катаев сын полка для какого возраста
Госдума пересматривает возрастные маркировки: 15-летним разрешат читать «Сына полка»
Депутаты решили, что культуре возраст не помеха
Думский Комитет по культуре предложит поправки, направленные на смягчение возрастных ограничений для книг, фильмов и других культурных продуктов. Депутаты считают необходимым исключить все категории ограничений по возрасту, кроме маркировки «18+», заявила глава Комитета по культуре нижней палаты Елена Ямпольская на слушаниях по концепции проекта закона «О культуре».
Парламентарий отмечает явный перекос в регулировании: «Пока публичное ДНК-тестирование и стихи Пушкина равны перед нашим законодательством — и то, и другое попадает под определение «информация».
И пока существует подобное равенство, «мы так и будем бегать и вручную спасать художественные произведения от разных ограничений и ущемлений», в том числе от необоснованных с точки зрения логики ярлыков в виде возрастной маркировки, отметила Елена Ямпольская.
Глава Комитета по культуре считает, что в законе должно существовать понятие «произведение литературы и искусства», предполагающее особое регулирование.
С этим согласилась другая участница слушаний, директор Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина, которая привела пример явного перегиба в регулировании. Она рассказала о случае, когда юному посетителю библиотеки отказались выдать книгу Валентина Катаева «Сын полка», потому что издатель промаркировал эту книгу «16+».
Участники слушаний считают, что в законе должно остаться лишь одно ограничение — «18+», все остальные маркировки могут носить рекомендательный характер. В ближайшее время изменения в законодательстве будут предложены комитетом, пообещала Ямпольская.
Как скоро эта инициатива станет законом? Говорит председатель Комитета по социальной политике Совета Федерации Валерий РЯЗАНСКИЙ:
«В целом инициатива коллег из нижней палаты мне импонирует, маркировки типа «16+» выглядят нелепо. А отказ библиотекаря выдать не достигшему 16 лет юноше книгу «Сын полка» — совсем нелепо. Я, например, эту книгу прочитал, будучи младшим школьником. Хотя и предъявлять претензии к библиотеке в этом случае было бы несправедливо, маркировка есть маркировка, библиотека не может нарушать правила.
Работа над законопроектами, их прохождение через все необходимые стадии законотворческого процесса может существенно отличаться по времени, но в данном случае, я думаю, это вопрос нескольких месяцев. По всей вероятности, наш комитет будет привлечен к работе над этой поправкой».
Как читать «Сына полка»
Историк культуры Мария Майофис рассказывает, как устроены самые популярные советские книги, которые все читают в детстве
Повесть Валентина Катаева впервые вышла в 1945 году: она публиковалась параллельно в журналах «Октябрь» и «Дружные ребята», в том же году последовало четыре книжных издания. Характерно, что одна из этих книг уже имела гриф «Школьная библиотека». В следующем году повесть была издана в «Роман-газете» тиражом сто тысяч экземпляров. С тех пор небольшая повесть Катаева стала одним из самых републикуемых произведений советской литературы — и остается таким до нынешнего дня: например, в 2016 году «Сын полка» выходил в разных издательствах шесть раз. Сегодня в части российских школ произведение входит в списки обязательного чтения, в других — внеклассного.
«Сын полка» был дважды экранизирован: в 1946 году — Василием Прониным (сценарий писал сам Катаев), в 1981-м — Георгием Кузнецовым. К концу советской эпохи для многих критически настроенных людей эта книга стала символом идеологической «промывки мозгов», через которую проходят советские дети. Именно в этом качестве она упоминается в стихотворении Льва Лосева «Брайтон-Бич», изображающем судьбу инженера-еврея, типичного представителя третьей волны эмиграции: когда его герой был ребенком, ему «подарили книгу „Сын полка“ / когда вырастет пионэром будет».
