состава: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава для перевозок железнодорожным транспортом;
2.1.10. пассажиры из числа инвалидов: Пассажиры, имеющие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, нарушениями анатомического строения организма, его органов и систем, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
2.1.13. паспортизация: технология работы по оценке на основе результатов обследования состояния доступности объектов, подвижного состава и оказываемых услуг с целью разработки рекомендаций об адаптации для инвалидов и дальнейшего учета;
2.1.15. разумное приспособление: «Внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидам, наравне с другими, всех прав человека и основных свобод» (Конвенция ООН «О правах инвалидов»);
2.1.16. ситуационная помощь: Помощь, оказываемая владельцем инфраструктуры и перевозчиком пассажирам из числа инвалидов и временно ограниченными возможностями здоровья с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения на объектах пассажирской инфраструктуры и в поездах для обеспечения условий доступности услуг, предоставляемых пассажирам;
2.1.17. тактильные наземные указатели: Средства отображения информации, представляющие собой рельефную полосу определенного рисунка и цвета, позволяющие инвалидам по зрению ориентироваться в пространстве путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение. Разделяются по типам на дорожные и напольные, а также на предупреждающие и направляющие;
2.1.18. тактильный знак: Средство отображения информации, рельефное плоско-выпуклое (тактильное) изделие, обеспечивающее слабовидящим и незрячим людям тактильную доступность к важной информации. Включает знаки доступности, информационные пиктограммы, таблички и иные знаки, изготовленные в соответствии с утвержденными стандартами и сводами правил;
2.1.19. технические требования: Требования, содержащие условия безопасности, правила, общие принципы и характеристики, которые должны быть выполнены при производстве, поставке и приемке продукции, услуги или процесса для соответствия функциональным требованиям;
2.1.20. удельный вес объектов, услуг (доля): Показатель уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов на объектах пассажирской инфраструктуры, вагонах для перевозки инвалидов и поездах дальнего следования (отношение количества объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг, доступных для пассажиров из числа инвалидов к их общему количеству, измеряемый в процентах);
2.1.21. универсальный дизайн: Дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. «Универсальный дизайн» не исключает ассистивные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо (Конвенция ООН «О правах инвалидов»);
2.1.22. функциональные требования: Требования, которые устанавливают свойства, характеристики, условия технологического процесса, условия эксплуатации, ограничения и исключения, определяющие требования к производству и эксплуатации продукции, услуги или процесса;
2.1.24. перевозчик: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
2.1.25. владелец инфраструктуры: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора.
Методические рекомендации по оказанию услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Н.О.
транспорта и автомобильных дорог
от 21.09.2016 № 148/од
по оказанию услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Нижегородской области
1. Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения доступности транспортной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Нижегородской области.
К маломобильной категории граждан здесь отнесены:
— люди с временным нарушением здоровья,
— люди старших возрастов,
— люди с детскими колясками и т.п.
3. Для обеспечения доступа инвалидам и другим маломобильным группам населения наравне с другим населением к объектам транспорта и транспортной инфраструктуры необходимо оказывать ситуационную помощь в зависимости от вида и выраженности имеющегося у инвалида нарушения здоровья.
4. Помощь инвалидам и другим маломобильным группам населения должны обеспечивать собственники объектов транспорта и транспортной инфраструктуры при осуществлении своей основной деятельности.
5. Все инвалиды для организации работ по оказанию ситуационной помощи на объектах объединяются в пять групп с учетом специфических потребностей в помощи для передвижения и оказания услуг:
— инвалиды с нарушением слуха (далее по тексту код Г);
— инвалиды с нарушением зрения (далее по тексту код С);
— инвалиды, использующие для передвижения кресло-коляску (далее по тексту код К);
— инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее по тексту код О);
— инвалиды с нарушением интеллекта (далее по тексту код У).
В основе организации работ по оказанию ситуационной помощи инвалидам лежат следующие основные инструменты:
— выбор и согласование с общественными организациями инвалидов технологии оказания ситуационной помощи различным группам инвалидов;
— подготовка специалистов для организации обслуживания и оказания ситуационной помощи инвалидам;
— подготовка персонала для понимания потребностей различных групп
инвалидов в помощи, общения и оказания помощи;
— оборудование прилегающей территории и объектов транспортной инфраструктуры для оказания эффективной ситуационной помощи инвалидам;
— разработка и согласование с общественными организациями инвалидов ежегодных и перспективных планов работ по повышению качества ситуационной помощи для инвалидов с учетом их первоочередных потребностей и приоритетов;
— проведение внешнего аудита качества и доступности ситуационных услуг для инвалидов экспертами общественных организаций инвалидов.
