категория е с какого года разделяется
Перенос категории Е в новые права
Добрый день, уважаемый читатель.
Сегодня речь пойдет о категории водительского удостоверения E и о ее переносе в новые права при их замене в связи с окончанием срока действия.
Напомню, что в настоящее время категория Е позволяет управлять автомобилями с «большими» прицепами. Например, категория DE позволяет управлять сочлененным автобусом.
При этом категория E в чистом виде в настоящее время не используется, используются категории BE, CE и DE. В связи с этим у некоторых водителей возникает вопрос, какие из категорий будут открыты при замене старого удостоверения с единственной категорией E. Приступим к его решению.
История категории E
Изначально в водительские удостоверения проставлялась лишь единственная отметка E, которая позволяла управлять любыми автомобилями и автобусами с прицепом.
В начале двухтысячных в графе «особые отметки» стали проставляться следующие записи: «E к B», «E к C», «E к D», «E к BC», «E к BD», «E к CD», «E к BCD». Новая запись появлялась в правах лишь после сдачи соответствующего экзамена в ГИБДД.
Начиная с марта 2011 года в удостоверениях выделены категории BE, CE и DE. Ну а с 5 ноября 2013 года к ним дополнительно добавились подкатегории C1E и D1E.
Как правило, вопрос с заменой прав возникает при замене удостоверений первой группы (только с категорией Е) на современные права.
Замена прав с категорией Е
Итак, поскольку приведенный выше документ является единственной зацепкой в вопросе переноса категории Е в новые права, предлагаю рассмотреть цитату из его текста:
1. Лицам, получившим право на управление транспортными средствами категории «Е» до 1 января 2001 года, при замене водительских удостоверений с разрешенной категорий «В» в графе «Особые отметки» производить запись «Е» к «В,С» или «Е» к «BD)» или «Е» к «B,C,D», в зависимости от наличия ранее открытых категорий и медицинских ограничений к водительской деятельности.
Таким образом, если Вы получили категорию E до 1 января 2001 года, то при замене водительского удостоверения в новых правах категория E будет открыта для всех остальных Ваших категорий. Например, если у Вас были открыты категории B, C и E, то в новые права будут записаны категории B, C, BE и CE.
Что касается водителей, получивших категорию E после 1 января 2001 года, то для них будут открыты лишь те категории, на которые они фактически сдавали экзамен. Например, если сдавали экзамен только на сочлененном автобусе, то получите категорию DE (а на CE и BE придется сдавать отдельные экзамены).
Категории водительских удостоверений
Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности для окружающих, поэтому право на управление ими предоставляется лицам, отвечающим определенным требованиям (таблица 1 «Категории водительских прав»). Для того чтобы получить водительское удостоверение определенной категории, требуется сдать экзамен. Стоит отметить, что для того, чтобы управлять велосипедом, сдавать такой экзамен не требуется, хотя не стоит забывать об установленных возрастных ограничениях для движения на нем по дорогам – 14 лет (п. 24.1 ПДД).
Таблица 1. «Категории водительских прав»
Категория | Подкатегория | Право на управление | Для лиц | К экзаменам на получение прав соответствующей категории после подготовки допускаются лица, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение и достигшие |
«М» | — | Мопедами и легкими квадрициклами | Не моложе 16 лет | 16 лет |
«А» | — | Мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами | Не моложе 18 лет | 18 лет |
— | «А1» | Мотоциклами с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт | Не моложе 16 лет | 16 лет |
«В» | — | Автомобилями (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобилями категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов | Не моложе 18 лет | 17 лет |
— | «В1» | Трициклами и квадрициклами | Не моложе 18 лет | 18 лет |
«ВЕ» | — | Автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов | Не моложе 19 лет | 19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории «В» не менее 12 месяцев |
«С» | — | Автомобилями, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобилями категории «С», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов | Не моложе 18 лет | 17 лет |
— | «С1» | Автомобилями, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобилями подкатегории «С1», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов | Не моложе 18 лет | 18 лет |
— | «С1Е» | Автомобилями подкатегории «С1», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов | Не моложе 19 лет | 19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории «С» или «С1» не менее 12 месяцев |
«СЕ» | — | Автомобилями категории «С», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов | Не моложе 19 лет | 19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории «С» не менее 12 месяцев |
«D» | — | Автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобилями категории «D», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов | Не моложе 21 года | 21 года |
«DЕ» | — | Автомобилями категории «D», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененными автобусами | Не моложе 22 лет | 22 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории «D» не менее 12 месяцев (за исключением транспортных средств Вооруженных Сил РФ) |
— | «D1» | Автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобилями подкатегории «D1», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов | Не моложе 21 года | 21 года |
— | «D1Е» | Автомобилями подкатегории «D1», сцепленными с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов | Не моложе 22 года | 22 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории «D» или «D1» не менее 12 месяцев (за исключением транспортных средств Вооруженных Сил РФ) |
«Tm» | — | Трамваями | Не моложе 21 года | 21 года |
«Tb» | — | Троллейбусами | Не моложе 21 года | 21 года |
Экзамены принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.