Сюжет и идея
Сюжет повести «Сын полка» многие помнят со школьных лет. Советские разведчики находят в глухом лесу на оккупированной территории мальчика-сироту Ваню Солнцева, всю семью которого убили фашисты. Ваня всеми силами сопротивляется, когда его хотят отправить в детский дом, убегает с полдороги от провожатого и вымаливает право остаться в армии как «сын полка». Здесь он участвует в настоящих армейских операциях: сперва ходит в разведку, потом помогает в орудийном расчете, и только спустя продолжительное время, когда после кровопролитного сражения погибают почти все члены его боевой семьи, мальчика отправляют в Суворовское училище.
Замысел повести основан на следующей мысли: ни война, ни служба в армии, ни потеря близких не могут уничтожить глубочайших привязанностей человека, его потребности в жизни семейной — поэтому солдаты и офицеры Советской армии становятся для осиротевшего Вани настоящей семьей. Этот симбиоз идет на пользу не только маленькому «пастушку», как называют Ваню в полку, но и усыновившим его военным: оторванные от собственных семей, потерявшие в бомбежках и в оккупации жен и детей, они находят в заботе о Ване возможность удовлетворить собственные отцовские инстинкты.
Повесть изображает преображение души маленького, затравленного, уже потерявшего веру в людей сироты — и одновременно исцеление душ его взрослых опекунов. В то же время «Сын полка» — это настоящий роман воспитания. Капитан Енакиев, взявший на себя ответственность за Ваню, разрабатывает подробный план интеллектуального, физического и нравственного развития мальчика.
Артиллерийский компонент повести имеет явную автобиографическую подоплеку. Сам Катаев во время Первой мировой войны, будучи юным гимназистом-переростком, несколько лет служил в артиллерии и запечатлел этот опыт в позднейшем «Юношеском романе» (1982). Во время Второй мировой Катаев, работавший военным журналистом, много и с удовольствием писал именно о советских артиллеристах.
Война как школа
Под пером Катаева приемные родители Вани — капитан Енакиев, наводчик Ковалёв, разведчик Биденко — предстают не просто как герои и патриоты, но прежде всего как высочайшие профессионалы, у которых и Ване, и любому, кто захотел бы посвятить себя военной профессии, есть чему поучиться. При этом каждый из них необыкновенен. Енакиев, например, отличается «воображением, основанным на опыте, на тонком понимании маневра и на том особом, математическом складе ума, который всегда отличает хорошего артиллерийского офицера…». Ковалёв, служивший артиллерийским наводчиком еще в Первую мировую, оказался особенно востребован именно во время новой войны, которая открыла в нем «качества, которые в прежней войне не могли проявиться в полном блеске». Своя профессиональная изюминка есть у разведчиков, ординарцев и даже у полкового парикмахера. Полк, таким образом, становится для Вани не только семьей, но и школой.
Борьба с формализмом
Казалось бы, на фронте Ваня занимается чем угодно, но только не академическими школьными дисциплинами: ходит в разведку, учится наматывать портянки, подносит снаряды к орудию, наблюдает в прицел за вражеской территорией… При этом Катаев не забывал о задачах, поставленных перед советской школой руководителями партии и наркомата просвещения. С августа 1944 года в советской прессе набирала ход кампания по борьбе с формализмом в школьном образовании: учителей призывали отказаться от принципов зубрежки, передачи «готового» знания и сконцентрироваться на формировании практических навыков. Вероятнее всего, недостаток таких навыков оказался очень заметен у недавних выпускников, пришедших на фронт в 1943–1944 годах. Нарком просвещения Владимир Потёмкин рассказывал в своих докладах об учениках, которые во время экзамена или опроса правильно описывали устройство барометра, но не знали, как им пользоваться.