6. Потребности различных групп инвалидов в ситуационной помощи:
7. В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа на объекты транспортной инфраструктуры инвалидов и маломобильных групп населения, нуждающихся в ситуационной помощи, необходимо обеспечить:
— выделение на стоянке объекта специальных парковочных мест для автотранспорта инвалидов;
— оборудование схем передвижения инвалидов и автотранспорта инвалидов по прилегающей территории с учетом устранения барьеров для передвижения для различных групп инвалидов; мест отдыха и вызова, ожидания помощи; необходимой информации для навигации передвижения; освещенности;
— оборудование зданий и сооружений элементами доступности (пандусы, поручни, подъемники, широкие дверные проемы, кнопки вызова помощи и другие) и элементами навигации для информирования инвалидов для передвижения (тактильная информация, контрастный дизайн, информационные надписи, освещение, пиктограммы, напольные индикаторы, акустическая информация и т.д.) в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в сфере градостроительной политики;
— оборудование элементами доступности зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений;
— наличие на объекте технических средств реабилитации, позволяющих передвигаться вне и внутри здания (кресло-коляска, ходунки, подъемное гусеничное устройство и т.д.);
— наличие подготовленного персонала для оказания помощи инвалидам;
— наличие информации об услугах на объекте, доступном маршруте,
способах получения помощи в средствах массовой информации, в том числе в соответствии со специфическими потребностями различных групп инвалидов в помощи;
— наличие наружной информации о доступности объекта, в том числе в соответствии с кодами:
7.1. Основные параметры доступности объектов транспортной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения:
— просторные габариты помещений;
— входы в помещения без ступеней и порогов;
— отсутствие помех и препятствий на пути передвижения;
— ровное нескользящее напольное покрытие;
— наличие информации для инвалидов о доступных для каждой категории инвалидов маршрутов движения;
— оборудование поручнями маршрутов движения;
— пешеходные расстояния для перемещения;
— оборудование мест отдыха и ожидания помощи для инвалидов;
— оборудование кнопками вызова помощи входов, мест отдыха и ожидания помощи, туалетных кабин для инвалидов;
— наличие оптимальных технологий оказания ситуационной помощи для каждой группы инвалидов;
— уровень подготовки персонала для понимания потребностей в помощи, общения и оказания помощи инвалидам при обслуживании;
— доступность для инвалидов информации, необходимой для передвижения по объекту и прилегающей территории;
— доступность для инвалидов информации о работе общественного
транспорта, стоянках автотранспорта для инвалидов, порядке обслуживания, предоставляемой помощи при обслуживании, возможности получения
дополнительной информации для организации посещения объектов
— наличие необходимых ассистивных приспособлений для преодоления
существующих барьеров для каждой группы инвалидов.
8. Действия персонала объектов транспортной инфраструктуры (далее – объект) и транспортных средств при оказании ситуационной помощи различным группам инвалидов.
8.1. Ситуационная помощь для инвалидов группы «К»:
— при отсутствии у входа в здание с вертикальными барьерами, пандуса, подъемника, к входу выносятся переносные аппарели, если позволяет угол и длина наклона;
— объекты должны иметь наружную информацию о доступности объекта для инвалида на коляске;
— при отсутствии доступного входа на объект, на здании устанавливается кнопка вызова персонала;
— при отсутствии доступа на объект инвалидам категории «К» им по согласованию с местной общественной организацией ВОИ оказываются персональные услуги (например, сотрудник автостанции узнает о необходимости в билете на проезд и выносит его инвалиду, находящемуся на доступном для инвалида месте);
— информационные надписи в объектах должны быть легко читаемыми и понятными, размещены с учетом их доступности для инвалидов – на уровне сидящего в коляске инвалида;
— на объектах, рекомендуется иметь следующую реабилитационную технику: кресла-коляски, ходунки, поручни в санитарных комнатах;
— при необходимости инвалиду оказывается помощь при посещении туалета в объеме перемещения инвалида к двери туалета;
— необходимая помощь инвалиду на коляске в общественном транспорте – помощь при входе и выходе в транспортное средство. При наличии выносного пандуса в транспорте или подъемника водитель их устанавливает и помогает инвалиду войти в транспорт, закрепить кресло-коляску страховочными ремнями для предотвращения от передвижения и опрокидывания при движении.
При отсутствии указанного оборудования водитель с добровольным помощником помогает инвалиду войти/ покинуть транспортное средство.
При наличии в транспортном средстве специализированных кресел – оказывает помощь при перемещении из кресла-коляски в кресло салона транспортного средства и обратно, помощь при пристегивании ремней безопасности, помощь для передвижения по салону к туалету (при наличии).
При общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении, необходимо помнить:
облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения.
• Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
• Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
• Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
• Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.
• Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
• Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
• Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее.
• Как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
8.2. Ситуационная помощь для инвалидов группы «С»:
— на входе на объект инвалида по зрению должен встретить сотрудник, который берет инвалида под локоть и сопровождает его при передвижении по территории объекта. Сотрудник также знакомит инвалида со всеми надписями на объекте.