Лица, проходящие военную службу, после соответствующего профессионального обучения допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1» по достижении девятнадцатилетнего возраста.
До достижения указанными лицами двадцатиоднолетнего возраста выданные им по результатам сдачи экзаменов российские национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», принадлежащими только Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (п. 4 ст. 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Водительское удостоверение любой категории выдается на срок 10 лет, за исключением лиц, временно пребывающих на территории России и не имеющим иностранных национальных водительских удостоверений. В этом случае выдача российского водительского удостоверения производится на общих основаниях на срок действия регистрации их документов на право временного пребывания в Российской Федерации.
Квадрициклы, трициклы и мопеды
Не следует путать понятия «КвадрОцикл» и «КвадрИцикл». К легким квадрициклам относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:
Категория В1 разрешает управление не только легкими, но и прочими квадрициклами, к которым относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.
Трицикл – это трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб.см. и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория Е: особенности и специфика 13:44, 21 июля 2021 Версия для печати
Для чего нужны права серии Е и чем они отличаются от других категорий? Как ее открыть? Сколько длится обучение и как потом устроиться водителем? Ответы на все эти вопросы — в данном материале.
Автомобиль с прицепом и категория Е
Владельцев не всегда удовлетворяют характеристики коммерческого транспорта, поэтому часто они принимают решение использовать прицепы, чтобы повысить грузоподъемность и вместимость машин. Причем прицепы зачастую имеют значительную массу и габариты. Это меняет параметры состава — например, становится сложнее трогаться и тормозить.
Управлять машиной с прицепом значительно сложнее, чем одиночным автомобилем. Например, чтобы совершить поворот влево задним ходом, необходимо повернуть направо, тем самым «сломав» состав, и только после этого поворачивать налево. Водитель должен постоянно держать под контролем прицеп. Ведь, к примеру, на скользкой и заснеженной дороге его может раскачать, а чтобы справиться с проблемой — нужна определенная подготовка.
Автопоезд при этом сильно отличается от обычной машины. Поэтому для управления транспортным средством с прицепом необходимо проходить обучение и получать водительскую категорию Е.
Поскольку легковые авто, грузовики и автобусы дифференцированы на ряд категорий, то и их эксплуатация с прицепом должна быть разделена в соответствии с их характеристиками. Причем категорию Е невозможно получить без наличия основных прав категорий В, C или D.
Разновидность категорий Е или подкатегории
Во времена СССР права серии E позволяли управлять авто более низких категорий, — для них не требовалось проходить специальное обучение.
Сейчас категория E представляет собой не отдельную группу, а служит дополнением для других категорий:
Не так давно появились и специальные подгруппы категорий, которые конкретизируют виды транспортных средств с прицепами. Так, C1E даёт право управления грузовым авто до 7,5 т. с прицепом, масса которого более 0,75 т., но не превышает вес данного ТС. D1E — это подгруппа водительских прав для управления микроавтобусами с тяжелыми прицепами
Как получить права категории Е
Для того чтобы претендовать на получение категорий ВЕ, СЕ или С1Е, нужно соблюсти два условия: кандидату должно быть больше 18 лет и он обязан иметь один год стажа. Для открытия категорий DE и D1E необходим такой же стаж и возраст от 21 года.
Чтобы получить водительскую категорию Е, вы также должны располагать действующими правами исходной категории — В, С, С1, D, D1. Вам необходимо успешно сдать медкомиссию и, самое главное, пройти обучение в автошколе.
Процесс обучения делится на два этапа: теоретический и практический. Во время теоретических занятий инструктор знакомит учащихся со сцепными конструкциями, особенностями их ремонта и технического обслуживания. Практические занятия позволят отработать все необходимые умения на специальной площадке и в городе.
После этого нужно сдать экзамен в ГИБДД. Теоретическая часть сдается за компьютером в специальной аудитории. Практика традиционно состоит из езды по городу и упражнений на специальной площадке. На автодроме нужно проехать по прямой задним ходом и сделать постановку задним бортом к специальной платформе.