Кадр из фильма «Сын полка», режиссер Георгий Кузнецов. 1981 год © Свердловская киностудия
Регламентация школьной жизни
Начало 1943/44 учебного года ознаменовалось для советских школьников несколькими кардинальными нововведениями: с 1 сентября в больших городах прежде совместные школы были разделены на мужские и женские, а жизнь в учебных заведениях регулировалась теперь едиными для всей страны Правилами для учащихся. В первых же строках этого документа, состоявшего из 20 пунктов, ученикам предписывалось «беспрекословно подчиняться» директору и учителям. Регламентировались порядок входа в класс, ответы на вопросы учителя и даже поведение за пределами школы: строго запрещалось употреблять бранные и грубые выражения, курить, играть в азартные игры на деньги и вещи; требовалось «слушаться родителей». Последний пункт правил обязывал учеников дорожить честью школы и класса так же сильно, как своей собственной: любой ученический проступок и нарушение правил рассматривались как посягательство на высокий статус этих коллективов — малого и большого.
Мы так и не узнаем из повести Катаева, как Ваня учился в школе до войны и как проходила его учеба в Суворовском училище после. Но Правила для учащихся оказываются тем не менее неявным образом перенесены на театр военных действий. Ваня узнаёт, как следует приветствовать старшего по званию (правила требовали того же по отношению к учителям), как следить за тем, чтобы внешний вид был опрятным и уставным. Главным же в военном воспитании мальчика становится вопрос дисциплины:
«Он уже чувствовал, хотя еще не вполне понимал, что такое воинская дисциплина. Он уже научился беспрекословно подчиняться. Он уже однажды на собственном опыте убедился, что значит самовольный поступок и к чему он может привести».
Дети, прочитавшие повесть в начале 1945 года, должны были на живом и правдоподобном примере из военной жизни увидеть, как важны на фронте дисциплина и «беспрекословное подчинение».
Суворовское училище
Финал повести тоже насыщен актуальным историческим контекстом. Ваню отправляют в Суворовское училище. Эти учебные заведения были созданы в СССР всё той же осенью 1943 года, когда вводились в действие Правила для учащихся и образовывались раздельные мужские и женские школы. Постановление Совета народных комиссаров СССР от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» предписывало открыть девять училищ в городах центра и юга России и на востоке Украины. Первыми воспитанниками училищ должны были стать сыновья погибших во время войны офицеров, солдат, партизан и мирных жителей, а также мальчики, чьи отцы продолжали воевать на фронте.
По некоторым деталям, упомянутым в тексте повести, можно догадаться, куда именно привез Ваню Солнцева ефрейтор Биденко. Здание «екатерининских времен» в городе, который «в сорок втором году некоторое время находился в руках у немцев», — это Новочеркасское училище. В 1945 году оно стало объектом повышенного внимания со стороны властей: вероятно, наркомат обороны и наркомат просвещения хотели сделать его образцовой площадкой, где бы отрабатывались методы новой военной педагогики. Новочеркасскому училищу также посвящена книга Ивана Василенко «Суворовцы», вышедшая в 1945 году в Ростове-на-Дону почти одновременно с повестью Катаева. На обложке изображен усердно пишущий в тетради мальчик, рядом с ним — стопка книг, а на заднем плане — портрет генералиссимуса Суворова, точно такой, как у Катаева, «с серым хохолком над прекрасным сухим лбом».
Тему военной травмы и даже настоящего психоза, которые овладевают такими, как Ваня Солнцев, «сынами полка», советская литература поднимет только в период оттепели: сперва Владимир Богомолов опубликует в 1958 году повесть «Иван», сознательно полемически обращенную к тексту Катаева, а потом, в 1962-м, Андрей Тарковский снимет по этой повести фильм «Иваново детство», где будут отчетливо проговорены и тема военной травмы, и тезис о том, что у прошедшего войну ребенка не может быть ни мирного детства, ни Суворовского училища. Но до этого советской литературе и советскому обществу нужно было пройти еще долгий путь.