При входе на объект желательно наличие вспомогательных информационных систем для перемещения: с тактильной, звуковой информацией; контрастными цветами и освещением; напольными индикаторам; поручнями.
Информация внутри объекта должна быть продублирована надписями шрифтом Брайля.
Обязательно должна быть установлена доступная для инвалидов кнопка вызова помощи для инвалидов;
— сотрудник помогает инвалиду войти в здание, купить проездной билет, помогает посетить туалет, доведя инвалида до двери и объяснив ему, где находятся приборы и кнопка вызова помощи.
При наличии у инвалида собаки-поводыря персонал оказывает помощь по выгулу собаки;
— при поездке инвалида с нарушенным зрением в общественном транспорте без сопровождающего лица водитель или кондуктор помогают ему войти в транспорт, разместится на месте для перевозки инвалидов, оплатить проезд, узнают об остановке, необходимой инвалиду и помогают ему выйти из транспорта, знакомят с расписанием.
При наличии у инвалида собаки-поводыря оказывают помощь по выгулу собаки (на остановках автобуса междугородного сообщения).
При общении с незрячими людьми или людьми, имеющими плохое зрение необходимо помнить:
• Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
• Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
• Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят.
• Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
• Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не
видит, а не к его зрячему компаньону.
• Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также
остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
• Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а
направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности
его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет.
• Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
• Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый
раз называть того, к кому вы обращаетесь.
• Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.
• Вполне нормально при разговоре употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
• Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно
• При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.
8.3. Ситуационная помощь для инвалидов группы «О».
Инвалидам с этим буквенным кодом необходимо оказывать помощь при всех действиях, выполняемых руками:
— для облегчения входа и выхода на объектах дверь должна открываться автоматически, при отсутствии автоматически открывающейся двери, сотрудник открывает и закрывает дверь.
Все ручки дверей на объекте должны быть широкими;
— при покупке проездного билета необходимо помочь инвалиду расплатиться;
— туалетные комнаты на объекте должны быть оснащены ножным или автоматическим спуском воды в туалете, сенсорным смесителем в раковине, сенсорной сушилкой для рук, кнопкой вызова помощи;
— в общественном транспорте необходимо оказать помощь при оплате проезда, при посадке и высадке, сдаче и получении багажа.
— помощь в салоне автобуса междугородного сообщения: помочь застегнуть и расстегнуть ремни безопасности, помочь снять верхнюю одежду и одеться, оказать помощь в сопровождении до туалетной кабины и пассажирского кресла.
8.4. Ситуационная помощь для группы инвалидов «Г»:
— необходимо учесть, что есть люди слабослышащие и есть глухие. Если посетитель слабослышащий нужно говорить в ровном темпе, не торопясь, слова произносить четко. Если посетитель глухой, необходимо воспользоваться услугами переводчика-жестовика (сурдопереводчика);
— говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо;
— если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение;
— убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник;
— очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику;
— не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил: нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов, нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
8.5. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «У».
При посещении объекта инвалидам с кодом «У» ситуационная помощь оказывается сопровождающим их лицам сотрудником объекта при возникающих затруднениях:
— сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход);
— ознакомление с расположенной в объекте информацией;
— помощь в приобретении проездных билетов (уточнить информацию);
— ознакомление с расположенной на объекте информацией;
При разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам понять его;
— не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль;
— не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени;
— если вы спешите, то лучше, извинившись, договориться об общении в другое время;
— смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт;
— отдайте этой беседе все ваше внимание;
— старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
— не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам;
— не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
8.6. Помощь инвалидам с гиперкинезами (спастикой).
Оказывать помощь таким людям надо, предварительно выяснив, нуждаются ли они в ней, не привлекая общего к ним внимания. По ходу приема не следует отвлекаться на непроизвольные движения инвалида. Желательно, чтобы вокруг такого человека было свободное пространство.
9. В целях создания условий для беспрепятственного въезда и перемещения по объекту инвалидов и других маломобильных групп населения, организации их обслуживания, контроля за качеством данной работы, назначается ответственный по сопровождению инвалидов (далее – специалист по работе с инвалидами).
Специалисту по работе с инвалидами необходимо иметь телефоны организаций, обладающих сурдопереводчиками для глухих, а также специально оборудованным для инвалидов транспортом, в том числе социального такси.
В случае предварительного уведомления инвалида о намерении посетить объект транспортной инфраструктуры специалисту по работе с инвалидами, по согласованию с непосредственным руководителем, необходимо наметить и принять меры по организации приема инвалида и содействие в получении необходимой услуги (информации), в том числе в альтернативной форме: с «доставкой» услуги на дом, к иному месту пребывания инвалида.
Каждый сотрудник должен помнить о корректном отношении со всеми посетителями и об этичном отношении к инвалидам.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 15.07.2016 N 1427р (ред. от 22.02.2017) «Об утверждении Методики оценки доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг»
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
от 15 июля 2016 г. N 1427р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ
ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ ПАССАЖИРСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ,
ВАГОНОВ, ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ
В целях реализации требований приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2015 г. N 329 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования»:
1. Утвердить и ввести в действие с 20 июля 2016 г. прилагаемую «Методику оценки доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг».