Срок обучения на водительскую категорию Е обычно равен тремя месяцам. Стоимость курсов обычно варьируется от 17 до 30 тысяч рублей. К этой цене следует прибавить несколько тысяч за медицинское освидетельствование и две — уплату госсбора.
Как устроиться дальнобойщиком без опыта
Многих водителей-дальнобойщиков, конечно, волнует, как устроиться водителем после окончания автошколы и открытия этой категории. К сожалению, получения прав недостаточно — многие компании не хотят принимать на работу кандидатов без опыта. Однако известные водители делятся свои опытом и предлагают выход.
«У вас должна быть категория С. Вы должны немножко поработать, понять, чувствуете ли вы себя на машине уверенно. Потом получите категорию СЕ и попробуете устроиться в компанию. Если вас не берут, говорят, что опыт нулевой, вы можете сказать, что на самом деле опыт есть, что вы работали у частника или еще кого-то. Можно прибегнуть к обману, но вы должны четко понимать, что вы это сможете делать, сможете управлять уверенно», — считает блогер-дальнобойщик Александр Вит.
«Если у вас совсем нет стажа, можно найти транспортную компанию, которая набирает стажеров. Только их всего две-три. Расскажу о своей истории. Нельзя говорить, что у вас совсем нет опыта. Если у вас нет в трудовой книжке стажа, нужно будет обмануть. Ведь в противном случае вас никто не возьмет. Но ни в коем случае нельзя говорить, что вы работали на частника, — говорите, что была своя машина. Когда я так говорил — у меня всегда прокатывало. И обязательно сразу выходите на начальника автоколонны, ведь с ним легче договориться и обсудить все моменты», — поделился своим опытом дальнобойщик Альберт.
Владея категорией Е, нужно помнить, что автомобиль с прицепом — один из самых сложных видов транспортных средств. Право на управление такой машиной обязывает водителя быть максимально ответственным и внимательным.
Категория Е
Некоторые водители, которые в последние годы меняли водительское удостоверение, столкнулись с такой проблемой: если в старых правах была открыта категория Е к BCD, то в после замены в ГИБДД отказываются открывать категории DE, CE или BE, ссылаясь на разные причины. Автоинструкторы объяснят, чем вызвана подобная неразбериха, и как с этим можно бороться.
Исторический экскурс
15 декабря 1999 года вышло постановление Правительства РФ №1396 «Об утверждении правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений». Одно из нововведений этого постановления, освещенное в 25 пункте, затрагивает порядок сдачи практической части экзамена на водительские права: он должен проводится на транспортном средстве той категории, на право управления которой и сдается экзамен.
А пятый подпункт объясняет порядок открытия категории Е: для того чтобы открыть категорию Е к В, необходимо сдать экзамен на составном транспортном средстве, тягач которой соответствует имеющейся категории, а прицеп имеет максимальную разрешенную массу, по крайней мере 1000 кг; на категорию С — с полуприцепом или прицепом, оснащенным минимум двумя осями, расстояние между которыми минимум один метр; категория D сдается на сочлененном автобусе.
С первого января 2000 года это постановление вступило в силу. То есть с этого момента категорию Е разделили на три подкатегории, но только через полгода утверждается новая инструкция по приему экзаменов и выдаче водительских удостоверений. А к 2001 году Министерство образования утвердило примерные программы для заведений, занимающихся переподготовкой и подготовкой водителей.
Чисто теоретически с этого момента вся неразбериха должна была закончиться, но на деле, категории проставлялись так, как понималось постановление, а понималось оно не всегда правильно.
Подводные камни
Многих в тупик ставил вопрос: куда ставить подкатегорию Е в правах старого образца?
Так в водительском удостоверении нового образца для подкатегорий имеются отдельные строки, а в старых правах эта информация должна была быть указана в особых отметках с обратной стороны.
В мае 2001 года ДОБДД распространяет указание, согласно которому при замене прав, выданных до 2000 года, подкатегорию Е открывали только для категорий С и D. Но тем, кто возмущался, в ГИБДД открывали все три подкатегории, а тем, кто, смотрел сквозь пальцы, оставляли открытыми только две. Пошли многочисленные жалобы, которые рассматривали в течении шести лет, после чего вышло новое постановление.
Оно объясняло, куда ставится отметка об открытых подкатегориях и отменяло действие предыдущего постановления.
Актуальные проблемы
Во-первых, во многих автошколах до сих пор продолжают проводить подготовку по старым программам.
Во-вторых, некоторые экзаменационные подразделения до 2006 года, а некоторые и после продолжали регистрировать группы по подготовке водителей на категории Е, причем экзамен принимался только на грузовике с прицепом.