Два финала
Отдельная интересная тема — различные редакции финала «Сына полка». В первой, написанной в 1944 году, Ване снится сон о том, как он бежит по мраморной лестнице мимо «генералов в бурках» и его встречает «старик в сером плаще, переброшенном через плечо, в высоких ботфортах со шпорами, с алмазной звездой на груди и с серым хохолком над прекрасным сухим лбом». Это генералиссимус Суворов. Он ведет Ваню еще дальше по лестнице, где на самом верху стоит… Сталин, «осененный боевыми знаменами четырех победоносных войн», «с бриллиантовой маршальской звездой, сверкающей и переливающейся из отворотов его шинели». Он и становится в конце концов главным отцом и «усыновителем» Вани:
«Из-под прямого козырька фуражки на Ваню требовательно смотрели немного прищуренные, зоркие, проницательные глаза. Но под темными усами Ваня увидел суровую отцовскую усмешку, и ему показалось, что Сталин говорит: „Иди, пастушок… Шагай смелее!“».
После 1956 года Сталин навсегда исчез из текста повести — во сне Ваня видит только Суворова, и именно ему теперь будет доверено произнести последнее напутствие «пастушку». Тем не менее важно, что в символической иерархии персонажей Сталин первоначально занимал более высокую позицию, чем Суворов. Подобно Вергилию, тот лишь сопровождал своего подопечного на пути к вершине, где ему предназначалось увидеть «бога» во всем его сиянии и славе.
Что еще почитать о «Сыне полка»:
Литовская М. Феникс поет перед солнцем. Феномен Валентина Катаева. Екатеринбург, 1999.
Livshiz A. Pre-Revolutionary in Form, Soviet in Content? Wartime Educational Reforms and the Postwar Quest for Normality. History of Education. No. 4–5. July — September, 2006.
Статья подготовлена в рамках работы над научно-исследовательским проектом ШАГИ РАНХиГС «Изоляционизм и советское общество: ментальные структуры, политические мифологии, культурные практики».
Библиотечный центр «Екатеринбург»
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
Материал к 75-летию со дня выхода повести Валентина Катаева
Повесть Валентина Катаева «Сын полка», вышедшая в 1945 году, широко известна и вызывает отклик в душе каждого читателя. Она задевает за живое, поскольку тема войны всегда болезненна. Особенно, когда в центре боевых действий оказываются невинные дети. В то время, когда Валентин Катаев написал эту повесть, тема войны и детей еще не раскрывалась так сильно, поэтому произведение вызвало большой интерес. Но даже сейчас оно остается особенным, атмосферным и вызывает щемящее чувство в душе. Предлагаем рассказ об истории создания повести и ее литературной судьбе.
Автор книги писатель Валентин Катаев во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда». Он стал свидетелем жестоких боёв под Ржевом, на Курской дуге, под Орлом. Военный корреспондент Катаев писал фельетоны, очерки, рассказы («Третий танк», «Флаг», «Виадук», «Отче наш», повесть «Жена», 1943, пьесы «Отчий дом», «Синий платочек»).
История создания
Замысел повести «Сын полка» начал формироваться у Катаева в 1943 году, как военкор он и постоянно перемещался из одного воинского соединения в другое. Однажды писатель заметил мальчика, облачённого в солдатскую форму: гимнастёрка, галифе и сапоги были самыми настоящими, но сшитыми специально на ребёнка. Из разговора с командиром Катаев узнал, что мальчугана – голодного, злого и одичавшего – разведчики нашли в блиндаже. Ребёнка забрали в часть, где он прижился и стал своим.
Сергей Шаргунов в книге «Погоня за вечной весной» пишет, что одним из прототипов главного героя мог быть суворовец Коля Мищенко, который два года воевал с немцами и именно о нем писал в своем очерке Валентин Катаев после посещения Калининского суворовского училища.
Писатель написал повесть «Сын полка» в 1944 году. В это время во фронтовых окопах можно было встретить 3500 детей до 16 лет, которые всеми способами стремились сражаться рядом с взрослыми. Все они в чем-то походили на героя повести — Ваню Солнцева.