2. Начальнику Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава Касаткевичу А.В., начальнику Центральной дирекции пассажирских обустройств Гуляеву А.В., генеральному директору Дирекции скоростного сообщения Петрову А.Ю., начальнику Дирекции железнодорожных вокзалов Вотолевскому В.Л., генеральному директору АО «ФПК» Иванову П.В. (по согласованию) организовать работу по проведению оценки доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг в соответствии с Методикой, утвержденной настоящим распоряжением.
Вице-президент ОАО «РЖД»
Распоряжением ОАО «РЖД»
от 15 июля 2016 г. N 1427р
ОЦЕНКИ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ
ОБЪЕКТОВ ПАССАЖИРСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ВАГОНОВ,
ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ
Методика оценки доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для пассажиров из числа инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг разработана для реализации требований приказа Минтранса России от 06.11.2015 N 329 «Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования» в части проведения обследования и паспортизации данных объектов и предоставляемых на них услуг в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов.
Основной задачей настоящей Методики является создание алгоритма и процедуры обследования для определения уровня доступности указанных объектов и предоставляемых на них услуг для пассажиров из числа инвалидов. Разработка и заполнение форм паспортов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг с целью определения их доступности для пассажиров из числа инвалидов.
Проведение обследования и паспортизации предусматривает выработку рекомендаций по поэтапному повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг на основе принципов «универсального дизайна» и «разумного приспособления», определенных в Конвенции о правах инвалидов.
Настоящая методика предназначена для использования всеми подразделениями ОАО «РЖД».
Применение Методики сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».
1. Нормативные ссылки
В Методике использованы нормативные ссылки на следующие документы:
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»
ГОСТ 30795-2001 Вагоны пассажирские локомотивной тяги магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические требования для перевозки инвалидов
ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры
ГОСТ Р 51631-2008 Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения
ГОСТ Р 51671-2000 Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности
ГОСТ Р 52131-2003 Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования
ГОСТ Р 51264-99 Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия
ГОСТ Р 51764-2001 Устройства подъемные транспортные реабилитационные для инвалидов. Общие технические требования
ГОСТ Р 51630-2000. Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования
ГОСТ Р 51261-99. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования
ГОСТ Р 30795-2001 Вагоны пассажирские локомотивной тяги магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические требования для перевозки инвалидов
СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения
Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.04.2010 N 24 и 16.06.2010 N 68
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 N 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности»
СТО РЖД 03.001-2014 Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров
2. Термины и определения
2.1. В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:
2.1.1. беспрепятственный доступ: Возможность передвижения без препятствий пассажиров из числа инвалидов самостоятельно или в сопровождении по объектам пассажирской инфраструктуры, вагонам для перевозки пассажиров из числа инвалидов;
2.1.2. вагон для перевозки инвалидов: Специальные вагоны, конструкция которых обеспечивает их доступность для пассажиров из числа инвалидов, в том числе передвигающихся в кресле-коляске;
2.1.3. вспомогательное посадочное устройство: Техническое устройство, предназначенное для обеспечения посадки (высадки) в вагон (из вагона) с высокой и с низкой пассажирской платформы пассажиров, передвигающихся на креслах-колясках по ГОСТ Р 50602;
2.1.4. доступность (безбарьерность): Свойство здания, помещения, вагона, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места целевого назначения и воспользоваться услугой;
2.1.5. зона обслуживания: Часть объекта пассажирской инфраструктуры, организованная и оборудованная для оказания услуг пассажиру, включающая в себя билетные кассы, справочно-информационные службы, залы ожидания, комнаты длительного отдыха, комнаты матери и ребенка, камеры хранения, санитарно-гигиенические помещения, медицинские пункты, зоны коммерческого использования;
2.1.6. зона размещения пассажиров-инвалидов в вагоне: Пространство внутри пассажирского помещения вагона, предназначенное для размещения пассажиров-инвалидов, в том числе пассажиров-инвалидов передвигающихся в креслах-колясках;
2.1.7. категории инвалидов: Инвалиды с учетом специфических потребностей в помощи выделены в четыре основные категории:
2.1.9. оператор железнодорожного подвижного состава: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава для перевозок железнодорожным транспортом;
2.1.10. пассажиры из числа инвалидов: Пассажиры, имеющие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, нарушениями анатомического строения организма, его органов и систем, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
2.1.13. паспортизация: технология работы по оценке на основе результатов обследования состояния доступности объектов, подвижного состава и оказываемых услуг с целью разработки рекомендаций об адаптации для инвалидов и дальнейшего учета;
2.1.15. разумное приспособление: «Внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидам, наравне с другими, всех прав человека и основных свобод» (Конвенция ООН «О правах инвалидов»);