В-третьих, многие водители при смене прав лишаются подкатегорий Е к В и Е к D, то есть открытой остается только подкатегория Е к С. И с точки зрения закона это абсолютно правомерно, так как экзамен сдавался только на грузовике с прицепом — то есть на ТС какой категории сдавался экзамен, та категория и открывается.
Как поступить если вас лишили категории E?
Однако, если у вас до замены прав были открыты все категории, а после — только Е к С, это ошибка ГИБДД, но никак не вас. Нашлись люди, которые обратились в Суд, желая отстоять свои права, и например Верхотурский районный суд Свердловской области встал на сторону потерпевшего.
Поэтому, если у вас возникла подобная ситуация, можно обратиться в родное отделение ГИБДД с Решением Верхотурского суда и предложить решить это дело миром.
Если вам в этом откажут — напишите иск в суд и приложите уже вынесенное Решение. По одному вопросу не может быть вынесено два разных решения. Таким образом вам восстановят категорию E.
Удачной вам замены прав и будьте аккуратны на дорогах!
Категории водительских прав
Водительское удостоверение за последние несколько лет видоизменялось. Если ранее категории подразделялись просто на «мотоцикл», «легковой авто», «грузовик», «автобус» и управление прицепом, то теперь их спектр стал шире. Категории получили подразделение на подкатегории.
В этой статье мы поможем новичкам и опытным водителям освоиться в водительских удостоверениях современного образца.
Содержание
Описание категорий водительских прав
Двухколёсный транспорт делится на три категории:
Категория М предназначена для управления мопедами и легкими квадрициклами. Она открывается автоматически при сдаче экзамена на любую из других категорий. По сути, мопед может водить любой школьник. Обязанность получить права была введена в связи с большим количеством смертей на дорогах в результате ДТП с участием мопеда. То есть, авторы ПДД считают, что, пройдя курс теории и научившись вождению на любом серьезном транспорте, вы будете более осведомлены и аккуратны в вождении этих несложных мото-средства. Доплачивать за категорию не нужно.
Категория А1 для «слабых» мотоциклов до 125 «кубов» может быть открыта с 16-летнего возраста – в этом кроется её основная особенность. Однако обладатель прав с пометкой А1 не сможет водить крутой байк с мотором больше 125 «кубов».
Категория А – самая обширная, она позволяет управлять всеми видами мототранспорта, в том числе с коляской. Также она открывает доступ к управлению квадроциклами до 400 килограммов. То есть, выучившись на категорию А, у вас автоматически откроются категории А1 и М.
Категория прав для управления автомобилем
Что касается легковых авто, то здесь изменения минимальны. Категория В, как и прежде, позволяет водить автомобиль – тот, что до 3,5 тонн и имеет не более 8 мест в салоне. Новичкам желательно отрабатывать водительские навыки на подержанном авто. На дороге возникают разные ситуации, и б/у машина в этом случае лучший вариант. Но 70% машин с пробегом продается с проблемами: штрафы, залог, ДТП, лизинг и др. Поэтому перед покупкой рекомендуется проверять историю автомобиля.
К категории В добавилась В1 – управление трициклом и категория Е – прицеп, только вот в 2021 году эти две категории, если на них выучиться, «слипаются» вместе. Таким образом, водитель машины с прицепом должен иметь права категории ВЕ.
Те, кто обладают водительским удостоверением и водят, знают, что таблица категорий водительских прав, расчерченная на обратной стороне карточки, куда более широкая.
Всего в 2021 году водительское удостоверение в России насчитывает 16 доступных категорий, часть из которых нельзя назвать вполне «гражданскими» и доступны только курсантам, обучающимся на управление общественным транспортом.
В разряд «автомобилей», только потяжелее, также входят грузовики и автобусы. Если раньше для них существовало лишь две категории – С и D, то теперь их также «раздробили». Грузовики от 3,5 тонн попали в категории С, авто от 3,5 до 7,5 тонн оказались в С1 – средние грузовики, также отдельной категорией вынесли СЕ и С1Е – то же самое, только с прицепом.
Важное замечание и отличие: открытая категория С не позволяет управлять небольшими грузовиками до 3,5 тонн и легковыми машинами.
Категория прав для общественного транспорта
Категория D обозначает право управления автобусом. В 2021 году появились новые категории, подразделяющие автобусы на подвиды, а также позволяющие управлять трамваем или троллейбусом:
В категорию «небольших автобусов» попадают транспортные средства, которые в народе принято называть «маршрутными такси». Это автомобили вроде «Газели» или «Хёндэ Богдан», которые вмещают 12-15 пассажиров.
Трамвай и троллейбус лишь недавно вынесли в отдельную категорию, ранее информацию о праве управления данными видами транспортных средств указывали.