Поэтому не случайно эпиграфом к своему произведению Катаев выбрал строчку из стихотворения Н. А. Некрасова «Это многих славный путь». Повесть была посвящена брату писателя Евгению, военному корреспонденту (знаменитый Евгений Петров, один из авторов «Двенадцати стульев»), который погиб, возвращаясь из осажденного Севастополя и сыну Павлику.
«Отец читал маме эту повесть по мере написания, и мы с сестрой также при этом присутствовали, – вспоминает Павел.
Повесть Валентина Катаева впервые вышла в 1945 году: она публиковалась параллельно в журналах «Октябрь» и «Дружные ребята», в том же году последовало четыре книжных издания. Характерно, что одна из этих книг уже имела гриф «Школьная библиотека». В следующем году повесть была издана в «Роман-газете» тиражом сто тысяч экземпляров.
Сюжет и образы
Сюжет повести «Сын полка» многие помнят со школьных лет. Советские разведчики находят в глухом лесу на оккупированной территории мальчика-сироту Ваню Солнцева, всю семью которого убили фашисты.
« Мальчик спал, и по его измученному лицу судорожно пробегали отражения кошмаров, которые преследовали мальчика во сне. Каждую минуту его лицо меняло выражение».
«При всей упрощенности сцен, обстоятельств и характеров Катаев подтверждает образы доблестных богатырей какой-то точно найденной былинной интонацией. А главное, виден и вызывает сочувствие мальчуган-сирота с его страхами, надеждами, упрямством», – отмечает Сергей Шаргунов
Замысел повести основан на следующей мысли: ни война, ни служба в армии, ни потеря близких не могут уничтожить глубочайших привязанностей человека, его потребности в жизни семейной — поэтому солдаты и офицеры Красной армии становятся для осиротевшего Вани настоящей семьей.
Повесть можно считать настоящим романом воспитания. Капитан Енакиев, взявший на себя ответственность за Ваню, разрабатывает подробный план интеллектуального, физического и нравственного развития мальчика.
«И это сделали не слова капитана Енакиева — простые, серьёзные слова о жизни — и даже не суровый, нежный взгляд его немного усталых глаз, окружённых суховатыми морщинками, а это сделала та живая, деятельная, отцовская любовь, которую Ваня почувствовал всей своей одинокой, в сущности, очень опустошённой душой. А как ей была необходима такая любовь, как душа её бессознательно жаждала!»
Две редакции финала
Отдельная интересная тема — различные редакции финала «Сына полка». В первой, написанной в 1944 году, Ване снится сон о том, как он бежит по мраморной лестнице мимо «генералов в бурках» и его встречает «старик в сером плаще, переброшенном через плечо, в высоких ботфортах со шпорами, с алмазной звездой на груди и с серым хохолком над прекрасным сухим лбом». Это генералиссимус Суворов. Он ведет Ваню еще дальше по лестнице, где на самом верху стоит… Сталин, «осененный боевыми знаменами четырех победоносных войн», «с бриллиантовой маршальской звездой, сверкающей и переливающейся из отворотов его шинели». Он и становится, в конце концов, главным отцом и «усыновителем» Вани:
«Из-под прямого козырька фуражки на Ваню требовательно смотрели немного прищуренные, зоркие, проницательные глаза. Но под темными усами Ваня увидел суровую отцовскую усмешку, и ему показалось, что Сталин говорит: «Иди, пастушок… Шагай смелее!».
После 1956 года Сталин навсегда исчез из текста повести — во сне Ваня видит только Суворова, и именно ему теперь будет доверено произнести последнее напутствие «пастушку».
После выхода повести Катаеву ежедневно приходили письма от узнавших себя в «сыне полка». Успех был огромен.
Судьба повести
«Сын полка» был дважды экранизирован: в 1946 году — Василием Прониным (сценарий писал сам Катаев), в 1981-м — Георгием Кузнецовым.