2.1.16. ситуационная помощь: Помощь, оказываемая владельцем инфраструктуры и перевозчиком пассажирам из числа инвалидов и временно ограниченными возможностями здоровья с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения на объектах пассажирской инфраструктуры и в поездах для обеспечения условий доступности услуг, предоставляемых пассажирам;
2.1.17. тактильные наземные указатели: Средства отображения информации, представляющие собой рельефную полосу определенного рисунка и цвета, позволяющие инвалидам по зрению ориентироваться в пространстве путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение. Разделяются по типам на дорожные и напольные, а также на предупреждающие и направляющие;
2.1.18. тактильный знак: Средство отображения информации, рельефное плоско-выпуклое (тактильное) изделие, обеспечивающее слабовидящим и незрячим людям тактильную доступность к важной информации. Включает знаки доступности, информационные пиктограммы, таблички и иные знаки, изготовленные в соответствии с утвержденными стандартами и сводами правил;
2.1.19. технические требования: Требования, содержащие условия безопасности, правила, общие принципы и характеристики, которые должны быть выполнены при производстве, поставке и приемке продукции, услуги или процесса для соответствия функциональным требованиям;
2.1.20. удельный вес объектов, услуг (доля): Показатель уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов на объектах пассажирской инфраструктуры, вагонах для перевозки инвалидов и поездах дальнего следования (отношение количества объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг, доступных для пассажиров из числа инвалидов к их общему количеству, измеряемый в процентах);
2.1.21. универсальный дизайн: Дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. «Универсальный дизайн» не исключает ассистивные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо (Конвенция ООН «О правах инвалидов»);
2.1.22. функциональные требования: Требования, которые устанавливают свойства, характеристики, условия технологического процесса, условия эксплуатации, ограничения и исключения, определяющие требования к производству и эксплуатации продукции, услуги или процесса;
2.1.24. перевозчик: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
2.1.25. владелец инфраструктуры: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора.
3.1. Нормативы доступности транспортных услуг, транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры пассажирского железнодорожного транспорта для пассажиров из числа инвалидов, закрепленные в Федеральных законах, технических регламентах, федеральных нормах и правилах, федеральных правилах пассажирских перевозок железнодорожного транспорта, федеральных правилах технической эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры при пассажирских перевозках, являются обязательными для исполнения всеми участниками процесса обслуживания пассажиров из числа инвалидов, а также при строительстве и проведении реконструкции, модернизации объектов транспортной инфраструктуры пассажирского железнодорожного транспорта.
3.2. Для определения доступности объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов для пассажиров из числа инвалидов сформирован перечень взаимосвязанных критериев и параметров.
3.3. В соответствии с международной практикой, оценка параметров доступности проводится с учетом специфических потребностей в помощи четырех категорий пассажиров из числа инвалидов.
3.4. Обследованию и паспортизации подлежат объекты пассажирской инфраструктуры, вагоны для перевозки инвалидов, пассажирские поезда предусмотренные графиком движения поездов, на которые имеются утвержденные схемы (за исключением дополнительных, детских, специальных, туристических поездов и поездов разового назначения), и предоставляемые услуги.
4. Организация обследования доступности для пассажиров
из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры,
вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов
и предоставляемых услуг
4.3. Обследованию и паспортизации подлежат:
4.4. В целях организации работы по проведению обследования и паспортизации подразделения центрального уровня управления издают соответствующее распоряжение, которое определяет объекты, сроки, этапность и порядок ее проведения.
4.6. В состав Комиссии включаются:
— сотрудники, профессии которых связаны с обслуживанием инвалидов, прошедшие инструктаж или обучение по данной тематике;
— представители общественных объединений инвалидов (по согласованию), осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа. Рекомендуется привлекать представителей Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), Всероссийского общества слепых (ВОС), Всероссийского общества глухих (ВОГ).
4.7. Для принятия решения о доступности для пассажиров из числа инвалидов:
4.8. Задачей натурного обследования является получение данных о соответствии всех элементов, обеспечивающих доступную среду для пассажиров из числа инвалидов, установленным нормативным требованиям путем проведения мониторинга параметров, характеристик.
4.9. Натурное обследование и обработка полученных результатов направлены на:
а) определение значений фактических параметров элементов;
б) сравнение существующих значений с нормативными требованиями по доступности, по каждой категории инвалидов с учетом их специфических потребностей в помощи;
в) определение отклонений фактических параметров от нормативов доступности элементов для конкретных категорий инвалидов;
г) выработку рекомендаций по устранению выявленных отклонений;
д) определение уровня доступности транспортных услуг и транспортных средств, а также фактической возможности использования для обслуживания пассажиров из числа инвалидов с учетом их специфических потребностей в помощи.
4.10. Определение доступности включает в себя два этапа: полевой и камеральный.