В фильме 1946 года главную роль сыграл детдомовец Юрий Янкин.
Повесть получила Сталинскую премию второй степени в области литературы.
В номере «Литературной газеты», посвященном лауреатам, детская писательница Александра Бруштейн писала: «Сын полка читаешь залпом, как в жаркий день пьёшь родниковую воду. Повесть В.Катаева, несомненно, останется жить для многих поколений грядущих читателей…»
С тех пор небольшая повесть Катаева стала одним из самых публикуемых произведений советской литературы — и остается таким до нынешнего дня. Ежегодно выходят новые издания книги. Произведение входит в школьную программу обязательного или внеклассного чтения.
История создания
Автор книги «Сын полка» — Валентин Катаев. Во время работы писатель посещал разные места. Однажды мужчина заметил мальчика, который носил солдатскую форму. На нем были настоящие галифе, гимнастерка и сапоги, но сшитые на ребенка. Катаев решил поговорить с командиром, и тот рассказал, что мальчика нашли солдаты в лесу.
На тот момент ребенок был озлобленным и диким, но его решили забрать в часть. Постепенно он прижился и стал полностью своим. В этот момент писатель понял, что таких детей много. Катаев первым рассказал о войне через восприятие ребенка. После него другие авторы тоже стали писать на эту тему.
Есть несколько версий о том, кто был прототипом Вани Солнцева. В основном считается, что это был Исаак Раков-Солнцев. Он жил в детдоме и в начале Великой Отечественной войны сбежал с другом на фронт. В лесу они попали к разведчикам-артиллеристам.
Позже сын Катаева, объяснил, что у Вани Солнцева не было прототипа и отец полностью выдумал мальчика. Интересно то, что популярность повесть получила только спустя десятилетие.
После этого Валентин Катаев стал получать большое количество писем, где фронтовики делились своими историями.
Основные персонажи
В повести «Сын полка» главный герой — Ваня Солнцев. Он стал сиротой после того, как отец погиб, а мать расстреляли фашисты — женщина пыталась защитить корову. Бабушка и сестра Вани умерли от голода, поэтому мальчик был вынужден побираться по соседним деревням.
Его обнаружили бойцы батареи капитана Енакиева. Ребенок спал в лесу, бредил и замерзал. Они забрали мальчика с собой.
Основные персонажи повести:
Солдаты прониклись теплыми чувствами к Ване. Они заботились о нем, называли ласково пастушонком, а Енакиев планировал усыновить мальчика. Сначала ребенка хотели отправить в детский дом, но Солнцев сбежал. Ване очень хотелось приносить пользу и защищать страну наравне с солдатами.
В повести есть и второстепенные герои. Солнцев после побега от Биденко столкнулся с мальчиком, который выглядел роскошно. Он был в походной форме и с настоящей казачьей шашкой. Несмотря на свою молодость, новый знакомый Вани был полноценным участником армии. Он выполнял обязанности связного при майоре Вознесенском.
Начало повести
В первой главе рассказывается о трех разведчиках, которые возвращались ночью. В лесу они услышали бормотание ребенка в окопе. Когда мальчик резко проснулся, то он сразу выхватил заточенный гвоздь и приготовился драться. Солдаты пожалели его и забрали с собой.
По дороге в артиллерийскую батарею мальчик немного рассказал о себе. Он представился Ваней Солнцевым, сказал, что ему 12 лет. Он поведал солдатам, как погибла вся его семья, как он скитался по деревням. Однажды его схватили жандармы и отправили в детский изолятор. Там ребенок серьезно заболел чесоткой и тифом. Через некоторое время Ване удалось сбежать, и он скрывался в лесах. Его целью было нахождение линии фронта.
В холщовой сумке Солнцева был только рваный букварь и заточенный гвоздь. По прибытии в артиллерийскую батарею Ваню досыта накормили. Капитан Енакиев смотрел на ребенка и вспомнил свою семью. Его жена, маленький сын и мать погибли при авианалете на дорогу в Минск.
Ваню нашли Биденко, Горбунов и Егоров. Они пообещали зачислить мальчика на довольствие, обучить его военному делу. Енакиев отдал распоряжение Биденко сопроводить Солнцева в детский дом. Ваня дважды сбежал от солдата, а в третий раз столкнулся с капитаном. Мальчика не знал, что разговаривает с командиром батареи, поэтому он пожаловался на несправедливую ссылку в тыл. Енакиев принимает решение вернуть его.
Позже Биденко и Горбунов взяли Ваню в разведку, но не предупредили об этом капитана. Они разрешили мальчику уехать верхом на лошади вперед, а через несколько часов вернулось только животное. Биденко отправился в часть доложить о случившемся.
Во время поездки Ваня делал план местности на изорванном букваре. За этим делом его заметили немцы и посадили в блиндаж. Его допросила немка, но мальчик ничего не сказал. Позже Солнцев проснулся от звуков бомбежки, его освободили русские солдаты.
Переломный момент
После того как Ване удалось вернуться к артиллерийской батарее, к нему изменилось отношение. Его сводили в баню, подстригли и выдали ему полное обмундирование. Енакиев решил сделать мальчика своим сыном, поэтому плотно занялся его воспитанием. Ваня стал связным, его назначили запасным номером к первому орудию первого взвода.
Орудийцы многое слышали о мальчике и восприняли его положительно. Солнцев подружился с одним из лучших наводчиков — Ковалевым. Тот рассказывал своему юному ученику о том, что войска СССР скоро смогут одолеть Германию и окончательно победить.
Взвод Енакиева готовился к бою. Перед этим капитан навестил Ковалева и поделился планами об усыновлении Вани. У Енакиева было предчувствие, что немцы имеют запасные войска, и это оказалось правдой. Им удалось окружить пехотную часть. Разгорелся серьезный бой, и капитан решил отправить мальчика в тыл. Для этого мужчина пошел на хитрость: написал записку и велел Солнцеву отправляться в командный пункт дивизиона и вручить письмо начальнику штаба.
Ваня выполнил поручение и вернулся назад, но все уже было кончено. Весь расчет первого орудия, вместе с Енакиевым, был убит. Перед смертью капитан успел написать записку, где попрощался со всеми, попросил заботиться о Солнцеве.
Солдаты выполнили поручение и отвели Ваню в Суворовское училище, после которого мальчик смог жить достойной жизнью. На войне он увидел, что значит защищать Родину, товарищей и как порой нужно идти на жертвы.
Роль произведения
В «Сыне полка» главная мысль — важность сочувствия в тяжелое военное время. Солдаты пожалели сироту, забрали его к себе, и несколько человек хотело усыновить мальчика. В произведении также показана любовь к Родине и самопожертвование. Енакиев понимал, что погибнет, поэтому он отправил Ваню с письмом в штаб. Так он смог спасти мальчика.
Книги Катаева изучаются в школе на уроках литературы. Для лучшего понимания произведений ученик должен вести читательский дневник. В нем указывают следующую информацию:
Дети должны учиться правильно анализировать произведения. Для этого им нужно прочитать полностью книгу Катаева. Ее объем около 160 страниц, поэтому ее изучение не займет много времени. Через описание портрета и составление характеристики Вани Солнцева можно представить все тяготы войны, которые пришлось пережить детям.
В повести «Сын полка» автор поднимает разные темы, и каждый человек самостоятельно определяет главную идею произведения. Для кого-то — это важность защиты Родины в любом возрасте, для другого — помощь ближнему. Катаеву удалось изобразить мальчика, который, даже став настоящим солдатом, сохранил свою детскость.
Повесть была экранизирована два раза. Первый фильм вышел в 1946 году, второй — в 1981 году. Также был поставлен спектакль в Ленинградском ТЮЗе. Произведение не теряет своей актуальности, его изучают в школе.