4.11. Определение доступности на полевом этапе проводится двумя способами:
— визуальным, когда определяются внешние параметры объекта или функциональной зоны: наличие или отсутствие конкретных элементов (в т.ч. специализированных), деталей здания, отдельных помещений, количество этажей, наличие информации и т.д.;
— инструментальным, при котором измеряются и фиксируются параметры элементов транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры пассажирского железнодорожного транспорта (в т.ч. специализированных), например, высота поручней, ширина марша лестницы, габариты кабины лифта и т.д.
4.12. Рекомендуемая последовательность действий по организации работы Комиссии:
а) проведение инструктажа членов Комиссии о целях, порядке и последовательности проведения обследования;
б) ознакомление Комиссии с перечнем обследуемых объектов или функциональных зон объекта;
в) ознакомление членов Комиссии с планами обследуемых объектов.
Перечень обследуемых элементов для заполнения ведомости инвентаризации доступности для пассажиров из числа инвалидов может быть сокращен или дополнен владельцем инфраструктуры после изучения плана исследуемого объекта. При отсутствии плана исследуемого объекта решение по данному вопросу принимается владельцем инфраструктуры после его первоначального осмотра;
— ведомость инвентаризации доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов и услуг инфраструктуры пассажирского железнодорожного транспорта (приложение N 4);
— ведомость инвентаризации доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских поездов и услуг железнодорожного перевозчика (приложение N 5);
— ведомость инвентаризации доступности для пассажиров из числа инвалидов вагонов для перевозки инвалидов локомотивной тяги, электропоездов и дизель-поездов (приложение N 6).
Наличие в ведомости инвентаризации тех или иных зон обуславливается конструктивными особенностями транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры пассажирского железнодорожного транспорта и наличием специальных требований к их элементам в нормативных документах.
4.13. На камеральном этапе исследования доступности для пассажиров из числа инвалидов оценивается и фиксируется текущий уровень доступности и вырабатываются рекомендации по применению на объекте элементов доступности, формируемых посредством применения принципов «универсального дизайна» и «разумного приспособления».
4.14. В результате проведения анализа результатов обследования выявляются:
а) фактическая возможность использования услуг пассажирами из числа инвалидов;
б) наличие элементов «универсального дизайна»;
в) степень внедрения принципа «разумного приспособления»;
г) текущий уровень доступности для обслуживания пассажиров из числа инвалидов.
4.15. Результаты визуального и инструментального исследования элементов доступности по структурно-функциональным зонам (фактическая величина параметра, наличие или отсутствие каких-либо элементов и т.д.) отражаются в графе 8 ведомости инвентаризации.
4.16. При проведении анализа нормативной документации технологического процесса, и иных документов, регламентирующих предоставление услуг пассажирам, проверяется на наличие, достаточность и соответствие требований в части предоставления услуг пассажирам из числа инвалидов Федеральному законодательству в сфере социальной защиты инвалидов и нормативным документам ОАО «РЖД».
4.17. Порядок проведения инструктирования (обучения) персонала должен соответствовать требованиям пункта 7.1 СТО РЖД 03.001-2014.
4.18. Следующим этапом формирования ведомости инвентаризации является заполнение данных в графе 10 «Рекомендуемые мероприятия по адаптации при несоответствии нормативов доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг.
4.19. В завершении разрабатывается раздел «Выводы», который содержит сведения об уровне доступности для пассажиров из числа инвалидов.
4.20. По результатам проведения инвентаризации, уровень доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг может иметь следующие оценки:
— это означает, доступность для всех основных категорий инвалидов: с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалидов-колясочников.
— это означает, доступность для отдельных категорий инвалидов и не доступны для других категорий инвалидов по отдельным параметрам;
4.21. Категория доступности для пассажиров из числа инвалидов не может быть выше самой низкой категории доступности любого из входящих в их состав элементов и структурно-функциональных зон, предназначенных для оказания услуг перевозки пассажиров.
4.22. Ведомость инвентаризации подписывается заместителем председателя Комиссии.
5. Паспортизация доступности объектов пассажирской
инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов,
пассажирских поездов и предоставляемых услуг
для пассажиров из числа инвалидов
5.1. Паспорта оформляются Комиссией, проводившей обследование.
5.2. Обязательным условием проведения паспортизации объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг является наличие соответствующих ведомостей инвентаризации доступности для пассажиров из числа инвалидов.
— «Паспорт доступности объектов пассажирской инфраструктуры для пассажиров из числа инвалидов»;
— «Паспорт доступности модели вагона для пассажиров из числа инвалидов»;
— «Паспорт доступности пассажирского поезда для пассажиров из числа инвалидов».
— основные данные об объекте пассажирской инфраструктуры, вагонах для перевозки инвалидов, пассажирских поездах, в том числе: адрес, собственник, размещение;
— краткая характеристика объекта пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажирского поезда и предоставляемых на нем услуг пассажирам;
— данные об уровне доступности, результаты оценки (п. 4.20);
— удельный вес услуг, предоставляемых пассажирам из числа инвалидов с сопровождением персонала владельца инфраструктуры и перевозчика от общего количества предоставляемых услуг, измеряемый в процентах;
— доля работников, измеряемая в количественном и процентном выражении, профессии которых связанны с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов, прошедших инструктирование или обучение для работы с указанной категорией пассажиров, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг в сфере пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов.
5.5. Условия обеспечения доступности для пассажиров из числа инвалидов
а) на объекте обеспечивается:
— доступ пассажиров из числа инвалидов к месту предоставления услуги;
— предоставление пассажирам из числа инвалидов необходимых услуг в дистанционном режиме;
— при расположении мест предоставления услуги в одном уровне оцениваются следующие показатели:
выделенные стоянки автотранспортных средств инвалидов;
доступные входные группы;
доступные санитарно-гигиенические помещения;
достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок;
— при расположении мест предоставления услуги в двух и более уровнях дополнительно оценивается:
достаточная ширина лестничных маршей, площадок;
подъемные платформы (аппарели);
в) обеспечение сопровождения пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения;
г) надлежащие размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа пассажиров из числа инвалидов к объектам (местам предоставления услуг) с учетом ограничений их жизнедеятельности;
д) обеспечение дублирования необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации.
5.5.2. Для пассажирских вагонов для перевозки инвалидов:
а) модель вагона для перевозки инвалидов полностью соответствует требованиям действующей нормативной документации, регламентирующей технические требования для перевозки инвалидов;
б) модель вагона для перевозки инвалидов, которые в результате проведения их модернизации полностью соответствуют требованиям действующей нормативной документации, регламентирующей технические требования для перевозки инвалидов.
а) не менее 1 вагона для перевозки инвалидов, доступность модели которого оценивается «доступны для всех категорий инвалидов (ДП)»;
При этом допускается исключение из состава поезда указанного вагона, предусмотренного утвержденной схемой:
б) удельный вес услуг, предоставляемых пассажирам из числа инвалидов с сопровождением персонала перевозчика, от общего количества предоставляемых услуг (подъемники, купе, туалеты), измеряемый в процентах.
5.5.4. Мероприятия по адаптации, необходимые для повышения уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов, а также сроки и период их реализации, если для достижения уровня доступности для всех категорий инвалидов требуется значительный объем капиталовложений, то до проведения капитального ремонта или реконструкции разрабатываются мероприятия, повышающие текущий уровень доступности, в том числе посредством организации помощи инвалидам персоналом. Если объект является полностью доступным, то мероприятия не указываются.
5.5.5. Ожидаемый результат состояния доступности после выполнения работ по адаптации.
5.5.6. Рекомендации по использованию объекта транспортной инфраструктуры для обслуживания инвалидов и других маломобильных групп населения.
5.8. Выводы и рекомендации по адаптации каждой модели вагона для перевозки инвалидов состава рассылаются всем перевозчикам для использования при обследовании и паспортизации пассажирских поездов, при подготовки технических заданий при приобретении и модернизации вагонов для перевозки инвалидов.
6. Рекомендации по выработке мер по повышению доступности
Операторы, перевозчики, владельцы инфраструктуры по итогам проведенной оценки доступности и паспортизации предусматривают меры по повышению доступности, в том числе:
— по созданию (с учетом потребностей пассажиров из числа инвалидов) условий доступности существующего объекта пассажирской инфраструктуры, вагона для перевозки инвалидов, пассажирского поезда и порядка предоставления услуг в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в случае невозможности полностью приспособить объект с учетом потребностей пассажиров из числа инвалидов до его реконструкции или капитального ремонта);
— по определению мероприятий, учитываемых в планах развития, в сметах его капитального и текущего ремонта, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования, в целях повышения уровня его доступности и условий для предоставления на нем услуг с учетом потребностей пассажиров из числа инвалидов;
— по включению необходимых мероприятий в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию, строительству, оснащению приспособлениями и оборудованием модернизируемых и вновь вводимых в эксплуатацию объектах пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, предусматривающие их полное соответствие требованиям доступности объектов для пассажиров из числа инвалидов.
При подготовке технических заданий и при заключении договоров принимаются меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки вновь вводимых в эксплуатацию, прошедших реконструкцию, модернизацию зданий (помещений), в которых осуществляется предоставление услуг, а также по обеспечению закупки пассажирских вагонов для перевозки инвалидов с соблюдением условий их доступности для инвалидов, установленных статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьей 80.1 Федерального закона от 10.12.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», приказом Минтранса России от 06.11.2015 N 329 «Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования» и пунктом 41 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 465; N 40, ст. 5568).
Мероприятия должны быть направлены на решение следующих задач:
— досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
— безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест временного пребывания и обслуживания;
— своевременное получение пассажирами из числа инвалидов полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе.
7. Использование результатов оценки и паспортизации
7.1. По итогам оценки и паспортизации документы направляются в подразделения центрального уровня управления и ПКТБ Л для составления реестра доступности.
7.2. Реестр должен содержать следующие основные показатели доступности:
7.2.1. Для объектов инфраструктуры:
а) удельный вес введенных с 1 июля 2016 года в эксплуатацию вокзалов, полностью соответствующих требованиям доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг, от общего количества объектов, введенных в эксплуатацию;
б) удельный вес существующих объектов, которые в результате проведения после 1 июля 2016 года их реконструкции, модернизации будут полностью соответствовать требованиям доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов и услуг, от общего количества объектов, прошедших реконструкцию, модернизацию;
в) удельный вес существующих объектов (от общего количества вокзалов, на которых в настоящее время невозможно полностью обеспечить доступность с учетом потребностей пассажиров из числа инвалидов), на которых до проведения реконструкции обеспечиваются:
— доступ пассажиров из числа инвалидов к месту предоставления услуги;
— предоставление пассажирам из числа инвалидов необходимых услуг в дистанционном режиме; предоставление, когда это возможно, необходимых услуг по месту жительства.
— при расположении мест предоставления услуги в одном уровне оцениваются следующие показатели:
выделенные стоянки автотранспортных средств инвалидов;
доступные входные группы;
доступные санитарно-гигиенические помещения;
достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок;
— при расположении мест предоставления услуги в двух и более уровнях дополнительно оценивается:
достаточная ширина лестничных маршей, площадок;
подъемные платформы (аппарели);
д) удельный вес объектов, на которых обеспечено сопровождение пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи, от общего количества вокзалов;
е) удельный вес объектов с надлежащим размещением оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа пассажиров из числа инвалидов к объектам (местам предоставления услуг) с учетом ограничений их жизнедеятельности, от общего количества вокзалов;
ж) удельный вес объектов, на которых обеспечено дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, от общего количества объектов;
з) доля работников владельца инфраструктуры, профессии которых связаны с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов, прошедших инструктирование или обучение для работы с указанной категорией пассажиров, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг в сфере пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, от общего количества таких сотрудников;
и) удельный вес услуг, предоставляемых пассажирам из числа инвалидов с сопровождением персонала владельца инфраструктуры, от общего количества предоставляемых услуг);
к) удельный вес объектов, имеющих утвержденные паспорта доступности объектов и предоставляемых на них услуг, от общего количества таких объектов.
7.2.2. Для пассажирских вагонов для перевозки инвалидов:
а) удельный вес введенных с 1 июля 2016 года в эксплуатацию пассажирских вагонов для перевозки инвалидов полностью соответствующих требованиям действующей нормативной документации, регламентирующей технические требования для перевозки инвалидов, от общего количества вновь вводимых пассажирских вагонов указанного типа;
б) удельный вес существующих пассажирских вагонов для перевозки инвалидов, которые в результате проведения после 1 июля 2016 года их модернизации полностью соответствуют требованиям действующей нормативной документации, регламентирующей технические требования для перевозки инвалидов, от общего количества пассажирских вагонов указанного типа прошедших модернизацию;
г) удельный вес пассажирских вагонов для перевозки инвалидов, построенных и модернизированных в соответствии с требованиями действующей нормативной документации, регламентирующей технические требования для перевозки инвалидов, имеющих утвержденные паспорта доступности и предоставляемых на них услуг, от общего количества таких вагонов.
7.3. Для поездов дальнего следования:
а) удельный вес пассажирских поездов дальнего следования, в состав которых включено не менее 1 вагона для перевозки инвалидов, полностью соответствующего требованиям доступности для них, от общего количества пассажирских поездов дальнего следования, предусмотренных расписанием;
б) доля работников оператора, профессии которых связаны с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов и прошедших инструктирование или обучение для работы с указанной категорией пассажиров, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг в сфере пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, от общего количества таких сотрудников, предоставляющих услуги;
в) удельный вес услуг, предоставляемых пассажирам из числа инвалидов с сопровождением персонала перевозчика, от общего количества предоставляемых услуг (подъемники, купе, туалеты), измеряемый в процентах;
г) удельный вес пассажирских поездов дальнего следования, имеющих утвержденные паспорта доступности и предоставляемых на них услуг, от общего количества таких поездов.
7.4. На основе полученных данных формируется план мероприятий (дорожная карта) по поэтапному повышению показателей доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, вагонов для перевозки инвалидов, пассажирских поездов и предоставляемых услуг.
к Методике оценки доступности
для пассажиров из числа инвалидов
объектов пассажирской инфраструктуры,
вагонов для инвалидов, пассажирских
поездов и предоставляемых услуг
БЛАНК ПАСПОРТА ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ ИЗ ЧИСЛА
ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ ПАССАЖИРСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Перечень структурно-функциональных зон и характеристик объекта